Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями. 2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 3. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоров- ления детей и молодежи» 5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. 6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672. 7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». Данная программа способствует повышению интереса обучающихся к предмету «География» благодаря возможности своими глазами увидеть, как работают географические закономерности, применить свои географические знания в ходе работы над проектами на практике, в реальной жизненной ситуации, на что в конечном итоге и должно быть нацелено эффективное обучение. Актуальность программы заключается в реализации проектной деятельности как наиболее перспективной формы организации внеурочной работы с учащимися. В соответствии с требованиями новых стандартов для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных итворческих способностей, необходимо формировать положительную мотивацию у учащихся, направлять их на самостоятельное овладение знаниями, реализовывать творческий подход в обучении, развивать межпредметные связи. Все эти задачи позволяет решить проектная деятельность. Программа соответствует перечисленным в пояснительной записке нормативным правовым актам и государственным программным документам. Цели, содержание и образовательные результаты программы соответствуют региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, а также потребностям и проблемам самих обучающихся. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся 10 классов. Срок реализации программы – 1 год. Объём общеразвивающей программы – 34 часов (1 час в неделю). Программа предполагает вариативность по формам обучения и видам занятий. Допускается фронтальная, индивидуальная, индивидуально- групповая формы работы. Занятия могут проходить в виде беседы, обсуждений, дискуссий и диспутов, демонстрации презентаций, выступлений учащихся, практических занятий, полевых наблюдений, экскурсий (в т. ч. виртуальных) и др. Среди форм подведения результатов фигурирует защита проектов учащихся, которые они готовят под руководством педагога в течение года. Особенностью исследовательских проектов по курсам географии в старших классов является направленность на формирование научного мышления, самостоятельность учащихся при постановке проблемы исследования и методов её решения. Ещё одна необходимая особенность – метапредметность проекта, развитие связи географии с другими науками в ходе решения исследовательских задач проекта. География – наука, формирующая у школьников знание общих закономерностей природы, региональных и локальных их проявлений и умение определять географические и социально-экономические особенности отдельных территорий. Очень тесно связана география с биологией, историей, физикой, химией, астрономией, математикой. Использование межпредметных связей в ходе выполнения проектной деятельности нацеливает школьников на комплексное видение явлений и процессов, происходящих в природе и в жизни людей. Цель и задачи рабочей программы. Цель программы: развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование познавательного и эмоционального интереса к географии, научного мышления; побуждение учащихся к самостоятельному изучению географической науки путём практических исследований, выполняемых в ходе проектной деятельности. Задачи программы: Обучающие: расширить и углубить имеющиеся географические знания, межпредметные связи географии и др. наук. выстроить Развивающие: повышение навыков выполнения практических географических работ на местности; развитие творческого мышления, умения мыслить нестандартно, критически относиться к информации, получать знания самостоятельно, из практики; получение навыков работы над проек- том на всех его этапах: выбор темы, обсуждение плана работы, его реализация: выполнение практической части и оформление результатов работы. Воспитательные: популяризация географической науки, воспитание экологичного самосознания, бережного отношения к природе и её ресурсам. Планируемые результаты внеурочной деятельности. Метапредметные результаты – обучение детей приёмам совместной и индивидуальной деятельности в ходе выполнения проектов, развитие коммуникативных навыков обучающихся путём вовлечения их в научную дискуссию, планомерное обсуждение тем проектов и хода их реализации; умение привести аргументы, провести защиту своего проекта; кооперироваться в группы для совместного представления результатов исследований; развитие практикоориентированных компетенций, умения самостоятельно эмпирическим и теоретическим путями получать фактическую информацию и оформлять её; развитие навыков представления результатов своих исследований на публику, презентации своих научныхрезультатов. Личностные результаты – развитие творческого мышления, умения нестандартно мыслить, основы критического мышления, формирование экологичного самосознания. Предметные результаты – углубление знаний в предметной области «География», расширение географического кругозора; приобретение понятия о многообразии, многоаспектности, взаимозависимости географических систем. Уровни планируемых результатов Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни), достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение учащимися навыков работы над проектом, принципов разработки проектов; знаний о правилах конструктивной групповой и индивидуальной работы, организации коллективной и индивидуальной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения научного исследования, грамотного представления его результатов идр. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом), достигается в дружественной детской среде: развитие ценностных отношений учащихся к родному Отечеству, родной природе, развитие положительной мотивации к обучению географии. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия), достигается во взаимодействии с социальными субъектами: учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Содержание внеурочной деятельности Часть 1. Теоретическая часть проектной работы (17 ч.) 1. Что такое проектная исследовательская работа (коллективное обсуждение). 2-3. Выбираем тему исследования. Коллективное обсуждение тем исследования учащихся. Постановка основных вопросов проекта. Примерные варианты темы географического исследовательского проекта: Изучение локальных природно-экологических объектов (характеристика природных компонентов + собственные полевые исследования), оценка степени их антропогенной изменённости; Изучение рекреационных объектов, их географическое описание, оценка антропогенной изменённости; Изучение географии населения и хозяйства населенных пунктов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес; Изучение промышленных или сельскохозяйственных предприятий, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес; Изучение транспортных узлов, плотин или иных антропогенных объектов, представляющих экскурсионный или краеведческий интерес; Изучение этнографии, топонимики, промыслов и других культурологических особенностей территорий, представляющих туристский, экскурсионный или краеведческий интерес; Изучение архитектурных, исторических, этнографических памятников, памятников природы и др. 4. Определение цели и задач исследования (беседа, дискуссия). 5-6. Выдвижение гипотезы. Изучение проблематики. Постановка проблемы исследования (беседа, дискуссия).. 7. Планирование исследования. Обсуждение хода работы над проектным исследованием. Коллективная дискуссия. 8-9. Специфика географического исследования. Обсуждение практической части проекта: собственной эмпирической деятельности учащихся: варианты самостоятельной работы учащихся «на местности» с цельюдостижения целей и задач проекта. 10. Требования к оформлению проектной работы. Беседа. 11-14. Поиск и сбор информации. Самостоятельная работа учащихся. 15-17. Обработка теоретической части проектов, оформление 1 главы проекта. Самостоятельная работа учащихся. Часть 2. Практическая часть проектной работы (8 ч). 18-23. Реализация практической части географического проекта. Работа на местности, например, описание и анализ территории природного парка; виртуальная экскурсия-путешествие, классическая экскурсия по проработанному учащимся маршруту и пр. Опрос местных жителей, фотографирование местности, выполнении карты-схемы участка и т.д. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение результатов с педагогом. 24-25. Анализ и обобщение материала. Структурирование проекта. Оформление 2 главы. Самостоятельная работа учащихся. Часть 3. Оформление и презентация проектной работы (10 ч). 26-27. Оформление чернового варианта проектной работы. К 1 и 2 главе добавляется введение и заключение. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение результатов с педагогом. 28. Составление библиографического списка, оформление сносок. Самостоятельная работа учащихся 29. Оформление приложения: электронные таблицы, графики, диаграммы, фотографии и пр. Самостоятельная работа учащихся 30-31. Оформление чистового окончательного варианта проектной работы. Самостоятельная работа учащихся 32-33. Создание текста доклада. Беседа. Обсуждение. Самостоятельнаяработа учащихся. 34. Создание презентации. Самостоятельная работа учащихся. 35. Защита проектно-исследовательской работы. Выступление учащихся перед коллективом, научным руководителем проекта и приглашённой комиссией экспертов. № п/п Название темы Тематическое планирование раздела, Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/ контроля Часть 1. Теоретическая часть проектной работы (17 ч.) 1. 2-3. 4. 5-6. 7. Что такое проектная исследовательская работа Выбираем тему исследования. Постановка основных вопросов проекта. Определение цели и задач исследования Выдвижение гипотезы. Изучение проблематики. Планирование хода исследования. 1 1 0 Коллективное обсуждение. 2 2 0 Коллективное обсуждение тем исследования учащихся. 1 1 0 2 2 0 Беседа, дискуссия. Беседа, дискуссия. 1 1 0 Обсуждение хода работы над проектным исследованием. Коллективная дискуссия. 8-9. Специфика географического исследования. 2 2 0 10. Требования к оформлению проектной работы Поиск и сбор информации 1 1 0 4 4 0 1114. 1517. 1823. Обсуждение практической части проекта, собственной эмпирической деятельности учащихся: варианты самостоятельн ой работы учащихся «на местности» с целью достижения целей и задач проекта. Беседа. Самостоятельн ая работа учащихся. Обработка 3 3 0 теоретической части проектов, оформление 1 главы проекта. Часть 2. Практическая часть проектной работы (8 ч). Реализация 6 практической части географического проекта. Работа на местности, например, описание и анализ территории природного парка; виртуальная экскурсияпутешествие, классическая экскурсия по проработанному учащимся маршруту и пр. 0 6 Самостоятельная работа учащихся. Результаты опроса местных жителей, фотографии местности, выполнение карты-схемы участка и т.д. Самостоятел ьная работа учащихся. Обсуждение результатов с педагогом. 2425. 2627. 28. 29. 3031. 3233. 34. Анализ и обобщение 2 2 0 Самостоятел материала. ьная работа Структурирование учащихся. проекта. Оформление 2 главы Часть 3. Оформление и презентация проектной работы (10 ч). Оформление 2 2 0 Самостоятель чернового варианта ная работа проектной работы. К 1 учащихся. и 2 главе добавляется Обсуждение введение и результатов с заключение. педагогом. Составление 1 1 0 Самостоятел библиографического ьная работа списка, оформление учащихся. сносок. Оформление 1 1 0 Самостоятел приложения: ьная работа электронные учащихся. таблицы, графики, диаграммы, фотографии и пр. Оформление чистового окончательного варианта проектной работы. Создание текста доклада. 2 2 0 Самостоятел ьная работа учащихся. 1 1 0 Создание презентации. 1 1 0 Защита проектноисследовательской работы. 1 0 1 Беседа. Обсуждение. Самостоятел ьная работа учащихся. Самостоятельн ая работа учащихся. Выступление перед коллективом, научным руководителем проекта и приглашённой комиссией экспертов. уча Методическое и техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение – для реализации рабочей программы внеурочной деятельности предоставляется специализированный кабинет географии, оборудованный всем необходимым для качественного и системного освоения настоящей программы. Информационное обеспечение – реализация предлагаемой рабочей программы проходит в сопровождении всех необходимых для этого условий, в частности, материально-технического и информационного обеспечения, в которое входят: глобусы, топографические карты, общегеографические карты, специализированные карты и иные картографические произведения; учебные коллекции минералов и горных пород; средства для демонстрации фото- и видеоматериалов, доступ к ресурсам Интернет и пр. Кадровое обеспечение – авторскую рабочую программу реализует учитель географии учебного заведения Ковтун Д. В. Методические материалы – при составлении данной программы были использованы научнопопулярные, дидактические и иные методические пособия и материалы по методам и технологиям реализации проектной деятельности в школе с учётом специфики предмета «География», когда в качестве практической части проводятся географические исследования или наблюдения; виртуальные или реальные экскурсии и пр. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В качестве итоговой аттестации по результатам освоения данной программы предусмотрена защита проектов учащихся. Среди форм текущей аттестации можно выделить: беседу, дискуссию-обсуждение, оформленные предварительные результаты исследований на местности (результаты практических и полевых работ), выступления учащихся, презентация результатов своих исследования/наблюдений, презентация своей разработки-виртуального путешествия, презентации своей программы предложений и пр. Список литературы Байбородова Л.В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. № 2. – С. 94-117. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. – М., 2000, № 9, С.177-180. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. № 1. С. 17-24. Жилина Т.Н., Зинченко Н.Н., Флеенко А.В., Мударисова Г.Р., Михайлова М.Г., Лисина Н. Г., Антропянская Л.Н., Терентьева Е.М., Филатова А.Б., Князева Л.Н. Проектная деятельность по географии в школе: методическое пособие. – Томск: Интегральный переплет, 2017. – 151 с. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. № 1. С. 36-41. Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников // Школа и производство. – 2013. № 4. – С. 3 – 7. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. № 11. С. 20-33. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д. Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013. № 5. – С. 130-140. Кузнецова, Т.С. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности при изучении естественно-научных дисциплин / Т. С. Кузнецова// Непрерывное образование в СанктПетербурге. – 2015. Вып.2. С.35-41. Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Народное образование. – 2016.№4-5. С.133-142. Поташник М.М. Проекты и исследования на основе ФГОС/М. М. Поташник, М. В. Левит// Народное образование. – 2015.№9. С.100-110. Рязанова Л.П. Организация проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова//Одаренный ребенок. – 2015. №2. С.62-71. Шустова И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы,содержание, рефлексия / И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова//Завуч. – 2016. №7. С.110-127.