РПВД Школа безопасности 10-11 классы

\

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии
с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями 2017– 2016 гг.
2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».
3. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательныхпрограмм».
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 091672.
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности»
имеет социальную направленность и нацелена на развитие метапредметных компетенций
учащихся, поиск связей ОБЖ с другими науками и формирование научного мышления
обучающихся СОО.
Данная программа способствует повышению интереса обучающихся к предмету
«ОБЖ» благодаря возможности своими глазами увидеть, как работают способы и приёмы
самозащиты и здоровьесберегающие технологии в окружающем мире, в ходе работы над
проектами на практике, в реальной жизненной ситуации, на что в конечном итоге и должно
быть нацелено эффективное обучение.
Актуальность программы заключается в реализации проектной деятельности как
наиболее перспективной формы организации внеурочной работы с учащимися. В
соответствии с требованиями новых стандартов для повышения качества знаний учащихся,
развития их познавательных и творческих способностей, необходимо формировать
положительную мотивацию у учащихся, направлять их на самостоятельное овладение
знаниями, реализовывать творческий подход в обучении, развивать межпредметные связи.
Все эти задачи позволяет решить проектная деятельность.
Цели, содержание и образовательные результаты программы соответствуют региональным
социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, а также
потребностям и проблемам самих обучающихся.
Данная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов. Срок реализации
программы – 1 год. Объём общеразвивающей программы – 34 часа (1 час в неделю).

Программа предполагает вариативность по формам обучения и видам занятий. Допускается
фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая формы работы. Занятия могут
проходить в виде беседы, обсуждений, искуссий и диспутов, демонстрации презентаций,
выступлений учащихся, практических занятий, полевых наблюдений, экскурсий (в т. ч.
виртуальных) и др.
Среди форм подведения результатов фигурирует защита проектов учащихся,
которые они готовят под руководством педагога в течение года.
Особенностью исследовательских проектов по курсам ОБЖ в средних классах
является направленность на формирование научного мышления, самостоятельность
учащихся при постановке проблемы исследования и методов её решения. Ещё одна
необходимая особенность – метапредметность проекта, развитие связи ОБЖ с другими
науками в ходе решения исследовательских задач проекта.
ОБЖ – наука, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и
вредных факторов во всех сферах деятельности человека. Очень тесно ОБЖ связано с
биологией, историей, физикой, химией, астрономией, математикой, физической культурой и
географией. Использование межпредметных связей в ходе выполнения проектной
деятельностинацеливает школьников на комплексное видение явлений и процессов,
происходящих в природе и в жизни людей.
Цель и задачи рабочей программы
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование
познавательного и эмоционального интереса к Основам безопасности жизнедеятельности,
научного мышления; побуждение учащихся к самостоятельному изучению ситуационных
задач путём практических исследований, выполняемых в ходе проектной деятельности.
Задачи программы:

 Обучающие: расширить и углубить имеющиеся знания в вопросах защиты населения и
самозащиты, выстроить межпредметные связи ОБЖ и др.наук.

 Развивающие: повышение навыков выполнения практических работ; развитие
творческого мышления, умения мыслить нестандартно, критически относиться к
информации, получать знания самостоятельно, из практики; получение навыков работы над
проектом на всех его этапах: выбор темы, обсуждение плана работы, его реализация:
выполнение практической части и оформление результатов работы.

 Воспитательные: популяризация ОБЖ как предмета, воспитание экологичного
самосознания, бережного отношения к флоре, фауне и окружающему населению.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
1. Метапредметные результаты – обучение детей приёмам совместной и
индивидуальной деятельности в ходе выполнения проектов, развитие коммуникативных
навыков обучающихся путём вовлечения их в научную дискуссию, планомерное обсуждение
тем проектов и хода их реализации; умение привести аргументы, провести защиту своего
проекта; кооперироваться в группы для совместного представления результатов
исследований; развитие практико-ориентированных компетенций, умения самостоятельно
эмпирическим и теоретическим путями получать фактическую информацию и оформлять её;
развитие навыков представления результатов своих исследований на публику, презентации
своих научныхрезультатов.

2. Личностные результаты – развитие творческого мышления, умения нестандартно
мыслить, основы критического мышления, формирование личности безопасного типа.
3. Предметные результаты – углубление знаний в предметной области «ОБЖ»,
расширение общего кругозора; формирование культуры безопасного поведения
Уровни планируемых результатов



Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни), достигается в процессе
взаимодействия с педагогом: приобретение учащимися навыков работы над проектом,
принципов разработки проектов; знаний о правилах конструктивной групповой и
индивидуальной работы, организации коллективной и индивидуальной творческой
деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о
правилах проведения научного исследования, грамотного представления его результатов и
др.



Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом), достигается
в дружественной детской среде: развитие ценностных отношений учащихся к родному
Отечеству, родной природе, развитие положительной мотивации к обучению географии.



Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия), достигается во взаимодействии с социальными субъектами:
учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности; опыт публичного
выступления; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими
детьми.
Содержание внеурочной деятельности
Часть 1. Теоретическая часть проектной работы (17 ч.)
1. Что такое проектная исследовательская работа (коллективное обсуждение).
2-3. Выбираем тему исследования. Коллективное обсуждение тем исследования учащихся.
Постановка основных вопросов проекта.
Примерные варианты темы проекта по ОБЖ:
 Алгоритм оказания первой помощи в условиях различных ЧС (повыбору).
 Забава для дураков. Профилактика табакокурения.
 Будущее без терроризма, терроризм без будущего.
 Бросить курить сейчас!
 Будущее... Выбираем сегодня.
 Безопасность подростков при использовании современных технологий.
 Вода как источник жизни.
 Выдающиеся соотечественники о вредных привычках.
 Влияние человеческого фактора на возникновение ЧС техногенногохарактера.
 Генномодифицированные продукты: за и против.
 Занятие фехтованием – залог здоровья.
 Здоровье не купишь - его разум дает.
 Значение жиров, белков и углеводов в питании подростков.

 Защита Отечества – долг каждого гражданина.
 Исследование влияния звука на живые организмы.
 Компьютерная зависимость и здоровье человека.
 Каждому необходима личная безопасность.
 Месячный оптимальный рацион питания школьника на основе местной традиционной
кухни и норм здорового питания.
 Наследственные заболевания.
 Обзор съедобных, лекарственных и ядовитых растений и грибовнашего района.
 Опасности, подстерегающие современную молодежь.
 Особенности режима труда и отдыха подростков.
 Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире).
 Опасные природные явления, характерные для города Екатеринбург.
 Организация безопасности населения города Екатеринбург, взаимодействие структур
города по предупреждению и ликвидацииЧС.
 Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи?
 Пожар в жилом помещении.
 Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути ихпредотвращения.
 Расчет недельных физических нагрузок учащегося с учетом его индивидуальных
физических и психологических особенностей.
 Система оптимального использования учебной информации в процессеобучения.
 Система снижения утомляемости учащегося, а также распорядок жизни школьника на
месяц с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей.
 Скажи «нет» вредным привычкам.
 Случайная встреча с ВИЧ-инфекцией.
 Современные боевые средства и их поражающие факторы. Ядерноеоружие.
 Твоя жизнь - твой выбор. Опасность употребления табака, алкоголя,
наркотиков для
здоровья и безопасности человека.
 Угроза военной безопасности России.
 Характеристика экологической обстановки нашего района.
 Что такое здоровый образ жизни?
4. Определение цели и задач исследования(беседа, дискуссия).
5-6.Выдвижение гипотезы. Изучение проблематики. Постановка проблемы исследования
(беседа, дискуссия).
7. Планирование исследования. Обсуждение хода работы над проектным исследованием.
Коллективная дискуссия.
8-9. Специфика географического исследования. Обсуждение практической части проекта:
собственной эмпирической деятельности учащихся: варианты самостоятельной работы
учащихся с материалом, с целью достижения целей и задач проекта.
10. Требования к оформлению проектной работы. Беседа.
11-14. Поиск и сбор информации. Самостоятельная работа учащихся.
15-17. Обработка теоретической части проектов, оформление 1 главы проекта.
Самостоятельная работа учащихся.

Часть 2. Практическая часть проектной работы (8 ч).
18-23. Реализация практической части проекта. Опрос местных жителей, фотографирование
местности и т.д. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение результатов с педагогом.
24-25. Анализ и обобщение материала. Структурирование проекта. Оформление 2 главы.
Самостоятельная работа учащихся.
Часть 3. Оформление и презентация проектной работы (9 ч).
26-27. Оформление чернового варианта проектной работы. К 1 и 2 главе добавляется
введение и заключение. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение результатов с
педагогом.
28. Составление библиографического списка, оформление сносок.
Самостоятельная работа учащихся
29. Оформление приложения: электронные таблицы, графики, диаграммы, фотографии и пр.
Самостоятельная работа учащихся
30-31. Оформление чистового окончательного варианта проектной работы.
Самостоятельная работа учащихся
32-33. Создание текста доклада. Беседа. Обсуждение. Самостоятельная работа учащихся.
34. Создание презентации. Самостоятельная работа учащихся.
35. Защита проектно-исследовательской работы. Выступление учащихся перед коллективом,
научным руководителем проекта и приглашённой комиссией экспертов.

№ п/п

1.

2-3.

4.
5-6.

7.

8-9.

Название раздела,
темы

Тематическое планирование
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

Часть 1. Теоретическая часть проектной работы (17 ч.)
Что такое проектная
1
1
0
Коллективное
исследовательская
обсуждение.
работа
Выбираем тему
2
2
0
Коллективное
исследования.
обсуждение тем
Постановка основных
исследования
вопросов
учащихся.
проекта.
Определение цели и
1
1
0
Беседа, дискуссия.
задач исследования
Выдвижение гипотезы. 2
2
0
Беседа, дискуссия.
Изучение
проблематики.
Планирование хода
1
1
0
Обсуждение хода
исследования.
работынад проектным
исследованием.
Коллективная дискуссия.
Специфика
2
2
0
Обсуждение

исследований по
ОБЖ.

10.

1114.
1517.

823.

2425.

практической части
проекта,собственной
эмпирической
деятельности
учащихся:варианты
самостоятельной
работы учащихся «на
местности» с целью
достижения целей и
задач проекта.
Беседа.

Требования к
1
1
0
оформлению
проектной работы
Поиск и сбор
4
4
0
Самостоятельная
информации
работаучащихся.
Обработка
3
3
0
Самостоятельная
теоретической части
работаучащихся.
проектов, оформление 1
главы
проекта.
Часть 2. Практическая часть проектной работы (8 ч).
Реализация
практической части
проекта. Работа на
местности, изучение
зданий и сооружений,
изучение состава
напитков, изучение
норм и правил
достижения высокого
уровня жизни путём
формирования ЗОЖ,
анализ возможного
развития обстановкина
определённой
территории в случае
ЧС и т.д.
Анализ и
обобщение
материала.
Структурирование
проекта.
Оформление 2
главы

6

0

6

Результаты опроса
одноклассников,
фотографии
местности,изучение
расположения
предприятий с
опасным
производством т.д.
Самостоятельн
аяработа
учащихся.
Обсуждение
результатов с
педагогом.

2

2

0

Самостоятельная работа
учащихся.

Часть 3. Оформление и презентация проектной работы (10 ч).
2627.

28.

29.

3031.

32

33

Оформление
чернового варианта
проектной работы. К 1
и 2 главе добавляется
введение и
заключение.
Составление
библиографического
списка, оформление
сносок.
Оформление
приложения:
электронные таблицы,
графики, диаграммы,
результаты онлайнтестирования,
фотографии и пр.
Оформление
чистового
окончательного
варианта проектной
работы.
Создание текста
доклада.
Создание
презентации.
Защита проектноисследовательской
работы.

2

2

0

Самостоятельная работа
учащихся. Обсуждение
результатов с
педагогом.

1

1

0

Самостоятельная
работаучащихся.

1

1

0

Самостоятельная
работаучащихся.

2

2

0

Самостоятельная
работаучащихся.

1

1

0

1

0

1

Беседа. Обсуждение.
Самостоятельная
работаучащихся.
Самостоятельная работа
учащихся.
Выступление учащихся
перед
коллектив
ом,
научным
руководителем проекта и
приглашённой
комиссией экспертов.

Методическое и техническое обеспечение
- Материально-техническое обеспечение – для реализации рабочей программы внеурочной
деятельности предоставляется специализированный кабинет № (8) 11 (кабинет ОБЖ),
оборудованный всем необходимым для качественного и системного освоения настоящей
программы.
- Информационное обеспечение – реализация предлагаемой рабочей программы проходит в
сопровождении всех необходимых для этого условий, в частности, материально-

технического и информационного обеспечения, в которое входят: приборы для проведения
анализов состава воздуха и почвы, СИЗ различного уровня, плакаты и схемы, справочный ;
средства для демонстрации фото- и видеоматериалов, доступ к ресурсам Интернет и пр.
- Методические материалы – при составлении данной программы были использованы
научно-популярные, дидактические и иные методические пособия и материалы по методам
и технологиям реализации проектной деятельности в школе с учётом специфики предмета
«ОБЖ», когда в качестве практической части проводятся реальные исследования или
наблюдения; виртуальные или реальные экскурсии, обзор состава различных продуктов,
изучение инфраструктуры и пр.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В качестве итоговой аттестации по результатам освоения данной программы предусмотрена
защита проектов учащихся. Среди форм текущей аттестации можно выделить: беседу,
дискуссию-обсуждение, оформленные предварительные результаты исследований
(результаты практических работ), выступления учащихся, презентация результатов своих
исследования/наблюдений, презентация своей разработки виртуального путешествия,
презентации своей программы предложений и пр.
Список литературы
1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников
// Управление современной школой. Завуч. – 2014. № 2. – С. 94-117.
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное
образование. – М., 2000, № 9, С.177-180.
3. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций
у учащихся старшей школы // Стандарты имониторинг в образовании. – 2014. № 1. С. 17-24.
4. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности
жизни. – 2014. № 1. С. 36-41.
5. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности
школьников // Школа и производство. – 2013. № 4. – С. 3–7.
6. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся
общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. № 11. С. 20-33.
7. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации
старшеклассников // Психология обучения. – 2013. № 5. – С. 130-140.
8. Кузнецова, Т.С. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности при
изучении естественно-научных дисциплин / Т. С. Кузнецова// Непрерывное образование в
Санкт-Петербурге. – 2015. Вып.2. С.35-41.
9. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев//
Народное образование. – 2016.№4-5. С.133-142.
10. Поташник, М.М. Проекты и исследования на основе ФГОС / М. М.Поташник, М.В.
Левит//
Народное образование. – 2015.№9. С.100-110.
11. Рязанова, Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях
общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова // Одаренный ребенок. –
2015. №2. С.62-71.
12. Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание,
рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова // Завуч. – 2016. №7. С.110-127.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».