РП Изобразительное исскуство

 сти, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных
способностей
учащихся,
проявляющихся в познавательной и практической творческой
деятельности:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения
различных
учебно-творческих
задач
в
процессе
поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих
проектов
отдельных
упражнений
по
живописи,
графике,
моделированию и т.д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
 умение
рационально
строить
самостоятельную
творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в
художественно-творческой деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и
архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных
искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в
процессе выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально
оценивать несколько великих произведений русского и мирового
искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и

















художественных музеев своего региона;
мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе,
человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
освоение
умений
применять
в
художественно—творческой
деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и
красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях
создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной
культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача
особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных
традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам
относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения
изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту
городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей
истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды
древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих
красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего
мира человека.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Особенности художественного творчества: художник и зритель.
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность,
передача общего через единичное. Отражение в произведениях
пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и
эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и

произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек,
мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры
(на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие
художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
национального, российского и мирового искусства. Представление о
роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни
человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер,
уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными
графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и
вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев,
птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной
выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа
(пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота
человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие
материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с
различными материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага
и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования
навыков
художественного
конструирования
и
моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное
искусство.
Истоки
декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о
синтетичном характере народной культуры (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в
изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие
форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные

узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия
горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое
и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности
цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые,
волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их
знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.
Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на
плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм.
Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы
передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,
беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача
движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма
в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных
явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование
различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда,
норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов —
представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов,

И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван
Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира,
представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в
характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека
(внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника
Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в
разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы
любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная
выразительность
образов
персонажей,
пробуждающих лучшие
человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку,
заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта,
видов
транспорта.
Представление
о
роли
изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения. Отражение в пластических искусствах
природных, географических условий, традиций, религиозных верований
разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного
искусства
народов
России).
Жанр
натюрморта.
Художественное конструирование и оформление помещений и парков,
транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией,
формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры
материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности
различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации,
фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели,
пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина,
глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения
к произведению.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность
искусства: художественный образ, его условность, передача общего через
единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к
природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы
в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления
о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие
художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров
русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации
его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер,
уголь, пастель, мелки и т.д. Приёмы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц,
животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие
природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств
художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в

живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа
(пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы).
Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота
человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие
материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с
различными материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и
картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования
навыков
художественного
конструирования
и
моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о
синтетичном характере народной культуры (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в
изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие
форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве
(цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные
узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных
художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты).
Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ – в
построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия
горизонта, ближе –больше, дальше – меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое
и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании
и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета.
Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью
цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые,

плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с
помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на
плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм.
Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы
передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,
беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача
движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма
в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных
явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование
различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда,
норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и
зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К.
Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К.Моне, П. Сезанн,
В.Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира,
представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в
характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, хороводом; былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре.
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной),
отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в
разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы
любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная
выразительность
образов
персонажей,
пробуждающих лучшие
человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку,
заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта,
видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и
оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией,
формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека.
Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры
материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности
различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых
мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и
природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения
к произведению.

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение темы

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

1 класс
Раздел (Тема)
Восхитись красотой осени (8 ч).
Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в
живописи.
Твой осенний букет. Декоративная композиция.
Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция,
пространство, планы.
В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция.
Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт:
композиция.
В гостях у народного мастера С. Веселова. Орнамент
народов России.
Золотые травы России. Ритмы травного узора хохломы.
Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект.
Любуйся узорами красавицы зимы (7 ч)
О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов
России.
В гостях у народной мастерицы У. Бабкиной. Русская
глиняная игрушка.
Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике.
Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике.
Белоснежные узоры. Вологодские кружева.
Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная
композиция.
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект.
Радуйся многоцветью весны и лета (15 ч)
По следам зимней сказки. Декоративная композиция.
Зимние забавы. Сюжетная композиция.
Защитники земли Русской. Образ богатыря.
Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка.
Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка.
Краски природы в наряде русской красавицы. Народный
костюм.
Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет.
Птицы – вестники весны. Декоративная композиция.
«У Лукоморья дуб зелёный…» Дерево — жизни украшение.
Образ дерева в искусстве.

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

25
26
27
28
29
30
31
32
33

№
п/п

1
2
3
4
5
6

7

8
9
10

О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ
сказочного героя.
В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета.
В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета.
Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.
Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.
Наши достижения. Что я знаю и могу. Наши проекты.
Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой.
Рисование героев сказок Пушкина.
Знакомство с произведениями А. Куинджи, Ван Гога, К.Моне
Понятие о теплых и холодных цветах, о множестве
оттенков.

2 класс
Раздел (Тема)
В гостях у осени.
Узнай, какого цвета земля родная. (11ч)
Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция:
композиционный центр, цвета тёплые и холодные.
Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж:
пространство, линия горизонта и цвет.
Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная
композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира:
форма изделия и декор.
Природные и рукотворные формы в натюрморте.
Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень.
Красота природных форм в искусстве графики. Живая
природа. Графическая композиция: линии разные по виду и
ритму, пятно, силуэт.
Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и
натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета,
цветовой контраст.
В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная
композиция с вариациями филимоновских узоров.
Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная
композиция с вариациями знаков-символов.
Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция,
расположение предметов на плоскости и цвет.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

Кол-во
часов

1час
1час
1час
1час
1час
1час

1час

1час
1час
1час

11

12
13
14

15
16
17
18
19
20
21

22

23

24
25
26
27
28
29

Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт,
симметрии.
В гостях у чародейки-зимы (12 ч)
В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма
изделия и кистевой живописный мазок.
Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж:
композиция, линия горизонта, планы, цвет.
Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица.
Декоративная композиция: импровизация на тему
карнавальной маски.
Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция.
Храмы Древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция,
симметрия, ритм.
Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия
горизонта, планы, цвет и свет.
Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой
человека в движении.
Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция:
импровизация по мотивам русского изразца.
Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная
композиция по мотивам народных сказок.
Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция:
фигура воина на коне. Прославление богатырей –
защитников земли Русской в искусстве.
Народный календарный праздник Масленица в искусстве.
Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения
природы: импровизация.
Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция:
расположение предметов на плоскости.
Весна - красна!
Что ты нам принесла? (11 ч)
«А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской
женщины. Русский народный костюм: импровизация.
Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция:
импровизация на тему литературной сказки.
Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция.
Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.
Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет,
реальное и символическое изображение.
Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия.
Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись:
повтор и импровизации.

1час

1час
1час
1час

1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час

1час

1час

1час
1час
1час
1час
1час
1час

30
31

32
33
34
35

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция:
прорезные рисунки с печатных досок.
Русское поле. Памятник доблестному воину. Памятник
доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая
скульптура.
Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по
виду и ритму.
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира:
форма изделия и декор.
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: «Доброе
дело само себя хвалит».

3 класс
Раздел (Тема)
Осень.
«Как прекрасен этот мир, посмотри…» (11 ч)
Земля одна, а цветы на ней разные. Натюрморт: свет, цвет,
форма.
В жостовском подносе все цветы России. Русские лаки:
традиции мастерства.
О чем может рассказать русский расписной поднос. Русские
лаки: традиции мастерства.
Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт:
свет и тень, форма и объем.
Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира:
традиции мастерства.
Чуден свет – мудры люди, дивны дела их. Лоскутная
мозаика: традиции мастерства.
Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и
цвет.
Родные края в росписи гжельской майолики. Русская
майолика: традиции мастерства.
Двор, что город, изба, что терем». В мире народного
зодчества: традиции русского мастерства.
«То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного
зодчества: традиции народного мастерства.
Каждая птица своим пером красуется. Живая природа:
форма, цвет, пропорции.
Зима.

1час
1час

1час
1час
1час
1час

Кол-во
часов

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33

«Как прекрасен этот мир, посмотри…» (10 ч)
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и
тень, объем и пропорции.
Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета.
Зима не лето, в шубы одета. Орнамент народов мира:
традиции мастерства.
Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные
новогодние фантазии: импровизация
Всякая красота фантазии да умения требует. Маски –
фантастические и сказочные образы, маски ряженых
В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм:
узоры-обереги.
Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя:
традиции народного
Россия державная. В мире народного зодчества: памятники
архитектуры.
«Город чудный…». Памятники архитектуры: импровизация.
Защитники земли Русской. Сюжетная композиция:
композиционный центр.
Весна.
«Как прекрасен этот мир, посмотри…» (5 ч)
Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и
пропорции лица.
Широкая масленица. Сюжетно-декоративная композиция:
композиционный центр и цвет.
Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная
игрушка: развитие традиций мастерства.
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция:
композиционный центр
Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция:
композиционные центр и цвет.
Лето.
«Как прекрасен этот мир, посмотри…» (8 ч)
Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта
и колорит.
Цветы России на павловопосадских платках и шалях. русская
набойка: традиции мастерства.
Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.
В весеннем небе – салют Победы! Патриотическая тема в
искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет.
Гербы городов Золотого кольца России. Символические
изображения: состав герба.
Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.
У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира:

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

34
35

№
п/п
1
2
3
4
5

6

7

8
9
10
11
12

13

традиции мастерства.
Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект.
Экскурсия в музей или виртуальная экскурсия

4 класс
Раздел (Тема)
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство,
композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.
Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки:
линия, штрих, пятно, светотень.
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы,
цвет, свет.
Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная
композиция: мотив дерева в народной росписи.
Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная
композиция: равновесие красочных пятен, узорные
декоративные разживки, симметрия, ритм, единство
колорита.
Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная
композиция: линия, силуэт с вариациями городецких
разживок.
Связь поколений в традициях Городца. Декоративная
композиция с вариациями городецких мотивов: ритм,
симметрия, динамика, статика.
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет:
пропорции лица человека.
Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи,
точки, пятно, свет.
Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти
и представлению: подвижность красочных пятен, линий.
Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
Родословное дерево — древо жизни, историческая память,
связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица
человека, композиция.
Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-

1 час
1 час

Кол-во
часов
1час
1час
1час
1час
1час

1час

1час

1час
1час
1час
1час
1час

1час

14
15
16
17
18

19
20

21
22
23

24
25

26
27
28
29
30
31
32
33

сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.
1час
Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация
к сказке: композиция, цвет.
1час
Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание
родственных цветов.
1час
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки:
цвет, форма, ритм, симметрия.
1час
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт,
линия.
1час
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта,
композиционный центр, пространственные планы, ритм,
динамика.
1час
Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их
конструктивные особенности, композиция.
1час
Выразительность формы предметов. Декоративный
натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия,
штрихи в обобщении формы предмета.
1час
Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.
1час
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...»
Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.
1час
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве
крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм,
симметрия, символика.
1час
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная
композиция: цвет, линия, штрих.
1час
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная
композиция: цвет, линия, штрих.
Восхитись созидательными силами природы и человека (10 ч)
1час
Вода — живительная стихия. Проект экологического
плаката: композиция, линия, пятно.
1час
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в
технике коллажа.
1час
Русский мотив. Пейзаж . Пейзаж: композиция, колорит,
цветовая гамма, пространство.
1 час
Русский мотив. Пейзаж . Пейзаж: композиция, колорит,
цветовая гамма, пространство.
1час
Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая
тема в искусстве: образы защитников Отечества.
1час
«Медаль за бой, за труд из одного металла льют».
Медальерное искусство: образы-символы.
1час
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира:
региональное разнообразие и национальные особенности.
1час
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира:
региональное разнообразие и национальные особенности.

34
35

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира:
региональное разнообразие и национальные особенности.
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира:
региональное разнообразие и национальные особенности.

1час
1час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».