РП Русский язык

коммуникативной задачи при составлении несложных устных
монологических высказываний и письменных текстов. У них будут
сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для
успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт
различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве,
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции,
умение задавать вопросы.
Предметные результаты. Выпускник на уровне начального общего
образования:
 . научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений
собственного уровня культуры;
 . сможет применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и
предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
 получит первоначальные представления о системе и структуре
русского языка: познакомится с разделами изучения языка —
фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой),
морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится
находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие
языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое предложение, что послужит основой для
дальнейшего
формирования
общеучебных,
логических
и
познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных
действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования,
будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному
материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи,
что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении
изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
 различать звуки и буквы;
 характеризовать звуки русского и родного языков: гласные
ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные
твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные
звонкие и глухие;
 знать последовательность букв в русском и родном алфавитах,
пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной
информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетикографический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по

предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения
фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
 . соблюдать нормы русского и родного литературного языка в
собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
 . находить при сомнении в правильности постановки ударения или
произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника)
либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
 . различать изменяемые и неизменяемые слова;
 . различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
 . находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова
с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в
учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора слова по
составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
 . выявлять слова, значение которых требует уточнения;
 . определять значение слова по тексту или уточнять с помощью
толкового словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
 . подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
 . подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их
сравнении;
 . различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
 . оценивать уместность использования слов в тексте;
 . выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
 . определять грамматические признаки имён существительных — род,
число, падеж, склонение;
 . определять грамматические признаки имён прилагательных — род,
число, падеж;
 . определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в
прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени),
спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:

 . проводить морфологический разбор имён существительных, имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
оценивать правильность проведения морфологического разбора;
 . находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и
наречия, предлоги вместе с существительными и личными
местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не
при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
 . различать предложение, словосочетание, слово;
 . устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
 . классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
 . определять
восклицательную/невосклицательную
интонацию
предложения;
 . находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены
предложения;
 . выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
 . различать второстепенные члены предложения — определения,
дополнения, обстоятельства;
 . выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом
разбор
простого
предложения
(по
членам
предложения,
синтаксический), оценивать правильность разбора;
 . различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
 . применять правила правописания (в объёме содержания курса);
 . определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
 . безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
 . писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с
изученными правилами правописания;
 . проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
 . осознавать место возможного возникновения орфографической
ошибки;
 . подбирать примеры с определённой орфограммой;
 . при
составлении
собственных
текстов
перефразировать
записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных
ошибок;
 . при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и

определять способы действий, помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
 . оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых
средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и
незнакомыми, с людьми разного возраста;
 . соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила
устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор);
 . выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации
общения;
 . самостоятельно озаглавливать текст;
 . составлять план текста;
 . сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие
небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
 . создавать тексты по предложенному заголовку;
 . подробно или выборочно пересказывать текст;
 . пересказывать текст от другого лица;
 . составлять устный рассказ на определённую тему с использованием
разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
 . анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
 . корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры
речи;
 . анализировать последовательность собственных действий при работе
над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным
алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи:
соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с
назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно
создаваемых текстов);
 . соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном
общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды
и способы связи)
Содержание учебного предмета
«Русский язык»
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе
такими содержательными линиями, как:
• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав
слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
Языковой
материал
призван
сформировать
первоначальное
представление о структуре русского языка с учётом возрастных
особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм
русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие
устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач
общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры
учащихся как будущих членов общества.
В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности»,
чтобы обеспечить ориентацию детей в целях, задачах, средствах и значении
различных видов речевой деятельности.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное
восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в
предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его
содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и
условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями
начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.
Практическое овладение устными монологическим высказываниями в
соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в
тексте в явном виде. Формулирование
простых выводов на основе
информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение
содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых
особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в
системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с
учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы.
Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста
(подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов
(сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных
произведений,
сюжетных
картин,
серий
картин,
просмотренного фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.

Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная
произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места
ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твёрдости/мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми
словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.
Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших
текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при
переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение
(проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при
списывании.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми
словами). Орфографическое чтение (проговарива- ние) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения
ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных)
и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным
письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не
расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста. Овладение первичными навыками
клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических
средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения,
материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и
предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах
собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при
его
прослушивании.
Составление
небольших
рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение
мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по
твёрдости/мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков,
определение парных и непарных по звонкости/глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный;
гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов
на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии
с нормами современного русского литературного языка.
Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме
твёрдости/мягкости согласных звуков. Использование на письме
разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного
состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование
небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
абзаца.
Знание
алфавита:
правильное
называние
букв,
их
последовательность. Использование алфавита при работе со словарями,
справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по
тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.
Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и
переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов
и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм
одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов,
однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с
однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки,
суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Изучается во
всех разделах курса.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и
служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение
опознавать имена собственные. Различение имён существительных,

отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных
мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по
числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в
котором употреблено имя существительное.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
принадлежности имён существительных к 1, 2 и 3-му склонению.
Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий,
ья, ов, ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные
местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2 и 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных
местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что
делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и
числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения
I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов
прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и
местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание
их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной
окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение
главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при
помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и
предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с
однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов написания в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном
перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь,
рожь, мышь);
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов 2-го лица
единственного числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и
восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи.
Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор,
привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового. Для предупреждения ошибок на письме целесообразно
предусмотреть случаи типа «желток», «железный».общения (приветствие,
прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе
при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в
условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определённую тему с использованием разных типов речи (описание,
повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте.
Заглавие
текста.
Последовательность
предложений
в
тексте.
Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над
структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и
частей текста(абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание
собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание,
повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма
и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных
текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности
письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами
сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинениерассуждение.
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение темы
№
п/п

1

2
3
4

5
6
7
8
9

10
11
12

13
14

1 класс
Раздел (Тема)
Виды речевой деятельности.
Давайте знакомиться. Подготовительный этап (24 ч)
Мир общения (1 ч) Твои новые друзья». «Дорога в школу».
Подготовка к письму: ориентировка на рабочей строке,
обведение по образцу.
Слово в общении (2 ч) «Большие и маленькие». Сравнение
предметов по величине.
«Сравни». Больше, меньше, одинаково. Обозначение на
письме указательных жестов стрелкой
Помощники слова в общении. Общение без слов. Как
понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и
предметы (1 ч) «Направление». Обведение предметов по
стрелкам и линиям. Штриховка.
Слово в общении (4 ч) «Чей домик?». «Лото». Логические и
ассоциативные упражнения.
«Длиннее– короче». «Целое и часть». Написание линий,
различных по величине.
«Головоломка». «Овал». Написание вертикальных и
горизонтальных линий по стрелкам.
«В квартире». «Веселые превращения». Обведение и
штриховка. Написание элементов букв по стрелкам.
Рисунки и предметы в общении (6 ч) «Сравни дома». «В
магазине одежды». Штриховка, обведение. Элементы
печатных букв.
«В походе». «На привале». Обведение, штриховка. Письмо
элементов печатных букв.
«На коньках». Штриховка, обведение непрерываемых линий.
«На волнах». «Морские путешествия». Штриховка,
безотрывные линии, звуковая ориентировка в слове.
Классификация слов-названий морских и речных судов.
«На лугу». «Мы рисуем». Обведение, штриховка,
преобразование овалов в предметы.
Под грибом». Письмо элементов печатных букв.

Кол-во
часов

1 час

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час

15

16
17
18
19

20
21
22

23

24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37

Самостоятельные логические упражнения «Найди
закономерность».
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и
мягкие согласные (7 ч) Мы – спортсмены». Обведение по
пунктиру. Классификация: виды спорта.
«Домики трёх поросят». Штриховка, обведение. Звуковая
ориентировка в слове, элементы печатных букв.
«В гостях у бабушки». «Чаепитие». Раскрашивание,
штриховка, обведение.
«Наличники». «Распиши посуду». Печатание элементов букв.
Раскрашивание.
«Расшитые полотенца». «Лоскутное одеяло». Написание
прямых линий по пунктирам. Письмо элементов письменных
букв.
«Прогулка в парк». «Знаки в городе». Печатание элементов
букв.
«Подбери пару». «Сравни и подумай». Письмо элементов
письменных букв. Обведение образцов.
Звучание и значение слова (1 ч) «В спортивном зале».
Письмо элементов письменных букв (строчных и заглавных).
Диалог.
Слова и слоги. Ударение в слове (1 ч)
«Ремонтная
мастерская».
«Собери машины». Письмо элементов письменных букв.
Слово и предложение (1 ч) «Проверь себя». Сравнение
старинных и современных орудий письма.
Фонетика. Графика. Орфография.
Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (91 ч)
Гласные звуки и буквы (8 ч)Алфавит. Строчные буквы а и о
Строчные и заглавные буквы а, А.
Строчные и заглавные буквы а, А, о, О.
Строчная и заглавная буквы у, У .
Строчная и заглавная буквы и, И. Буква ы.
Строчная и заглавная буквы и, И. Буква ы.
Строчная и заглавная буквы э, Э.
Повторение изученных букв. «Буквенная мозаика».
Согласные звуки и буквы (43 ч) Строчная и заглавная
буквы м, М. Запись слов и предложений.
Строчная и заглавная буквы с, С. Запись слов под диктовку.
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов
под диктовку.
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов
под диктовку.
Строчная и заглавная буквы н, Н. Письмо слогов, слов и

1 час

1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

1 час

1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

предложений.
Строчная и заглавная буквы л, Л. Составление и запись слогов
и слов.
Закрепление изученных букв. Составление и запись
предложений.
Строчная и заглавная буквы т, Т. Списывание слов и
предложений.
Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов
под диктовку.
Строчная буква к. Письмо слогов, слов и предложений.
Заглавная буква К. Повторение изученных букв. «Буквенная
мозаика» .
Строчные и заглавные буквы р, Р, в, В. Письмо слогов, слов и
предложений.
Строчная и заглавная буквы р, Р, в, В. Письмо слогов, слов и
предложений .
Письмо изученных букв.
Строчная и заглавная буквы п, П.
Строчная буква г. Письмо слов. Составление рассказа.
Заглавная буква Г. Сравнение звуков [г] и [к].
Гласные буквы Е, е .
Гласные буквы Ё, ё .
Буквы е, ё после согласных как показатели мягкости
предшествующего согласного.
Письмо изученных букв, слов и предложений.
Строчная и заглавная буквы б, Б. Парные звуки [б] – [п].
Строчная и заглавная буквы з, З.Сравнение звуков [з] и [с].
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Письмо изученных букв, слов и предложений.
Списывание с печатного текста.
Строчная и заглавная буквы д, Д. Сравнение звуков [д] – [т].
Письмо слов.
Строчная
и заглавная буквы ж, Ж.Письмо слов и
предложений.
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Закрепление изученных букв. «Буквенная мозаика».
Закрепление изученных букв. «Буквенная мозаика».
Проверочное списывание.
Строчная и заглавная буквы я, Я. Запись слов с йотированной
гласной я.
Строчная буква я после согласных.
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Буквы а–я, о–ё, ы–и. Письмо слов и предложений по памяти .

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

69
70
71
72
73
74
75
76
77

78
79

80
81
82

83

84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94

Строчная и заглавная буквы х, Х. Звуковой анализ.
Зрительный диктант.
Мягкий знак. Запись слов с ь. Повторение изученных букв.
Повторение изученных букв.
Строчная и заглавная буквы й, Й. Списывание слов и
предложений с печатного текста.
Повторение. Письмо слов с буквами Й, й, ь.
Строчная и заглавная буквы ю, Ю. Имена собственные.
Письмо слов с буквой ю. Чудеса со словами.
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Диагностическая работа.
Согласные звуки и буквы (77 ч) Буква ю после согласных.
Письмо слогов и слов, имеющих мягкие и твердые согласные
звуки.
Буквы е, ё, и, ю, я как показатели мягкости предшествующего
согласного звука.
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Самостоятельная работа: письмо слов и предложений по
памяти.
Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Правописание сочетаний
жи – ши.
Правописание сочетаний жи – ши.
Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Правописание
буквосочетаний
ча – чу.
Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Правописание
буквосочетаний
ча – ща, чу – щу.
Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Правописание
буквосочетаний ча – ща, чу – щу.
Строчная и заглавная буквы ц, Ц. Письмо слов и
предложений.
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Строчная и заглавная буквы ф, Ф. Сравнение значения и
звучания слов. Повторение изученных букв .
Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв.
Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв.
Повторение изученных букв.
Упражнения в написании слов с изученными буквами.
Алфавит. Повторение изученных букв. Буквы е, ё, и, ю, я –
показатели мягкости предшествующего согласного.
Повторение. Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости
предшествующего согласного.
Оформление предложений в тексте.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114

115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125

Упражнения в написании слов и предложений с изученными
буквами.
Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные
гласные в корне слова.
Слова, отвечающие на вопрос кто? что?
Правописание слов с сочетаниями жи – ши.
Упражнения в написании слов и предложений с изученными
буквами.
Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
Заглавная буква в именах собственных. Безударные гласные в
корне слова.
Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?
Правописание слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща,чу – щу
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое?
Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?
какой? какая? какое?
Правописание имён собственных.
Правописание слов с сочетаниями чк – чн.
Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости предшествующего
согласного.
Показатели мягкости предшествующего согласного.
Правописание твёрдых и мягких согласных.
Обозначение на письме мягкости согласного.
Правописание шипящих согласных.
Правописание слов с разделительными ь и ъ .
Оформление предложений в тексте.
Заглавная буква в именах собственных.
Русский язык (35 ч)
В мире общения (2 ч).
Развитие речи.
В мире общения. Цели и формы общения.
В мире общения. Родной язык – средство общения.
Роль слова в общении (2 ч) В мире общения. Смысловая
сторона русской речи.
Слово, его роль в нашей речи.
Слово и его значение.
Развитие речи. Слово как средство создания образа.
Знакомство с именами собственными. Отличие имени
собственного от нарицательного.
Слово и его значение (2 ч) Имя собственное. Правописание
имен собственных .
Имя собственное. Правописание имен собственных.
Имя собственное (2 ч) Слова с несколькими значениями.
Слова, близкие по значению (синонимы).

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

126

127
128
129

130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143

144
145
146

147
148

Слова с несколькими значениями (2 ч). Слова, близкие и
противоположные по значению (2 ч) Слова,
противоположные по значению (антонимы).
Знакомство с разными группами слов. Предмет и слово как
название предмета.
«Узелки на память». Слова, отвечающие на вопросы: кто?
что?
Группы слов (3 ч) Слова-названия предметов. Словапризнаки. Слова-действия. Знакомство со старинными
учебниками.
Звуки и буквы.
Звуки и буквы.
Алфавит.
Гласные звуки. Обозначение их буквами.
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные
звуки (2 ч) Согласные звуки. Обозначение их буквами.
Согласные звуки. Обозначение их буквами.
Слоги. Перенос слов (2 ч) Слоги.
Деление слов на слоги.
Ударение. Ударные и безударные гласные. Обозначение
их буквами (2 ч) Перенос слов.
Ударение.
Правописание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу
(3 ч) Ударение.
Орфоэпические нормы языка. Словарь «Говори правильно».
Ударные и безударные гласные звуки.Обозначение их
буквами.
Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый
знак (3 ч) Обозначение мягкости согласных звуков на
письме.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё,
и, ю, я.
Звонкие и глухие согласные звуки (3 ч) Шипящие
согласные звуки.Правописание буквосочетаний жи – ши, ча –
ща, чу – щу.
Повторение правописания буквосочетаний жи – ши, ча – ща,
чу – щу.
Разделительный мягкий знак.

1 час

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

2 класс
Раздел (Тема)
Развитие речи.
Мир общения (14 ч).
Мир общения. Собеседники. Знакомство с учебником.
Мир общения. Собеседники
Слово, предложение и текст в речевом общении. Словарный
диктант № 1
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 1.
Слово, предложение и текст в речевом общении
Слово, предложение и текст в речевом общении
Слово и предложение
Слово, предложение и текст в речевом общении. Словарный
диктант № 2
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 2.
Слово, предложение и текст в речевом общении
Повествовательные, вопроси тельные и побудительные
предложения
Восклицательные и невосклицательные предложения
Основные свойства текста
Последовательность предложений в тексте
Главный помощник в общении – родной язык
Входная контрольная работа (диктант с грамматическим
заданием) по теме «Повторение изученного за 1 класс»
Анализ и работа над ошибками во входной контрольной
работе.
Главный помощник в общении – родной язык. Словарный
диктант № 3
Проверочная работа № 1 по теме «Мир общения»
Фонетика.
Звуки и буквы. Слог. Ударение (57 ч).
Гласные и согласные звуки и буквы
Алфавит. Роль алфавита
Изобразительные возможности гласных и согласных звуков
Гласные и согласные звуки и буквы. Словарный диктант № 4
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 4.
Гласные и согласные звуки и буквы
Гласные и согласные звуки и буквы. Списывание
Анализ и работа над ошибками в списывании. Звук [й’] и
буква й.
Звук [й’] и буква й
Звук [э] и буква э
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме

Кол-во
часов

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

28
29
30
31
32
33
34

35
36
37
38

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58

Твердые и мягкие согласные звуки
Твердые и мягкие согласные звуки. Волшебный мягкий знак
Обозначение мягкости согласных с помощью букв е, ё, ю, я, и
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Словарный диктант № 5
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 5.
Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме
Диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Гласные и
согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки»
Анализ и работа над ошибками в диктанте № 2. Шипящие
согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–
ща, чу–щу, чк, чн, щн
Шипящие согласные звуки
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн,
щн
Отработка навыка правописания слов с шипящими
согласными звуками. Словарный диктант № 6
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 6.
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний
жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, щн
Слог. Перенос слов
Слог. Перенос слов
Ударение. Ударный слог
Ударение. Ударный слог. Словарный диктант № 7
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 7.
Ударение. Ударный слог
Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме
Проверка слов с безударной гласной
Проверка слов с безударной гласной
Проверка слов с безударной гласной
Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме
Правописание безударных гласных
Правописание безударных гласных
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 8
Правописание слов с непроверяемыми написаниями
Диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Шипящие
согласные звуки. Перенос слов. Безударные гласные звуки»
Анализ и работа над ошибками в диктанте № 3. Звонкие и
глухие согласные звуки. Обозначение их на письме
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Списывание
Анализ и работа над ошибками в списывании. Звонкие и

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71

72
73
74

75
76
77
78
79
80

81
82
83
84

глухие согласные звуки. Обозначение их на письме
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.
Словарный диктант № 9
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 9.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 9.
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме
Слова с удвоенными согласными
Слова с удвоенными согласными
Непроизносимые согласные. Словарный диктант № 10
Итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим
заданием) по теме «Звуки и буквы. Слог. Ударение»
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 10 и в
итоговой контрольной работе
Непроизносимые согласные
Непроизносимые согласные
Разделительные мягкий и твердый знаки
Разделительные мягкий и твердый знаки
Написание поздравительного письма. Значение русского
языка как государственного языка Российской Федерации,
языка межнационального общения.
Разделительные мягкий и твердый знаки. Словарный диктант
№ 11
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 11.
Написание объявления
Проверочная работа № 2 по разделу «Звуки и буквы. Слог.
Ударение»
Лексика.
Слово и его значение (18 ч)
Анализ проверочной работы № 2. Что рассказало слово
Что рассказало слово
Что рассказало слово
Имена собственные и нарицательные
Слова с несколькими значениями
Имена собственные и нарицательные Диктант № 4 с
грамматическим заданием по теме «Разделительные мягкий и
твердый знаки. Имена собственные и нарицательные
Анализ и работа над ошибками в диктанте № 4. Слова с
несколькими значениями. Словарный диктант № 12
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 12.
Слова с несколькими значениями
Слова, похожие по звучанию и написанию, но разные по
значению
Слова, близкие по значению (синонимы)

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час

85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107

108
109
110
111
112
113
114
115
116

Слова, близкие по значению (синонимы)
Слова, близкие по значению (синонимы)
Слова, противоположные по значению (антонимы)
Слова, противоположные по значению (антонимы)
Устойчивые сочетания слов
Тематические группы слов
Тематические группы слов. Словарный диктант № 13
Проверочная работа № 3 по разделу «Слово и его значение»
Состав слова (морфемика) (15 ч).
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 13 и
проверочной работе
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные
слова)
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные
слова)
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные
слова) (продолжение)
Как собрать и разобрать слово
Как собрать и разобрать слово (продолжение)
Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные
слова). Словарный диктант № 14
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 14.
Приставка
Приставка
Приставка. Списывание
Анализ и работа над ошибками в списывании. Суффикс
Суффикс
Окончание
Проверочная работа № 4 по разделу «Состав слова»
Диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Слово и его
значение. Состав слова»
Морфология.
Части речи (31 ч)
Анализ и работа над ошибками в диктанте № 5 и проверочной
работе № 4. Что такое части речи.
Что такое части речи (продолжение)
Что такое части речи (продолжение). Словарный диктант № 15
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 15.
Имя существительное
Имя существительное
Составление словосочетаний с именами существительными
Собственные и нарицательные имена существительные
Правописание собственных имен существительных
Имя существительное (продолжение)

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129

130
131
132
133
134
135
136
137
138

139
140
141
142
143
144
145
146
147
148

Имя существительное (продолжение)
Глагол. Словарный диктант № 16
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 16.
Глагол (продолжение)
Тематические группы глаголов
Тематические группы глаголов
Глагол (продолжение). Списывание
Анализ и работа над ошибками в списывании. Глагол
(обобщение)
Имя прилагательное
Роль имен прилагательных в речи
Имя прилагательное (продолжение)
Число имен прилагательных
Имя прилагательное (продолжение). Словарный диктант № 17
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 17.
Имя прилагательное (продолжение).
Развитие речи (Р/р) сочинение-миниатюра «Весеннее утро»
Тематические группы имен прилагательных
Тематические группы имен прилагательных (продолжение)
Имя прилагательное (продолжение)
Предлог
Правописание предлогов
Правописание предлогов (продолжение)
Литературные нормы употребления в речи предлогов
Проверочная работа № 5 по разделу «Части речи»
Диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Части
речи»
Синтаксис.
Предложение. Текст (15 ч)
Анализ и работа над ошибками в диктанте № 6 и проверочной
работе № 5. Предложение
Предложение. Главные члены предложения. Словарный
диктант № 18
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 18.
Предложение (продолжение)
Предложение (продолжение)
Р/р. Изложение текста
Предложение (продолжение)
Итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим
заданием) по теме «Повторение изученного во 2 классе»
Анализ и работа над ошибками в итоговой контрольной
работе. Текст
Текст. Записка. Письмо
Текст. Приглашение. Словарный диктант

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

149
150
151
152
153

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 19.
Текст
Текст.
Проверочная работа № 6 по разделу «Предложение. Текст»
Анализ и работа над ошибками в пр. раб. № 6. Текст. Р/р.
Составление рассказа по опорным словам
Текст (закрепление)

3 класс
Раздел (Тема)
Мир общения. Повторяем – узнаём новое (9 ч).
Собеседники. Диалог. Знакомство с учебником.
Собеседники. Диалог.
Культура устной и письменной речи .
Текст.
Текст. Словарный диктант № 1.
Текст. Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте
№ 1.
Текст.
Проверочная работа № 1 по теме «Текст».
Контрольная работа (диктант № 1) по теме «Повторение
изученного за 2 класс».
Фонетика.
Язык – главный помощник в общении (36 ч).
Язык – главный помощник в общении. Анализ и работа над
ошибками в проверочной работе № 1 и диктанте № 1.
Звуки и буквы. Слог, ударение.
Звуки и буквы. Слог, ударение.
Девять правил орфографии.
Прописная буква в именах собственных. Словарный диктант
№ 2.
Буква безударных гласных. Анализ и работа над ошибками в
словарном диктанте № 2.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне
слова.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне
слова.
Проверяемые и непроверяемые парные по глухости –
звонкости согласные в корне слова.
Непроизносимые согласные.
Непроизносимые согласные.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

Кол-во
часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
Развитие речи. Обучающее изложение.
Удвоенные согласные. Анализ и работа над ошибками в
изложении. Словарный диктант № 3.
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 3.
Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК,
ЧН, ЩН.
Перенос слов.
Проверочная работа № 2 по теме «Звуки и буквы. Слог,
ударение».
Диктант № 2 по теме «Девять правил орфографии».
Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте № 2 и
проверочной работе № 2.
Что рассказало слово.
Что рассказало слово.
Синонимы. Словарный диктант № 4.
Синонимы. Анализ и работа над ошибками в словарном
диктанте № 4.
Антонимы.
Диктант № 3 по теме «Слово и его значение».
Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте № 3.
Омонимы.
Многозначные слова. Слово и его значение.
Словосочетание.
Словосочетание.
Предложение.
Главные члены предложения.
Главные члены предложения. Словарный диктант № 5.
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 5.
Предложения с однородными членами.
Предложения с однородными членами.
Списывание № 1 по теме «Предложение».
Диктант № 4 по теме «Словосочетание и предложение».
Состав слова (морфемика) (15 ч).
Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте № 4 и
в списывании. Состав слова. Корень.
Корень.
Корень.
Корневые орфограммы.
Р/р. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.
Приставка. Словарный диктант № 6.
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 6.
Приставка.
Суффикс.

1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85

Суффикс.
Окончание и основа.
Окончание и основа.
Как образуются слова.
Как образуются слова.
Проверочная работа № 3 по теме «Состав слова».
Диктант № 5 по теме «Состав слова».
Части речи (морфология) (3 ч).
Анализ и работа над ошибками в контрольном диктанте и
проверочной работе. Части речи. Словарный диктант № 7.
Анализ и работа над ошибками в словарном диктанте № 7.
Письменные ответы на вопросы по содержанию текста.
Проверочная работа № 4 по теме «Части речи».
Морфология.
Имя существительное (36 ч).
Анализ и работа над ошибками в проверочной работе № 4.
Имя существительное.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Диктант № 6.
Работа над ошибками. Сочинение-описание с использование
приёма олицетворения.
Проверочная работа № 5 по теме «Существительное».
Работа над ошибками. Число имён существительных.
Число имён существительных. Письменные ответы на
вопросы по содержанию текста.
Новогоднее путешествие с Дедом Морозом.
Род имён существительных.
Род имён существительных.
Род имён существительных. Словарный диктант № 8.
Работа над ошибками. Род имён существительных.
Обучающее изложение.
Работа над ошибками в изложении. Мягкий знак после
шипящих на конце существительных женского рода.
Мягкий знак после шипящих на конце существительных
женского рода.
Диктант № 7 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце
существительных женского рода».
Списывание № 2.
Работа над ошибками. Изменение имён существительных по
падежам.
Изменение имён существительных по падежам.
Изменение имён существительных по падежам.
Изменение имён существительных по падежам.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

100
101
102

103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116

Именительный падеж. Словарный диктант № 9.
Изменение имён существительных по падежам. Родительный
падеж.
Изменение имён существительных по падежам. Родительный
падеж.
Изменение имён существительных по падежам. Дательный
падеж.
Изменение имён существительных по падежам. Винительный
падеж.
Изменение имён существительных по падежам. Творительный
падеж.
Изменение имён существительных по падежам. Творительный
падеж.
Изменение имён существительных по падежам. Предложный
падеж.
Изменение имён существительных по падежам (склонение).
Изменение имён существительных по падежам (склонение).
Имя существительное. Словарный диктант № 10.
Работа над ошибками. Имя существительное.
Проверочная работа № 6 по теме: «Имя существительное».
Диктант № 8.
Работа над ошибками. Повторение.
Морфология.
Местоимение (3 ч).
Местоимение.
Местоимение.
Местоимение.
Морфология.
Глагол (27 ч).
Глагол. Словарный диктант № 11.
Глагол.
Глагол.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Глаголы настоящего времени.
Глаголы прошедшего времени.
Глаголы прошедшего времени.
Глаголы будущего времени. Словарный диктант № 12.
Глаголы будущего времени.
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Неопределённая форма глагола.
Закрепление. Изменение глаголов по временам.
Неопределённая форма глагола.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129

130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151

Изменение глаголов по числам.
Изменение глаголов по числам.
Р/р. Обучающее изложение по теме «Глагол».
Сочинение.
Работа над ошибками. Изменение глаголов прошедшего
времени по родам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Изменение глаголов прошедшего времени по родам.
НЕ с глаголами. Словарный диктант № 13.
НЕ с глаголами.
Глагол.
Глагол.
Проверочная работа № 6 по теме: «Глагол».
Контрольный диктант № 9 по теме «Глагол».
Морфология.
Имя прилагательное (17 ч).
Работа над ошибками. Имя прилагательное.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное.
Имя прилагательное.
Изменение имён прилагательных по родам и числам.
Изменение и мён прилагательных по родам и числам.
Словарный диктант № 14.
Изменение имён прилагательных по числам.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Сочинение – описание.
Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по
родам, числам и падежам.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Словарный диктант № 15.
Имя прилагательное.
Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное».
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное».
Диктант № 10.
Повторение (7 ч).
Работа над ошибками. Повторение. Слово. Предложение.
Текст.
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
Повторение. Слово. Предложение. Текст.
Повторение изученных орфограмм. Правила правописания.
Итоговый диктант по теме «Повторение изученного за 3
класс».

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

152
153

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27

Работа над ошибками. Повторение.
Правила правописания.
4 класс
Раздел (Тема)
Развитие речи.
Повторяем – узнаем новое (17ч).
Речевое общение. Речь устная и письменная (2 ч).
Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение.
Речь письменная и устная.
Цель речевого общения (2 ч). Цель речевого общения.
Правила общения.
Речевая культура. Обращение (6 ч). Речевая культура.
Обращение.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Деловая речь. Составление планов.
Научная речь и художественная речь.
Метафора и сравнение.
Контрольный диктант.
Текст как речевое произведение (8 ч) Текст. Признаки
текста.
План текста простой и развернутый. Типы текстов.
Обучающее изложение.
Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование.
Составление текстов разных типов.
Составление собственного текста.
Контрольный диктант по теме «Текст».
Анализ контрольного диктанта. Повторение.
Синтаксис.
Язык как средство общения (29 ч).
Средства общения (7 ч) Средства общения. Роль языка в
общении.
Способы передачи сообщения.
Повторение. Звуки и буквы русского языка.
Основные правила орфографии.
Словесное творчество. Основные правила орфографии.
Повторение изученных орфограмм. Ударение.
Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения».
Предложение (3 ч). Различение предложений и
словосочетаний.
Виды предложений по цели высказывания и по интонации.
Знаки препинания.

1 час
1 час

Кол-во
часов

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

28
29

30
31
32
33
34
35
36
37

38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57

Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную
тему.
Главные и второстепенные члены предложения ( 5 ч).
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа
предложения.
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа
предложения.
Главные члены предложения. Второстепенные члены
предложения.
Способы выражения подлежащего и сказуемого.
Связь слов в предложении.
Предложения с однородными членами (3 ч). Однородные
члены предложения.
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и
интонации перечисления.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Простые и сложные предложения (2 ч). Простые и сложные
предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с
союзами и, а, но.
Обучающее изложение.
Словосочетание (3 ч). Анализ изложения. Словосочетание.
Различие между словосочетанием, словом и предложением.
Контрольный диктант по теме «Предложение».
Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о
предложение и словосочетании.
Слово и его значение (7 ч). Обобщение знаний о значении
слова.
Различные виды лингвистических словарей.
Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Синонимы, антонимы, омонимы.
Многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Состав слова (морфемика) однокоренные слова (21 ч).
Состав слова. Разбор слова по составу.
Образование новых слов с помощью приставок.
Образование новых слов с помощью приставок.
Разделительный твердый знак.
Разделительный мягкий знак.
Разделительные твердый и мягкий знаки.
Контрольный диктант по теме «Правописание предлогов и
приставок».
Образование новых слов с помощью суффиксов.
Правописание суффиксов –ик-, -ек-.

1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92

Однокоренные слова.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Правописание гласных и согласных в корне слова.
Удвоенные согласные в корне слова.
Обучающее изложение на основе зрительного восприятия
текста по коллективно составленному плану.
Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня.
Однокоренные слова и формы слова.
Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег».
Повторение изученных орфограмм.
Контрольный диктант по теме «Состав слова».
Анализ контрольного диктанта. Повторение основных
орфограмм корня.
Морфология.
Слово как часть речи(71 ч).
Целостное представление о частях речи. Их роль в
предложении(4 ч). Различие и общность частей речи.
Грамматическое значение частей речи.
Распределение слов по частям речи.
Роль частей речи в предложении.
Контрольный диктант за первое полугодие.
Имя существительное (22 ч). Повторяем, что знаем.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Число и род имен существительных.
Алгоритм определения падежа имен существительных.
Упражнение в распознавании падежа имен существительных.
Определение падежа имен существительных. Несклоняемые
имена существительные.
Три склонения имен существительных (общее представление).
Обучающее изложение.
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения.
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения.
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения.
Падежные окончания имен существительных в единственном
числе.
Падежные окончания имен существительных в единственном
числе.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

Склонение имен существительных во множественном числе.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Склонение имен существительных во множественном числе.
Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
Анализ контрольного диктанта.
Имя прилагательное (12 ч). Проверяем то, что знаем.
Безударные окончания. имен прилагательных.
Безударные окончания. имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
Разбор имен прилагательных как части речи.
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Анализ контрольного диктанта.
Местоимение (6 ч). Местоимение как часть речи.
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица.
Склонение личных местоимений 3-го лица.
Изменение личных местоимений по падежам. Творческая
переменка.
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Анализ контрольного диктанта.
Глагол (19 ч). Повторяем то, что знаем. Роль глаголов в
языке.
Прошедшее время глагола.
Неопределенная форма глагола.
Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов в настоящем времени.
Спряжение глаголов в будущем времени.
2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и
будущего времени.
I и II спряжение глаголов.
Способы определения спряжения глаголов.
Способы определения спряжения глаголов.
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.
Правописание глаголов на –тся и –ться.
Правописание глаголов на –тся и –ться.
Глаголы-исключения.
Написание безударных окончаний глаголов.
Разбор глаголов как части речи.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153

Контрольный диктант по теме «Глагол».
Анализ контрольного диктанта.
Имя числительное (3 ч). Имя числительное.
Имя числительное.
Имя числительное.
Наречие (5 ч). Наречие.
Наречие.
Наречие.
Контрольный диктант по темам «Имя числительное»,
«Наречие».
Анализ контрольного диктанта.
Повторение (11 ч).
Повторение. Слово.
Повторение. Слово.
Повторение. Части речи.
Развитие речи. Подробное изложение текста по коллективно
составленному плану.
Повторение. Части речи.
Развитие речи. Краткое изложение текста по коллективно
составленному плану.
Повторение. Части речи.
Итоговый контрольный диктант.
Анализ контрольного диктанта.
Итоговый тест за 4 класс.
Повторение. Правила правописания.

1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».