Учебный план
1-й год обучения
№
Название разделов и тем
п/п
занятий
1.
Вводные занятия. Настольные
игры. Инструктажи по
технике безопасности.
2.
История появления шахмат
3.
Шахматная доска
4.
Расстановка и ходы фигур
5.
Сравнительная сила фигур и
пешек
6.
Шах и мат. Цель и итог игры
Итого за год
Количество часов
всего
теория практика
2
1
1
12
6
24
2
6
2
10
1
6
4
14
1
22
68
6
26
16
42
Форма контроля/
аттестации
беседа,
объяснение,
наблюдение,
рефлексия,
участие в конкурсах,
мини-турнирах
2-й год обучения
№
Название разделов и тем
п/п
занятий
1.
Вводные занятия.
Инструктажи по технике
безопасности
2.
Повторение материала 1-го
года обучения
3.
Общие принципы ведения
игры
4.
Шахматная нотация
5.
Игра в дебюте. Дебютные
катастрофы
6.
Миттельшпиль. Основы
комбинационной игры
7.
Игра в эндшпиле
8.
Итоговое повторение
Итого за год
Количество часов
всего
теория практика
2
1
1
4
2
2
4
2
2
4
18
2
8
2
10
16
8
8
16
4
68
8
2
33
8
2
35
Форма контроля/
аттестации
беседа,
объяснение,
наблюдение,
рефлексия,
участие в конкурсах,
соревнованиях
Содержание учебного плана
1-й год обучения
Цель модуля программы 1-го года обучения:
знакомство с историей и основами шахматной игры, создание условий для
гармоничного когнитивного развития и творческого потенциала умственных
способностей, волевых и личностных качеств детей младшего школьного возраста.
Задачи:
личностные – формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности;
образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к истории
шахмат как интеллектуального вида спорта, включение в познавательную деятельность,
приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций.
Тема 1. Вводные занятия. Настольные игры. Инструктажи по технике безопасности.
Теория: Введение в программу, знакомство с целью и задачами курса. Инструктаж по
технике безопасности, правилам пожарной безопасности. Ознакомление с правилами
поведения во время учебных занятий, в местах проведения массовых мероприятий, при
выезде на мероприятия. Порядок эвакуации и помощи пострадавшим.
Практика: Входная диагностика. Настольные игры. Общее между шашками и шахматами
(не менее 8 признаков). Работа с демонстрационной магнитной доской.
Тема 2. История появления шахмат.
Теория: Человечество в далеком прошлом. Древнейшие из настольных игр. Военнотехнический прогресс в Древней Индии и появление чатуранги. Чатуранга как играпрародитель шахмат. Названия фигур, что собой символизируют, эволюция некоторых из
них (боевая колесница – ладья). Цель и итог игры. Изменения в чатуранге у персов и
арабов, появление игры шатранг(дж). Возникновение понятий «шах» и «мат»,
превращение шатрандж в принципиально новую игру – шахматы. Дурацкий мат как
пример наиболее быстрого выигрыша без взятия фигур.
Практика: Работа в тетради. Линия времени. Работа с демонстрационными досками
(настенной магнитной и онлайн на экране проектора). Назвать общее (не менее 4
признаков) и отличия (не менее 8) чатуранги и шахмат. Сравнение шатрандж с чатурангой
и шахматами, выявление общего и отличий. Для детей, обладающих первоначальными
навыками шахматной игры, – умение демонстрировать и объяснить дурацкий мат.
Тема 3. Шахматная доска.
Теория: Правильное расположение шахматной доски (белое поле/клетка в правом
нижнем углу для каждого игрока). Понятия «поле», «горизонталь», «вертикаль»,
«диагональ». Количество полей на доске. Разметка доски латинскими буквами и
арабскими цифрами. Половины белых и чёрных. Ферзевой и королевский фланги.
Практика: Работа в тетради. Начертить доску 8x8 полей, обозначить горизонтали
цифрами 1-8, вертикали – латинскими буквами a-h. Отметить на схеме половины белых
(горизонтали 1-4) и чёрных (горизонтали 5-8), ферзевой (вертикали a-d) и королевский
(вертикали e-h) фланги. Умение назвать любое из полей на демонстрационных досках.
Тема 4. Расстановка и ходы фигур.
Теория: Начальное положение фигур и пешек. Правило «ферзь любит свой цвет». Ходы и
взятие пешками. Правило «взятие пешки на проходе». Превращение пешки в фигуру.
Ходы и взятие конём. Белопольные и чернопольные слоны. Отличие слона от ладьи. Ходы
и взятие слоном и ладьёй. Ходы и взятие ферзём, сочетание в этой фигуре возможностей
слонов и ладьи. Ходы и взятие королём. Невозможный ход. Рокировка: её цель и условия
для выполнения.
Практика: Работа в тетради. Краткая запись особенностей ходов и взятия фигурами и
пешками, рокировки. Работа в парах с настольными досками: закрепление теории,
демонстрация обучающимися знания правильной начальной расстановки, ходов и взятия,
рокировки, вариантов невозможного хода, превращения пешки.
Тема 5. Сравнительная сила фигур и пешек.
Теория: Различия в игровых возможностях фигур и пешек. Лёгкие и тяжелые фигуры, их
ценность в пешках.
Практика: Работа в тетради. Схема «стоимости» лёгких и тяжелых фигур в количестве
пешек. Работа с шахматными фигурками. Подсчёт возможных вариантов равенства по
силе лёгких и тяжелых фигур.
Тема 6. Шах и мат. Цель и итог игры.
Теория: Угроза королю, «объявление шаха». Разновидности шаха и способы защиты от
него: нападение фигурой или пешкой соперника в результате совершённого ими хода или
взятия; вскрытый (открытый) шах; двойной шах; шах в результате рокировки короля
соперника. Необязательность объявления шаха вслух, опасность невозможного хода. Мат
– угроза, от которой нет спасения. Мат как цель игры и момент её окончания. Другие
варианты окончания игры победой/проигрышем: признание одним из игроков своего
поражения в результате оценки бесперспективности дальнейшей борьбы; совершение
одним из игроков второго невозможного хода (в игре блиц – первого). Ничья и её
разновидности: недостаток игрового материала; троекратное повторение позиции на
доске; «вечный шах»; правило 50 ходов; пат и его особенности. Правила спортивного
поведения во время игры и проведения турнира.
Практика: Работа в тетради, запись новых терминов. Индивидуальные и групповые
ответы на вопросы педагога при работе с демонстрационными (настенными магнитной и
онлайн проектора) шахматными досками. Выполнение заданий в парах с настольными
шахматными досками, решение простейших задач мат в один и два хода. Игровая
практика: игры в парах и поочередно с педагогом. Мини-турниры по олимпийской
системе на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели.
2-й год обучения
Цель модуля программы 2-го года обучения:
продолжение изучения основ шахматной игры, создание условий для гармоничного
когнитивного развития и творческого потенциала умственных способностей, волевых и
личностных качеств детей младшего школьного возраста.
Задачи:
личностные – формирование общественной активности личности, гражданской
позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни;
метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности,
потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности,
аккуратности;
образовательные (предметные) – развитие познавательного и соревновательного
интереса к шахматной игре, включение в познавательную и игровую деятельность,
приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций.
Тема 1. Вводные занятия. Инструктажи по технике безопасности.
Теория: Знакомство с целью и задачами курса 2-го года обучения. Инструктаж по технике
безопасности, правилам пожарной безопасности. Важность соблюдения правил поведения
во время учебных занятий, в местах проведения массовых мероприятий, при выезде на
мероприятия. Порядок эвакуации и помощи пострадавшим.
Практика: Проверка в режиме вопрос-ответ усвоения обучающимися требований
техники безопасности, правил пожарной безопасности, порядка эвакуации, учебной и
игровой дисциплины.
Тема 2. Повторение материала 1-го года обучения.
Теория: Опрос в режиме вопрос-ответ: общее между шашками и шахматами; кратко об
истории появления шахмат; шахматная доска и её разметка; начальное положении фигур и
пешек, их ходы и взятие, сравнительная сила; невозможный ход; понятия шах и мат, цель
и итог игры.
Практика: Работа с тетрадью 1-го года обучения, развитие навыков быстрого поиска и
воспроизведения ранее изученной информации. Работа с демонстрационными настенными
и настольными шахматными досками, выполнение индивидуальных и групповых заданий
для закрепления материала 1-го года обучения, решение задач мат в 1 ход.
Тема 3. Общие принципы ведения игры.
Теория: Важность развития лёгких фигур. Борьба за центр в начале игры. Создание
надёжного прикрытия для своего короля. Борьба за инициативу. Осмысленность и
целесообразность каждого хода и взятия. «Сильные» и «слабые» ходы, «зевки»,
шахматные ловушки.
Практика: Работа с демонстрационными настенными и настольными шахматными
досками, разбор простейших партий, выполнение индивидуальных и групповых заданий.
Тема 4. Шахматная нотация.
Теория: Для чего нужна запись партии? Символы, обозначающие фигуры и пешки, ходы
и взятие, рокировку (длинную и короткую), шах, двойной шах, мат, сильные и слабые
ходы. Полная и краткая шахматные нотации.
Практика: Работа в тетради, запись символов шахматной нотации. Запись шахматной
нотацией дурацкого мата. Игры в парах с краткой записью партии и последующим
разбором с участием педагога, обсуждением в группе.
Тема 5. Игра в дебюте. Дебютные катастрофы.
Теория: Опасность поражения в начале игры. Детский мат и его разновидности, варианты
защиты. Уязвимые пункты обороны каждой стороны в начальной позиции для атак
лёгкими фигурами (поля f2, f7, c2, c7). Примеры дебютных катастроф. Дебютный
репертуар шахматиста: открытые, полуоткрытые и закрытые начала. Гамбиты. Жертва
ферзя в дебюте, мат Легаля.
Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными
шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией партий с
дебютными катастрофами, разными вариантами дебютов, выполнение индивидуальных и
групповых заданий.
Тема 6. Миттельшпиль. Основы комбинационной игры.
Теория: Борьба за инициативу и материальное преимущество в середине игры. Выбор
плана действий, объектов для защиты и нападения исходя из сложившейся расстановки,
наличия слабых и сильных полей, открытых и полуоткрытых линий. Тактические приёмы
комбинационной игры: двойной удар, вилка конём на две и более фигуры; связка; жертва;
устранение защиты; завлечение и отвлечение; перекрытие и блокировка; передача очереди
хода, промежуточный ход. Атака на короля и его защита.
Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными
шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией партий с
шахматными ловушками, различными приёмами комбинационной игры, выполнение
индивидуальных и групповых заданий. Игровая практика, соревнования по олимпийской и
круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса,
параллели.
Тема 7. Игра в эндшпиле.
Теория: Реализация преимущества. Пешечные окончания: правило квадрата; оппозиция;
правило треугольника. Ферзь против пешки. Ладейные и слоновые окончания. Мат
одинокому королю: королём и ферзём; королем и ладьёй; линейный мат двумя ладьями;
ферзём и ладьёй; ферзём и слоном; ферзём и конём; двумя слонами; королём, слоном и
конём. Шахматный этикет.
Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными
шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией примеров
пешечных окончаний, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Игровая
практика, продолжение соревнований по олимпийской и круговой системам на выявление
тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели.
Тема 8. Итоговое повторение.
Теория: Обобщение пройденного материала. Как работать над собой. Великие
шахматисты прошлого и современности.
Практика: Игровая практика, завершающие игры и подведение итогов соревнований по
олимпийской и круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной
группы, класса, параллели.