РПВД Реальная математика 10 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа полностью соответствует ФГОС СОО и составлена на основе
следующих документов:
1.
«Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№273- ФЗ с изменениями 2017- 2016 года «Об образовании вРоссийской Федерации».
2.
Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных
общеразвивающих
программ
с
использованием
дистанционных
образовательных технологий».
3.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
5.
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования"
6.
Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм»
7.
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 091672
8.
Устав МБОУ СОШ № 154
Данная математическая программа предназначена для внеурочной деятельности и
является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую
интеллектуальную и математическую культуру учащихся старшего звена.
Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в
целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека.
Цель программы
1)
Развитие математических способностей обучающихся, выявление наиболее одаренных
учащихся в разных областях знаний для дальнейшей поддержки их таланта.
2)
всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга
интеллектуально одаренных учащихся школы.
3)
развитие
устойчивого
интереса
обучающихся
к изучению
математики;
4)
применение
математических
знаний в искусстве,
архитектуре,
экономике, музыке, банковском деле и других областях;
5)
развитие культуры математических вычислений и стабильности
в
преобразовании алгебраических выражений;
6)
расширение кругозора.
Задачи
1)
Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
2)
Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся (умение анализировать,
синтезировать, классифицировать, рефлексировать.)
3)
Развитие абстрактного мышления (способность построения задач, моделирование).
4)
Развитие творческой активности учащихся.

Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся,
повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях знаний.
6)
Расширение общего кругозора учащихся.
Основные формы работы в рамках программы курса – практикумы, исследования,
консультации, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность,
изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное
восприятие.
Продолжительность курса внеурочной деятельности «Реальная математика» 10 класс 1 год, 34
часа, из расчёта – 1 час в неделю.
Программа имеет общеинтеллектуальное направление и обеспечивает создание условий для
развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий
(личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В процессе реализации программы у учащихся формируются различные виды универсальных
учебных действий
1) Личностные результаты:

5)

 ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и
построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

 способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;

 умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
 коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской,творческой и других видах деятельности;

 иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научнопрактической ученической конференции;

 оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
 критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания,
отличать гипотезу от факта;

 креативность мышления, инициативы, находчивости, активности прирешении задач.
2) Метапредметные:
Регулятивные обучающиеся получат возможность научиться:

 составлять план и последовательность действий;
 определять
последовательность

промежуточных
соответствующих им действий с учётом конечного результата;

целей

и

 предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
 осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу
действия;

 видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающейжизни;
 концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий;

 самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них

проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом
ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

 самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения
различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости
и компьютера;

 выполнять творческий проект по плану;
 интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

 логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия;
 адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её
объективную трудность и собственные возможности её решения.
3) Познавательные:
обучающиеся получат возможность научиться:

 устанавливать

причинно-следственные связи; строить логические
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и поаналогии) и выводы;

рассуждения,

 формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования
информационно-коммуникационных технологий;

 выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
 планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;

 выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
 интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу,
презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
4) Коммуникативные
обучающиеся получат возможность научиться:

 организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

 взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать
партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;






прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 работать в группе; оценивать свою работу.
 слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
5) Предметные:

Учащиеся получат возможность научиться
Учащиеся научаться
решать сложные задачи на движение и применять нестандартные
методы
проценты
решения
различных
математических задач
решать логические задачи
применять
логические
приемы,
при решении задач
решать математические задачи и задачи из применять нестандартные методы при
смежных
предметов,
выполнять
решении программных задач
практические расчёты
решать занимательные задачи
рассуждать при решении логических
задач, задач на смекалку, задач на
эрудицию и интуицию
анализировать и осмысливать текст задачи, систематизировать данные в виде
переформулировать условие, моделировать таблиц при решении задач, при
условие с помощью реальных предметов, схем, составлении
математических
рисунков, графов; строить логическую цепочку кроссвордов, шарад и ребусов
рассуждений;
критически
оценивать
полученный ответ, осуществлять
самоконтроль, проверяя ответ на соответствие
условию
пользоваться
предметным
указателем осуществлять поиск, систематизацию,
энциклопедий,
справочников
и
другой анализ, классификацию информации
литературой
для
нахождения
из разнообразных информационных
информации
источников, включая учебную и
справочную литературу, современные
информационные технологии
правильно употреблять термины, связанные с ясному,
точному,
грамотному
различными видами чисел и способами их изложению своих мыслей в устной и
записи
письменной
речи,
использования
различных
языков
математики
(словесного,
символического,
графического), свободного перехода с
одного
языка
на другой
для
иллюстрации, аргументации
самостоятельно приобретать и применять исследовательской
деятельности,
знания в различных ситуациях для решения проведению
экспериментов,
различной сложности практических задач, в обобщения
том числе с использованием при
необходимости
справочных
материалов,
калькулятора и компьютера
решать задачи с помощью
возможных вариантов

перебора

решать разнообразные задачи из
различных разделов курса, в том числе
задач, требующих поиска пути и
способов решения

Выполнять арифметические преобразования
выражений, применять их для решения
учебных математических задач и задач,
возникающих в смежных учебных предметах

применять
изученные
понятия,
результаты и методы при решении
задач из различных реальных ситуаций,
не сводящихся к непосредственному
применению известных алгоритмов

Содержание программы
Прикладная математика
Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и
предметов, рассматривающих одни и те же понятия,такие как функция, вектор, сила, симметрия,
скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в
пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии,
метеорологии, астрономии.
Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием.
Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости
вводимых математических формул, понятий.
Профессия и математика
Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности
человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в
современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике,
организации труда и т.д.
Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых
математические методы успешно применяются при планировании и организации производства,
определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения
доходов и убытков предприятий и др.
Домашняя математика
Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы.
Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления
необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией,
рукоделием, домашней экономикой.
Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры,
характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие
возможность вычислить искомую величину.
Жизненные задачи в ЕГЭ
Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ЕГЭ практического характера.
Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач.
Метод математических моделей
Теория: Математическое моделирование в экономике.
Практика: Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию
задачи, работа с моделями, выводы по результатам и запись ответа.
Производство, рентабельность и производительность труда Теория: Изучение
проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда.
Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и
производительности труда.
Функции в экономике

Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные
функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими
операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и
дробно – линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции
в экономике.
Практика: По условию задачи составлять функции в экономике.
Системы уравнений и рыночное равновесие
Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения
Практика: Решение примеров нахождения рыночного равновесия при решении систем уравнений.
Проценты и банковские расчеты
Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная
ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление
простых процентов на часть года. Практика: Решение задач на расчет простых процентов с
помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение
формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых
процентов за часть года.
Сложные проценты и годовые ставки банков
Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных
процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное
начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке
времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые
литературные и исторические сюжеты.
Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков.
Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей
Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и
сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада.
Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании»
вклада.
Расчеты заемщика с банком
Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку;
консолидированные платежи.
Практика:
Решение
задач на расчет равномерных
выплат
заемщика,
консолидированных платежей.
Налоги
Теория: Налоги. Налоговые вычеты
Практика: Решение жизненных задач на налоговые вычеты.
Тематическое планирование
Содержание курса

№
п/п

Количество
часов

1

Прикладная математика

5

2

Профессия и математика

3

3

Домашняя математика

2

4

Жизненные задачи в ЕГЭ

3

5

Метод математических моделей

2

6

Производство, рентабельность и производительность труда

3

7

Функции в экономике

4

8

Системы уравнений и рыночное равновесие

3

9

Проценты и банковские расчеты

2

10

Сложные проценты и годовые ставки банков

2

11

Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей

2

12

Расчеты заемщика с банком

2

13

Налоги

1
ИТОГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».