РПВД Практическая география 10 класс

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29. 12. 2012 г. №273- ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями.
2.
Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования».
3.
Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательныхпрограмм».
4.
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоров- ления детей и молодежи»
5.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
6.
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672.
7.
Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных
технологий».
Данная программа способствует повышению интереса обучающихся к предмету
«География» благодаря возможности своими глазами увидеть, как работают географические
закономерности, применить свои географические знания в ходе работы над проектами на
практике, в реальной жизненной ситуации, на что в конечном итоге и должно быть нацелено
эффективное обучение.
Актуальность программы заключается в реализации проектной деятельности как
наиболее перспективной формы организации внеурочной работы с учащимися. В соответствии с
требованиями новых стандартов для повышения качества знаний учащихся, развития их
познавательных итворческих способностей, необходимо формировать положительную мотивацию
у учащихся, направлять их на самостоятельное овладение знаниями, реализовывать творческий
подход в обучении, развивать межпредметные связи. Все эти задачи позволяет решить проектная
деятельность.
Программа соответствует перечисленным в пояснительной записке нормативным
правовым актам и государственным программным документам.
Цели, содержание и образовательные результаты программы соответствуют
региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, а также
потребностям и проблемам самих обучающихся.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся 10
классов. Срок реализации программы – 1 год. Объём общеразвивающей программы – 34 часов (1
час в неделю). Программа предполагает вариативность по формам обучения и видам занятий.
Допускается фронтальная, индивидуальная, индивидуально- групповая формы работы. Занятия
могут проходить в виде беседы, обсуждений, дискуссий и диспутов, демонстрации презентаций,
выступлений учащихся, практических занятий, полевых наблюдений, экскурсий (в т. ч.
виртуальных) и др.
Среди форм подведения результатов фигурирует защита проектов учащихся, которые
они готовят под руководством педагога в течение года.

Особенностью исследовательских проектов по курсам географии в старших классов
является направленность на формирование научного мышления, самостоятельность учащихся при
постановке проблемы исследования и методов её решения. Ещё одна необходимая особенность –
метапредметность проекта, развитие связи географии с другими науками в ходе решения
исследовательских задач проекта.
География – наука, формирующая у школьников знание общих закономерностей
природы, региональных и локальных их проявлений и умение определять географические и
социально-экономические особенности отдельных территорий. Очень тесно связана география с
биологией, историей, физикой, химией, астрономией, математикой. Использование
межпредметных связей в ходе выполнения проектной деятельности нацеливает школьников на
комплексное видение явлений и процессов, происходящих в природе и в жизни людей.
Цель и задачи рабочей программы.
Цель программы: развитие интеллектуальных способностей учащихся через формирование
познавательного и эмоционального интереса к географии, научного мышления; побуждение
учащихся к самостоятельному изучению географической науки путём практических
исследований, выполняемых в ходе проектной деятельности.
Задачи программы:



Обучающие: расширить и углубить имеющиеся географические знания,
межпредметные связи географии и др. наук.

выстроить



Развивающие: повышение навыков выполнения практических географических работ на
местности; развитие творческого мышления, умения мыслить нестандартно, критически
относиться к информации, получать знания самостоятельно, из практики; получение навыков
работы над проек- том на всех его этапах: выбор темы, обсуждение плана работы, его реализация: выполнение практической части и оформление результатов работы.



Воспитательные: популяризация географической науки, воспитание экологичного
самосознания, бережного отношения к природе и её ресурсам.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Метапредметные результаты – обучение детей приёмам совместной и индивидуальной
деятельности в ходе выполнения проектов, развитие коммуникативных навыков обучающихся
путём вовлечения их в научную дискуссию, планомерное обсуждение тем проектов и хода их
реализации; умение привести аргументы, провести защиту своего проекта; кооперироваться в
группы для совместного представления результатов исследований; развитие практикоориентированных компетенций, умения самостоятельно эмпирическим и теоретическим путями
получать фактическую информацию и оформлять её; развитие навыков представления
результатов своих исследований на публику, презентации своих научныхрезультатов.
Личностные результаты – развитие творческого мышления, умения нестандартно мыслить,
основы критического мышления, формирование экологичного самосознания.
Предметные результаты – углубление знаний в предметной области «География», расширение
географического кругозора; приобретение понятия о многообразии, многоаспектности,
взаимозависимости географических систем.
Уровни планируемых результатов
Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни), достигается в процессе взаимодействия с
педагогом: приобретение учащимися навыков работы над проектом, принципов разработки
проектов; знаний о правилах конструктивной групповой и индивидуальной работы, организации
коллективной и индивидуальной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска,
нахождения и обработки информации; о правилах проведения научного исследования, грамотного

представления его результатов идр.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в
целом),
достигается
в
дружественной
детской
среде: развитие ценностных отношений учащихся к родному
Отечеству, родной природе, развитие положительной мотивации к обучению географии.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия), достигается во взаимодействии с социальными субъектами:
учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления;
опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Содержание внеурочной деятельности
Часть 1. Теоретическая часть проектной работы (17 ч.)
1. Что такое проектная исследовательская работа (коллективное обсуждение).
2-3. Выбираем тему исследования. Коллективное обсуждение тем исследования учащихся.
Постановка основных вопросов проекта.
Примерные варианты темы географического исследовательского проекта:
 Изучение локальных природно-экологических объектов (характеристика природных
компонентов + собственные полевые исследования), оценка степени их антропогенной
изменённости;
 Изучение рекреационных объектов, их географическое описание, оценка
антропогенной изменённости;
 Изучение географии населения и хозяйства населенных пунктов, представляющих
экскурсионный или краеведческий интерес;
 Изучение промышленных или сельскохозяйственных предприятий, представляющих
экскурсионный или краеведческий интерес;
 Изучение транспортных узлов, плотин или иных антропогенных объектов,
представляющих экскурсионный или краеведческий интерес;
 Изучение этнографии, топонимики, промыслов и других культурологических
особенностей территорий, представляющих туристский, экскурсионный или краеведческий
интерес;
 Изучение архитектурных, исторических, этнографических памятников, памятников
природы и др.
4. Определение цели и задач исследования (беседа, дискуссия).
5-6. Выдвижение гипотезы. Изучение проблематики. Постановка проблемы исследования
(беседа, дискуссия)..
7. Планирование исследования. Обсуждение хода работы над проектным исследованием.
Коллективная дискуссия.
8-9. Специфика географического исследования. Обсуждение практической части проекта:
собственной эмпирической деятельности учащихся: варианты самостоятельной работы учащихся
«на местности» с цельюдостижения целей и задач проекта.
10. Требования к оформлению проектной работы. Беседа.
11-14. Поиск и сбор информации. Самостоятельная работа учащихся.
15-17. Обработка теоретической части проектов, оформление 1 главы проекта. Самостоятельная
работа учащихся.
Часть 2. Практическая часть проектной работы (8 ч).
18-23. Реализация практической части географического проекта. Работа на местности, например,
описание и анализ территории природного парка; виртуальная экскурсия-путешествие,

классическая экскурсия по проработанному учащимся маршруту и пр. Опрос местных жителей,
фотографирование местности, выполнении карты-схемы участка и т.д. Самостоятельная работа
учащихся. Обсуждение результатов с педагогом.
24-25. Анализ и обобщение материала. Структурирование проекта. Оформление 2 главы.
Самостоятельная работа учащихся.
Часть 3. Оформление и презентация проектной работы (10 ч).
26-27. Оформление чернового варианта проектной работы. К 1 и 2 главе добавляется
введение и заключение. Самостоятельная работа учащихся. Обсуждение результатов с
педагогом.
28. Составление библиографического списка, оформление сносок.
Самостоятельная работа учащихся
29. Оформление приложения: электронные таблицы, графики, диаграммы, фотографии и пр.
Самостоятельная работа учащихся
30-31. Оформление чистового окончательного варианта проектной работы.
Самостоятельная работа учащихся
32-33. Создание текста доклада. Беседа. Обсуждение. Самостоятельнаяработа учащихся.
34. Создание презентации. Самостоятельная работа учащихся.
35. Защита проектно-исследовательской работы. Выступление учащихся перед коллективом,
научным руководителем проекта и приглашённой комиссией экспертов.

№
п/п

Название
темы

Тематическое планирование
раздела,
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/
контроля

Часть 1. Теоретическая часть проектной работы (17 ч.)
1.

2-3.

4.
5-6.

7.

Что такое проектная
исследовательская
работа
Выбираем тему
исследования.
Постановка
основных
вопросов
проекта.
Определение цели и
задач исследования
Выдвижение
гипотезы.
Изучение
проблематики.
Планирование
хода
исследования.

1

1

0

Коллективное
обсуждение.

2

2

0

Коллективное
обсуждение тем
исследования
учащихся.

1

1

0

2

2

0

Беседа,
дискуссия.
Беседа,
дискуссия.

1

1

0

Обсуждение
хода работы над
проектным
исследованием.
Коллективная
дискуссия.

8-9.

Специфика
географического
исследования.

2

2

0

10.

Требования к
оформлению
проектной работы
Поиск и сбор
информации

1

1

0

4

4

0

1114.
1517.

1823.

Обсуждение
практической
части проекта,
собственной
эмпирической
деятельности
учащихся:
варианты
самостоятельн
ой
работы
учащихся
«на
местности» с
целью
достижения
целей и
задач проекта.
Беседа.

Самостоятельн
ая
работа
учащихся.

Обработка
3
3
0
теоретической
части
проектов, оформление
1 главы
проекта.
Часть 2. Практическая часть проектной работы (8 ч).
Реализация
6
практической
части
географического
проекта. Работа на
местности, например,
описание и
анализ
территории природного
парка;
виртуальная
экскурсияпутешествие,
классическая экскурсия
по
проработанному
учащимся маршруту
и пр.

0

6

Самостоятельная
работа учащихся.

Результаты
опроса
местных
жителей,
фотографии
местности,
выполнение
карты-схемы
участка и т.д.
Самостоятел
ьная работа
учащихся.
Обсуждение
результатов с
педагогом.

2425.

2627.

28.

29.

3031.

3233.

34.

Анализ и обобщение
2
2
0
Самостоятел
материала.
ьная работа
Структурирование
учащихся.
проекта.
Оформление 2
главы
Часть 3. Оформление и презентация проектной работы
(10 ч).
Оформление
2
2
0
Самостоятель
чернового
варианта
ная
работа
проектной работы. К 1
учащихся.
и 2 главе добавляется
Обсуждение
введение и
результатов с
заключение.
педагогом.
Составление
1
1
0
Самостоятел
библиографического
ьная работа
списка, оформление
учащихся.
сносок.
Оформление
1
1
0
Самостоятел
приложения:
ьная работа
электронные
учащихся.
таблицы,
графики,
диаграммы,
фотографии и пр.
Оформление
чистового
окончательного
варианта проектной
работы.
Создание текста
доклада.

2

2

0

Самостоятел
ьная работа
учащихся.

1

1

0

Создание
презентации.

1

1

0

Защита проектноисследовательской
работы.

1

0

1

Беседа.
Обсуждение.
Самостоятел
ьная работа
учащихся.
Самостоятельн
ая работа
учащихся.
Выступление
перед
коллективом,
научным
руководителем
проекта
и
приглашённой
комиссией
экспертов.

уча

Методическое и техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение – для реализации рабочей программы внеурочной
деятельности предоставляется специализированный кабинет географии, оборудованный всем
необходимым для качественного и системного освоения настоящей программы.
Информационное обеспечение – реализация предлагаемой рабочей программы проходит в
сопровождении всех необходимых для этого условий, в частности, материально-технического и
информационного обеспечения, в которое входят: глобусы, топографические карты,
общегеографические карты, специализированные карты и иные картографические произведения;
учебные коллекции минералов и горных пород; средства для демонстрации фото- и
видеоматериалов, доступ к ресурсам Интернет и пр.
Кадровое обеспечение – авторскую рабочую программу реализует учитель географии учебного
заведения Ковтун Д. В.
Методические материалы – при составлении данной программы были использованы научнопопулярные, дидактические и иные методические пособия и материалы по методам и
технологиям реализации проектной деятельности в школе с учётом специфики предмета
«География», когда в качестве практической части проводятся географические исследования или
наблюдения; виртуальные или реальные экскурсии и пр.
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В качестве итоговой аттестации по результатам освоения данной программы предусмотрена
защита проектов учащихся. Среди форм текущей аттестации можно выделить: беседу,
дискуссию-обсуждение, оформленные предварительные результаты исследований на местности
(результаты практических и полевых работ), выступления учащихся, презентация результатов
своих исследования/наблюдений, презентация своей разработки-виртуального путешествия,
презентации своей программы предложений и пр.
Список литературы
Байбородова Л.В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников //
Управление современной школой. Завуч. – 2014. № 2. – С. 94-117.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное
образование. – М., 2000, № 9, С.177-180.
Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у
учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. № 1. С. 17-24.
Жилина Т.Н., Зинченко Н.Н., Флеенко А.В., Мударисова Г.Р., Михайлова М.Г., Лисина Н. Г.,
Антропянская Л.Н., Терентьева Е.М., Филатова А.Б., Князева Л.Н. Проектная деятельность по
географии в школе: методическое пособие. – Томск: Интегральный переплет, 2017. – 151 с.
Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. –
2014. № 1. С. 36-41.
Иванова, М.В. Опыт педагогического сопровождения проектной деятельности школьников //
Школа и производство. – 2013. № 4. – С. 3 – 7.
Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной
школы // Психология обучения. – 2013. № 11. С. 20-33. Кострикина, И. С., Порядина Е. Д.
Проектная деятельность профессионализации старшеклассников // Психология обучения. – 2013.
№ 5. – С. 130-140.
Кузнецова, Т.С. Опыт организации проектно-исследовательской деятельности при изучении
естественно-научных дисциплин / Т. С. Кузнецова// Непрерывное образование в СанктПетербурге. – 2015. Вып.2. С.35-41.
Лазарев, В.С. Проекты учащихся: проблема, действия, план, оценка / В. С. Лазарев// Народное
образование. – 2016.№4-5. С.133-142.

Поташник М.М. Проекты и исследования на основе ФГОС/М. М. Поташник, М. В. Левит//
Народное образование. – 2015.№9. С.100-110.
Рязанова Л.П.
Организация
проектно-исследовательской
деятельности
в условиях
общеобразовательной школы (из опыта работы) / Л. П. Рязанова//Одаренный ребенок. – 2015.
№2. С.62-71.
Шустова И.Ю. Организация проектной деятельности школьников: этапы,содержание, рефлексия /
И. Ю. Шустова, А. Ю. Нуруллова//Завуч. – 2016. №7. С.110-127.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».