- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; - повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Ценностные установки: Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям; Долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность; Родная земля, заповедная природа, планета Земля; Красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество. Планируемые результаты: Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке. Критерии Индикатор Измеритель Обретение чувства Имеет четкое представление о Анкета гражданственности, принадлежности к РФ патриотизма и уважения к правам, свободам и Испытывает чувство гордости Анкета, педагогическое обязанностям человека за родную страну наблюдение, педагогический анализ Имеет представление о Анкета понятии «гражданин» Имеет начальные Анкета, анализ представления о правах, творческих работ, свободах и обязанностях собеседование человека Сформированность Соблюдает моральные нормы Методика изучения моральных норм и и правила поведения уровня воспитанности, правил поведения наблюдение педагогов, родителей Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественнополезной и личностнозначимой деятельности Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» Ценностное отношение к природе, окружающей среде Имеет ценностную установку «Природа» Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. Ценностное отношение к семье, старшему поколению Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования Развитое социальное партнерство Участвует в общественнополезной деятельности Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся В результате реализации программы ожидается: развитие творческих способностей; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России. Описание личных качеств ученика в результате реализации программы: доброжелательный; любящий; порядочный; самодисциплинированный; уверенный; терпимый (толерантный); самостоятельный; ответственный; целеустремленный (особенно знаниям); внимательный к сверстникам; аккуратный; уважительный; к интеллектуальный; здоровый; общительный; любознательный; сопереживающий; воспитанный; трудолюбивый; открытый; активный; коммуникабельный; социально зрелый и др. В целом это самоактуализированная личность ученика с раскрытым личностным потенциалом. Программа “Я – гражданин России” используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России. 1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе. Задачи: -формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность; - формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни; - воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах; - формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих моральноволевых качеств. Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Моё хобби», «Что такое личность?», тест «Познай себя», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», конкурс «Ученик года», беседы о вреде алкоголя, курения и наркомании, дни Здоровья, спортивные мероприятия, выпуск тематических газет, беседы по профориентации, акции милосердия. 2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: -формировать уважение к членам семьи; -воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат деятельности: -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», концерт для родителей «От всей души», праздники «Семейные традиции», «Только раз в году», фотовыставка «Я и моя семья», классные часы с привлечением родителей, совместные праздничные вечера, день открытых дверей «День школы», родительские собрания, педагогический лекторий для родителей. 3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству. Задачи: -воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, конкурс художественной самодеятельности «Звёзды Надежды» (конкурсы мастеров художественного слова, вокалистов, хоровых коллективов, инструменталистов, театральных и танцевальных коллективов), выставки книг, книжкина неделя, КВН. 4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе. Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», «Моя учительница», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Проще простого о вежливости», конкурс сочинений «Наша школа в будущем», конкурс поздравлений, выпуск плакатов ко Дню учителя, концерт для учителей, акция «Библиотеке - нашу помощь», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», конкурс классных уголков, трудовой десант «Укрась территорию школы», акция «Неделя пятерок». 5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, встреча с работниками прокуратуры «Об ответственности несовершеннолетних», лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ, участниками локальных войн. 6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи: - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Предполагаемый результат деятельности: обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. Мероприятия: круглый стол «Я - житель планеты Земля», конкурс рисунков «Береги природу - наш дом», уборка территории вокруг школы «Укрась кусочек планеты», «Цветник у школы», конкурс стихотворений «Природа в поэзии», беседы «Мы в ответе за тех, кого приручили», экскурсии в природу «Вот и осень к нам пришла», «Зимушка-зима», «В гости к зеленой аптеке», мастерская кормушек, акция «Покормите птиц зимой». 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Формы организации внеурочной деятельности Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы. Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): Беседы Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО) Классный час Сообщения Встречи с интересными людьми Литературно – музыкальные композиции Просмотр и обсуждение видеоматериала Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная) Поездки, походы по историческим и памятным местам Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная): Творческие конкурсы Выставки декоративно-прикладного искусства Коллективные творческие дела Соревнования Показательные выступления Праздники Викторины Интеллектуально-познавательные игры Трудовые дела Тренинги Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций Заочные путешествия Акции благотворительности, милосердия Творческие проекты, презентации Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная) 1 класс «Маленькие Россияне» - 66ч Общий годовой план работы составляет -66ч, из них: теоретических -24, практических -42 1.“Я и я”(8ч) – формирование гражданского отношения к себе. Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать. Антиреклама вредных привычек. Диагностика 2.“Я и семья”(12ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки 3.“Я и культура”(10ч) – формирование отношения к искусству. Дары природы. Мисс осени. История моего города. Откуда пришли елочные игрушки. Встречаем Масленицу. Экскурсии в музеи, конкурсы поделок из природного материала. 4.“Я и школа”(16ч) – формирование гражданского отношения к школе. Праздник первого звонка. Мой школьный дом. Правила поведения в школе. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор. Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции. 5.“Я и мое Отечество”(12ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Мои права и обязанности. Они защищают Родину. Мои родные – защитники Родины. Маленькие герои большой войны. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я и планета”(8ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Планета просит помощи. Маленькая страна. Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке. Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции. 2 класс «Моя Малая Родина» - 68ч Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических -42 1.“Я и я”(8ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям. Я – ученик. Мой портфель. Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов. Диагностика. Сбор игр. 2.“Я и семья”(10ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. Я помощник в своей семье. Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков, сочинений. 3.“Я и культура”(8ч) – формирование отношения к искусству. Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Широкая Масленица. Экскурсии в музеи, вернисажи. 4.“Я и школа”(12ч) – формирование гражданского отношения к школе. Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений. Трудовой десант 5.“Я и мое Отечество”(18ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану. Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешивание кормушек, выставки рисунков. 3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -36, практических -32 1.“Я и я”(10ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеком. Диагностика. 2.“Я и семья”(32ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы. Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Оказание адресной помощи одиноким пенсионерам. 3.“Я и культура”(20ч) – формирование отношения к искусству. Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Музыкальная азбука. Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Дети войны. Встреча с местными поэтами. Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Новогодняя сказка. Экскурсии в вернисаж, библиотеку. 4.“Я и школа”(22ч) – формирование гражданского отношения к школе. Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем. Вежливая улица. По каким правилам мы живем. Мастерская по изготовлению сувениров. Зеленые ладошки земли. Десант чистоты и порядка. Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок. Диагностика. Трудовой десант. Высаживание рассады. 5.“Я и мое Отечество”(36ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица. Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. История страны в названиях улиц. История Отечества. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я и планета”(16ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. Осень в родном городе. Сад на окошке. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Сад на окошке. Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Акции. Конкурсы сочинений, рисунков. Высаживание рассады. 4 класс «Я – гражданин России» - 68ч Общий годовой план работы составляет -68ч, из них: теоретических -26, практических - 42 1.“Я и я”(9ч) – формирование гражданского отношения к себе. Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика. 2.“Я и семья”(9ч) – формирование гражданского отношения к своей семье. День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки. 3.“Я и культура”(9ч) – формирование отношения к искусству. Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. 4.“Я и школа”(9ч) – формирование гражданского отношения к школе. Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады. 5.“Я и мое Отечество”(20ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству. Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. 6.“Я и планета”(12ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов. 3. Тематическое планирование. 1 класс «Маленькие Россияне» - 66ч Тема по программе. Тема и номер урока. 1. Праздник первого звонка. 2. Мой школьный дом. Экскурсия по школе. 3. Моя семья – моя радость. 4. Правила поведения в школе. Урок – игра. 5. Экскурсия по школьному саду. Всего 2 2 2 2 2 Теория Практика 1 1 1 1 1 6. Я, ты, мы. Игра. 7. Кто что любит делать. Конкурс викторина. 8. Мисс Осени. 9. Дары природы. Конкурс поделок из природного материала. 10. Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? 11. Моя красивая мама. Конкурс рисунков. 12. Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием. 13. История моего города. Экскурсия в музей 14. Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. 15. Законы жизни в классе. Урок – игра. 16. Откуда пришли елочные игрушки. Экскурсия. 17. Фотографии из семейного альбома. Презентация. 18. Школа вежливости. Беседа. 19. Маленькая страна. Экологическая акция. 20. Антиреклама вредных привычек. Конкурс рисунков. 21. Они защищают Родину. Конкурс стихов. 22. Загляните в мамины глаза. Праздник. 23. Встречаем Масленицу. 24. Планета просит помощи. Конкурс рисунков посвященные Дню Земли. 25. Слушаем сказки моей бабушки. 26. Мягкие лапки, а в лапках царапки. Викторина. 27. Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. 28. В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. 29. Мои родные – защитники Родины. Фотовыставка. 30. Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. 31. Десант чистоты и порядка. 32. Самый красивый школьный двор. Акция. 33. С чего начинается Родина? КВН 2 2 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 1 1 1 2 класс «Моя Малая Родина» - 68 ч Тема по программе. Тема и номер урока. 1. Урок Мира. 2. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). 3. Обязанности ученика в школе. Беседа. 4. Осень в родном городе. Фотоконкурс. 5. Подумай о других. Беседа с элементами игры. 6. Я – ученик. Беседа с творческим заданием. 7. Родной край в древности. Экскурсия в музей. 8. Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. 9. Я люблю свою школу. Конкурс сочинений. Всего 2 2 Теория 1 1 2 2 2 2 2 2 1 2 Практика 1 1 1 1 1 1 10. Мой портфель. Игра – экспромт. 11. Моя любимая мамочка. Презентация. 12. Школьная символика (гимн, герб, флаг) 13. Мой любимый город. Беседа. 14. Наш город. Конкурс визиток. 15. О чем шепчут названия улиц родного города. Конкурс рисунков. 16. Самый уютный класс. Конкурс. 17. Экология нашего города. Беседа. 18. День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. 19. Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. 20. Мы и наши права. Урок – игра. 21. Игры на развитие произвольных процессов. 22. Об отце говорю с уважением. Конкурс сочинений. 23. Мама, папа, я – дружная семья. Конкурс – соревнование. 24. По каким правилам мы живем в школе? Игра. 25. Широкая Масленица. Игра. 26. Поэты и писатели нашего города. Выпуск буклетов. 27. Здесь живет моя семья. Заочное путешествие. 28. Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. 29. День птиц. Выставка рисунков. 30. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Экскурсия в музей. 31. Герои Советского союза – наши земляки. Урок Мужества. 32. Открытка ветерану. Акция. 33. Десант чистоты и порядка. 34. Знай и люби свой край. Викторина. 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 3 класс «Россия – Родина моя» - 68ч Тема по программе. Тема и номер урока. 1. Урок Мира. 2. Знакомства с символами Российского государства. 3. Мой класс – моя семья. Беседа. 4. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. 5. Ты и твои друзья. Игра. 6. В гостях у предков. Сказочный марафон. 7. Откуда я родом. Архивные раскопки. 8. Наша страна – Россия. Путешествие по страницам журнала. 9. Осень в родном городе. Фотоконкурс. 10. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Беседа. Всего 2 2 Теория 1 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 Практика 1 1 1 1 1 1 11. Вежливая улица. Викторина. 12. Каков я в школе? Анкетирование. 13. Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. 14. Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. 15. Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. 16. Сценки из школьной жизни. 17.Раз – словечко, два – словечко – будет песенка. Конкурс песен под караоке. 18. Люблю тебя, моя Россия. Музыкальный час. 19. Мои любимые книги. Выставка книг. 20. Мы все такие разные. Конкурс рисунков. 21. Почему меня так назвали. Презентация. 22. Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. 23. Пожилые люди – мудрые люди. Выставка. 24. Золотые бабушкины руки. Конкурс стихов. 25. Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям. 26. Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. 27. Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. 28. По каким правилам мы живем. Игра. 29. Конституция – основной закон жизни страны. Беседа с творческим заданием. 30. Новогодние зарисовки. Конкурс газет. 31. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. 32. Новогодняя сказка. Праздник. 33. Флаги России. Беседа с творческим заданием. 34. Кто что любит и умеет делать. Викторина. 2 2 2 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 2 1 1 2 1 2 2 1 1 4 класс «Я – гражданин России» - 68ч Тема по программе. Тема и номер урока. Всего 1. Поговорим о толерантности. 2 2. Кто я? Какой я? Беседа с творческим заданием 2 3. Символика России. 2 4. Символы нашего края. 2 5. Тропы природы. Изготовление поделок из 2 бросового материала. 6. Моя семья. Мини – проект. 2 7. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов. 2 8. Десант чистоты и порядка. 2 9. В ответе за тех, кого приучили. Беседа с 2 элементами игры. 10. Я и мой класс. Конкурс рисунков. 2 Теория 1 1 1 1 11. Продолжаем изучать Школьный Устав. 12. Игры с младшим братом (сестрой). 1 2 2 Практика 1 1 1 1 1 1 1 13. Правила жизни. Беседа с элементами игры. 14. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». 15. Тест «Познай себя». 16. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо. 17. От вершины к корням. Из истории появления законов. 18. Государственный праздник – День Согласия и примирения. 19. День пожилого человека. Акция «Доброта души». 20. Песни бабушек. Конкурс песен. 21. Правила счастливого человека. Психологический практикум. 22. Откуда я родом. Презентация. 23. Зачем нужно учиться в школе. Диспут. 24. Мой город. Конкурс сочинений. 25. Путешествие в страну Законию. Викторина. 26. Знаменитые писатели и поэты. Литературная викторина. 27. Хочу и надо. Беседа с элементами игры. 28. Основной закон жизни нашего государства. Беседа. 29. Я и моя семья. Фотовыставка. 30. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. 2 2 2 2 1 1 31. Как встречают Новый год в разных странах. Игра - путешествие. 32. Новый год шагает по планете. Презентация. 33. Растения из Красной книги. Просмотр видеофильма. 34. Самое сильное звено. Игровая программа. 2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 1 1 1 2 1 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 Список учеников ... 1 1 1 1