РП ВД Волшебный мир книг 1-4 классы

 уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
 уметь самостоятельно работать с новым произведением;
 уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности,
литературных играх;
 уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия:
 прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата
книги;
 пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
 отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
 ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом);
 составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
 слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
 пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
 участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения;
 высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
 участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
 соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметныеуниверсальные учебные действия:
 находить книгу в открытом библиотечном фонде;
 использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
 сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
 формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
 характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
 сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
 систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и
заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию
культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами
самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются
память, внимание, воображение.
Программа «Волшебный мир книг» - это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного
чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с
детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге,
как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).Важно,
чтобы младшие школьники осознавали, что книга имеет особое значение в жизни людей,
что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Этот
мотив становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу,
определить ее тему по иллюстрациям или аннотации, пользоваться оглавлением и т. п.,

что способствует развитию читательской самостоятельности младших школьников как
качества личности.
Программа «Волшебный мир книг» рассчитана на 4 года обучения, для
обучающихся 6-11 лет. Специфика организации занятий по программе «Волшебный мир
книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках
литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На
занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими
периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые
познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский
опыт и эрудицию. Каждое занятие включает работу по формированию читательских
умений и расширению читательского кругозора ребенка.
Кроме того, у детей
формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.
Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста.
Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок
игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает
интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли
детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская,
проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие
форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины,
праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной
программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия
на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной
литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная
привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот
необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и
навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской
самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и
потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя
специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по
следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям
литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения,
внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в
интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и
родители;
Программа «Волшебный мир книг» реализуется в общеобразовательной
организации в объеме 1 час в неделю во внеурочное время.
Формы организации занятий:
 литературные игры,
 конкурсы-кроссворды
 библиотечные уроки
 путешествия по страницам книг
 проекты
 уроки-спектакли.
Содержание тем учебного курса

Тема 1. Книга, здравствуй (6 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (4 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога.
Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках (8 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских
писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова«Таня и Юсник» или В.
Крапивина «Брат, которому семь лет».
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из
рассказов о детях). Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детскихгазет и журналов.
Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (8 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по
тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники (8 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение
выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях (8 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Тема 7. Старые добрые сказки (8 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов другихстран. Справочный
аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка»,
японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.

Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (6 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры
произведений о семье: стихотворения, пословицы,сказки, рассказы, колыбельные песни.
Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику
или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье»,
«Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (6 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны,
которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его
твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма,
воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг (6 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и
поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

3. Тематическое планирование.
№

Тема

1 класс (33 часов)
КолВид занятий
Содержание
во час
(форма, метод)
2
Беседа, чтение
Рассматривание, чтение книжек книг учителем.
малышек, игры с книжкамиигрушками, раскрашивание
рисунков в книжках- раскрасках.
2
Драматизация
Чтение сказок учителем,
сказки, игры на
драматизация сказки, игры на
основе сказок
основе сказок, раскраски со
сказками, лепка героев из
пластилина.

1.

« Клуб почемучек»

2.

«Поляна сказок»

3.

Игры с буквами

2

4.

Малые фольклорные
жанры: народные
песенки, потешки.

2

Игровая форма
занятия.

Игры с буквами. Нужны для игр
альбом, карандаши или краски,
картинки с буквами
Игры и хороводы Чтение учителем, заучивание
наизусть, игры и хороводы.

5.

Где живут книги?

2

Экскурсия в
библиотеку
школы.

6.

Малые фольклорные
жанры: загадки.
Стихи о детях и для
детей. Мои первые
книжки».
Малые фольклорные
жанры: веселые
скороговорки,
забавные считалки,
небылицы.
Из чего состоит
книга?
Я рисую книжку.

2

Детское
творчество.
беседа
игра

11.

Игра в театр.

2

12.

Игровая программа
для первоклассников
в форме КВНа
«Спасибо тебе,
Азбука!»
Маленький читатель.

2

Игровая
программа.

2

Знакомство с библиотекарем и
библиотекой, запись в библиотеку.

14.

Писатели-юбиляры.

3

Экскурсия в
библиотеку
города
Совместное
чтение книг,
подготовка
рисунков по
произведениям.

15.

Игра – викторина по
прочитанным
книгам.
Летнее чтение

2

викторина

2

беседа

Ответы на вопросы, выполнения
различных заданий, рисование
героев произведений и т.д.
Рекомендательный список
произведений для летнего чтения.

7.

8.

9.
10.

13.

16.

2

Знакомство с библиотекарем и
библиотекой.
Правила поведения в библиотеке,
порядок выдачи книг
Отгадывание загадок, рисование
или раскрашивание отгадок- букв.
Чтение стихов учителем,
заучивание наизусть, игры.

2

Игры

Разучивание скороговорок и
считалок, небылиц, игры
пожеланию детей.

2

беседа

2

Проектная
деятельность.

Элементы книги: корешок,
страницы, переплет, оглавление.
Изготовление книжки-малышки.
Просмотр и обсуждение спектакля,
обмен впечатлениями.
Подготовка к празднику,
мероприятие.

Календарь знаменательных дат.
Знакомство с книгами писателя.

2 класс (34 часов)
№

Тема

1.

Самые интересные
книги, прочитанные
летом.
Конкурс рисунков
по прочитанным
книгам.

2.

Колво час
1

2

Вид занятий
(форма, метод)
Посещение
библиотеки.
Организация и
проведение
конкурса.

Содержание
Обзор новых книг для чтения во 2
классе.
Выставка рисунков.

2

4.

Конкурсная
программа
«Путешествие в
море книг»
Литературная игравикторина
«Лукоморье» по
сказкам А. С.
Пушкина.

Конкурсная
программа.
Подготовка по
группам.
Литературная
игра- викторина.

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы.

5.

День книги –
именинницы.

3

Форма
проведения по
выбору учителя.
Литературная
игра- викторина
Устный журнал.

Рассказ о книге по календарю
знаменательных дат

Сказки и стихи
К.Чуковского.
7. Писатели –
юбиляры.
8. Литературная игра
«Что? Где? Когда?»
по сказкам
Андерсена.
9. «И в шутку, и
всерьез». Рассказы
Н. Носова.
10. Сказки зарубежных
писателей.

3

2

Литературная
игра- викторина

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы.

2

Конкурс
кроссвордистов.

Отгадывание кроссвордов.

3

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы

3

Викторина по
сказкам Ш.
Перро. Конкурс
рисунков.
Устный журнал.

11. Сказки братьев
Гримм.
12. Зарубежный
фольклор.

1

Беседа, чтение.

1

Выставка
рисунков и
плакатов.

14. «Папа, мама, я –
читающая семья».

4

15. Посещение
библиотеки.

1

Проектная
деятельность.
Праздник для
родителей и
детей
Беседа,
обзоркниг.

3.

6.

13.

Конкурс семейных
плакатов и рисунков
«Вместе весело
шагать»

3

3

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы.

Викторина по произведениям,
конкурс рисунков.
Рассказ о творчестве писателя.

Драматизация отрывков из
произведений, игры, конкурсы
Английские песенки в переводе
Чуковского и Маршака, чешские и
латышские песенки в переводе
Маршака.

* конкурс на самую читающую
семью;
*конкурс на лучшее чтение стихов;
*любимые книги родителей в детстве
«Дайте до детства обратный билет».
Рекомендательный список
произведений для летнего чтения

3 класс (68 часов)
№

Тема

Кол-во
час

Вид занятий
(форма, метод)

Содержание

1.

«Что я читал
летом».

2

Проектная
деятельность.

Защита читательских дневников.

2.

«Золотая
волшебницаосень»

3

Устный журнал.

Стихи русских поэтов об осени в
сопровождении музыкальных
произведений русских композиторов

3.

Игра «Легочтение»
Посещение
библиотеки.
« День новой
книги».
Писатели –
юбиляры.
«Лучшие сказки
20-века».

3

Моделирование рассказа, сказки.

2

Практическая
работа
Экскурсия

3

проект

По календарю знаменательных дат.

3

Выставка книг

Конкурс
кроссвордистов.
Литературный
праздник,
посвященный
творчеству Г.-Х.
Андерсена.
Сочиняем загадки.

2

проект

4

Литературный
праздник

Дети приносят в класс книги со
сказками и презентуют их, а потом
выставляют на полку.
Составить кроссворд по
произведениям детских писателей.
Подготовка и проведение утренника.

4.

5.
6.

7.
8.

9.

10.

11.

12.

Обзор новинок для чтения учащихся
младшего школьного возраста

4

проект

Дети сочиняют загадки по
предложенной рифме, рисуют
отгадку.

Устный журнал
«Любимые книги –
любимые
писатели».
Конкурс рисунков
«Я читаю!»

4

проект

2

Конкурс
проект

Выставка рисунков, сделанных в
семье, классе, библиотеке.

Современные
детские журналы и
газеты.

2

Творческая
деятельность

Подготовить рекламу журнала по
мини-группам.

4 класс (68 часов)
№
1.
2.

Тема
«Лето с героями
любимых книг».
Устный журнал
«Твоя книжная
полка».

Кол-во
час
2

Вид занятий
(форма, метод)
проект

1

Занятие в
библиотеке

Содержание
Презентация читательских
дневников.
Обзор новинок для чтения
учащихся младшего школьного
возраста

3.

4.
5.

И. Крылов «Уж
сколько раз
твердили миру...»
Конкурс на
лучшее
инсценирование
басни.
«Книжкины
именины»
«Литературная
гостиная».

Конкурс на
лучшее
инсценировани
е басни.

Творческая работа в группах

2

Игровая
программа

Викторины, конкурсы, кроссворды
по книгам детских писателей.

3

Встреча с
писателем.

Приглашает библиотека.
Подготовка: биография писателя,
вопросы.
Обмен впечатлениями.
Подготовка и проведение
мероприятия по следующим
произведениям:
Линдгрен «Малыш и Карлсон,
который живет на крыше»,
«ПеппиДлинныйчулок»; Кэрлл
«Алиса в стране чудес», Милн
«Винни – Пух», Янссон «Шляпа
Волшебника»
Посещение подготовительной
группы детского сада с
инсценировкой сказки (любой по
выбору)
Дети сочиняют сказку по
предложенному началу,
оформляют в книжку- малышку
Толстой «Золотой ключик, или
Приключения Буратино».

3

Литературные
сказки
зарубежныхписате
лей.

4

7.

В гостях у
малышей.

5

9.

Сочиняем сказки

4

проект

10.

Литературная игра
по книге А.
Толстого
«Золотой ключик,
или Приключения
Буратино».
Конкурс чтецов,
посвященный
празднику
Победы.
Читательская
конференция
«Зачем нужны
книги в
компьютерный
век?»
Литературная игра
«Слабоезвено»
2

3

Литературная
игра

3

Конкурс чтецов

Подготовка и участие в ежегодном
конкурсе чтецов

2

Читательская
конференция

Подготовка и проведение
конференции.
работа организуются по секциям.
Выступают докладчики и
оппоненты, подводится итог.

Литературная
игра

Подготовка и заключительная игра
по прочитанным книгам.

6.

11.

12.

13.

КВН.

Концертная
деятельность


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».