Пояснительная записка Рабочая программа полностью соответствует ФГОС ООО и составлена на основе следующих документов: 1. «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ с изменениями 2017- 2016 года «Об образовании в Российской Федерации». 2. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р 5. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" 6. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 7. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 8. Устав МБОУ-СОШ № 154 Цель проектно-исследовательской деятельности Для обучающихся: Развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности. Для педагогов: Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. Задачи: познакомить обучающихся с теоретическими основами научноисследовательской деятельности; научить работать с различными источниками информации; организовывать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность девятиклассников; отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией; совершенствовать метапредметные знания, умения и навыки обучаемых (обучение методике ведения научного исследования; создание вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе исследования информации). В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом МБОУ СОШ № 154 рабочая программа рассчитана на 33 часа преподавания внеурочной деятельности в 9 классах в объеме 1 час в неделю (33 недели). Общая характеристика внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность в области физической культуры» Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно- ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов, в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, учебный план ООО включает «Индивидуальный учебный проект». Актуальность данного курса обусловлена потребностью в активном, самостоятельном, мобильном, информационно грамотном, компетентном выпускнике ООО, а также необходимостью формирования учебно-познавательной компетентности учащихся. Отличительная особенность курса «Проектно-исследовательская деятельность в области физической культуры» состоит в том, что представляет собой учебное исследование, выполняемое обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, что обеспечивает приобретение навыков в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности, или самостоятельном применении приобретенных знаний и способов действий при решении практических задач, а также развитие способности проектирования и осуществления целесообразной и результативной деятельности (познавательной, социальной, художественно-творческой, иной). В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного, иного. Метапредметные связи просматриваются через взаимодействие с: - русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»); - информатикой (использование ИКТ для индивидуальных проектов); -биологией; - с другими предметными областями по теме индивидуального проекта ученика. Результаты освоения учебного предмета Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 7) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 8) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 9) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. По окончании изучения курса «Проектно-исследовательская деятельность в области физической культуры» учащиеся должны знать: основы методологии исследовательской и проектной деятельности; структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. Должны уметь: формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность; составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы; выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы; определять цель и задачи исследовательской и проектной работы; работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме; выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования; оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы; рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы; описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов; оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов. Формы контроля за результатами освоение программы: Беседа, наблюдение, презентация, в качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с защитой собственного проекта. Содержание тем внеурочной деятельности Модуль 1. Введение в проектную культуру – 4ч. Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта Модуль 2. Инициализация проекта – 8ч. Конструирование темы и проблематики проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность. Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. Методы исследования: методы эмпирического исследования методы теоретического исследования. Модуль 3. Базовое проектирование и исследование – 8ч. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Расчет календарного графика своей деятельности. Умение выделять главное в потоке информации. Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Модуль 4. Презентация и защита результатов проекта – 11ч. Эскизы и модели, макеты проектов. Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. Публичная защита проекта Модуль 5. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс – 2ч. Анализ и самоанализ проекта. Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта. Аналитический разбор публичного выступления с индивидуальным проектом. Индивидуальный прогресс. Календарный учебный план № п/п Название разделов и тем Кол-во часов 1.1 1.2 1.3 1.4 2.1 В том числе Теория Модуль 1. Введение в проектную культуру 4ч. Понятие «индивидуальный проект, проектная деятельность, проектная культура. Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы. Методология и технология проектной деятельности. Методы проектного мышления. Виды проблемных ситуаций и подходы к их решению. Структура проекта Модуль 2. Инициализация проекта 1 1 1 1 1 1 1 1 Конструирование темы и проблематики Практика 8ч. 1 1 1 0.5 1 1 1 1 1 1 1 1 2.7 Критерии оценки проектной и исследовательской работы Гипотезы исследования. Рабочая гипотеза. 1 0.5 2.8 Методы исследования: методы 1 1 проекта. Актуальность – аргументы, обоснованность. 2.2 2.3 Постановка цели и декомпозиция на задачи, конкретность, методы проверки на соответствие теме. Рассмотрение текста с точки зрения его 0.5 структуры. Виды переработки чужого текста. 2.4 Понятия: конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия, исследование. 2.5 Критерии безотметочной самооценки и оценки продуктов проекта. 2.6 эмпирического исследования, методы теоретического исследования. Модуль 3. Базовое проектирование и 8ч. исследование 3.1 Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. 1 1 0.5 Расчет календарного графика своей деятельности. 3.2 Умение выделять главное в потоке 1 0.5 0.5 1 1 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 информации. 3.3 Работа с массивом материала – обзор, анализ, критика, присвоение. 3.4 Умение донести до аудитории свой проектный замысел или исследование, умение свернуть в 1 абзац и развернуть до 1 страницы. 3.5 3.6 План исследования, разработка карты исследования. Образовательные экскурсии и методика работы в архиве, музеях, библиотеках. 3.7 Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Знакомство с каталогами. 3.8 Применение информационных технологий в исследовании, проектной деятельности. Работа в сети Интернет. Модуль 4. Презентация и защита 11ч. результатов проекта 4.1 Эскизы и модели, макеты проектов. 1 1 1 1 1 Коммуникативные барьеры при публичной защите результатов проекта. 4.2 Главные предпосылки успеха публичного выступления. 4.3 Способы и формы представления данных. 1 4.4 Компьютерная обработка данных 1 1 1 1 1 1 исследования. Библиография, справочная литература, каталоги. 4.5 Оформление таблиц, рисунков и иллюстрированных плакатов, ссылок, сносок, списка литературы. Сбор и систематизация материалов. 4.6 Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. 4.7 Предварительная публичная презентация: 1 1 1 1 тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. 4.8 Предварительная публичная презентация: тема, рабочая гипотеза, актуальность, план исследования, предполагаемые результаты, план проекта. 4.9 Публичная защита проекта 1 1 4.10 Публичная защита проекта 1 1 4.11 Публичная защита проекта 1 1 5.1 Модуль 5. Рефлексия проекта. Индивидуальный прогресс. Анализ и самоанализ проекта. 2ч. 1 0.5 0.5 1 0.5 0.5 33 20 13 Аналитический разбор презентации проекта. Рефлексия проекта. 5.2 Аналитический разбор публичного выступления с индивидуальным проектом. Индивидуальный прогресс. Итого