1.1. Личностные результаты освоения курса. Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 5. Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). 6. Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции. 7. Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. 8. Чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. 9. Любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. 10. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. 11. Интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения. 12. Интерес к изучению языка. 13. Осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. 1. 2. 3. 4. 1.2. Метапредметные результаты курса. 1. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом. 3. Учиться работать по предложенному учителем плану. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 5. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 6. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста). 7. Слушать и понимать речь других. 8. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). 9. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 10. Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова. 11. Выразительно читать и пересказывать текст. 12. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им. 13. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. 14. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. 15. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. 16. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. 17. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему). 18. Пользоваться словарями, справочниками. 19. Осуществлять анализ и синтез. 20. Устанавливать причинно-следственные связи. 21. Строить рассуждения. 22. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. 23. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 24. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 25. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 26. Задавать вопросы. 1.3. Предметные результаты освоения курса. 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения. 3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. 4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач. 5. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся на уровне начального общего образования научатся: Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать слова по составу. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; Подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; Различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; Пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. 1 класс. В мире безмолвия и неведомых звуков. Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам расскажи нам». В Страну Слов. Первые встречи. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Выбор друзей в Стране Слов. Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов. К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». Чудесные превращения слов. Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева. В гости к Алфавиту. Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р». К тайнам звуков и букв. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы». Встреча с Радугой Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника». В Страну Говорящих Скал. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова» Чудеса в Стране Слов. Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. Следопыты развлекают детей. «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов и т.д. 2 класс. Как обходились без письма? Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Древние письмена. Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки. Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит». Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница». Для всех ли фонем есть буквы? Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры. «Ошибкоопасные» места. «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Тайны фонемы. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки «запоминалки». Опасные согласные. Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». На сцене гласные. Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! «Фонемы повелевают буквами». Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения. Ваши старые знакомые. Практическое занятие. Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. Правила о непроизносимых согласных. Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака. Волшебное средство – «самоинструкция». Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ. Память и грамотность. Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа. Строительная работа морфем. «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Где же хранятся слова? Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями и т.д. 3 класс. Сказочное царство слов. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок . Путешествие в страну слов. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н. Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово» Чудесные превращения слов. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка. В гостях у слов родственников. Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. Добрые слова Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему. Экскурсия в прошлое Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов. Новые слова в русском языке.Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка». Встреча с зарубежными друзьями. Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». Синонимы в русском языке Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте. Слова- антонимы Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке и т.д. 4 класс. Что такое орфоэпия? Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы. Что такое фонография или звукозапись? Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках. Звуки не буквы! Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций. Звучащая строка. Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха. Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами. «Пигмалион» учит орфоэпии. Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика». Имена вещей. Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. О словарях энциклопедических и лингвистических. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. В царстве смыслов много дорог. Знакомство с многозначными словами, словамиомонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». Как и почему появляются новые слова? Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Многозначность слова. Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». Об одном и том же- разными словами. Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. Слова – антиподы. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка» и т.д. 3.Тематическое планирование. 1-й класс (66 часов) № Тема занятия «Путешествия по Стране Слов» Количество часов 1 В мире безмолвия и неведомых звуков. 2 2 В страну слов. Первые встречи. 2 К тайнам волшебных слов. 4 5 Выбор друзей в Стране Слов 2 6 К несметным сокровищам Станы Слов. 2 7 Чудесные превращения слов. 2 8-9 В гости к Алфавиту. 4 10 К тайнам звуков и букв. 2 11 Встреча с Радугой. 2 12 В Страну Говорящих Скал. 2 13 В глубь веков на Машине времени. 2 14 В Королевстве ошибок. 2 15 В Страну Слогов. 2 3-4 16 Неожиданная остановка в пути. 2 17 В удивительном городе Неслове. 2 Чудеса в Стране Слов. 4 К словам разнообразным, одинаковым, но разным. 2 На карнавале слов. 4 23 В Театре близнецов. 2 24 Конкурс знающих. 2 25 Новое представление. 2 26 Необычный урок. 2 27 Следопыты развлекают гостей. 2 28 В Клубе весёлых человечков. 2 К словам – родственникам. Почему их так назвали? 4 31 Экскурсия в прошлое. 2 32 Полёт в будущее. 2 33 Итоговое занятие. 2 18-19 20 21-22 29-30 2-й класс (68 часов) № Тема занятия «Секреты орфографии» Количество часов 1 Как обходились без письма? 2 2 Древние письмена. 2 3 Как возникла наша письменность? 2 4-5 Меня зовут Фонема. 4 6-8 Для всех ли фонем есть буквы? 4 9 «Ошибкоопасные» места 2 10 Тайны фонемы 2 Опасные согласные 4 На сцене гласные 2 11-12 13 14 «Фонемы повелевают буквами» 2 15 Когда ь пишется, а когда не пишется? 2 16 Ваши старые знакомые 2 17-18 Правила о непроизносимых согласных 4 19-20 Волшебное средство – «самоинструкция» 4 Строительная работа морфем 2 22-23 Где же хранятся слова? 4 24-25 Поговорим о всех приставках сразу 4 26-27 Слова – «родственники» 4 28-30 Кто командует корнями? 4 31-32 «Не лезьте за словом в карман!» 4 33 «Пересаженные» корни 2 34 Итоговое занятие 2 21 3 класс (68 часов) № 1 2-3 4-5 6 -7 8- 9 10 11- 12 13 14- 15 16 17 18 19- 20 21-22 23-24 25 Тема занятия «Занимательное словообразование» Сказочное царство слов . Путешествие в страну Слов. Чудесные превращения слов. В гостях у слов- родственников. Добрые слова. Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Новые слова в русском языке. Встреча с зарубежными друзьями. Синонимы в русском языке. Слова- антонимы. Слова- омонимы. Крылатые слова. В королевстве ошибок. В стране Сочинителей. Искусство красноречия. Праздник творчества и игры. Количество часов 2 4 4 4 4 2 4 2 4 2 2 2 4 4 4 2 26- 27 28- 29 30- 31 32 33 34 № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Трудные слова. Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы. Откуда пришли наши имена. Занимательное слообразование. КВН по русскому языку. 4 4 4 2 2 2 4 класс (68 часов) Тема занятия Количество «Занимательная лингвистика» часов Фонетика и орфоэпия (14 часов) Что такое орфоэпия? 2 Что такое фонография или звукозапись? 2 Звуки не буквы! 2 Звучащая строка. 2 Банты и шарфы. 2 «Пигмалион» учит орфоэпии. 2 Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. 2 Лексикология (44 часов) Имена вещей. 2 О словарях энциклопедических и лингвистических. 2 В царстве смыслов много дорог. 2 Как и почему появляются новые слова? 2 Многозначность слова. 2 «Откуда катится каракатица?»О словарях, которые 2 рассказывают об истории слов. Об одном и том же - разными словами. 2 Как возникают названия. 2 Слова – антиподы. 2 Фразеологические обороты. 2 Словари «чужих» слов. 2 Капитан и капуста. 2 «Он весь свободы торжество». 2 Мы говорим его стихами. 2 Слова, придуманные писателями. 2 Слова уходящие и слова – новички. 2 Словарь языка Пушкина. 2 Смуглая Чернавка. 2 Паронимы, или «ошибкоопасные слова». 2 Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». 2 Какой словарь поможет избежать ошибок? 2 Словарь- грамотей. 2 Научная этимология. 2 Какие бывают имена? 2 Древнерусские имена. 2 Отчество и фамилия. 2 Надо ли останавливаться перед зеброй? 2 Список учеников ...