Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 11 от «26 мая 2022 директ У СОШ № 154 Валамина О.В. Приказ № 21-0 от «26» мая 2022 Рабочая программа учебного курса «Экологическая безопасность» Уровень образования - СОО Срок реализации - 2 года 10-11 классы Планируемые результаты освоения учебного курса «Экологическая безопасность» Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметными результатами обучения являются: 1) сформированность понимания общих экологических законов, особенностей влияния человеческой к деятельности на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 2) сформированность представлений об экологической культуре как одном из условий достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человекобщество-природа»; 3) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; 4) владение базовыми экологическими понятиями, владение способностями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; 5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; 6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. Содержание учебного курса «Экологическая безопасность» Природоохранный потенциал Рациональное природопользование: теоретическая основа, задачи и структура. Природа и общество: общие и специфические черты. Предмет и методы исследования региональных экологических проблем. Развитие производительных сил общества(увеличение массы веществ и материалов, вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. Понятие и признаки экологического кризиса. Глобальные проблемы экологии, пути их решения. Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания. Город - новая среда обитания человека и животных. Микроклимат города. Перспективы и принципы создания неразрушающих природу производств. Природные ресурсы и рациональное природопользование Природные условия и природные ресурсы. Природные охраняемые территории (ООПТ): заповедники, заказники, природные парки, национальные парки, памятники природы. Примеры ООПТ и их описание, и значение для сохранения природы. Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства ПР, их взаимосвязь с размещением производства. Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов. Рациональное использование растительного и животного мира, ландшафтов. Флора региона, ее состав и охрана. Разнообразие растительного мира. Экологические последствия антропогенных воздействий на флору. Животный мир, его рациональное использование и охрана. Пищевые ресурсы человечества. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. Масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы. Альтернативные источники энергии: перспективы их развития. Демографические проблемы и урбанизация. Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами Виды загрязнений биосферы: антропогенное и естественное. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. Основные источники и степень загрязнения природной среды. Историческая обусловленность современного состояния природной среды. Состояние атмосферного воздуха. Состояние водных и почвенных ресурсов. Основные загрязнители, их классификация. Экологические нарушения и их последствия. Состояние земельных ресурсов. Состояние лесных экосистем. Опасные отходы. Бытовые отходы и их переработка. Проблемы промышленных отходов и техногенных образований. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие мониторинга окружающей среды. Виды мониторинга. Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды. Понятие экологического риска. Развитие экономической сферы и последствия в экологии. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. «Зеленая» революция и ее последствия. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов. Государственные и общественные мероприятия по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранный надзор. История Российского природоохранного законодательства. Экологическая политика. Участие России в деятельности международных природоохранных организаций. Международные соглашения, конвенции, договоры в области природопользования. Создание в рамках ООН независимой международной комиссии по охране окружающей среды. Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности. Органы управления и надзора за охраной природы, их цели и задачи. Природоохранное просвещение. Природоохранные Постановления. Закон «Об охране окружающей среды» Нормативные акты по рациональному природопользованию. Международные соглашения, конвенции, договоры в области природопользования. Красная книга. Белая книга. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, загрязняющих окружающую среду. Правовая и юридическая ответственность предприятий за загрязнение среды. Понятие об экологической оценке производств и предприятий. Особо охраняемые природные территории. Заповедное дело в России. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Номер п/п I 10 класс Раздел (Гема) урока Рациональное природопользование: теоретическая основа, задачи и структура. Природа и общество: общие и специфические черты. ~2 Развитие производительных сил общества ^увеличение массы веществ и материалов , вовлекаемых в хозяйственный оборот; преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на условия существования. 3 Влияние урбанизации на биосферу. Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. ~4 Понятие и признаки экологического кризиса. 1 лобальные проблемы экологии, пути их решения. Количество часов ~Т~ “Г" 1 ород - новая среда обитания человека и животных. Микроклимат города. Промыщленные предприятия (подготовка сообщения). “б Утилизация бытовых и промышленных отходов (сообщения). 11ерспективы и принципы создания неразрушающих природу производств (написание конспекта). Биологические, медицинские и социальные аспекты взаимодействия человека со средой его обитания (подготовка сообщения). “9 Природные ресурсы, их классификация. Проблемы использования и воспроизводства ПР, их взаимосвязь с размещением производства. [ г ~ т~ ~ Т~ ТО Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов. Рациональное использование растительного и животного мира, ландшафтов. ~Т~ ~п Пищевые ресурсы человечества. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. ~т~ Т 7~ Масштабы и перспективы использования человеком ресурсов биосферы ( написание реферата). ~т~ ТЗ Альтернативные источники энергии : перспективы их развития (написание конспекта) 1 ~Т4 Демографические проблемы и урбанизация (подготовка сообщения ). тз Виды загрязнений биосферы: антропогенное и естественное. Прямое и косвенное воздействие на человека загрязнений биосферы. т~ Тб Итоговое собеседование ~т~ Т7 Основные загрязнители, их классификация. Основные пути миграции и накопления в биосфере токсичных и радиоактивных веществ . Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. ~ Т ~ ИТОГО: 17 часов Номер п/п 11 класс Раздел (Тема) урока 1 Предмет и задачи экологии. Методы экологического исследования. "2 Состояние земельных ресурсов. Опасные отходы. Их влияние на здоровье людей. Количество часов ~Т~ ~т~ Состояние лесных экосистем страны. "Г" 5 Радиационная обстановка в России. И 6 Рукотворные катастрофы. Т“ ~Т~ Основы экологического мониторинга. “8” Пр. раб. № 4 Оценка экологического состояния атмосферы. и т~ т ~9~ ТО” Оценка экологического состояния водной среды. Изучение состава и свойства почвы. Оценка состояния лесопарковых и парковых сообществ. “Г Г Урок-конференция «Комплексные исследования городских экосистем». пг Факторы, влияющие на здоровье человека. ~т~ Анализ заболеваемости населения. “Г” 14 Рекомендации по профилактике метеотропных реакций организма человека. ~т~ 15 Основные загрязнители атмосферного воздуха, которые обуславливают наибольший риск для здоровья людей. “I Итоговое собеседование Основные загрязнители воды, способы очистки питьевой воды. Группы риска. “Г" “ОД- ~ Т 2~ “ТЗ- 16 ~ТГ Т” ИТОГО: 16,5 часов