Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе следующих документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ с изменениями «Об образовании в Российской Федерации» 2. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 “О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий. 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р 5. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" 6. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательныхпрограмм» 7. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672 8. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основныхобщеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09- 1672 Данная программа внеурочной деятельности является синтезом известных языковедческих тем, дополняющих и расширяющих общую интеллектуальную и филологическую культуру обучающихся среднего уровня. Цели обучения программы определяются ролью русского языка в развитии общества в целом и в развитии интеллекта, формировании личностикаждого человека. Режим проведения занятий, количество часов: Программа рассчитана на учащихся 9 касса, реализуется 33 часа. Недельнаянагрузка -1 час. Место реализации – МБОУ СОШ №154 Виды деятельности: индивидуальная; групповая; работа со справочными материалами (изучающее чтение); выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Занимательная грамматика». Личностные результаты: -эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; -чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; -любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; -интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность вчтении; -интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной формеобщения; -интерес к изучению языка; -осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты -самостоятельно формулировать тему и цели урока; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); -пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения. -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. -высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -задавать вопросы. Предметные результаты: - формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, Свердловской области, о языке как основе национального самосознания; - представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого общения; - овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических икоммуникативных задач. Содержание учебного предмета (33 часа). Введение. 1 час. Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Орфоэпия, лексика, морфология. 8 часов. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Основные правилаорфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки налексическом уровне. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы(эпитет, метафора). Тропы. Умение находить их в тексте. Стилистическиефигуры, их роль в тексте. Правила образования форм слов разных частейречи. Орфография. 12 часов. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне. Использование алгоритмов при написании –Н- и – НН- в суффиксах разных частей речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание личных окончаний глаголов причастий настоящего времени. Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-. Синтаксические нормы. 13 часов. Словосочетание. Виды словосочетаний, их построение. Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая основа предложения. Синтаксическая синонимия. Знаки препинания в бессоюзных предложениях. Знаки препинания в сложноподчиненныхпредложениях. Тематическое планирование № № Тема п/п урока в теме 1 1 Введение. 1 час. Литературный язык. Языковые нормы. Типынорм. 2 1 Орфоэпия, лексика, морфология. 8 часов. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне. 3 2 Основные правила орфоэпическом уровне. 4 3 Многообразие лексики русского языка. Фразеология. Речевые ошибки на лексическом уровне. 5 4 Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет,метафора). 6 5 Тропы. Умение находить их в тексте. 7 6 Стилистические фигуры, их роль в тексте. 8 7 Правила образования форм слов разных частей речи. 9 8 Грамматические ошибки на морфологическом уровне. орфоэпии. Предупреждение ошибок на 10 1 Орфография. 12 часов. Грамматические морфологическом уровне. и речевые ошибки на 11 2 Использование алгоритмов суффиксах разных частей речи. при написании –Н- и –НН- в 12 3 Использование алгоритмов суффиксах разных частей речи. при написании –Н- и –НН- в 13 4 Использование алгоритмов суффиксах разных частей речи. при написании –Н- и –НН- в 14 5 Правописание корней. 15 6 Правописание приставок. 16 7 Правописание личных окончаний глаголов причастий настоящеговремени. 17 8 Правописание суффиксов причастий настоящего времени. 18 9 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н- и –НН-. 19 10 Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ. 20 11 Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. 21 12 Слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов. 22 1 Синтаксические нормы. 13 часов. Словосочетание. 23 2 Виды словосочетаний, их построение. 24 3 Предложение. Порядок предложения. 25 4 Простые и сложные предложения. слов в предложении. Грамматическая основа 26 5 Односоставные предложения. Неполные предложения. 27 6 Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом) 28 7 Нормы управления. Построение предложений с однороднымичленами. 29 8 Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. 30 9 Синтаксическая синонимия. 31 10 Знаки препинания в простом предложении. 32 11 Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Знаки препинания в бессоюзных предложениях. 33 12 Итоговая зачетная работа. Анализ итоговой зачетной работы.