и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. Содержание учебного предмета «Окружающий мир». Человек и природа Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства. Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Измерение температуры воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Посильное участие в охране природы (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными). Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Человек и общество Общество - люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации - глава государства. Праздник в жизни общества. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Россия на карте; Государственная граница России. Москва - столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам. Родной край - частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Составление режима дня школьника. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обморожении, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улицах. Правила дорожного движения. Поведение на перекрестках, улицах, игровых площадках. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешеходов, пассажиров. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе в разное время года. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы 1 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Раздел (Тема) Мы и наш мир (11 ч) Что такое окружающий мир. ОБЖ . Мир и безопасность. Природа. Неживая и живая природа. Культура. Культура. Природа в творчестве человека. Мы-люди . Как мы общаемся с миром. ОБЖ. Опасные и чрезвычайные ситуации. Как мы общаемся с миром. Люди – творцы культуры . За страницами учебника «Мы и наш мир». Наш класс (13 ч) Наш класс в школе. ОБЖ. Опасная ситуация в школе. Мы – дружный класс. ОБЖ. Безопасное поведение в школе. Учитель – наставник и друг. Природа в классе. Как ухаживать за комнатными растениями. Что растёт у школы. Мир за стеклянным берегом. Кто ещё у нас живёт? Какие бывают животные. Делу – время. ОБЖ. Режим дня. Книга – наставник и друг. Потехе – час. За страницами учебника («Наш класс»). Мы в семье. Моя семья – часть моего народа. Природа в доме. ОБЖ. Опасность у тебя дома. Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество. Красивые камни в нашем доме. Комнатные растения у нас дома. Выйдем в сад. Овощи и фрукты на нашем столе. Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Дикорастущие и культурные растения. Собака в нашем доме. ОБЖ. Как вести себя с домашними питомцами. Кошка в нашем доме. ОБЖ. Как вести себя с домашними питомцами. Дикие и домашние животные. ОБЖ. Когда четвероногие друзья опасны. С утра до вечера. ОБЖ. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь. За страницами учебника «Наш дом и семья». ОБЖ. С кем дружат болезни. Если хочешь быть здоров. Город и село (14 ч) Мы в городе. ОБЖ. Как вести себя с незнакомыми людьми. Мы в селе. ОБЖ. Как вести себя с незнакомыми людьми. Красота любимого города. ОБЖ. Переход и светофор, переходим улицу. Дорожные знаки. Красота родного села. ОБЖ. Виды транспорта. Правила для пассажиров. Внимание! Авария! Как защитить себя во время аварии. Природа в городе. Что растёт в городе. Чудесные цветники. В ботаническом саду. Кто живёт в парке. В зоопарке. Войдём в музей. Мы помним наших земляков. Все профессии важны. За страницами учебника «Город и село». Родная страна (8 ч) Россия – наша Родина. ОБЖ. Мы – путешественники. Москва – столица России. Мы – семья народов России. Природа России . ОБЖ. Отдыхаем без опасности. Не трогай нас. Охрана природы ОБЖ. Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Соберем грибы и ягоды. Красная книга России. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 60 61 62 63 64 65 66 Заповедные тропинки. За страницами учебника «Родная страна». Человек и окружающий мир (5 ч) Взгляни на человека! Всему свой черёд. ОБЖ. Я люблю своих родных. У каждого времени – свой плод. Я – часть мира. Я – часть мира. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 2 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Раздел (Тема) Вселенная, время, календарь (15 ч) Мы–союз народов России. Мы – жители Вселенной. Наш «космический корабль» –Земля. Наш «космический корабль» –Земля. Время. Сутки и неделя. Месяц и год. Времена года. Погода. Погода. Календарь – хранитель времени, страж памяти. Праздники для всех. Народный календарь. Экологический календарь. Повторение изученного по разделу «Вселенная, время, календарь». Осень (17 ч) Анализ и работа над ошибками. Осенние месяцы. Осень в неживой природе. Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Звездное небо осенью. Трава у нашего дома. Старинная женская работа. Деревья и кустарники осенью. Чудесные цветники осенью. Грибы. Шестиногие и восьминогие. Кол-во часов 1 час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Птичьи секреты. Как разные животные готовятся к зиме. Невидимые нити в осеннем лесу. Осенний труд. Будь здоров! Охрана природы осенью. Повторение изученного по разделу «Осень». Зима (14 ч) Анализ и работа над ошибками. Зимние месяцы. Зима – время науки и сказок. Зима в неживой природе. Звездное небо зимой. Зима в мире растений. Зимние праздники. Растения в домашней аптечке. Зимняя жизнь птиц и зверей. Невидимые нити в зимнем лесу. В феврале зима с весной встречается впервой. Зимний труд. Будь здоров! Охрана природы зимой. Повторение изученного по разделу «Зима». Весна и лето (16 ч) Анализ и работа над ошибками. Весенние месяцы. Весна в неживой природе. Весна – утро года. Звездное небо весной. Весеннее пробуждение растений. Чудесные цветники весной. Весна в мире насекомых. Весна в мире птиц и зверей. Невидимые нити в весеннем лесу. Весенний труд. Старинные весенние праздники. Будь здоров! Охрана природы весной. Лето красное. Летние праздники и труд. Повторение изученного по разделу «Весна и лето». Контрольная работа по теме «Повторение изученного за 2 класс». Анализ и работа над ошибками. Повторение изученного. 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1 час Повторение изученного. 66 1час 3 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Раздел (Тема) «Радость познания» (12 часов ) Свет знания. Как изучают окружающий мир. Как изучают окружающий мир. Книга – источник знаний. Отправимся на экскурсию. О чём расскажет план? Планета на листе бумаги. Страны и народы на политической карте мира. Путешествуя, познаём мир. Транспорт. Средства информации и связи. Проверочная работа по теме « Радость познания». «Мир как дом» (20 ч) Мир природы в народном творчестве. Из чего состоит всё. Мир небесных тел. Невидимое сокровище. Самое главное вещество. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Природные стихии в народном творчестве. Кладовые Земли. Чудо под ногами. Мир растений. Плодородная земля и растения в народном творчестве. Мир животных. Образы животных в народном творчестве. Невидимые нити в живой природе. Лес – волшебный дворец. Луг – царство цветов и насекомых. Водоём – дом из воды. Как сохранить богатства природы. Охрана природы в культуре народов России и мира. Колво часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 Проверочная работа по теме « Мир как дом». Систематизация и обобщение знаний по теме «Мир как дом». «Дом как мир» (21 ч) Родной дом – уголок Отчизны. Свой дом – свой простор. В красном углу сесть – великая честь. Побываем в гостях. На свет появился – с людьми породнился. Родословное древо. Муж и жена – одна душа. Святость отцовства и материнства. Добрые дети – дому венец. Детские игры – школа здоровья. Проверочная работа по разделу «Дом как мир». Строение тела человека. Как работает наш организм. Что такое гигиена. Наши органы чувств. Школа первой помощи. Здоровью цены нет. Дом не велик, а стоять не велит. Семейный бюджет. Мудрость старости. Путешествие к А.С. Пушкину. Повторение изученного по разделу. Проверочная работа. «В поисках Всемирного наследия» (9 ч) Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет. Путешествие в Грецию. Путешествие в Иерусалим. Путешествие в Китай. Всемирные духовные сокровища. Что мы узнали. Чему научились. Проверочная работа. Повторение. Закрепление изученного. Повторение. Радость познания. Повторение. Мир как дом. Повторение. Дом как мир. Повторение. В поисках Всемирного наследия. Повторение изученного. Итоговая проверочная работа. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 70 1 час Повторение изученного. 4 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Раздел (Тема) Мы — граждане единого Отечества (10 ч) Общество — это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранители. Творческий союз. По родным просторам (18 ч) Карта — наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озёра — краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У тёплого моря. Мы — дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам. Путешествие по Реке времени (23 ч) В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи. Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 В путь по страницам летописи. Истоки Древней Руси. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Мудрый выбор. Наследница Киевской Руси. Москва — преемница Владимира. Начало Московского царства. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. Начало Российской империи. «Жизнь — Отечеству, честь — никому!». Отечественная война 1812 года. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и литературы. В поисках справедливости. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!». «Вставай, страна огромная!». Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой…». После Великой войны. После Великой войны. Достижения 1950—1970-х годов. Достижения 1950—1970-х годов. Мы строим будущее России (6 ч) Современная Россия. Хороша честь, когда есть, что есть. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя! Начни с себя! Резерв учебного времени. Резерв учебного времени. Резерв учебного времени. Резерв учебного времени. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час