РП Информатика ФГОС СОО

Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

директор

ОУ СОШ № 154
Валамина О.В.
mifu
Приказ № 21-0
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного предмета «Информатика»
Уровень образования - СОО
Уровень изучения предмета - базовый
Срок реализации - 2 года
10-11 классы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
1

национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно­
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
2

информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на
обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной
подготовки.
Изучение предметной области "Математика и информатика" должно
обеспечить:
сформированность представлений о социальных, культурных и
исторических факторах становления математики и информатики;
сформированность
основ
логического,
алгоритмического
и
математического мышления;
сформированность умений применять полученные знания при решении
различных задач;
сформированность
представлений
о
математике
как
части
общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем
описывать и изучать реальные процессы и явления;
сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в
современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете;
сформированность представлений о влиянии информационных
технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального,
экономического, политического, культурного, юридического, природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического
контекстов
информационных технологий;
принятие этических аспектов информационных технологий; осознание
ответственности людей, вовлеченных в создание и использование
информационных систем, распространение информации.
"Информатика” (базовый уровень) - требования к предметным
результатам освоения базового курса информатики должны отражать:
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с
3

ней процессов в окружающем мире;
2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание
необходимости формального описания алгоритмов;
3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном
для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
знанием основных конструкций программирования; умением анализировать
алгоритмы с использованием таблиц;
4) владение стандартными приемами написания на алгоритмическом
языке программы для решения стандартной задачи с использованием
основных конструкций программирования и отладки таких программ;
использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной
специализации;
5) сформированность представлений о компьютерно-математических
моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого
объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных;
понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
6) владение компьютерными средствами представления и анализа
данных;
7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению
требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе
со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов
использования компьютерных программ и работы в Интернете.
В результате изучения учебного предмета «Информатика» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
определять информационный объем графических и звуковых
данных при заданных условиях дискретизации;
строить логическое выражение по заданной таблице истинности;
решать несложные логические уравнения;
находить оптимальный путь во взвешенном графе;
определять результат выполнения алгоритма при заданных
исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и
числовых последовательностей; создавать на их основе несложные
программы анализа данных; читать и понимать несложные программы,
написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом
языке высокого уровня;
выполнять пошагово (с использованием компьютера или
вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа
числовых и текстовых данных;
создавать на алгоритмическом языке программы для решения
типовых задач базового уровня из различных предметных областей с
использованием основных алгоритмических конструкций;
использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
понимать и использовать основные понятия, связанные со
сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
4

использовать компьютерно-математические модели для анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые
параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать
результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации;
аргументировать выбор программного обеспечения и технических
средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя
знания о принципах построения персонального компьютера и классификации
его программного обеспечения;
использовать электронные таблицы для выполнения учебных
заданий из различных предметных областей;
использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности
составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и
средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;
создавать
структурированные
текстовые
документы
и
демонстрационные материалы с использованием возможностей современных
программных средств;
применять антивирусные программы для обеспечения стабильной
работы технических средств ИКТ;
соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
выполнять эквивалентные преобразования логических выражений,
используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых
запросов;
переводить заданное натуральное число из двоичной записи в
восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и
вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
использовать знания о графах, деревьях и списках при описании
реальных объектов и процессов;
строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о
кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а
также о помехоустойчивых кодах ;
понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа
данных;
использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной
среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять
созданные программы;
5

разрабатывать и использовать компьютерно-математические
модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному
объекту или процессу;
применять базы данных и справочные системы при решении
задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
классифицировать программное обеспечение в соответствии с
кругом выполняемых задач;
понимать основные принципы устройства современного
компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила
безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными
устройствами;
понимать общие принципы разработки и функционирования
интернет- приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы
обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения
надежного функционирования средств ИКТ;
критически оценивать информацию, полученную из сети
Интернет.
Содержание учебного предмета «Информатика»
Базовый уровень
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия человеком.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Универсальность дискретного представления информации.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел,
записанных в этих системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры
логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение
логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших
логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная и конъюнктивная нормальная
форма.
Дискретные объекты
6

Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов
(примеры:
построения
оптимального
пути
между
вершинами
ориентированного ациклического графа; определения количества различных
путей между вершинами). Использование графов, деревьев, списков при
описании объектов и процессов окружающего мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись
алгоритмических конструкций
в
выбранном
языке
программирования.
Составление алгоритмов и их программная реализация
Этапы решения задач на компьютере.
Операторы языка программирования, основные конструкции языка
программирования. Типы и структуры данных. Кодирование базовых
алгоритмических конструкций на выбранном языке программирования.
Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и
программ в выбранной среде программирования. Приемы отладки программ.
Проверка работоспособности программ с использованием трассировочных
таблиц.
Разработка и программная реализация алгоритмов решения типовых
задач базового уровня из различных предметных областей. Примеры задач:
алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух,
трех, четырех заданных чисел без использования массивов и циклов, а также
сумм (или произведений) элементов конечной числовой последовательности
(или массива);
алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе
счисления;
алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного
натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка элементов данного массива в обратном
порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов
массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего
(или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента,
удаление и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов
управления исполнителями и вычислительных алгоритмов. Определение
исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер
используемой памяти; зависимость вычислений от размера исходных данных.
7

ш

щ

Математическое моделирование
Представление результатов моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы,
графики).
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме.
Анализ достоверности (правдоподобия) результатов экспериментов.
Использование
сред
имитационного
моделирования
(виртуальных
лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной
деятельности.
Использование программных систем и сервисов
Компьютер - универсальное устройство обработки данных
Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных
систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные
системы.
Суперкомпьютеры.
Распределенные
вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные
цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем.
Различные виды
ПО и их назначение. Особенности программного
обеспечения мобильных устройств.
Организацияхранения и обработки
данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных
устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для
решения учебных задач и
задач по выбранной
специализации.
Законодательство
Российской Федерации в области
программного
обеспечения.
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств
ИКТ. Применение специализированных программ для обеспечения
стабильной работы средств ИКТ.
Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение,
технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего
места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с
целями его использования.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование
готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа,
создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических
описаний.
Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные
8

сервисы.
Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства
ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием
сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными данными
Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод
изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых
фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Обработка
изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений.
Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации
готового материала в сети.
Электронные (динамические) таблицы
Примеры использования динамических (электронных) таблиц на
практике (в том числе - в задачах математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы данных. Таблица - представление
сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы.
Связи между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах данных.
Сортировка данных.
Создание, ведениеш использование баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное проектирование
Представление о системах автоматизированного проектирования.
Системы автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых
деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и редактирования трехмерных моделей.
Сеточные модели. Материалы. Моделирование источников освещения.
Камеры.
Аддитивные технологии (ЗО-принтеры).
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение - решение задач распознавания, классификации и
предсказания. Искусственный интеллект.
Информационно-коммуникационные
технологии.
Работа
в
информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы.
Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером.
Динамические страницы. Разработка интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование
9

языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Геолокационные сервисы
реального времени (локация мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование
билетов и гостиниц и т.п.
Социальная информатика
Социальные сети - организация коллективного взаимодействия и
обмена данными. Сетевой этикет: правила поведения в киберпространстве.
Проблема подлинности полученной информации. Информационная
культура. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные
приложения. Открытые образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных
системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы
защиты информации и информационной безопасности АИС. Электронная
подпись, сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием
ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы

№
п/п
1

2

3

4
5
6

Раздел (Тема)

10 класс
Элементы содержания

Введение.
Информация и
информацион
ные процессы.
Системы.
Компоненты
системы и их
взаимодейств
ие.
Универсально
сть
дискретного
представления
информации.
Математическ
ие основы
информатики.
Тексты и
кодирование.
Равномерные
и

Введение. Информация и
информационные процессы
Роль информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия
человеком.
Системы. Компоненты системы и их
взаимодействие.
Универсальность дискретного
представления информации.
Математические основы
информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные
коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в

Количество
часов
1 час

1 час

1 час

1 час
1 час
1 час
10

7
8

9

10

11

12

13

14

15

16

неравномерны
е коды.
Условие
Фано.
Системы
счисления.
Элементы
комбинаторик
и, теории
множеств и
математическ
ой логики.
Алгоритмы и
элементы
программиров
ания.
Алгоритмичес
кие
конструкции.
Подпрограмм
ы.
Рекурсивные
алгоритмы.
Табличные
величины
(массивы).
Запись
алгоритмичес
ких
конструкций в
выбранном
языке
программиров
ания.
Составление
алгоритмов и
их
программная
реализация.
Этапы
решения задач
на
компьютере.
Операторы
языка
программиров

двоичной,восьмеричной и
шестнадцатеричной системах
счисления. Сложение и вычитание
чисел, записанных в этих системах
счисления.
Элементы комбинаторики, теории
множеств и математической логики
Операции «импликация»,
«эквивалентность». Примеры
законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования
логических выражений. Построение
логического выражения с данной
таблицей истинности. Решение
простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная
и конъюнктивная нормальная
форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом графов
(примеры: построения оптимального
пути между вершинами
ориентированного ациклического
графа; определения количества
различных путей между
вершинами). Использование графов,
деревьев, списков при описании
объектов и процессов окружающего
мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы
программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные
алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических
конструкций в выбранном языке
программирования.
Составление алгоритмов и их
программная реализация
Этапы решения задач на
компьютере.
Операторы языка
программирования, основные
конструкции языка

1 час
1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

17
18

19

20

21

22
23

24

25

26

ания,
основные
конструкции
языка
программиров
ания.
Анализ
алгоритмов.
Математическ
ое
моделировани
е.
Представлени
е результатов
моделировани
я в виде,
удобном для
восприятия
человеком.
Использовани
е
программных
систем и
сервисов.
Информацион
нокоммуникаци
онные
технологии.
Компьютерны
е сети.
Принципы
построения
компьютерны
х сетей.
Аппаратные
компоненты
компьютерны
х сетей.
Веб-сайт.
Страница.
Взаимодейств
ие веб­
страницы с
сервером.
Сетевое

программирования. Типы и
структуры данных. Кодирование
базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке
программирования.
Интегрированная среда разработки
программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс
выбранной среды. Составление
алгоритмов и программ в выбранной
среде программирования. Приемы
отладки программ. Проверка
работоспособности программ с
использованием трассировочных
таблиц.
Разработка и программная
реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из
различных предметных областей.
Примеры задач:
алгоритмы нахождения
наибольшего (или наименьшего) из
двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и
циклов, а также сумм (или
произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или
массива);
алгоритмы анализа записей
чисел в позиционной системе
счисления;
алгоритмы решения задач
методом перебора (поиск НОД
данного натурального числа,
проверка числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с
элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный
поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в
обратном порядке, суммирование
элементов массива, проверка
соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение
второго по величине наибольшего

1 час
1 час

1 час

1 час

1 час

1 час
1 час

1 час

1 час

1 час
12

27

28

29

30
31

32

33

хранение
данных.
Облачные
сервисы.
Деятельность
в сети
Интернет.
Расширенный
поиск
информации в
сети
Интернет.
Другие виды
деятельности
в сети
Интернет.
Социальная
информатика.
Социальные
сети организация
коллективного
взаимодейств
ия и обмена
данными.
Проблема
подлинности
полученной
информации.
Итоговая
контрольная
работа

34

Информацион
ная
безопасность.

(или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов
(замена символа/фрагмента,
удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск
вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных
результатов работы простейших
алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных
данных, при которых алгоритм
может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество
выполненных операций, размер
используемой памяти; зависимость
вычислений от размера исходных
данных.
Математическое моделирование
Представление результатов
моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Графическое
представление данных (схемы,
таблицы, графики).
Практическая работа с
компьютерной моделью по
выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия)
результатов экспериментов.
Использование сред имитационного
моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения
компьютерного эксперимента в
учебной деятельности.
Использование программных систем
и сервисов
Компьютер - универсальное
устройство обработки данных
Программная и аппаратная
организация компьютеров и
компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров.
Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы.

1 час

1 час

1 час

1 час
1 час

1 час

1 час

1 час

13

Суперкомпьютеры. Распределенные
вычислительные системы и
обработка больших данных.
Мобильные цифровые устройства и
их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры.
Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в
зависимости от решаемой задачи.
Тенденции развития аппаратного
обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО)
компьютеров и компьютерных
систем. Различные виды ПО и их
назначение. Особенности
программного обеспечения
мобильных устройств.
Организация хранения и обработки
данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов,
облачных технологий и мобильных
устройств. Прикладные
компьютерные программы,
используемые в соответствии с
типом решаемых задач и по
выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция
программных средств, необходимых
для решения учебных задач и задач
по выбранной специализации.
Законодательство Российской
Федерации в области программного
обеспечения.
Способы и средства обеспечения
надежного функционирования
средств ИКТ. Применение
специализированных программ для
обеспечения стабильной работы
средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика,
ресурсосбережение,
технологические требования при
эксплуатации компьютерного
рабочего места. Проектирование
14

автоматизированного рабочего
места в соответствии с целями его
использования.
Подготовка текстов и
демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены.
История изменений. Использование
готовых шаблонов и создание
собственных. Разработка структуры
документа, создание
гипертекстового документа.
Стандарты библиографических
описаний.
Деловая переписка, научная
публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами.
Рецензирование текста. Облачные
сервисы.
Знакомство с компьютерной
версткой текста. Технические
средства ввода текста. Программы
распознавания текста, введенного с
использованием сканера,
планшетного ПК или графического
планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными
данными
Создание и преобразование
аудиовизуальных объектов. Ввод
изображений с использованием
различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, сканеров
и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет-и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных
онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ.
Работа в группе, технология
публикации готового материала в
сети.
Электронные (динамические)
таблицы
15

Примеры использования
динамических (электронных) таблиц
на практике (в том числе - в задачах
математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы
данных. Таблица - представление
сведений об однотипных объектах.
Поле, запись. Ключевые поля
таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в
базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование
баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное
проектирование
Представление о системах
автоматизированного
проектирования. Системы
автоматизированного
проектирования. Создание чертежей
типовых деталей и объектов.
ЗБ-моделирование
Принципы построения и
редактирования трехмерных
моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование
источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3Dпринтеры).
Системы искусственного интеллекта
и машинное обучение
Машинное обучение - решение
задач распознавания, классификации
и предсказания. Искусственный
интеллект.
Информационно­
коммуникационные технологии.
Работа в информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения
компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Интернет. Адресация в
сети Интернет. Система доменных
16

имен. Браузеры.
Аппаратные компоненты
компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие
веб-страницы с сервером.
Динамические страницы. Разработка
интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные
сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в
сети Интернет. Использование
языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети
Интернет. Геолокационные сервисы
реального времени (локация
мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистралей и
т.п.); интернет-торговля;
бронирование билетов и гостиниц и
т.п. Социальная информатика
Социальные сети - организация
коллективного взаимодействия и
обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в
киберпространстве.
Проблема подлинности полученной
информации. Информационная
культура. Государственные
электронные сервисы и услуги.
Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в
автоматизированных
информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы
защиты информации и
информационной безопасности
АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и
документы.
Техногенные и экономические
угрозы, связанные с использованием
ИКТ. Правовое обеспечение_______
17

информационной безопасности.

Итого: 34 часа

№ Раздел (Тема)
п/п
1
Универсально
сть
дискретного
(цифрового)
представления
информации.
2
Двоичная
система
счисления.
Двоичная
арифметика.
3
Практическая
работа по
теме.
4
Представлени
е текстовой
информации в
компьютере.
Кодовые
таблицы.
5
Два подхода к
представлени
ю
графической
информации.
6
Представлени
е звуковой
информации:
MIDI и
цифровая
запись.
7
Практическая
работа по
теме.
8
Контрольная
работа по
теме

11 класс
Элементы содержания
Введение. Двоичное представление
информации в компьютере.
Информация и информационные
процессы. Компьютерное
представление целых и
вещественных чисел.
Роль информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире.
Различия в представлении данных,
предназначенных для хранения и
обработки в автоматизированных
компьютерных системах, и данных,
предназначенных для восприятия
человеком.
Системы. Компоненты системы и их
взаимодействие.
Универсальность дискретного
представления информации.
Математические основы
информатики
Тексты и кодирование
Равномерные и неравномерные
коды. Условие Фано.
Системы счисления
Сравнение чисел, записанных в
двоичной, восьмеричной и
шестнадцатеричной системах
счисления. Сложение и вычитание
чисел, записанных в этих системах
счисления. Представление целых и
вещественных чисел в форматах с
фиксированной и плавающей
запятой».
Элементы комбинаторики, теории
множеств и математической логики
Операции «импликация»,
«эквивалентность». Примеры

Количество
часов
1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час
1 час

18

9

10

11

12

13

14

15

16

17

«Компьютеры
ые технологии
представления
информации».
Текст как
информацион
ный объект.
Автоматизиро
ванные
средства и
технологии
организации
текста.
Практическая
работа по
теме.
Практическая
работа по
теме.
Динамические
(электронные)
таблицы как
информацион
ные объекты.
Основные
способы
представления
математическ
их
зависимостей
между
данными.
Практическая
работа по
теме.
Практическая
работа по
теме.
Графические
информацион
ные объекты.
Создание и
редактирован
ие
графических
информацион

законов алгебры логики.
Эквивалентные преобразования
логических выражений. Построение
логического выражения с данной
таблицей истинности. Решение
простейших логических уравнений.
Нормальные формы: дизъюнктивная
и конъюнктивная нормальная
форма.
Дискретные объекты
Решение алгоритмических задач,
связанных с анализом графов
(примеры: построения оптимального
пути между вершинами
ориентированного ациклического
графа; определения количества
различных путей между
вершинами). Использование графов,
деревьев, списков при описании
объектов и процессов окружающего
мира. Бинарное дерево.
Алгоритмы и элементы
программирования
Алгоритмические конструкции
Подпрограммы. Рекурсивные
алгоритмы.
Табличные величины (массивы).
Запись алгоритмических
конструкций в выбранном языке
программирования.
Составление алгоритмов и их
программная реализация
Этапы решения задач на
компьютере.
Операторы языка
программирования, основные
конструкции языка
программирования. Типы и
структуры данных. Кодирование
базовых алгоритмических
конструкций на выбранном языке
программирования.
Интегрированная среда разработки
программ на выбранном языке
программирования. Интерфейс
выбранной среды. Составление

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

19

18

19

20

21

22

23

24

25

ных объектов
средствами
графических
редакторов,
систем
презентацион
ной и
анимационной
графики.
Практическая
работа по
теме.
Практическая
работа по
теме .
Практическая
работа по
теме.
Каналы связи
и их основные
характеристик
и.
Возможности
и
преимущества
сетевых
технологий.
Адресация в
Интернете.
Протоколы
обмена.
Практическая
работа по
теме.
Информацион
ные сервисы
сети
Интернет:
электронная
почта,
телеконферен
ции,
Всемирная
паутина,
файловые
архивы и т.д.

алгоритмов и программ в выбранной
среде программирования. Приемы
отладки программ. Проверка
работоспособности программ с
использованием трассировочных
таблиц.
Разработка и программная
реализация алгоритмов решения
типовых задач базового уровня из
различных предметных областей.
Примеры задач:
алгоритмы нахождения
наибольшего (или наименьшего) из
двух, трех, четырех заданных чисел
без использования массивов и
циклов, а также сумм (или
произведений) элементов конечной
числовой последовательности (или
массива);
алгоритмы анализа записей
чисел в позиционной системе
счисления;
алгоритмы решения задач
методом перебора (поиск НОД
данного натурального числа,
проверка числа на простоту и т.д.);
алгоритмы работы с
элементами массива с однократным
просмотром массива: линейный
поиск элемента, вставка и удаление
элементов в массиве, перестановка
элементов данного массива в
обратном порядке, суммирование
элементов массива, проверка
соответствия элементов массива
некоторому условию, нахождение
второго по величине наибольшего
(или наименьшего) значения.
Алгоритмы редактирования текстов
(замена символа/фрагмента,
удаление и вставка
символа/фрагмента, поиск
вхождения заданного образца).
Постановка задачи сортировки.
Анализ алгоритмов
Определение возможных

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

20

26

27

28

29

30

31

32

33

результатов работы простейших
алгоритмов управления
исполнителями и вычислительных
алгоритмов. Определение исходных
данных, при которых алгоритм
может дать требуемый результат.
Сложность вычисления: количество
выполненных операций, размер
используемой памяти; зависимость
вычислений от размера исходных
данных.
Математическое моделирование
Представление результатов
моделирования в виде, удобном для
восприятия человеком. Средства и
технологии работы с таблицами.
Назначение и принципы работы
электронных таблиц .
Использование электронных таблиц
для обработки числовых данных (на
примере задач из различных
предметных областей). Графическое
представление данных (схемы,
таблицы, графики). Средства и
технологии работы с графикой.
Практическая работа с
компьютерной моделью по
выбранной теме. Анализ
достоверности (правдоподобия)
результатов экспериментов.
Использование сред имитационного
моделирования (виртуальных
лабораторий) для проведения
Информацион компьютерного эксперимента в
ная культура. учебной деятельности.
Использование программных систем
и сервисов
Компьютер - универсальное
устройство обработки данных
Программная и аппаратная
организация компьютеров и
компьютерных систем. Архитектура
современных компьютеров.
Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы.
Суперкомпьютеры. Распределенные

Практическая
работа по
теме.
Практическая
работа по
теме.
Инструментал
ьные средства
создания Webсайтов.
Практическая
работа по
теме.
Практическая
работа по
теме.
Информацион
ная
цивилизация.
Итоговая
контрольная
работа_____

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

21

вычислительные системы и
обработка больших данных.
Мобильные цифровые устройства и
их роль в коммуникациях.
Встроенные компьютеры.
Микроконтроллеры.
Роботизированные производства.
Выбор конфигурации компьютера в
зависимости от решаемой задачи.
Тенденции развития аппаратного
обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО)
компьютеров и компьютерных
систем. Различные виды ПО и их
назначение. Особенности
программного обеспечения
мобильных устройств.
Организация хранения и обработки
данных, в том числе с
использованием интернет-сервисов,
облачных технологий и мобильных
устройств. Прикладные
компьютерные программы,
используемые в соответствии с
типом решаемых задач и по
выбранной специализации.
Параллельное программирование.
Инсталляция и деинсталляция
программных средств, необходимых
для решения учебных задач и задач
по выбранной специализации.
Законодательство Российской
Федерации в области программного
обеспечения.
Способы и средства обеспечения
надежного функционирования
средств ИКТ. Применение
специализированных программ для
обеспечения стабильной работы
средств ИКТ.
Безопасность, гигиена, эргономика,
ресурсосбережение,
технологические требования при
эксплуатации компьютерного
рабочего места. Проектирование
автоматизированного рабочего_____
22

'

места в соответствии с целями его
использования.
Подготовка текстов и
демонстрационных материалов
Средства поиска и автозамены.
История изменений. Использование
готовых шаблонов и создание
собственных. Разработка структуры
документа, создание
гипертекстового документа.
Стандарты библиографических
описаний.
Деловая переписка, научная
публикация. Реферат и аннотация.
Оформление списка литературы.
Коллективная работа с документами.
Рецензирование текста. Облачные
сервисы.
Знакомство с компьютерной
версткой текста. Технические
средства ввода текста. Программы
распознавания текста, введенного с
использованием сканера,
планшетного ПК или графического
планшета. Программы синтеза и
распознавания устной речи.
Работа с аудиовизуальными
данными
Создание и преобразование
аудиовизуальных объектов. Ввод
изображений с использованием
различных цифровых устройств
(цифровых фотоаппаратов и
микроскопов, видеокамер, сканеров
и т. д.). Обработка изображения и
звука с использованием интернет-и
мобильных приложений.
Использование мультимедийных
онлайн-сервисов для разработки
презентаций проектных работ.
Работа в группе, технология
публикации готового материала в
сети.
Электронные (динамические)
таблицы
Примеры использования
23

динамических (электронных) таблиц
на практике (в том числе - в задачах
математического моделирования).
Базы данных
Реляционные (табличные) базы
данных. Таблица - представление
сведений об однотипных объектах.
Поле, запись. Ключевые поля
таблицы. Связи между таблицами.
Схема данных. Поиск и выбор в
базах данных. Сортировка данных.
Создание, ведение и использование
баз данных при решении учебных и
практических задач.
Автоматизированное
проектирование
Представление о системах
автоматизированного
проектирования. Системы
автоматизированного
проектирования. Создание чертежей
типовых деталей и объектов.
3D-моделирование
Принципы построения и
редактирования трехмерных
моделей. Сеточные модели.
Материалы. Моделирование
источников освещения. Камеры.
Аддитивные технологии (3Dпринтеры).
Системы искусственного интеллекта
и машинное обучение
Машинное обучение - решение
задач распознавания, классификации
и предсказания. Искусственный
интеллект.
Информационно­
коммуникационные технологии.
Работа в информационном
пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения
компьютерных сетей. Сетевые
протоколы. Интернет. Адресация в
сети Интернет. Система доменных
имен. Браузеры.___________ _
24

'

Аппаратные компоненты
компьютерных сетей.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие
веб-страницы с сервером.
Динамические страницы. Разработка
интернет-приложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные
сервисы.
Деятельность в сети Интернет
Расширенный поиск информации в
сети Интернет. Использование
языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети
Интернет. Геолокационные сервисы
реального времени (локация
мобильных телефонов, определение
загруженности автомагистралей и
т.п.); интернет-торговля;
бронирование билетов и гостиниц и
т.п. Социальная информатика
Социальные сети - организация
коллективного взаимодействия и
обмена данными. Сетевой этикет:
правила поведения в
киберпространстве.
Проблема подлинности полученной
информации. Информационная
культура. Государственные
электронные сервисы и услуги.
Мобильные приложения. Открытые
образовательные ресурсы.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в
автоматизированных
информационных системах (АИС),
компьютерных сетях и
компьютерах. Общие проблемы
защиты информации и
информационной безопасности
АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и
документы.
Техногенные и экономические
угрозы, связанные с использованием
ИКТ. Правовое обеспечение
информационной безопасности.
25

Растровая и векторная графика.
Модели цветообразования.
Технологии построения
анимационных изображений.
Технологии трехмерной графики.
Понятие о методах сжатия данных.
Форматы файлов. Основные приемы
преобразования текстов.
Гипертекстовое представление
информации. Помехи, шумы,
искажение передаваемой
информации. Избыточность
информации как средство
повышения надежности ее передачи.
Использование кодов с
обнаружением и исправлением
ошибок. Локальные сети. Топологии
локальных сетей. Глобальная сеть.
Протокол передачи данных TCP/IP.
Аппаратные и программные
средства организации
компьютерных сетей. Поисковые
информационные системы.
Организация поиска информации.
Описание объекта для его
последующего поиска.
Информационные ресурсы
общества. Этические и правовые
нормы информационной
деятельности человека.
Информационная безопасность.
Практические работы «Запись чисел
в различных системах счисления,
перевод чисел из одной системы
счисления в другую, вычисления в
позиционных системах счисления.
«Решение задач и выполнение
заданий на кодирование и упаковку
тестовой, графической и звуковой
информации». «Создание и
редактирование текстовых
документов различного вида».
«Форматирование текстовых
документов различного вида».
«Решение расчетных задач с
помощью электронных таблиц».
26

1

«Решение оптимизационных задач с
помощью электронных таблиц».
«Использование средств деловой
графики для наглядного
представления данных». «Создание,
редактирование и форматирование
растровых и векторных графических
изображений». «Создание
мультимедийной презентации».
«Подключение к Интернету.
Настройка модема». «Настройка
почтовой программы Outlook Expess.
Работа с электронной почтой».
«Путешествие по Всемирной
паутине. Настройка браузера. Работа
с файловыми архивами.
Формирование запросов на поиск
информации в сети по ключевым
словам, адекватным решаемой
задаче». «Разработка Web-сайта на
заданную тему. Знакомство с
инструментальными средствами
создания Web-сайтов.
Форматирование текста и
размещение графики».
«Гиперссылки на Web-страницах.
Тестирование и публикация Webсайта».
Итого: 33 часа

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».