Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 11 от «26» мая 2022 ктор МБОУ СОШ № 154 Валамина О.В. Приказ № 21-0 от «26» мая 2022 Рабочая программа учебного курса «Индивидуальный проект» Уровень образования - СОО Срок реализации - 2 года 10-11 классы Планируемые результаты освоения учебного курса «Индивидуальный проект» Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достиж ения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты направлены на: развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения,ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению; овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности; развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции; обеспечение академическоймобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования; обеспечение профессиональной ориентации обучающихся. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Содержание учебного курса «Индивидуальный проект» Проекты в современном мире проектирования. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные школы. Методология и технология проектной деятельности. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнеспланы, исследовательские. Типология проектов: волонтерские, социальной направленности, бизнес-планы, исследовательские. Инициализация проекта. Конструирование темы и проблемы проекта. Проектный замысел. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному идр.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно-ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Применение информационных технологий в проекте. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно-ресурсной карты. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Как заканчивать выступление. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Подготовка к исследованию и его планирование. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Проведение практических действий по проекту. Проведение исследования. Обработка полученных результатов, анализ. Обрабатывать полученные результаты, исходя из целей и задач своего. Выделять главное. Умение делать вывод. Выдвигать версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способ достижения цели. Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Предзащита проекта. Обсуждение результатов работы. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. Выступление перед экспертной комиссией. Анализ действий. Защита. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Анализ достижения поставленной цели. Применять полученные знания. Работать над ошибками. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. Подведение итогов, анализ выполненной работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 10 класс № п/п Т ем а 1 2 3 4 К ол и ч еств о часов Р аздел (Т ем а) Проекты в современном мире. Проектная деятельность. Виды проектной деятельности. Этапы работы методом проектов. Выбор темы проектов на основе личностного интереса. Э л ем ен ты содер ж ан и я Проекты в современном мире проектирования. Цели,задачи проектирования в современном мире, проблемы. Научные 1 1 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 Консультация по определению темы школы. Методология и проекта технология проектной 1 деятельности. Поиск и анализ проблем проектной Типология проектов: 1 деятельности. волонтерские, социальной Консультация по организации направленности, бизнесj проектной деятельности. Формирование ресурсов для успешного планы, исследовательские. Типология проектов: ^ осуществления проекта. волонтерские, социальной Определение источников информации. направленности, бизнес— Актуальность темы проекта. Анализ планы, исследовательские. ^ проблемной ситуации. Инициализация проекта. — Консультация. Осведомленность Конструирование темы и автора о современном состоянии проблемы проекта. области исследования. Проектный замысел. — Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному идр.). Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно ресурсной карты. Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ. Применение Принятие, уточнение и конкретизация информационных технологий в проекте._______1 цели и задач проекта. ~ Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Методика работы в музеях, архивах. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Картирование личностно ресурсной карты. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография,справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных_________________ плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта, курсовых работ. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Как заканчивать выступление. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Подготовка к исследованию и его планирование. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Подготовка к исследованию и его планирование. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов)в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. Консультация по определению целей и задач проекта. Исследование как форма познания. Методы исследования. 13 14 tC v: 15 16 17 1 1 ... Алгоритм исследования. Консультация по технологии выполнения алгоритма исследования. Подготовка к предварительной защите проекта. Работа в библиотеке с каталогами. 1 1 1 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Отбор литературы по теме проекта. Подбор литературы и материала с использованием технологий сети Интернет. Обработка информации. Отбор значимой информации. Работа над проектом: обобщающие понятия, представления, знания, результат проекта. Осуществление исследовательской деятельности. Методы исследования. Консультация по выбору оптимального варианта выполнения исследования Консультация по выбору оптимального варианта выполнения исследования Анализ, синтез и структурирование проекта. Консультация по систематизации и обобщению материалов. Корректировка задач проекта с учетом полученных результатов. Анкетирование: содержание и уровень необходимой помощи от руководителя. Консультация по осуществлению исследовательской деятельности. Нормы и правила оформления материалов и выводов. Консультация по правилам оформления документов, материалов и выводов проекта. Способы иллюстрации результатов проектной деятельности: рисунки, схемы, графики, таблицы. Консультация по выбору способа иллюстрации результатов проекта. Подготовка к защите проекта. Защита проекта. Защита проекта. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 И того: 34 часа 11 класс № п/п Т ем а 1 К ол и ч еств о часов Р аздел (Т ем а) Введение. Промежуточные итоги выполнения проектной работы. Э л ем ен ты содерж ан и я Проведение практических действий по проекту. 1 4 5 Систематизация и обобщение материалов. Консультация по определению достижений и нерешенных проблем при выполнении проекта. Формы и виды презентаций. Формы и виды презентаций. 6 7 Технологические требования к представлению результатов. Сценарии презентации. 2 3 Проведение исследования. Обработка полученных результатов, анализ. Обрабатывать полученные результаты, исходя из целей и задач своего. Выделять главное. Умение делать вы- вод. Выдвигать версии, планировать деятельность. Оценивать степень и способ достижения цели. Определение цели, формулирование задач. Выдача письменных рекомендаций (требования, сроки, график, консультации). Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. Предзащита проекта. Обсуждение результатов работы. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. Выступление перед экспертной комиссией. Анализ действий. Защита. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Анализ достижения поставленной цели. Применять полученные знания. Работать над ошибками. Работать по плану. Оценивать степень и способы достижения цели. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. Подведение итогов, анализ выполненной работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причины этого. 1 1 1 1 1 1 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Программно-техническое обеспечение презентации. Консультация по выбору индивидуального стиля представления результатов проектов. Подготовка доклада: актуальность темы, содержание проекта, результаты. Подготовка доклада: актуальность темы, содержание проекта, результаты. Способы воздействия на аудиторию. Деловое общение, закономерности эффективных коммуникаций. Основные правила ведения дискуссий. Правила и навыки аргументации. Подготовка к защите проекта. Предварительная защита проекта. Консультация по презентации проекта. Консультация по презентации проекта. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Консультация по проведению публичного выступления участника проектной деятельности. Рецензии и отзывы на проектную работу. Рецензии и отзывы на проектную работу. Консультация по доработке проектов с учетом замечаний и Предложений. Консультация по построению процедуры ответа на замечания рецензентов. Публичная защита проекта. Публичная защита проекта. Анализ результатов работы над проектом. Самоанализ - рефлексия по итогам выступления с защитой проекта. Подведение итогов проектной деятельности. Подведение итогов проектной деятельности. Анкетирование обучающихся (психолого-педагогические аспекты 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 проектной деятельности). 32 33 Собеседование с рецензентами проектных работ. Защита проекта. Защита проекта. И того: 1 1 33 часа