РП Экологическая безопасность ФГОС СОО

Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе
образовательной программе среднего общего образования

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26 мая 2022

директ

У СОШ № 154
Валамина О.В.
Приказ № 21-0
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного курса «Экологическая безопасность»
Уровень образования - СОО
Срок реализации - 2 года
10-11 классы
Планируемые результаты освоения учебного курса «Экологическая безопасность»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования
должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и

общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями
и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта,
общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как
собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования

должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно
осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками
разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение
навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении
когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом
гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных
процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом
уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.
Предметными результатами обучения являются:
1) сформированность понимания общих экологических законов, особенностей влияния человеческой

к

деятельности на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
2) сформированность представлений об экологической культуре как одном из условий достижения
устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человекобщество-природа»;
3) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические
последствия в разных сферах деятельности;
4) владение базовыми экологическими понятиями, владение способностями применять экологические знания
в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за
экологические последствия своих действий в окружающей среде;
6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной
деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их
экологической культуры.
Содержание учебного курса «Экологическая безопасность»
Природоохранный потенциал
Рациональное природопользование: теоретическая основа, задачи и структура. Природа и общество: общие и
специфические черты. Предмет и методы исследования региональных экологических проблем.
Развитие производительных сил общества(увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в
хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования.
Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Понятие и признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии, пути их решения.
Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания.
Город - новая среда обитания человека и животных. Микроклимат города. Перспективы и принципы создания
неразрушающих природу производств.
Природные ресурсы и рациональное природопользование
Природные условия и природные ресурсы. Природные охраняемые территории (ООПТ): заповедники,

заказники, природные парки, национальные парки, памятники природы. Примеры ООПТ и их описание, и значение
для сохранения природы. Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства ПР,
их взаимосвязь с размещением производства. Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных
ресурсов. Рациональное использование растительного и животного мира, ландшафтов. Флора региона, ее состав и
охрана. Разнообразие растительного мира. Экологические последствия антропогенных воздействий на флору.
Животный мир, его рациональное использование и охрана. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы сохранения
человеческих ресурсов. Масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы. Альтернативные
источники энергии: перспективы их развития. Демографические проблемы и урбанизация.
Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами
Виды загрязнений биосферы: антропогенное и естественное. Прямое и косвенное воздействие на человека
загрязнений биосферы. Основные источники и степень загрязнения природной среды. Историческая
обусловленность современного состояния природной среды. Состояние атмосферного воздуха. Состояние водных и
почвенных ресурсов. Основные загрязнители, их классификация. Экологические нарушения и их последствия.
Состояние земельных ресурсов. Состояние лесных экосистем. Опасные отходы. Бытовые отходы и их переработка.
Проблемы промышленных отходов и техногенных образований. Основные пути миграции и накопления в биосфере
токсичных и радиоактивных веществ. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными
веществами окружающей среды. Понятие мониторинга окружающей среды. Виды мониторинга. Основные задачи
мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и
прогнозирование состояния окружающей среды. Понятие экологического риска. Развитие экономической сферы и
последствия в экологии. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. «Зеленая» революция
и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Мониторинг качества и
степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.
Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на
природу. Природоохранный надзор.
История Российского природоохранного законодательства. Экологическая политика. Участие России в
деятельности международных природоохранных организаций. Международные соглашения, конвенции, договоры в
области природопользования. Создание в рамках ООН независимой международной комиссии по охране
окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления
и надзора за охраной природы, их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Природоохранные

Постановления. Закон «Об охране окружающей среды» Нормативные акты по рациональному
природопользованию. Международные соглашения, конвенции, договоры в области природопользования. Красная
книга. Белая книга. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую
среду. Правовая и юридическая ответственность предприятий за загрязнение среды. Понятие об экологической
оценке производств и предприятий. Особо охраняемые природные территории. Заповедное дело в России.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Номер
п/п
I

10 класс
Раздел (Гема) урока
Рациональное природопользование: теоретическая основа, задачи и
структура. Природа и общество: общие и специфические черты.

~2

Развитие производительных сил общества ^увеличение массы веществ и
материалов , вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и
непреднамеренные воздействия человека на условия существования.

3

Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении
проблем экологии.

~4

Понятие и признаки экологического кризиса. 1 лобальные проблемы
экологии, пути их решения.

Количество
часов
~Т~

“Г"

1 ород - новая среда обитания человека и животных. Микроклимат города.
Промыщленные предприятия (подготовка сообщения).
“б

Утилизация бытовых и промышленных отходов (сообщения).
11ерспективы и принципы создания неразрушающих природу производств
(написание конспекта).
Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия
человека со средой его обитания (подготовка сообщения).

“9

Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и
воспроизводства ПР, их взаимосвязь с размещением производства.
[

г
~ т~

~ Т~

ТО

Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов.
Рациональное использование растительного и животного мира,
ландшафтов.

~Т~

~п

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы сохранения человеческих
ресурсов.

~т~

Т 7~

Масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы (
написание реферата).

~т~

ТЗ

Альтернативные источники энергии : перспективы их развития (написание
конспекта)

1

~Т4

Демографические проблемы и урбанизация (подготовка сообщения ).

тз

Виды загрязнений биосферы: антропогенное и естественное. Прямое и
косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы.

т~

Тб

Итоговое собеседование

~т~

Т7

Основные загрязнители, их классификация.
Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и
радиоактивных веществ . Способы ликвидации последствий заражения
токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды.

~ Т ~

ИТОГО: 17 часов

Номер
п/п

11 класс
Раздел (Тема) урока

1

Предмет и задачи экологии. Методы экологического исследования.

"2

Состояние земельных ресурсов.
Опасные отходы. Их влияние на здоровье людей.

Количество
часов
~Т~
~т~

Состояние лесных экосистем страны.

"Г"

5

Радиационная обстановка в России.

И

6

Рукотворные катастрофы.

Т“

~Т~

Основы экологического мониторинга.

“8”

Пр. раб. № 4 Оценка экологического состояния атмосферы.

и
т~
т

~9~
ТО”

Оценка экологического состояния водной среды. Изучение состава и
свойства почвы.
Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ.

“Г Г

Урок-конференция «Комплексные исследования городских экосистем».

пг

Факторы, влияющие на здоровье человека.

~т~

Анализ заболеваемости населения.

“Г”

14

Рекомендации по профилактике метеотропных реакций организма человека.

~т~

15

Основные загрязнители атмосферного воздуха, которые обуславливают
наибольший риск для
здоровья людей.

“I

Итоговое собеседование
Основные загрязнители воды, способы очистки питьевой воды.
Группы риска.

“Г"
“ОД-

~ Т 2~

“ТЗ-

16
~ТГ

Т”

ИТОГО: 16,5 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».