Учебный план 1-й год обучения № Название разделов и тем п/п занятий 1. Вводные занятия. Настольные игры. Инструктажи по технике безопасности. 2. История появления шахмат 3. Шахматная доска 4. Расстановка и ходы фигур 5. Сравнительная сила фигур и пешек 6. Шах и мат. Цель и итог игры Итого за год Количество часов всего теория практика 2 1 1 12 6 24 2 6 2 10 1 6 4 14 1 22 68 6 26 16 42 Форма контроля/ аттестации беседа, объяснение, наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах, мини-турнирах 2-й год обучения № Название разделов и тем п/п занятий 1. Вводные занятия. Инструктажи по технике безопасности 2. Повторение материала 1-го года обучения 3. Общие принципы ведения игры 4. Шахматная нотация 5. Игра в дебюте. Дебютные катастрофы 6. Миттельшпиль. Основы комбинационной игры 7. Игра в эндшпиле 8. Итоговое повторение Итого за год Количество часов всего теория практика 2 1 1 4 2 2 4 2 2 4 18 2 8 2 10 16 8 8 16 4 68 8 2 33 8 2 35 Форма контроля/ аттестации беседа, объяснение, наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах, соревнованиях Содержание учебного плана 1-й год обучения Цель модуля программы 1-го года обучения: знакомство с историей и основами шахматной игры, создание условий для гармоничного когнитивного развития и творческого потенциала умственных способностей, волевых и личностных качеств детей младшего школьного возраста. Задачи: личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к истории шахмат как интеллектуального вида спорта, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций. Тема 1. Вводные занятия. Настольные игры. Инструктажи по технике безопасности. Теория: Введение в программу, знакомство с целью и задачами курса. Инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной безопасности. Ознакомление с правилами поведения во время учебных занятий, в местах проведения массовых мероприятий, при выезде на мероприятия. Порядок эвакуации и помощи пострадавшим. Практика: Входная диагностика. Настольные игры. Общее между шашками и шахматами (не менее 8 признаков). Работа с демонстрационной магнитной доской. Тема 2. История появления шахмат. Теория: Человечество в далеком прошлом. Древнейшие из настольных игр. Военнотехнический прогресс в Древней Индии и появление чатуранги. Чатуранга как играпрародитель шахмат. Названия фигур, что собой символизируют, эволюция некоторых из них (боевая колесница – ладья). Цель и итог игры. Изменения в чатуранге у персов и арабов, появление игры шатранг(дж). Возникновение понятий «шах» и «мат», превращение шатрандж в принципиально новую игру – шахматы. Дурацкий мат как пример наиболее быстрого выигрыша без взятия фигур. Практика: Работа в тетради. Линия времени. Работа с демонстрационными досками (настенной магнитной и онлайн на экране проектора). Назвать общее (не менее 4 признаков) и отличия (не менее 8) чатуранги и шахмат. Сравнение шатрандж с чатурангой и шахматами, выявление общего и отличий. Для детей, обладающих первоначальными навыками шахматной игры, – умение демонстрировать и объяснить дурацкий мат. Тема 3. Шахматная доска. Теория: Правильное расположение шахматной доски (белое поле/клетка в правом нижнем углу для каждого игрока). Понятия «поле», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ». Количество полей на доске. Разметка доски латинскими буквами и арабскими цифрами. Половины белых и чёрных. Ферзевой и королевский фланги. Практика: Работа в тетради. Начертить доску 8x8 полей, обозначить горизонтали цифрами 1-8, вертикали – латинскими буквами a-h. Отметить на схеме половины белых (горизонтали 1-4) и чёрных (горизонтали 5-8), ферзевой (вертикали a-d) и королевский (вертикали e-h) фланги. Умение назвать любое из полей на демонстрационных досках. Тема 4. Расстановка и ходы фигур. Теория: Начальное положение фигур и пешек. Правило «ферзь любит свой цвет». Ходы и взятие пешками. Правило «взятие пешки на проходе». Превращение пешки в фигуру. Ходы и взятие конём. Белопольные и чернопольные слоны. Отличие слона от ладьи. Ходы и взятие слоном и ладьёй. Ходы и взятие ферзём, сочетание в этой фигуре возможностей слонов и ладьи. Ходы и взятие королём. Невозможный ход. Рокировка: её цель и условия для выполнения. Практика: Работа в тетради. Краткая запись особенностей ходов и взятия фигурами и пешками, рокировки. Работа в парах с настольными досками: закрепление теории, демонстрация обучающимися знания правильной начальной расстановки, ходов и взятия, рокировки, вариантов невозможного хода, превращения пешки. Тема 5. Сравнительная сила фигур и пешек. Теория: Различия в игровых возможностях фигур и пешек. Лёгкие и тяжелые фигуры, их ценность в пешках. Практика: Работа в тетради. Схема «стоимости» лёгких и тяжелых фигур в количестве пешек. Работа с шахматными фигурками. Подсчёт возможных вариантов равенства по силе лёгких и тяжелых фигур. Тема 6. Шах и мат. Цель и итог игры. Теория: Угроза королю, «объявление шаха». Разновидности шаха и способы защиты от него: нападение фигурой или пешкой соперника в результате совершённого ими хода или взятия; вскрытый (открытый) шах; двойной шах; шах в результате рокировки короля соперника. Необязательность объявления шаха вслух, опасность невозможного хода. Мат – угроза, от которой нет спасения. Мат как цель игры и момент её окончания. Другие варианты окончания игры победой/проигрышем: признание одним из игроков своего поражения в результате оценки бесперспективности дальнейшей борьбы; совершение одним из игроков второго невозможного хода (в игре блиц – первого). Ничья и её разновидности: недостаток игрового материала; троекратное повторение позиции на доске; «вечный шах»; правило 50 ходов; пат и его особенности. Правила спортивного поведения во время игры и проведения турнира. Практика: Работа в тетради, запись новых терминов. Индивидуальные и групповые ответы на вопросы педагога при работе с демонстрационными (настенными магнитной и онлайн проектора) шахматными досками. Выполнение заданий в парах с настольными шахматными досками, решение простейших задач мат в один и два хода. Игровая практика: игры в парах и поочередно с педагогом. Мини-турниры по олимпийской системе на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели. 2-й год обучения Цель модуля программы 2-го года обучения: продолжение изучения основ шахматной игры, создание условий для гармоничного когнитивного развития и творческого потенциала умственных способностей, волевых и личностных качеств детей младшего школьного возраста. Задачи: личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; образовательные (предметные) – развитие познавательного и соревновательного интереса к шахматной игре, включение в познавательную и игровую деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций. Тема 1. Вводные занятия. Инструктажи по технике безопасности. Теория: Знакомство с целью и задачами курса 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной безопасности. Важность соблюдения правил поведения во время учебных занятий, в местах проведения массовых мероприятий, при выезде на мероприятия. Порядок эвакуации и помощи пострадавшим. Практика: Проверка в режиме вопрос-ответ усвоения обучающимися требований техники безопасности, правил пожарной безопасности, порядка эвакуации, учебной и игровой дисциплины. Тема 2. Повторение материала 1-го года обучения. Теория: Опрос в режиме вопрос-ответ: общее между шашками и шахматами; кратко об истории появления шахмат; шахматная доска и её разметка; начальное положении фигур и пешек, их ходы и взятие, сравнительная сила; невозможный ход; понятия шах и мат, цель и итог игры. Практика: Работа с тетрадью 1-го года обучения, развитие навыков быстрого поиска и воспроизведения ранее изученной информации. Работа с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, выполнение индивидуальных и групповых заданий для закрепления материала 1-го года обучения, решение задач мат в 1 ход. Тема 3. Общие принципы ведения игры. Теория: Важность развития лёгких фигур. Борьба за центр в начале игры. Создание надёжного прикрытия для своего короля. Борьба за инициативу. Осмысленность и целесообразность каждого хода и взятия. «Сильные» и «слабые» ходы, «зевки», шахматные ловушки. Практика: Работа с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, разбор простейших партий, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Тема 4. Шахматная нотация. Теория: Для чего нужна запись партии? Символы, обозначающие фигуры и пешки, ходы и взятие, рокировку (длинную и короткую), шах, двойной шах, мат, сильные и слабые ходы. Полная и краткая шахматные нотации. Практика: Работа в тетради, запись символов шахматной нотации. Запись шахматной нотацией дурацкого мата. Игры в парах с краткой записью партии и последующим разбором с участием педагога, обсуждением в группе. Тема 5. Игра в дебюте. Дебютные катастрофы. Теория: Опасность поражения в начале игры. Детский мат и его разновидности, варианты защиты. Уязвимые пункты обороны каждой стороны в начальной позиции для атак лёгкими фигурами (поля f2, f7, c2, c7). Примеры дебютных катастроф. Дебютный репертуар шахматиста: открытые, полуоткрытые и закрытые начала. Гамбиты. Жертва ферзя в дебюте, мат Легаля. Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией партий с дебютными катастрофами, разными вариантами дебютов, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Тема 6. Миттельшпиль. Основы комбинационной игры. Теория: Борьба за инициативу и материальное преимущество в середине игры. Выбор плана действий, объектов для защиты и нападения исходя из сложившейся расстановки, наличия слабых и сильных полей, открытых и полуоткрытых линий. Тактические приёмы комбинационной игры: двойной удар, вилка конём на две и более фигуры; связка; жертва; устранение защиты; завлечение и отвлечение; перекрытие и блокировка; передача очереди хода, промежуточный ход. Атака на короля и его защита. Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией партий с шахматными ловушками, различными приёмами комбинационной игры, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Игровая практика, соревнования по олимпийской и круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели. Тема 7. Игра в эндшпиле. Теория: Реализация преимущества. Пешечные окончания: правило квадрата; оппозиция; правило треугольника. Ферзь против пешки. Ладейные и слоновые окончания. Мат одинокому королю: королём и ферзём; королем и ладьёй; линейный мат двумя ладьями; ферзём и ладьёй; ферзём и слоном; ферзём и конём; двумя слонами; королём, слоном и конём. Шахматный этикет. Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией примеров пешечных окончаний, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Игровая практика, продолжение соревнований по олимпийской и круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели. Тема 8. Итоговое повторение. Теория: Обобщение пройденного материала. Как работать над собой. Великие шахматисты прошлого и современности. Практика: Игровая практика, завершающие игры и подведение итогов соревнований по олимпийской и круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели.