Приложение 3 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО: на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 11 от «26» мая 2022 директор МБОУ СОШ № 154 Валамина О.В. Приказ № 21-0 от «26» мая 2022 Рабочая программа учебного предмета «Музыка» Уровень образования - ООО Срок реализации - 4 года 5-8 классы I Содержание учебного предмета «Музыка» 5 КЛАСС Содержание предмета за курс 5 класса включает модули: Модуль № 1. «Музыка моего края» Традиционная музыка - отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.) Роль музыки в жизни человека и общества и ее значение для духовно-нравственного развития человека. Музыка как выражение чувств и мыслей человека. Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние - на выбор учителя) Модуль № 2. «Народное музыкальное творчество России» Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Значение народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа (Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации). Модуль № 3. «Музыка народов мира» Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.) Национальное своеобразие музыки. Интонация в музыке как носитель образного смысла. Интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира (А. Хачатурян Балет «Гаянэ», П. Чайковский Балет «Спящая красавица», Н. РимскийКорсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»). Модуль № 4. «Европейская классическая музыка» Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Национальные истоки классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка (соната, симфония). Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки (Венский классицизм). Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Модуль № 5. «Русская классическая музыка» Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.) Связь народного и профессионального музыкального творчества (Н. Римский-Корсаков 1 Оперы «Садко», «Снегурочка»). Исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях (М. Глинка Опера «Иван Сусанин», М. Мусоргский Опера «Борис Годунов», П. Чайковский Увертюра «1812», С. Прокофьев Кантата «Александр Невский») Модуль № 6. «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа, И.С.Бах). Основные жанры, традиции (литургия, месса). Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения (П.И. Чайковский «Покаянная молитва о Руси», П. Чесноков «Да исправится молитва моя»). Модуль № 7. «Жанры музыкального искусства» Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра -вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др. (Ф. Шопен «Вальс», «Прелюдия», «Ноктюрн», Н. Паганини «Каприс»). Одночастная, двухчастная, трѐхчастная репризная форма. Куплетная форма. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов (А. Рубинштейн Романс «Горные вершины», Н. Римский-Корсаков Романс «Горные вершины»). Вокальная и инструментальная музыка (М.И. Глинка «Венецианская ночь», Ф. Шуберт «Баркаролла», С. Рахманинов «Весенние воды», М. Глинка–М. Балакирев «Жаворонок», Г. Свиридов «Романс»). Модуль № 8. «Связь музыки с другими видами искусства» Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, баркаролла, былина и др.). Музыка и живопись. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства (М. Чюрленис). Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр и т. д. Программная музыка. Выразительные и изобразительные интонации в музыке (Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» «Песня Сольвейг», «Смерть Озе», «В пещере горного короля»). Опера (Н. РимскийКорсаков Оперы «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»). Балет (С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»), Кантата (С. Прокофьев Кантата «Александр Невский», К. Дебюсси Симфоническая сюита «Море»). Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) Модуль № 9. «Современная музыка: основные жанры и направления» Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Мюзикл. 6 КЛАСС Содержание предмета за курс 6 класса включает модули: Модуль№ 1 «Музыка моего края» Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. Музыкальный образ (лирический, драматический, героический, романтический, эпический). Образы романсов и песен русских композиторов (М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно», «Красный сарафан»). Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Модуль № 3 «Музыка народов мира» Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов 1 Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван Бетховена. Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Модуль № 5 «Русская классическая музыка» Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.). Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Народное искусство Древней Руси (знаменный распев, крюки). Молитва. Русская духовная музыка (В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской», В. Гаврилина Симфония «Перезвоны», М. Березовский Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости», П. Чесноков. «Да исправится молитва моя»). Образы скорби и печали в искусстве (Дж. Перголези «Stabat mater»). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Небесное и земное в музыке И.С. Баха. Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трѐхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Инструментальный концерт (А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Зима»). Жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария, вокальный цикл) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта). Авторская песня: прошлое и настоящее. Построение и развитие музыки (Ф. Шопен. Полонез (ля мажор), Ноктюрн фа минор). Интонационно-образный анализ музыкального произведения. Образы симфонической музыки. (Программная увертюра Л. Бетховена «Эгмонт», Увертюрафантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»). Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. Взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы (К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана»). Мир старинной песни (Ф. Шуберт Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»), «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта). Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Стили, направления и жанры современной музыки (Ч. Айвз. «Космический пейзаж», Э. Артемьев. «Мозаика»). Джаз – искусство XX века 2 (Негритянский спиричуэл, «Любимый мой» сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской, Л. Армстронг «Блюз Западной окраины»). Мир музыкального театра. Вечные темы искусства и жизни (Л. Бернстайн, Мюзикл «Вестсайдская история»). Образы киномузыки (И. Дунаевский Марш из к/ф «Веселые ребята» сл. В. Лебедева-Кумача, Ф. Лей «История любви»). 7 КЛАСС Содержание предмета за курс 7 класса включает модули: Модуль№ 1 «Музыка моего края» Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Модуль № 3 «Музыка народов мира» Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приѐмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шѐнберга и др.) Жанры западно-европейской музыки – месса, прелюдия, фуга, реквием, кантата, оратория, сюита (И. Бах Прелюдия до мажор, Фуга ре диез минор, Высокая месса си минор, Оратория «Страсти по Матфею», Сюита № 2 (7 часть «Шутка»), Г. Гендель Пассакалия из сюиты соль минор, Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия», Д. Каччини. «Ave Maria», В. Моцарт Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Формы построения музыки (Й. Гайдн Симфония № 103 («С тремоло литавр»), В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (Рондо), Л. Бетховен Симфония № 5, Соната № 7, Соната № 8 («Патетическая»), Соната № 14 («Лунная»), Соната № 23 («Аппассионата»). Циклические формы инструментальной музыки – соната, симфония, концерт, сюита (В. Моцарт. Соната до мажор (эксп. Ι ч.), Симфония № 40, Соната № 11, Ф. Шуберт Симфония № 8 («Неоконченная»), И.С. Бах Итальянский концерт). Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская». Камерная инструментальная музыка (Ф. Шопен Вальс № 6, Мазурка № 1, И. Штраус «Полька-пиццикато», М. Огинский Полонез ре минор). Этюд (Ф. Шопен Этюд № 12). Транскрипция (Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2, Этюд Паганини № 6, И. Бах-Ф. Бузони Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.). Модуль № 5 «Русская классическая музыка» Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.). Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном 3 городе. Конкурс имени П. И. Чайковского Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.) Русская музыка XX века (А. Скрябин Прелюдия № 4, А. Шнитке Кончерто гроссо, Сюита в старинном стиле, А. Журбин, Рок-опера «Орфей и Эвридика»). Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры. Русская духовная музыка – знаменный распев, кант, литургия, хоровой концерт (знаменный распев, П.И.Чайковский «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8), «Покаянная молитва о Руси», С. Рахманинов «Всенощное бдение»). Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. В музыкальном театре (К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», Ж. Бизе Опера «Кармен», Д. Верди «Риголетто»). Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Ф. Шуберт Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха», «Лесной царь» (ст. И. Гете), «Ave Maria»). Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» Направления и стили молодѐжной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-нролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры. Музыка в кино (И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята», Ф. Лэй. «История любви»). Классика и современность (Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары), Ж. Бизе–Р. Щедрин Балет «Кармен-сюита», Э. Уэббер Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», Д. Кабалевский «Реквием» на ст. Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. 8 КЛАСС Содержание предмета за курс 8 класса включает все изучаемые на предыдущих годах обучения модули и направлено на закрепление изученного материала и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни. Содержание учебного предмета в 8 классе может быть интегрировано в другие предметы и предметные области («Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.) или обеспечиваться временем за счет часов внеурочной деятельности. II Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. 4 ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов, проживающих в родной стране; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; установка на осмысление опыта прослушивания произведений классической музыки; умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря музыкальному воздействию; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к саморазвитию, умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы; освоение культурных форм выражения своих чувств; умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; применять знаки и символы для решения учебных задач (владение элементарной нотной грамотой); аргументировать свою позицию, мнение; с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных произведений; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности. анализировать причины эмоций; регулировать способ выражения эмоций. осознанно относиться к другому человеку, его мнению; 5 признавать свое право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие АООП ООО ЗПР по предмету «Музыка»: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; имеют представление об отечественных мастерах музыкальной культуры, испытывают гордость за них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включѐнного в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. 5 КЛАСС Модуль № 1 «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки с помощью учителя; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов с использованием дополнительной визуализации. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки с помощью учителя; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов с использованием дополнительной визуализации. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков с помощью учителя; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений с помощью подробного опросного плана. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений с помощью подробного опросного плана. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки с использованием опорных карточек; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки с помощью учителя ; 6 приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора с помощью визуальной опоры. Модуль № 7«Жанры музыкального искусства»: исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров с помощью учителя. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств с помощью подробного опросного плана; - различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств с помощью подробного опросного плана. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»: различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав с помощью визуальной опоры; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности с помощью учителя. У обучающихся с ЗПР будут сформированы: первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовнонравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Обучающиеся с ЗПР научатся: понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; приводить примеры выдающихся отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов с использованием справочной информации; понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад); воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать и различать характерные черты музыки разных композиторов; иметь представление о значении народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа; ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки; определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору; перечислять русские народные музыкальные инструменты и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки; иметь представление о специфике воплощении народной музыки в произведениях композиторов; воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира; исполнять разученные музыкальные произведения вокальных жанров (хор, ансамбль, соло); 7 воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах); понимать с помощью учителя существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения; узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад); понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; владеть навыками вокально-хорового музицирования; применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности. 6 КЛАСС Модуль № 1 «Музыка моего края»: характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края при необходимости с использованием опорных карточек. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири, используя опорные карточки (не менее трѐх региональных фольклорных традиций на выбор учителя). Модуль № 3 «Музыка народов мира»: различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров), при необходимости, используя опорные карточки. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм), используя визуальную поддержку. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав, при необходимости, используя дополнительную визуализацию; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов с помощью учителя. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки, используя опорные карточки, используя опорные карточки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки с помощью учителя; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора, используя визуальную поддержку. Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»: иметь представление о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры 8 и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки при необходимости с использованием смысловой опоры; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав, при необходимости, используя визуальную поддержку; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Обучающиеся с ЗПР: научатся определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор); смогут различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта); смогут выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; научатся понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; научатся различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений с помощью педагога; научатся производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с использованием справочной информации; будут иметь представление об основном принципе построения и развития музыки; будут иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов; будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада); смогут приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; научатся определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных); научатся различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый; научатся определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации; научатся исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука; научатся определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы с использованием справочной информации; будут иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; будут иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; научатся понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; научатся различать средства выразительности разных видов искусств; будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности); научатся применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением; научатся узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности. 9 7 КЛАСС Модуль № 1 «Музыка моего края»: исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины, при необходимости с поддержкой учителя. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны, при необходимости, используя план рассказа. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным традициям, при необходимости, используя визуальную опору. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав, при необходимости, используя визуальную поддержку; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения с использованием смысловой опоры. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения, при необходимости, используя визуальную опору. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль № 7«Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: высказывать суждения об основной идее, средствах еѐ воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения, при необходимости по опросному плану. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав, при необходимости, используя визуальную поддержку; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Обучающиеся с ЗПР: научатся различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта), симфонической музыки; смогут называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, концерт и т.п.) с использованием справочной информации; будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный распев); научатся различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов 10 (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных); будут называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса по визуальной опоре; научатся определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; научатся определять произведения русских композиторов-классиков (в том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с использованием справочной информации; научатся узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) с использованием визуальной опоры; научатся владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с использованием справочной информации; научатся понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения; научатся узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов с использованием справочной информации; научатся перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации; научатся эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения; будут иметь представление об особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; будут иметь представление об интерпретации классической музыки в современных обработках; научатся определять характерные признаки современной популярной музыки с использованием справочной информации; научатся называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рокн-ролла и др. с использованием справочной информации; научатся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; будут участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; научатся применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; научатся обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; научатся использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). 8 КЛАСС Обучающиеся с ЗПР будут активно и самостоятельно использовать полученные знания и умения в процессе учебной деятельности и в повседневной жизни. III Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Музыка» Тематическое планирование согласно примерной программе представлено по модулям и годам обучения в двух вариантах . В данном случае выбран - Вариант 2. Распределение тематических модулей по месяцам (концентрический принцип). 11 № п\п 1 Раздел (Тема) Музыка моего края (А) Фольклор — народное творчество 2 Фольклор — народное творчество 5 класс Содержание Виды деятельности обучающихся Кол-во часов Традиционная музыка — отражение жизни народа . Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др .) Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи . Определение на слух: —принадлежности к народной или композиторской музыке; —исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); —жанра, основного настроения, характера музыки . Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр 1 Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны . Музыка наших соседей, музыка других регионов Знакомство со звучанием фольклорных образцов близ- ких и далѐких регионов в аудио- и видеозаписи . Определение на слух: —принадлежности к народной или композиторской музыке; —исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); —жанра, характера 1 1 Народное музыкальное творчество России (А) 3 Россия — наш общий дом 4 Россия — наш общий дом 1 12 музыки . Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России Жанры музыкального искусства (А) 5 Камерная музыка Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др .) . Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др .) . Одночастная, двухчастная, трѐхчастная репризная форма . Куплетная форма Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа . Определение на слух музыкальной формы и составление еѐ буквенной наглядной схемы . Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров . На выбор или факультативно Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трѐхдольный метр и т . п .) . Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме . 1 13 Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд Русская классическая музыка (А) 6 Образы родной земли 7 Образы родной земли Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящѐнные картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М . И . Глинки, С . В . Рахманинова, В . А . Гаврилина и др .) Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки русских композиторов, полученного в начальных классах . Выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинѐнного русским композиторомклассиком . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений . Посещение концерта классической музыки, в программу которого входят произведения русских композито- 1 1 14 ров Музыка народов мира (Б) 8 Музыкальный фольклор народов Европы 9 Европейская классическая музыка (А) Национальные истоки классической музыки Национальные истоки классической музыки 10 Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы . Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России . Разучивание и исполнение народных песен, танцев . Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо) 1 Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф . Шопена, Э . Грига и др . Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки . Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов . Определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических 1 1 15 произведений . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинѐнного композиторомклассиком (из числа изучаемых в данном разделе) . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Исследовательские проекты о творчестве европейских композиторовклассиков, представителей национальных школ. Просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов с последующим обсуждением в классе . Посещение концерта классической музыки, балета, драматического спектакля 11 Образы русской и европейской духовной музыки (А) Храмовый синтез искусств Музыка православного и католического14 богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа) . Основные Повторение, обобщение и систематизация знаний о христианской культуре западноевропейской традиции и русского 1 16 12 13 Связь музыки с другими видами искусства (Б) Музыка и живопись Музыка и живопись 14 Музыка и живопись жанры, традиции . Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения православия, полученных на уроках музыки и ОРКСЭ в начальной школе . Осознание единства музыки со словом, живописью, скульптурой, архитектурой как сочетания разных проявлений единого мировоззрения, основной идеи христианства . Определение сходства и различия элементов разных видов искусства (музыки, живописи, архитектуры), относящихся: — к русской православной традиции; — западноевропейской христианской традиции; — другим конфессиям (по выбору учителя) . Исполнение вокальных произведений, связанных с религиозной традицией, перекликающихся с ней по тематике . На выбор или факультативно Посещение концерта духовной музыки Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства . Аналогии: ритм, композиция, ли- Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки . Выявление интонаций изобразительного характера . 1 1 1 17 ния — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — динамика и т . д . Программная музыка . Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К . Дебюсси, А . К . Лядова и др .) Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . Разучивание, исполнение песни с элементами изобразительности . Сочинение к ней ритмического и шумового аккомпанемента с целью усиления изобразительного эффекта . На выбор или факультативно Рисование под впечатлением от восприятия музыки программноизобразительного характера . Сочинение музыки, импровизация, озвучивание картин художников Джаз — основа популярной музыки XX века . Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация) Знакомство с различными джазовыми музыкальными композициями и направлениями (регтайм, бигбэнд, блюз) . Определение на слух: —принадлежности к джазовой или классической музыке; —исполнительского состава (манера пения, состав инструментов) . Разучивание, исполнение одной из Современная музыка: основные жанры и направления (А) 15 Джаз 1 18 «вечнозелѐных» джазовых тем . Элементы ритмической и вокальной импровизации на еѐ основе . На выбор или факультативно Сочинение блюза . Посещение концерта джазовой музыки 16 Защита реферата 1 17 Джаз 1 Итого: 17 часов № п\п 1 Раздел (Тема) Музыка моего края (Б) Календарный фольклор 2 Календарный фольклор 3. Календарный 6 класс Содержание Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние — на выбор учителя) фольклор 4 Календарный фольклор Виды деятельности обучающихся Кол-во часов Знакомство с символикой календарных обрядов, поиск информации о соответствующих фольклорных традициях . Разучивание и исполнение народных песен, танцев . На выбор или факультативно Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента . Участие в народном гулянии, празднике на улицах своего города, посѐлка 1 Знакомство со звучанием фольклора разных регионов России в аудио- и видеозаписи . Аутентичная манера 1 1 1 1 Народное музыкальное творчество России (Б) 5 Фольклорные жанры 6 Фольклорные жанры 7 Фольклорные жанры 8 Фольклорные жанры Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец 1 1 1 19 исполнения . Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки разных народов . Выявление общего и особенного при сравнении танцевальных, лирических и эпических песенных образцов фольклора разных народов России . Разучивание и исполнение народных песен, танцев, эпических сказаний . Двигательная, ритмическая, интонационная импровизация в характере изученных народных танцев и песен . На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящѐнные музыке разных народов России . Музыкальный фестиваль «Народы России» Музыка народов мира (А) 9 10 11 Археологические находки, легенды ший язык человече- и сказания о музыке древних . ства Древняя Греция — колыбель Музыка — древнейевропейской культуры (театр, ший язык человече- хор, оркестр, лады, учение о ства гармонии и др .) Музыка — древнейМузыка — древней- ший язык человече- Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации . Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному 1 1 1 20 животному и т . п .) . Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке . На выбор или факультативно Квесты, викторины, интеллектуальные игры . Исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков» ства Европейская классическая музыка (Г) 12 Музыкальный образ 13 Музыкальный образ 14 Музыкальный образ 15 Музыкальный образ Героические образы в музыке . Лирический герой музыкального произведения . Судьба челове- ка — судьба человечества (на примере творчества Л . ван Бетховена, Ф . Шуберта и др .) . Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров) Знакомство с произведениями композиторов — венских классиков, композиторовромантиков, сравнение образов их произведений . Сопереживание музыкально- му образу, идентификация с лирическим героем произведения . Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинѐнного композиторомклассиком, художественная 1 1 1 1 21 интерпретация его музыкального образа . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора . Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе и т . д .) Образы русской и европейской духовной музыки (Б) 16 Развитие церковной музыки 17 Развитие церковной музыки 18 Развитие церковной музыки Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал) Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение) . Полифония в западной и русской духовной музыке . Жанры: кантата, духовный концерт, реквием Знакомство с историей возникновения нотной записи . Сравнение нотаций религиозной музыки разных традиций (григорианский хорал, знаменный распев, современные ноты) . Знакомство с образцами (фрагментами) средневековых церковных распевов (одноголосие) . Слушание духовной музыки Определение на слух: — состава исполнителей; 1 1 1 22 — типа фактуры (хоральный склад, полифония); — принадлежности к русской или западноевропейской религиозной традиции . Русская классическая музыка (Б) 19 Золотой век русской культуры 20 Золотой век русской культуры 21 Золотой век русской культуры 22 Золотой век русской культуры Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры . Увлечение западным искусством, появление своих гениев . Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М . И . Глинки, П . И . Чайковского, Н . А . Римского-Корсакова и др .) Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств. Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения лирического характера, сочинѐнного русским композиторомклассиком . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящѐнных русской культуре XIX века . Создание любительского фильма, радиопередачи, театрализованной музыкальнолитературной композиции на основе музыки и литературы XIX века Реконструкция костюмированного бала, музыкального 1 1 1 1 23 салона Связь музыки с другими видами искусства (А) 23 Музыка и литература 24 25 26 27 28 29 Музыка и литература Музыка и литература Жанры музыкального искусства (Б) Циклические формы и жанры Циклические формы и жанры Циклические формы и жанры Циклические формы и жанры Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др .) . Интонации рассказа, повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др .) . Программная музыка Знакомство с образцами вокальной и инструментальной музыки . Импровизация, сочинение мелодий на основе стихотворных строк, сравнение своих вариантов с мелодиями, сочинѐнными композиторами (метод «Сочинение сочинѐнного») . Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального произведения . Рисование образов программной музыки . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений 1 Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных) . Принцип контраста . Прелюдия и фуга . Соната, концерт: трѐхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития Знакомство с циклом миниатюр . Определение принципа, основного художественного замысла цикла . Разучивание и исполнение небольшого вокального цикла . Знакомство со строением сонатной формы . Определение на слух основных партий-тем в одной из классических сонат . 1 1 1 1 1 1 24 На выбор или факультативно Посещение концерта (в том числе виртуального) . Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты) . Последующее составление рецензии на концерт 30 Современная музыка: основные жанры и направления (Г) Музыка цифрового мира 31 Музыка цифрового мира 32 Музыка цифрового мира Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники) . Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты) . Музыкальное творчество в условиях цифровой среды Поиск информации о способах сохранения и передачи музыки прежде и сейчас . Просмотр музыкального клипа популярного исполнителя . Анализ его художественного образа, стиля, выразительных средств Разучивание и исполнение популярной современной песни . На выбор или факультативно Проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни современного человека . Создание собственного музыкального клипа 1 1 1 33 Защита реферата 1 34 Музыка цифрового 1 мира Итого: 34 часа 7 класс 25 № п\п Раздел (Тема) 1 Музыка моего края (В) Семейный фольклор 2 Семейный фольклор 3 Семейный фольклор 4 Семейный фольклор Содержание Виды деятельности обучающихся Кол-во часов Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания Знакомство с фольклорными жанрами семейного цикла . Изучение особенностей их исполнения и звучания . Определение на слух жанровой принадлежности, анализ символики традиционных образов . Разучивание и исполнение отдельных песен, фрагментов обрядов (по выбору учителя) . На выбор или факультативно Реконструкция фольклорного обряда или его фрагмента . Исследовательские проекты по теме «Жанры семейного фольклора» 1 Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне Сравнение аутентичного звучания фольклора и фольклорных мелодий в композиторской обработке . Разучивание, исполнение народной песни в композиторской обработке . Знакомство с 2—3 фрагментами крупных сочинений (опера, симфония, концерт, квартет, вариации и т . 1 1 1 1 Народное музыкальное творчество России (В) 5 Фольклор в творчестве профессиональных композиторов 6 7 8 Фольклор в творчестве профессиональных композиторов Фольклор в творчестве профессиональных композиторов Фольклор в творчестве профессио- 1 1 1 26 п .), в которых использованы подлинные народные мелодии . Наблюдение за принципами композиторской обработки, развития фольклорного тематического материала . нальных композиторов Русская классическая музыка (В) 9 История страны и народа в музыке русских композиторов 10 История страны и народа в музыке русских композиторов 11 История страны и народа в музыке русских композиторов Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С . С . Прокофьева, Г . В . Свиридова и др .) Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинѐнного русским композиторомклассиком . Исполнение Гимна Российской Федерации . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Просмотр художественных фильмов, телепередач, посвящѐнных творчеству композиторов — членов кружка «Могучая кучка» . Просмотр 1 1 1 27 видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов Образы русской и европейской духовной музыки (В) 12 Музыкальные жанры богослужения 13 Музыкальные жанры богослужения 14 Музыкальные жанры богослужения 15 Музыкальные жанры богослужения Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение Знакомство с одним (более полно) или несколькими (фрагментарно) произведениями мировой музыкальной классики, написанными в соответствии с религиозным каноном . Вокализация музыкальных тем изучаемых духовных произведений . Определение на слух изученных произведений и их авторов . Иметь представление об особенностях их построения и образов Устный или письменный рассказ о духовной музыке с использованием терминологии, примерами из соответствующей традиции, формулировкой собственного отношения к данной музыке, рассуждениями, аргументацией своей позиции 1 1 1 1 Европейская клас- 28 сическая музыка (В) 16 Музыка — зеркало эпохи 17 Музыка — зеркало эпохи 18 Музыка — зеркало эпохи Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров) . Полифонический и гомофонногармонический склад на примере творчества И . С Баха и Л . ван Бетховена Знакомство с образцами полифонической и гомофонногармонической музыки . Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинѐнного композиторомклассиком (из числа изучаемых в данном разделе) . Исполнение вокальных, ритмических, речевых канонов . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . На выбор или факультативно Составление сравнительной таблицы стилей барокко и классицизм (на примере музыкального искусства, либо музыки и живописи, музыки и архитектуры) . Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвящѐнных стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов 1 Одночастные Знакомство с 1 1 1 Жанры музыкального искусства (В) 19 Симфоническая 29 музыка 20 Симфоническая музыка 21 Симфоническая музыка 22 Симфоническая музыка симфонические жанры (увертюра, картина) . Симфония образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической частной симфонии . Освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развѐртывания музыкального повествования . Образнотематический конспект . Исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки . Слушание целиком не менее одного симфонического произведения . На выбор или факультативно Посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки . Предварительное изучение информации о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисменты) . Последующее составление рецензии на концерт 1 1 1 Связь музыки с 30 другими видами искусства (В) 23 Музыка и театр 24 Музыка и театр 25 Музыка и театр Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э . Грига, Л . ван Бетховена, А . Г . Шнитке, Д . Д . Шостаковича и др) . Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра . Разучивание, исполнение песни из театральной постановки . Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня . Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей . На выбор или факультативно Постановка музыкального спектакля . Посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле . Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра 1 Особенности жанра . Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф . Лоу, Р . Роджерса, Э . Л . Уэббера и др .) Знакомство с музыкальными произведениями, сочинѐнными зарубежными и отечественными композиторами в жанре мюзикла, 1 1 1 Современная музыка: основные жанры и направления (Б) 26 Мюзикл 27 Мюзикл 28 Мюзикл 29 Мюзикл 1 1 1 31 Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене сравнение с другими театральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль) . Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзиклов в современных СМИ . Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написание собственного рекламного текста для данной постановки . Разучивание и исполнение отдельных номеров из мюзиклов . Африканская музыка — стихия ритма . Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты . Представления о роли музыки в жизни людей Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Африки и Азии . Выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов азиатского фольклора и фольклора на- родов России. Разучивание и исполнение народных песен, танцев . Коллективные ритмические импровизации на шумовых и ударных инструментах . На выбор или факультативно Исследовательские проекты по теме «Музыка стран Азии и Африки» Музыка народов мира (В) 30 Музыкальный фольклор народов Азии и Африки 31 Музыкальный фольклор народов Азии и Африки 32 Музыкальный фольклор народов Азии и Африки 1 1 1 32 33 Защита проекта 1 34 Музыкальный 1 фольклор народов Азии и Африки Итого: 34 часа № п\п Раздел (Тема) 1 Музыка моего края (Г) Наш край сегодня 2 Наш край сегодня 3 Наш край сегодня 4 Наш край сегодня 8 класс Содержание Современная музыкальная культура родного края . Гимн республики, города (при наличии) . Земляки — композиторы, исполнители, деятели культуры Театр, филармония, консерватория Виды деятельности обучающихся Разучивание и исполнение гимна республики, города; песен местных композиторов . Знакомство с творческой биографией, деятельностью местных мастеров культуры и искусства . На выбор или факультативно Посещение местных музыкальных театров, музеев, концертов; написание отзыва с анализом спектакля, концерта, экскурсии . Исследовательские проекты, посвящѐнные деятелям музыкальной культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим коллективам) . Творческие проекты (сочинение песен, создание аранжировок народных мелодий; съѐмка, монтаж и озвучивание любительского Кол-во часов 1 1 1 1 33 фильма и т . д .), направленные на сохранение и продолжение музыкальных традиций своего края Народное музыкальное творчество России (Г) 5 На рубежах культур 6 На рубежах культур 7 На рубежах культур 8 На рубежах культур Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга . Этнографические экспедиции и фестивали . Современная жизнь фольклора Знакомство с примерами смешения культурных традиций в пограничных территориях. Выявление причинно-следственных связей такого смешения . Изучение творчества и вклада в развитие культуры современных этноисполнителей, исследователей традиционного фольклора . На выбор или факультативно Участие в этнографической экспедиции, посещение/ участие в фестивале традиционной культуры 1 Опера, балет . Либретто . Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал . Массовые сцены Сольные номера главных героев . Номерная структура и сквозное развитие сюжета Лейтмотивы . Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов . Разучивание и исполнение небольшого хорового фрагмента из оперы . Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи . Сравнение 1 1 1 1 Жанры музыкального искусства (Г) 9 Театральные жанры 10 Театральные жанры 11 Театральные жанры 1 1 34 Роль оркестра в музыкальном спектакле собственного и профессионального исполнений . Различение, определение на слух: — тембров голосов оперных певцов; — оркестровых групп, тембров инструментов; — типа номера (соло, дуэт, хор и т . д .) . Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей . На выбор или факультативно Посещение театра оперы и балета (в том числе виртуального) . Предварительное изучение информации о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие музыкальные номера) . Последующее составление рецензии на спектакль Мировая слава русского балета . Творчество композиторов (П . И . Чайковский, С . С . Прокофьев, И . Ф . Стравинский, Р . К . Щедрин), балетмейстеров, артистов балета . Дягилевские сезоны Знакомство с шедеврами русской балетной музыки . Поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом . Посещение балетного спектакля Русская классическая музыка (Г) 12 Русский балет 13 Русский балет 14 Русский балет 15 Русский балет 1 1 1 1 35 (просмотр в видеозаписи) . Характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля в целом . На выбор или факультативно Исследовательские проекты, посвящѐнные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров . Съѐмки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации и т.п .) на музыку какого-либо балета (фрагменты) Европейская классическая музыка (Б) 16 Музыкант и публика 17 Музыкант и публика 18 Музыкант и публика Кумиры публики (на примере творчества В . А . Моцарта, Н . Паганини, Ф . Листа и др .) . Виртуозность . Талант, труд, миссия композитора, исполнителя . Признание публики . Культура слушателя . Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня Знакомство с образцами виртуозной музыки . Размышление над фактами биографий великих музыкантов —как любимцев публики, так и непóнятых современниками . Определение на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие ритмо-интонации . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений . 1 1 1 36 Связь музыки с другими видами искусства (Г) 19 Музыка кино и телевидения 20 Музыка кино и телевидения 21 Музыка кино и телевидения 22 Музыка кино и телевидения Музыка в немом и звуковом кино . Внутрикадровая и закадровая музыка . Жанры фильма- оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р . Роджерса, Ф . Лоу, Г . Гладкова, А . Шнитке) Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов . Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой. Разучивание, исполнение песни из фильма . На выбор или факультативно Создание любительского музыкального фильма . Переозвучка фрагмента мультфильма . Просмотр фильмаоперы или фильмабалета . Аналитическое эссе с ответом на вопрос «В чѐм отличие видеозаписи музыкального спектакля от фильмаоперы (фильмабалета)?» 1 Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, боссанова и др .) . Смешение интонаций и ритмов различного происхождения Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании американского, латиноамериканского фольклора, прослеживание их национальных истоков . Разучивание и 1 1 1 1 Музыка народов мира (Г) 23 Народная музыка Американского континента 24 Народная музыка Американского континента 25 Народная музыка Американского 1 1 37 исполнение народных песен, танцев . Индивидуальные и коллективные ритмические и мелодические импровизации в стиле (жанре) изучаемой традиции континента Образы русской и европейской духовной музыки (Г) 26 Религиозные темы и образы в современной музыке 27 Религиозные темы и образы в современной музыке 28 Религиозные темы и образы в совре- Сохранение традиций духовной музыки сегодня . Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX— XXI веков . Религиозная тематика в контексте поп-культуры менной музыке 29 Религиозные темы и образы в современной музыке Сопоставление тенденций сохранения и переосмысления религиозной традиции в культуре XX—XXI веков . Исполнение музыки духовного содержания, сочинѐнной современными композиторами . На выбор или факультативно Исследовательские и творческие проекты по теме «Музыка и религия в наше время» . Посещение концерта духовной музыки 1 Знакомство с музыкальными произведениями, ставшими «классикой жанра» молодѐжной культуры (группы «Битлз», «ПинкФлойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др .) Разучивание и исполнение песни, 1 1 1 1 Современная музыка: основные жанры и направления (В) 30 Молодѐжная музыкальная культура 31 Молодѐжная музыкальная культура 32 Молодѐжная музыкальная культура Направления и стили молодѐжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-нролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др .) . Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры 1 1 38 относящейся к одному из молодѐжных музыкальных течений . Дискуссия на тему «Современная музыка» . На выбор или факультативно Презентация альбома своей любимой группы 33 Защита проекта 1 34 Молодѐжная музы- 1 кальная культура Итого: 34 часа При разработке данной рабочей программы в тематическом планировании учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. 39