Приложение 3 к Основной общеобразовательной программе образовательной программе среднего общего образования ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 11 от «26» мая 2022 директор МБОУ СОШ № 154 Валамина О. В. Приказ № 21-0 от «26» мая 2022 Рабочая программа учебного предмета «Мировая художественная культура» Уровень образования - СОО Уровень изучения предмета - базовый Срок реализации - 1 год 10 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура» Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, 1 способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой 2 информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; - развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; - освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); - воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; - приобретение опыта создания художественного образа в разных видах 3 и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); - развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства; - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; - осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; - развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. В результате изучения учебного предмета «Мировая художественная культура» на уровне среднего общего образования: Выпускник на базовом уровне научится: - различать основные виды и жанры искусства; - выбора путей своего культурного развития; - различать изученные направления и стили мировой художественной культуры; - узнавать шедевры мировой художественной культуры; - выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; - понимать особенности языка различных видов искусства; Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: - узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением; - устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства; - пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения). Содержание учебного предмета «М ировая худож ественная культура» Базовый уровень Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, 4 музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, TV и др.) и быте (привычки, суеверия и др). Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам). Культура античности. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности. Средние века. Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная 5 символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Культура Востока. Художественная культура Востока. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». Возрождение. Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение 6 киноверсий произведений Шекспира. Художественная культура XVII - XVIII вв.. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта X. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Художественная культура конца XIX - XX вв. Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. 7 Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство. Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы № п/п 1 2 3 10 класс Количество Раздел (Тема) урока Элементы часов содержания Раздел Художественная культура первобытного мира Роль мифа в культуре. Миф - основа ранних 1 час Жизнь вместе с представлений о природой. мире, религии, искусстве. Древние образы: мировое древо, мировая гора, дорога. Первобытная магия. Ритуал - основа 1 час Ритуал. синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. 1 час Художественные Зарождение комплексы Альтамиры искусства. Образность и Стоунхенджа. архитектурных первоэлементов. Стоунхендж. 8 4 5 6 7 Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический Символика орнамент неолита как геометрического символ перехода от орнамента. хаоса к форме. Архаические основы Художественный фольклора. Миф и современность. образ - основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Раздел Художественная культура Древнего мира Монументальность и Особенности красочность художественной культуры ансамблей Вавилона (зиккурат Месопотамии. Между Тигром и Этеменанки, ворота Евратом. Иштар, дорога Процессий свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет. Ансамбли пирамид в Подготовка к Гизе и храмов в вечности. Храм и Карнаке и Луксоре космос. (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Древней Индии. Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних 1 час 1 час 1 час 1 час 8 9 10 11 12 13 индийцев. Комплекс в Паленке Отражение (дворец, мифологических обсерватория, «Храм представлений майя и Надписей» как ацтеков в архитектуре единый ансамбль и рельефе. пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам). Раздел Культура античности Синтез архитектуры, Идеалы красоты скульптуры, цвета, Древней Греции в ритуального и ансамбле афинского театрального Акрополя. Детство человечества. действия Панафинейские Динамическое праздники. воплощение во времени и Вершина греческой классики. пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и Гигантизм, античных традиций в экспрессия, эллинизме. натурализм: Пергамский алтарь. Славы и величия Рима. Архитектура как Римский Феномен. зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Основные Триумфальная арка, архитектурные и колонна, конная изобразительные статуя (Марк Аврелий), базилика, формы воплощения идеи. зрелищные сооружения Конец Древнего мира. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 10 (Колизей), храм (Пантеон). 14 Раздел Средние века Художественная культура Средних веков. Вселенная Ахурамазды. 15 София Константинопольская воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. 16 Древнерусский крестово-купольный храм. Взгляд сквозь небо. 17 Стилистическое многообразие воплощения единого образца. 18 Икона и иконостас. Каменная летопись. 19 Творчество Ф. Грека и А. Рублева. Духовное деление. Византийский центрально купольный храм как обиталище Бога на земле. Воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе. Архитектурная, космическая, топографическая и временная символика. 1 час Киевская (София Киевская), владимиро суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Специфика символического языка и образности Московская школа иконописи. Росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 11 20 21 22 23 24 собора в Кремле ("Троица"). Ансамбль московского Символ национального Кремля. единения, образец Божественное гармонии песнопение в традиционных форм христианском храме. и новых строительных приёмов Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Монастырская Идеалы аскетизма, базилика как антагонизм средоточие культурной духовного и жизни романской телесного, синтез культуры эпохи. религиозной и народной. Готеческий собор - как Идея божественной образ мира. красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы аббатства в Лондоне. Региональные школы Региональные школы Западной Европы. Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Мусульманский образ Синтез монументальной рая в комплексе Регистана. архитектурной формы и Слепок вечности. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 12 25 26 27 28 изменчивого, полихромного узора. (Древний Самарканд). Раздел Культура Востока Ступа в Санчи, храм Художественная Кандарья Махадева в культура Востока. Кхаджурахо - модель Колесо бытия. Вселенной Древней Индии. Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Фресковая роспись пещерных храмов. Воплощение Вечная гармония инь мифологических и и янь религиозно основа китайской нравственных культуры. представлений Китая в Ансамбль храма Неба ансамбле храма Неба в в Пекине - пример Пекине. сплава мифологических и религиозно нравственных представлений Древнего Китая. Сплав философии и Культ природы мифологиив садовом кредо японской искусстве Японии. архитектуры. Рукотворная Райский сад вселенная. монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Реандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото. Монодический склад Григорианский хорал, знаменный средневековой музыкальной культуры. распев. 1 час 1 час 1 час 1 час «Прометей 13 прикованный». 29 30 31 Раздел Возрождение Художественная культура Ренессанса. Воплощение ренессансной идеи создания Величавая беседа «идеального» города равных. (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм религиозно Театр В. Шекспира. философская основа Борьба за разум. Гентского алтаря. Идеи Реформации и мастерские гравюры. Придворная культура французского Ренессанса. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Художественная Проблема культура XVII - XVIII многообразия и взаимовлияния. вв. Стили и Изменение направления в мировосприятия в искусстве Нового эпоху барокко: времени. 1 час 1 час 1 час 14 32 Классицизм гармоничный мир дворцов и парков Версаля. гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима, Петербурга и его окрестностей национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта X. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. 1 час 15 Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: Моцарт («Дон Жуан»), Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). 33 34 Итоговый тест Социальная тематика в живописи реализма 1 час 1 час Специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Итого: 34 часа 16