РП Основы финансовой грамотности ФГОС ООО (обновленный стандарт) (ЗПР)

Приложение 3 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования
обучающихся с ЗПР

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного курса
«Основы финансовой грамотности»
Уровень образования - ООО
Срок реализации - 1 год
7 классы
I
1.

Содержание учебного курса «Основы финансовой грамотности»

Как формируются финансовые возможности
Знание и понимание
Финансы как деньги в движении, которые, постоянно находясь в обращении,
способны создавать другие деньги. Необходимость оценивать финансовые возможности в
определённый момент располагать необходимой суммой денег. Наличие ограничений как
пределов, границ, за которые не должна выходить деятельность человека. Сущность
доходов как денег, получаемых человеком за осуществление определённой деятельности.
Сущность заработной платы как вознаграждения за труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы.
Возможность временного пользования имуществом на основе договора аренды и внесения
арендной платы.
Способы деятельности
• Анализ состава семейных финансов;
• сравнение денежных и неденежных доходов семьи;
• анализ выполнимых и невыполнимых желаний человека;
• анализ видов регулярных денежных доходов;
• ведение расчёта суммы средней заработной платы;
• сравнение движимого и недвижимого имущества.
2.
Финансовая цель: принципы постановки и пути достижения
Знание и понимание
Сущность финансовой цели как выраженного в денежной или материальной форме
предмета устремления человека, для получения которого он прилагает сознательные
усилия. Элементы, составляющие принцип постановки финансовой цели КИЛО:
конкретность, измеримость, локальность, определённость во времени. Сущность резерва
как запаса денежных средств, который можно использовать в случае возникновения
непредвиденных ситуаций. Сущность сбережений как накапливаемой части денежных
доходов семьи, предназначенной для достижения финансовых целей и удовлетворения
потребностей в будущем. Порядок создания сбережений. Связь между финансовой целью
и формированием сбережений.

Способы деятельности
• Определение личных
финансовых целей с
учѐтом
принципа
КИЛО;
• систематизация
информации, необходимой для постановки
финансовых
целей;
• сравнение резервов и сбережений по основным критериям;
• анализ видов и источников сбережений;
• сравнение безопасных и опасных способов хранения денег.
1.
От учета расходов к разработке бюджета
Знание и понимание
Сущность расходов семьи как денежных затрат, способствующих удовлетворению
потребностей членов семьи. Сущность и признаки налогов. Сущность налогообложения
как закреплѐнная действующим законодательством процедура установления, взимания и
уплаты налогов.
Сущность налога на доходы физических лиц (НДФЛ) как определѐнной доли всех
полученных гражданином доходов, которая изымается в пользу государства. Сущность
налога на добавленную стоимость (НДС) как косвенного налога, сумму которого продавец
удерживает у покупателя, включая еѐ в цену товаров. Сущность бюджета как плана
доходов и расходов на определѐнный период.
Способы деятельности:
• Систематизация расходов семьи по различным критериям;
• определение основных элементов налога;
• сравнение прямых и косвенных налогов;
• проведение расчѐта начисления и выделения НДС;
• определение дефицита и профицита бюджета;
• анализ структуры доходов и расходов бюджета;
• проведение расчѐта среднемесячного дохода на одного члена семьи.
2.
Человек и многообразие банковских услуг
Знание и понимание
Сущность
банковской
карты
как
инструмента
доступа
к
личному банковскому счѐту. Сущность
коммерческого банка как организации, имеющей исключительное право осуществлять ряд
банковских операций. Сущность банковского счѐта
как
метода учѐта
движения денежных средств определѐнного клиента и способа контроля выполнения
банком своих договорных обязательств. Сущность банковского вклада как суммы денег,
которую
банк
принимает от
клиента
на
определѐнный или
неопределѐнный срок с целью сохранения и приумножения. Сущность банковского
процента как платы за пользование денежными средствами (банковский вклад,
банковский кредит и др.). Сущность кредита как сделки,
заключаемой между
коммерческим
банком
и
заѐмщиком
по предоставлению
денежных средств под проценты. Сущность ипотеки как залога, который в случае
неуплаты заѐмщиком долга переходит кредитору.
Способы деятельности:
• Сравнение банковского счѐта и банковского вклада;
• сравнение банковского вклада и банковского депозита;
• определение особенностей начисления простых
и
сложных процентов
по банковским вкладам;
• определение преимуществ и недостатков использования денег, полученных в
кредит;
• проведение расчѐта изменения платежа по кредиту и остатка денежных средств
после осуществления платежей по кредиту.

Угрозы и способы защиты потребителя финансовых услуг
Знание и понимание
Сущность кредитной организации как юридического лица, которое с целью
получения прибыли выполняет банковские операции на основании разрешения (лицензии)
Банка России. Сущность Банка России как государственного кредитного учреждения,
наделѐнного функциями выпуска денег в обращение и регулирования банковской
системы. Сущность деятельности Агентства по страхованию вкладов (АСВ), которое
осуществляет государственное страхование вкладов физических лиц. Сущность
страхования как способа защиты имущественных интересов граждан и организаций при
наступлении определѐнных событий за счѐт денежных фондов, формируемых из
уплачиваемых ими страховых взносов. Сущность микрофинансирования
как
кратковременного кредита на небольшую сумму денег, выданного заѐмщику без залога и
поручительства. Сущность того, что финансовая пирамида — это схема, созданная для
получения дохода путѐм привлечения денежных средств новых участников.
Способы деятельности:
• Определение оснований для отзыва банковской лицензии;
• анализ отдельных видов и практических примеров страхования;
• анализ видов финансового мошенничества;
• определение признаков и видов финансовых пирамид.
4.
Финансовое благополучие и как оно создается
Знание и понимание
Сущность богатства как способности поддерживать привычный образ жизни при
отсутствии заработков в течение длительного времени. Сущность богатства семьи как
денежных средств и имущества семьи за исключением расходов на текущие нужды.
Сущность финансового благополучия как достижение такого уровня доходов, который
позволяет удовлетворять все ежедневные потребности, а также быть уверенным в
завтрашнем дне. Собственность как отношения между людьми, претендующими на
имущество. Сущность индексации денежных доходов населения как установленного
государством механизма повышения денежных доходов населения, позволяющего
частично или полностью возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен
на товары и услуги.
Способы деятельности:
• Анализ подходов к определению понятия богатства;
• сравнение
содержания понятий
«богатство» и
«финансовое
благополучие»;
• выявление преимуществ и
недостатков покупки
товаров
в
рассрочку;
• сравнение вариантов вложения денег по степени выгодности.
5.
Авторское вознаграждение как источник дохода
Знание и понимание
Сущность располагаемых доходов населения как дохода после вычета всех налогов
и платежей из полученных доходов за определѐнный период. Сущность дифференциации
доходов населения как разницы в уровне денежных доходов различных слоѐв и групп
населения. Сущность интеллектуальной собственности как продуктов творческой
деятельности. Сущность гонорара как денежного вознаграждения, выплачиваемого за
труд авторов литературных произведений или произведений в другой сфере искусства.
Сущность самозанятости как формы организации труда, когда вознаграждение получается
непосредственно от заказчиков. Сущность профессионального дохода как дохода граждан
от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают
наѐмных работников.
Способы деятельности:
• Определение слоѐв атмосферы инвестирования в мире финансов;
3.

• определение прогрессивной
и
пропорциональной шкал
налогообложения;
• проведение расчѐта размера гонорара при наличии исходной информации;
• проведение расчѐта ожидаемых доходов от интеллектуальной собственности;
• определение грантов по типу источника выплат.
6.
Риски и окупаемость инвестиций
Знание и понимание
Инвестор как человек, который инвестирует деньги в различные производства и
активы с целью получения дохода. Риск как возможность наступления случайных
событий с нежелательными для человека, природы или общества последствиями.
Сущность инвестиционного риска как возможности получения в результате
инвестирования дохода или потерь в виде непредвиденных расходов, неполученного
дохода. Сущность срока окупаемости инвестиций как периода времени, необходимого для
того, чтобы возместить затраты на инвестиции за счет полученных инвестиционных
доходов. Сущность доходности инвестиционного проекта как степень увеличения
вложенных инвестором денежных средств в течение определенного периода времени.
Способы деятельности:
• Определение видов рисков инвестирования;
• сравнение
инвестиционного дохода
и
располагаемого
инвестиционного дохода;
• расчѐт срока окупаемости инвестиций и
доходности
инвестиционного
проекта;
• определение направлений изменения доходности инвестиционного проекта
при изменении финансовой ситуации.
7.
Новый мир финансов: государство, человек и цифровая среда
Знание и понимание
Сущность сверхновых источников дохода как результат реализации творческих
способностей человека и новых возможностей цифровой среды. Сущность
государственного финансирования и софинансирования при реализации социально
значимых инвестиционных проектов. Крауд-технология как способ достижения
желаемого результата, путем внесения множеством людей посильного вклада в общее
дело.
Способы деятельности:
• Сравнение государственного финансирования
и софинансирования;
• определение способов получения доходов в сети Интернет;
• сравнение
содержания активных
и
пассивных источников дохода;
• анализ практических примеров успешного применения крауд-технологий.
II

Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы финансовой грамотности»

Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к
целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание важности
обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных планов с
учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством:
• формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению
индивидуальной траектории образования с учѐтом устойчивых познавательных интересов

и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым
благополучием;
• осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих
правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативноправовых документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения
посредством понимания для себя лично содержания финансовых отношений между
различными субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их
реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений;
• сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного
и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учѐте личных
интересов каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и
распределении средств семейного бюджета;
• наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в
частности мотивации к обучению, познанию за счѐт понимания значимости для себя
лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми
результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1.
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
в процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать
оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет:
• оценивать
собственное понимание изученных финансовых терминов;
• составлять личный
маршрут
движения
к
финансовому
благополучию;
• оценивать
вероятность мошенничества
в
финансовых отношениях;
• ставить финансовые цели собственной деятельности.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:
• разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
• оценивать структуру доходов и расходов семьи;
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической
финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения
финансовых задач;
• составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов,
выполнение квеста).
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
• вносить необходимые изменения в план и способ действий с учѐтом
изменившихся обстоятельств;
• оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
• вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированного результата;
• оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; результаты выбора
условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому
имуществу, служащему для банка залогом;

• оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из
финансовых возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:
1.
Умение определять содержание понятий, создавать обобщения,
классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинноследственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет:
• сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения
финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия
размещения денежных средств;
• устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми
явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и
размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и
действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;
• объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды;
особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых
источников доходов;
• анализировать статистические данные о доходах населения; положения статей ГК
РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей
ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам
налогообложения;
• классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал
налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций;
• выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых
организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода,
обладания собственностью, банковской картой;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая
его собственной аргументацией, в том числе математическими расчѐтами.
2.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать
текст, идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в
конкретной ситуации;
• критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;
• аргументировать собственную позицию по приведѐнной в тексте финансовой
ситуации.
3.
Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников
информации. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова;
• осуществлять взаимодействие
с
электронными
поисковыми
системами, словарями;
• соотносить полученные результаты поискаинформации с
условиями
поставленных финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность. Обучающийся сможет:
• инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с
творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета,
формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей;
• выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций;
• задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.

2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью.
Обучающийся сможет:
• соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой
тематике;
• принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;
• создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на
финансовые темы;
• анализировать результаты коммуникации после еѐ завершения в ходе выполнения
группового задания и представления его решения.
Предметные результаты обучения.
• освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для
решения современных практических задач;
• умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя
их существенные признаки, элементы и основные функции;
• умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов; необходимости правомерного
налогового поведения; осмысления личного опыта принятия финансовых решений;
• умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и
расходами, формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений;
• овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из
нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
• умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с
собственными знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
• умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения финансово-экономических и правовых норм, включая вопросы, связанные с
личными финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества;
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
• приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой
грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для
составления личного финансового плана; для принятия решений о приобретении
финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся смогут сформировать
следующие компетенции по финансовой грамотности:
• способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся
финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и
неплатежей по ним;
• способность формировать резервы и сбережения денежных средств;
• способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования
личного бюджета;
• способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки
финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке
финансовых рисках;
• способность искать и использовать необходимую финансовую информацию.

III

№
п/п
1

Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
«Основы финансовой грамотности»
Раздел (Тема)

7 класс
Элементы содержания

Тема 1. Как формируются финансовые возможности
Анализ финансовых
Лекция о финансах,
возможностей
финансовых возможностях и
Доходы семьи
ограничениях. Проблемный
семинар (анализ фрагмента
литературного произведения,
отражающего сущность
финансов). Практическое
занятие (ситуационные
задания по оценке
соответствия финансовых
возможностей и желаний
членов семьи с применением
иллюстративного материала)
Учебно- познавательная
Учебно- практическая
Лекция о составе денежных
доходов семьи. Проблемный
семинар (работа с кейсами о
труде, трудовом договоре и
заработной плате) Учебнопознавательная

Кол-во
часов
1

2

3

4

Ступени финансового
изобилия
Доходы от имущества

Практическое занятие
1
(Практическая работа по
определению отличий в
уровне заработной платы
работников разной
квалификации, средней
заработной платы,
прожиточного минимума и
минимального размера оплаты
труда с применением
статистической информации, и
фрагментов литературных
произведений).
Учебно-практическая
Лекция о классификации
имущества, аренде и арендной
плате. Проблемный семинар
(обсуждение случаев
мошенничества в сделках с
имуществом; работа с
классификацией имущества по
материалам литературных
произведений) Учебнопознавательная
Творческая лаборатория
Проблемный семинар
1
финансиста
(творческая групповая работа
о финансовых возможностях в
сказке и в жизни – кейсы,
головоломки, задания на
установления соответствия,
правильной
последовательности и др.).
Учебно- исследовательская
Тема 2. Финансовая цель: принципы постановки и пути
достижения
Как поставить
Лекция о принципах
1
финансовую цель
постановки финансовой цели.
Творческая
Проблемный семинар
лаборатория финансиста
(обсуждение вариантов
Финансовые резервы
действий для достижения
личных финансовых целей;
эссе «Моя финансовая цель»)
Учебно- познавательная
Учебно- исследовательская
Лекция о правилах
формирования резервного
фонда семьи. Проблемный
семинар (дискуссия о размере
резерва и вариантах его
хранения на примере
литературных произведений)
Учебно-познавательная

5

6

7

Способы создания и
хранения сбережений

Лекция о порядке создания
1
сбережений. Проблемный
семинар (обсуждение
отличий резервов и
сбережений; анализ
фрагментов литературных
произведений о способах
хранения сбережений).
Учебно- познавательная
Тема 3. От учета расходов к разработке бюджета
Семейные расходы
Лекция о классификациях
1
Налоги и
расходов семьи. Практическое
налогоплательщики
занятие (решение
ситуационных задач на
группировку семейных
расходов по различным
основаниям) Учебнопрактическая
Лекция о признаках,
элементах и классификации
налогов (прямые и косвенные).
Практическое занятие
(решение задач, отражающих
особенности вычисления
суммы прямого и
косвенного налога) Учебнопознавательная Учебнопрактическая
Всем нужен
Лекция о семейном бюджете.
1
финансовый план!
Практическое занятие
Творческая лаборатория
(решение задач о состоянии и
финансиста
структуре бюджета семьи).
Учебно- познавательная
Учебно- практическая Учебноисследовательская
Проблемный семинар
(групповая работа
– дискуссия о необходимости
и способах экономии денег на
материалах сказок),
Учебно- исследовательская
Тема 4. Человек и многообразие банковских услуг

8

9

10

11

Банковские услуги
Как работает депозит

Лекция о коммерческом
банке, банковских услугах,
банковских вкладах, счетах и
картах. Проблемный
семинар (дискуссия о
преимуществах и недостатках
наличных расчѐтов и расчѐтов
банковской картой; кейс по
материалам литературного
произведения).
Учебно- познавательная
Лекция о банковском депозите
и банковском проценте.
Практическое занятие
(решение задач по
определению размера
накопленных банковских
процентов, при размещении
денег на банковском вкладе)
Учебно- познавательная
Учебно- практическая
Учебно-исследовательская
Банковский кредит
Лекция о кредите, видах
Ипотечный кредит
кредита и определении
платежа по кредитному
договору. Практическое
занятие (решение задач о
погашении кредита)
Учебно- познавательная
Учебно- практическая Лекция
о сущности ипотеки,
ипотечного кредита и залога.
Проблемный семинар (кейс об
особенностях приобретения
жилья с использованием
средств ипотечного кредита)
Учебно- познавательная
Творческая лаборатория
Проблемный семинар.
финансиста
Решение творческих заданий
на основе литературного
произведения (например, по
материалам рассказа М. Твена
«Банковский билет в миллион
фунтов стерлингов»).
Учебно- исследовательская
Тема 5. Угрозы и способы защиты потребителя финансовых
услуг
Если банк лишился
Лекция о кредитной
лицензии…
организации, об основаниях
Особенности
для отзыва у нее лицензии.
микрофинансирования
Проблемный семинар
(дискуссия о выборе

1

1

1

1

12

13

14

надежного банка; кейс об
ошибках заемщика) Учебнопознавательная
Проблемный семинар
(ситуационный анализ
последствий обращения в
микрофинансовую
организацию — работа с
кейсами и схемами)
Учебно- познавательная
Угрозы
семейным
Проблемный семинар
1
финансам
(ситуационный анализ
Творческая лаборатория
финансовых угроз личным
финансиста
доходам в цифровой среде;
сравнительный анализ видов
финансовых пирамид; кейс о
финансовых угрозах на
материалах литературного
произведения и жизненной
ситуации), Учебнопознавательная Учебноисследовательская
Тема 6. Финансовое благополучие и как оно создается
Собственность и финансовое Лекция о собственности и
1
Благополучие
финансовом благополучии.
Богатство
семьи и
Учебная игра (кейс по
дорогостоящие
материалам литературного
покупки Творческая
произведения) Учебнолаборатория финансиста
познавательная УчебноКак сохранить
свое
исследовательская
финансовое
Проблемный семинар
благополучие
(Обсуждение преимуществ и
недостатков покупки товаров в
рассрочку. Литературный
кейс. Кроссворд)
Учебно- познавательная
Практическое занятие
(решение задачи о выборе
варианта вложения денег с
целью накопления
определенной суммы к
определенному сроку).
Учебно-исследовательская
Тема 7. Авторское вознаграждение как источник дохода
Располагаемые доходы и
Лекция об атмосфере
1
налоги
инвестирования,
Доходы
от
дифференциации доходов и
интеллектуальной
видах шкал налогообложения.
собственности
Практическое занятие
Доходы
творческих
(решение задач об оценке
людей и самозанятых
изменения величины
Творческая лаборатория
располагаемых доходов при

финансиста

15

изменении ставки НДФЛ;
анализ статистической
информации) Учебнопознавательная Учебнопрактическая Учебноисследовательская
Лекция об интеллектуальной
собственности и доходов от
нее. Проблемный семинар
(литературные кейс-задачи о
доходах от интеллектуальной
собственности и талантов).
Учебно- познавательная
Лекция о доходе творческих
людей (грант, гонорар) и
профессональном доходе.
Проблемный семинар (работа
с классификацией —
сравнительный анализ
различных форм доходов
от интеллектуальной
собственности).
Учебно-познавательная
Учебно-исследовательская
Проблемный семинар
(групповая работа о
финансовом благополучии и
доходах от творчества –
решение кейс-задач на
материалах фрагментов
литературных произведений)
Учебно-исследовательская
Тема 8. Риски и окупаемость инвестиций
Риск и
финансовое
Лекция о видах
благополучие
инвестиционного риска.
Инвестиционный доход
Проблемный семинар с
Творческая лаборатория
элементами игры
финансиста
«Что? Где? Когда?» по
материалам литературных
произведений и
статистической информации.
Учебно- познавательная
Учебно-исследовательская
Лекция о инвестиционном
доходе и окупаемости
инвестиций. Практическое
занятие (решение задачи по
оценке окупаемости
инвестиционных проектов)
Учебно- познавательная
Учебно-исследовательская
Учебная игра (об инвестициях

1

в создание собственного
бизнеса), Учебноисследовательская
16

17

Итоговое собеседование
1
Тема 9. Новый мир финансов: государство, человек и
цифровая среда
Сравниваем варианты
Лекция возможностях
1
финансирования нового
применения крауд- технологий
проекта
для финансирования
Доходы в новом мире
реализации нового проекта.
финансов
Проблемный семинар
Творческая лаборатория
(сравнительный анализ форм
финансиста
государственного
финансирования;
сравнительный анализ
вариантов финансирования
реализации нового проекта)
Учебно- познавательная
Учебно-исследовательская
Проблемный семинар
(дискуссия о сверхновых
источниках доходов и их
доступности для всех и для
каждого). Учебнопознавательная Учебноисследовательская
Итого: 17 часов

При разработке данной рабочей программы в тематическом планировании учтены
возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».