РП Прикладная механика ФГОС СОО

Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

директор МБОУ СОШ № 154
____ Вал амина О.В.
Приказ № 21-0
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного курса «Прикладная механика»
Уровень образования - СОО
Срок реализации - 2 года
10-11 классы
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Прикладная механика»
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,

ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно­
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой

информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на
обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной
подготовки. Предметные результаты: обучающийся научится на конкретных примерах описывать физические принципы,
определяющие устройство и формы проявления материального мира, и
понимать эти принципы;
раскрывать на примерах роль физики и механики в формировании
современной научной картины мира и в практической деятельности
человека, взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;
критически оценивать и интерпретировать физическую и техническую
информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации,
ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественно­
научной корректности в целях выявления ошибочных суждений и
формирования собственной позиции;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и
следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых
решений на основе физических знаний;
формулировать цель исследования, выдвигать и проверять
экспериментально собственные гипотезы о механических особенностях
работы устройств той или иной конфигурации и конструкции;
самостоятельно
планировать
и проводить эксперименты
с
соблюдением правил безопасной работы с лабораторным оборудованием;
интерпретировать данные, полученные в результате проведения
технического эксперимента;

прогнозировать возможность создания и функционирования тех или
иных технических механизмов или устройств.
Содержание учебного курса «Прикладная механика»
Раздел 1. Фундаментальная механика.
Вспоминаем «школьную» механику. Кинематика. Законы Ньютона и
решение основной задачи механики. Силы в природе. Законы сохранения в
механике. Статика. Чего не может механика. Задачи для самостоятельного
решения.
Раздел 2. Прикладная механика — теория работы механических
устройств.
Прикладная механика — основа технического прогресса.
Статика
механизма — условия равновесия механизма и его частей.
Динамика
механизмов. Кинематика механизмов. Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Разработка универсального метода (или группы
методов) определения положения центра тяжести плоской фигуры
неправильной формы».
Раздел 3. Передающие и изменяющие силу.
Простые механизмы. Что они могут. Простые механизмы Архимеда.
Наклонная плоскость^ клин, винт. Рычаг, блок, ворот. Задачи для
самостоятельного решения.
Практическая работа «Проектирование, изготовление и испытание
сложного простого механизма (например, сложного блока с выигрышем в силе
в 5, 8 или 16раз)».
Теоретическое задание «Разработка простого механизма, дающего
выигрыш в силе в нестандартное число раз (например, в 7 раз или в р раз), или
теоретическое обоснование невозможности создания такого механизма на
базе изученных законов механики».
Раздел 4. Механизмы, разрешающие движение.
Подвижное соединение деталей — основа машиностроения. Шарниры —
основа машиностроения. Цилиндрический шарнир. Теория цилиндрического
шарнира. Сферический шарнир. Теория сферического шарнира.
Задачи для самостоятельного решения.
Раздел 5. Механизмы, передающие движение.
Передача движения — главное достижение машиностроения.
Передача движения — основная задача машиностроения. Зубчатая
передача. Теория зубчатой передачи.
Карданная передача (шарнир Гука). Шарнир равных угловых скоростей.
Шарнир Липкина—Посселье. Шарнирные механизмы Чебышева.
Кривошипно-шатунный
механизм.
Планетарная
передача.
Дифференциал. Поворот колёсного устройства. Нужны ли нам будут шарниры
через 300 лет.
Задачи для самостоятельного решения.

Практическая работа «Конструирование и сборка действующей
подъемной системы, дающей максимальный выигрыш в силе».
Раздел 6. Тепло, создающее движение.
Тепловые двигатели. Создание движения — цель двигателестроения.
Вспоминаем термодинамику. Принципы работы тепловых двигателей.
КПД теплового двигателя. Идеальный тепловой двигатель Карно. Двигатель
внутреннего сгорания — шедевр технической термодинамики.
Задачи для самостоятельного решения и задания.
Практическая работа
«Изучение двигателя
Стирлинга
(или
простейшего двигателя внутреннего сгорания)».
Раздел 7. Электричество, создающее движение.
Электрические двигатели. Электродвигатели и электрогенераторы.
Униполярный
электродвигатель.
Закон
электромагнитной
индукции.
Электродвигатели переменного тока. Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Конструирование электродвигателя».
Раздел 8. Жидкости, помогающие людям.
Гидравлические механизмы и системы. Гидравлика — прикладная
механика жидкости. Закон Паскаля в технике и в жизни. Закон Архимеда в
технике и в жизни. Водопровод и канализация. Задачи для самостоятельного
решения.
Практическая работа «Конструирование комнатной системы
автоматического полива растений».
Раздел 9. Вращение.
Колёса и двигатели. Вращение — цель и средство прикладной механики.
Кинематика вращательного движения. Катится колесо. Мгновенный центр
вращения. Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Изучение гироскопа».
Раздел 10. Колебания, измеряющие время.
Упругость, колебания, прочность. Упругость и деформации. Упругие
силы. Модули упругости. Коэффициент Пуассона. Обобщённый закон Гука.
Упругость как причина колебаний. Закон сохранения энергии при
колебаниях. Условия гармоничности колебаний. Колебания и измерение
времени. Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Конструирование маятника Максвелла и
исследование его колебаний».
Раздел 11. Трение тормозящее и трение разгоняющее.
Трение — друг или враг? Трение в жизни человека. Самый удивительный
закон физики. Трение и автомобиль. Заклинивание. Лыжная мазь. Измеряем
коэффициент трения. Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Конструирование и сборка установки для
исследования движения тел, соскальзывающих или скатывающихся по
наклонной плоскости с разными углами наклона».
Раздел 12. Физика и механика: пределы и перспективы.
Что ещё придумают физики.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы

№
п/п
1

2

3

4

5

6

7

10 класс
Раздел/Тема
1. Фундаментальная механика.
Вспоминаем «школьную» механику. Кинематика.
Законы Ньютона и решение основной задачи
механики. Силы в природе. Законы сохранения в
механике. Статика. Чего не может механика.
Задачи для самостоятельного решения.
2. Прикладная механика — теория работы
механических устройств.
Прикладная механика — основа технического
прогресса.
Статика механизма — условия
равновесия механизма и его частей.
Динамика механизмов. Кинематика механизмов.
Задачи для самостоятельного решения.
Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Разработка универсального
метода (или группы методов) определения
положения центра тяжести плоской фигуры
неправильной формы».
Практическая работа «Разработка универсального
метода (или группы методов) определения
положения центра тяжести плоской фигуры
неправильной формы».
3. Передающие и изменяющие силу
Простые механизмы. Что они могут. Простые
механизмы Архимеда. Наклонная плоскость, клин,
винт.
Рычаг,
блок,
ворот.
Задачи
для
самостоятельного решения.
Задачи для самостоятельного решения.
Практическая
работа
«Проектирование,
изготовление и испытание сложного простого
механизма (например,
сложного блока с
выигрышем в силе в 5, 8 или 16 раз)».

Количество
часов
1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

8

9

10

11
12

13

14

15

Практическая
работа
«Проектирование,
изготовление и испытание сложного простого
механизма (например, сложного блока с
выигрышем в силе в 5, 8 или 16 раз)».
Теоретическое задание «Разработка простого
механизма, дающего выигрыш в силе в
нестандартное число раз (например, в 7 раз или в р
раз),
или
теоретическое
обоснование
невозможности создания такого механизма на базе
изученных законов механики».
Теоретическое задание «Разработка простого
механизма, дающего выигрыш в силе в
нестандартное число раз (например, в 7 раз или в р
раз),
или
теоретическое
обоснование
невозможности создания такого механизма на базе
изученных законов механики».
4. Механизмы, разрешающие движение
Подвижное соединение деталей — основа
машиностроения.
Шарниры
—
основа
машиностроения.
Цилиндрический
шарнир.
Теория цилиндрического шарнира.
Сферический шарнир. Теория сферического
шарнира. Задачи для самостоятельного решения.
Задачи для самостоятельного решения.
5. Механизмы, передающие движение
Передача движения — главное достижение
машиностроения. Передача движения — основная
задача машиностроения. Зубчатая передача.
Теория зубчатой передачи.
Карданная передача (шарнир Гука). Шарнир
равных угловых скоростей.
Шарнир
Липкина—Посселье.
Шарнирные
механизмы Чебышёва. Кривошипно-шатунный
механизм.
Планетарная передача. Дифференциал. Поворот
колёсного устройства.
Нужны ли нам будут шарниры через 300 лет.
Задачи для самостоятельного решения.
Нужны ли нам будут шарниры через 300 лет.
Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Конструирование и сборка
действующей подъемной системы, дающей
максимальный выигрыш в силе».
Практическая работа «Конструирование и сборка

1 час

1 час

1 час

1 час
1 час

1 час

1 час

1 час

16
17

№
п/п
1

2
3

4

5

6

7

8

действующей подъемной системы, дающей
максимальный выигрыш в силе».
6. Тепло, создающее движение
1 час
Итоговое собеседование
1 час
Тепловые двигатели. Создание движения — цель
двигателестроения.
Вспоминаем термодинамику. Принципы работы
тепловых двигателей. КПД теплового двигателя.
Идеальный тепловой двигатель Карно. Двигатель
внутреннего сгорания — шедевр технической
термодинамики.
Задачи для самостоятельного решения и задания.
Итого 17 часов
11 класс
Раздел/Тема
1. Электричество, создающее движение
Электрические двигатели. Электродвигатели и
электрогенераторы.
Униполярный
электродвигатель.
Закон электромагнитной индукции.
Электродвигатели переменного тока.
Задачи для самостоятельного решения.
Практическая
работа
«Конструирование
электродвигателя».
2. Жидкости, помогающие людям
Гидравлические
механизмы
и
системы.
Гидравлика — прикладная механика жидкости.
Закон Паскаля в технике и в жизни.
Закон Архимеда в технике и в жизни. Водопровод
и канализация.
Задачи для самостоятельного решения.
Практическая
работа
«Конструирование
комнатной системы автоматического полива
растений».
3. Вращение
Колёса и двигатели. Вращение — цель и средство
прикладной механики.
Кинематика вращательного движения. Катится
колесо. Мгновенный центр вращения.
Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Изучение гироскопа».
4. Колебания, измеряющие время

Количество
часов
1 час

1 час
1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

1 час

9
10
11

12
13

14

15

16
17

1 час
Упругость, колебания, прочность. Упругость и
деформации. Упругие силы. Модули упругости.
1 час
Коэффициент Пуассона. Обобщённый закон Гука.
1 час
Упругость как причина колебаний. Закон
сохранения энергии при колебаниях. Условия
гармоничности колебаний.
1 час
Колебания и измерение времени. Задачи для
самостоятельного решения.
Практическая работа «Конструирование маятника
1 час
Максвелла и исследование его колебаний».
5. Трение тормозящее и трение разгоняющее
1 час
Трение — друг или враг?
Трение в жизни
человека. Самый удивительный закон физики.
Трение и автомобиль. Заклинивание. Лыжная мазь.
1 час
Задачи для самостоятельного решения.
Практическая работа «Конструирование и сборка
установки для исследования движения тел,
соскальзывающих
или
скатывающихся
по
наклонной плоскости с разными углами наклона».
1 час
Итоговое собеседование
6. Физика и механика: пределы и перспективы
0,5 час
Практическая работа «Конструирование и сборка
установки для исследования движения тел,
соскальзывающих
или
скатывающихся
по
наклонной плоскости с разными углами наклона».
Итого 16,5 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».