РП Основы духовно-нравственной культуры народов России ФГОС ООО (обновленный стандарт) (ЗПР)

Приложение 3 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования
обучающихся с ЗПР

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Уровень образования - ООО
Срок реализации - 2 года
5-6 классы
I Содержание учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» полностью соответствует ПООП ООО.
5 класс
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество.
Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер
морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и
угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской
Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык —
основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его
развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального
общения. Важность общего языка для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транс- порт, техника. Связь
между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная
культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, еѐ роль в жизни общества и человека.
Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура.
Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны
Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного
поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях.
Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье
(с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества.
Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как
духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в
культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в
культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой
деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в
жизни человека. Взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к
близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость еѐ
фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его
духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен
ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ
формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья,
созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные
причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть
общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных
идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные.
Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели
истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его
музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика.
Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и
сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и
нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта.
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
6 класс
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни

людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2. Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
Тема 3. История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в
разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат
исторического развития народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда.
Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его
механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных
этапах в истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных
смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 6. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и
свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие
и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 8. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов
России.
Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как еѐ ограничение. Общество как
регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство
человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Тема 10. Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение
человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества.
Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как
ценность.
Тема 11. Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и
религиозный идеал человека.
Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика.
Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Тема 14. Самопознание (практическое занятие).

Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь.
Выполнение проекта.
Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень,
тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в
мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные
границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтѐрство. Общественные блага.
Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной
культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма.
Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный
работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учѐные, педагоги. Важность
меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в
целом.
Тема 23. Выдающиеся учѐные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества.
Учѐные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учѐных.
Тема 24. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25. Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Тема 26. Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность
патриотизма.
Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед общество.
Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Тема 28. Государство. Россия — наша Родина.

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства.
Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть
гражданином. Российская гражданская идентичность.
Тема 29. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Тема 30. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или
класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие
качества человека.
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
II Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
воспитание у обучающихся с ЗПР российской гражданской идентичности:
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений, готовность к участию в
гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней);
развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
понимание ценности отечественного религиозного искусства;
установка на осмысление чужого опыта, собственных наблюдений и поступков;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
способность осознавать эмоциональное состояние себя и других, управлять
собственным эмоциональным состоянием;
принятие себя и других без осуждения; признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать
в отсутствие гарантий успеха;
умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы;
готовность брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и нести
ответственность за результат своей работы;
умение критически оценивать полученную от собеседника информацию;
освоение культурных форм выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком;
способность регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в разных
социальных ситуациях (на экскурсии в храм, музей);

освоение необходимых социальных ритуалов, связанных с религиозными
традициями (одежда при посещении храмов, поведение, приветствие в религиозные
праздники и т.п.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать ее,
ориентируясь на учителя и одноклассников;
осуществлять поиск и анализ необходимой информации из разных источников для
решения учебных задач;
понимать культурную информацию, представленную в изобразительной,
схематичной форме; умение переводить ее в словесную форму;
сопоставлять после предварительного анализа информацию из разных источников,
осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных
задач, включая справочную и дополнительную литературу, Интернет; обобщать и
систематизировать ее.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, прогнозировать конфликтные
ситуации, смягчая конфликты;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией.
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
осуществлять помощь одноклассникам;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт;
принимать и разделять ответственность и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей
работы;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», в соответствии с ФГОС ООО,
должны обеспечивать:
понимание вклада представителей различных народов России в
формирования ее цивилизационного наследия;
понимание ценности многообразия культурных укладов народов Российской
Федерации;
поддержку интереса к традициям собственного народа и народов,
проживающих в Российской Федерации;
знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов
Российской Федерации;
формирование уважительного отношения к национальным и этническим
ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;
осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
формирование представлений об образцах и примерах традиционного
духовного наследия народов Российской Федерации.
В ходе изучения учебного предмета обучающийся научится:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных
текстов с опорой на план/вопросы/ключевые слова;
кратко высказываться о главной мысли прочитанных текстов и прослушанных
объяснений учителя;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов с
опорой на план/вопросы/ключевые слова;
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими
духовно-нравственными
ценностями
с
опорой
на
план/вопросы/ключевые слова;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры;
создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям)
словесный портрет героя с опорой на ключевые слова/план/вопросы;
кратко высказываться о поступках реальных лиц, героев произведений,
высказываниях известных личностей;
работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной
задачей;
использовать информацию, полученную из разных источников, для решения
учебных и практических задач с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные
опоры;
высказывать предположения после предварительного анализа о последствиях
неправильного (безнравственного) поведения человека;
оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики;
работать с историческими источниками и документами с опорой на алгоритм
учебных действий.

III

Тематическое планирование с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
5 класс

№
п/п
1

2

3

4

Раздел (Тема)

Основное содержание

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы Формирование и закрепление
духовно-нравственной куль- туры гражданского единства. Родина
народов России»?
и Отечество. Традиционные
Наш дом — Россия
ценности и ролевые модели.
Традиционная семья. Всеобщий
характер
морали
и
нравственности. Русский язык и
единое
культурное
пространство. Риски и угрозы
духовно-нравственной культуре
народов России
Россия — многонациональная
страна.
Многонациональный
народ Российской Федерации.
Россия как общий дом. Дружба
народов
Язык и история
Что такое язык? Как в языке
Русский язык — язык общения и народа отражается его истоязык возможностей
рия? Язык как инструмент
культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки
народов мира, их взаимосвязь
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад
народов России в его развитие.
Русский язык как культурообразующий проект и язык
межнационального
общения.
Важность общего языка для всех
народов России. Возможности,
которые даѐт русский язык
Истоки родной культуры
Что такое культура. Культура и
Материальная культура
природа. Роль культуры в жизни
общества.
Многообразие
культур
и
его
причины.
Единство
культурного
пространства России
Материальная культура: архитектура,
одежда,
пища,
транспорт, техника. Связь между
материальной
культурой
и
духовно-нравственными
ценностями общества
Духовная культура
Духовно-нравственная
кульКультура и религия
тура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности.
Художественное осмысление мира.

Кол-во
часов
1 час

1 час

1 час

1 час

5

6

Символ и знак. Духовная
культура
как
реализация
ценностей
Религия и культура. Что такое
религия, еѐ роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России
Культура и образование
Зачем нужно учиться? КульМногообразие
культур
России тура как способ получения
(практическое занятие)
нужных знаний. Образование
как ключ к социализации и
духовно-нравственному
развитию человека
Единство
культур
народов
России. Что значит быть
культурным человеком? Знание
о культуре народов России
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья —
ценностей

хранитель

духовных Семья — базовый элемент
общества. Семейные ценности,
традиции и культура. Помощь
Родина начинается с семьи
сиротам
как
духовнонравственный долг человека
История

семьи

как

1 час

1 час

часть

истории народа, государства,
человечества.
Как
связаны
Родина и семья? Что такое
Родина и Отечество?
7

Традиции семейного воспитания в Семейные традиции народов
России
России.
Межнациональные
семьи. Семейное воспитание как
Образ семьи в культуре народов трансляция ценностей
России
Произведения устного поэти-

1 час

ческого творчества (сказки,
поговорки и т. д.) о семье и
семейных обязанностях. Семья в
литературе и произведениях
разных видов искусства
8

Труд в истории семьи

Социальные роли в истории
семьи. Роль домашнего труда.

1 час

Семья в современном мире
(практическое занятие)

Роль

нравственных

норм

в

благополучии семьи
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг,
писем и др.). Семейное древо.
Семейные традиции

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
9

Личность — общество — культура

Что делает человека человеком? Почему человек не может
Духовный мир человека. Человек жить вне общества. Связь между
— творец культуры
обществом и культурой как

1 час

реализация
духовнонравственных ценностей
Культура как духовный мир
человека.
Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре.
Творчество: что это такое?
Границы творчества. Традиции и
новации в культуре. Границы
культур. Созидательный труд.
Важность труда как творческой
деятельности, как реализации
10

Личность и духовно-нравственные Мораль и нравственность в
ценности
жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к
близким

1 час

Тематический блок 4. «Культурное единство России»
11

Историческая память как духовно- Что такое история и почему она
нравственная ценность
важна? История семьи — часть
истории народа, государства,
Литература как язык культуры
человечества.
Важность

1 час

исторической

памяти,

недопустимость
еѐ
фальсификации.
Преемственность
поколений
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману.
Зачем нужны литературные
произведения? Внутренний мир
человека и его духовность
12

Взаимовлияние культур
Духовно-нравственные
российского народа

13

Регионы
России:
многообразие
Праздники
России

в

Взаимодействие
культур.
ценности Межпоколенная и межкультурная
трансляция.
Обмен
ценностными установками и
идеями. Примеры межкультурной
коммуникации
как
способ формирования общих
духовно-нравственных
ценностей
Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм,
гражданственность,
служение
Отечеству и ответственность за
его
судьбу,
высокие
нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд,
приоритет
духовного
над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм, взаимопомощь,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России

1 час

культурное Исторические и социальные
причины культурного разнообразия. Каждый регион уникультуре народов кален. Малая Родина — часть

1 час

общего Отечества
Что такое праздник? Почему
праздники
важны.
Праздничные традиции в России.
Народные праздники как память культуры, как воплоще-

ние

духовно-нравственных

идеалов
14

Памятники
России

в

Музыкальная
России

культуре

культура

народов Памятники как часть культуры:
исторические,
художественные, архитектурные.
народов
Культура как память. Музеи.
Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории.
Архитектура
и
духовнонравственные ценности народов
России

1 час

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма
выражения
эмоциональных
связей между людьми. Народные
инструменты. История народа в
его музыке и инструментах
15

Изобразительное искусство народов Художественная
реальность.
России
Скульптура: от религиозных
сюжетов к современному исФольклор и литература народов кусству. Храмовые росписи и
России
фольклорные
орнаменты.

1 час

Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России
Пословицы и
поговорки.
Эпос и сказка. Фольклор как
отражение истории народа и его
ценностей,
морали
и
нравственности. Национальная
литература. Богатство культуры
народа в его литературе
16

Итоговый тест

1 час

17

Бытовые традиции народов России: Рассказ о бытовых традициях
пища, одежда, дом (практическое своей семьи, народа, региона.

1 час

занятие)

Доклад

с

использованием

Культурная карта России

разнообразного
зрительного
ряда и других источников

(практическое занятие)

География
культур
России.
Единство страны — залог будущего Россия как культурная карта.
Описание регионов в соотРоссии
ветствии с их особенностями
Россия — единая страна.
Русский мир. Общая история,
сходство культурных традиций,
единые духовно- нравственные
ценности народов России
Итого:

17 час

6 класс
№
п/п
1

2

Раздел (Тема)

Основное содержание

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Мир культуры: его структура
Культура как форма социальКультура России: многообразие ного взаимодействия. Связь
регионов
между миром материальной
культуры
и
социальной
структурой общества. Расстояние и образ жизни людей.
Научно-технический
прогресс
как
один
из
источников
формирования
социального
облика общества
Территория России. Народы,
живущие в ней. Проблемы
культурного взаимодействия в
обществе
с
многообразием
культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России
История быта как история культуры Домашнее хозяйство и его тиПрогресс: технический и со- пы. Хозяйственная деятельциальный
ность народов России в разные
исторические
периоды.
Многообразие
культурных
укладов как результат исторического развития народов
России
Производительность
труда.

Кол-во
часов
1 час

1 час

3

4

5

Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд.
Домашний
труд
и
его
механизация. Что такое технологии и как они влияют на
культуру и ценности общества?
Образование в культуре народов Представление об основных
России
этапах в истории образования.
Права и обязанности человека
Ценность знания. Социальная
обусловленность
различных
видов образования.
Важность
образования
для
современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей
Права и обязанности человека в
культурной традиции народов
России.
Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в
Конституции Российской Федерации
Общество и религия: духовно- Мир религий в истории. Ренравственное взаимодействие
лигии народов России сегодня.
Современный мир: самое важное Государствообразующие
и
(практическое занятие)
традиционные
религии
как
источник
духовно-нравственных ценностей
Современное общество: его
портрет.
Проект:
описание
самых важных черт современного общества с точки
зрения материальной и духовной
культуры
народов
России
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Каким должен быть человек? Мораль, нравственность, этика,
Духовно-нравственный облик и этикет в культурах народов
идеал человека
России. Право и равенство в
Взросление человека в культуре правах. Свобода как ценность.
народов России
Долг как еѐ ограничение.
Общество
как
регулятор
свободы. Свойства и качества
человека, его образ в культуре
народов России, единство человеческих качеств. Единство
духовной жизни
Социальное измерение человека.
Детство,
взросление,
зрелость,
пожилой
возраст.
Проблема одиночества . Необ-

1 час

1 час

1 час

ходимость развития во взаимодействии с другими людьми.
Самостоятельность как ценность
6

Религия как
ственности

источник

нрав- Религия как источник нравственности и гуманистического
мышления. Нравственный идеал
Наука как источник знания о человека
в
традиционных
человеке и человеческом
религиях.
Современное
общество и религиозный идеал
человека
Гуманитарное
особенности.

знание и
Культура

1 час

его
как

самопознание. Этика. Эстетика.
Право в контексте духовнонравственных ценностей
7

Этика и нравственность
категории духовной культуры
Самопознание
занятие)

как Что такое этика. Добро и его
проявления в реальной жизни.
Что значит быть нравственным.
(практическое
Почему нравственность важна?

1 час

Автобиография и автопортрет:
кто я и что я люблю. Как
устроена моя жизнь.
полнение проекта

Вы-

Тематический блок 3. «Человек как член общества»
8

Труд делает человека человеком
Подвиг: как узнать героя?

Что такое труд. Важность труда
и его экономическая стоимость.
Безделье,
лень,
тунеядство.
Трудолюбие,
подвиг
труда,
ответственность. Общественная
оценка труда

1 час

Что такое подвиг. Героизм как
самопожертвование. Героизм на
войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь
9

Люди

в

обществе:

духовно- Человек в социальном измерении. Дружба, предательство.

1 час

нравственное взаимовлияние

Коллектив.

Личные

границы

Этика
предпринимательства.
Проблемы современного общества Социальная помощь
как отражение его духовнонравственного самосознания
Бедность .
Инвалидность.
Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в
культуре общества
10

Духовно-нравственные ориентиры Милосердие.
Взаимопомощь.
социальных отношений
Социальное служение. Благотворительность.
ВолонтѐрГуманизм
как
сущностная ство. Общественные блага
характеристика
духовнонравственной культуры народов Гуманизм.
Истоки
гуманиРоссии
стического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма
в
историкокультурном наследии народов
России

1 час

11

Социальные
профессии;
их Социальные профессии: врач,
важность для сохранения духовно- учитель,
пожарный,
нравственного облика общества
полицейский,
социальный

1 час

работник.
Духовно-нравВыдающиеся благотворители в ственные качества, необходиистории. Благотворительность как мые
представителям
этих
нравственный долг
профессий
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учѐные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности
самого мецената и общества в
целом
12

Выдающиеся учѐные России. Наука
как источник социального и
духовного прогресса общества
Моя
профессия
(практическое
занятие)

Учѐные России. Почему важно
помнить историю науки. Вклад
науки в благополучие страны.
Важность
морали
и
нравственности в науке, в деятельности учѐных

1 час

Труд как самореализация, как
вклад в общество. Рассказ о
своей будущей профессии
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
13

Гражданин

Родина и гражданство, их
взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина

Патриотизм

1 час

Патриотизм.
Толерантность.
Уважение к другим народам и их
истории.
Важность
патриотизма
14

Защита Родины: подвиг или долг?
Государство.
родина

Россия

—

Война и мир. Роль знания в
защите Родины. Долг гражнаша данина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть

1 час

Государство как объединяющее
начало. Социальная сторона
права и государства. Что такое
закон. Что такое Родина? Что
такое
государство?
Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская идентичность
15

Гражданская идентичность
(практическое занятие)
Моя школа и мой класс
(практическое занятие)

Какими качествами должен
обладать человек как гражданин

1 час

Портрет школы или класса через
добрые дела

16

Итоговый тест

1 час

17

Человек: какой он? (практическое Человек. Его образы в кульзанятие)
туре. Духовность и нравственность
как
важнейшие
Человек и культура (проект)
качества человека

1 час

Итоговый проект: «Что значит
быть человеком?»
Итого:

17 час

При разработке данной рабочей программы в тематическом планировании учтены
возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми
для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ,
содержание которых соответствует законодательству об образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».