РПВД Магическая математика 9 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа полностью соответствует ФГОС ООО и составлена на основе следующих
документов:
1. «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№273- ФЗ с изменениями 2017- 2016 года «Об образовании вРоссийской Федерации».
2. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04
«О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
5. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования"
6. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательныхпрограмм»
7. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
проектной деятельности.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 091672
8. Устав МБОУ СОШ № 154
Программа внеурочной деятельности «Магическая математика» предназначена для учащихся
9 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить
цель и организовать её достижение), а также креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума,
критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств, обусловленных
необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и
воспринимать его информацию.
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности
данная программа относиться к научно-познавательной деятельности общеинтеллектуального
направления, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся,
воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных
творческих возможностей.
Программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами
математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о
проблеме данной науки. решение математических задач, связанных с логическим мышлением
закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию
мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цель программы
1) Развитие математических способностей обучающихся, выявление наиболее одаренных
учащихся в разных областях знаний для дальнейшей поддержки их таланта;
2) всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга

интеллектуально одаренных учащихся школы;
3) развитие
устойчивого
интереса
обучающихся
к изучению
математики;
4) применение
математических
знаний в искусстве,
архитектуре, экономике,
музыке, банковском деле и других областях;
5) развитие культуры математических вычислений и стабильности
в
преобразовании алгебраических выражений;
6) расширение кругозора.
Задачи.
1) Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития.
2) Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся (умение анализировать,
синтезировать, классифицировать, рефлексировать).
3) Развитие абстрактного мышления (способность построения задач, моделирование).
4) Развитие творческой активности учащихся.
5) Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение
уровня знаний и эрудиции в интересующих областях знаний.
6) Расширение общего кругозора учащихся.
Основные формы работы в рамках программы курса – Практикумы, исследования,
консультации, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность,
изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное
восприятие.
Продолжительность курса внеурочной деятельности «Магическая математика» 9 класс 1
год, 34 часа, из расчёта – 1 час в неделю.
Программа имеет общеинтеллектуальное направление и обеспечивает создание условий
для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий
(личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные).
Планируемые результаты внеурочной деятельности
В процессе реализации программы у учащихся формируются различные виды универсальных
учебных действий
1) в личностном направлении:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать
гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее
развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических
задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,

рассуждений;
2) в метапредметном направлении:
сформировать следующие универсальные учебные действия:познавательные УУД:
• первоначальные представления об идеях и о методах математики как
универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений ипроцессов;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях
неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических
утверждений;
• умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать
различные языки математики;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (диаграммы, таблицы,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
регулятивные УУД:
•умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных
математических проблем;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, пониматьнеобходимость их проверки;
•умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
•умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в
окружающей жизни;
коммуникативные УУД:
•донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной математической
речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
•донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать,
приводя аргументы;
•слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку
зрения;
3) в предметном направлении:
Действительные числа
Выпускник научится:

 использовать начальные представления о множестве действительныхчисел;
 оперировать понятием квадратного корня, применять его ввычислениях.
Выпускник получит возможность:

 развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных
чисел; о роли вычислений в практике

 развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и
непериодические дроби).
Измерения, приближения, оценки
Выпускник научится:

 использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с
приближёнными значениями величин.
Выпускник получит возможность:

 понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов
окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи
приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о
погрешности приближения;

 понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью
исходных данных. Алгебраические выражения
Выпускник научится:

 оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи,
содержащие буквенные данные;работать с формулами;

 выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и
квадратные корни;

 выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил
действий над многочленами и алгебраическими дробями;

 выполнять разложение многочленов на множители. Выпускник получит возможность
научиться:
 выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий
набор способов и приёмов;

 применять тождественные преобразования для решения задач и различных разделов курса
(например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
Уравнения
Выпускник научится:

 решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух
уравнений с двумя переменными;

 понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения
разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;

 применять графические представления для исследования уравнений, исследования и
решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:

 овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно
применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных
предметов, практики;

 применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений,
содержащих буквенные коэффициенты.
Основные понятия. Числовые функции

Выпускник научится:

 понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические
обозначения);

 строить графики элементарных функций; исследовать свойствачисловых функций на основе
изучения поведения их графиков;

 понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и
явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования
зависимостеймежду физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:

 проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с
использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более
сложные графики (кусочно- заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);

 использовать функциональные представления и свойства функций для решения
математических задач из различных разделов курса.
Числовые последовательности
Выпускник научится:

 понимать и использовать язык последовательностей (термины,символические обозначения);
 применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и
аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том
числе с контекстом из реальнойжизни.
Выпускник получит возможность научиться:

 решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n
членов арифметической и геометрической прогрессии,применяя при этом аппарат уравнений
и неравенств;

 понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального
аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую —
с экспоненциальным ростом.
Содержание программы
1. Преобразование выражений
Преобразование выражений с целым и рациональным показателем. Преобразование выражений с
арифметическими корнями. Преобразованиечисловых и алгебраических выражений.
2. Текстовые задачи и техника их решения
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения
текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение
текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их систем. Решение текстовой
задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения
математической модели.
Задачи на движение.
Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по
прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Графики движения в прямоугольной
системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.

Решение текстовыхзадач с использованием элементов геометрии. Особенности выбора переменных
и методики решения задач на движение. Сотавление таблицы данных задачи на движение и её
значение для составления математической модели.
Задачи на совместную работу.
Формула зависимости объёма выполненной работы от её производительности и времени её
выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу. Сотавление
таблицы данных задачи на движение и её значение для составления математической модели.
Задачи на проценты.
Формулы простых и сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения
задач с экономическим содержанием.
Задачи на сплавы и смеси.
Формулы зависимости массы или объёмов вещества в сплаве, смеси, растворе (часть) от
концентрации (доля) и массы или объёма сплава, смеси, раствора (всего). Особенности выбора
переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы и её значения для составления
математической модели. Решение задач с помощью графика.
Задачи на прогрессии.
Формулы общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий.
Формулы арифметической и геометрической прогрессий, отражающие их характеристические
свойства. Особенности выбора переменных и методики решения задач на прогрессии.
3. Задачи с модулем
Решение линейных уравнений, содержащих модуль. Решение систем линейных уравнений,
содержащих модуль. Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих
модуль. Квадратные уравнения с модулем. Линейные неравенства с модулем. Неравенства второй
степени с модулем.
4. Функции и графики
Линейная функция. Квадратичная функция. Степенная функция. Графики функций с модулем и
параметром.

№ пп
1.
2.
3.
4.

Тематическое планирование
Тема
Преобразование выражений
Текстовые задачи и техника их решения
Задачи с модулем
Функции и графики
Итого

Количество часов
7
10
8
9
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».