Пояснительная записка Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности ребенка. При работе с одаренными детьми в педагогическом процессе существует две основных задачи: способствовать развитию каждой личности и довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня. Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь ребенку претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Одним из направлений в обучении математики является расширение кругозора, повышение мотивации учения и самообучения. Это возможно только при условии учёта индивидуальных особенностей ребёнка и его способностей. Программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» для обучающихся 8 класса расширяет базовый курс математики и позволяет обучающимся осознать практическую значимость математики, проверить свои способности. Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того,данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике. В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого и рационального счёта. Программа курса внеурочной деятельности «Реальная математика» разработана в соответствии с нормативными документами: Данная рабочая программа курса «Реальная математика» составлена на основе: 1. «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ с изменениями 2017- 2016 года «Об образовании в Российской Федерации». 2. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 3. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 4. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. N 996-р 5. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования" 6. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 7. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 091672 8. Устав МБОУ СОШ № 154 9. Примерная программа по учебным предметам. Математика. 5 – 9 классы. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второгопоколения). 10. Примерная программа по учебным предметам. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – 3-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011. – 63 с.) ; Геометрия. 7-9 классы: рабочиепрограммы по учебнику Л.С. Атанасяна и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 113 с. Предлагаемый материал в курсе «Реальная математика» не дублирует содержание предмета 8 класса, является обобщением ранее приобретённых программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. При решении задач очевидны метапредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета. Цель программы 1) Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях знаний для дальнейшей поддержки их таланта. 2) всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга интеллектуально одаренных учащихся школы. 3) развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики; 4) применение математических знаний в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле и других областях; 5) развитие культуры математических вычислений и стабильности в преобразовании алгебраических выражений; 6) расширение кругозора. Задачи 1) Активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития. 2) Развитие общих интеллектуальных способностей учащихся (умение анализировать, синтезировать, классифицировать, рефлексировать.) 3) Развитие абстрактного мышления (способность построения задач, моделирование). 4) Развитие творческой активности учащихся. 5) Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областяхзнаний. 6) Расширение общего кругозора учащихся. Основные формы работы в рамках программы курса «Реальная математика» – Практикумы, исследования, консультации, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие. Продолжительность курса внеурочной деятельности «Реальная математика» 8 класс 1 год, 34 часа, из расчёта – 1 час в неделю. Программа имеет общеинтеллектуальное направление и обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативныеи познавательные). Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности В процессе прохождения программы курса внеурочной деятельности «Мир математики» должны быть достигнуты следующие результаты: Личностные: 1) Осознание возможностей и роли математики в познании и описании ситуаций окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческойкультуры; 2) Способность к эмоциональному восприятию рассуждений, восприятию рассматриваемых проблем и решению задач; 3) Осознание того, как математические процессы описывают реальные события и зависимости, умение приводить примеры. 4) Осознание вероятностного характера многих закономерностейокружающего мира. Метапредметные: 1) Умения видеть математическую задачу в несложной реальной ситуации. 2) Умение видеть различные способы решения задач, осознанно выбирать способ решения. 3) Умение находить ответы на поставленные вопросы, работать с математическим текстом, выделять смысловые фрагменты. 4) Умение планировать свою деятельность. 5) Умение проводить аналогию математической задачи и реальной ситуации, распознавать верные и неверные утверждения, опровергать неверные утверждения. Предметные: 1) Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности. 2) Формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы. 3) Развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли. 4) Формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных задач. 5) Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и способах их изучения. Развитие умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений. 6) Развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин. Ожидаемые результаты 1) Чтение и понимание графиков реальной зависимости; 1. Умение отвечать на вопросы практической направленности; Составлять математические модели к задачам и работать с ними; Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения и т. д.); 5) Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни; Форма контроля: беседа, наблюдение, защита проектов. 2) 3) 4) Содержание программы курса « Мир математики» Раздел 1. Наглядная математика (6ч) Задачи, связанные с применением функций в жизни, диаграмм в различных сферах деятельности. Различные способы решения практических задач, представленных таблицами. Составление задач, используя практический опыт. Раздел 2. Решение задач практического характера (15ч) Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании, банковских кредитов. Приёмы рационального и быстрого счёта. Раздел 3. Математика в химии и физике (9ч) Концентрация вещества, процентное содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Задачи на совместное движение в разных направлениях, движение по кругу. Наглядная иллюстрация содержания отдельных задач практической направленности. Решение одной задачи разными способами: математическими методами и методами, применяемыми в физике и химии. Раздел 4. Математика в различных сферах деятельности (4ч) Работа над проектами по темам: «Математика в искусстве», «Применение математики в строительстве», «Математика и архитектура», «Математика и экономика» и др. 2. 3. № занятия Кол-во часов 1-2 2 3-4 2 5-6 2 7-9 3 Тематическое планирование 8 класс Тема Домашнеезадание Наглядная математика (6 ч) Задачи, связанные с Составить задачу применением функций в жизни Задачи с применением Составитьзадачу диаграмм в различных сферах деятельности Различные способы Найти задачу висточниках решения практических задач, представленных таблицами Решение задач практического характера (15 ч) Задачи на доли и части (в том числе исторические) Составить задачу Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа Применение процентов при решении задач о распродажах Применение процентов при решении задач о штрафах и голосовании Применение процентов при решении задач на банковские кредиты Математика в химии и физике(9 ч) Задачи на смеси, сплавы и растворы Задачи на взвешивание, на переливание Найти источниках 10-12 3 13-15 3 16-18 3 19-21 3 22-23 2 24-25 2 26-38 3 Задачи на относительное и круговое движение Математика в различных сферах деятельности (4 ч) 29-30 2 31-32 2 Математика в искусстве, строительстве, архитектуре Математика и экономика 33-34 2 в Составитьзадачу Составитьзадачу Составитьзадачу Найти составить задачу Составитьзадачу Подготовка проекту Подготовка к проекту или к Защита учебных проектов Программа составлена с использованием учебно-методической литературы: 1. Воробьева А.А. « Нестандартные способы решения задач». М.: Просвещение, 2002г. 2. Иванов А.И. « Реальная математика». Сборник задач. М.:Просвещение,2010г. 3. Шевкин А.В. Текстовые задачи:7-11 классы. 4. Гамбарин В.Г., Зубарева И.И. Сборник упражнений по математике .7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. 2008г. 5. Учебное пособие по математике. Материалы КИМов ЕГЭ и ГИА.