Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 11 от «26» мая 2022 директор МБ У СОШ№ 154 "Валамина О.В. Приказ № 21-0 от «26» мая 2022 Рабочая программа учебного предмета «География» Уровень образования - СОО Уровень изучения предмета - углубленный Срок реализации - 2 года 10-11 классы Планируемые результаты освоения учебного предмета «География» Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сф ормированность основ сам оразвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, 1 национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать 2 информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на углубленном уровне ориентированы преимущественно на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету. Предметные результаты изучения предметной области "Общественные науки" включают предметные результаты изучения учебных предметов: "География" (углубленный уровень) - требования к предметным результатам освоения углубленного курса географии должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать: 1) сформированность знаний о составе современного комплекса географических наук, его специфике и месте в системе научных дисциплин, роли в решении современных научных и практических задач; 2) владение умениями применения географического мышления для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов; 3) сформированность комплекса знаний о целостности географического пространства как иерархии взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем; 4) владение умениями проводить учебные исследования, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов; 5) владение навыками картографической интерпретации природных, социально-экономических и экологических характеристик различных территорий; 6) владение умениями работать с геоинформационными системами; 3 7) владение первичными умениями проводить географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов; 8) сформированность системы знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. В результате изучения учебного предмета "География" на уровне среднего общего образования: Выпускник на углубленном уровне научится: - определять роль современного комплекса географических наук в решении современных научных и практических задач; - выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных, социально-экономических и экологических процессов; - проводить простейшую географическую экспертизу разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов; - прогнозировать изменения географических объектов, основываясь на динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; - прогнозировать закономерности и тенденции развития социальноэкономических и экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации; - использовать геоинформационные системы для получения, хранения и обработки информации; - составлять комплексные географические характеристики природно хозяйственных систем; - создавать простейшие модели природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, явлений и процессов; интерпретировать природные, социально-экономические и экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации; - прогнозировать изменения геосистем под влиянием природных и антропогенных факторов; - анализировать причины формирования природно-территориальных и природно-хозяйственных систем и факторы, влияющие на их развитие; - прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов; - анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений; - оценивать вклад отдельных регионов в мировое хозяйство; - оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; 4 - понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России; - давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться: - выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в странах и регионах мира; - выявлять и характеризовать взаимосвязанные природно-хозяйственные системы на различных иерархических уровнях географического пространства; - выявлять и оценивать географические аспекты устойчивого развития территории, региона, страны; - формулировать цель исследования, выдвигать и проверять гипотезы о взаимодействии компонентов природно-хозяйственных территориальных систем; - моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов. Содержание учебного предмета «География» Углубленный уровень География в современном мире География в системе естественно-научных и гуманитарных знаний. История географии как науки. Основные теории и концепции современной географии. Значение географической науки для современного общества. Методы географической науки (описательный, сравнительно-географический, картографический, статистический, полевой, математический, моделирования, районирования, аэрокосмический, геоинформационный). Целостность географического пространства. Географические оболочки. Ноосфера. Географическая картина мира. Пространственная дифференциация объектов и явлений. Основные подходы к районированию территории. Территориальные системы. Иерархия природно-хозяйственных систем. Пространственные модели в географии. Геоинформационные системы. Географические прогнозы. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Физическая география Физическая география. Дисциплины, входящие в физическую географию: геоморфология, метеорология и климатология, науки о природных водах (гидрология, океанология, гидрогеология, гляциология), геокриология (мерзлотоведение), почвоведение, биогеография, фенология. 5 Географические объекты, процессы и явления. Физико-географическая дифференциация. Важнейшие факторы физико-географической дифференциации (суммарная солнечная радиация, атмосферные осадки). Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во времени. Геологическая хронология. Этапы геологической истории земной коры. Тектоника литосферных плит. Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические, экологические. Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф. Антропогенный фактор рельефообразования. Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства. Группировка природных комплексов по размерам и сложности организации. Физико-географическое районирование. Природно антропогенные комплексы. Природно-антропогенные комплексы разного ранга. Катастрофические и неблагоприятные природные процессы. География природного риска. Социально-экономическая география мира Экономическая и социальная география. Дисциплины, входящие в социально-экономическую географию (география населения, география мирового хозяйства, география сельского хозяйства, география промышленности, география сферы обслуживания, география внешнеэкономических связей, в том числе география внешней торговли, география транспорта, региональная экономическая география, политическая география география культуры (культурная география). Представление о геополитике, геоэкономике, географии потребления). Экономико-географическое положение. Методы оценки экономико географического положения. Природные условия жизни общества. Теории географического детерминизма. Природно-ресурсный потенциал территории. Виды природных ресурсов. Природопользование. Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов. Изменение значения отдельных ресурсов на различных исторических этапах. Территориальные сочетания природных ресурсов. Обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий. География населения. Расселение человека по планете. Численность, воспроизводство, динамика изменения численности населения. Демографический переход. Демографическая политика. Демографические кризисы. Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный составы, городское и сельское население). География религий. Этногеография. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Миграции населения. География рынка труда и занятости. Расселение населения. Сельское и городское расселение. Урбанизация. Геоурбанистика. География мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Географическое разделение труда. Развитие географического разделения труда. География основных отраслей 6 производственной и непроизводственной сфер. Факторы размещения производства. Изменение отраслевой структуры. Развитие сферы услуг. География внешнеэкономических связей. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. Особые экономические зоны. Международные организации (интеграционные экономические союзы). Транснациональные корпорации. Географические аспекты глобализации. География транспорта. Основные преимущества различных видов транспорта. Транспортная инфраструктура. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда. География мировой торговли. Пространственная структура мировой торговли. Основные направления оборота наиболее важных товаров и услуг. Региональная экономическая география. Определение специализации отдельных стран и районов. Комплексная географическая характеристика крупнейших стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Политическая география и геополитика. Территориально-политическая организация общества. Формирование мирового геополитического пространства. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России. Геоэкология Окружающая среда как геосистема. Экологические процессы. Динамика развития важнейших экологических процессов. Антропогенное воздействие. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Состояние окружающей среды в зависимости от степени и характера антропогенного воздействия. Экологический кризис, экологическая катастрофа. Региональные и глобальные изменения географической среды в результате деятельности человека. Роль географии в решении геоэкологических проблем. Особо охраняемые природные территории. Концепция устойчивого развития. Примерный перечень практических работ Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов. Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики. Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира. 7 Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду. Характеристика политико-географического положения страны. Характеристика экономико-географического положения страны. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны. Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира. Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира. Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных. Выявление основных закономерностей расселения на основе анализа физической и тематических карт мира. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения. Характеристика влияния рынков труда на размещение предприятий материальной и нематериальной сферы. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда. Анализ обеспеченности предприятиями сферы услуг отдельного региона, страны, города. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Анализ международных экономических связей страны. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира. Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества. Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий. 8 Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме. Представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № Раздел (тема) 10 класс Элементы содержания п /п J. 2 .3 4 ? Раздел 1. География в современном мире (8 ч) Предмет и задачи географии. Тема 1. Система География в системе географических наук (4ч) естественно-научных и 1. География как наука. гуманитарных знаний. История География: законы, методы, географии как науки. Основные предмет. теории и концепции 2. Карьера с географией. современной географии. Место 3. Географическое положение и местоположение. географии в системе наук. 4. Географическое положениеГеография: от сбора фактов - к и местоположение моего поиску закономерностей. города (деревни)/ И. Кант и классификация наук (сущностные и хронологические). Задачи географии. История формирования географических идей. Возможности, которые даёт география для жизни и работы. Географическое образование. Географические олимпиады. Пространство объект изучения в географии. Законы размещения. Выбор места для размещения хозяйственных объектов. Географическое положение и местоположение. Роль ресурсных факторов в экономическом развитии. Пространственные ресурсы: абсолютные и относительные. География как естественная и общественная наука. Роль Кол-во часов 1 1 1 1 9 6_ 7_ 8 Тема 2. Методы географических исследований (4ч) 1. Введение в общую географию. Первые методы географических исследований. 2. Географические законы и модели: концепции экономической и физической географии. 3 .Новейшие методы географических исследований. Пр.р.№/ Отображение статистических данных в ГИС. 4. Итоговый урок по разделу. географии и географических знаний в жизни и хозяйственной деятельности. Проект «Географическое положение и местоположение моего города (деревни)». Наличие естественных транспортных артерий, автомобильных и железных дорог, аэропортов, средств коммуникаций. Половозрастная структура населения и его образовательный уровень, типы жилых построек, уровень благосостояния населения (по материалам сайта своего города, района, субъекта Федерации). Значение географической науки для современного общества. Методы географической науки (описательный, сравнительно географический, картографический, статистический, полевой, математический, моделирования, районирования, аэрокосмический, геоинформационный). Целостность географического пространства. Географические оболочки. Ноосфера. Географическая картина мира. Пространственная дифференциация объектов и явлений. Основные подходы к районированию территории. Территориальные системы. Иерархия природно хозяйственных систем. Пространственные модели в географии. Геоинформационные системы. Географические прогнозы._____ 1 1 1 1 10 Географические законы и модели. Законы физической и экономической (общественной) географии. Модель Тюнена первая теоретическая модель в географии. Идеальные условия выполнения модели. Закономерности размещения зон различной специализации сельского хозяйства в изолированном государстве. Проявление «колец Тюнена» на локальном, региональном и глобальном уровнях. Описательные и нормативные модели. Территориальная статистическая матрица данных (парадигма - устойчивая схема научной деятельности) экономической географии. Основные теории и концепции современной географической картине мира. Эволюция географической оболочки. Географическое пространство и его составляющие. Пространственная дифференциация и концентрация объектов и явлений. Поляризация пространства. Функция места. Территориальные системы. Пространственные модели в географии. Региональные и глобальные изменения географической среды в результате деятельности человека. Изменяющийся мир Земли. Экологизация географии. Выявление и объяснение факторов формирования географических районов разных типов. Современные методы 11 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 исследований:территориальная матрица статистических данных, районирование, информационные системы (ГИС). Преимущества ГИС, практическое использование в управлении отраслями и территориями, ГИС для путешественников. Космический мониторинг земли. Программа «Ураган». Системы подспутникового позиционирования GPS и ГЛОНАСС. Практическое использование космических снимков. Повторение и обобщение пройденного материала. Раздел 2. Среда обитания человека, природные условия, ресурсы использование (22ч) Тема 1. Физическая Физическая география. Дисциплины, входящие в география (11 ч) физическую географию: 1. Структура физической геоморфология, метеорология и географии. климатология, науки о 2. Литосфера: эндогенные природных водах (гидрология, процессы, определяющие океанология, гидрогеология, облик Земли. гляциология), геокриология 3. Влияние эндогенных (мерзлотоведение), процессов на хозяйственную почвоведение, биогеография, деятельность людей. фенология. 4. Выветривание и экзогенные Географические объекты, процессы. процессы и явления. Физико5. Климатическая система географическая Земли и её изменения. дифференциация. Важнейшие 6. Глобальная проблема факторы физико-географической изменения климата. дифференциации (суммарная солнечная радиация, 7. Водосборный бассейн и факторы формирования стока. атмосферные осадки). Геологические объекты и 8. Роль антропогенного процессы. Развитие земной коры фактора в загрязнении вод. во времени. Геологическая 9. Физико-географическое хронология. Этапы районирование. 10. Пр.р.№2 Анализ изменений геологической истории земной коры. Тектоника литосферных и их 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 природных комплексов под влиянием деятельности человека. 11. Итоговый урок по теме. 20 21 22 Тема 2. Природопользование (3 ч) 1. Природопользование. 2. Природные ресурсы. 3. Пр.р.№3 Оценка ресурсообеспеченности стран основными видами ресурсов. плит. Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические, геофизические, экологические. Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф. Антропогенный фактор рельефообразования. Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и свойства. Группировка природных комплексов по размерам и сложности организации. Физико-географическое районирование. Природно антропогенные комплексы. Природно-антропогенные комплексы разного ранга. Катастрофические и неблагоприятные природные процессы. География природного риска. Анализ изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятельности человека. Составление географических характеристик природных и природно антропогенных комплексов разного ранга. Анализ круговорота основных веществ и энергии в географической оболочке. Повторение и обобщение пройденного материала.________ Природные условия жизни общества. Теории географического детерминизма. Природно-ресурсный потенциал территории. Виды природных ресурсов. Природопользование. Рациональное и нерациональное использование природных ресурсов. Изменение значения отдельных ресурсов на различных исторических этапах. 13 23 24 25 26 27 28 29 30 Тема 3. Геоэкология (8 ч) 1.Взаимосвязи компонентов природной среды. 2. Этапы и последствия освоения природной среды человеком. 3. Этапы взаимодействия общества и природы. 4. Типы загрязнения окружающей среды. Территориальные сочетания природных ресурсов. Обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий. Природа как среда обитания человека. Стремительный рост потребления природных ресурсов. Природно-ресурсный, экологический потенциал территорий, их оценка и меры по сохранению. Виды природопользования и наиболее экологически «опасные» из них. Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмичность процессов в географической оболочке. Виды природных ресурсов и особенности их использования. Природно-ресурсный потенциал регионов мира. Влияние наличия природных ресурсов на уровень и характер социальноэкономического развития и участие регионов в международном разделении труда. Окружающая среда как геосистема. Экологические процессы. Динамика развития важнейших экологических процессов. Антропогенное воздействие. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Состояние окружающей среды в 1 1 1 1 1 1 1 1 14 5. Причины и последствия геоэкологических проблем. Пр.р.№4 Анализ геоэкологической ситуации в отдельных регионах мира. 6. Пр.р.№5 Оценка перспектив развития альтернативной энергетики. 7. Сохранение биологического разнообразия. 8. Итоговый урок по теме. зависимости от степени и характера антропогенного воздействия. Экологический кризис, экологическая катастрофа. Региональные и глобальные изменения географической среды в результате деятельности человека. Роль географии в решении геоэкологических проблем. Особо охраняемые природные территории. Концепция устойчивого развития. Основные компоненты природной среды и их взаимосвязи. Этапы исследования природы, ключевые понятия (из каких компонентов состоят геосистемы и как они взаимосвязаны). Возникновение и увеличение числа геоэкологических проблем, связанных с изменением численности и плотности населения Основные этапы преобразования окружающего мира человеком. Региональность этих изменений в различные временные отрезки истории человечества. Связь возникновения и увеличения числа геоэкологических проблем с изменением численности и плотности населения. «Экологический след человека». Основные типы загрязнения окружающей среды. Основные термины, касающиеся различных типов загрязнения окружающей среды. Основные этапы взаимодействия природы и общества. Доминирующие геоэкологические проблемы основных компонентов 15 окружающей среды: воздуха, воды, почвенно-растительного покрова. Региональность и глобальность этих изменений. Геологическая среда как часть окружающей человека среды. Обоснование практического значения геологических знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами; для инженерно хозяйственной деятельности. Изучение изменения геологической среды в результате деятельности человека. Основные проблемы, связанные с сокращением биоразнообразия. Уникальность живой природы. Геоэкология окружающей среды. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства. Экологические кризисы, крупнейшие регионы их проявления. Анализ публикаций в журналах и газетах, освещающих конкретную геоэкологическую проблему региона. Картирование основных источников загрязнения территории в регионе проживания. Составление перечня загрязняющих веществ, связанных с отмеченными источниками; выделение доминирующих загрязнителей. Повторение и обобщение пройденного материала.________ Раздел 3. Политическая карта мира: государства и границы (17 31 Тема 1. Объекты Политическая география и геополитика. Территориально32 политической карты мира политическая организация 33 ч) 1 1 1 16 34 35 36 37 38 39 40 41 общества. Формирование (11ч) 1. Формирование современной мирового геополитического пространства. Основные идеи и политической карты мира. 2. Независимые государства на концепции формирования мирового геополитического карте мира. пространства; территориально3. Формы правления и политическая организация государственного устройства. общества. Объекты 4. Непризнанные и политической карты мира. самопровозглашённые Монархии и республики. государства. Государства в составе 5.Имеют ли право Содружества (Британского). существовать Французский Союз. Основные самопровозглашённые черты независимых государства? государств. Монархии и 6. Международные территории республики. Географическое и акватории. положение, анализ размещения 7.Территории с по регионам. Исторические неопределённым статусом. особенности формирования. 8. Колониальный раздел мира Унитарные государства и и деколонизация. федерации. Конфедерации. 9. Межгосударственные Географическое положение. политические организации. Анализ размещения по регионам. 10. Роль ООН в поддержании Исторические особенности мира. формирования. 11. Итоговый урок по теме. Причины появления. Географическое положение. Непризнанные государства в регионах мира — Азии, Африке, Европе, Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм. «Горячие точки» на политической карте мира. Международные территории и акватории. Антарктика. Арктика. Международные проливы, реки, каналы. Территории с неопределённым статусом: нейтральные, арендованные, оккупированные. Их отличительные особенности. Географическое положение. Перспективы развития. Статус J_ 1 1 1 1 1 \ j 17 Тема 2. Территория и 42 границы государств (2 ч) 43 1. Состав территории государства, государственные границы и территориальные споры. 2. Естественные рубежи как государственные границы. международных территорий. Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные и подопечные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. Территории, в отношении которых действует требование ООН о предоставлении независимости, их географическое положение (колониальный список ООН) ООН (история создания, странычлены, значение в современном мире). Совет Безопасности ООН. Миротворческие операции ООН. Региональные политические и экономические организации. Миротворческие миссии ООН: география, история и причины. Региональные различия. Повторение и обобщение пройденного материала. Состав территории государства. Государственные границы и международные правила их проведения. Естественные рубежи как границы. Сухопутные и морские границы. Континентальный шельф, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона, исключительная зона рыболовства. Выход к морю: преимущества географического положения. Территориальные споры: исторические и географические причины. Основные способы решения споров: военные действия и 1 1 18 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Тема 3. Политическая география и геополитика (4 ч) 1. Традиционные геополитические теории. 2. Современные геополитические модели. 3. Пр.р.№ 6 Характеристика политико-географического положения страны (по выбору). 4. Итоговый урок по разделу. Раздел 4. Богатство Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира (8 ч) 1.Уровень и тип социальноэкономического развития страны. 2.ВВП и ВНД как главные индикаторы уровня развития стран. политические переговоры. Горы и реки как естественные границы между государствами. Понятие преодолимых и непреодолимых границ. Выход к морю как фактор географического положения. Страноведение и _ регионалистика. Функции, _1 методы и тенденции развития. J_ Цивилизационные регионы _1 мира. География объектов _1 природного и культурного наследия. Основные понятия геополитики. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель). Географические факторы мировой политики XX в. «Географическая ось истории» X. Маккиндера. Теория географического предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база немецкой экспансии первой половины ХХв. Геополитическая модель С. Коэна. Гео экономическая школа геополитики. Геополитические коды. Концепции мирового порядка. Евразийство. Повторение и обобщение пройденного материала.__________ и бедность: типы стран (15 ч) 1 Типологии и классификации 1 стран мира. Показатели 1 типологии: экономические, 1 демографические, качества 1 ж изни. И змерение показателей. 1 Взаимосвязь 1 показателей: прямая, обратная. 1 Валовой национальный доход (ВНД) - основа для 19 ■ 3.Отраслевая структура ВВП. 4. География Богатства и бедности. Пр.р.№ 7 Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. 5. Всемирный банк: классификация стран. 6. Страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой. 7. Многопризнаковая классификация стран. Пр.р.№ 8 Характеристика экономико географического положения страны. 8. Итоговый урок по теме. классификации стран. С. Кузнец - нобелевский лауреат за разработку методики подсчета ВНД. Паритет покупательной способности валют. Индекс «Биг-Мак». Соотношение доли сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг как показатель уровня развития страны. Структура ВВП для стран различных социальноэкономических типов. Анаморфированное картографическое изображение. Географическое положение «богатых» и «бедных» регионов мира («богатый Север - бедный Юг», модель «центр-периферия» на глобальном уровне) Типологические особенности стран, уровень и качество жизни, численность населения, перспективы экономического и политического развития. Доклады и презентации по экономико-географической характеристике стран с низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой. Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия. Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Логическая основа классификации, метод отбора ключевых показателей. 20 56 57 58 59 60 Тема 2. Типы стран современного мира (5 ч) 1.Более развитые и менее развитые страны. 2. Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю; малые островные развивающиеся страны. 3.Наименее развитые страны. 4.Экономико-географические типологии. 5. Итоговый урок по теме. Методика ранжирования. Классификации стран регионов (Азии, Африки, Латинской Америки, Европы) по уровню социально-экономического развития. Характеристика выделенных групп стран. Экономико-географическое положение. Методы оценки экономико-географического положения. Типология стран мира ООН: более развитые и менее развитые страны в мировой экономике отличительные черты и критерии выделения. Роль фактора географического положения в развитии стран. Географическое положение «богатых» и «бедных» стран и регионов («богатый Север бедный Юг», модель «центрпериферия» на глобальном уровне). Типология Международного валютного фонда. Экономически развитые страны. Страны с переходной экономикой. Развивающиеся страны. Типологические отличия по комплексу показателей. Роль в мировой экономике и торговле. Всемирный банк: классификации стран на основе фактора географического положения. Типологические особенности развивающихся стран и малых островных развивающихся стран, не имеющих выхода к морю; их географическое положение. Роль факторов географического положения для 1 I 1 1 1 21 экономического развития. Классификация ООН. Критерии выделения наименее развитых стран. Географическое положение наименее развитых стран. Типологические особенности группы. Проявление глобальных проблем человечества. Экономико-географическая типология стран современного мира. Типы экономически развитых стран и их характеристика: главные капиталистические страны, экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы, страны переселенческого капитализма, страны со средним уровнем экономического развития. Страны с переходной экономикой. Типы развивающихся стран: ключевые страны, высокоурбанизированные переселенческие страны, страны анклавного развития, страны внешнеориентированного развития (новые индустриальные страны, странынефтеэкспортёры, страны плантационного хозяйства, страны концессионного развития, страныквартиросдатчики» крупные низкодоходные страны). Место России в международных и экономико-географических классификациях и типологиях. Глобальные проблемы человечества и их проявление в 22 61 Тема 3. Глобальные 62 проблемы человечества (2 ч) 1.Глобальные проблемы человечества. 2.Пр.р.№ 9 Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества. Раздел 5. География регионов мира (40 ч) развивающихся странах. Пространственная динамика хозяйственных укладов. Причины проблем развивающихся стран. Цели развития третьего тысячелетия (ООН). Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем. Классификация глобальных проблем человечества. Цели развития тысячелетия. Роль географии в решении геоэкологических проблем. Стратегия устойчивого сбалансированного развития. Учебное моделирование техногенных изменений окружающей среды и прогнозирование их возможных последствий. Повторение и обобщение пройденного материала. Региональная экономическая география. Определение специализации отдельных стран и районов. Комплексная географическая характеристика крупнейших стран и регионов мира. Особенности экономико географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, инфраструктуры, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Международная специализация крупнейших 1 1 23 стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.______________ 63 Тема 1. Россия в мире (4 ч) Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, 64 1.Географическое и системе международных 65 геополитическое финансово-экономических и 66 положение России. политических отношений. 2. Пр.р.№ 10 Анализ и Особенности географии объяснение особенностей экономических, политических, современного культурных и научных связей геополитического и геоэкономического положения России со странами мира. Особенности интеграции России России. 3. Россия на экономической в мировое сообщество. Географические аспекты карте мира. 4.Итоговый урок решения внешнеэкономических и по теме «Россия в мире». внешнеполитических задач развития России. Политическая и социально-экономическая интеграция стран ближнего зарубежья России. Современные географические проблемы развития России. Демогеография и расселение. Геоэкологическая ситуация. Географические следствия формирования рыночных отношений. Регионы России. Учебное моделирование развития и размещения населения и хозяйства России в будущем. Основные черты экономики России. Предпосылки для формирования экспортноориентированной модели экономики. Экономическое сотрудничество России со странами мира. Обобщение материала по теме «Россия в мире». Определение специализации 67 Тема 2. Зарубежная Европа 68 (10 ч) отдельных стран и районов. 69 1.Географическое положение Составление экономико 70 Европы. географической характеристики 71 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 72 2. Природно-ресурсный 21 потенциал зарубежной Европы. 74 3. Политическая карта Европы. 75 4. Экономическая карта 76 Европы. 5.Население и хозяйство зарубежной Европы. 6. Пр.р. №11 Классификация стран мира на основе анализа политической и экономической карты мира. 7. Германия. 8. Франция. 9. Великобритания. 10. Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа». основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры. Особенности географического положения региона. Природноресурсные предпосылки для развития хозяйства: обеспеченность отдельными видами природных ресурсов. Составление комплексных страноведческих характеристик. Место Европы в мировой экономике. Изменения на политической карте зарубежной Европы после Второй мировой войны и в конце XX века. Деление Европы на регионы: Западная и Восточная Европа. Формы государственного правления и административнотерриториального устройства стран зарубежной Европы. Процесс политической и экономической интеграция стран Европы. Европейский Союз: цели и задачи ЕС, пути их решения. Современный состав и перспективы расширения организации Особенности расселения населения. Национально этнический и религиозный состав населения. География внешних и внутренних миграций. Демографические характеристики и проблемы населения Европы. Крупнейшие города, агломерации и мегалополисы Европы. Особенности специализации Европы в мировом хозяйстве, 25 77 78 79 80 82 83 84 региональные различия в уровне и качестве жизни. Общая характеристика хозяйства, особенности географической и отраслевой структуры экономики. Отрасли промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг. Значение международного туризма для её экономики и культуры. Регионы Европы. Экономико-географическая характеристика стран с широким привлечением картографических материалов атласа, графиков и диаграмм учебника. Региональные различия в странах, сравнительная характеристика демографического развития.Повторение и обобщение пройденного материала. Тестирование. Составление комплексных Тема 3. Зарубежная Азия страноведческих (8 ч) характеристик. Особенности 1.Географическое положение и природно-ресурсный географического положения потенциал зарубежной Азии. Азии. Разнообразие природных 2. Политическая карта Азии. условий и природных ресурсов 3. Население Азии. региона, их территориальные 4. Характеристика социально-различия. Субрегионы экономического развития Азии. Роль ресурсного фактора Азии. в специализации стран региона в 5. Китай. Пр.р.№ 12 мировой экономике. Характеристика природно Особенности европейской ресурсного потенциала колонизации территории страны. региона. 6. Индия, Изменения на политической 7. Япония. П р .р .№13 карте Азии после Второй Составление картосхемы мировой войны. Формы экономических связей Японии. государственного правления и 8.Итоговый урок по теме административно«Зарубежная Азия». территориального устройства _ J_ _1 _1 _! _! _! _! * 26 стран региона. Формы государственного правления и административнотерриториального устройства стран Азии. Политические границы стран. Особенности расселения населения. Национальный и религиозный состав населения Азии. Межэтнические и межконфессиональные противоречия. Демографические проблемы и проводи-мая демографическая политика. Проблема бедности. Трудовые ресурсы и миграции населения. Территориальные контрасты в размещении населения. Экономическое развитие региона после Второй мировой войны. Место и роль региона в мировом хозяйстве. Современная отраслевая и территориальная структура экономики региона. Особенности развития промышленности. Специфика развития сельского хозяйства, транспорта и туризма. Основные отрасли сельского хозяйства и транспорта. Внешние экономические связи стран региона. Отраслевая структура экспорта и импорта. Территориальные контрасты в размещении хозяйства. Влияние экономической интеграции на современное развитие. Экономико-географическая характеристика стран с широким привлечением картографических материалов атласа, графиков и диаграмм учебника. 27 85 86 87 88 89 90 9\_ 92 93 Региональные различия в странах, сравнительная характеристика демографического развития. Повторение и обобщение пройденного материала. Тестирование. Составление комплексных Тема 4. Америка (9 ч) 1.Географическое положение страноведческих характеристик. Географическое Америки. 2. Природно-ресурсный положение и природно-ресурсный потенциал Америки. 3. Формирование политической потенциал стран региона. Деление на карты Америки. Англо-Саксонскую и Латинскую 4.Особенности социальноАмерику. Богатство природных экономического развития условий и ресурсов, их Америки. территориальные различия. 5. Участие региона в Проблемы природопользования глобальной экономике. регион. Особенности 6. США. Пр.р.№ 14 европейской экспансии и Характеристика экономико колонизации Северной и Южной географического положения Америки. Процесс приобретения страны политической независимости. 7. Канада, Современная политическая карта 8. Бразилия. и формирование современных 9. Итоговый урок по теме границ стран континента. Формы «Америка». государственного правления и административнотерриториального устройства стран региона. Население Америки. Особенности формирования этнического состава населения региона. Урбанизация, специфика формирования городских агломераций. Многоукладность экономики и дифференциация уровня социально-экономического развития стран Америки. Региональные особенности развития _ J_ _1 _1 _! _! _1 _1 _! 28 94 95 96 97 98 промышленности и сельского хозяйства. Основные отрасли специализации стран региона. Основные направления внешнеэкономических связей. Место и роль стран Америки в мировой экономике. Процесс региональной экономической интеграции на континенте.Экономико географическая характеристика стран с широким привлечением картографических материалов атласа, графиков и диаграмм учебника. Региональные различия в странах, сравнительная характеристика демографического развития. Повторение и обобщение знаний по теме. Тестирование. Составление комплексных Тема 5. Африка (5 ч) 1. Географическое положение.страноведческих 2. Природно-ресурсный характеристик. Природные условия и ресурсы Африки. потенциал Африки. 3. Политическая карта АфрикиМинеральные ресурсы, агроклиматический потенциал и 4. Африка: особенности его влияние на развитие социально-экономического сельского хозяйства. развития стран. Внутриконтинентальное б.Итоговый урок по теме положение ряда стран Африки, «Африка». влияние этого фактора на их социально-экономическое развитие. Политическая карта региона. Процесс колонизации африканского континента. Превращение Африки в европейский сырьевой придаток. Деколонизация и образование независимых государств после Второй мировой войны. Современная политическая карта Африки. Особенности _ J_ _1 J. _! 29 ___ Тема 6. Океания (2 ч) 99 1.Географическое 100 положение и ПРП Океании. Формирование этнического состава населения и политической карты региона. 2.Австралия, Новая Зеландия и островные государства Океании. границ стран региона. Население стран Африки. Демографический взрыв. Проблемы безработицы и бедности, высокие темпы урбанизации. Уровень развития экономики Африки. Место стран региона в мировом производстве важнейших видов продукции. Ведущие промышленные районы. Сельское хозяйство - основа экономики и главная сфера занятости населения Африки. Структура и география внешней торговли. Особенности экономического развития Северной, Западной, Восточной, Центральной и Южной Африки. Дифференциация уровня экономического развития. Повторение и обобщение знаний по теме. Тестирование. Составление комплексных _ страноведческих _1 характеристик. Состав региона, _1 особенности географического положения. Рельеф, климат, минерально-сырьевые ресурсы. История открытия и колонизации региона европейцами. Деколонизация. Формы государственного правления и административнотерриториального устройства. Несамоуправляющиеся территории. Территориальные споры. Коренное население и заселение Австралии и Океании европейцами. Влияние иммиграции на естественный прирост и этнический состав населения страны 30 История формирования административнотерриториального деления Австралии. Размещение населения. Австралийский «аутбэк». Социальноэкономическое развитие страны. Экономика Новой Зеландии. Экономика малых островов Океании. 101 1. Итоговая контрольная Повторение и обобщение знаний 1 1 102 работа. по теме. 2. Итоговые урок по разделу . «География регионов и стран мира». Итого: 102 ч № п/п Раздел (тема) 11 класс Элементы содержания Кол-во часов Раздел 1. Население и культура (23 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема 1. Размещение населения (12 ч) 1.География происхождения человечества. 2.Источники данных о численности населения Пр.р. № 1 Выявление основных закономерностей расселения. 3.Закономерности и факторы размещения людей. 4. Пр.р. № 2 Прогнозирование География населения. Расселение человека по планете. Численность, воспроизводство, динамика изменения численности населения. Демографический переход. Демографическая политика. Демографические кризисы. Размещение и плотность населения. Факторы, влияющие на размещение и плотность 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 12 изменения численности населения мира и отдельных регионов. 5.Природные, политические и техногенные катастрофы, их влияние на размещение населения. 6.Миграции: история и современность. Пр.р.№ 3 Выявление и характеристика основных направлений миграции населения 7. Демографические показатели: абсолютные и относительные. 8.Региональные различия в демографических показателях. Пр.р.№ 4 Определение состава и структуры населения на основе статистических данных. 9.Демографические пирамиды. 10.Динамика численности населения регионов мира. 11 .Демографическая политика: за и против. 12. Пр.р.№ 5 Оценка эффективности 1 населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный составы, городское и сельское население). Миграции населения. География рынка труда и занятости. Расселение населения. Сельское и городское расселение. Урбанизация. Геоурбанистика. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. География населения в структуре общественной географии. Французская научная школа «географии человека» (Видаль де ла Бланш). Гипотезы появления человека. Восточная Африка - предполагаемая родина человечества. Расселение людей по планете Земля. Динамика численности населения Земли, концепция демографического перехода. Оценка численности населения: переписи, прогнозы. У. Петти изобретатель «политической 32 арифметики» (статистики). демографической политики отдельных стран мира (Индия, Особенности переписей в более развитых и менее развитых Германия). регионах. Переписи в РФ. Страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения. Природные и общественные факторы размещения. Районы с высокой и низкой плотностью населения (по регионам мира). Закономерности размещения населения. Опасные районы. Опасность техногенных катастроф. Миграции. Экономические и политические причины миграций (экономические мигранты, экологические и политические беженцы). Динамика роста миграционных потоков и их влияние на экономику, политику, общественную жизнь в странахдонорах и странах-реципиентах. Демографические показатели: абсолютные и относительные. Эмиграция и иммиграция, 33 механический и естественный прирост. Относительные показатели. Показатели качества жизни населения. Взаимосвязь демографических показателей и уровня социальноэкономического развития страны. Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира, отдельных регионов и стран. Демографические показатели стран различных социальноэкономических типов(оценка уровня развития страны через систему демографических показателей). Демографические прогнозы. Демографические пирамиды: источники информации, правила построения. Взаимосвязь формы демографической пирамиды и уровня социальноэкономического развития страны. Динамика численности населения мира по регионам и типам стран. Демографический взрыв в развивающихся странах. Демографические проблемы менее развитых и более развитых стран. Модели динамики численности населения мира (гипотеза Т. Мальтуса, теория демографического перехода Ф. Ноутстайна). Прогнозы численности населения. Демографическая политика в экономически развитых и развивающихся странах. Особенности демографической политики в Китае, Западной Европе, России и Индии. Повторение и обобщение пройденного материала._______ 34 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема 2. Культурные районы мира (11 ч) 1.Этнос как главный носитель культуры. 2.Этнический состав населения стран мира. 3.Русский этнос в свете теории этногенеза. 4.География языков народов мира. 5.Национальный состав населения моего субъекта Федерации. б.География религий. 7.Религии, культура и хозяйство регионов мира. 8.Святые места моего города (субъекта федерации) как фактор развития туризма. 9.Историко-культурные районы мира. 10. Историко-культурные области мира. 11. Итоговый урок по теме. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный составы, городское и сельское население). География религий. Этногеография. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Элементы культуры: ментифакты, социофакты, артефакты. Индикаторы культуры: стереотипы поведения, язык, религия, особенности хозяйственной деятельности. Расы и этносы. Этносы как носители культуры. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва. Где и почему возникают этносы? Фазы этногенеза. Зоны пассионарных толчков. Этнический состав населения стран мира. Титульные нации, национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва. Фазы этногенеза. Русский этнос в свете теории этногенеза Язык важнейшее связующее звено культуры. Территориальные различия в языках. Наиболее распространённые языки мира. Государственные языки. Национальные языки. Обособленные языки. Билингвизм. Языковые семьи и группы. Изменения в языках (качественные и вызванные внешними контактами). Жаргоны. Проект «Национальный состав населения моего города (субъекта Федерации)». История формирования этнического состава населения, национальный состав. География мигрантов, районы их 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 компактного проживания. Проблемы межнационального общения. География религий мира. Монотеистические и политеистические религии. Местные традиционные верования. Национальные и мировые религии: очаги происхождения и современного распространения. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Исламская экономика. Религиозные конфликты. Проект «Святые места моего города (субъекта Федерации) как фактор развития туризма». Какие святые места есть в моем городе (субъекте Федерации, стране)? С именами каких святых они связаны? Как можно привлечь туристов и (или) паломников в мой город? Какую инфраструктуру (транспорт, гостиницы, рестораны) необходимо создать в городе для развития туризма? Какой эффект это может иметь для развития экономики? Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре. Этнографическая концепция хозяйственно культурного районирования мира. Историко-культурные районы мира. Ж. Реклю об особенностях геоисторического подхода. Характеристика историко-культурных областей мира: преобладающие религии, языки, культурные традиции, хозяйственная этика, архитектура регионов Повторение и обобщение_______ 36 «6 24 25 26 27 28 29 пройденного материала. Раздел 2. Городские и сельские поселения (16 ч) Критерии выделения города. Тема 1. Урбанизация (6 ч) Преимущества и недостатки 1.Города и сёла: критерии городского образа жизни. выделения. 2.Гипотезы Урбанизация в РФ (крупнейшие возникновения городов. городские агломерации, города, Древние города. поселки городского типа). 3.Факторы роста городов. 4. Границы и пределы роста Урбанизация в США (метрополитенские городов. 5.Рост городского населения в статистические ареалы). Гипотезы возникновения развитых и развивающихся странах.. городов. Функции городов в 6.Экология города. системе расселения. Древние города: географическое положение, факторы возникновения, период наибольшего процветания, причины упадка. Предпосылки роста городов. Роль городов в формировании государств. Географическое положение как фактор развития городов. Местоположение. Крупнейшие города древности и современности. Юридическая и фактическая границы города. Агломерационная экономия. Оптимальные размеры города. Пределы роста города. Городская агломерация, мегалополис. Крупнейшие городские агломерации мира, крупнейшие города мира в пределах городской черты. Крупнейшие мегалополисы мира. Субурбанизация. Мировые (глобальные) города. Урбанизация как фактор экономической и территориальной организации 1 1 1 1 1 1 37 30 31 32 33 общества. Рост числа городских агломераций и доли городского населения. Взаимосвязь урбанизации и уровня социально-экономического развития страны. Критерии оценки урбанизации. Региональные различия в урбанизации. Особенности урбанизации в более развитых и менее развитых странах. Ложная урбанизация, сельское хозяйство в городах. Перенос столиц. Город и окружающая среда. Влияние городов на окружающую среду. Важнейшие экологические проблемы городов. Тема 2. Системы расселения Модели в географии городов. (4 ч) Правило Ципфа (зависимость численности населения города от 1.Правило Ципфа. 2. Зависимость системы его ранга в системе расселения), расселения страны от уровня условия его выполнения. ее развития. Зависимость системы расселения 3. Модели в географии городов. страны от уровня ее развития. 4. Периодические центральные Кривая Ципфа для более места - ярмарки и рынки. развитых и менее развитых стран. Пространственная дифференциация и концентрация объектов и явлений. Поляризация пространства. Функция места. Виды размещения населенных пунктов (линейный, агломерационный, равномерное размещение). Модель центральных мест В. Кристаллера, условия её выполнения. Конус спроса, центральное место, дополняющие районы. Оптимизация рыночной структуры, транспортной структуры, административнотерриториального деления. Экономический ландшафт А. Леша. Периодические 1 1 1 1 38 34 35 36 37 38 39 центральные места, ярмарки и рынки; условия их возникновения и превращения в постоянное центральное место. Регулирование систем расселения. Методы экистической политики. Экономическая структура города Тема 3. Экономическая и (базовый и обслуживающий территориальная структура сектора, сектор домашнего города (6 ч) хозяйства). Базовая занятость. 1.Экономическая структура Неформальный сектор. города. Городской мультипликатор: 2.Рынок городской земли. 3.Размещение жилой застройки модель Лоури (взаимосвязь секторов городской экономики). в городе. Индекс базовой занятости, 4.Размещение предприятий индекс локализации. Рынок сферы услуг в городах. городских земель. Факторы, 5.Функциональные зоны города. определяющие характер 6.Итоговый урок по разделу. использования городских земель. Рента положения. Моногорода. Внутригородские различия в цене на жилье, арендной плате, земельной ренте. Изменение роли факторов, влияющих на стоимость земельных участков. Функциональные зоны города. Модели размещения функциональных зон города (концентрическая, секторальная, многоядерная). Этнические кварталы и гетто. Трущобные районы в городах развивающихся стран. Оптимальное размещение предприятий сферы услуг в городе. Управление территориальной структурой города. Регулирование городского расселения в странах различных социально-экономических типов. Оптимальная территориальная структура города. Функциональное зонирование города (района, микрорайона). 1 1 1 1 1 1 39 40 41 42 43 44 Какой из известных моделей использования земель (секторальной, многоядерной или концентрической) более соответствует город? Где расположены и какими объектами представлены: центральный деловой район, районы жилья высокого качества, районы жилья среднего качества, районы жилья низкого качества, районы размещения лёгкой промышленности, районы размещения тяжёлой промышленности, районы отдыха и рекреации? Существуют ли в городе районы компактного проживания этнических групп? Где они расположены? Повторение и обобщение пройденного материала. Раздел 3. Мировое хозяйство (46 ч) Экономическая и социальная Тема 1. Отраслевая и география. Дисциплины, территориальная структура входящие в социальномирового хозяйства (6 ч) 1.Динамика отраслевой экономическую географию и территориальной структуры (география населения, география мирового хозяйства. мирового хозяйства, география 2.Оптимальная сельского хозяйства, география территориальная промышленности, география структура экономики. сферы обслуживания, география Глобализация мирового внешнеэкономических связей, в хозяйства том числе география внешней 3. Пр.р.№ 6 Характеристика торговли, география транспорта, влияния рынков труда на региональная экономическая размещение предприятий география, политическая материальной и география география культуры нематериальной сферы. (культурная география). 4.Крупнейшие ТНК мира. Представление о геополитике, 5.Экономический рост и геоэкономике, географии загрязнение окружающей потребления. География среды. мирового хозяйства. Отраслевая 6.Киотский протокол и и территориальная структура мирового хозяйства. Парижское соглашение по климату. Географическое разделение 1 1 1 1 1 40 45 труда. Развитие географического разделения труда. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Факторы размещения производства. Изменение отраслевой структуры. Развитие сферы услуг. География мирового хозяйства: изучение принципов размещения и региональных различий в функционировании отраслей. Структура (экономическая и отраслевая) мирового хозяйства. Модель Кларка. Снижение доли сельского хозяйства и рост сферы услуг в ВВП и числе занятых. Оценка уровня участия страны в мировом хозяйстве. Оптимальная территориальная структура: концепция поляризованного ландшафта. География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их изменения под воздействием научнотехнической революции. Факторы размещения производства. Глобализация и ее проявление. Факторы и основные вехи глобализации. Глобальные проблемы Человечества. Динамика территориальной структуры хозяйства в исторической ретроспективе. Специальные экономические зоны как элементы глобальной территориальной структуры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики. Глобализация мировой экономики.___________ 41 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Тема 2. География сельского хозяйства (10 ч) 1.Факторы размещения сельскохозяйственного производства. 2.Размеры и конфигурация земельных участков. 43Центры происхождения культурных растений. 4.Крупнейшие производители сельскохозяйственной продукции. Транснациональные корпорации: география штаб-квартир и масштабы деятельности. Российские ТНК в мировом рейтинге крупнейших ТНК мира. Экономический рост и загрязнение окружающей среды. Региональные различия. Киотский протокол. Квоты на торговлю выбросами (место и перспективы для России). Глобальное потепление или глобальное похолодание. «Зелёная» экономика. Повторение и обобщение пройденного материала. Природная основа географических различий в сельском хозяйстве. Ограничители развития животноводства и земледелия. Социально-экономические факторы эффективности сельскохозяйственного производства. Модель экономического оптимума сельского хозяйства Дж. Баттлера. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 42 5.Системы земледелия и животноводства. 6. Модели в географии сельского хозяйства. 7.Основные тенденции развития и размещения сельского хозяйства мира. 8.Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моего субъекта Федерации. 9. Пр.р. № 7 Определение стран - основных производителей, экспортеров и импортеров с/х продукции. 10. Итоговый урок по теме. Обеспеченность земельными ресурсами. Средние размеры хозяйств, латифундии и минифундии. Конфигурация земельных владений. Земельный кадастр. Механизация и химизация сельского хозяйства (региональные различия). Сельское хозяйство и окружающая среда. Гипотезы происхождения сельского хозяйства. Центры происхождения культурных растений и современные ареалы выращивания. Экспедиции Русского географического общества. Н. И. Вавилов. Современные районы специализированного сельскохозяйственного производства. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны — основные производители, экспортеры и импортеры продукции животноводства и земледелия. География сельского хозяйства (системы земледелия и животноводства). Модели в географии сельского хозяйства. Статистические показатели при изучении сельского хозяйства. Современная география сельскохозяйственного производства. Страны основные производители, экспортеры и импортеры продукции животноводства и земледелия. Снижение доли сельского хозяйства в ВНД, числе занятых, концентрация производства и экспорта в более развитых странах. Продовольственная проблема в менее развитых_____ 43 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Тема 3. Закономерности размещения промышленности (10 ч) 1.Факторы размещения промышленных предприятий. 2. Страны и регионы крупнейшие производители странах. География «зелёной революции» и распространение генетически модифицированных культур. Структура агробизнеса. Международное и национальное регулирование сельскохозяйственного производства в рамках Всемирной торговой организации. ТНК агробизнеса. Новые тенденции развития сельского хозяйства (органическое сельское хозяйство, беспашенное земледелие, агротуризм, субсидирование). География аграрных реформ. Проект «Специализация и перспективы развития сельского хозяйства моего субъекта Федерации». Природные условия и ресурсы для развития сельского хозяйства моего субъекта Федерации. Особенности специализации сельского хозяйства. Системы земледелия и животноводства. Общемировые тенденции развития сельского хозяйства и их проявление на территории моего субъекта Федерации. Повторение и обобщение пройденного материала.________ Факторы размещения промышленности: общественные и природные. Факторы размещения производства. Условия создания промышленных предприятий. Ресурсы, особенности пром ы ш ленной продукции. предприним ательского климата. Современные районы 3. Пр.р.№ 8 Определение международной специализации специализированного сельскохозяйственного крупнейших стран и регионов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44 мира. 4.Региональные сдвиги в размещении промышленности мира. 5.Модели размещения промышленности. 6. Пр.р. № 9 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности 7.Тенденции развития и размещения промышленности мира. 8.Развитие промышленности и состояние окружающей среды. 9. Пр.р.№ 10 Анализ техногенной нагрузки на окружающую среду. Ю.Итоговый урок по теме. производства. Современная география промышленности. Страны и регионы -основные производители, экспортёры и импортёры продукции. Изменения в размещении промышленности. Страны и регионы — основные производители, экспортёры и импортёры промышленной продукции. Модели размещения промышленности. Гравитационная модель А. Шеффле. Модель минимальных издержек А. Вебера (материальный индекс и точка минимальных перемещений, локализованные и повсеместно распространённые отрасли). Модель Я. Тинбергена (нобелевский лауреат по экономике 1969 г.): размещение промышленности и иерархия населённых пунктов. Модель Вернона (модель жизненного цикла продукта). Модель Хамфри (модель многозаводской фирмы). Торговые войны и размещение промышленности. Сдвиг производства в страны Азии. Динамика доли в ВНД и числе занятых. Изменение роли факторов размещения производства. ТНК. Экологические последствия развития промышленности. Предельно допустимые концентрации. Проект «Отрасли промышленности - основные загрязнители окружающей среды в моём районе (городе, субъекте Федерации)». Локализованные и повсеместно распространённые ресурсы для развития промышленности моего субъекта 45 66 67 68 69 70 71 72 73 74 Тема 4. География сферы услуг (9 ч) 1.Место сферы услуг в мировой экономике. 2.Мировая транспортная система. Пр.р.№ 11 Анализ грузооборота и пассажиропотока по основным транспортным магистралям мира. 3.Крупнейшие транспортные узлы мира. 4.Транспортная инфраструктура Свердловской области. 5.География мировых центров телекоммуникаций, рекламы, финансов. 6.География туризма. 7.Развитие туризма в моём субъекте Федерации. 8.Пр.р.№12 Планируем путешествие с GPS. 9.Итоговые уроки по теме. Федерации. Основные отрасли промышленности и их влияние на окружающую среду. Общемировые тенденции развития промышленности и их проявление на территории моего субъекта Федерации. Повторение и обобщение пройденного материала. Структура сферы услуг. Динамика места сферы услуг в мировой экономике. Роль сферы услуг в странах различных социально-экономических типов. География транспорта. Основные преимущества различных видов транспорта. Транспортная инфраструктура. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда. Статистические 1 1 1 1 1 1 1 1 1 показатели развития транспорта. Проект «Транспортная инфраструктура моего района (субъекта Федерации)». Транспортно - географическое положение субъекта Федерации (города, района). Место транспорта моей родины в общероссийской транспортной системе (мировой транспортной системе). Проблемы и перспективы развития транспорта (внутри-городской, региональный и обще российский транспорт). Мировые центры телекоммуникаций, рекламы, финансов. География крупнейших банков мира. ТНК в торговле и сфере услуг. Офшорные зоны мира. Современные тенденции развития туризма. Влияние туризма на экономику. Проект «Развитие туризма в моём 46 районе (субъекте Федерации)». Природные условия и рекреационные ресурсы района (субъекта Федерации). Что может привлечь туристов на мою родину (основные экскурсионные объекты историко-культурные памятники, рекреационные ресурсы и т. д.). Какая инфраструктура (отели, дороги, транспорт) существует и приспособлена для развития туризма? Какие основные проблемы развития инфраструктуры для туризма и какие способы решения этих проблем можно предложить? Проект «Планируем путешествие с GPS»: 1. Оценка возможностей и параметров путешествия (время пребывания, финансовые возможности, которые предполагают выбор условий экономического или другого класса). 2. Выбор региона (работа с метеорологическими сайтами). 3. Выбор путеводителей (серии «Вокруг света», «Полиглот» и др.) в книжном магазине, оценка их достоинств и недостатков. 4. Выбор транспорта на сайтах (авиа-, железнодорожные перевозки, автобусные), сопоставление цен на билеты от разных авиакомпаний. Бронирование билета. 5. Выбор маршрута. Составление карты маршрута. 6. Планирование ночлега. Можно ли самостоятельно забронировать ночёвки в гостиницах или кемпингах на сайте? 7-Планирование питания. Где вы 47 Тема 5. Географическое разделение труда, мировая торговля и региональная интеграция (11 ч) 1.Факторы участия стран в международном разделении труда. 2.Теории мировой торговли. Пр.р. № 13 Анализ участия 75 76 77 78 79 80 81 82 83 стран и регионов мира в 84 МГРТ. 85 3 .Географическая и товарная структура мировой торговли. 4.Страны различных социально-экономических типов мировой торговли. 5.Россия в мировой торговле. 6.Пр.р.№ 14 Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России. 7.Региональная экономическая интеграция. 8.Экономическая интеграция в Европе. 9.Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: СНГ. 10. Пр.р.№ 15 Выявление причин неравномерности хозяйственного освоения различных территорий. 11. Итоговый урок по теме. будете завтракать, обедать и ужинать? Повторение и обобщение пройденного материала. География внешнеэкономических связей. Международные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. Особые экономические зоны. Международные организации (интеграционные экономические союзы). Транснациональные корпорации. Географические аспекты глобализации. География мировой торговли. Пространственная структура мировой торговли. Основные направления оборота наиболее важных товаров и услуг. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Географическое разделение труда, факторы его развития. Международные экономические отношения. Территориальное разделение труда: международное, межрайонное. Взаимосвязь между уровнем и типом социально-экономического развития и участием в международном разделении труда. Плюсы и минусы специализации на экспорте сырья, продукции обрабаты вающей промышленности, торговле услугами. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Меркантилисты. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория относительных преимуществ Д. Рикардо. Теория соотношения факторов производства (теорема Хекшкра-Улина). Парадокс 48 Леонтьева. Новая теория международной торговли П. Кругмана. Международное и государственное регулирование торговли. Всемирная торговая организация. Основные торговые пути древности и современности. Географическая и товарная структура экспорта и импорта. Внутрирегиональная торговля. Динамика мировых экспортно-импортных потоков, изменение роли регионов и стран. СССР и Россия в мировом экспорте и импорте. Специализация в мировой торговле регионов мира. Страны — лидеры мировой торговли. Внешняя торговля стран различных социальноэкономических типов, географическая и товарная структура экспорта (импорта). Специализация в мировой торговле регионов мира. Региональная и товарная структура внешней торговли России. Внешняя торговля СССР и РФ: динамика товарной структуры. Проект «Динамика географической и товарной структуры внешней торговли региона». Общая характеристика динамики внешней торговли за выбранный период. Динамика географической структуры внешней торгов ли. Динамика товарной структуры. Международная интеграция. Региональная интеграция. Стадии экономической интеграции. Основные интеграционные объединения в регионах мира (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР). Интеграционные процессы на 49 постсоветском пространстве. Особенности интеграции в развивающихся регионах. Региональная интеграция в Европе. Европейское экономическое сообщество Европейский союз. Стадии экономической интеграции. Расширение ЕС, последствия. Шенгенские Соглашения. Интеграционные процессына постсоветском пространстве. СНГ, ГУАМ, ЕврАзЭС, Союзное государство Белоруссии и России. Повторение и обобщение пройденного материала.___________________ Раздел 4. Устойчивое развитие (14 ч) Понятие «устойчивое развитие». Тема 1 .Районирование и Показатели устойчивого административнотерриториальное деление развития, прогнозы. Основные темы раздела (районирование, (Зч) основы электоральной 1.Вводное занятие. географии, региональное 2.В иды районов и принципы 86 районирования. неравенство и территориальная 87 3 .Районирование и справедливость). Проблемы 88 административноустойчивости экономического развития (энергетическая, территориальное деление. сырьевая, экологическая) и проблемы устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.) Районирование - важнейший метод пространственного анализа. Процедура районирования. Виды районирования. Однородное (однопризнаковое и многопризнаковое) узловое районирование. Принципы районирования. Районирование «сверху», районирование «снизу» (аналитические и синтетические районы). Границы 50 между районами. Гравитационные модели. Районирование и административнотерриториальное деление (АТД). Реформа АТД и принципы её проведения. Качество районирования и АТД. 89 90 91 92 Тема 2. Основы электоральной географии (4 ч) 1.Принципы нарезки округов и равное избирательное право. 2. Нарезка округов для голосования. 3. Выборы в моём субъекте Федерации. 4. Итоговый урок по теме Правила справедливой нарезки округов (принцип равенства, компактности, недопущения нарезки округов в интересах партий). Выделение округов по принципу максимальной сегрегации и максимальной интеграции. Джерри-мендеринг — манипулирование сеткой избирательных округов в интересах партий. Показатели, используемые при географическом анализе выборов. Правила распределения мест в парламенте в странах различных социальноэкономических типов. США: система паритетов; распределение мест в Государственной Думе. Проект «Выборы в моём субъекте Федерации (городе, районе)». Какие выборы проходили в последние годы в моём субъекте Федерации (президента, в Госдуму, в местные органы власти)? Какие партии выдвигали своих кандидатов? Каковы результаты голосования (сколько голосов было подано за партию или за кандидата (в президенты, в парламент)? Каков уровень легитимности парламента (сколько избирателей проголосовало за 1 1 1 1 51 93 94 95 96 97 98 99 Тема 3. Региональное неравенство и территориальная справедливость (7 ч) 1.Принципы территориальной и социальной справедливости. 2.Региональное неравенство. 3.Методы государственной и региональной политики. 4.Типы экономических районов. 5.«Полюса роста» в моём субъекте. Федерации (Свердловская область). 6. Итоговая контрольная работа. 7.Итоговый урок. Карьера с географией. всех победивших кандидатов, вместе взятых, и какой процент они составляют от общего числа избирателей)? Были ли выдвинуты на выборах депутаты прошлого созыва? Какова была активность избирателей на выборах (число избирателей, принявших участие в голосовании от общего числа избирателей)? Сравнение с показателями за предыдущие годы и со средними по стране. Повторение и обобщение пройденного материала. Принципы территориальной и социальной справедливости; их применимость, оценка степени справедливости. Кривая Лоренса. У. Айзард — основатель регионалистики. Региональное неравенство, экономическая эффективность и территориальная справедливость в странах различных социально-экономических типов Региональная политика: сти мул ирующая, компенсирующая - и методы её проведения в странах различных социально-экономических типов (ЕС, Россия). Методы справедливого распределения национального дохода между районами страны. Закономерности пространственного экономического развития. Типы экономических районов Дж. Фридмана (районы-ядра, растущие районы, районы нового освоения, депрессивные районы). «Полюса роста» Фр. Перру. Модель «центр периферия». Особые экономические зоны в 1 1 1 1 1 1 1 52 РФ. Центр и периферия мирового хозяйства. Центральные и периферийные районы на глобальном и локальном уровне. Пространственные закономерности распространения нововведений (теория диффузии нововведений). Барьеры диффузии. Проблемы устойчивости экономического развития (энергетическая, сырьевая, экологическая) и проблемы устойчивости общественного развития (демографическая, продовольственная, мира и разоружения и др.)Проект «Полюса роста» в моём субъекте Федерации (федеральном округе)». Каково экономико географическое положение моего субъекта Федерации? Природные ресурсы и условия. Место в экономике России. Региональное неравенство: «богатые» и «бедные» районы, причины регионального неравенства. Особые экономические зоны (если они уже спланированы — рассказать о них, если нет — предложить свой вариант регионального развития). Повторение и обобщение пройденного материала. Географические знания в реальных профессиях (повторять по всем разделам курса, выбор профессии). Итого: 99 ч. 53