РП Введение в функциональную финансовую грамотность ФГОС ООО (обновленный стандарт) (ЗПР)

Приложение 3 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования
обучающихся с ЗПР

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного курса
«Введение в функциональную финансовую грамотность»
Уровень образования —ООО
Срок реализации - 1 год
5 классы
I Содержание учебного курса
«Введение в функциональную финансовую грамотность»
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую
грамотность?». Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные
металлы. Монеты. Купюры». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина
«Товары длительного пользования».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий:
болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование».
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов».
Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач
«Социальные выплаты».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье
Творческое задание «Банковские услуги». Творческое задание «Вклады
(депозиты)». Аналитическая работа «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана
«Собственный бизнес». Мини-исследование «Примеры бизнеса, которым занимаются
подростки».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность
Круглый стол по курсу «Финансовая грамотность».
II Планируемые результаты освоения учебного курса
«Введение в функциональную финансовую грамотность»
Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к
целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность

руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей посредством:
• формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и построению
индивидуальной траектории образования с учѐтом устойчивых познавательных интересов
и значимости для себя лично взаимосвязи между образованием и финансовым
благополучием;
• осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих
правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений нормативноправовых документов, формирования ответственного отношения к процессу обучения
посредством понимания для себя лично содержания финансовых отношений между
различными субъектами, финансовых решений, альтернативных возможностей их
реализации, последствий выполнения или невыполнения принятых решений;
• сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества, уважительного
и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося в учѐте личных
интересов каждого члена семьи и семьи в целом при решении вопросов о получении и
распределении средств семейного бюджета;
• наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в
частности мотивации к обучению, познанию за счѐт понимания значимости для себя
лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и финансовыми
результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
1.
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
в процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости давать
оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения. Обучающийся сможет:
• оценивать
собственное понимание изученных финансовых терминов;
• составлять личный
маршрут
движения
к
финансовому
благополучию;
• оценивать
вероятность мошенничества
в
финансовых отношениях;
• ставить финансовые цели собственной деятельности.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:
• разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
• оценивать структуру доходов и расходов семьи;
• определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической
финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения
финансовых задач;
• составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение кейсов,
выполнение квеста).
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Обучающийся сможет:
• вносить необходимые изменения в план и способ действий с учѐтом
изменившихся обстоятельств;
• оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;

• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
• вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированного результата;
• оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; результаты выбора
условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к недвижимому
имуществу, служащему для банка залогом;
• оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из
финансовых возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:
1.
Умение определять содержание понятий, создавать обобщения,
классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать причинноследственные связи и делать выводы. Обучающийся сможет:
• сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения
финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и условия
размещения денежных средств;
• устанавливать причинно-следственные связи между различными финансовыми
явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией и
размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнес-планом и
действительностью; креативностью инвестиционного проекта и доходами авторов;
• объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой пирамиды;
особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины появления сверхновых
источников доходов;
• анализировать статистические данные о доходах населения; положения статей ГК
РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности; положения статей
ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения статей НК РФ по вопросам
налогообложения;
• классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал
налогообложения, банковских вкладов, кредитных организаций;
• выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых
организаций, покупки товаров в рассрочку, активных и пассивных источников дохода,
обладания собственностью, банковской картой;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждая
его собственной аргументацией, в том числе математическими расчѐтами.
2.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
• ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать
текст, идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в
конкретной ситуации;
• критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;
• аргументировать собственную позицию по приведѐнной в тексте финансовой
ситуации.
3.
Развитие мотивации к овладению культурой поиска источников
информации. Обучающийся сможет:
• определять необходимые ключевые поисковые слова;
• осуществлять взаимодействие
с
электронными
поисковыми
системами, словарями;
• соотносить полученные результаты поискаинформации с
условиями
поставленных финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность. Обучающийся сможет:

• инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при работе с
творческими заданиями, при обсуждении правил планирования семейного бюджета,
формирования резервов и сбережений, постановки финансовых целей;
• выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых ситуаций;
• задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответ- ствии с
задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной
речью. Обучающийся сможет:
• соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой
тематике;
• принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;
• создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на
финансовые темы;
• анализировать результаты коммуникации после еѐ завершения в ходе выполнения
группового задания и представления его решения.
Предметные результаты обучения.
• освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для
решения современных практических задач;
• умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) финансовые объекты, явления, процессы, выявляя
их существенные признаки, элементы и основные функции;
• умение использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного)
сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов; необходимости правомерного
налогового поведения; осмысления личного опыта принятия финансовых решений;
• умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления доходами и
расходами, формирования резервов и сбережений, принятия инвестиционных решений;
• овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики, позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе извлечений из
нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
• умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать статистическую финансовую информацию, соотносить ее с
собственными знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
• умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения финансово-экономических и правовых норм, включая вопросы, связанные с
личными финансами, финансовыми рисками и угрозами финансового мошенничества;
осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
• приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой
грамотности в практической (индивидуальной и/или групповой) деятельности: для
составления личного финансового плана; для принятия решений о приобретении
финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта публичного представления
результатов своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся смогут сформировать
следующие компетенции по финансовой грамотности:
• способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки имеющихся
финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных доходам долгов и
неплатежей по ним;
• способность формировать резервы и сбережения денежных средств;

• способность следить за состоянием личных финансов посредством планирования
личного бюджета;
• способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки
финансового мошенничества, учитывая информацию об имеющихся на рынке
финансовых рисках;
• способность искать и использовать необходимую финансовую информацию.
III

№
п/п
1

2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса
«Введение в функциональную финансовую грамотность»
Раздел (Тема)

Что такое деньги и откуда
они взялись. Современные
деньги России и других
стран.
Семья как потребитель.
Хозяйственная деятельность
семьи.
Потребности человека и
семьи.
Элементы семейного
хозяйства.
Планирование, учет и
контроль в семейном
хозяйстве.
Что такое бюджет семьи
Что кладут в
потребительскую корзину.
Доходы и расходы семьи.
Ресурсосбережение основа
финансового благополучия.
Банковская карта Виды
банковских карт.
Как умно управлять своими
деньгами.
Как сделать сбережения.
Кредиты. Виды кредитов.
Налоги.
Итоговое собеседование.
Социальные пособия.

5 класс
Элементы содержания
Раздел 1. Доходы и расходы
семьи
Введение. Познавательная беседа
«Почему так важно изучать
финансовую грамотность?».
Познавательная беседа «Деньги».
Интерактивная беседа
«Драгоценные металлы. Монеты.
Купюры». Викторина «Предметы
первой необходимости».
Викторина «Товары длительного
пользования».
Раздел 2. Риски потери денег и
имущества и как человек может
от этого защититься
Решение практических задач
«Особые жизненные ситуации и
как с ними справиться».
Дискуссия «Экономические
последствия непредвиденных
событий: болезней, аварий,
природных катаклизмов».
Решение логических задач
«Страхование». Познавательная
беседа «Страховая компания.
Страховой полис».
Раздел 3. Семья и государство:
как они взаимодействуют
Мини-исследование «Налоги».
Аналитическая работа «Виды
налогов». Познавательная беседа
«Социальные пособия». Решение
экономических задач
«Социальные выплаты».
Раздел 4. Финансовый бизнес:
чем он может помочь семье
Творческое задание «Банковские
услуги». Творческое задание

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Вклады (депозиты)».
Аналитическая работа «Кредит.
Залог». Составление бизнесплана «Собственный бизнес».
Мини-исследование «Примеры
бизнеса, которым занимаются
подростки».
Раздел 5. Что такое финансовая
грамотность
Круглый стол по курсу
«Финансовая грамотность».
Итого:

17 часов

При разработке данной рабочей программы в тематическом планировании учтены
возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся
учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».