Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №154 ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волшебный мир шахмат» Возраст обучающихся: 7 - 1 1 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Дягилев Анатолий Сергеевич, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько «ходов» вперед. А главное, воспитывают характер». В. В. Путин, Президент Российской Федерации (http://www.kremlin.ru/events/president/news/26853) Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир шахмат» (далее – программа) предназначена для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей в их всестороннем интеллектуальном, духовнонравственном и физическом совершенствовании в части приобщения к основам такого популярного вида спорта, как шахматы. Данная программа ориентирована на обучающихся 7–11 лет и учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Обучение осуществляется на основе добровольного выбора. Направленность программы: физкультурно-спортивная. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р). 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р) 5. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41) 6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28). 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196; в ред. приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533). 8. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503-ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». 9. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 г.» (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 г. №920-ПП) При разработке программы также учитывались методические требования и рекомендации к содержанию программ дополнительного образования: «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242). «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (утв. директором ГАНОУ СО «Дворец молодежи». Екатеринбург, 2020 г.). Сухин И. Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2013. 40 с. Прудникова Е. А., Волкова Е. И. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2017. 35 с. Прудникова Е. А., Волкова Е. И. Шахматы в школе. Сборник примерных рабочих программ. 1–7 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2019. 64 с. Актуальность программы. В настоящее время во всём мире наступила эпоха компьютерной техники и информационных технологий. Это не только не снимает с человечества необходимости всесторонне физически и интеллектуально развиваться, но для повышения конкурентоспособности людей в обществе в целом и на рынке труда в частности первостепенное значение приобретают их компетенции, умения и навыки в быстрой обработке и анализе огромного объема информации и возникающих ситуаций, способность делать чёткие логические выводы. Программа «Волшебный мир шахмат» по своему духу соответствует одному из важнейших направлений государственной политики РФ, а также тем нормативным правовым актам и программным документам, которые ориентированы на удовлетворение потребностей российского общества во всестороннем развитии и воспитании подрастающего поколения, формировании высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, культурой здорового и безопасного образа жизни, способной реализовать свой творческий и созидательный потенциал, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, а также в совершенствовании социокультурной среды и инструментов социализации, обновлении воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, включая сферу физической культуры и спорта. Обучение игре в шахматы стимулирует у детей когнитивные (познавательные) функции, способствует развитию интеллекта, логического и системного мышления, внимания и памяти, творческого воображения, самореализации личности обучающихся, умению концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, а также формированию нравственных качеств и ценностей, моделей поведения, навыков принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и осознания ответственности за них. В то же время популяризация шахмат позволяет помочь детям в организации их свободного времени, помогает многим из них не отстать в развитии от своих сверстников, а также выявлять и поддерживать проявивших выдающиеся результаты. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». В. А. Сухомлинский (Сердце отдаю детям. 4-е изд. Киев, 1973. С. 156). 2 Отличительные особенности программы. «Волшебный мир шахмат» представляет собой начальный курс обучения игре в шахматы, который максимально прост и доступен всем детям младшего школьного возраста, в основном строится на познавательной и игровой видах деятельности. На теоретических и практических занятиях широко используются видео и иллюстративные материалы, приёмы создания и обыгрывания возможных ситуаций на шахматной доске. Развивающая функция обучения в программе сочетается с игровой практикой, что позволяет сделать процесс радостным, поддерживать устойчивый интерес к новым знаниям. Данная программа дополнительного образования направлена на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Новизна программы заключается в том, что данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики, методик преподавания шахмат, а также в разработке и использовании на занятиях педагогом разнообразного дидактического материала (шахматные задачи, разбор сыгранных партий), активизирующих индивидуальные особенности обучающихся, дающие каждому ребёнку проявить себя. Педагогическая целесообразность программы. При обучении игре в шахматы у детей развиваются такие черты характера, как сила воли, усидчивость, целеустремлённость, дисциплина мысли, умение вести себя достойно при неудаче в партии, извлекать уроки из допущенных ошибок. Для обучающихся также особенно ценно то, что на определённом этапе совершенствования игры в шахматы они приучаются самостоятельно работать с книгой, добывать и эффективно применять знания, что в дальнейшей жизни позволяет им быть успешными. Адресат программы: обучающиеся 7-11 лет. Наполняемость группы: 15-30 человек. Всего 11 групп. Режим, периодичность и продолжительность занятий: 1-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу; 2-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Срок освоения программы: 2 года. Форма обучения: очная. Объем освоения программы: 1-й год обучения – 2 учебных часа в неделю; 34 (68) учебных часов в год; 2-й год обучения – 2 учебных часа в неделю, 34 (68) учебных часов в год. Уровень освоения программы: стартовый. 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: создание условий для гармоничного когнитивного развития и творческого потенциала умственных способностей, волевых и личностных качеств детей младшего школьного возраста, посредством обучения игре в шахматы. Задачи: 3 Общие задачи направлены на: — массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру; — приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре; — открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; — выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные секции, к участию в соревнованиях. Образовательные задачи способствуют: — приобретению знаний из истории развития шахмат; — постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; — овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях; — освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; — знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; — изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: — представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; — первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. Воспитательные задачи способствуют: — приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; — воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; — формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям. 1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный план 1-й год обучения № Название разделов и тем п/п занятий 1. Вводные занятия. Настольные игры. Инструктажи по технике безопасности. 2. История появления шахмат 3. Шахматная доска 4. Расстановка и ходы фигур 5. Сравнительная сила фигур и пешек 6. Шах и мат. Цель и итог игры Количество часов всего теория практика 2 1 1 12 6 24 2 6 2 10 1 6 4 14 1 22 6 16 4 Форма контроля/ аттестации беседа, объяснение, наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах, мини-турнирах Итого за год 68 26 42 2-й год обучения № Название разделов и тем п/п занятий 1. Вводные занятия. Инструктажи по технике безопасности 2. Повторение материала 1-го года обучения 3. Общие принципы ведения игры 4. Шахматная нотация 5. Игра в дебюте. Дебютные катастрофы 6. Миттельшпиль. Основы комбинационной игры 7. Игра в эндшпиле 8. Итоговое повторение Итого за год Количество часов всего теория практика 2 1 1 4 2 2 4 2 2 4 18 2 8 2 10 16 8 8 16 4 68 8 2 33 8 2 35 Форма контроля/ аттестации беседа, объяснение, наблюдение, рефлексия, участие в конкурсах, соревнованиях 1.3.2. Содержание учебного плана 1-й год обучения Цель модуля программы 1-го года обучения: знакомство с историей и основами шахматной игры, создание условий для гармоничного когнитивного развития и творческого потенциала умственных способностей, волевых и личностных качеств детей младшего школьного возраста. Задачи: личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; образовательные (предметные) – развитие познавательного интереса к истории шахмат как интеллектуального вида спорта, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций. Тема 1. Вводные занятия. Настольные игры. Инструктажи по технике безопасности. Теория: Введение в программу, знакомство с целью и задачами курса. Инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной безопасности. Ознакомление с правилами поведения во время учебных занятий, в местах проведения массовых мероприятий, при выезде на мероприятия. Порядок эвакуации и помощи пострадавшим. Практика: Входная диагностика. Настольные игры. Общее между шашками и шахматами (не менее 8 признаков). Работа с демонстрационной магнитной доской. Тема 2. История появления шахмат. Теория: Человечество в далеком прошлом. Древнейшие из настольных игр. Военнотехнический прогресс в Древней Индии и появление чатуранги. Чатуранга как игра5 прародитель шахмат. Названия фигур, что собой символизируют, эволюция некоторых из них (боевая колесница – ладья). Цель и итог игры. Изменения в чатуранге у персов и арабов, появление игры шатранг(дж). Возникновение понятий «шах» и «мат», превращение шатрандж в принципиально новую игру – шахматы. Дурацкий мат как пример наиболее быстрого выигрыша без взятия фигур. Практика: Работа в тетради. Линия времени. Работа с демонстрационными досками (настенной магнитной и онлайн на экране проектора). Назвать общее (не менее 4 признаков) и отличия (не менее 8) чатуранги и шахмат. Сравнение шатрандж с чатурангой и шахматами, выявление общего и отличий. Для детей, обладающих первоначальными навыками шахматной игры, – умение демонстрировать и объяснить дурацкий мат. Тема 3. Шахматная доска. Теория: Правильное расположение шахматной доски (белое поле/клетка в правом нижнем углу для каждого игрока). Понятия «поле», «горизонталь», «вертикаль», «диагональ». Количество полей на доске. Разметка доски латинскими буквами и арабскими цифрами. Половины белых и чёрных. Ферзевой и королевский фланги. Практика: Работа в тетради. Начертить доску 8x8 полей, обозначить горизонтали цифрами 1-8, вертикали – латинскими буквами a-h. Отметить на схеме половины белых (горизонтали 1-4) и чёрных (горизонтали 5-8), ферзевой (вертикали a-d) и королевский (вертикали e-h) фланги. Умение назвать любое из полей на демонстрационных досках. Тема 4. Расстановка и ходы фигур. Теория: Начальное положение фигур и пешек. Правило «ферзь любит свой цвет». Ходы и взятие пешками. Правило «взятие пешки на проходе». Превращение пешки в фигуру. Ходы и взятие конём. Белопольные и чернопольные слоны. Отличие слона от ладьи. Ходы и взятие слоном и ладьёй. Ходы и взятие ферзём, сочетание в этой фигуре возможностей слонов и ладьи. Ходы и взятие королём. Невозможный ход. Рокировка: её цель и условия для выполнения. Практика: Работа в тетради. Краткая запись особенностей ходов и взятия фигурами и пешками, рокировки. Работа в парах с настольными досками: закрепление теории, демонстрация обучающимися знания правильной начальной расстановки, ходов и взятия, рокировки, вариантов невозможного хода, превращения пешки. Тема 5. Сравнительная сила фигур и пешек. Теория: Различия в игровых возможностях фигур и пешек. Лёгкие и тяжелые фигуры, их ценность в пешках. Практика: Работа в тетради. Схема «стоимости» лёгких и тяжелых фигур в количестве пешек. Работа с шахматными фигурками. Подсчёт возможных вариантов равенства по силе лёгких и тяжелых фигур. Тема 6. Шах и мат. Цель и итог игры. Теория: Угроза королю, «объявление шаха». Разновидности шаха и способы защиты от него: нападение фигурой или пешкой соперника в результате совершённого ими хода или взятия; вскрытый (открытый) шах; двойной шах; шах в результате рокировки короля соперника. Необязательность объявления шаха вслух, опасность невозможного хода. Мат – угроза, от которой нет спасения. Мат как цель игры и момент её окончания. Другие варианты окончания игры победой/проигрышем: признание одним из игроков своего поражения в результате оценки бесперспективности дальнейшей борьбы; совершение одним из игроков второго невозможного хода (в игре блиц – первого). Ничья и её разновидности: недостаток игрового материала; троекратное повторение позиции на 6 доске; «вечный шах»; правило 50 ходов; пат и его особенности. Правила спортивного поведения во время игры и проведения турнира. Практика: Работа в тетради, запись новых терминов. Индивидуальные и групповые ответы на вопросы педагога при работе с демонстрационными (настенными магнитной и онлайн проектора) шахматными досками. Выполнение заданий в парах с настольными шахматными досками, решение простейших задач мат в один и два хода. Игровая практика: игры в парах и поочередно с педагогом. Мини-турниры по олимпийской системе на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели. 2-й год обучения Цель модуля программы 2-го года обучения: продолжение изучения основ шахматной игры, создание условий для гармоничного когнитивного развития и творческого потенциала умственных способностей, волевых и личностных качеств детей младшего школьного возраста. Задачи: личностные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни; метапредметные – развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; образовательные (предметные) – развитие познавательного и соревновательного интереса к шахматной игре, включение в познавательную и игровую деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций. Тема 1. Вводные занятия. Инструктажи по технике безопасности. Теория: Знакомство с целью и задачами курса 2-го года обучения. Инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной безопасности. Важность соблюдения правил поведения во время учебных занятий, в местах проведения массовых мероприятий, при выезде на мероприятия. Порядок эвакуации и помощи пострадавшим. Практика: Проверка в режиме вопрос-ответ усвоения обучающимися требований техники безопасности, правил пожарной безопасности, порядка эвакуации, учебной и игровой дисциплины. Тема 2. Повторение материала 1-го года обучения. Теория: Опрос в режиме вопрос-ответ: общее между шашками и шахматами; кратко об истории появления шахмат; шахматная доска и её разметка; начальное положении фигур и пешек, их ходы и взятие, сравнительная сила; невозможный ход; понятия шах и мат, цель и итог игры. Практика: Работа с тетрадью 1-го года обучения, развитие навыков быстрого поиска и воспроизведения ранее изученной информации. Работа с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, выполнение индивидуальных и групповых заданий для закрепления материала 1-го года обучения, решение задач мат в 1 ход. Тема 3. Общие принципы ведения игры. Теория: Важность развития лёгких фигур. Борьба за центр в начале игры. Создание надёжного прикрытия для своего короля. Борьба за инициативу. Осмысленность и целесообразность каждого хода и взятия. «Сильные» и «слабые» ходы, «зевки», шахматные ловушки. 7 Практика: Работа с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, разбор простейших партий, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Тема 4. Шахматная нотация. Теория: Для чего нужна запись партии? Символы, обозначающие фигуры и пешки, ходы и взятие, рокировку (длинную и короткую), шах, двойной шах, мат, сильные и слабые ходы. Полная и краткая шахматные нотации. Практика: Работа в тетради, запись символов шахматной нотации. Запись шахматной нотацией дурацкого мата. Игры в парах с краткой записью партии и последующим разбором с участием педагога, обсуждением в группе. Тема 5. Игра в дебюте. Дебютные катастрофы. Теория: Опасность поражения в начале игры. Детский мат и его разновидности, варианты защиты. Уязвимые пункты обороны каждой стороны в начальной позиции для атак лёгкими фигурами (поля f2, f7, c2, c7). Примеры дебютных катастроф. Дебютный репертуар шахматиста: открытые, полуоткрытые и закрытые начала. Гамбиты. Жертва ферзя в дебюте, мат Легаля. Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией партий с дебютными катастрофами, разными вариантами дебютов, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Тема 6. Миттельшпиль. Основы комбинационной игры. Теория: Борьба за инициативу и материальное преимущество в середине игры. Выбор плана действий, объектов для защиты и нападения исходя из сложившейся расстановки, наличия слабых и сильных полей, открытых и полуоткрытых линий. Тактические приёмы комбинационной игры: двойной удар, вилка конём на две и более фигуры; связка; жертва; устранение защиты; завлечение и отвлечение; перекрытие и блокировка; передача очереди хода, промежуточный ход. Атака на короля и его защита. Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией партий с шахматными ловушками, различными приёмами комбинационной игры, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Игровая практика, соревнования по олимпийской и круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели. Тема 7. Игра в эндшпиле. Теория: Реализация преимущества. Пешечные окончания: правило квадрата; оппозиция; правило треугольника. Ферзь против пешки. Ладейные и слоновые окончания. Мат одинокому королю: королём и ферзём; королем и ладьёй; линейный мат двумя ладьями; ферзём и ладьёй; ферзём и слоном; ферзём и конём; двумя слонами; королём, слоном и конём. Шахматный этикет. Практика: Работа в тетради, с демонстрационными настенными и настольными шахматными досками, устный разбор и запись краткой шахматной нотацией примеров пешечных окончаний, выполнение индивидуальных и групповых заданий. Игровая практика, продолжение соревнований по олимпийской и круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели. Тема 8. Итоговое повторение. 8 Теория: Обобщение пройденного материала. Как работать над собой. Великие шахматисты прошлого и современности. Практика: Игровая практика, завершающие игры и подведение итогов соревнований по олимпийской и круговой системам на выявление тройки сильнейших игроков учебной группы, класса, параллели. 1.3.3. Планируемые результаты 1-й год обучения Результаты первого года обучения: - приобретение знаний по истории появления, понятиям и основам шахматной игры; - закрепление обучающимися социальных знаний и правил поведения в повседневной жизни; - овладение опытом работы индивидуально и в группе; - получение опыта самостоятельного поиска и нахождения информации. Личностные результаты - Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Метапредметные результаты - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Предметные результаты - Знать основные этапы появления шахматной игры (чатуранга – шатрандж – шахматы), общее и отличия шахмат и шашек; - Понимать правильное положение и разметку шахматной доски; - Усвоить понятия белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр; половины белых и чёрных, королевский и ферзевой фланги, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки; - Правильно расставлять фигуры перед игрой, уметь безошибочно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры (король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка); - Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. - Знать правила хода и взятия каждой из фигур и пешек; - Уметь объяснить шахматные термины: шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка, битое поле, невозможный ход, лёгкие и тяжёлые фигуры, взятие на проходе, превращение пешки. 9 2-й год обучения Результаты второго года обучения: Личностные результаты - Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. - Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Метапредметные результаты - Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий; - Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты - Знать основы шахматной игры: типичные дебютные катастрофы и защита от них, принципы игры в дебюте, комбинации в миттельшпиле и эндшпиле; - Уметь решать любые задачи мат в один ход и простейшие из задач мат в два хода; - Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков и схем; - Знать основные тактические приёмы, уметь создавать угрозы фигурам соперника, подготавливать и реализовывать шахматные ловушки; осуществлять устранение защиты, завлечение и отвлечение, перекрытие и блокировку; применять промежуточный ход и передачу очереди хода; понимать и использовать правила квадрата и треугольника; - Усвоить и уметь объяснить термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль; инициатива, темп, гамбит, связка, жертва, оппозиция; ключевые, сильные и слабые поля; открытые и полуоткрытые линии; двойной удар и его разновидность – вилка конём; 10 - Демонстрировать умение точно разыгрывать окончания: пешечные, мат одинокому королю разным сочетанием фигур. 2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет (кабинет №20); компьютер (ноутбук) с программным обеспечением и выходом в интернет – 1 шт.; мультимедийный проектор и экран – 1 шт.; аудиторная демонстрационная доска с металлической поверхностью и набором фигур на магнитах – 1 шт.; учебные столы, стулья (комплект на 20 чел.); комплекты шахмат и досок – 10 шт. 2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Форма аттестации для определения результативности освоения программы – соревнования по шахматам. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, итоговый шахматный турнир. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: игра в шахматы, шахматные соревнования. Проведение промежуточной аттестации обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Волшебный мир шахмат» в форме итогового турнира не предусматривает использование оценочных материалов. 2.4. Методическое обеспечение № п/п Названия модулей 1. Модуль 1-го года обучения 2. Модуль 2-го года обучения Формы занятий Приемы и Дидактические методы материалы организации образовательно го процесса (в рамках занятия) Беседа, Метод Учебные и рассказ, тренинга, метод методические мастерпрактической пособия, класс работы (игры, карточки и (индивид решение задач), сборники уальные наглядный шахматных игры с метод обучения задач, обучающ (демонстрация картинки и имися и слайдов, фотографии, сеансы видеоуроков, мультимедийны одновре работа с е материалы, менной настенной компьютерные игры) магнитной программные доской), средства активных форм познавательной деятельности 11 Техническое оснащение Формы подведения итогов компьютер, проектор, экран, интернет; комплекты шахмат, демонстрацио нные настенные магнитные шахматы мониторинг, педагогическ ое наблюдение участие в конкурсах и турнирах 2.5. Список литературы № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Основная литература Березин В. Г. Азы шахмат : учебное пособие / В. Г. Березин. – М., 2010. – 128 с. – (Библиотечка шахматиста). Габбазова А. Я. Учимся играть в шахматы – развиваем интеллект : учебное пособие / А. Я. Габбазова. – Ульяновск : Изд-во УлГТУ, 2007. – 142 с. Дорофеева А. Г. Хочу учиться шахматам! : школьный шахматный учебник / А. Г. Дорофеева. – М.; Ярославль, 2013. – 160 с. Журавлев Н. И. Шаг за шагом : учебник по шахматам / Н. И. Журавлев. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 288 с. Карпов А. Е. Учитесь шахматам / А. Е. Карпов. – М., 1997. – 120 с. Новожилов А. И. Открой красоту шахмат : учеб. пособие / А. И. Новожилов. – Екатеринбург, 2001. – 200 с. Пожарский В. А. Шахматы : начальная школа / В. А. Пожарский. – 3-е изд. – Ростов-на-Дону, 2012. – 315 с. Прудникова Е. А. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2017. – 35 с. Прудникова Е. А. Шахматы в школе. Сборник примерных рабочих программ. 1–7 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. –. М. : Просвещение, 2019. – 64 с. Сухин И. Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений / Сухин И. Г. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2013. – 40 с. Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране : учебное пособие для родителей и учителей / Сухин И. Г. – М., 2000. – 320 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны : учеб. для начальной школы / Сухин И. Г. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. – 164 с. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу : пособие для учителя / Сухин И. Г. – 2-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. – 120 с. Сухин И. Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу : пособие для учителя / Сухин И. Г. – 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 104 с. Краткая аннотация Учебные пособия для обучения основам шахмат детей младшего и среднего школьного возраста, примерные и рабочие программы Дополнительная литература Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство / Ю. Л. Авербах, М. А. Бейлин. – М. : Физкультура и спорт, 1972. – 288 с. Авербах Ю. Л. Шахматная школа : курс лекций для шахматистовразрядников / Ю. Л. Авербах, А. А. Котов, М. М. Юдович. – 5-е изд. – Ростов-на-Дону, 2005. – 352 с. Бондаревский И. З. Атака на короля / И. З. Бондаревский. – М. : Физкультура и спорт, 1962. – 112 с. Бондаревский И. З. Учитесь играть в шахматы / И. З. Бондаревский. – Л. : Лениздат, 1966. – 80 с. Весела И. Шахматный букварь : кн. для учащихся / И. Весела, И. Веселы; пер. с чеш. – М. : Просвещение, 1983. – 128 с. Гришин В. Г. Малыши играют в шахматы / В. Г. Гришин. – М. : Просвещение, 1991. – 158 с. 12 Книги, сборники задач и комбинаций, учебные и методические пособия для обучения основам шахмат детей всех возрастов и взрослых 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Зорин А. П. Сборник упражнений по шахматам / А. П. Зорин, Р. Ф. Билалов. – Екатеринбург, 2017. – 58 с. Иващенко С. Д. Сборник шахматных комбинаций / С. Д. Иващенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киев, 1988. – 224 с. – (Когда сделаны уроки). Каган И. Л. В ваших руках короли / И. Л. Каган. – Петрозаводск, 1986. – 244 с. Костьев А. Н. Уроки юным шахматистам : 100 ступенек к мастерству / А. Н. Костьев, А. В. Калинин. – М., 2016. – 232 с. Ласкер Э. Здравый смысл в шахматной игре / Э. Ласкер. – М., 2017. – 104 с. Народицкий Д. В. Шахматы. Мастерство игры в эндшпиле / Д. В. Народицкий. – М., 2016. – 288 с. Нейштадт Я. И. 250 ловушек и комбинаций / Я. И. Нейштадт. – М., 1973. – 128 с. Панов В. Н. Курс дебютов : учеб. пособие / В. Н. Панов. – М. : Физкультура и спорт, 1957. – 368 с. Персиц Б. Д. Центр в шахматной партии / Б. Д. Персиц. – М. : Физкультура и спорт, 1961. – 136 с. Программа подготовки юных шахматистов I разряда. – М., 1974. – 112 с. Сакаев К. Р. Учебник шахматной стратегии : самоучитель/помощник для тренера. Т. I. / К. Р. Сакаев; Российская шахматная федерация. – М., 2015. – 360 с.; Т. II. / К. Р. Сакаев, К. Ю. Ланда; Российская шахматная федерация. – М., 2015. – 400 с. Сокольский А. П. Ваш первый ход / А. П. Сокольский. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 160 с. Сокольский А. П. Внимание, ловушка! / А. П. Сокольский. – М., 2017. – 72 с. – (Библиотечка шахматиста). Студенческие шахматы 600 : сборник задач / сост. А. В. Евсеев, А. И. Новожилов. – Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. – 132 с. Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране / Сухин И. Г. – М. : Педагогика, 1991. – 144 с. Сухин И. Г. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций / Сухин И. Г. – М., 2004. – 526 с. Яковлев Н. Г. Шахматы : Найди лучший ход! / Н. Г. Яковлев.– М., 2016. – 160 с. 2.6. Информационное обеспечение № п/п 1. Название ресурса Сайт Федерации шахмат России 2. Школа шахмат Шахматное искусство 3. Шахматный клуб Chess.ru 4. Виртуальная шахматная библиотека Whychess.ru Шахматная доска 5. Ссылка Краткая аннотация Федерация. Новости. Календарь турниров. Шахматный всеобуч. Библиотека ФШР. Музей шахмат ЦДШ. Шахматы в музеях. https://chess96.ru/ Мультфильм по шахматам, https://chess96.ru/knigi-poкниги, задачи. Дистанционное и shahmatam очное обучение. Турнирный календарь. https://xchess.ru/ Шахматный блог, книги, задачи, https://xchess.ru/shakhmatnye дебютная теория, базы. -knigi.html Обучение, курсы. https://whychess.ru/ Книги по шахматам, программы для чтения электронных книг и для игры в шахматы. https://chess-board.ru/ Демонстрационные средства для https://ruchess.ru/ 13 онлайн 6. Шахматы для начинающих https://chesswood.ru 7. Международный шахматный портал https://www.chess.com/ теоретических и практических занятий по шахматам. Доска онлайн. Играть с компьютером. Шахматы с анализом. Обучение: дебюты, шахматные задачи, тактика. Книги и статьи о шахматах. Обучение, словарь шахматных терминов, шахматные задачи, возможность игр онлайн. 2.7. Кадровое обеспечение Занятия преподает педагог дополнительного образования, тренер-преподаватель по виду спорта "Шахматы" Дягилев Анатолий Сергеевич. 14