Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ с изменениями 2017- 2016 года «Об образовании вРоссийской Федерации». Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования". Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм». Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672. Устав МБОУ СОШ № 154. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга. Примерная программа по учебному предмету «Иностранный язык» 5-9 классы. М., Просвещение. 2011. Рабочие программы к учебнику «Spotlight» авторов В. Эванс, Дж. Дули, О. Подоляко, Ю. Ваулиной. • Предметная линия учебников «Английский в фокусе» » обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых метапредметных, предметных и социокультурных компетенций, а также уважительное и толерантное отношение к другим культурам. Программа «Путешествуя по-английски» имеет общеинтеллектуальное направление и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 9-х классов. Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для дальнейшего развития речевой и социокультурной компетенций, а также личностных качеств школьников. Актуальность программы Актуальность предлагаемой программы обусловлена тем, что в настоящее время туризм и отдых за границей набирают все большую популярность. Для комфортного, спокойного и независимого отдыха необходимо умения правильно заполнять различные документы, вести диалог с официальными лицами в аэропорту, обслуживающим персоналом в гостинице, знать некоторые правила поведенческого и речевого этикета при решении возникающих проблем и т.д., а также интересами и запросами обучающихся и их родителей. Цель программы “Путешествия по-английски”: развитие социокультурной, речевой и компенсаторной компетенций обучающихся через проигрывание ситуаций, с которыми сталкиваются туристы и отдыхающие заграницей. Задачи программы: создание ситуации, приближенные к реальным ситуациям общения; обогащение языкового репертуара обучаемых речевыми клише и лексическими единицами по темам программы; повторение ранее изученного языкового материала; развитие навыков социального общения; воспитание уважения к другим культурам и толерантного отношения кним; развитие творческой активности обучающихся; развитие функциональной грамотности. Особенности реализации программы Структура курса Программа курса внеурочной деятельности «Путешествуем с английским языком» представлена четырьмя разделами, вводным и заключительным занятиями. Каждое занятие предполагает создание ситуаций, мотивирующих обучающихся на активное общение друг с другом и стимулирующих их творческую активность, и имеет практическую направленность. При составлении курса учитывалась тематика, предложенная для изучения УМК «Английский в фокусе. 5-9» авторов В. Эванс, Д. Дули, О. Подоляко и др., М.: Просвещение, 2009- 2016. Формы проведения занятий Учитывая практическую направленность курса и возрастные психологические особенности подросткового возраста, предлагаются следующие формы занятий: традиционный урок; мини-лекция; драматизация; ролевая игра; мини-проект (создание своей ситуации). Работа может вестись индивидуально, в парах или группе. Программой курса предусматривается и проектная деятельность учащихся по разработке проектов. Минипроект может выполняться индивидуально или группой учащихся. Режим проведения занятий, количество часов: Программа рассчитана на учащихся 9-го касса, реализуется за 34 часа. Недельная нагрузка -1 час. Количество обучающихся в группе 10 - 13 человек. Программа реализуется за счет часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (общеинтеллектуальное направление). Место реализации – МБОУ СОШ №154. Виды деятельности: игровая деятельность; желание узнать новое и проявить себя; драматизация; индивидуальная; работа со справочными материалами (изучающее чтение); кодирование и декодирование воспринимаемой информации; извлечение информации при аудировании и просмотре видео-фрагмента; выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания. Эффективность данной внеурочной деятельности зависит от следующих условий: сочетание индивидуальной и групповой деятельности; содержательность предлагаемых ситуаций, форм и методов работы сними; эстетичность предлагаемых материалов; четкая организация и тщательная подготовка всех занятий; привлечение детей с разными способностями и уровнем языковой подготовки; широкое использование методов педагогического стимулирования учащихся; наличие аудио- и видеозаписей; оснащение кабинета компьютером, аудиоколонками, медиа проектороми экраном. Планируемые результаты освоения обучающимися программывнеурочной деятельности В результате реализации данной программы учащиеся получат возможность развивать и формировать следующие качества, умения и навыки: формировать мотивацию цельюдальнейшей самореализации; изучения английского языка с формировать стремление к совершенствованию собственной речевойкультуре; развивать коммуникативную компетенцию в межкультурной освоить социальные нормы, правила речевого и неречевого поведения; развивать навыки социального общения, таких как умение вести диалог, решать проблемы, уточнять информацию и т.д. развивать такие качества как самостоятельность, память, внимание, умение анализировать и сравнивать; формировать толерантное отношение к проявлениям иной культуры, стремление к лучшему осознанию своего социокультурного наследия. развивать коммуникативной компетенции, включая умениевзаимодействовать с окружающими; развивать социальные неречевогоповедения; нормы, правила речевого и развивать навыки различных стратегий чтения и аудирования, умения сравнивать и анализировать полученную информацию; актуализировать интеллектуально-творческий личностиучащегося, его образовательной активности; развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству; потенциал имежэ осуществлять регулятивные действия самоконтроля при работе получить представление о целостном полиязычном, поликультурноммире. В результате реализации предложенной программы учащиеся должны знать\понимать в различных сферах: социальные нормы, правила речевого и неречевого поведения. различные стратегии чтения и аудирования; знать приемы регуляции самоконтроля при работе в команде илигруппе. нормы речевого этикета как начать, вести и закончить диалог\полилог; правила заполнения анкет и формуляров; правила написания письма-жалобы и благодарности; правил написания слов; правила произношения слов и интонационного оформления фраз ипредложений языковой материал по тематике курса; основные грамматические правила (употребление артиклей, видовременных форм глагола, правила построения различных типов предложений и т.д.) особенности образа жизни, культуры стран изучаемого языка. В результате освоения курса учащиеся будут уметь: Предметные результаты: Коммуникативная компетенция: начинать, вести и заканчивать различные виды диалогов в предложенных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая и уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы в пределах предлагаемой тематики и усвоенного лексико-грамматического материала; сообщать краткие сведения о себе, своей семье, городе, стране; извлекать их печатного и аудио-текста необходимую информацию; заполнять анкеты и формуляры; писать письмо-жалобу и благодарность. Языковая компетенция: пользоваться правилами орфографии; правильно произносить и различать на слух все звуки английского языка, соблюдать правильное ударение в словах и фразах; соблюдать ритмико-интонационные предложенийразличных коммуникативных типов; особенности распознавать основные значения изученных лексических единиц; применять на практике изученные грамматические явления; использование явления многозначности слов: синонимов, антонимов. Социокультурная компетенция: применять национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в ситуациях формального и неформального общения; применять в устной и письменной речи основные формы межличностного и вкоман межкультурного общения. Компенсаторная компетенция: выходить из затруднительного положения в условиях дефицита языковых средств путем переспроса, мимики, жестов. В познавательной сфере: пользоваться определенной стратегией чтения и аудирования взавис действовать по образцу и составление собственных высказываний по заданным ситуациям; работать со справочной литературой; изучать английский язык самостоятельно. В ценностно-ориентированной сфере: достигать взаимопонимания в процессе письменногообщения с представителями других культур; В трудовой сфере: устного и действовать в соответствии с намеченным планом. В физической сфере: вести здоровый образ жизни (отдых, питание). Характеристика личностных, регулятивных и коммуникативных УУД В ходе реализации программы учащиеся формируют такие универсальные учебные действия, как: установлениеценностиизучаемогопредметаиегопрактическимприменен ием; осознание своего существования в поликультурном обществе; умение вести диалог с представителями других культур; планирование своего речевого поведения; прогнозирование результатов диалога\полилога; анализ речевого принеобходимости; продукта с образцом регулировка своего неречевого поведения; умение структурировать свои знания; умения выбрать отобрать необходимый и корректировка языковой материал длявысказывания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание вустной форме; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений\аргументов; разрешение проблем; управление речевым поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение диалогической формой речи. Качества личности, которые могут быть сформированы в результате реализации программы «Путешествия по-английски»: познавательная, творческая активность самостоятельность и уверенность в своей языковой компетентности; коммуникабельность; умение вести диалог с представителями других культур уважение к себе и другим; умение работать в паре и группе. Форма учета знаний: Заполнение анкет, формуляров; Диалоги\полилоги по тематике курса. Содержание Вводный урок: ознакомление с целью и задачами курса, особенностямипроведения занятий. Модуль 1. Поездка за границу: Анкета для получения визы. Заказ билетов на самолет. Заказ билетов на поезд. В аэропорту. На вокзале. Регистрация. Паспортный контроль. Таможенная декларация. На таможне. На борту самолета. На борту самолета. Карта прибытия. – 12 часов. Теоретическая часть: Правила заполнения таможенной декларации, анкеты для получения въездной визы, карты прибытия, этикет при заказе билетов по телефону, языковой репертуар по теме модуля, употребление определенного и нулевого артиклей с географическими названиями. Практическая часть: Диалогическая речь в ситуациях, приближенных к реальным, аудирование, заполнение необходимых для путешествия документов, чтение. Формы организации занятий: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Виды деятельности: мини-лекция, ролевые игры, драматизация. Форма контроля: диалоги, полилог, письменная практическая работа Модуль 2. В гостинице. Правила этикета общения по телефону. Резервирование номера в гостинице по телефону. Прибытие в гостиницу.Бланк регистрации. Условные знаки в гостинице. Обслуживание.Возникающие проблемы. Их решение. Бланк заказов завтрака\обеда вресторане. В ресторане. – 8 часов. Теоретическая часть: Условные знаки, встречающихся в гостиницах, языковой репертуар по теме модуля, употребление неопределенного артикляс названием блюд, речевой этикет. Практическая част:. Диалоги, соблюдение речевого этикета и правил социального общения, заполнение бланков, аудирование, чтение. Формы организации занятий: индивидуальная, парная. Виды деятельности: мини-лекция, ролевые игры, драматизация,письменная практическая работа. Форма контроля: диалоги, полилог. Модуль 3. Гуляем по городу. Осматриваем достопримечательности: Правила уличного движения в англоязычных странах. Обсуждаем маршрут. Общественный транспорт. В автобусе. Что посетить? Что посмотреть? Обмениваемся впечатлениями. – 6 часов. Теоретическая часть: Правила ведения дискуссии и поведения в общественном транспорте, правила безопасного поведения на улице, языковой репертуар по теме модуля, употребление определенного и нулевогоартикля с названиями зданий, музеев и других достопримечательностей. Практическая часть: Диалоги, полилоги, аудирование, чтение. Формы организации занятий: индивидуальная, парная, групповая. Виды деятельности: мини-лекция, ролевые игры, драматизация. Форма контроля: диалоги, полилог. Модуль 4. В поход по магазинам. Виды магазинов. Отделы. Покупаем одежду\обувь. Соответствие размеров европейских маркировок российским.Традиционные меры объема и веса в англоязычных странах. Виды упаковок. В продовольственном магазине. Покупаем сувениры. 5часов Теоретическая часть: Языковой репертуар по теме модуля, размеры одежды и обуви в Великобритании, США и России и их соответствия,традиционные меры веса и объема, принятые в англо-говорящих странах,правила речевого и поведенческого этикета при совершении покупок. Практическая часть: Диалоги, аудирвание, чтение. Формы организации занятий: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Виды деятельности: мини-лекция, ролевые игры, драматизация. Форма контроля: Диалоги, полилог. Заключительный урок: Рефлексия. – 1час Заполнение анкеты. № 1 2 Тема Вводный урок. Ознакомление с целямии задачами курса. Поездка за границу Анкета для получения визы Заказ билетов на самолет Заказ билетов на поезд В аэропорту На вокзале Регистрация. Паспортный контроль Таможенная декларация. На таможне На борту самолета. Карта прибытия Зачет В гостинице Правила этикета общения по телефону Резервирование номера в гостинице по телефону Прибытие в гостиницу. Бланк регистрации Тематический план Количество часов теория практика 1 Дата проведения 1 неделя 1 0,5 10 0,5 2 неделя 1 1 1 1 1 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 0,5 1 1 1 1 7,5 0.5 8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 1 14 неделя 1 15 неделя 0,5 0.5 0,5 13 неделя Условные знаки в гостинице. Обслуживание Возникающие проблемы. Их решение Бланк заказов завтрака\обеда в ресторане В ресторане Зачет 3 Гуляем по городу. Осматриваем достопримечательности Правила уличного движения в англоязычных странах Обсуждаем маршрут Общественный транспорт. В автобусе Что посетить? Что посмотреть? Обмениваемся впечатлениями Зачет 4 В поход по магазинам Виды магазинов. Отделы Покупаем одежду\обувь. Соответствие размеров европейских маркировок российским Традиционные меры объема и веса в англоязычных странах. Виды упаковок В продовольственном магазине Покупаем сувениры Зачет Рефлексия Всего: 1 16 неделя 1 17 неделя 1 18 неделя 19 неделя 20 неделя 0,5 1 1 5,5 0,5 0,5 21 1 1 22 23 1 24 1 25 1 6 1 1,5 26 0,5 30 1 31 1 1 1 30 32 33 34 34 1 27 28,29 0,5 0,5 4 № 1 2 3 Календарно-тематическое планирование Тема Количество часов теория практика Вводный урок. 1 Ознакомление с целями и задачами курса. Поездка за границу 1 10 Анкета для получения 0,5 0,5 визы Заказ билетов на самолет 1 Заказ билетов на поезд 1 В аэропорту 1 На вокзале 1 Регистрация. 1 Паспортный контроль Таможенная декларация. 0,5 0,5 На таможне 1 На борту самолета. 1 Карта прибытия 1 Зачет 1 В гостинице 0.5 7,5 Правила этикета 0,5 0.5 общения по телефону Резервирование номера в 1 гостинице по телефону Прибытие в гостиницу. 1 Бланк регистрации Условные знаки в 1 гостинице. Обслуживание Возникающие проблемы. 1 Их решение Бланк заказов 1 завтрака\обеда в ресторане В ресторане 1 Зачет 1 Гуляем по городу. 0,5 5,5 Осматриваем достопримечательности Дата проведения Правила уличного движения в англоязычных странах Обсуждаем маршрут Общественный транспорт. В автобусе Что посетить? Что посмотреть? Обмениваемся впечатлениями Зачет 4 В поход по магазинам Виды магазинов. Отделы Покупаем одежду\обувь. Соответствие размеров европейских маркировок российским Традиционные меры объема и веса в англоязычных странах. Виды упаковок В продовольственном магазине Покупаем сувениры Зачет Рефлексия Всего: 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 6 1 1,5 0,5 0,5 0,5 1 4 1 1 1 30 34 Список литературы: 1. Баранова К.М.. Д. Дули и др. Рабочая тетрадь. УМК «Звездный английский 9». – М.: Просвещение, 2016, - 87с. + CD видеоматериалы портала УМК; 2. Бонк Н.А. Английский язык для международного сотрудничества. – М.:ПринДа, 1992, - 318с.; 3. Виркус Д., Н. Тоотс. Let’s Start Business. Курс английского языка для бизнесменов. – М.: ТЕА, 1994, - 160с.; 4. Leeds G. Thorne T. English on Business. – Chencerel International Publishers, 2009, - 192c. + СD.