\ Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2017– 2016 гг. 2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 3. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. 6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 091672. 7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности «Школа безопасности» имеет социальную направленность и нацелена на развитие метапредметных компетенций учащихся, поиск связей ОБЖ с другими науками и формирование научного мышления обучающихся СОО. Данная программа способствует повышению интереса обучающихся к предмету «ОБЖ» благодаря возможности своими глазами увидеть, как работают способы и приёмы самозащиты и здоровьесберегающие технологии в окружающем мире, в ходе работы над проектами на практике, в реальной жизненной ситуации, на что в конечном итоге и должно быть нацелено эффективное обучение. Актуальность программы заключается в реализации проектной деятельности как наиболее перспективной формы организации внеурочной работы с учащимися. В соответствии с требованиями новых стандартов для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, необходимо формировать положительную мотивацию у учащихся, направлять их на самостоятельное овладение знаниями, реализовывать творческий подход в обучении, развивать межпредметные связи. Все эти задачи позволяет решить проектная деятельность. Цели, содержание и образовательные результаты программы соответствуют региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, а также потребностям и проблемам самих обучающихся. Данная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов. Срок реализации программы – 1 год. Объём общеразвивающей программы – 34 часа (1 час в неделю). Программа предполагает вариативность по формам обучения и видам занятий. Допускается фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая формы работы. Занятия могут проходить в виде беседы, обсуждений, искуссий и диспутов, демонстрации презентаций, выступлений учащихся, практических занятий, полевых наблюдений, экскурсий (в т. ч. виртуальных) и др. Среди форм подведения результатов фигурирует защита проектов учащихся, которые они готовят под руководством педагога в течение года. Особенностью исследовательских проектов по курсам ОБЖ в средних классах является направленность на формирование научного мышления, самостоятельность учащихся при постановке проблемы исследования и методов её решения. Ещё одна необходимая особенность – метапредметность проекта, развитие связи ОБЖ с другими науками в ходе решения исследовательских задач проекта. ОБЖ – наука, охватывающая теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов во всех сферах деятельности человека. Очень тесно ОБЖ связано с биологией, историей, физикой, химией, астрономией, математикой, физической культурой и географией. Использование межпредметных связей в ходе выполнения проектной деятельностинацеливает школьников на комплексное видение явлений и процессов, происходящих в природе и в жизни людей. Цель и задачи рабочей программы Цель программы: развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование познавательного и эмоционального интереса к Основам безопасности жизнедеятельности, научного мышления; побуждение учащихся к самостоятельному изучению ситуационных задач путём практических исследований, выполняемых в ходе проектной деятельности. Задачи программы: Обучающие: расширить и углубить имеющиеся знания в вопросах защиты населения и самозащиты, выстроить межпредметные связи ОБЖ и др.наук. Развивающие: повышение навыков выполнения практических работ; развитие творческого мышления, умения мыслить нестандартно, критически относиться к информации, получать знания самостоятельно, из практики; получение навыков работы над проектом на всех его этапах: выбор темы, обсуждение плана работы, его реализация: выполнение практической части и оформление результатов работы. Воспитательные: популяризация ОБЖ как предмета, воспитание экологичного самосознания, бережного отношения к флоре, фауне и окружающему населению. Планируемые результаты внеурочной деятельности 1. Метапредметные результаты – обучение детей приёмам совместной и индивидуальной деятельности в ходе выполнения проектов, развитие коммуникативных навыков обучающихся путём вовлечения их в научную дискуссию, планомерное обсуждение тем проектов и хода их реализации; умение привести аргументы, провести защиту своего проекта; кооперироваться в группы для совместного представления результатов исследований; развитие практико-ориентированных компетенций, умения самостоятельно эмпирическим и теоретическим путями получать фактическую информацию и оформлять её; развитие навыков представления результатов своих исследований на публику, презентации своих научныхрезультатов. 2. Личностные результаты – развитие творческого мышления, умения нестандартно мыслить, основы критического мышления, формирование личности безопасного типа. 3. Предметные результаты – углубление знаний в предметной области «ОБЖ», расширение общего кругозора; формирование культуры безопасного поведения Уровни планируемых результатов Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни), достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение учащимися навыков работы над проектом, принципов разработки проектов; знаний о правилах конструктивной групповой и индивидуальной работы, организации коллективной и индивидуальной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения научного исследования, грамотного представления его результатов и др. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом), достигается в дружественной детской среде: развитие ценностных отношений учащихся к родному Отечеству, родной природе, развитие положительной мотивации к обучению географии. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия), достигается во взаимодействии с социальными субъектами: учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Содержание внеурочной деятельности Часть 1. Теоретическая часть проектной работы (17 ч.) 1. Что такое проектная исследовательская работа (коллективное обсуждение). 2-3. Выбираем тему исследования. Коллективное обсуждение тем исследования учащихся. Постановка основных вопросов проекта. Примерные варианты темы проекта по ОБЖ: Алгоритм оказания первой помощи в условиях различных ЧС (повыбору). Забава для дураков. Профилактика табакокурения. Будущее без терроризма, терроризм без будущего. Бросить курить сейчас! Будущее... Выбираем сегодня. Безопасность подростков при использовании современных технологий. Вода как источник жизни. Выдающиеся соотечественники о вредных привычках. Влияние человеческого фактора на возникновение ЧС техногенногохарактера. Генномодифицированные продукты: за и против. Занятие фехтованием – залог здоровья. Здоровье не купишь - его разум дает. Значение жиров, белков и углеводов в питании подростков. Защита Отечества – долг каждого гражданина. Исследование влияния звука на живые организмы. Компьютерная зависимость и здоровье человека. Каждому необходима личная безопасность. Месячный оптимальный рацион питания школьника на основе местной традиционной кухни и норм здорового питания. Наследственные заболевания. Обзор съедобных, лекарственных и ядовитых растений и грибовнашего района. Опасности, подстерегающие современную молодежь. Особенности режима труда и отдыха подростков. Опасные и аварийные ситуации в доме (квартире). Опасные природные явления, характерные для города Екатеринбург. Организация безопасности населения города Екатеринбург, взаимодействие структур города по предупреждению и ликвидацииЧС. Пиво и энергетические напитки. Нужны ли они молодёжи? Пожар в жилом помещении. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути ихпредотвращения. Расчет недельных физических нагрузок учащегося с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей. Система оптимального использования учебной информации в процессеобучения. Система снижения утомляемости учащегося, а также распорядок жизни школьника на месяц с учетом его индивидуальных физических и психологических особенностей. Скажи «нет» вредным привычкам. Случайная встреча с ВИЧ-инфекцией. Современные боевые средства и их поражающие факторы. Ядерноеоружие. Твоя жизнь - твой выбор. Опасность употребления табака, алкоголя, наркотиков для здоровья и безопасности человека. Угроза военной безопасности России. Характеристика экологической обстановки нашего района. Что такое здоровый образ жизни? 4. Определение цели и задач исследования(беседа, дискуссия). 5-6.Выдвижение гипотезы. Изучение проблематики. Постановка проблемы исследования (беседа, дискуссия). 7. Планирование исследования. Обсуждение хода работы над проектным исследованием. Коллективная дискуссия. 8-9. Специфика географического исследования. Обсуждение практической части проекта: собственной эмпирической деятельности учащихся: варианты самостоятельной работы учащихся с материалом, с целью достижения целей и задач проекта. 10. Требования к оформлению проектной работы. Беседа. 11-14. Поиск и сбор информации. Самостоятельная работа учащихся. 15-17. Обработка теоретической части проектов, оформление 1 главы проекта. Самостоятельная работа учащихся. Часть 2. Практическая часть проектной работы (8 ч). 18-23. Реализация практической части проекта. Опрос местных жителей, фотографирование местности и т.д. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение результатов с педагогом. 24-25. Анализ и обобщение материала. Структурирование проекта. Оформление 2 главы. Самостоятельная работа учащихся. Часть 3. Оформление и презентация проектной работы (9 ч). 26-27. Оформление чернового варианта проектной работы. К 1 и 2 главе добавляется введение и заключение. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение результатов с педагогом. 28. Составление библиографического списка, оформление сносок. Самостоятельная работа учащихся 29. Оформление приложения: электронные таблицы, графики, диаграммы, фотографии и пр. Самостоятельная работа учащихся 30-31. Оформление чистового окончательного варианта проектной работы. Самостоятельная работа учащихся 32-33. Создание текста доклада. Беседа. Обсуждение. Самостоятельная работа учащихся. 34. Создание презентации. Самостоятельная работа учащихся. 35. Защита проектно-исследовательской работы. Выступление учащихся перед коллективом, научным руководителем проекта и приглашённой комиссией экспертов. № п/п 1. 2-3. 4. 5-6. 7. 8-9. Название раздела, темы Тематическое планирование Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля Часть 1. Теоретическая часть проектной работы (17 ч.) Что такое проектная 1 1 0 Коллективное исследовательская обсуждение. работа Выбираем тему 2 2 0 Коллективное исследования. обсуждение тем Постановка основных исследования вопросов учащихся. проекта. Определение цели и 1 1 0 Беседа, дискуссия. задач исследования Выдвижение гипотезы. 2 2 0 Беседа, дискуссия. Изучение проблематики. Планирование хода 1 1 0 Обсуждение хода исследования. работынад проектным исследованием. Коллективная дискуссия. Специфика 2 2 0 Обсуждение исследований по ОБЖ. 10. 1114. 1517. 823. 2425. практической части проекта,собственной эмпирической деятельности учащихся:варианты самостоятельной работы учащихся «на местности» с целью достижения целей и задач проекта. Беседа. Требования к 1 1 0 оформлению проектной работы Поиск и сбор 4 4 0 Самостоятельная информации работаучащихся. Обработка 3 3 0 Самостоятельная теоретической части работаучащихся. проектов, оформление 1 главы проекта. Часть 2. Практическая часть проектной работы (8 ч). Реализация практической части проекта. Работа на местности, изучение зданий и сооружений, изучение состава напитков, изучение норм и правил достижения высокого уровня жизни путём формирования ЗОЖ, анализ возможного развития обстановкина определённой территории в случае ЧС и т.д. Анализ и обобщение материала. Структурирование проекта. Оформление 2 главы 6 0 6 Результаты опроса одноклассников, фотографии местности,изучение расположения предприятий с опасным производством т.д. Самостоятельн аяработа учащихся. Обсуждение результатов с педагогом. 2 2 0 Самостоятельная работа учащихся. Часть 3. Оформление и презентация проектной работы (10 ч). 2627. 28. 29. 3031. 32 33 Оформление чернового варианта проектной работы. К 1 и 2 главе добавляется введение и заключение. Составление библиографического списка, оформление сносок. Оформление приложения: электронные таблицы, графики, диаграммы, результаты онлайнтестирования, фотографии и пр. Оформление чистового окончательного варианта проектной работы. Создание текста доклада. Создание презентации. Защита проектноисследовательской работы. 2 2 0 Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение результатов с педагогом. 1 1 0 Самостоятельная работаучащихся. 1 1 0 Самостоятельная работаучащихся. 2 2 0 Самостоятельная работаучащихся. 1 1 0 1 0 1 Беседа. Обсуждение. Самостоятельная работаучащихся. Самостоятельная работа учащихся. Выступление учащихся перед коллектив ом, научным руководителем проекта и приглашённой комиссией экспертов. Методическое и техническое обеспечение - Материально-техническое обеспечение – для реализации рабочей программы внеурочной деятельности предоставляется специализированный кабинет № (8) 11 (кабинет ОБЖ), оборудованный всем необходимым для качественного и системного освоения настоящей программы. - Информационное обеспечение – реализация предлагаемой рабочей программы проходит в сопровождении всех необходимых для этого условий, в частности, материально- технического и информационного обеспечения, в которое входят: приборы для проведения анализов состава воздуха и почвы, СИЗ различного уровня, плакаты и схемы, справочный ; средства для демонстрации фото- и видеоматериалов, доступ к ресурсам Интернет и пр. - Методические материалы – при составлении данной программы были использованы научно-популярные, дидактические и иные методические пособия и материалы по методам и технологиям реализации проектной деятельности в школе с учётом специфики предмета «ОБЖ», когда в качестве практической части проводятся реальные исследования или наблюдения; виртуальные или реальные экскурсии, обзор состава различных продуктов, изучение инфраструктуры и пр. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В качестве итоговой аттестации по результатам освоения данной программы предусмотрена защита проектов учащихся. Среди форм текущей аттестации можно выделить: беседу, дискуссию-обсуждение, оформленные предварительные результаты исследований (результаты практических работ), выступления учащихся, презентация результатов своих исследования/наблюдений, презентация своей разработки виртуального путешествия, презентации своей программы предложений и пр. Список литературы 1. Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. № 2. – С. 94-117. 2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. – М., 2000, № 9, С.177-180. 3. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты имониторинг в образовании. – 2014. № 1. С. 17-24. 4. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. № 1. С. 36-41. 5. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. № 4. – С. 3–7. 6. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. № 11. С. 20-33. 7. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. № 5. – С. 130-140. 8. Кузнецова, Т.С. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности при изучении естественно-научных дисциплин / Т. С. Кузнецова// Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. – 2015. Вып.2. С.35-41. 9. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Народное образование. – 2016.№4-5. С.133-142. 10. Поташник, М.М. Проекты и исследования на основе ФГОС / М. М.Поташник, М.В. Левит// Народное образование. – 2015.№9. С.100-110. 11. Рязанова, Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова // Одаренный ребенок. – 2015. №2. С.62-71. 12. Шустова, И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы, содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова // Завуч. – 2016. №7. С.110-127.