РПВД Вошебная кисть 5-6 классы

1. Пояснительная записка
Программа
«Волшебная
кисть»
является
программой
духовно-нравственной
направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию
эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и
развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит
изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира
способствует воспитанию духовно-нравственных ценностей, культуры чувств, развитию
художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает
целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с
наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью,
знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные
задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуальнотворческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение
доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных
произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым
материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего
объёма художественно-творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка,
литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и
дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов
украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития
воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход,
зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют
творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом
уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят
путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более
сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в
этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого

комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами
изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных
и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
 занятия в свободное время;
 обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся,
родители, педагоги);
 обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и
сочетания различных направлений и форм занятия;
 допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возрастная группа учащихся: программа ориентирована на учащихся 5-6 классов.
Количество часов: программа рассчитана на 68 ч. и предполагает равномерное распределение
этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных кружковых занятий со
школьниками – 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 90 минут с 10 минутной
переменой.
2. Цели и задачи реализации программы
раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными

Цель:
средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу
приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение,
образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в
реализации творческих идей;
техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка,
живописи и композиции).
Формы и методы работы:
Формы: одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это
индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в
коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм
организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования
опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда
обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме
того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных,
друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной
деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:
 Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы,
в выборе тем.

 Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет
овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
 В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
 Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами
творчества необходимы трудовые усилия.
 Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
 Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся
предоставляется
возможность
выбора
художественной
формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности
в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только
фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением
работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются
правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а
затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в
их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный
(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит
проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется
детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники,
эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые
занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где
стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы
по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия
несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их
обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются
занятия по методике,
мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет
живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие
и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая
пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а
особенно в изобразительном искусстве.
Личностные результаты:
 осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
 эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о
произведениях искусства, о собственных работах, работах своих товарищей (интонацию,
темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных
терминов)
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной
художественной культуры;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором, посредством
собственного мнения о конкретном произведении художника;
 интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме
общения;
 интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
 осознание
ответственности за выполненное художественное
художественное
произведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану .
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных
образов передавать различные эмоции.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план последовательности работы над художественным произведением);

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения,
небольшого текста, рисунка);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами передачи эмоций с помощью
художественных образов , перенесенных на бумагу;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения
оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


3.

Содержание программы. Тематическое планирование.

«Мы учимся быть художниками»
На этом этапе формируется художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие
ребенка, качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности восприятия мира.
Теоретическая часть:




Свойства живописных материалов, приёмы работы с ними: акварель, гуашь.
Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в
природе.
 Основы рисунка. Роль рисунка
в творческой деятельности. Упражнения на
выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих,
пятно, точка.
 Основы живописи. Цвет – язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и
цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.
 Основы
композиции.
Понятия
«ритм»,
«симметрия»,
«асимметрия»,
«уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы.
 Создание творческих тематических композиций. Иллюстрирование литературных
произведений.
 Беседы по истории искусств. Экскурсии на выставки, натурные зарисовки на пленере.
Выставки, праздничные мероприятия.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го года обучения
Обучающиеся должны знать:
 особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
 разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
 творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М.
Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
 правила плоскостного изображения , развитие силуэта и формы в пятне.
,
 Обучающиеся должны уметь:
 пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
 различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
 рисовать кистью элементы растительного орнамента;
 выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
 проявлять творчество в создании работ.
Календарно-тематический план (Практическая часть)
№

Тема занятия

Кол-во Дата
часов
план

Содержание занятия
факт

Раздел «Мы учимся быть художниками»
1

Творческие работы на 2
тему «Мое лето»

2

Рисуем цветы.

3

Самая
тыквочка.

4

Осенний
Щедрая осень.

5

Иллюстрация к сказке 2

2
нарядная 2

огород. 2

Беседа о летних приключениях детей.
Рисование по теме.
Просмотр и обсуждение.
Беседа о цветах. Рисование по теме.
Наброски с натуры.
Продолжение
знакомства
с
изобразительными
возможностями
восковых
мелков
и
акварели.
Орнаментальная композиция.
Работа
цветными
карандашами.
Тематическая композиция. Рисование
по воображению.
Прослушивание сказки. Выполнение

6

7

8

9

«Три
медведя»
(акварель)
Иллюстрация к сказке
«Три
медведя»
(акварель)
Рисунки
«Осенние
сказки лесной феи»
(акварель)
Рисунки
«Осенние
сказки лесной феи»
(акварель)
Рисунки на тему «Братья
наши меньшие»

иллюстрации
2

Выполнение иллюстрации. Просмотр
готовых работ. Обсуждение.

2

Осенние
изменения
в
лесу.
Прослушивание стихов.
Рисование
осеннего пейзажа.
Осенние изменения в лесу. Рисование
осеннего пейзажа.
Просмотр и
обсуждение.
Отношение к животным. Знакомство с
творчеством
художников
–
анималистов. Лесной зверь.
Отношение к животным. Любимое
домашнее животное.
Просмотр и
обсуждение.
Знакомство с хохломской росписью.
Декоративная композиция.

2

2

10

Рисунки на тему «Братья 2
наши меньшие»

11

«На золотом
наливное
Знакомство
Хохломой.
«На золотом
наливное
Знакомство
Хохломой.
«Самая
кормушка».

12

13

блюдечке 2
яблочко»
с
блюдечке 2
яблочко».
с
нарядная 2

14

Конкурс рисунков на 2
тему: «Самая нарядная
кормушка».

15

Изготовление
2
новогодних
карнавальных масок.
Рисование на тему:
2
«Красота вокруг нас».

16

17

Иллюстрация к сказке 2
«Морозко».

18

Иллюстрация к сказке 2
«Морозко».

19

Былинные
богатыри. 2
Илья Муромец.

Знакомство с хохломской росписью.
Декоративная
композиция.
Завершение работы над декоративной
композицией. Просмотр и обсуждение.
Беседа о жизни птиц зимой.
Обсуждение конструкции кормушки
для птиц и особенностей декора.
Рисование по теме.
Завершение работы над проектом.
Просмотр, обсуждение и выбор
лучшего рисунка. Викторина « Птицы
Екатеринбурга»
Карнавал. Карнавальная маска.

Изображение
зимнего
Графическая работа тушью.

пейзажа.

Прослушивание сказки. Разглядывание
иллюстраций.
Начало
работы
над авторской композицией.
Продолжение
работы
над
иллюстрацией. Проработка деталей
композиции. Просмотр и обсуждение.
Знакомство с былинами. Изображение
богатырей по представлению. Игра

20

Былинные
богатыри. 2
Илья Муромец.

21

Поздравительные
2
открытки «Слава армии
родной!».

22

«Букет
цветов
милой мамочки!»

23

Рисунок-декорация для 2
настольного
театра
«Сказочный
лес
и
домик»
Фантастические
2
персонажи сказок: Баба
– Яга, Водяной, Кащей –
Бессмертный.
Рисование на тему: 2
«Люблю
природу
русскую»

24

25

26

Рисование
«Люблю
русскую»

27

«Космические
2
приключения».
«Слава
Победе!» 2
Рисунки.

28

на

для 2

тему: 2
природу

29

«Слава
Рисунки.

30

«Путешествие
Екатеринбургу!»

по 2

31

«Путешествие
Екатеринбургу!»
«Путешествие
Екатеринбургу!»

по 2

32

Победе!» 2

по 2

«Оружие богатырское»
Знакомство с былинами. Изображение
богатырей
по
представлению.
Завершение работы. Просмотр и
обсуждение.
Беседа о героизме защитников нашей
Родины.
Знакомство
с
филокартистами.
Рисование
по
представлению на заданную тему.
Беседа об истории праздника 8 марта.
Рисование по представлению на
заданную тему.
Просмотр картин художников по теме.
Домашний театр. Рисование по
представлению.
Изображение
сказочных
и
фантастических персонажей русского
народного фольклора.
Беседа
о
важности
бережного
отношения к природе. Беседа о
весенних изменениях в природе.
Рисование по представлению на
заданную тему. Весенний пейзаж.
Передача
красоты
природы
выразительными средствами.
Продолжение
работы.
Передача
красоты природы выразительными
средствами.
Завершение
работы.
Просмотр и обсуждение.
Композиция на заданную тему.
Беседа о героизме нашего народа в дни
ВОВ.
Рисование по представлению на
заданную тему.
Рисование по представлению на
заданную
тему.
Просмотр
и
обсуждение.
Просмотр картин художников и
фотографий по теме. Рисование по
представлению.
Рисование по представлению.
Рисование
по
представлению.
Просмотр и обсуждение.

Праздник
матрёшки.
34 Праздник
матрёшки.
Итого: 68 часов.
33

русской 2
русской 2

Знакомство с народными промыслами.
Эскиз росписи.
Роспись матрёшки. Просмотр и
обсуждение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».