РП Русский язык ФГОС СОО

Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общегообразования

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

дирек
У СОШ № 154
_____
Валамина О.В,
Приказ № 21-0
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Уровень образования - СОО
Уровень изучения предмета - углубленный
Срок реализации - 2 года
10-11 классы
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего
традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
1

национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных
жизненных
планов;
отношение
к
профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно­
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
2

информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные
результаты
освоения основной образовательной
программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы
преимущественно на подготовку к последующему профессиональному
образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем
более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением
основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному
учебному предмету.
Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как
знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования
российской
гражданской, этнической
и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в
том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно
обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека,
общества, государства, способности свободно общаться в различных формах
и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой
культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как
носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации,
языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым,
литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным
развитием
личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству
познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к
российскому литературному наследию и через него - к сокровищам
отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности
к российским свершениям, традициям и осознание исторической
преемственности поколений;
3

свободное использование словарного запаса, развитие культуры
владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических
умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально­
смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Русский язык и
литература" включают результаты изучения учебных предметов:
"Русский язык", "Литература" (углубленный уровень) - требования к
предметным результатам освоения углубленного курса русского языка и
литературы должны включать требования к результатам освоения базового
курса и дополнительно отражать:
1) сформированность представлений о лингвистике как части
общечеловеческого гуманитарного знания;
2) сформированность представлений о языке как многофункциональной
развивающейся системе, о стилистических ресурсах языка;
3) владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о
нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
4) владение умением анализировать единицы различных языковых
уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
5) сформированность умений лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
6) владение различными приемами редактирования текстов;
7) сформированность умений проводить лингвистический эксперимент
и использовать его результаты в процессе практической речевой
деятельности;
8) понимание и осмысленное использование понятийного аппарата
современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации
художественных произведений;
9) владение навыками комплексного филологического анализа
художественного текста;
10) сформированность представлений о системе стилей художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном
авторском стиле;
11)
владение
начальными
навыками
литературоведческого
исследования историко- и теоретико-литературного характера;
12) умение оценивать художественную интерпретацию литературного
произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись,
театр, кино, музыка);
13) сформированность представлений о принципах основных
направлений литературной критики.
В результате изучения учебного предмета «Русский язык» на уровне
4

среднего общего образования:
В ы пускник на углубленном уровне научится:
воспринимать лингвистику
как часть
общечеловеческого
гуманитарного знания;
рассматривать
язык
в
качестве
многофункциональной
развивающейся системы;
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и
видеть взаимосвязь между ними;
анализировать языковые средства, использованные в тексте, с
точки зрения правильности, точности и уместности их употребления при
оценке собственной и чужой речи;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в
том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отмечать отличия языка художественной литературы от других
разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и
истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в
соответствии с правилами ведения диалогической речи;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию,
известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой
информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
оценивать стилистические ресурсы языка;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также
в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и
навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для
расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при
анализе текстов (в том числе художественной литературы).
В ы пускник
на углубленном
уровне получит возможность
научиться:
5

проводить комплексный анализ языковых единиц в тексте;
выделять и описывать социальные функции русского языка;
проводить
лингвистические
эксперименты,
связанные
с
социальными функциями языка, и использовать его результаты в
практической речевой деятельности;
анализировать языковые явления и факты, допускающие
неоднозначную интерпретацию;
характеризовать роль форм русского языка в становлении и
развитии русского языка;
проводить анализ прочитанных и прослушанных текстов и
представлять их в виде доклада, статьи, рецензии, резюме;
проводить комплексный лингвистический анализ текста в
соответствии с его функционально-стилевой и жанровой принадлежностью;
критически оценивать устный монологический текст и устный
диалогический текст;
выступать перед аудиторией с текстами различной жанровой
принадлежности;
осуществлять
речевой
самоконтроль,
самооценку,
самокоррекцию;
использовать языковые средства с учетом вариативности
современного русского языка;
проводить анализ коммуникативных качеств и эффективности
речи;
редактировать устные и письменные тексты различных стилей и
жанров на основе знаний о нормах русского литературного языка;
определять
пути
совершенствования
собственных
коммуникативных способностей и культуры речи.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Углубленный уровень
Язык. Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Язык как многофункциональная развивающаяся знаковая система и
общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки
государственные, мировые, межнационального общения.
Основные функции языка. Социальные функции русского языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из
индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков.
Историческое развитие русского языка. Роль старославянского языка в
развитии русского языка.
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский
язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном
общении, в межнациональном общении. Формы существования русского
национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные разновидности, жаргон, арго). Роль форм русского языка в
становлении и развитии русского языка. Активные процессы в русском языке
6

на современном этапе. Взаимообогащение языков
как результат
взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.
Лингвистика в системе гуманитарного знания. Русский язык как объект
научного изучения. Русистика и ее разделы. Лингвистический эксперимент.
Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. Основные направления развития
русистики в наши дни.
Речь. Речевое общение
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их
познавательно-трудовой деятельности.
Основные
сферы
речевого
общения,
их
соотнесенность
с
функциональными разновидностями языка. Речь как деятельность. Виды
речевой деятельности: продуктивные (говорение, письмо) и рецептивные
(аудирование, чтение), их особенности.
Особенности восприятия чужого высказывания (устного и письменного)
и создания собственного высказывания в устной и письменной форме.
Овладение речевыми стратегиями и тактиками, обеспечивающими
успешность общения в различных жизненных ситуациях. Выбор речевой
тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации.
Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Осознанное использование разных видов чтения и аудирования в
зависимости от коммуникативной установки. Способность извлекать
необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально­
деловых
текстов,
справочной
литературы.
Владение
умениями
информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и
представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Комплексный лингвистический анализ текста.
Монологическая и
диалогическая
речь.
Развитие
навыков
монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных
монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в
научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение
опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях
общения, ситуациях межкультурного общения. Выступление перед
аудиторией
с
докладом;
представление реферата,
проекта
на
лингвистическую тему.
Функциональная стилистика
как
учение о
функционально­
стилистической дифференциации языка. Функциональные стили (научный,
официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык
художественной литературы как разновидности современного русского языка.
Стилистические ресурсы языка.
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи
речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного,
публицистического, официально-делового стилей.

7

Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура публичного выступления с текстами различной жанровой
принадлежности. Речевой самоконтроль, самооценка, самокоррекция.
Основные жанры научного (доклад, аннотация, статья, тезисы, конспект,
рецензия, выписки, реферат и др.), публицистического (выступление, статья,
интервью, очерк и др.), официально-делового (резюме, характеристика,
расписка, доверенность и др.) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа,
спор). Виды сочинений. Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка
художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка. Основные признаки художественной речи.
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
Текст. Признаки текста.
Виды чтения. Использование различных видов чтения в зависимости от
коммуникативной задачи и характера текста.
Информационная переработка текста. Виды преобразования текста.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка. Проведение стилистического анализа текстов разных
стилей и функциональных разновидностей языка.
Культура речи
Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры
речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и
явления традиционного русского быта; историзмы и архаизмы; фольклорная
лексика и фразеология; русские имена. Взаимообогащение языков как
результат взаимодействия национальных культур.
Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность,
выразительность речи. Оценка коммуникативных качеств и эффективности
речи. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Культура видов речевой деятельности - чтения, аудирования, говорения
и письма.
Культура публичной речи. Публичное выступление: выбор темы,
определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления.
Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).
Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и
публицистической сферах общения. Культура разговорной речи.
Языковая норма и ее функции. Основные виды языковых норм:
орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические,
грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы
русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные
нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и
навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей
и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.
Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.
8

Варианты языковых норм. Осуществление выбора наиболее точных языковых
средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.
Способность осуществлять речевой самоконтроль, анализировать речь с
точки
зрения
ее
эффективности
в
достижении
поставленных
коммуникативных задач. Разные способы редактирования текстов.
Анализ
коммуникативных
качеств
и
эффективности речи.
Редактирование текстов различных стилей и жанров на основе знаний о
нормах русского литературного языка.
Нормативные словари современного русского языка и лингвистические
справочники; их использование.
Использование этимологических словарей и справочников для
подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и
выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы

№
п/п
1

Раздел (Тема)
Язык. Общие сведения о
языке; Основные разделы
науки о языке.

2

Функции языка.

3

Язык и речь. Язык и
культура. Язык и общество.

4

Русский язык как средство
межнационального
общения.

10 класс
Элементы содержания
Язык как
многофункциональная,
развивающаяся, знаковая
система и общественное
явление. Языки
естественные и
искусственные. Языки
государственные, мировые,
межнационального
общения.
Основные функции языка.
Социальные функции
русского языка.
Язык и история народа.
Русский язык в РФ в
современном мире: в
международном и
межнациональном
общении.
Форма существования
русского национального
языка (литературный язык,
просторечие, народные
говоры, профессиональные
разновидности, жаргон,
арго). Роль форм русского

Количество
часов
1

1

1

1

9

5

6
7

8
9
10

11

12

13

14

языка в становлении
развития русского языка в
становлении языка.
Активные процессы в
Русистика на современном
русском языке на
этапе.
современном этапе.
Взаимообогащение языков
как результат
взаимодействия
национальных культур.
Проблемы экологии языка.
Признаки текста. Заглавие.
Понятие о тексте.
Создание текста.
Способы выражения темы.
Особенности восприятия
чужого высказывания
устного и письменного и
создание собственного
высказывания в устной и
письменной форме.
Проверочная работа в форме Написание теста.
теста.
Анализ проверочной
Работа над ошибками.
работы.
Синтаксис текста.
Разнообразные виды
Предложение в составе
вопросительных
предложений. Вводные и
текста.
вставные предложения.
Обобщающее повторение
Языковая норма и ее
фонетики, графики,
функции. Орфоэпическая
орфоэпии, орфографии.
норма (произносительная,
акцентологическая).
Фонетический разбор
слова.
Повторение. Морфемика и
Морфемный анализ слова.
словообразование.
Работа со
словообразовательным
словарем.
Принципы русской
Орфографические нормы.
орфографии.
Совершенствование
орфографических и
пунктуационных умений и
навыков. Правописание
гласных в корне слова.
Правописание двойных
Совершенствование
согласных, звонких и глухих орфографических и
согласных в корне слова.
пунктуационных умений и

1

1
1

1
1
1

1

1

1

1

10

15
16
17
18
19
20

Правописание приставок.
Правописание приставок.
Гласные И-Ы после
приставок.
Контрольный диктант
«Правописание приставок».
Анализ диктанта.
Систематизация знаний о
частях речи.

21

Публичное выступление.

22

Имена. Склоняемые части
речи. Морфологические
нормы.

23

Правописание склоняемых
частей речи.
Местоимение как лексико грамматическая категория.
Монолог. Диалог.

24

25

Развитие навыков
монологической и
диалогической речи.

26

Глагол. Правописание
личных окончаний и
суффиксов глаголов.
Грамматические нормы.
Глагольные формы
причастий и деепричастий.
Совершенствование
собственных
коммуникативных

27

навыков.
Приставки на з и с.
Приставки ПРЕ и ПРИ
Совершенствование
орфографических навыков.
Контроль знаний.
Работа над ошибками.
Морфологические нормы
русского литературного
языка.
Выбор темы, определение
целей, поиск материала,
композиция публичного
выступления, культура
публичной речи.
Систематизация
изученного об именах.
Определение
синтаксической роли
частей речи в
предложении.
Орфоэпические и
морфологические нормы.
Правописание
местоимений.
Морфологические нормы.
Монологическая и
диалогическая речь.
Создание устных и
письменных
монологических и
диалогических
высказываний различных
типов и жанров в научной,
социально-культурной и
деловой сферах общения.
Систематизация ранее
изученного по теме
«Глагол». Углубление
знаний.
Создание диалогов,
монологов, текстов.
Соблюдение норм
литературного языка в
речевой практике.

1
1
1
1
1
1

1

1

1
1

1

1

1

11

28

29

способностей. Культура
речи.
Значение и употребление,
правописание причастий и
деепричастий.
Культура научного и
делового общения (устная и
письменная формы).

30

Наречие и наречные
сочетания. Слова категории
состояния.

31
32
33

Контрольный тест.
Анализ контрольного теста.
Служебные части речи.
Лексические нормы.

34

Правописание служебных
частей речи. Предлог.
Уместность использования
языковых средств в речевом
высказывании.

35

Культура речи. Речевое
общение и его основные
элементы.

36

Культура публичной речи.
Публичное выступление.
Композиция публичного
выступления.

37

38

Речевой контроль,
самоконтроль,
самокоррекция.

Углубление знаний.

1

Особенности речевого
этикета в официально­
деловой, научной и
публицистической сферах
общения. Культура
1разговорной речи.
Систематизация ранее
изученного. Отличие
наречия от категории
состояния.
Проверка знаний.
Работа над ошибками.
Систематизация ранее
изученного о служебных
частях речи.
Варианты языковых норм.
Осуществление выбора
наиболее точных языковых
средств в соответствии со
сферами и ситуациями
речевого общения.
Виды речевого общения.
Сферы и ситуации
речевого общения.
Компоненты речевой
ситуации.
Выбор темы, определение
цели, поиск материала.
Культура публичного
выступления с текстами
различной жанровой
принадлежности.
Овладение речевыми
стратегиями и тактиками,
обеспечивающими
успешность общения в
различных жизненных
ситуациях. Выбор речевой
тактики языковых средств,
адекватных характеру
речевой ситуации.

1

1

1
1
1

1

1

1
1

1

12

39

Правописание служебных
частей речи. Союз.

40

Орфография. Н и НН в
суффиксах разных частях
речи.
Орфография. Н и НН в
суффиксах разных частях
речи.
Орфография. Н и НН в
суффиксах разных частях
речи.
Орфография. Н и НН в
суффиксах разных частях
речи.
Проверочная работа по теме
«Н и НН в суффиксах
разных частей речи».
Анализ выполненной
работы.
Речевое общение как форма
взаимодействия людей в
процессе их познавательно­
трудовой деятельности.
Основные сферы речевого
общения. Речь как
деятельность.

41

42

43

44

45
46

47

48

Виды речевой деятельности.

49

НЕ с различными частями
речи. Имя существительное.
НЕ с именем
прилагательным.
НЕ с наречием.

50
51
52
53
54

55

Не с глаголом и
деепричастием.
НЕ с причастием.
Контрольная работа по теме
«НЕ с разными частями
речи»
Анализ контрольной

Производные и
непроизводные союзы.
Правописание союзов.
Н и НН в суффиксах имен
прилагательных.

1

Н и НН в суффиксах
причастий.

1

Н и НН в суффиксах
кратких прилагательных и
причастий.
Н и НН в суффиксах
наречий.

1

Проверка знаний.

1

Работа над ошибками.

1

Анализ коммуникативных
качеств и эффективности
речи.

1

Соотнесенность сфер
речевого общения с
функциональными
разновидностями языка.
Продуктивные говорение,
письмо и рецептивные
(аудирование, чтение. Их
особенность).
Углубление знаний.

1

Систематизация ранее
изученного.
Систематизация ранее
изученного.
Систематизация ранее
изученного.
Систематизация ранее
изученного.
Проверка знаний.

1

Работа над ошибками.

1

1

1

1

1

1
1
1
1

13

56

57

58
59
60

работы.
Стилистические нормы
русского литературного
языка.
Подготовка к написанию
сочинения.

61

Написание сочинения.
Анализ сочинения.
Правописание окончаний.
Повторение.
Правописание окончаний.

62

Правописание окончаний.

63

Правописание гласных
после шипящих.

64

Правописание гласных
после шипящих.

65

Правописание гласных
после шипящих.

66

Правописание гласных
после шипящих.
И-Ы после Ц

67

68

Проверочная работа по теме
«Правописание гласных
после шипящих».

Работа со словарями
современного русского
языка.
Сбор материала.
Способность извлекать
необходимую информацию
из различных источников:
учебно-научных текстов,
СМИ, в том числе
представленных в
электронном виде на
различных
информационных
носителях, официально­
деловых текстов,
справочной литературы.
Контроль знаний.
Работа над ошибками.
Систематизация знаний.

1

Окончания имен
существительных
Окончания имен
прилагательных.
Правописание гласных
после шипящих в корнях
слов.
Правописание гласных
после шипящих в
суффиксах и окончаниях
имен существительных и
прилагательных.
Правописание гласных
после шипящих в
суффиксах и окончаниях
глаголов, причастий.
О-Е в суффиксах наречий.

1

Правописание И-Ы после ц
в корне, суффиксе и
окончании имен
существите л ьных.
Проверка знаний.

1

1

1
1
1

1
1

1

1

1

1

14

69
70
71

72

Анализ проверочной
работы.
Слитное, раздельное,
дефисное написание слов.
Слитное, раздельное,
дефисное написание слов.

79

Слитное, раздельное,
дефисное написание слов.
Слитное, раздельное,
дефисное написание слов.
Слитное, раздельное,
дефисное написание слов.
Проверочная работа по теме
«Слитное, раздельное и
дефисное написание слов».
Анализ проверочной
работы.
Грамматические нормы
русского литературного
языка.
Г рамматические нормы
русского литературного
языка.
Лексические нормы языка.

80

Лексические нормы языка.

81
82
83

Написание сочинения рассуждения.
Анализ сочинения.
Правописание Ь и Ъ знака.

84

Правописание Ь и Ъ знака.

85

Правописание Ь и Ъ знака.

86

88

Проверочная работа по теме
«Правописание Ь и Ъ
знака».
Анализ проверочной
работы.
Фразеология.

89

Сложные случаи

73
74
75

76
77

78

87

Работа над ошибками.

1

Написание наречий.

1

Написание сложных
прилагательных и имен
существительных.
Написание местоимений

1

Написание частиц.

1

Написание междометий.

1

Проверка знаний.

1

Работа над ошибками.

1

Повторение
грамматических норм.

1

Повторение
грамматических норм.

1

Паронимы, антонимы,
синонимы.
Омонимы и многозначные
слова.
Контроль знаний.

1

Работа над ошибками.
Ь на конце имен
существительных.
Ь на конце глагола и
наречий.
Разделительный Ь и Ъ
знак.
Контроль знаний.

1
1

Работа над ошибками.

1

Употребление
фразеологизмов в речи.
Словарные слова, слова -

1

1

1
1

1
1
1

1
15

90
91
92

орфографии.
Сложные случаи
орфографии.
Подготовка к устному
выступлению.
Повторение фонетики и
графики.

93
94

Повторение орфоэпии.
Работа со словарями.

95

97

Повторение морфемики и
словообразования.
Повторение лексикологии,
фразеологии, этимологии.
Этимология слова.

98

Повторение морфологии.

99

Написание итогового
сочинения.
Источники расширения
словарного состава
современного русского
языка.

96

100

101
102

№
п\п
1.

Итоговая контрольная
работа.
Роль А.С. Пушкина в
истории русского
литературного языка.

Раздел (Тема)

исключения.
Словарные слова, слова исключения.
Написание текста,
защитного слова.
Фонетические изменения.
Фонетический анализ
слова.
Орфоэпические нормы.
Изучение
орфографического,
толкового, орфоэпического
словарей.
Образование слов.
Морфемный анализ слова.
Жаргонизмы, неологизмы,
просторечная лексика.
Работа с этимологическим
словарем.
Признаки частей речи.
Морфологический анализ
слова.
Контроль знаний.

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1

Источники обогащения
лексики и фразеологии
русского литературного
языка. Участники
коммуникации.
Контроль знаний.

1

А.С. Пушкин - создатель
русского литературного
языка.
Итого:

1

11 класс
Элементы содержания

Русский язык в современном Русский язык как один из
индоевропейских языков.
мире.
Русский язык в кругу
других славянских языков.
Историческое развитие
русского народа. Роль
старославянского языка в

1

102 часа

Количество
часов
1

16

2.

Лингвистика в системе
гуманитарного знания.

3.

Основные принципы
русской пунктуации.
Основные принципы
русской пунктуации.
Словосочетание.
Классификация
словосочетаний.
Понятие о предложении.
Классификация
предложений.
Грамматическая основа
предложения.
Функциональные стили (
научный, официально­
деловой,
публицистический).

4.
5.

6.

7.
8.

9.

10.

11.

12.
13.
14.

Разговорная речь и язык
художественной литературы
как разновидности
современного русского
языка.
Виды предложений по
характеру грамматической
основы

Контрольный тест по теме
«Синтаксис простого
предложения».
Анализ контрольного теста
Тире между подлежащим и
сказуемым.
Распространенные и
нераспространенные
предложения. Полные и

развитии русского языка.
Русский язык как объект
научного изучения.
Русистика и ее разделы.
Лингвистический
эксперимент. Виднейшие
ученые -лингвисты и их
работы. Основные
направления развития
русистики в наши дни.

1

1
1
1

1

1
Функциональная
стилистика как учение о
функционально­
стилистической
дифференциации языка.
Стилистические ресурсы
языка.

1

Грамматическая основа
предложения.
Односоставные и
двусоставные
предложения.
Проверка знаний.

1

Работа над ошибками.

1
1

1

1

1

17

15.
16.

17.
18.

19.

20.

21.

22.

23.
24.

25.

26.
27.

28.

неполные предложения.
Соединительное тире,
интонационное тире.
Развитие речи.
Комплексный
лингвистический анализ
текста.

Однородные члены
предложений.
Знаки препинания при
однородных и
неоднородных
определениях и
приложениях.
Знаки препинания при
однородных членах,
соединенных
неповторяющимися
союзами.
Знаки препинания при ОЧ,
соединенных
повторяющимися и
парными союзами.
Обобщающие слова при
однородных членах
предложения.
Контрольный тест по теме
«Простое осложненное
предложение».
Анализ теста.
Обособленные члены
предложения.
Обособленные и
необособленные
определения.
Обособленные и
необособленные
определения.
Обособленные приложения.
Обособленные
обстоятельства и способы
их выражения.
Обособленные дополнения.

1
Владение умениями
информационной
переработки прочитанных
и прослушанных текстов.
И представление их в виде
тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов.

1

1
1

1

1

1

Проверка знаний.

1

Работа над ошибками.

1
1

1

1
1

Сфера употребления.

1
18

Типичные ситуации
речевого общения. Задачи
речи. Языковые средства,
характерные для
разговорного, научного,
публицистического,
официально-делового
стилей.
Осознанное использование
Развитие речи.
разных видов чтения и
Использование разных
видов чтения и аудирования. аудирования в зависимости
от коммуникативной
установки.
Овладение опытом
Уточняющие,
речевого поведения в
пояснительные и
официальных и
присоединительные члены
неофициальных ситуациях
предложения.
общения, ситуациях
межкультурного общения.
Знаки препинания при
сравнительных оборотах.
Знаки препинания при
Выступление перед
обращениях.
аудиторией с докладом,
представление реферата,
проекты на
лингвистическую тему.
Вводные слова. Основные
Употребление вводных
группы слов по значению.
слов.
Знаки препинания при
вводных конструкциях.
Совершенствование
Виды сочинений.
умений и навыков создания
текстов разных
функцинально-смысловых
типов, стилей и жанров.
Сбор материала для
Прочтение текстов,
сочинения.
заполнение таблицы.
Контроль знаний.
Написание сочинения.
Контроль знаний.
Написание сочинения.
Анализ сочинения.
Работа над ошибками.
Культура речи как раздел
Культура речи.
лингвистики. Основные
аспекты культуры речи:
нормативный,
коммуникативный и
этический.

Развитие речи.

29.

30.

31.
32.

33.
34.
35.

36.
37.
38.
39.
40.

1

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

19

41.

Литературный язык и язык
художественной
литературы.

42.

Знаки препинания при
междометиях,
утвердительных,
отрицательных,
вопросительно­
восклицательных словах.
Контрольная работа по теме
«Обособленные члены
предложения».
Анализ контрольной
работы.
Развитие речи. Основные
изобразительно­
выразительные средства
языка.
Сложносочененные
предложения.

43.

44.
45.

46.

47.

48.

49.

50.
51.
52.

53.

54.

Знаки препинания в
сложносочененном
предложении.
Синтаксический анализ
сложносочененного
предложения.
Основные жанры научного
стиля речи.
Основные жанры
официально-делового стиля.
Основные жанры
разговорной речи.
Знаки препинания в
сложноподчененном
предложении.
Сложноподчененное
предложение с несколькими
придаточными.
Сложноподчененное
предложение с несколькими

Отличие языка
художественной
литературы от других
разновидностей
современного русского
языка. Основные признаки
художественной речи.

1

1

Контроль знаний.

1

Работа над ошибками.

1
1

Культура письменной
речи. Написание доклада,
реферата, тезиса, статьи.
Жанры публицистического
стиля. Выступление,
статья, интервью, очерк.

1

1

1

Доклад, аннотация, статья,
тезис, конспект, рецензия,
выписка, реферат.
Резюме, характеристика,
расписка, доверенность.
Рассказ, беседа, спор.

1

1
1
1

1

1
20

55.
56.
57.

58.
59.
60.
61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.
68.
69.

70.
71.
72.

придаточными.
Контроль знаний.
Тест по теме «Сложное
предложение разных типов»
Работа над ошибками.
Анализ теста.
Развитие речи. Виды чтения. Использование разных
видов чтения в
зависимости от
коммуникативной задачи и
характера текста.
Знаки препинания в
Бессоюзное сложное
бессоюзном предложении.
предложение.
Двоеточие в бессоюзном
предложении.
Тире в бессоюзном
предложении.
Сложные предложения с
разными видами союзной и
бессоюзной связи.
Сложные предложения с
разными видами союзной и
бессоюзной связи.
Виды преобразования
Развитие речи.
Информационная
текста.
переработка текста.
Лингвистический анализ
Проведение
текстов различных
стилистического анализа
функциональных
текстов разных стилей и
разновидностей языка.
функциональных
разновидностей языка.
Синтаксический разбор
бессоюзного сложного
предложения.
Синтаксический разбор
бессоюзного сложного
предложения.
Период. Знания препинания
в периоде.
Период. Знания препинания
в периоде.
Развитие речи. Сочинение - Сбор материала.
рассуждение на
предложенную тему.
Написание сочинения.
Сочинение - рассуждение
на предложенную тему.
Анализ сочинения.
Работа над ошибками.
Лексика, обозначающая
Взаимосвязь языка и

1
1
1

1
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1
21

культуры.

73.

74.

Взаимообогащение языков
как результат
взаимодействия
национальных культур.
Качество речи.

75.

Оценка коммуникативных
качеств и эффективности
речи.

76.

Сложное синтаксическое
целое и абзац.
Сложное синтаксическое
целое и абзац.
Сложное синтаксическое
целое и абзац.
Синонимия разных типов
сложного предложения.

77.
78.
79.

80.
81.
82.
83.
84.

85.

Синонимия разных типов
сложного предложения.
Синонимия разных типов
сложного предложения.
Синонимия разных типов
сложного предложения.
Способы передачи чужой
речи.
Разные способы
редактирования текстов.

Разные способы
редактирования текстов.

предметы и явления
традиционного русского
быта, историзмы,
архаизмы; фольклорная
лексика и фразеология.
Русские имена.
1

Коммуникативная
целесообразность,
уместность, точность,
ясность, выразительность
речи.
Причины
коммуникативных неудач.
Их предупреждение и
преодоление.

1

1

1
1
1
Культура видов речевой
деятельности - чтения,
аудирования,говорения и
письма.
Синонимия. Типы
предложений.
Разбор предложений.

1

Построение предложений.

1

Косвенная и прямая речь.

1

Способность осуществлять
речевой самоконтроль,
анализировать речь с точки
зрения ее эффективности в
достижении поставленных
коммуникативных задач.
Способность осуществлять
речевой самоконтроль,
анализировать речь с точки

1

1
1

1

22

86.

Знаки препинания при
прямой речи и диалогах.

87.

Знаки препинания при
цитатах.
Синтаксис.
Сочетание знаков
препинания.
Сочетание знаков
препинания.
Факультативные знаки
препинания. Авторская
пунктуация.

88.
89.
90.
91.

92.

93.
94.

95.
96.

97.

98.
99.

Проверочная работа по теме
«Знаки препинания в
предложениях разных
конструкций».
Анализ проверочной
работы.
Культура речи.
Нормативные словари
современного русского
языка и лингвистические
справочники.
Лингвистика в системе
гуманитарного знания.
Русистика и ее разделы.

Анализ текста: стиль, тип
речи, тема, идея, позиция
автора.
Итоговая контрольная
работа.
Из истории русского
языкознания.

зрения ее эффективности в
достижении поставленных
коммуникативных задач.
Составление диалога.
Составление предложений
с прямой речью.

1

1
Синтаксический разбор.
Тире, запятая, точка с
запятой, многоточие.
Тире, запятая, точка с
запятой, многоточие.
Редактирование текстов
различных стилей и
жанров на основе знаний о
нормах русского
литературного языка.
Контроль знаний.

1
1

Работа над ошибками.

1

Использование словарей.

1

Русский язык как объект
научного изучения.
Лингвистический
эксперимент. Виднейшие
ученые - лингвисты и их
работы. Основные
направления русистики.

1

1
1

1

1

1

Контроль знаний.

1

Этимология.
Использование
этимологических словарей
и справочников.
Подготовка сообщения об

1

23

истории происхождения
некоторых слов и
выражений, отражающих
исторические и культурные
традиции страны.
Итого: 99 часов

•

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».