7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты: 1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; 6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Содержание предмета «Литературное чтение». Виды речевой и читательской деятельности Слушание (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля. Чтение Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративноизобразительных материалов. Библиографическая культура Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой. Работа с текстом художественного произведения Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий. Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научнопознавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Письмо (культура письменной речи) Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге. Круг детского чтения Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества. Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения. Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев). Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами. Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинноследственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 класс Раздел (Тема) Виды речевой и читательской деятельности. (5 ч) Мир общения. Давайте знакомиться! Слово в общении. Выявление уровня развития лексики. Слово и предложение. Выявление уровня сформированности грамматической стороны речи. Составление «Карты знаний», индивидуальных планов продвижения по предмету (консультация / мастерская). Представление результатов творческой самостоятельной работы (презентация) Подготовительный этап (19 ч) Давайте знакомиться! Мир общения. Давайте знакомиться! Мы – хорошие друзья. Культура общения. Мои любимые книжки. Цель и средства речевого общения. Первый школьный звонок. Жест и его значение. «Страшный зверь». Слова и жесты в общении. Культура общения. В мире природы. Понимаешь ли ты язык животных? Внеклассное чтение. Стихи и рассказы о природе. Мы пришли в театр. Мимика и ее роль в общении. Кто разговаривает в сказках? Интонация, ее роль в общении. О чем рассказал Гулливер? Слова и предметы. Как найти дорогу. Общение с использованием посредников, Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 меток и предметов как указателей чего-либо. Общение с использованием рисунков и условных обозначений. Знаки на дорогах. Условные знаки в городе и дома. Кому адресованы знаки? Путешествие по Цветочному городу». Знаки в лесу и в парке. Загадочное письмо. Подготовка к усвоению звукобуквенного письма. Слушаем звуки речи. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные. Узнай сказки. Упражнения в звуковом анализе слов. Слог. Деление слов на слоги. Ударение в слове. Слово и предложение. Записываем слова и предложения. Речь. Внеклассное чтение Букварный (основной) этап (55 ч). Страна АБВГДейка. Звук [а]. Буква Аа. Звук [о]. Буква Оо. Звук [у]. Буква Уу. Звук «и». Буква Ии. Звук «ы». Буква ы. Звук «э». Буква Ээ. «Узелки на память». Повторение изученных букв Звуки [м], [м’], буква Мм. Звуки [с], [с’], буква Сс. Повторение изученных звуков [м], [м’] и [с], [с’] букв Мм, Сс. Внеклассное чтение. Малые фольклорные жанры устного народного творчества. Звуки [н], [н’]. Буква Нн. Звуки [л], [л’]. Буква Лл. Повторение букв М, С, Н, Л. Звуки [т], [т’]. Буква Тт. Звуки [к], [к’]. Буква Кк. «Узелки на память». Повторение. Звуки [р],[р’].Буква Рр. Звуки [в], [в’]. Буква Вв. Повторение. Звуки [п], [п’]. Буква Пп. Звуки [г], [г’]. Буква Гг. Сравнение звуков [г], [к]. Закрепление изученных букв (Р, П, Г, К). Буква Ее в начале слова и после гласных. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 Буква Ёё в начале слова и после гласных. Буква Ее после согласных. Буква Ёё после согласных. «Узелки на память». Повторение изученных букв Р, В, П, Г, Е, Ё. Звуки [б], [б’]. Буква Бб Парные звуки [б]и [п], [б’] и [п’]. Звуки [з], [з’]. Буква Зз. Парные звуки [з] и [с], [з’] и [с’]. Закрепление изученных букв З, Б. Звуки [д], [д’]. Буква Дд. Сравнение звуков [д]–[т], [д’]–[т’]. Звук [ж], буква Жж. Упражнение в чтении. «Узелки на память». Буквы З, Б, Д, Ж. Сказки Буква Яя. Буква я после согласных. Внеклассное чтение. Рассказы о дружбе. Повторение. Звуки [х], [х’]. Буква Хх. Знакомство с буквой ь. Звук [й’]. Буква Йй. Буква Юю. «Читалочка». Буква ю после согласных. Буквы Шш, Щщ, Чч. Буквы Цц, Фф. Внеклассное чтение. Сказки. Разделительный ь. Разделительный ъ. Повторение – мать учения. Звучность и выразительность русской речи. Приглашение в волшебную страну звучащего слова. Стихи, рассказы, сказки из старинных букварей и книг для чтения. Алфавит. Рассказы и басни К. Ушинского и Л. Толстого. Послебукварный этап (9 ч). Про все на свете. Азбука «АБВГДейка». «Читалочка». Об одном и том же по-разному. Юмористические стихи и рассказы для детей. Удивительное рядом. Сравни и подумай. Сочиняй, придумывай, рассказывай. Час потехи. Внеклассное чтение. Юмористические стихи и рассказы для детей. Как общаются люди. Умеет ли разговаривать природа? Волшебство. Внеклассное чтение. Рассказы о Родине. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 № п/п Доброе семя – добрые всходы. Книги – мои друзья (6 ч) Книги – мои друзья. «Как хорошо уметь читать…». «Как бы жили мы без книг?..». Мои любимые писатели. Сказки К. Чуковского. Из книг К. Ушинского. Обобщение по разделу. Радуга-дуга (3 ч) Пословица – мудрость народная. Песенки разных народов. Мы идем в библиотеку.Внеклассное чтение. Устное народное творчество. Здравствуй, сказка! (5 ч) Узнай сказку. Сравни сказки. В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!. Сказки народов России. Внеклассное чтение. Сказки народов России. Лень до добра не доведет. Люблю всё живое (6 ч) Никого не обижай. «Разговоры, разговоры, разговоры…». «Мы в ответе за тех, кого приручили…». Общение с миром природы. Обходиться добром со всяким. «Эй, не стойте слишком близко – я тигренок, а не киска!..». Хорошие соседи, счастливые друзья (3 ч). Когда мои друзья со мной. Нет друга – ищи, а нашел – береги. Доброе слово лучше мягкого пирога. Внеклассное чтение. Рассказы о детях. «Край родной, навек любимый…» (4 ч). Лучше нет родного края. Стихотворения русских поэтов о родной природе. Родина любимая – что мать родимая. Внеклассное чтение. Рассказы и стихи о Родине. Мы идем в библиотеку. 2 класс Раздел (Тема) «Любите книгу»(9 ч) 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 «Любите книгу»(3ч.) Любите книгу. Рассказы о любимых книгах. Ю. Энтин «Слово про слово». В. Боков. «Книга – учитель…». Г. Ладонщиков «Лучший друг». Книги из далекого прошлого и современные книги. Славянская письменность. Н. Кончаловская «В монастырской келье». Мы идем в библиотеку. Справочная и энциклопедическая литература. Мои любимые художники-иллюстраторы»(2ч) Мои любимые художники-иллюстраторы . Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». «Краски осени» (13ч) «Краски осени»(4 ч) А. С. Пушкин «Унылая пора...», А. Аксаков «Осень». Работа с репродукциями картин. В. Поленов «Осень в Абрамцево». А. Куинджи «Осень». А. Майков «Кроет уж лист золотой…». С. Есенин «Закружилась листва золотая». «Осень наступила»(3ч) А. Плещеев «Осень наступила» . И. Токмакова «Опустел скворечник». Осенние загадки. «Мы идем в библиотеку»(2ч) Мы идем в библиотеку. С. Маршак «Октябрь» Н. Сладков «Сентябрь». Л. Яхнин «Осень в лесу». «Наш театр»(1ч) Наш театр. Н. Сладков «Осень» Н. Никитин «Встреча зимы». Чем стихи отличаются от прозы. И. Бунин. «Листопад». А. Майков «Летний дождь». «Мир народной сказки»(17ч) «Мир народной сказки»(1ч) Мир народной сказки. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Битый небитого везет. Корякская сказка «Хитрая лиса». «У страха глаза велики»( 3ч) Русская народная сказка «Зимовье». Русская народная сказка «У страха глаза велики». Белорусская сказка «Пых». «Мы идем в библиотеку»(2ч) Мы идем в библиотеку. Работа с тематическим каталогом. Хантыйская сказка «Идэ». Тема «Ближе матери друга нет»(5ч) Ближе матери друга нет. Нанайская сказка «Айога». 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Ненецкая сказка «Кукушка». Инсценирование ненецкой сказки «Кукушка». Сравнение нанайской сказки «Айога» и ненецкой сказки «Кукушка» «Наш театр»(1ч) Наш театр. Сказка «Лиса и журавль» Лиса – сказочный герой и животное. Работа со сказками. «Веселый хоровод»(10ч) «Веселый хоровод»(2ч) Весёлый хоровод. Музей народного творчества . «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши»(3ч) Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши. Э. Успенский «Память». Ю. Мориц «Хохотальная путаница». Мы идем в библиотеку. Устное народное творчество. Небывальщина»(1ч) Д. Хармс «Весёлый старичок». К. Чуковский «Храбрецы». С. Маршак «Храбрецы» «Праздник, празднику ворот» (1ч) Подготовка праздника «Весёлый хоровод». Праздник, праздник у ворот. «Мы - друзья»(10ч) «Мы - друзья»(2ч) Мы – друзья. Михаил Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы». «Хорошая горка получилась»(2ч) Н. Носов «На горке». Мы идем в библиотеку. Т. Коти «Замок на песке». «Друзья познаются в беде»(2ч) С. Михалков «Как друзья познаются». Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья». «Наш театр»(1ч) Наш театр. И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Басня. Мораль басни. Как пересказать произведение? «Здравствуй, матушка Зима!»(11ч) «Готовимся к празднику»(2ч) Готовимся к празднику. Здравствуй, матушка Зима! «Чародейкаю Зимою околдован лес стоит….»(3ч) А.С. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...». С. Есенин «Поет зима, аукает…», «Берёза». «Зимние праздники»(3ч) С. Черный «Рождественское». К. Фофанов «Еще те звезды не погасли...». К. Бальмонт «К зиме». С. Маршак «Декабрь». А. Барто «Дело было в январе...». С. Дрожжин «Улицей гуляет…». «Загадки зимы»(1ч) Загадки зимы. Подготовка к коллективному инсценированию. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 Праздник начинается, конкурс предлагается. «Чудеса случаются»(15 ч) «Чудеса случаются»(7ч) Чудеса случаются. Создание обложки к книге А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Много захочешь – последнее потеряешь. А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Создание обложки к книге А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» «Герои литературных сказок»(4ч) Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Д. Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Дж. Харрис «Сказки дядюшки Римуса». Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик». «Мы идем в библиотеку»(1ч) Э. Распе «Чудесный олень». «Оттаявшие звуки». «Мои любимые писатели»(3ч) К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». К. Чуковский «Я начинаю любить Бибигона». Бибигони и барон Мюнхгаузен. «Наш театр»(2ч) Наш театр. Определение этапности подготовки к спектаклю. Наш театр. Инсценирование сказки К. Чуковского «Краденое солнце». «Весна, весна! И все ей радо!»(10ч) «Весна, весна! И все ей радо!»(2ч) Весна, весна! И все ей радо! Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». И. Никитин «Весна».А. Плещеев «Весна». Т. Белозеров «Подснежники». «В душу уже просится весна….»(2ч) А.Чехов «Весной». А. Фет «Уж верба вся пушистая…». А. Барто «Апрель». Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о весне. «Мы идем в библиотеку»(3ч) С. Маршак «Март». И. И. Левитан «Ранняя весна». И. Токмакова «Весна». Саша Черный «Зеленые стихи». Сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна». «Наш театр»(2ч) Наш театр. С. Маршак «Двенадцать месяцев». Наш театр: инсценирование сказки «Двенадцать месяцев». Создание текста о весне. «Мои самые близкие и дорогие»(7ч) «Мои самые близкие и дорогие»(2ч) Мои самые близкие и дорогие. Роберт Рождественский «На земле хороших людей 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 немало». Ю. Энтин «Песня о маме». Б. Заходер «С папой мы давно решили». «Нет лучше дружка, чем родная матушка (1ч) Нет лучше дружка, чем родная матушка. «Лад и согласие – первое счастье»(1ч) Лад и согласие – первое счастье. «Если был бы я девчонкой»(2ч) Если был бы я девчонкой… Э. Успенский «Раз-гром». Б. Заходер «Никто». «Наш театр»(1ч) Наш театр. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить». «Люблю все живое»(15ч) «Люблю все живое»(2ч) Люблю все живое. Саша Черный «Жеребенок». С. Михалков «Мой щенок». «Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет.»(3ч) Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу идет. С. Снегирев «Отважный пингвиненок». М.Пришвин «Ребята и утята». Е. Чарушин «Страшный рассказ». «Нелегко снимать зверей»(2ч) Нелегко снимать зверей. Н. Рубцов «Про зайца». Статья о зайце из энциклопедии. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». Тема «Мы идем в библиотеку»(3ч) Мы идем в библиотеку. Сказки и рассказы. Мои любимые писатели. В. Бианки. В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка». «О чем плачет синичка»(2ч) Н. Сладков «Сосулькина вода», «Весенний звон», «Лисица и еж». В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?». «Наш театр»(2ч) Наш театр. Знакомство со сказкой В. Бианки «ЛеснойКолобок – Колючий Бок». В. Бианки «Лесной колобок – Колючий Бок». А. Барто «Думают ли звери?». Как написать отзыв о прочитанном произведении. «Жизнь дана на добрые дела»(14ч) «Жизнь дана на добрые дела»(2ч) Жизнь дана на добрые дела. С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах». Л. Яхнин «Пятое время года». «Кто добро творит того Бог благословит»(4ч) Кто добро творит, того жизнь благословит. В. Осеева «Просто старушка». 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Э. Шим «Не смей!». А. Гайдар «Совесть». Елена Григорьева «Во мне сидят два голоса…». «Кто скоро помог, тот дважды помог»(4ч) В. Осеева «Три товарища». 117 И. Пивоваров «Сочинение». 118 Сочинение «Как я помогал маме». 119 Мы идем в библиотеку. Мои любимые писатели. Н. Носов. Н. Носов «Затейники». Н. Носов «Фантазеры». 113 114 115 116 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 3 класс Раздел (Тема) «Книжная мудрость» «Книжная мудрость, печатная книга»(5ч) Вводный урок по содержанию раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставление детям Владимира Мономаха. Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. Проект. Мы идём в музей книги. «Жизнь дана на добрые дела» (15 ч) Основные понятия раздела. Пословицы разных народов о человеке и его делах. В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. Н. Носов. Огурцы. Смысл поступка. Н. Носов. Огурцы. Характеристика героя. Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». М. Зощенко. Не надо врать. Смысл поступка. М. Зощенко. Не надо врать. Пересказ. Л. Каминский. Сочинение. Отзыв на книгу. Обсуждение отзыва в группе. М. Зощенко. Через тридцать лет. Поступок героя. Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Трудная задача. Семейное чтение. Притчи. Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…». Проверочная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела» «Волшебная сказка» (14 часов) Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела. Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Особенности волшебной сказки. Русская сказка. Иван – царевич и Серый Волк. Характеристика героя. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 В.Васнецов. «Иван – царевич на Сером Волке». Рассказ по картине. Русская сказка. Летучий корабль. Особенности волшебной сказки. Русская сказка. Летучий корабль. Характеристики героев сказки. Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Русская сказка. Морозко. Характеристика героев сказки Русская сказка. Морозко. Пересказ. Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Смысл сказки. Семейное чтение. Русская сказка. Белая уточка. Пересказ. Русская сказка. По щучьему велению. Наш театр. Русская сказка. По щучьему веленью. Представление сказки в младших классах. Проверочная работа по разделу «Волшебная сказка». «Люби всё живое» (16 ч) Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. К. Паустовский. Барсучий нос. Особенности художественного текста. К. Паустовский. Барсучий нос. Пересказ. Текст из энциклопедии. Барсук. В. Берестов. Кошкин щенок. Особенности юмористического произведения. Выразительное чтение. Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке В.Бианки. Как муравьишке бабочка помогла добраться домой. О. Полонский. Муравьиное царство. Особенности научнопопулярного текста. Краткий пересказ. Тим Собакин. Песни бегемотов. Постановка вопросов к тексту стихотворения. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. Самостоятельное чтение. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Герой художественного текста. Его особенности. Д. Мамин - Сибиряк. Серая Шейка. Семейное чтение. Н.Носов. Карасик. Смысл поступка героев. Н.Носов. Карасик. Характеристика героев произведения. Наш театр. М. Горький. Воробьишко. Отзыв на книгу о природе. Проверочная работа по разделу «Люби всё живое». «Картины русской природы» (11 ч) Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 И. Шишкин. Зимой в лесу. Устное сочинение по картине Н. Некрасов. Славная осень. Средства художественной выразительности: сравнение. М. Пришвин. «Осинкам холодно». Приём олицетворения как средство создания образа Ф.Тютчев. Листья. Контраст как средство создания образа. А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. И.Бунин. Первый снег. В.Поленов. Ранний снег. Сравнение произведений литературы и живописи. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. Снежинка. Средства художественной выразительности для создания образа снежинки Семейное чтение. К Паустовский. В саду уже поселилась осень… Краски осени. Картины природы в произведениях живописи. И.Остроухов. Парк. А Саврасов. Зима. Проверочная работа. «Великие русские писатели» (28 ч) Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. Краткий пересказ. А.С. Пушкин. Зимнее утро. Картины зимней природы. Настроение стихотворения И.Грабарь. Зимнее утро. Сравнение произведений литературы и живописи. А.С. Пушкин. Зимний вечер. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера. Ю.Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. А.С. Пушкин. Опрятней модного паркета… П. Брейгель. Зимний пейзаж. В. Суриков. Взятие снежного городка. Устное сочинение по картине. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ...» Нравственный смысл литературной сказки А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ...» Особенности сюжета. Структура сказочного текста. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,...» Характеристика героев произведения. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане ...»Особенности языка литературной сказки. Сказки А.С. Пушкина. И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина. И.А.Крылов. Викторина по басням И.А.Крылова. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 И.А. Крылов. Слон и Моська. Особенности структуры басни. И. А. Крылов. Чиж и голубь. Особенности структуры басни. Великие русские писатели. Л.Н.Толстой. Краткий пересказ статьи. Л.Н. Толстой. Лев и собачка. Быль. Особенности сюжета. Л.Н. Толстой. Лебеди. Составление плана. Л.Н. Толстой. Акула. Смысл названия. Составление плана. Мы идём в библиотеку. Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, И.А.Крылов. Самостоятельное чтение. Л.Н.Толстой. Волга и Вазуза. Особенности жанра. Л.Н.Толстой. Как гуси Рим спасли. Особенности жанра Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. Инсценирование. Что такое согласие? Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели». «Литературная сказка» (18 ч) Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ. В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Сравнение с народной сказкой. В.И. Даль. Девочка Снегурочка. Особенности литературной сказки. В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой «Морозко». В. Одоевский. Мороз Иванович. Сравнение героев. Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про ВоробьяВоробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу. Герои произведения. Переводная литература для детей. Выставка книг. Переводная литература для детей. Б.Заходер. Винни-Пух (предисловие). Особенности переводной литературы Р.Киплинг. Маугли. Особенности переводной литературы. Р.Киплинг. Маугли. Герои произведения. Дж. Родари. Волшебный барабан. Особенности переводной литературы. Дж. Родари. Волшебный барабан. Сочинение возможного конца сказки. Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. Самостоятельное чтение. Тим Собакин. Лунная сказка. Семейное чтение. Ю.Коваль. Сказка о серебряном соколе С. Михалков. Упрямый козлёнок. Инсценирование. Проверочная работа по разделу «Литературная сказка» «Картины родной природы» (17 ч) Основные понятия 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 № п/п 1 2 3 раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение Б. Заходер. Что такое стихи? Анализ стихотворения. И. Соколов – Микитов. Март в лесу. Лирическая зарисовка. Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». А.Майков. Весна. Е.Волков. В конце зимы. Е.Пурвит. Последний снег. Приём контраста в изображении зимы и весны. С. Есенин «Сыплет черёмуха…». В.Борисов – Мусатов. Весна. С. Есенин. С добрым утром! Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. А Васнецов. После дождя. И.Шишкин. Дождь в дубовом лесу. Сравнение произведений искусства. О. Высотская. Одуванчик. З.Александрова. Одуванчик. Сравнение образов. М. Пришвин. Золотой луг. Сравнение поэтического и прозаического текстов. А.Толстой. Колокольчики мои, цветики степные… Авторское отношение к изображаемому. Саша Чёрный. «Летом» А. Рылов «Зелёный шум». Ф. Тютчев «В небе тают облака…» Саврасов. Сосновый бор на берегу реки. Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. Самостоятельное чтение. Г.Юдин. Поэты. Я. Аким. Как я написал первое стихотворение. Очерковая литература. Повторение по разделу. Книги – мои друзья. Жизнь дана на добрые дела. Волшебная сказка. Итоговая проверочная работа. Обобщающий урок. Повторение. 4 класс Раздел (Тема) Работа с разными видами текста. Книга в мировой культуре (5 ч) Вводный урок по содержанию раздела. Высказывания о книгах известных людей. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни». «Повесть временных лет» М. Горький. «О книгах». Маленькая энциклопедия книги. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Удивительная находка. Пересказ текста. Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах Библиографическая культура Истоки литературного творчества (14 ч) Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Книги-мои друзья». Библия-главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета). Притча о сеятеле. Милосердный самарянин. Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов Гусляры. Былины. Исцеление Ильи Муромца. Сравнение былины со сказочным текстом. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных. Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю. Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Шрамы на сердце. Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Работа с разными видами текста О Родине, о подвигах, о славе (12 ч) К.Ушинский. Отечество. В.Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Н. Языков. Мой друг!… А. Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Александр Невский. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском. Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Р. Рождественский. Реквием. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благинина. Папе на фронт. Сравнение произведения живописи и литературы. Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. Самостоятельное чтение. С. Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография-источник получения информации. Творческий проект на тему «Нам не нужна война» Чтение про себя. Жить по совести, любя друг друга (9 ч) А. Толстой. Детство Никиты. Смысл рассказа. Герои рассказа. И. Суриков. Детство. Сравнение прозаического и поэтического текстов на тему. А.Гайдар. Тимур и его команда. Смысл рассказа. А.Гайдар. Тимур и его команда. Создание текста по аналогии. М. Зощенко. Самое главное. Смысл рассказа. И. Пивоварова. Смеялись мы-хи-хи… Н. Носов. Дневник Коли Синицына. Самостоятельное чтение. Н. Носов. Метро. Особенности юмористического текста. Семейное чтение. В. Драгунский. …бы. Смысл рассказа. Наш театр. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома. Инсценирование. Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Литературная сказка (22 ч) Собиратели русских народных сказок: А.Афанасьев, В.Даль, К.Ушинский, Л.Толстой, А.Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Особенности зарубежной литературной сказки. Братья Гримм. Белоснежка и семь гномов. Герои литературной сказки. Шарль Перро-собиратель народных сюжетов. Сказки. Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. Шарль Перро. Мальчик -с -пальчик. Особенности зарубежного сюжета. Герои сказки. Шарль Перро. Спящая красавица. Представление книги. Сказки Г.-Х. Андерсена. Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Сравнение с русской литературной сказкой. Г.-Х.Андерсен. Дикие лебеди. Герои сказки. Отзыв на книгу 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 Г.-Х. Андерсена «Дикие лебеди». Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Смысл сказки. Г.-Х.Андерсен. Пятеро из одного стручка. Судьба героев сказки. Г.-Х.Андерсен. Чайник. Смысл сказки. Создание сказки по аналогии. Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей. Самостоятельное чтение. И.Токмакова. Сказочка о счастье. Семейное чтение. С. Аксаков. Аленький цветочек. С. Аксаков. Аленький цветочек. Ш.Перро. Красавица и Чудовище. Сравнение сказок. Наш театр. Э. Хогарт. Мафин печёт пирог. Инсценирование. Составление аннотации. Творческая деятельность обучающихся Великие русские писатели-22 ч. А.С. Пушкин. Стихотворения и сказки. К. Паустовский. Сказки А.С. Пушкина. Устное сочинение на тему «Что для меня значат сказки А.С. Пушкина». А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Особенность литературной сказки. Сравнение с народной сказкой. А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. Герои сказки. Сравнение литературных сказок. А.С. Пушкин. Осень. Гонимы вешними лучами…Средства художественной выразительности для создания образа весны. Ф. И. Тютчев. Ещё земли печален вид… Сравнение произведений живописи и литературы. Сочинение по картине И. Левитана. Вечерний звон. И.Козлов. Вечерний звон. Сравнение произведений живописи и литературы. М. Лермонтов. Горные вершины. Подготовка сообщения о М. Лермонтове. Перевод В.Брюсова. М. Лермонтов. Дары Терека. Утёс. М. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Особенности исторической песни. М. Лермонтов. Бородино. Особенности художественного и исторического текстов. Л. Толстой. Подготовка сообщения о Л. Толстом. Л.Толстой. Маman (Из повести «Детство»). Л. Толстой. Ивины. Герои рассказа. И. Никитин. Вечер ясен и тих. И. Никитин. Когда закат прощальными лучами… И. Бунин. Гаснет вечер, даль синеет. И.А.Бунин. Ещё 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 77 78 79 80 81 82 83 84 85 холодно и сыро. Н. Некрасов. Мороз, Красный нос. Сравнение со сказочным текстом. Самостоятельное чтение. Л. Толстой. Был русский князь Олег. Басни Л.Толстого. Семейное чтение. Л. Толстой. Петя Ростов. Толстой. Петя Ростов. Пересказ. Наш театр. И. Крылов. Ворона и Лисица. Инсценирование. Контрольная работа. Проверка техники чтения. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Литература как искусство слова. Обобщение по курсу литературного чтения (3 ч) Обобщение. Ритм. Рифма. Обобщение. Стихотворение и стихотворение в прозе. Обобщение. Понятие «Художественная литература». 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час