УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВОЛШЕБНЫЙ МИР ШАХМАТ

Учебный план
1-й год обучения
№
Название разделов и тем
п/п
занятий
1.
Вводные занятия. Настольные
игры. Инструктажи по
технике безопасности.
2.
История появления шахмат
3.
Шахматная доска
4.
Расстановка и ходы фигур
5.
Сравнительная сила фигур и
пешек
6.
Шах и мат. Цель и итог игры
Итого за год

Количество часов
всего
теория практика
2
1
1

12
6
24
2

6
2
10
1

6
4
14
1

22
68

6
26

16
42

Форма контроля/
аттестации
беседа,
объяснение,
наблюдение,
рефлексия,
участие в конкурсах,
мини-турнирах

2-й год обучения
№
Название разделов и тем
п/п
занятий
1.
Вводные занятия.
Инструктажи по технике
безопасности
2.
Повторение материала 1-го
года обучения
3.
Общие принципы ведения
игры
4.
Шахматная нотация
5.
Игра в дебюте. Дебютные
катастрофы
6.
Миттельшпиль. Основы
комбинационной игры
7.
Игра в эндшпиле
8.
Итоговое повторение
Итого за год

Количество часов
всего
теория практика
2
1
1

4

2

2

4

2

2

4
18

2
8

2
10

16

8

8

16
4
68

8
2
33

8
2
35

Форма контроля/
аттестации
беседа,
объяснение,
наблюдение,
рефлексия,
участие в конкурсах,
соревнованиях

Содержание учебного плана
1-й год обучения
Цель модуля программы 1-го года обучения:
знакомство с историей и основами шахматной игры, создание условий для
гармоничного когнитивного развития и творческого потенциала умственных
способностей, волевых и личностных качеств детей младшего школьного возраста.
Задачи:
личностные – формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности;
образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к истории
шахмат как интеллектуального вида спорта, включение в познавательную деятельность,

приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций.
Тема 1. Вводные занятия. Настольные игры. Инструктажи по технике безопасности.
Теория: Введение в программу, знакомство с целью и задачами курса. Инструктаж по
технике безопасности, правилам пожарной безопасности. Ознакомление с правилами
поведения во время учебных занятий, в местах проведения массовых мероприятий, при
выезде на мероприятия. Порядок эвакуации и помощи пострадавшим.
Практика: Входная диагностика. Настольные игры. Общее между шашками и шахматами
(не менее 8 признаков). Работа с демонстрационной магнитной доской.
Тема 2. История появления шахмат.
Теория: Человечество в далеком прошлом. Древнейшие из настольных игр. Военнотехнический прогресс в Древней Индии и появление чатуранги. Чатуранга как играпрародитель шахмат. Названия фигур, что собой символизируют, эволюция некоторых из
них (боевая колесница – ладья). Цель и итог игры. Изменения в чатуранге у персов и
арабов, появление игры шатранг(дж). Возникновение понятий «шах» и «мат»,
превращение шатрандж в принципиально новую игру – шахматы. Дурацкий мат как
пример наиболее быстрого выигрыша без взятия фигур.
Практика: Работа в тетради. Линия времени. Работа с демонстрационными досками
(настенной магнитной и онлайн на экране проектора). Назвать общее (не менее 4
признаков) и отличия (не менее 8) чатуранги и шахмат. Сравнение шатрандж с чатурангой
и шахматами, выявление общего и отличий. Для детей, обладающих первоначальными
навыками шахматной игры, – умение демонстрировать и объяснить дурацкий мат.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория: Правильное расположение шахматной доски (белое поле/клетка в правом
нижнем углу для каждого игрока). Понятия «поле», «горизонталь», «вертикаль»,
«диагональ». Количество полей на доске. Разметка доски латинскими буквами и
арабскими цифрами. Половины белых и чёрных. Ферзевой и королевский фланги.
Практика: Работа в тетради. Начертить доску 8x8 полей, обозначить горизонтали
цифрами 1-8, вертикали – латинскими буквами a-h. Отметить на схеме половины белых
(горизонтали 1-4) и чёрных (горизонтали 5-8), ферзевой (вертикали a-d) и королевский
(вертикали e-h) фланги. Умение назвать любое из полей на демонстрационных досках.
Тема 4. Расстановка и ходы фигур.
Теория: Начальное положение фигур и пешек. Правило «ферзь любит свой цвет». Ходы и
взятие пешками. Правило «взятие пешки на проходе». Превращение пешки в фигуру.
Ходы и взятие конём. Белопольные и чернопольные слоны. Отличие слона от ладьи. Ходы
и взятие слоном и ладьёй. Ходы и взятие ферзём, сочетание в этой фигуре возможностей
слонов и ладьи. Ходы и взятие королём. Невозможный ход. Рокировка: её цель и условия
для выполнения.
Практика: Работа в тетради. Краткая запись особенностей ходов и взятия фигурами и
пешками, рокировки. Работа в парах с настольными досками: закрепление теории,
демонстрация обучающимися знания правильной начальной расстановки, ходов и взятия,
рокировки, вариантов невозможного хода, превращения пешки.
Тема 5. Сравнительная сила фигур и пешек.
Теория: Различия в игровых возможностях фигур и пешек. Лёгкие и тяжелые фигуры, их
ценность в пешках.
Практика: Работа в тетради. Схема «стоимости» лёгких и тяжелых фигур в количестве

пешек. Работа с шахматными фигурками. Подсчёт возможных вариантов равенства по
силе лёгких и тяжелых фигур.
Тема 6. Шах и мат. Цель и итог игры.
Теория: Угроза королю, «объявление шаха». Разновидности шаха и способы защиты от
него: нападение фигурой или пешкой соперника в результате совершённого ими хода или
взятия; вскрытый (открытый) шах; двойной шах; шах в результате рокировки короля
соперника. Необязательность объявления шаха вслух, опасность невозможного хода. Мат
– угроза, от которой нет спасения. Мат как цель игры и момент её окончания. Другие
варианты окончания игры победой/проигрышем: признание одним из игроков своего
поражения в результате оценки бесперспективности дальнейшей борьбы; совершение
одним из игроков второго невозможного хода (в игре блиц – первого). Ничья и её
разновидности: недостаток игрового материала; троекратное повторение позиции на
доске; «вечный шах»; правило 50 ходов; пат и его особенности. Правила спортивного
поведения во время игры и проведения турнира.
Практика: Работа в тетради, запись новых терминов. Индивидуальные и групповые
ответы на вопросы педагога при работе с демонстрационными (настенными магнитной и
онлайн проектора) шахматными досками. Выполнение заданий в парах с настольными
шахматными досками, решение простейших задач мат в один и два хода. Игровая
практика: игры в парах и поочередно с педагогом. Мини-турниры по олимпийской
системе на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели.

2-й год обучения
Цель модуля программы 2-го года обучения:
продолжение изучения основ шахматной игры, создание условий для гармоничного
когнитивного развития и творческого потенциала умственных способностей, волевых и
личностных качеств детей младшего школьного возраста.
Задачи:
личностные – формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности;
образовательные (предметные) – развитие познавательного и соревновательного
интереса к шахматной игре, включение в познавательную и игровую деятельность,
приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций.
Тема 1. Вводные занятия. Инструктажи по технике безопасности.
Теория: Знакомство с целью и задачами курса 2-го года обучения. Инструктаж по технике
безопасности, правилам пожарной безопасности. Важность соблюдения правил поведения
во время учебных занятий, в местах проведения массовых мероприятий, при выезде на
мероприятия. Порядок эвакуации и помощи пострадавшим.
Практика: Проверка в режиме вопрос-ответ усвоения обучающимися требований
техники безопасности, правил пожарной безопасности, порядка эвакуации, учебной и
игровой дисциплины.
Тема 2. Повторение материала 1-го года обучения.

Теория: Опрос в режиме вопрос-ответ: общее между шашками и шахматами; кратко об
истории появления шахмат; шахматная доска и её разметка; начальное положении фигур и
пешек, их ходы и взятие, сравнительная сила; невозможный ход; понятия шах и мат, цель
и итог игры.
Практика: Работа с тетрадью 1-го года обучения, развитие навыков быстрого поиска и
воспроизведения ранее изученной информации. Работа с демонстрационными настенными
и настольными шахматными досками, выполнение индивидуальных и групповых заданий
для закрепления материала 1-го года обучения, решение задач мат в 1 ход.
Тема 3. Общие принципы ведения игры.
Теория: Важность развития лёгких фигур. Борьба за центр в начале игры. Создание
надёжного прикрытия для своего короля. Борьба за инициативу. Осмысленность и
целесообразность каждого хода и взятия. «Сильные» и «слабые» ходы, «зевки»,
шахматные ловушки.
Практика: Работа с демонстрационными настенными и настольными шахматными
досками, разбор простейших партий, выполнение индивидуальных и групповых заданий.
Тема 4. Шахматная нотация.
Теория: Для чего нужна запись партии? Символы, обозначающие фигуры и пешки, ходы
и взятие, рокировку (длинную и короткую), шах, двойной шах, мат, сильные и слабые
ходы. Полная и краткая шахматные нотации.
Практика: Работа в тетради, запись символов шахматной нотации. Запись шахматной
нотацией дурацкого мата. Игры в парах с краткой записью партии и последующим
разбором с участием педагога, обсуждением в группе.
Тема 5. Игра в дебюте. Дебютные катастрофы.
Теория: Опасность поражения в начале игры. Детский мат и его разновидности, варианты
защиты. Уязвимые пункты обороны каждой стороны в начальной позиции для атак
лёгкими фигурами (поля f2, f7, c2, c7). Примеры дебютных катастроф. Дебютный
репертуар шахматиста: открытые, полуоткрытые и закрытые начала. Гамбиты. Жертва
ферзя в дебюте, мат Легаля.
Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными
шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией партий с
дебютными катастрофами, разными вариантами дебютов, выполнение индивидуальных и
групповых заданий.
Тема 6. Миттельшпиль. Основы комбинационной игры.
Теория: Борьба за инициативу и материальное преимущество в середине игры. Выбор
плана действий, объектов для защиты и нападения исходя из сложившейся расстановки,
наличия слабых и сильных полей, открытых и полуоткрытых линий. Тактические приёмы
комбинационной игры: двойной удар, вилка конём на две и более фигуры; связка; жертва;
устранение защиты; завлечение и отвлечение; перекрытие и блокировка; передача очереди
хода, промежуточный ход. Атака на короля и его защита.
Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными
шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией партий с
шахматными ловушками, различными приёмами комбинационной игры, выполнение
индивидуальных и групповых заданий. Игровая практика, соревнования по олимпийской и
круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса,
параллели.
Тема 7. Игра в эндшпиле.

Теория: Реализация преимущества. Пешечные окончания: правило квадрата; оппозиция;
правило треугольника. Ферзь против пешки. Ладейные и слоновые окончания. Мат
одинокому королю: королём и ферзём; королем и ладьёй; линейный мат двумя ладьями;
ферзём и ладьёй; ферзём и слоном; ферзём и конём; двумя слонами; королём, слоном и
конём. Шахматный этикет.
Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными
шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией примеров
пешечных окончаний, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Игровая
практика, продолжение соревнований по олимпийской и круговой системам на выявление
тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели.
Тема 8. Итоговое повторение.
Теория: Обобщение пройденного материала. Как работать над собой. Великие
шахматисты прошлого и современности.
Практика: Игровая практика, завершающие игры и подведение итогов соревнований по
олимпийской и круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной
группы, класса, параллели.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».