Пояснительная записка Рабочая программа полностью соответствует ФГОС СОО и составлена на основе следующих документов: 1. «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ с изменениями 2017- 2016 года «Об образовании вРоссийской Федерации». 2. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р 5. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" 6. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм» 7. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 091672 8. Устав МБОУ СОШ № 154 Данная математическая программа предназначена для внеурочной деятельности и является синтезом известных математических тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и математическую культуру учащихся старшего звена. Цели обучения программы определяются ролью математики в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личности каждого человека. Цель программы 1) Развитие математических способностей обучающихся, выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях знаний для дальнейшей поддержки их таланта. 2) всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренных учащихся школы. 3) развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики; 4) применение математических знаний в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях; 5) развитие культуры математических вычислений и стабильности в преобразовании алгебраических выражений; 6) расширение кругозора. Задачи 1) Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития. 2) Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся (умение анализировать, синтезировать, классифицировать, рефлексировать.) 3) Развитие абстрактного мышления (способность построения задач, моделирование). 4) Развитие творческой активности учащихся. Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях знаний. 6) Расширение общего кругозора учащихся. Основные формы работы в рамках программы курса – практикумы, исследования, консультации, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие. Продолжительность курса внеурочной деятельности «Реальная математика» 10 класс 1 год, 34 часа, из расчёта – 1 час в неделю. Программа имеет общеинтеллектуальное направление и обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные). Планируемые результаты внеурочной деятельности В процессе реализации программы у учащихся формируются различные виды универсальных учебных действий 1) Личностные результаты: 5) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умение контролировать процесс и результат математической деятельности; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской,творческой и других видах деятельности; иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научнопрактической ученической конференции; оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности прирешении задач. 2) Метапредметные: Регулятивные обучающиеся получат возможность научиться: составлять план и последовательность действий; определять последовательность промежуточных соответствующих им действий с учётом конечного результата; целей и предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающейжизни; концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений; самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера; выполнять творческий проект по плану; интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия; адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. 3) Познавательные: обучающиеся получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические умозаключения (индуктивные, дедуктивные и поаналогии) и выводы; рассуждения, формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); 4) Коммуникативные обучающиеся получат возможность научиться: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения; разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе; оценивать свою работу. слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников. 5) Предметные: Учащиеся получат возможность научиться Учащиеся научаться решать сложные задачи на движение и применять нестандартные методы проценты решения различных математических задач решать логические задачи применять логические приемы, при решении задач решать математические задачи и задачи из применять нестандартные методы при смежных предметов, выполнять решении программных задач практические расчёты решать занимательные задачи рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию анализировать и осмысливать текст задачи, систематизировать данные в виде переформулировать условие, моделировать таблиц при решении задач, при условие с помощью реальных предметов, схем, составлении математических рисунков, графов; строить логическую цепочку кроссвордов, шарад и ребусов рассуждений; критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию пользоваться предметным указателем осуществлять поиск, систематизацию, энциклопедий, справочников и другой анализ, классификацию информации литературой для нахождения из разнообразных информационных информации источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии правильно употреблять термины, связанные с ясному, точному, грамотному различными видами чисел и способами их изложению своих мыслей в устной и записи письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, аргументации самостоятельно приобретать и применять исследовательской деятельности, знания в различных ситуациях для решения проведению экспериментов, различной сложности практических задач, в обобщения том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера решать задачи с помощью возможных вариантов перебора решать разнообразные задачи из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения Выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов Содержание программы Прикладная математика Теория: Связь математики с другими предметами, изучаемыми в школе. Связь математики и предметов, рассматривающих одни и те же понятия,такие как функция, вектор, сила, симметрия, скорость, перемещение, проценты, масштаб, проектирование, фигуры на плоскости и в пространстве и другие. Связь математики и экономики, биохимии, геодезии, сейсмологии, метеорологии, астрономии. Практика: Решение задач с физическим, химическим, экономическими другим содержанием. Решение упражнений как предметных, так и прикладных для показа практической значимости вводимых математических формул, понятий. Профессия и математика Теория: Применение математических знаний в различной профессиональной деятельности человека. Комплексный подход в использовании математических закономерностей в современном производстве и его структурных частях: технике, технологии, экономике, организации труда и т.д. Практика: Решение прикладных задач с профессиональной направленностью, в которых математические методы успешно применяются при планировании и организации производства, определении условий экономного использования сырья, рабочих ресурсов, для определения доходов и убытков предприятий и др. Домашняя математика Теория: Роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой. Практика: Решение прикладных задач, в которых человеку нужно самому выбрать параметры, характеристики объекта, определяемые путем самостоятельных измерений и дающие возможность вычислить искомую величину. Жизненные задачи в ЕГЭ Теория: Обобщение теоретических знаний. Виды задач в ЕГЭ практического характера. Практика: Математическая обработка результатов, решение практических задач. Метод математических моделей Теория: Математическое моделирование в экономике. Практика: Составление графических, аналитических и др. математических моделей по условию задачи, работа с моделями, выводы по результатам и запись ответа. Производство, рентабельность и производительность труда Теория: Изучение проблем экономической теории, рентабельности и производительности труда. Практика: Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда. Функции в экономике Теория: Понятие функции в экономике (функции спроса, функции предложения, производственные функции, функция издержек, функции выручки и прибыли, функции, связанные с банковскими операциями, функции потребления и сбережения, функции полезности); линейная, квадратичная и дробно – линейная функции в экономике; функции спроса и предложения; откуда берутся функции в экономике. Практика: По условию задачи составлять функции в экономике. Системы уравнений и рыночное равновесие Теория: Рыночное равновесие и кривые спроса и предложения Практика: Решение примеров нахождения рыночного равновесия при решении систем уравнений. Проценты и банковские расчеты Теория: Что такое банк? Простые проценты и арифметическая прогрессия, годовая процентная ставка, формула простых процентов, коэффициент наращения простых процентов, начисление простых процентов на часть года. Практика: Решение задач на расчет простых процентов с помощью формул арифметической прогрессии, годовой процентной ставки, на применение формулы простых процентов, коэффициент наращивания простых процентов, начисление простых процентов за часть года. Сложные проценты и годовые ставки банков Теория: Ежегодное начисление сложных процентов, капитализация процентов, формула сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного года, число е; многократное начисление процентов в течение нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени; изменяющиеся процентные ставки; выбор банком годовой процентной ставки; некоторые литературные и исторические сюжеты. Практика: Решение задач на сложные проценты и годовые ставки банков. Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей Теория: Понятие о дисконтировании; современная стоимость потока платежей; бессрочная рента и сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии; задача о «проедании» вклада. Практика: решение задач на дисконтирование; расчет бессрочной ренты; задачи о «проедании» вклада. Расчеты заемщика с банком Теория: Банки и деловая активность предприятий; равномерные выплаты заемщика банку; консолидированные платежи. Практика: Решение задач на расчет равномерных выплат заемщика, консолидированных платежей. Налоги Теория: Налоги. Налоговые вычеты Практика: Решение жизненных задач на налоговые вычеты. Тематическое планирование Содержание курса № п/п Количество часов 1 Прикладная математика 5 2 Профессия и математика 3 3 Домашняя математика 2 4 Жизненные задачи в ЕГЭ 3 5 Метод математических моделей 2 6 Производство, рентабельность и производительность труда 3 7 Функции в экономике 4 8 Системы уравнений и рыночное равновесие 3 9 Проценты и банковские расчеты 2 10 Сложные проценты и годовые ставки банков 2 11 Сегодняшняя стоимость завтрашних платежей 2 12 Расчеты заемщика с банком 2 13 Налоги 1 ИТОГО 34