1. Пояснительная записка Программа «Волшебная кисть» является программой духовно-нравственной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию духовно-нравственных ценностей, культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуальнотворческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира. Основными видами художественной деятельности учащихся являются: - художественное восприятие, - информационное ознакомление, - изобразительная деятельность, - художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно-творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта. - выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Принцип построения программы: На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятия в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги); обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия; допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту). Возрастная группа учащихся: программа ориентирована на учащихся 5-6 классов. Количество часов: программа рассчитана на 68 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных кружковых занятий со школьниками – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 90 минут с 10 минутной переменой. 2. Цели и задачи реализации программы раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными Цель: средствами. Задачи: воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей; техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Формы и методы работы: Формы: одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Основные методы и технологии: Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено: Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися. В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент. Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия. Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности. Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества. Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения). Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Личностные результаты: осознавать роль художественной культуры в жизни людей; эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов) эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством собственного мнения о конкретном произведении художника; интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения; интерес к изучению шедевров искусства великих художников; осознание ответственности за выполненное художественное художественное произведение. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану . составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции. перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественным произведением); пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 3. Содержание программы. Тематическое планирование. «Мы учимся быть художниками» На этом этапе формируется художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятия мира. Теоретическая часть: Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка. Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных произведений. Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере. Выставки, праздничные мероприятия. Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го года обучения Обучающиеся должны знать: особенности материалов, применяемых в художественной деятельности; разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм; творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой; правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне. , Обучающиеся должны уметь: пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой; различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы; рисовать кистью элементы растительного орнамента; выполнять орнамент в круге, овал, ленту; проявлять творчество в создании работ. Календарно-тематический план (Практическая часть) № Тема занятия Кол-во Дата часов план Содержание занятия факт Раздел «Мы учимся быть художниками» 1 Творческие работы на 2 тему «Мое лето» 2 Рисуем цветы. 3 Самая тыквочка. 4 Осенний Щедрая осень. 5 Иллюстрация к сказке 2 2 нарядная 2 огород. 2 Беседа о летних приключениях детей. Рисование по теме. Просмотр и обсуждение. Беседа о цветах. Рисование по теме. Наброски с натуры. Продолжение знакомства с изобразительными возможностями восковых мелков и акварели. Орнаментальная композиция. Работа цветными карандашами. Тематическая композиция. Рисование по воображению. Прослушивание сказки. Выполнение 6 7 8 9 «Три медведя» (акварель) Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) Рисунки на тему «Братья наши меньшие» иллюстрации 2 Выполнение иллюстрации. Просмотр готовых работ. Обсуждение. 2 Осенние изменения в лесу. Прослушивание стихов. Рисование осеннего пейзажа. Осенние изменения в лесу. Рисование осеннего пейзажа. Просмотр и обсуждение. Отношение к животным. Знакомство с творчеством художников – анималистов. Лесной зверь. Отношение к животным. Любимое домашнее животное. Просмотр и обсуждение. Знакомство с хохломской росписью. Декоративная композиция. 2 2 10 Рисунки на тему «Братья 2 наши меньшие» 11 «На золотом наливное Знакомство Хохломой. «На золотом наливное Знакомство Хохломой. «Самая кормушка». 12 13 блюдечке 2 яблочко» с блюдечке 2 яблочко». с нарядная 2 14 Конкурс рисунков на 2 тему: «Самая нарядная кормушка». 15 Изготовление 2 новогодних карнавальных масок. Рисование на тему: 2 «Красота вокруг нас». 16 17 Иллюстрация к сказке 2 «Морозко». 18 Иллюстрация к сказке 2 «Морозко». 19 Былинные богатыри. 2 Илья Муромец. Знакомство с хохломской росписью. Декоративная композиция. Завершение работы над декоративной композицией. Просмотр и обсуждение. Беседа о жизни птиц зимой. Обсуждение конструкции кормушки для птиц и особенностей декора. Рисование по теме. Завершение работы над проектом. Просмотр, обсуждение и выбор лучшего рисунка. Викторина « Птицы Екатеринбурга» Карнавал. Карнавальная маска. Изображение зимнего Графическая работа тушью. пейзажа. Прослушивание сказки. Разглядывание иллюстраций. Начало работы над авторской композицией. Продолжение работы над иллюстрацией. Проработка деталей композиции. Просмотр и обсуждение. Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. Игра 20 Былинные богатыри. 2 Илья Муромец. 21 Поздравительные 2 открытки «Слава армии родной!». 22 «Букет цветов милой мамочки!» 23 Рисунок-декорация для 2 настольного театра «Сказочный лес и домик» Фантастические 2 персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. Рисование на тему: 2 «Люблю природу русскую» 24 25 26 Рисование «Люблю русскую» 27 «Космические 2 приключения». «Слава Победе!» 2 Рисунки. 28 на для 2 тему: 2 природу 29 «Слава Рисунки. 30 «Путешествие Екатеринбургу!» по 2 31 «Путешествие Екатеринбургу!» «Путешествие Екатеринбургу!» по 2 32 Победе!» 2 по 2 «Оружие богатырское» Знакомство с былинами. Изображение богатырей по представлению. Завершение работы. Просмотр и обсуждение. Беседа о героизме защитников нашей Родины. Знакомство с филокартистами. Рисование по представлению на заданную тему. Беседа об истории праздника 8 марта. Рисование по представлению на заданную тему. Просмотр картин художников по теме. Домашний театр. Рисование по представлению. Изображение сказочных и фантастических персонажей русского народного фольклора. Беседа о важности бережного отношения к природе. Беседа о весенних изменениях в природе. Рисование по представлению на заданную тему. Весенний пейзаж. Передача красоты природы выразительными средствами. Продолжение работы. Передача красоты природы выразительными средствами. Завершение работы. Просмотр и обсуждение. Композиция на заданную тему. Беседа о героизме нашего народа в дни ВОВ. Рисование по представлению на заданную тему. Рисование по представлению на заданную тему. Просмотр и обсуждение. Просмотр картин художников и фотографий по теме. Рисование по представлению. Рисование по представлению. Рисование по представлению. Просмотр и обсуждение. Праздник матрёшки. 34 Праздник матрёшки. Итого: 68 часов. 33 русской 2 русской 2 Знакомство с народными промыслами. Эскиз росписи. Роспись матрёшки. Просмотр и обсуждение.