Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 154 ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ СОШ№ 154 Протокол № 1 от 30 августа 2022 г. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «ШКОЛА ТАНЦА» Возраст обучающихся: 8-12 лет Срок реализации: 4 год Составитель: Патрушева Екатерина Сергеевна, педагог дополнительного образования Екатеринбург, 2022 Содержание № Наименование Стр. 1 Комплекс основных характеристик программы 2 1.1 Пояснительная записка 2 1.2 Цель, задачи программы 2 1.3 Содержание программы 4 1.3.1 Учебный план 1 года обучения 4 Учебный план 2 года обучения 5 Учебный план 3 года обучения 6 Учебный план 4 года обучения 7 Содержание учебного плана 1 года обучения 8 Содержание учебного плана 2 года обучения 11 Содержание учебного плана 3 года обучения 13 Содержание учебного плана 4 года обучения 14 Планируемые результаты 1 года обучения 16 Планируемые результаты 2 года обучения 16 Планируемые результаты 3 года обучения 17 Планируемые результаты 4 года обучения 17 2. Комплекс организационно-педагогических условий 18 2.1 Календарно-учебный график 18 2.2 Условия реализации программы 28 2.3 Методическое обеспечение 28 2.4 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы 29 Список используемых источников 31 1.3.2 1.3.3 1. Комплекс основных характеристик программы Пояснительная записка 1.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа Танца» (далее – программа) составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 № 1726-р). 3. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», Постановление № 189 об утв. СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 05.09.2019 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 5. Методические рекомендации по программам (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 093242. Уровень программы: базовый. Направленность программы: художественная. Составлена на основе программы «Ритмика и бальные танцы» Е.И. Мошковой. Актуальность программы обусловлена тем, что современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих художественное развитие школьников. Детский хореографический коллектив помогает гармоничному развитию личности ребенка. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают в нем художественный вкус. Общение с танцем учит слушать музыку, воспринимать ее и оценивать. Танцевальные занятия развивают костно-мышечный аппарат, максимально исправляют нарушение осанки, формируют красивую фигуру. Занятие танцем хорошо снимает напряжение, активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и повышает жизненный тонус ребенка. Цель программы – укрепление физического и психического здоровья школьников посредством привития начальных навыков в искусстве танца. 2 Задачи: Обучающие 1) научить различать музыку по состоянию и темпу; 2) обучить воспринимать музыкальные образы и выражать их в движении; 3) обучить элементарным танцевальным движениям. Развивающие 1) развить физические данные; 2) развить интерес к искусству танца; 3) развить работоспособность и коммуникабельность. Воспитывающие 1) приобщение учеников к достижениям мировой, отечественной и региональной культуры; 2) ориентировать учеников на нравственные общечеловеческие ценности; 3) воспитать дисциплинированность и ответственность. Уровень освоения программы: базовый. Адресат программы: обучающиеся 8-12 лет. Наполняемость группы: 25 человек. Всего 6 групп. Объем освоения программы: 1 год обучения – 5 часов в неделю; 180 часов в год; 2 год обучения – 5 часов в неделю, 180 часов в год. 3 год обучения – 5 часов в неделю; 180 часов в год; 4 год обучения – 5 часов в неделю, 180 часов в год. Срок реализации программы: 4 года Периодичность и продолжительность занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. 2 год обучения -2 раза в неделю по 2 академических часа, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. 3 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. 4 год обучения - 2 раза в неделю по 2 академических часа, 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Форма обучения: очная. 3 Особенности организации образовательной деятельности: группы формируются из обучающихся разного возраста. Состав групп постоянный. В каникулярное время занятия проводятся в виде экскурсий, пленэрной практики. Программу реализует педагог дополнительного образования. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ШКОЛА ТАНЦА» реализуется в течение всего учебного года, включая каникулярное время. 1.3. Содержание программы 1.3.1. Учебный план Первый год обучения № Наименование темы Обще п/п В том Формы е кол- числе аттестации/ во часов контроля прак теоре тич тич 1 Вводное занятие 2 2 2 Блок «Модерн» 70 61 9 Упражнения на развитие специфических 30 26 4 30 26 4 2.1 Итого вое занятие танцевальных, физических способностей 2.2 Танцевальные комбинации, развернутые композиции 2.3 Импровизация учащихся 8 8 2.4 Итоговые занятия 2 1 1 Блок «Джазовый танец» 70 61 9 Итоговое 3.1. Специальные танцевальные упражнения 30 26 4 занятие 3.2. Танцевальные комбинации, развернутые этюды 30 26 4 3.3. Импровизация учащихся 8 8 3.4. Итоговые занятия 2 1 1 Концертная творческая деятельность 38 34 4 4.1. Постановка танцевальных номеров 6 6 4.2. Понятие «хореографический образ» 2 4.3. Элементы актерского мастерства 4 4.4. Грим, костюм, прическа 4.5. Репетиционный процесс 3 4 4 Открытый урок, 2 отчетный 3 1 концерт 4 3 1 18 18 4.6. Индивидуальная работа 2 2 4.7. Промежуточная (годовая) аттестация 2 2 Итого 180 Второй год обучения № Наименование темы Общее п/п В том Формы кол-во числе аттестации/ часов 1 Вводное занятие 2 2 Классический танец 45 2.1. Экзерсис у станка 2.2. контроля прак теоре тич тич 2 Итоговое 39 6 занятие 28 24 4 Прыжки 5 5 2.3. Вращения 5 5 2.4. Растяжка 5 5 2.5. Безопасность, охрана здоровья, профилактика 2 2 травматизма Блок «Модерн» 45 38 7 Итоговое 3.1. Упражнения на технику модерн 25 20 5 занятие 3.2. Танцевальные комбинации, этюды 20 18 2 Блок «Джазовый танец» 45 38 7 Итоговое 4.1. Упражнения на технику «джаз танец» 25 20 5 занятие 4.2. Танцевальные комбинации, этюды 20 18 2 Концертная творческая деятельность 41 5.1. Постановка танцевальных номеров 6 6 Фестиваль, 5.2. Репетиционный процесс, индивидуальная работа 20 20 Открытый 5.3. Грим, прическа, костюм 3 3 урок, 5.4. Концерты, фестивали 10 5.5. Промежуточная (годовая) аттестация 2 3 4 5 Конкурс, 10 2 Итоговое занятие Отчетный концерт Итого 180 5 Третий год обучения № Наименование темы п/п Общее В том числе кол-во прак теоре Формы часов тич аттестации/ тич контроля 1 Вводное занятие 2 2 Классический танец 45 39 6 Контрольны 2.1. Экзерсис у станка 25 21 4 й урок 2.2. Экзерсис на середине зала, прыжки вращения 20 18 2 Блок «Модерн» 45 38 7 Контрольны 3.1. Упражнения на технику модерн 25 20 5 й урок 3.2. Танцевальные комбинации, этюды, 20 18 2 Блок «Джазовый танец» 45 38 7 Контрольны 4.1. Упражнения на технику «джаз танец» 25 20 5 й урок 4.2. Танцевальные комбинации, этюды, 20 18 2 Творческая деятельность 39 35 4 Конкурс, Репетиционная работа над постановочной 20 18 2 Фестиваль, 3 2 экспериментальная работа 4 экспериментальная работа 5 5.1. Открытый техникой исполнителя урок, 5.2. Концертная практика, фестивали 10 5.3. Грим, прическа, костюм 2 5.4. Актерское мастерство 7 5 2 6 Организационная работа 4 2 2 Итоговое 6.1. Организационное занятие 2 2 занятие 6.2. Промежуточная (годовая) аттестация 2 2 Отчетный концерт Итого 180 6 Четвертый год обучения № Наименование темы п/п Общее В том числе Формы кол-во прак теоре аттестации часов тич тич / контроля 1 Вводное занятие 2 2 Классический танец 45 39 6 Контрольн 2.1. Экзерсис у станка 25 21 4 ый урок 2.2. Экзерсис на середине зала, прыжки вращения 20 18 2 Блок «Модерн» 45 38 7 Контрольн 3.1. Упражнения на технику модерн 25 20 5 ый урок 3.2. Танцевальные комбинации, этюды, 20 18 2 Блок «Джазовый танец» 45 38 7 Контрольн 4.1. Упражнения на технику «джаз танец» 25 20 5 ый урок 4.2. Танцевальные комбинации, этюды, 20 18 2 Творческая деятельность 39 35 4 Конкурс, Репетиционная работа над постановочной техникой 20 18 2 Фестиваль, 3 2 экспериментальная работа 4 экспериментальная работа 5 5.1. Открытый исполнителя урок, 5.2. Концертная практика, фестивали 10 5.3. Грим, прическа, костюм 2 5.4. Актерское мастерство 7 5 2 6 Организационная работа 4 2 2 Итоговое 6.1. Организационное занятие 2 2 занятие 6.2. Промежуточная (годовая) аттестация 2 2 Отчетный концерт Итого 180 Содержание учебного плана Первый год обучения 1. теория Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности: санитарной гигиене, пожарной безопасности. 2. Танец модерн. 7 2.1.практика Упражнения на развитие специфических танцевальных, физических способностей. Упражнения, включающие понятие «центр». практика Упражнения включающие понятия «гравитация». практика Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях и динамике тела. Понятие «баланс». практика Упражнения на дыхание. практика Упражнения на развитие подвижности стопы. теория Понятие «контракция», «релаксация» и другие термины танца модерн. Упражнения для рук. практика Упражнения на середине зала стоя, сидя, лежа. теория Изучение и отработка позиций и положения рук, ног, головы, корпуса. теория Понятие «спираль». практика Работа корпуса – специальные упражнения. теория Танцевальные шаги (сочетание различных движений в продвижении вперед, в сторону, назад). Прыжки. 2.2. практика Танцевальные комбинации. практика Развернутые комбинации. практика Этюды. практика Закрепление навыков. практика Наработка свободной техники исполнения упражнения и комбинаций. Теория Четкое понимание «что» танцуешь и «как». практика Закрепление особенности исполнения технаки танца модерн в развернутых комбинациях battement tendu, battement tendu jete, rond de jambe par terre, port de bras. 2.3. практика Импровизация учащихся. практика Целенаправленный характер импровизаций, отражение эмоционального состояния заданию. практика Коллективный танец и его развитые формы. практика Контактный танец. «Вживание» танцоров друг в друга. практика Сольная импровизация, дуэт, трио, ансамбль. практика Импровизация под классическую музыку, джазовую популярную, музыку авангардного направления. Импровизация без музыкального сопровождения. 2.4. Итоговое занятие. Теория, практика Занятие проводится по форме открытого выступления, показа изученных комбинаций, этюдов и концертных номеров. 8 3. Джазовый танец. 3.1. практика Разминка. практика Специальные танцевальные упражнения, разогревающие мышцы. Теория Понятие «изоляция» - применение в танцевальных комбинациях. Специальные упражнения. Теория Понятие «свинг». практика Упражнения на развитие координации рук, ног, корпуса, головы. практика Танцевальные джазовые шаги. практика Танцевальные связки (дорожки), различные их виды и сочетания. практика Прыжки. 3.2. практика Развернутые этюды, танцевальные комбинации. практика Развитие базовых элементов джазового танца. практика Наработка техники исполнения по частям и в целом всей комбинации. практика Составление этюда. Теория Этюд – основа законченной хореографической композиции. 3.3. практика Импровизация учащихся. Импровизация в джазовом танце. практика Техника исполнения элементов плюс различное эмоциональное состояние. практика Составление учащимися небольших танцевальных связок, комбинаций. 3.4. Итоговое занятие. Итоговое занятие в форме открытого урока в репетиционном зале. Теория , практика Открытого занятия на сцене с приглашением родителей, друзей, концертного выступления. 4. Индивидуальная работа. практика Творческая и концертная деятельность. 4.1. практика Постановка танцевальных номеров. практика Индивидуальная работа с исполнителями. практика Разучивание и отработка элементов с ансамблем, с группами исполнителей. практика Сводные репетиции при участии всех возрастных групп в танцевальном зале, на сцене. практика Прогонные репетиции всей программы на сцене. 4.2. теория Понятие хореографический образ. 9 практика Этюды и игры с «внутренней бесконечностью», «замкнутое пространство», «сжатие». 4.3. практика Элементы актерского мастерства. практика Упражнения и этюды на развитие актерских способностей. 4.4. Грим, костюм, прическа. теория Изучение художественных задач, поставленных той или иной танцевальной композицией. Подбор выразительных средств. практика Грим для каждого исполнителя. практика Пошив костюма. практика Формирование умения носить сценический костюм. практика Подбор прически или головного убора. Теория Аксессуары – их роль в хореографической композиции. практика Поиск новых изобразительных средств. 4.5. Репетиционный процесс. практика Индивидуальные и сводные репетиции концертных номеров. 4.6. практика Индивидуальная работа 5. Итоговое занятие Теория, практика Итоговое занятие в форме открытого занятия, концертного выступления Второй год обучения 1. Вводное занятие. Теория Инструктаж по технике безопасности: санитарной гигиене, пожарной безопасности. 2. Классический танец 2.1. Постановка корпуса, рук, ног, головы. практика Preparation, demi plie,: battement tendu, battement tendu jete, battement tendu c demi plie, passé par terre. Теория Знакомство с понятием «en dehors и en dedans». практика I форма port de bras. battement tendu jete pique. практика Releve в I, II, V позициях. Releve lent. практика Проучивание перегибов корпуса назад, в стороны, вперед. Теория Grand plie. Battement retire. Grand battement jete. практика Подготовительные упражнения для rond de jmbe en l’air. практика Battement developpe. III форма port de bras. практика Полуповороты в V позицию. 10 2.2. Exercice на середине зала. практика Позы положения связанные с понятием croisée, efface; практика Арабески 1,2,3. I форма port de bras, temps lie par terre. 2.3. теория Прыжки с двух ног на две ноги. практика Трамплинные прыжки. практика Temps levé sauté, сhangement de pied, pas echapé на вторую позицию. 2.4. теория Вращения. практика Полуповороты в V позиции с переменой ног. практика Полные повороты. практика Подготовительные упражнения к турам. 2.5. практика Растяжка. практика Специальные упражнения на разработку эластичности связок и мышц. практика Положения ноги вперед, в сторону, назад с demi plie, с port de bras. практика Партерные растяжки 2.6. Безопасность охрана здоровья, профилактика травматизма. Теория Знание строения тела. Теория Знание индивидуальных особенностей строения тела. Теория Правила поведения в хореографическом зале на занятиях и в период отдыха. практика Умение делать самомассаж. 3. Танец модерн 3.1. теория Упражнения на понятия «центр». практика Упражнения на развитие равновесия в статичных положениях тела и в динамике. Упражнения на «баланс». практика Упражнение на дыхание. практика Упражнения комбинированные: контракция – релаксация. практика Упражнения в партере, сидя, стоя. 3.2. практика Танцевальные комбинации. практика Этюд (64 такта и более). практика Импровизационный танец. практика Экспериментальная работа. 4. теория «Джазовый танец» 4.1. практика Упражнения на развитие техники. Исполнение джазовых элементов. 11 практика Танцевальные движения, включающие в работу отдельные части тела и в сложной координации. 4.2 теория Танцевальные комбинации. практика Развернутые комбинации, этюды. практика Закрепление навыков и умение применения полученных ранее. практика Наработка свободной техники исполнения упражнений и комбинаций. 5. Творческая работа. 5.1. практика Ввод новых исполнителей. практика Поиск новых танцевальных форм. 5.2. Концерты конкурсы, фестивали. Теория, практика Обязательная форма – подведение итогов обучения – концерт. практика Участие в фестивалях всего ансамбля и его солистов. 5.3. теория Костюм, грим, прическа. практика Поиск индивидуального воплощения образности. практика Реставрация, поиск новых форм костюма, эскизы. 5.4. теория Актерское мастерство. практика Упражнения, этюды на развитие актерских способностей. практика Этюды на расслабление, внимание и т.д. 6. практика Организационная работа 6.1. Формирование группы обучающихся по способностям. 6.2. Итоговое занятие. Теория, практика Различные формы проведения. Третий год обучения 1. теория Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности: санитарной гигиене, пожарной безопасности 2. Классический танец 2.1. практика Упражнения у станка. Теория, практика Повтор и закрепление пройденного материала. практика Ускорение темпа. практика Специальная разминка перед экзерсисом. 2.2. Упражнения на середине зала. Теория, практика Повторение и закрепление пройденного материала. практика Большие позы attitudes, apabespues на 45 и 90, статичные во вращении. 3. Танец модерн 12 3.1. практика Упражнения на технику, включая понятия «центрирование», «контракция», «релакс», «релис». Теория, практика Различные движения в продвижении, в прыжке. практика Работа корпуса, специальные упражнения. 3.2. Танцевальные комбинации. практика Развернутые комбинации, этюды. практика Закрепление навыков. практика Наработка свободной техники исполнения упражнения и комбинаций. практика Ускорение темпа. 4. Джазовый танец 4.1. Упражнения на технику «джазовый танец». Теория, практика Специальные упражнения на «изоляцию»: голова, шея, плечи, локти, кисти, грудная клетка, бедра, колени, стопы. практика Упражнения на координацию руг, ног и головы 4.2. практика Танцевальные комбинации 8 тактов 2/4, ¾, 4/4, 6/8, муз размер. практика Танцевальные шаги с использованием различных положений рук, головы, ракурсов. 5. практика Концертная творческая работа. 5.1. Сценическая площадка. практика Участие в концерте – итог работы. 5.2. практика Поиск образной выразительности. практика Участие в городских, областных, всероссийских, международных конкурсах – фестивалях. Концерты. 5.3. практика Поиск наиболее выразительных средств 5.4. теория Организационное занятие. Теория Расписание художественных и учебных задач на год обучения. 5.5. теория, практика Итоговое занятие в различных формах. Четвертый год обучения 1. теория Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности: санитарной гигиене, пожарной безопасности. Теория Знакомство с планами и задачами на учебный год. Расписание занятий. Организационные вопросы. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, санитарии и гигиены. 2. Классический танец. 2.1. теория Упражнения у станка. 13 практика Повтор и закрепление пройденного материала. практика Упражнения с полуповоротами. Теория, практика Проучивание упражнений с полупальцами; уровень 90. практика Ускорение темпа. Более сложные сочинения элементов. практика Растяжки. практика Специальные упражнения. Теория Подбор индивидуальной программы для обучаемого. 2.2. теория Упражнения на середине зала. практика Повторение и закрепление пройденного материала. Теория, практика Большие позы attitudes, apabespues на 45 и 90, статичные и во вращении. 3. Танец модерн. 3.1. Упражнения на технику модерн. практика Эмоциональная реакция на музыкальное сопровождение. практика Импровизация. Теория Проработка всех понятий «модерн». практика Экспериментальная работа. 3.2. Танцевальные комбинации. практика Экспериментальная работа педагога, учащегося. Теория Составление комбинаций и исполнение их на основе приобретенных умений. 4. теория Джазовый танец. 4.1. Упражнения на технику джазового танца. практика Поиск новых средств выражения современного танца. практика Повтор и закрепление достигнутого уровня. Наработка техники, доведение движений до автоматизма. 4.2. практика Танцевальные комбинации Этюд – итог. 5. практика Творческая работа. Индивидуальная работа. 5.1. практика Репетиционная работа. практика Постоянное расширение репертуара, сохранение поставленных номеров. практика Ввод новых исполнителей. практика Подбор музыкального сопровождения. 5.2. теория Подбор музыкального материала – основы номера. практика Концерты, конкурсы, фестивали. 6. теория Организационная работа. 14 теория пределение задач на новый учебный год. 6.1. практика Формирование танцевальных групп по возрасту и способностям. теория Безопасность, охрана здоровья, профилактика травматизма. 6.2. Теория Знание строения тела. Теория Знание индивидуальных особенностей строения тела. Теория Правила поведения в хореографическом зале на занятиях и в период отдыха. Умение делать самомассаж. теория, практика Итоговое занятие. Различные формы проведения. Цель – 6.3. оценка результата обучения и достижений в творческом процессе. Рост духовный – эстетически развитый человек. 1.3.3. Планируемые результаты Планируемые результаты первого года обучения Метапредметные результаты 1) уметь ориентироваться на сценической площадке; 2) уметь выполнять танцевальные комбинации 3) уметь выполнять упражнения дополнительного комплекса Личностные результаты 1) уметь выполнять простейшие танцевальные шаги 2) уметь выполнять простейшие прыжки Предметные результаты 1) знать понятие танец и его виды 3) знать характерные особенности танца модерн 4) знать характерные особенности джазового танца, его отличие от других танцевальных стилей 5) знать понятие классического танца, его значение для русской танцевальной школы 6) знать основные профессии, связанные с танцем: артист, балетмейстер, педагог – хореограф и др. Планируемые результаты второго года обучения Метапредметные результаты 1) уметь выполнять упражнения, включающие понятия «центр», «баланс», «дыхание», «контракция» и др.; 2) понимать характер музыки, уметь выразить его в движении; 15 Личностные результаты 1) уметь выполнять упражнения развивающего комплекса в усложненном варианте; 2) уметь выполнять упражнения дополнительного комплекса; Предметные результаты 1) знать характерные особенности данного вида хореографии; 2) знать понятие «хореографический образ», его составляющие; Планируемые результаты третьего года обучения Метапредметные результаты 1) уметь выполнять упражнения блока танцев «модерн», «джазовый» 1 и 2 годов обучения; 2) принимать участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Личностные результаты 1) уметь выполнять элементы классического экзерсиса у станка; 2) уметь выполнять упражнения на середине зала; Предметные результаты 1) знать характерные особенности классической русской исполнительской школы; 2) знать основные занятия безопасной деятельности в хореографическом тренинге; Планируемые результаты четвертого года обучения Метапредметные результаты 1) уметь осознанно владеть элементами классического, джазового и танца модерн. Личностные результаты 2) уметь самостоятельно разогреть тело, уметь провести разминку; Предметные результаты 3) уметь исполнять прыжки классического танца. Предметные результаты 1) знать основы хореографического искусства; 2) знать системы танца: «модерн», «джазовый», «классический»; 3) знать способы повышения исполнительского мастерства, уметь выполнять более сложные движения танца; 4) знать характер влияния танца, иметь четкое понимание знания искусства для современного человека, в частности хореографии как самого демократического, повсеместного вида художественного творчества; 16 2.1. Условия реализации программы 2.1 Календарный учебный график 1-й год обучения № Дата п/п Форма Количество занятия уч. часов Теор. Тема занятия Форма контроля Практ . 1. сентябрь Комбиниров Вводные занятия 2 анный урок Обсуждение, наблюдение, рефлексия 2. сентябрь Комбиниров 3 15 анный урок Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на развитие наблюдение специфических танцевальных, физических способностей Танцевальные комбинации, развернутые композиции Импровизация учащихся 3. октябрь Комбиниров 2 15 анный урок Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на развитие наблюдение специфических танцевальных, физических способностей Танцевальные комбинации, развернутые композиции Импровизация учащихся 4. ноябрь Комбиниров анный урок 2 15 Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на развитие наблюдение специфических танцевальных, физических способностей Танцевальные комбинации, развернутые композиции Импровизация учащихся 17 5. декабрь, Комбиниров 2 16 анный урок Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на развитие наблюдение, специфических танцевальных, рефлексия физических способностей Танцевальные комбинации, развернутые композиции Импровизация учащихся Итоговые занятия 6. январь Комбиниров 3 15 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Специальные танцевальные наблюдение, упражнения рефлексия Танцевальные комбинации, развернутые этюды Импровизация учащихся 7. февраль Комбиниров 3 23 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Специальные танцевальные наблюдение, упражнения рефлексия Танцевальные комбинации, развернутые этюды Импровизация учащихся 8. март Комбиниров 3 23 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Специальные танцевальные наблюдение упражнения Танцевальные комбинации, развернутые этюды Импровизация учащихся Итоговые занятия 9 апрель Комбиниров анный урок 2 17 Концертная творческая Обсуждение, деятельность наблюдение, Постановка танцевальных рефлексия номеров Понятие «хореографический образ» 18 Элементы актерского мастерства Грим, костюм, прическа Репетиционный процесс Индивидуальная работа 10. май Комбиниров 2 17 анный урок Концертная творческая Обсуждение, деятельность наблюдение, Постановка танцевальных рефлексия номеров Понятие «хореографический образ» Элементы актерского мастерства Грим, костюм, прическа Репетиционный процесс Промежуточная (годовая) аттестация ИТОГО: 22 158 2-й год обучения № Дата п/п Форма Количество занятия уч. часов Теор. Тема занятия Форма контроля Практ . 1. сентябрь Комбиниров Вводные занятия 2 анный урок Обсуждение, наблюдение, рефлексия 2. сентябрь Комбиниров анный урок 2 13 Классический танец Обсуждение, Экзерсис у станка наблюдение Прыжки Вращения Растяжка Безопасность, охрана здоровья, профилактика 19 травматизма 3. октябрь Комбиниров 2 13 анный урок Классический танец Обсуждение, Экзерсис у станка наблюдение Прыжки Вращения Растяжка Безопасность, охрана здоровья, профилактика травматизма 4. ноябрь Комбиниров 2 13 анный урок Классический танец Обсуждение, Экзерсис у станка наблюдение Прыжки Вращения Растяжка Безопасность, охрана здоровья, профилактика травматизма 5. декабрь, Комбиниров 3 19 анный урок Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на технику наблюдение, модерн рефлексия Танцевальные комбинации, этюды 6. январь Комбиниров анный урок 4 19 Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на технику наблюдение, модерн рефлексия Танцевальные комбинации, этюды 20 7. февраль Комбиниров 3 19 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Упражнения на технику «джаз наблюдение, танец» рефлексия Танцевальные комбинации, этюды 8. март Комбиниров 4 19 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Упражнения на технику «джаз наблюдение танец» Танцевальные комбинации, этюды 9 апрель Комбиниров 20 анный урок Концертная творческая Обсуждение, деятельность наблюдение, Постановка танцевальных рефлексия номеров Репетиционный процесс, индивидуальная работа Грим, прическа, костюм Концерты, фестивали 10. май Комбиниров 21 анный урок Концертная творческая Обсуждение, деятельность наблюдение, Постановка танцевальных рефлексия номеров Репетиционный процесс, индивидуальная работа Грим, прическа, костюм Концерты, фестивали Промежуточная (годовая) аттестация ИТОГО: 22 158 3-й год обучения № п/п Дата Форма Количество занятия уч. часов Тема занятия Форма контроля 21 Теор. Практ . 1. сентябрь Комбиниров Вводные занятия 2 анный урок Обсуждение, наблюдение, рефлексия 2. сентябрь Комбиниров 3 17 анный урок Классический танец Обсуждение, Экзерсис у станка наблюдение Экзерсис на середине зала, прыжки вращения 3. октябрь Комбиниров 3 17 анный урок Классический танец Обсуждение, Экзерсис у станка наблюдение Экзерсис на середине зала, прыжки вращения 4. ноябрь Комбиниров 4 17 анный урок Классический танец Обсуждение, Экзерсис у станка наблюдение Экзерсис на середине зала, прыжки вращения Блок «Модерн» Упражнения на технику модерн Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа 5. декабрь, Комбиниров 3 17 анный урок Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на технику наблюдение, модерн рефлексия Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа 6. январь Комбиниров анный урок 3 17 Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на технику наблюдение, 22 модерн рефлексия Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа Блок «Джазовый танец» Упражнения на технику «джаз танец» Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа 7. февраль Комбиниров 4 17 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Упражнения на технику «джаз наблюдение, танец» рефлексия Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа 8. март Комбиниров 2 17 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Упражнения на технику «джаз наблюдение, танец» рефлексия Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа Творческая деятельность Репетиционная работа над постановочной техникой исполнителя Концертная практика, фестивали Грим, прическа, костюм Актерское мастерство 9 апрель Комбиниров анный урок 2 17 Творческая деятельность Обсуждение, Репетиционная работа над наблюдение, постановочной техникой рефлексия исполнителя 23 Концертная практика, фестивали Грим, прическа, костюм Актерское мастерство 10. май Комбиниров 2 15 анный урок Творческая деятельность Обсуждение, Репетиционная работа над наблюдение, постановочной техникой рефлексия исполнителя Концертная практика, фестивали Грим, прическа, костюм Актерское мастерство Организационная работа Организационное занятие Промежуточная (годовая) аттестация ИТОГО: 26 154 3-й год обучения № Дата п/п Форма Количество занятия уч. часов Теор. Тема занятия Форма контроля Практ . 1. сентябрь Комбиниров Вводные занятия 2 анный урок Обсуждение, наблюдение, рефлексия 2. сентябрь Комбиниров 3 17 анный урок Классический танец Обсуждение, Экзерсис у станка наблюдение Экзерсис на середине зала, прыжки вращения 3. октябрь Комбиниров 3 17 анный урок Классический танец Обсуждение, Экзерсис у станка наблюдение Экзерсис на середине зала, прыжки вращения 4. ноябрь Комбиниров 4 17 Классический танец 24 Обсуждение, анный урок Экзерсис у станка наблюдение Экзерсис на середине зала, прыжки вращения Блок «Модерн» Упражнения на технику модерн Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа 5. декабрь, Комбиниров 3 17 анный урок Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на технику наблюдение, модерн рефлексия Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа 6. январь Комбиниров анный урок 3 17 Блок «Модерн» Обсуждение, Упражнения на технику наблюдение, модерн рефлексия Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа Блок «Джазовый танец» Упражнения на технику «джаз танец» Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа 25 7. февраль Комбиниров 4 17 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Упражнения на технику «джаз наблюдение, танец» рефлексия Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа 8. март Комбиниров 2 17 анный урок Блок «Джазовый танец» Обсуждение, Упражнения на технику «джаз наблюдение, танец» рефлексия Танцевальные комбинации, этюды, экспериментальная работа Творческая деятельность Репетиционная работа над постановочной техникой исполнителя Концертная практика, фестивали Грим, прическа, костюм Актерское мастерство 9 апрель Комбиниров 2 17 анный урок Творческая деятельность Обсуждение, Репетиционная работа над наблюдение, постановочной техникой рефлексия исполнителя Концертная практика, фестивали Грим, прическа, костюм Актерское мастерство 10. май Комбиниров анный урок 2 15 Творческая деятельность Обсуждение, Репетиционная работа над наблюдение, постановочной техникой рефлексия исполнителя Концертная практика, фестивали 26 Грим, прическа, костюм Актерское мастерство Организационная работа Организационное занятие Промежуточная (годовая) аттестация ИТОГО: 26 154 Комплекс организационно-педагогических условий 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение 1) хореографический класс; 2) профессиональное покрытие пола; 3) хореографические станки; 4) зеркала; 5) наличие света; 6) раздевалка; 7) костюмерная; 8) музыкальный центр; 9) коврики для занятий на полу; 10) концертные костюмы, обувь; 11) сценическая площадка. Информационное обеспечение - диски и флэш-карты с музыкальными композициями. Кадровое обеспечение Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа Танца» осуществляют педагогические работники: - Педагог дополнительного образования высшей категории Решетняк Аксана Александровна - Педагог дополнительного образования высшей категории Патрушева Екатерина Сергеевна Методическое обеспечение В процессе обучения хореографии преподаватель должен добиваться от детей выразительного исполнения движений на всех этапах урока. 27 Одной из основных задач педагога является воспитание у обучающихся умения владеть пространством. Особое внимание на занятиях хореографии следует уделять музыкальному сопровождению, которое служит не только ритмическим аккомпанементом, но и раскрывает содержание и характер движений. Легче всего ребенок воспринимает ритм, близкий его внутреннему состоянию. Упражнения для развития чувства ритма способствуют развитию ритмических способностей обучающегося. Во время занятий необходимо научить детей правильно воспринимать музыку и уметь передавать ее содержание в танце. Педагог должен тщательно отбирать музыкальный материал для урока. Основной задачей предмета является постановка ног, корпуса, рук и головы в экзерсисе у станка и на середине. Все эти качества нарабатываются на систематических занятиях хореографией при соблюдении основных дидактических принципов обучения. 2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы Аттестация обучающихся проходит в форме: контрольных уроков, выступлений на концертах, участия в фестивалях, конкурсах различного уровня, ежегодного отчетного концерта с приглашением родителей и педагогов художественного-эстетического профиля. Текущий контроль осуществляется систематически в процессе проведенных занятий методами наблюдения, устного опроса по типу беседы, рассказа ученика о его работе, демонстрации полученных навыков изобразительной деятельности, анализа продуктов деятельности (танцевальных этюдов, номеров). Для осуществления устного опроса используется перечень вопросов. Формируется портфолио на каждого ребенка. В портфолио вкладываются грамоты, дипломы. Работа детей с портфолио сопровождается с помощью взрослых: педагога и родителя, в ходе совместной работы которых устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность. Цикл годовых мероприятий: - Открытые уроки. - Контрольные уроки. Выступления в МБОУ СОШ №154 на праздниках на площадках Ленинского района: 28 «День знаний», «День пожилого человека», «День матери», «Новый год», «День защитника отечества», «Международный женский день», «День победы», «День защиты детей». Районные конкурсы: Фестиваль «Открой себя миру»; «Созвездие друзей»; «Танцевальные ритмы». Городские конкурсы: Конкурс «В вихре танца». Областные: Конкурс «Весенние ритмы»; «Танцевальная весна»; «Звездные россыпи», «Танцевальные ритмы». Всероссийские конкурсы: Конкурс «Серебряные крылышки»; «Тюменский звездопад»; «Контур»; «РЖД зажигает звезды», «Европа-Азия», «Голоса». Международные конкурсы: Конкурс «На крыльях таланта»; «Урал собирает друзей», «ADAPTATION», «Кубок победителей». 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1) Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»: (федеральный закон: принят Гос. Думой 21 дек.2012г.) – Российская газета, 31 декабря 2012. 2) Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). 3) Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2,4,4,1251-03 от 01 апреля 2003г. 4) Ваганова, А.Я. Основы классического танца. – С-П: 2012. – 192 с. 5) Васильева, Т.К. Секрет танца.- Издательство: Диамант, 2014. – 479с. 6) Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. Москва: Один из лучших 2006г. – 286 с. 7) Ротерс, Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика: Учебное пособие для учащихся. – М: Просвещение, 2014. – 175 с. Используемые программы - программа ансамбля современной хореографии «Этуаль» 2004. - хореографическое развитие детей в ансамбле танца «Детство» 2005г.; - Захарова Т.В. Детская хореография 2003г.; - Мелехов А.В. Современные направления хореографии 1999г.; - Могилова Е.И. Программа «Ритмика и бальные танцы» 1997г. 6) Информационный портал Реализации Федерального закона «Об образовании в российской Федерации» (электронный ресурс)// - Режим доступа- hhp/ www.273-фз.рф 7) Санитарно-эпидемиологические дополнительного образования детей требования (внешкольные к учреждениям учреждения). Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.1251-03 от 01 апреля 2003г. (электронный ресурс)//-Режим доступа http://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/11/11795/index.php 8) подготовке Социальная сеть работников образования – Наша сеть. Рекомендации по и проведению музыкального занятия.(электронный ресурс)//- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2013/10/19/uchebnaya-programmapo-predmetu-ritmika-i-tanets 30