РП Родной язык (русский) ФГОС СОО

Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе —
образовательной программе среднего общего образования

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

директор МБОУ СОШ № 154
Валамина О.В.
Приказ № 21-0
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)»
Уровень образования - СОО
Уровень изучения предмета - базовый
Срок реализации - 2 года
10-11 классы
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
1

ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебно­
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому
и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно­
познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
2

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5)
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных
институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты освоения основной образовательной
программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на
обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной
подготовки.
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература"
должно обеспечить:
сформированность представлений о роли родного языка в жизни
человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном
языке в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры,
воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры
своего народа;
сформированность осознания тесной связи между языковым,
литературным,
интеллектуальным,
духовно-нравственным
развитием
личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению на родном языке как
средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного
отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к
сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства
причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание
исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры
владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи,
правилами речевого этикета;
сформированность знаний о родном языке как системе и как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических
3

умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально­
смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и
родная литература" включают предметные результаты учебных предметов:
"Родной язык", "Родная литература" (базовый и углубленный уровень) требования к предметным результатам освоения базового курса родного
языка и родной литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах родного языка и применение
знаний о них в речевой практике;
2) владение видами речевой деятельности на родном языке
(аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное
взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения;
3)
сформированность
навыков
свободного
использования
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) сформированность понятий и систематизацию научных знаний о
родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение
базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий
родного языка;
5) сформированность навыков проведения различных видов анализа
слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического,
морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса,
расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации
и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии родного языка, основными нормами родного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) сформированность ответственности за языковую культуру как
общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и
изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование
потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного
диалога;
9) сформированность понимания родной литературы как одной из
основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа
познания жизни;
10)
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и
мировой культуры;
4

11)
художественных
традиции.

сформированность
навыков
понимания
литературных
произведений, отражающих разные этнокультурные

Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»
Базовый уровень
Вводное занятие. «Родной язык есть неистощимая сокровищница всего
духовного бытия человеческого» (Ф. И. Буслаев). Цели, задачи курса. История
языка и история общества. Язык - средство социализации человека. Работа со
словом «грамота».
Как жили наши предки — славяне. Язык и его роль в обществе. Жизнь
славянских племен. Образование праславянского языка. В семье славянских
языков. Возникновение древнерусского государства и его роль в развштии
языка древнерусской народности (восточные славяне).
«Из древней тьмы на мировом погосте звучат лишь письмена» (И.
Бунин). Источники изучения языка и его истории (диалекты, памятники
письменности и др.). Письмена славян дохристианского периода. Создание
славянского алфавита Кириллом и Мефодием. История письменности на Руси.
Краткие сведения из области палеографии. Материал и орудия письма.
Важнейшие памятники письменности; чтение отрывков из них на
древнерусском языке.
Развитие письменности на Руси (несколько историй из жизни букв).
Типы начертания букв: устав, полуустав, скоропись. Второе южнославянское
влияние. Формирование принципов орфографии. История ее реформ.
Особенности отдельных написаний. Роль этимологического анализа в работе
по орфографии.
Славянский алфавит и его особенности. Сравнение с современным
алфавитом. Изменения в кириллице. Надстрочные знаки. Обозначение чисел
буквами. Судьба отдельных букв. Краткие сведения из истории русской
графики и ее реформ.
Как учили грамоте на Руси. «Язык создал цивилизацию землян» (В. К.
Журавлев). Школа и просвещение. История учебных книг и возникновение
первых библиотек, первых школ. Азбука Ивана Федорова (1574 г.). «Букварь
языка словенского, сиречь начало учения детям» В. Бурцева (1634 г) и др.
Грамматика М. Смотрицкого (1619 г.). М. В. Ломоносов. Из истории
грамматических терминов.
«Владимир посеял книжные слова, а мы пожинаем...». Язык «Повести
временных лет...». Аналитическое наблюдение — исследование текстов
сборника «Повесть временных лет...».
Русский язык в кругу славянских языков. «Общеславянский язык —
прародитель славянских языков». «Языки-братья». Слово о полку Игореве»
как один из древнейших текстов славянской письменной речи». «Из истории
славянской письменности». «Первоучители Кирилл и «Мефодий».
«Славянский праздник в нашей стране». «Первые книги на Руси».
«Дыхание» времени (основные тенденции развития в звуковой системе
русского языка). Особенности звукового строя праславянского языка позднего
5

периода: действие закона слогового сингармонизма. Изменения в звуковой
системе, возникновение чередований (появление носовых гласных,
полногласных и неполногласных сочетаний шипящих, свистящих, упрощение
групп согласных, изменения в системе гласных (падение редуцированных) и
согласных за несколько столетий. Как появились беглые гласные? (Почему в
русском языке дед, а в украинском дид? Какой рифмой пользовался Пушкин?
(Судьба звука, обозначенного буквой К) Процесс перехода ев о. Изменение
качества шипящих и ц. Появление вторично смягченных согласных.
Сокращение количества гласных фонем и увеличение количества согласных.
«Первородные
и
усыновленные
слова»
(Я.
Козловский).
Самостоятельные исследования, выводы. Исконно русская лексика.
Старославянизмы в лексике русского языка. Заимствованные слова.
«Огоньки крестьянской речи» (О. Шестинский). Диалект, наречие,
говор. Диалектология. Диалекты русского языка. Отношения между
диалектами и литературным языком. Диалектологи, их роль в создании
словарей местных слов. Выявление своеобразия русской речи родного края.
«Русской речи государь по прозванию Словарь» (Я. Козловский).
Лексикография. Типы словарей. Энциклопедические и лингвистические
словари. Многоязычные и одноязычные словари. Тезаурусы.
Тайны имен и прозвищ. Антропонимия. Анторопонимика. Ономастика
(ономатология). Древние русские имена. Имена-характеристики. Именаметафоры. Имена-талисманы. Знатные (княжеские) имена. Женские имена.
Старые русские имена иноязычного происхождения. Происхождение отчеств.
Отчества-именования. Прозвища.
С какого времени начинается современный русский литературный язык?
Понятие нормы. Ее динамический характер. Формирование орфоэпических,
лексических, синтаксических и других норм. Изменения норм. Литературный
язык.
Что? Как? Почему? История имен существительных: почему в языке
есть разносклоняемые существительные? Как изменилось распределение
существительных
по
типам
склонения?
Почему
у
некоторых
существительных в одном и том же падеже есть разные окончания (из леса —
из лесу)? Хорошо ли знал Грибоедов русский язык («У вдове, у докторше
крестить»)? Как обратиться к собеседнику (о звательной форме)? История
имен прилагательных: какие прилагательные возникли раньше — полные или
краткие? Как появилась превосходная степень? История имен числительных:
как считали славяне в древности? (История категории числа, остатки
двойственного числа в русском языке.) Почему пишем пятнадцать, но
пятьдесят? (Вопросы образования, изменения, правописания, употребления
числительных с существительными.) История местоимений, или Знакомые
незнакомцы: как появилось «я» в местоимениях 3-го лица? Почему
местоимения 3-го лица изменяются по родам? Как возник суффикс -ся?
История глаголов: почему в русском языке существуют глаголы 1-го, 2-го
спряжения и разноспрягаемые? Почему во 2-м спряжении есть 11
исключений? Почему глаголы прошедшего времени изменяются по родам?
Как возникли возвратные глаголы? Какого происхождения наши современные
6

причастия? Из чего состоят формы сослагательного наклонения? История
наречий, или Почему так трудно правильно писать наречия? Позднее
оформление этой категории, незавершенность ее формирования. Из истории
предлогов, союзов, частиц (происхождение, особенности употребления,
написания).
Из истории русской пунктуации. Появление знаков препинания в
русском языке. Тексты конца XV века писались без промежутков между
словами или делились на нерасчлененные отрезки. Первые знаки препинания
показывали паузы. Точка - самый ранний знак препинания (с 80-х гг. XV в.).
Появление запятой (к концу первой четверти XVI в.). Функции точки с
запятой. Упорядочение знаков препинания связывают с книгопечатанием.
Появление восклицательного знака («вместительного» знака, по М.
Смотрицкому). Появление тире, кавычек, многоточий (конец XVIII в.). Другие
наименования знаков препинания.
«Родной язык в реке времени (история языка и история общества)».
Подготовка и презентация устного журнала.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
№
п/п
1

2

3

4
5
6
7

Раздел (Тема)

10 класс
Элементы содержания

Цели, задачи курса. История Вводное занятие. «Родной
языка и история общества.
язык есть неистощимая
сокровищница всего
духовного бытия
человеческого» (Ф. И.
Буслаев). Цели, задачи
курса.
Язык - средство
Работа со словом
социализации человека.
«грамота». История языка
и история общества. Язык средство социализации
человека. Работа со словом
«грамота».
Язык и его роль в обществе. Как жили наши предки —
славяне. Язык и его роль в
обществе.
Жизнь славянских племен.
Жизнь славянских племен.
Образование
Образование
праславянского языка.
праславянского языка.
В семье славянских языков. В семье славянских
языков.
Возникновение
Возникновение
древнерусского государства. древнерусского

Количество
часов
1

1

1

1
1
1
1
7

8

9
10

11
12
13
14

15

16
17

18
19

20

государства и его роль в
развитии языка
древнерусской народности
(восточные славяне).
Источники изучения языка и «Из древней тьмы на
мировом погосте звучат
его истории.
лишь письмена» (И.
Бунин). Источники
изучения языка и его
истории (диалекты,
памятники письменности и
др-)Письмена славян
Письмена славян
дохристианского периода.
дохристианского периода.
Создание славянского
Создание славянского
алфавита Кириллом и
алфавита Кириллом и
Мефодием.
Мефодием.
История письменности на
История письменности на
Руси.
Руси.
Краткие сведения из облас­ Краткие сведения из
ти палеографии.
области палеографии.
Материал и орудия письма. Материал и орудия письма.
Важнейшие памятники
Важнейшие памятники
письменности.
письменности: чтение
отрывков из них на
древнерусском языке.
Развитие письменности на
Руси (несколько историй
из жизни букв).
Типы начертания букв:
Типы начертания букв:
устав, полуустав, скоропись. устав, полуустав,
скоропись.
Второе южнославянское
Второе южнославянское
влияние.
влияние.
Формирование принципов
Формирование принципов
орфографии. История ее
орфографии.
реформ.
Особенности отдельных
Особенности отдельных
написаний.
написаний.
Роль этимологического
Роль этимологического
анализа в работе по
анализа в работе по
орфографии.
орфографии.
Сравнение с современным
алфавитом.

Славянский алфавит и его
особенности. Сравнение с
современным алфавитом.

1

1
1

1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

8

21
22
23
24

25

26

27
28

29

30

Изменения в кириллице.
Надстрочные знаки.
Надстрочные знаки.
Обозначение чисел буквами. Обозначение чисел
буквами.
Судьба отдельных букв.
Судьба отдельных букв.
Краткие сведения из
Краткие сведения из
истории русской графики и истории русской графики и
ее реформ.
ее реформ.
«Язык создал цивилизацию Как учили грамоте на Руси.
«Язык создал цивилизацию
землян».
землян» (В. К. Журавлев).
Школа и просвещение.
История учебных книг и
История учебных книг и
возникновение первых
возникновение первых
библиотек, первых школ.
библиотек, первых школ.
Азбука Ивана Федорова.
Азбука Ивана Федорова
(1574 г.).
«Букварь языка словенского, «Букварь языка
сиречь начало учения де­
словенского, сиречь начало
тям».
учения детям» В. Бурцева
(1634 г) и др.
Грамматика М.
Грамматика М.
Смотрицкого.
Смотрицкого (1619 г.). М.
В. Ломоносов. Из истории
грамматических терминов.
Язык «Повести временных
«Владимир посеял
лет...».
книжные слова, а мы
пожинаем...». Язык
«Повести временных
лет...». Аналитическое
наблюдение —
исследование текстов
сборника «Повесть
временных лет...».

1
1
1
1

1

1

1
1

1

1

i

31

Язык «Повести временных
лет...».

32

Язык «Повести временных
лет...».

Язык «Повести временных
лет...». Аналитическое
наблюдение —
исследование текстов
сборника «Повесть
временных лет...».
Язык «Повести временных
лет...». Аналитическое
наблюдение —
исследование текстов
сборника «Повесть

1

1

9

33

Итоговый тест

34

Русский язык в кругу
славянских языков.

временных лет...».
Промежуточная аттестация
за год.

1
1

Итого: 34 часа
№
п\п
1.

2.

Раздел (Тема)
«Общеславянский язык —
прародитель славянских
языков».
Слово о полку Игореве».

3.

«Из истории славянской
письменности».

4.

«Славянский праздник в
нашей стране».

5.

Особенности звукового
строя праславянского языка
позднего периода.

6.

Изменения в звуковой
системе, возникновение
чередований.

1 класс
Элементы содержания
«Общеславянский язык —
прародитель славянских
языков». «Языки-братья».
Слово о полку Игореве»
как один из древнейших
текстов славянской
письменной речи».
«Из истории славянской
письменности».
«Первоучители Кирилл и
«Мефодий».
«Славянский праздник в
нашей стране». «Первые
книги на Руси».
«Дыхание» времени
(основные тенденции
развития в звуковой
системе русского языка).
Особенности звукового
строя праславянского
языка позднего периода:
действие закона слогового
сингармонизма.
Изменения в звуковой
системе, возникновение
чередований (появление
носовых гласных,
полногласных и
неполногласных сочетаний
шипящих, свистящих,
упрощение групп
согласных, изменения в
системе гласных (падение
редуцированных) и
согласных за несколько
столетий.

Количество
часов
1

1

1

1

1

1

10

7.

Как появились беглые
гласные?

8.

Какой рифмой пользовался
Пушкин?

9.

Процесс перехода е в о.

10.

Появление вторично смяг­
ченных согласных.

11.

Исконно русская лексика.

12.

Старославянизмы в лексике
русского языка.

13.

Диалект, наречие, говор.

14.

Отношения между
диалектами и литературным
языком.
Диалектологи, их роль в
создании словарей местных
слов.

15.

16.

Лексикография.

17.

Энциклопедические и лин­
гвистические словари.

Как появились беглые
гласные? (Почему в
русском языке дед, а в
украинском дид?
Какой рифмой пользовался
Пушкин? (Судьба звука,
обозначенного буквой К)
Процесс перехода е в о.
Изменение качества
шипящих и ц.
Появление вторично
смягченных согласных.
Сокращение количества
гласных фонем и
увеличение количества
согласных.
«Первородные и
усыновленные слова» (Я.
Козловский).
Самостоятельные
исследования, выводы.
Исконно русская лексика.
Старославянизмы в
лексике русского языка.
Заимствованные слова.
«Огоньки крестьянской
речи» (О. Шестинский).
Диалект, наречие, говор.
Диалектология. Диалекты
русского языка.

1

Отношения между
диалектами и
литературным языком.
Диалектологи, их роль в
создании словарей
местных слов. Выявление
своеобразия русской речи
родного края.
«Русской речи государь по
прозванию Словарь» (Я.
Козловский).
Лексикография. Типы
словарей.
Энциклопедические и
лингвистические словари.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
11

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Многоязычные и
одноязычные словари.
Тезаурусы.
Антропонимия.
Антропонимия.
Анторопонимика.
Анторопонимика.
Ономастика (ономатология). Ономастика
(ономатология).
Тайны имен и прозвищ.
Древние русские имена.
Древние русские имена.
Имена-характеристики.
Имена-метафоры. Именаталисманы. Знатные
(княжеские) имена.
Женские имена.
Старые русские имена
Старые русские имена
иноязычного
иноязычного
происхождения.
происхождения.
Происхождение отчеств.
Отчества-именования.
Прозвища.
Понятие нормы. Ее
С какого времени
динамический характер.
начинается современный
русский литературный
язык? Понятие нормы. Ее
динамический характер.
Формирование
орфоэпических,
лексических,
синтаксических и других
норм. Изменения норм.
Литературный язык.
История имен
Что? Как? Почему?
существительных.
История имен
существительных: почему
в языке есть
разносклоняемые
существительные? Как
изменилось распределение
существительных по типам
склонения? Почему у
некоторых
существительных в одном
и том же падеже есть
разные окончания (из леса
— из лесу)? Хорошо ли
знал Грибоедов русский

Многоязычные и
одноязычные словари.

1

1

1

1

1

1

12

24.

История имен
прилагательных.

25.

История имен
числительных.

26.

История местоимений.

27.

История глаголов.

язык («У вдове, у докторше
крестить»)? Как обратиться
к собеседнику (о
звательной форме)?
История имен
прилагательных: какие
прилагательные возникли
раньше — полные или
краткие? Как появилась
превосходная степень?
История имен
числительных: как считали
славяне в древности?
(История категории числа,
остатки двойственного
числа в русском языке.)
Почему пишем пятнадцать,
но пятьдесят? (Вопросы
образования, изменения,
правописания,
употребления
числительных с
существительными.)
История местоимений, или
Знакомые незнакомцы: как
появилось «я» в
местоимениях 3-го лица?
Почему местоимения 3-го
лица изменяются по
родам? Как возник
суффикс -ся?
История глаголов: почему
в русском языке
существуют глаголы 1-го,
2-го спряжения и
разноспрягаемые? Почему
во 2-м спряжении есть 11
исключений? Почему
глаголы прошедшего
времени изменяются по
родам? Как возникли
возвратные глаголы?
Какого происхождения
наши современные
причастия? Из чего состоят
формы сослагательного

1

1

1

1

13

28.

История наречий.

29.

Из истории предлогов,
союзов, частиц.

30.

Появление знаков
препинания в русском
языке.

31.

Подготовка и презентация
устного журнала.
Итоговый тест

32.
33.

«Родной язык в реке
времени».

наклонения?
История наречий, или
Почему так трудно
правильно писать наречия?
Позднее оформление этой
категории,
незавершенность ее
формирования.
Из истории предлогов,
союзов, частиц
(происхождение,
особенности употребления,
написания).
Из истории русской
пунктуации. Появление
знаков препинания в
русском языке. Тексты
конца XV века писались
без промежутков между
словами или делились на
нерасчлененные отрезки.
Первые знаки препинания
показывали паузы. Точка самый ранний знак
препинания (с 80-х гг. XV
в.). Появление запятой (к
концу первой четверти XVI
в.). Функции точки с
запятой. Упорядочение
знаков препинания
связывают с
книгопечатанием.
Появление
восклицательного знака
(«вместительного» знака,
по М. Смотрицкому).
Появление тире, кавычек,
многоточий (конец XVIII
в.). Другие наименования
знаков препинания.
Подготовка и презентация
устного журнала.
Промежуточная аттестация
за год.
«Родной язык в реке
времени (история языка и

1

1

1

1
1
1
14

история общества)».
Итого: 33 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».