РП Химия ФГОС ООО (обновленный стандарт) (ЗПР)

Приложение 3 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования
обучающихся с ЗПР

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДЕНО:

на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 11
от «26» мая 2022

дире]
У СОШ №154
____
Валамина О.В.
Приказ № 21-0
от «26» мая 2022

Рабочая программа учебного предмета «Химия»
Уровень образования - ООО
Срок реализации - 2 года
8-9 классы
I

Содержание учебного предмета «Химия»

8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека . Тела и вещества. Физические
свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Химия в системе наук. Чистые вещества
и смеси. Способы разделения смесей. Правила безопасного обращения с веществами и
лабораторным оборудованием. Понятие о методах познания в химии.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки (символы) химических элементов.
Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное
учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон
постоянства состава веществ. Относительная молекулярная масса. Массовая доля
химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических
реакций. Уравнения химических реакций. Закон сохранения массы веществ.
Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с правилами работы в
лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием; изучение и описание
физических свойств образцов неорганических веществ; наблюдение физических
(плавление воска, таяние льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и
химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций
(разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение
гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с раствором соли меди
(Н));изучение способов разделения смесей (с помощью магнита, фильтрование,
выпаривание, дистилляция, хроматография), проведение очистки поваренной соли;
наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон
сохранения массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух - смесь газов. Состав воздуха. Кислород - элемент и простое вещество.
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства. Реакции горения
простых и сложных веществ. Способы получения кислорода в лаборатории и
1

промышленности. Применение кислорода. Понятие об оксидах. Круговорот
кислорода в природе. Озон — аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и
эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение воздуха, усиление
парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе,
физические и химические свойства (на примере взаимодействия с неметаллами и оксидами
металлов), применение, способы получения. Понятие о кислотах и солях.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объѐм
газов. Расчеты по химической формуле. Расчеты массовой доли химического элемента в
соединении, количества вещества, молярной массы, молярного объема газов. Расчѐты по
химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода. Ее состав, строение и молекулы. Вода как
растворитель. Растворы. Понятие о насыщенных и ненасыщенных растворах. Понятие
растворимости веществ в воде. Расчет массовой доли вещества в растворе (процентная
концентрация). Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды
(разложение, реакции с натрием, оксидом кальция, оксидом серы (IV) реакции с металлами,
кислотными и основными оксидами). Понятие об основаниях. Роль растворов в природе и в
жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и
очистка природных вод.
Важнейшие классы неорганических соединений. Классификация неорганических
соединений. Оксиды: состав, классификация (кислотные, основные, амфотерные,
несолеобразующие - на примере оксида углерода (II) и оксида азота (II)), номенклатура.
Получение и химические свойства оксидов (взаимодействие с водой, кислотами,
щелочами). Основания. Классификация оснований: щѐлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований (взаимодействие
с оксидами неметаллов, кислотами, солями). Получение оснований.
Кислоты: состав, классификация, номенклатура, физические и химические свойства
(взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, на примере
соляной и серной кислот), способы получения. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова.
Соли (средние): номенклатура солей, способы получения, взаимодействие солей с
металлами, кислотами, щелочами и солями, применение.
Понятие об амфотерных гидроксидах (на примере цинка и алюминия): химические
свойства (взаимодействие с кислотами и щелочами, разложение при нагревании) и
получение.
Генетическая связь между классами неорганических соединений. Генетические
ряды.
Химический эксперимент: качественное определение содержания кислорода в
воздухе; получение и изучение свойств кислорода; наблюдение взаимодействия веществ с
кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление с
образцами оксидов и описание их свойств; получение и изучение свойств водорода
(горение); наблюдение образцов веществ количеством 1 моль; исследование особенностей
растворения веществ с различной растворимостью; приготовление растворов с
определѐнной массовой долей растворѐнного вещества; взаимодействие воды с металлами
(натрием и кальцием) (возможно использование видеоматериалов); определение растворов
кислот и щелочей с помощью индикаторов; исследование образцов неорганических
веществ различных классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах
кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты,
кислот с металлами, реакций нейтрализации; получение нерастворимых оснований,
вытеснение одного металла другим из раствора соли; решение экспериментальных задач по
теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

1

Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительно-восстановительные
реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы).
Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической системы
химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл
порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов Периодической системы
Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в
Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и главных подгрупп,
в зависимости от атомного (порядкового) номера Значение Периодического закона и
Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И.
Менделеев – учѐный и гражданин.
Химическая
связь.
Ковалентная
(полярная
и
неполярная)
связь.
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы
окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и неметаллов;
взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей; проведение опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции
разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объѐм, агрегатное
состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты,
звѐзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических
элементов первых трѐх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с
положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решѐток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решѐтки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и
тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным классам
неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.

2

Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции. Термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
химическом равновесии. Смещение химического равновесия. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с
различными видами химической связи. Понятие о степени диссоциации. Сильные и слабые
электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца.
Полные и сокращѐнные ионные уравнения реакций. Химические свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Среда
раствора. Качественные реакции на катионы и анионы: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-,
карбонат-, силикат-, фосфат- анионы; гидроксид-ионы; катионы аммония, магния, кальция,
алюминия, железа (2+) и (3+), меди (2+), цинка, присутствующие в водных растворах.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решѐток
неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида натрия); исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия
различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ, процесса
диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов);
проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов, иллюстрирующих
примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения); распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на
ионы; решение экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные
степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами –
водородом и кислородом, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические
свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека.
Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов
кислорода и серы. Характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы (взаимодействие
с неметаллами – водородом и кислородом, металлами, концентрированными азотной и
серной кислотами). Сероводород: строение, физические и химические свойства (кислотные
и восстановительные свойства). Оксиды серы как представители кислотных оксидов.
Серная кислота: физические и химические свойства (общие и специфические). Соли серной
кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Сернистая кислота. Химические реакции,
лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Нахождение серы и
еѐ соединений в природе. Применение серы и ее соединений в быту и в промышленности.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди,
загрязнение воздуха и водоѐмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов азота и
фосфора, характерные степени окисления.
3

Азот, распространение в природе, физические и химические свойства
(взаимодействие с металлами и неметаллами - кислородом и водородом). Круговорот азота
в природе. Аммиак: физические и химические свойства (окисление, основные свойства
водного раствора), получение и применение. Соли аммония: состав, физические и
химические свойства (разложение, взаимодействие со щелочами), применение.
Качественная реакция на ионы аммония. Азотная кислота, еѐ физические и химические
свойства (общие и специфические), получение. Нитраты (разложение). Азотистая кислота.
Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое
загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение
воздуха, почвы и водоѐмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства
(взаимодействие с металлами, неметаллами, концентрированными азотной и серной
кислотами). Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота: физические и химические
свойства, получение. Понятие о минеральных удобрениях: нитраты и фосфаты. Понятие о
комплексных удобрениях. Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности
строения атомов углерода и кремния. Валентность и характерные степени окисления
атомов углерода и кремния. Распространение углерода в природе, характерные степени
окисления.
Углерод, аллотропные модификации (графит, алмаз), физические и химические
свойства
простых
веществ
(взаимодействие
с
металлами,
неметаллами,
концентрированными азотной и серной кислотами). Адсорбция. Круговорот углерода в
природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, получение и
применение, действие на организм человека. Экологические проблемы, связанные с
оксидом углерода(IV); гипотеза глобального потепления климата; парниковый эффект.
Угольная кислота и еѐ соли, их физические и химические свойства, получение и
применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту,
медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Общие представления об особенностях состава и строения органических
соединений углерода (на примере метана, этилена, этанола, уксусной кислоты. Их состав и
химическое строение. Классификация органических веществ. Понятие о биологически
важных веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное
единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства (на примере взаимодействия с
металлами и неметаллами), получение и применение. Соединения кремния в природе.
Общие представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты,
физические и химические свойства, получение и применение в быту, промышленности (в
медицинской, электронной, строительной и др.). Важнейшие строительные материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования
строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств
соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение
признаков их протекания; опыты, отражающие физические и химические свойства
галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с
образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами серы и еѐ соединениями
(возможно использование видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под
действием концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и
наблюдение признака еѐ протекания; ознакомление с физическими свойствами азота,
фосфора и их соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных
и фосфорных удобрений; получение аммиака и изучение его свойств; проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания,
взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование
видеоматериалов); изучение моделей кристаллических решѐток алмаза, графита;
4

ознакомление с процессом адсорбции растворѐнных веществ активированным углѐм и
устройством противогаза; получение углекислого газа и изучение его свойств; проведение
качественных реакций на карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их протекания;
ознакомление с продукцией силикатной промышленности; решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решѐтка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические
свойства металлов (взаимодействие с кислородом, водой, кислотами). Общие способы
получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от
коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и
промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева; строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в
природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения
кальция (оксид, гидроксид, соли). Жѐсткость воды и способы еѐ устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
железа (взаимодействие с металлами, кислотами и солями). Оксиды, гидроксиды и соли
железа(II) и железа(III): состав, свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их
физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с
водой (возможно использование видеоматериалов); исследование свойств жѐсткой воды;
процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов);
признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка,
железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания пламени
ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов); исследование
амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни
человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в
быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях. Основы экологической
грамотности. Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая
концентрация веществ – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их
переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов,
полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
5

Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория,
анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники,
диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объѐм, агрегатное состояние вещества, газ,
раствор, растворимость, кристаллическая решѐтка, сплавы, физические величины, единицы
измерения, космическое пространство, планеты, звѐзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные
ископаемые, топливо, водные ресурсы.
Выполнение практических работ
При проведении практической работы каждый ее этап выполняется обучающимися
с ЗПР вместе с учителем и под его руководством. На доске обязательно вывешиваются
правила техники безопасности, соответствующие данному виду работы, дается правильная
запись формул и указывается цель проведения работы. При необходимости дается
визуальный алгоритм выполнения задания. Это способствует осознанию обучающимися
выполняемых действий и полученного результата.
II

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
установка на осмысление личного опыта, наблюдений за химическими
экспериментами;
ориентация на правила индивидуального и коллективного безопасного поведения
при взаимодействии с химическими веществами и соединениями;
практическое изучение профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания (например, лаборант химического анализа);
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, уважительного отношения к труду;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя
или для окружающих;
основы экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной
практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
принятие решений в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе
обучения знаний в актуальную ситуацию, восполнять дефицит информации;
готовность отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с
контекстом жизненной ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять причины и следствия простых химических явлений;
осуществлять сравнение, классификацию химических веществ по заданным
основаниям и критериям для указанных логических операций;
строить логическое суждение после предварительного анализа, включающее
установление причинно-следственных связей;
6

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач с помощью педагога;
с помощью педагога проводить химический опыт, несложный эксперимент, для
установления особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта;
прогнозировать возможное развитие химических процессов и их последствия;
искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять
ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей
работы;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: научные знания,
умения и способы действий, специфические для учебного предмета «Химия», виды
деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных и новых ситуациях:
•
представление о закономерностях и познаваемости явлений природы,
понимание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в
условиях современного общества; понимание места химии среди других естественных
наук;
•
владение основами понятийного аппарата и символического языка химии для
составления формул неорганических веществ, уравнений химических реакций (с опорой на
7

алгоритм учебных действий); владение основами химической номенклатуры (IUPAC и
тривиальной) и умение использовать еѐ для решения учебно-познавательных задач с
помощью учителя; умение использовать модели для объяснения строения атомов и
молекул по алгоритму с опорой на определения;
•
представление о системе химических знаний и умение с помощью учителя
применять систему химических знаний для установления взаимосвязей между изученным
материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных
заданий и при работе с источниками химической информации, которая включает:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество,
простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь, относительные атомная и
молекулярная массы, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, оксид,
кислота, основание, соль (средняя), химическая реакция, реакции соединения, реакции
разложения, реакции замещения, реакции обмена, тепловой эффект реакции, экзо- и
эндотермические реакции, раствор, массовая доля химического элемента в соединении,
массовая доля и процентная концентрация вещества в растворе, ядро атома, электрический
слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, валентность, степень окисления, химическая
связь, электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь,
металлическая связь, кристаллическая решетка (атомная, ионная, металлическая,
молекулярная), ион, катион, анион, электролит и не электролит, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, скорость химической реакции,
катализатор, предельно допустимая концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы;
основополагающие законы химии: закон сохранения массы, Периодический закон Д.
И. Менделеева, закон постоянства состава, закон Авогадро;
теории химии: атомно-молекулярная теория, теория электролитической
диссоциации, а также представления о научных методах познания, в том числе
экспериментальных и теоретических методах исследования веществ и изучения
химических реакций;
•
представление о периодической зависимости свойств химических элементов
(радиус атома, электроотрицательность), простых и сложных веществ от положения
элементов в Периодической системе (в малых периодах и главных подгруппах) и
электронного строения атома; умение объяснять связь положения элемента в
Периодической системе с числовыми характеристиками строения атомов химических
элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов), распределением электронов по
энергетическим уровням атомов первых трех периодов, калия и кальция;
классифицировать химические элементы с опорой на определения физического смысла
цифровых данных периодической таблицы;
•
умение классифицировать химические элементы, неорганические вещества и
химические реакции с опорой на схемы; определять валентность и степень окисления
химических элементов, вид химической связи и тип кристаллической структуры в
соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах веществ (кислот, оснований),
окислитель и восстановитель по алгоритму учебных действий;
•
умение характеризовать с опорой на схему физические и химические
свойства простых веществ (кислород, озон, водород, графит, алмаз, кремний, азот, фосфор,
сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо) и сложных веществ, в том
числе их водных растворов (вода, аммиак, хлороводород, сероводород, оксиды и
гидроксиды металлов I - IIA групп, алюминия, меди (II), цинка, железа (II и III), оксиды
углерода (II и IV), кремния (IV), азота и фосфора (III и V), серы (IV и VI), сернистая,
серная, азотистая, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая кислота и их соли); описывать
с опорой на план и ключевые слова; умение прогнозировать и характеризовать свойства
веществ в зависимости от их состава и строения после предварительного анализа под
руководством педагога, применение веществ в зависимости от их свойств, возможность
8

протекания химических превращений в различных условиях, влияние веществ и
химических процессов на организм человека и окружающую природную среду;
•
умение составлять по образцу, схеме, алгоритму учебных действий
молекулярные и ионные уравнения реакций (в том числе реакций ионного обмена и
окислительно-восстановительных реакций), иллюстрирующих химические свойства
изученных классов / групп неорганических веществ, а также подтверждающих
генетическую взаимосвязь между ними;
•
умение вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента в соединении, массовую долю вещества в растворе,
количество вещества и его массу, объѐм газов с опорой на общие формулы; умение
проводить расчеты по уравнениям химических реакций и находить количество вещества,
объем и массу реагентов или продуктов реакции с опорой на образец, алгоритм учебных
действий;
•
владение основными методами научного познания (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование) при изучении веществ и химических явлений с опорой на
алгоритм учебных действий; умение сформулировать проблему и предложить пути ее
решения с помощью педагога; знание основ безопасной работы с химическими
веществами, химической посудой и лабораторным оборудованием;
•
наличие практических навыков планирования и осуществления следующих
химических экспериментов под руководством учителя с обсуждением плана работы или
составлением таблицы:
изучение и описание физических свойств веществ;
ознакомление с физическими и химическими явлениями;
опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций;
изучение способов разделения смесей;
получение кислорода и изучение его свойств;
получение водорода и изучение его свойств;
получение углекислого газа и изучение его свойств;
получение аммиака и изучение его свойств;
приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества;
исследование и описание свойств неорганических веществ различных классов;
применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для определения
характера среды в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов, растворимыми и
нерастворимыми основаниями, солями;
получение нерастворимых оснований;
вытеснение одного металла другим из раствора соли;
исследование амфотерных свойств гидроксидов алюминия и цинка;
решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»;
решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их
соединения»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»;
химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания реакций ионного
обмена;
качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы: хлорид-,
бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы, гидроксид-ионы, катионы
аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и железа (3+), меди (2+), цинка;
умение представлять результаты эксперимента в форме выводов, доказательств,
графиков и таблиц и выявлять эмпирические закономерности;
•
владение правилами безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни, а также правилами поведения в целях сбережения здоровья и
9

окружающей природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые
организмы определенных веществ, а также способов уменьшения и предотвращения их
вредного воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма
человека;
•
владение основами химической грамотности, включающей умение правильно
использовать изученные вещества и материалы (в том числе, минеральные удобрения,
металлы и сплавы, продукты переработки природных источников углеводородов (угля,
природного газа, нефти) в быту, сельском хозяйстве, на производстве; умение приводить
примеры правильного использования изученных веществ и материалов;
•
умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в макро- и микромире, объяснять причины
многообразия веществ; умение интегрировать химические знания со знаниями других
учебных предметов с помощью педагога;
•
представление о сферах профессиональной деятельности, связанных с
химией и современными технологиями, основанными на достижениях химической науки;
наличие опыта работы с различными источниками информации по химии (научнопопулярная литература, словари, справочники, интернет-ресурсы) с опорой на алгоритм:
умение объективно оценивать информацию о веществах, их превращениях и практическом
применении.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Химия»,
распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от
года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не
повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают
результаты предыдущих лет).
8 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический
элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная и неоднородная),
валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество вещества, моль,
молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объѐм,
оксид, кислота, основание, соль, электроотрицательность , степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции; тепловой эффект реакции;
ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор,
массовая доля вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять
эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ,
молекулярных уравнений химических реакций, электронного баланса;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях; степень
окисления элементов в бинарных соединениях с опорой на определения, в том числе
структурированные; принадлежность веществ к определѐнному классу соединений по
формулам; вид химической связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
иметь представление о системе химических знаний, уметь с помощью учителя
применять систему химических знаний, для установления взаимосвязи между изученным
материалом и при получении новых знаний, а также при работе с источниками химической
информации. Ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне,
применять при выполнении учебных заданий и решении расчетных задач с опорой на
алгоритм учебных действий изученные законы и теории: закон сохранения массы,
Периодический закон Д.И. Менделеева, закон постоянства состава, закон Авогадро;
10

атомно-молекулярная теория. Соотносить обозначения, которые имеются в таблице
«Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее
число электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степени окисления химических элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных
классов, подтверждая описание примерами молекулярных уравнений соответствующих
химических реакций с опорой на схемы;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения;
возможности протекания химических превращений в различных условиях после
предварительного обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчѐты по уравнению химической реакции с опорой на алгоритм;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций; естественнонаучные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент
(реальный и мысленный) под руководством педагога;
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определѐнной
массовой долей растворѐнного вещества; планировать и проводить химические
эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.), подтверждающих качественный состав
неорганических веществ (качественные реакции на ионы) под руководством педагога.
9 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции,моль, молярный объѐм, раствор; электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность,
химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решѐтка,
коррозия металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая
концентрация (ПДК) вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять
эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать знаки и символы для фиксации результатов наблюдений, составления
формул веществ и уравнений химических реакций, записи данных условий задач.
Использовать обозначения, имеющиеся в Периодической системе и таблице растворимости
кислот, оснований и солей в воде для выполнения заданий.
определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава; принадлежность веществ к определѐнному классу соединений с
опорой на определения, в том числе структурированные; виды химической связи
(ковалентная, ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по
химической формуле; характер среды в водных растворах кислот и щелочей, тип
кристаллической решѐтки конкретного вещества;
11

раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная
подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые
имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств химических
элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учѐтом
строения их атомов;
классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций с опорой на схемы;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;
полные и сокращѐнные уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений после предварительного обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую
долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчѐты по уравнению химической реакции с опорой на алгоритм;
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путѐм хлорид- бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для
изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания –
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
III
Тематическое планирование с указанием количества академических
часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Химия»

№
п/п
1

Раздел (тема)
Раздел 1.
Первоначальные
химические понятия
Тема 1. Химия —
важная область
естествознания и
практической

8 класс
Основное содержание
Предмет химии . Роль химии в
жизни человека . Химия в
системе наук .
Методы познания в химии Тела и
вещества . Физические свойства
веществ . Агрегатное
состояние веществ . Чистые

Количество
часов
1

12

2

3

4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

деятельности человека
Химия — важная
область естествознания
и практической
деятельности человека
Химия — важная
область естествознания
и практической
деятельности человека
Химия — важная
область естествознания
и практической
деятельности человека
Химия — важная
область естествознания
и практической
деятельности человека

Тема 2. Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции

вещества и смеси .
Способы разделения смесей .
Физические и химические
явления . Признаки и условия
протекания химических реакций .
Знакомство с правилами
безопасности и приѐмами работы
в химической лаборатории .
Демонстрации
1 . Лабораторное оборудование .
2 . Различные виды химической
посуды .
3 . Образцы веществ .
4 . Способы разделения смесей
(фильтрование, выпаривание,
дистилля- ция, хроматография) .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторные опыты:
Описание физических свойств
веществ . Разделение смеси с
помощью магнита . Практические
работы:
№ 1 . Правила работы в
лаборатории и приѐмы
обращения с лабораторным
оборудованием .
№ 2 . Разделение смесей (на
примере очистки поваренной
соли)
Атомы и молекулы . Химические
элементы . Знаки (символы)
химиче- ских элементов .
Простые и сложные вещества .
Атомно-молекулярное учение .
Химическая формула .
Валентность атомов химических
элементов . Закон постоянства
состава веществ . Относительная
атомная масса . Относительная
молекулярная масса . Массовая
доля химического элемента в
соединении . Физические и
химические явления .
Химическая реакция . Признаки
и условия протекания химических
реакций . Химические уравнения .
Типы химических реакций
(соединения, разложения,
замещения, обмена) . Закон
сохранения массы веществ .
М . В . Ломоносов —

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13

17
18
19
20

21

22
23
24
25

Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции
Вещества
и химические реакции

Раздел 2. Важнейшие
представители
неорганических
веществ
Тема 3. Воздух.
Кислород.
Понятие об оксидах
Воздух. Кислород.
Понятие об оксидах
Воздух. Кислород.
Понятие об оксидах
Воздух. Кислород.
Понятие об оксидах
Воздух. Кислород.
Понятие об оксидах

учѐный-энциклопедист .
Демонстрации
Физические явления (растирание
сахара в ступке, кипение и
конденсация воды и т . д .)
Химические явления (горение
свечи, разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с
хлоридом бария, разложение
гидроксида меди(II), взаимодействие железа с серой,
взаимодействие железа с
раствором соли меди(II)) . Опыт,
иллюстрирующий закон
сохранения массы .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторные опыты:
Примеры физических явлений
(плавление воска, таяние льда) .
Примеры химических явлений
(прокаливание медной проволоки,
взаимодействие мела с кислотой)
. Модели атомов и молекул .
Вычисления
—
относительной
молекулярной массы веществ;
—
массовой доли
химического элемента по
формуле соединения
Воздух — смесь газов . Состав
воздуха . Кислород — элемент и
простое вещество . Озон —
аллотропная модификация
кислорода . Нахождение
кислорода в природе, физические
и химические свойства (реакции
окисления, горение) . Условия
возникновения и прекращения
горения . Понятие об оксидах .
Способы получения кислорода в
лаборатории и промышленности .
Применение кислорода .
Круговорот кислорода в природе
.Тепловой эффект химической
реакции, понятие о
термохимическом уравнении,
экзо- и эндотермических
реакциях . Топливо (нефть, уголь
и метан) . Загрязнение воздуха,
способы его предотвращения .
Усиление парникового эффекта,
разрушение озонового слоя .

1
1
1
1

1

1
1
1
1

14

26

27
28
29
30

31

32
33

Тема 4. Водород.
Понятие о кислотах и
солях
Водород. Понятие о
кислотах и солях
Водород. Понятие о
кислотах и солях
Водород. Понятие о
кислотах и солях
Водород. Понятие о
кислотах и солях

Тема 5.
Количественные
отношения в химии
Количественные
отношения в химии
Количественные
отношения в химии

Демонстрации
Взаимодействие фосфора, серы и
железа с кислородом (возможно
использование видеоопытов) .
Определение содержания
кислорода в воздухе .
Опыты, демонстрирующие
условия возникновения и
прекращения горения .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторный опыт:
Ознакомление с образцами
оксидов . Практическая работа:
№ 3 . Получение и собирание
кислорода, изучение его свойств .
Вычисления
— молекулярной массы
кислорода и озона на основании
атомной массы химического
элемента
Водород — элемент и простое
вещество . Нахождение в
природе, физические и
химические свойства (на примере
взаимодействия с неметаллами и
оксидами металлов), применение,
способы получения .
Понятие о кислотах и солях
.Демонстрации
Получение, собирание и
распознавание водорода .
Горение водорода .
Взаимодействие водорода с
оксидом меди(II) .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторный опыт:
Взаимодействие кислот с
металлами . Практическая работа:
№ 4 . Получение и собирание
водорода, изучение его свойств .
Вычисления
— молекулярной массы вещества
на основании атомной массы
химических элементов
Количество вещества . Моль .
Молярная масса . Закон
Авогадро . Молярный объѐм
газов . Расчѐты по химическим
уравнениям .
Демонстрация
Образцы веществ количеством 1

1

1
1
1
1

1

1
1

15

34

Количественные
отношения в химии

35

Тема 6. Вода.
Растворы. Понятие об
основаниях
Вода. Растворы.
Понятие об основаниях
Вода. Растворы.
Понятие об основаниях
Вода. Растворы.
Понятие об основаниях
Вода. Растворы.
Понятие об основаниях

36
37
38
39

40

41

42

Тема 7. Основные
классы неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений
Основные классы

моль .
Вычисления
—
объѐма, количества
вещества газа по его известному
количеству вещества или объѐму;
—
объѐмов газов по
уравнению реакции на основе
закона объѐмных отношений
газов
Физические свойства воды .
Анализ и синтез — методы
изучения состава воды .
Химические свойства воды
(реакции с металлами, оксидами
металлов и неметаллов) .
Состав оснований . Понятие об
индикаторах .
Вода как растворитель . Растворы
. Растворимость веществ в воде .
Насыщенные и ненасыщенные
растворы . Массовая доля
вещества в растворе .
Роль растворов в природе и в
жизни человека . Круговорот
воды в природе . Загрязнение
природных вод . Охрана и
очистка природных вод .
Демонстрации
Электролиз воды; синтез воды;
взаимодействие воды с
металлами (Na, Са) (возможно
использование видеоматериалов)
Растворение веществ с различной
растворимостью .
Исследование растворов кислот и
щелочей с помощью индикаторов
Лабораторные и практические
работы
Практическая работа:
№ 5 . Приготовление растворов с
определѐнной массовой долей
рас- творѐнного вещества .
Вычисления
— с использованием понятия
«массовая доля вещества в
растворе»
Классификация неорганических
соединений .
Оксиды: состав, классификация
(основные, кислотные,
амфотерные, несолеобразующие),
номенклатура (международная и
тривиальная) .

1

1

1
1
1
1

1

1

1
16

43

44

45

46

47

48

49

50

51

неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений
Основные классы
неорганических
соединений

Получение и химические
свойства кислотных, основных и
амфотерных оксидов . Основания:
состав, классификация,
номенклатура (международная и
тривиальная), физические и
химические свойства, способы
получения . Кислоты: состав,
классификация, номенклатура,
физические и химические
свойства, способы получения .
Ряд активности металлов .
Соли (средние): номенклатура,
способы получения,
взаимодействие солей с
металлами, кислотами, щелочами
и солями .
Генетическая связь между
классами неорганических
соединений .
Демонстрации
Образцы неорганических веществ
различных классов .
Взаимодействие раствора серной
кислоты с оксидом меди(II) .
Реакция нейтрализации .
Вытеснение одного металла
другим из раствора соли .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторные опыты:
Взаимодействие кислот с
металлами . Получение
нерастворимых оснований .
Взаимодействие нерастворимых
оснований с кислотами .
Разложение гидроксида меди(II)
при нагревании .
Практическая работа:
№ 6 . Решение
экспериментальных задач по теме
«Основные классы
неорганических соединений» .
Вычисления
— по уравнениям химических
реакций
Раздел 3.
Первые попытки классификации
Периодический закон и химических элементов . Понятие
Периодическая
о группах сходных элементов
система химических
(щелочные и щелочноземельные
элементов Д. И.
металлы, галогены, инертные
Менделеева.
газы) .
Строение атомов.
Элементы, которые образуют

1

1

1

1

1

1

1

1

1

17

52

53

54

55

56

57

58

59

Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции
Тема 8. Периодический
закон и Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделе- ева.
Строение атома
Периодический закон и
Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева. Строение
атома
Периодический закон и
Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева. Строение
атома
Периодический закон и
Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева. Строение
атома
Периодический закон и
Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева. Строение
атома
Периодический закон и
Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева. Строение
атома
Периодический закон и
Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева. Строение
атома
Тема 9. Химическая
связь. Окислительновосстановительные
реакции
Химическая связь.
Окислительно-

амфотерные оксиды и
гидроксиды . Периодический
закон и Периодическая система
химических элементов Д . И .
Менделеева . Периоды, группы,
подгруппы . Физический смысл
порядкового номера элемента,
номеров периода и группы .
Строение атомов . Состав
атомных ядер . Изотопы .
Электроны . Строение
электронных оболочек атомов
первых 20 химических элементов
Периодической системы Д . И .
Менделеева .
Характеристика химического
элемента по его положению в
Периодической системе Д . И .
Менделеева . Значение
Периодического закона и
Периодической системы
химических элементов для
развития науки и практики . Д . И
. Менделеев — учѐный, педагог и
гражданин .
Демонстрации
Короткопериодная и
длиннопериодная формы
Периодической системы
химических элементов Д . И .
Менделеева .
Ознакомление с образцами
металлов и неметаллов .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторный опыт:
Взаимодействие гидроксида
цинка с растворами кислот и
щелочей

1

1

1

1

1

1

Электроотрицательность атомов
химических элементов .
Химическая связь (ионная,
ковалентная полярная и
ковалентная неполярная) .
Степень окисления .

1

1

18

60

61

62

63

64

65

66
67
68

№
п/п
1

2

3

4

восстановительные
реакции
Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции
Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции
Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции
Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции
Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции
Химическая связь.
Окислительновосстановительные
реакции
Заключение.
Практикум
Итоговая
контрольная работа
Итоговый урок

Раздел (тема)
Раздел 1. Вещество и
химические реакции
Повторение и
углубление знаний
основных разделов
курса 8 класса
Повторение и
углубление знаний
основных разделов
курса 8 класса
Повторение и
углубление знаний
основных разделов
курса 8 класса
Повторение и
углубление знаний

Окислительно-восстановительные
реакции (ОВР) . Процессы
окисления и восстановления .
Окислители и восстановители .
Демонстрации
Окислительно-восстановительные
реакции: горение, реакции
разложения, соединения

1

1

1

1

1

1

1
1
1
Итого: 68 часов
9 класс
Основное содержание
Периодический закон .
Периодическая система
химических элементов
Д . И . Менделеева . Строение
атомов . Закономерности в
изменении свойств химических
элементов первых трѐх периодов,
калия, кальция и их соединений в
соответствии с положением
элементов в периодической
системе и строением их атомов .
Классификация и номенклатура
неорганических веществ
(международная и тривиальная) .
Химические свойства веществ,
относящихся к различным

Количество
часов
1

1

1

1

19

5

6

7

8

9

основных разделов
курса 8 класса
Повторение и
углубление знаний
основных разделов
курса 8 класса

Тема 1. Основные
закономерности
химических реакций
Основные
закономерности
химических реакций
Основные
закономерности
химических реакций
Основные
закономерности
химических реакций

классам неорганических
соединений, их генетическая
связь неорганических веществ .
Строение вещества: виды
химической связи и типы
кристаллических решѐток .
Зависимость свойств веществ от
их строения .
Демонстрации
1 . Модели кристаллических
решѐток неорганических веществ
2 . Короткопериодная и
длиннопериодная формы
Периодической системы
химических элементов Д . И .
Менделеева
Классификация химических
реакций по различным признакам
(по числу и составу участвующих
в реакции веществ, по тепловому
эффекту, по изменению степеней
окисления химических элементов,
по обратимости, по участию
катализатора) .
Экзо- и эндотермические
реакции, термохимические
уравнения . Понятие о скорости
химической реакции . Понятие о
гомогенных и гетерогенных
реакциях . Понятие об обратимых
и необратимых химических
реакциях . Понятие о химическом
равновесии . Факторы, влияющие
на скорость химической реакции
и положение химического
равновесия .
Окислительно-восстановительные
реакции (электронный баланс
окислительно-восстановительной
реакции) .
Демонстрации
1 . Зависимость скорости
химической реакции от
различных факторов .
2 . Воздействие катализатора на
скорость химической реакции .
3 . Примеры необратимых и
обратимых реакций .
4 . Смещение равновесия
химической реакции .
Вычисления
— количества вещества, объѐма и
массы реагентов или продуктов

1

1

1

1

1

20

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Тема 2.
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах
Электролитическая
диссоциация.
Химические реакции в
растворах

Раздел 2. Неметаллы и
их соединения
Тема 3. Общая
характеристика
химических элементов VIIА-группы.
Галогены
Общая характеристика

по уравнениям химических
реакций
Теория электролитической
диссоциации . Электролиты и
неэлектролиты . Катионы, анионы
. Механизм диссоциации веществ
с различными видами
химической связи . Степень
диссоциации . Сильные и слабые
электролиты . Реакции ионного
обмена, условия их протекания .
Ионные уравнения реакций .
Химические свойства кислот,
оснований и солей в свете
представлений об
электролитической диссоциации .
Среда раствора . Понятие о
гидролизе солей .
Качественные реакции на
катионы и анионы .
Демонстрации
Электрическая проводимость
растворов веществ; движение
ионов в электрическом поле .
Опыты, иллюстрирующие
признаки протекания реакций
ионного обмена . Опыты по
определению среды в растворах
солей (хлорида натрия, карбоната
натрия, хлорида цинка) .
Лабораторные и практические
работы Лабораторный опыт:
Реакции ионного обмена в
растворах электролитов: сульфата
меди(II) и щѐлочи, карбоната
натрия и соляной кислоты,
реакция нейтрализации между
гидроксидом калия и соляной
кислотой .
Практическая работа:
№ 1 . Решение
экспериментальных задач по теме
Вычисления
— по уравнениям химических
реакций
Общая характеристика галогенов
. Особенности строения атомов
этих элементов, характерные для
них степени окисления . Строение
и физические свойства простых
веществ — галогенов .
Химические свойства на примере
хлора (взаимодействие с

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
21

20

21

22

23

24

25

26

химических элементов VIIА-группы.
Галогены
Общая характеристика
химических элементов VIIА-группы.
Галогены
Общая характеристика
химических элементов VIIА-группы.
Галогены

Тема 4. Общая
характеристика
химических элементов VIА-группы. Сера
и еѐ соединения
Общая характеристика
химических элементов VIА-группы. Сера
и еѐ соединения
Общая характеристика
химических элементов VIА-группы. Сера
и еѐ соединения
Общая характеристика
химических элементов VIА-группы. Сера
и еѐ соединения
Общая характеристика
химических элементов VIА-группы. Сера
и еѐ соединения

металлами, неметаллами,
щелочами) . Хлороводород .
Соляная кислота, химические
свойства, получение, применение
. Качественные реакции на
галогенидионы .
Действие хлора и хлороводорода
на организм человека .
Важнейшие хлориды и их
нахождение в природе .
Демонстрации Видеоматериалы:
галогены и их соединения .
Образцы хлоридов .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторный опыт:
Распознавание хлорид-ионов .
Практическая работа:
№ 2 . Получение соляной
кислоты, изучение еѐ свойств .
Вычисления
—
по уравнениям химических
реакций, если один из реагентов
дан в избытке;
—
объѐмов газов по
уравнению реакции на основе
закона объѐмных отношений
газов
Общая характеристика элементов
VIА-группы . Особенности
строения атомов этих элементов,
характерные для них степени
окисления . Строение и
физические свойства простых
веществ — кислорода и серы .
Аллотропные модификации
кислорода и серы . Химические
свойства серы . Сероводород,
строение, физические и
химические свойства . Оксиды
серы как представители
кислотных оксидов . Серная
кислота, физические
и химические свойства (общие
как представителя класса кислот
и специфические), применение .
Химические реакции, лежащие в
основе промышленного способа
получения серной кислоты .
Аппараты и протекающие в них
процессы (на при- мере
производства серной кислоты) .
Соли серной кислоты,

1

1

1

1

1

1

1

22

27

28

29

30

31

Тема 5. Общая
характеристика
химических элементов VА-группы. Азот,
фосфор и их
соединения
Общая характеристика
химических элементов VА-группы. Азот,
фосфор и их
соединения
Общая характеристика
химических элементов VА-группы. Азот,
фосфор и их
соединения
Общая характеристика
химических элементов VА-группы. Азот,
фосфор и их
соединения
Общая характеристика
химических элементов VА-группы. Азот,
фосфор и их
соединения

качественная реакция на
сульфат-ион .
Нахождение серы и еѐ
соединений
в природе . Химическое
загрязнение окружающей среды
соединениями серы (кислотные
дожди, загрязнение воздуха и
водоѐмов), способы его
предотвращения .
Демонстрации
Коллекции (видеоматериалы):
сера и еѐ соединения .
Обугливание сахара под
действием концентрированной
серной кислоты .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторные опыты:
Обнаружение сульфат-ионов .
Взаимодействие разбавленной
серной кислоты с цинком .
Вычисления
—
по уравнениям химических
реакций;
—
массовой доли выхода
продукта реакции
Общая характеристика элементов
VА-группы . Особенности
строения атомов этих элементов,
характерные для них степени
окисления .
Азот, распространение в природе,
физические и химические
свойства . Круговорот азота в
природе .
Аммиак, его физические и
химические свойства, получение
и применение . Соли аммония, их
физические
и химические свойства,
применение . Качественная
реакция на ионы аммония .
Азотная кислота, еѐ физические
и химические свойства (общие
как представителя класса кислот
и специфические) .
Использование нитратов и солей
аммония в качестве минеральных
удобрений . Химическое
загрязнение окружаю- щей среды
соединениями азота (кислотные
дожди, загрязнение воздуха,

1

1

1

1

1

23

32

33

34

35

36

37

Общая характеристика
химических элементов VА-группы. Азот,
фосфор и их
соединения
Общая характеристика
химических элементов VА-группы. Азот,
фосфор и их
соединения

Тема 6. Общая
характеристика
химических элементов IVА-группы.
Углерод и кремний и
их соединения
Общая характеристика
химических элементов IVА-группы.
Углерод и кремний и
их соединения
Общая характеристика
химических элементов IVА-группы.
Углерод и кремний и
их соединения
Общая характеристика
химических элементов IVА-группы.
Углерод и кремний и
их соединения

почвы и водоѐмов) .
Фосфор, аллотропные
модификации фосфора,
физические и химические
свойства .
Оксид фосфора(V) и фосфорная
кислота, физические и
химические свойства, получение .
Качественная реакция на
фосфат-ионы .
Использование фосфатов в
качестве минеральных удобрений
. Загрязнение природных
водоѐмов фосфатами .
Демонстрации
Коллекции: фосфор и их
соединения . Взаимодействие
концентрированной азотной
кислоты с медью .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторные опыты:
1 . Взаимодействие солей
аммония с щѐлочью .
2 . Ознакомление с образцами
азотных и фосфорных удобрений
Практическая работа:
№ 3 . Получение аммиака,
изучение его свойств .
Вычисления
— по уравнениям химических
реакций
Углерод, аллотропные модификации, распространение в природе,
физические и химические
свойства . Адсорбция .
Круговорот углерода в природе .
Оксиды углерода, их физические
и химические свойства, их
действие на живые организмы,
получение и применение .
Экологические проблемы,
связанные с оксидом
углерода(IV); гипотеза
глобального потепления климата;
парниковый эффект .
Угольная кислота и еѐ соли, их
физические и химические
свойства, получение и
применение . Качественная
реакция на карбонат-ионы .
Использование карбонатов в
быту, медицине,

1

1

1

1

1

1

24

38

39

40

Общая характеристика
химических элементов IVА-группы.
Углерод и кремний и
их соединения
Общая характеристика
химических элементов IVА-группы.
Углерод и кремний и
их соединения
Общая характеристика
химических элементов IVА-группы.
Углерод и кремний и
их Общая
характеристика
химических элементов IVА-группы.
Углерод и кремний и
их соединения
соединения

промышленности, сельском
хозяйстве .
Первоначальные понятия об
органических веществах как о
соединениях углерода:
особенности состава и строения .
Понятие о биологически важных
веществах: жирах, белках,
углеводах . Материальное
единство органических и
неорганических соединений .
Кремний, его физические и
химические свойства, получение
и применение в электронике .
Соединения кремния в природе .
Общие представления об оксиде
кремния(IV) и кремниевой
кислоте . Силикаты, их
использование в быту, медицине,
промышленности . Важнейшие
строительные материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон,
железобетон . Проблемы
безопасного использования
строительных материалов в
повседневной жизни .
Демонстрации
Модели кристаллических
решѐток алмаза, графита,
молекулы фуллерена .
Адсорбция растворѐнных веществ
активированным углѐм .
Противогаз . Видеоматериалы:
силикатная промышленность .
Модели молекул органических
веществ .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторный опыт:
Качественная реакция на
карбонат-ион
Практические работы:
№ 4 . Получение углекислого газа
. Качественная реакция на
карбонат-ион .
№ 5 . Решение
экспериментальных задач по теме
«Неметаллы» .
Вычисления
— по уравнениям химических
реакций, если один из реагентов
дан в виде водного раствора с
известной массовой долей

1

1

1

25

41

42
43
44

45

46
47
48
49
50

Раздел 3. Металлы и
их соединения
Тема 7. Общие
свойства металлов
Общие свойства
металлов
Общие свойства
металлов
Общие свойства
металлов

Тема 8. Важнейшие
металлы и их
соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения

Общая характеристика
химических элементов —
металлов на основании их
положения в Периодической
системе химических элементов
Д . И . Менделеева и строения
атомов . Строение металлов .
Металлическая связь и
металлическая кристаллическая решѐтка .
Электрохимический ряд
напряжений металлов . Физические и химические свойства
металлов . Общие способы
получения металлов . Понятие о
коррозии металлов и основные
способы защиты от коррозии .
Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза), их применение в
быту и промышленности .
Демонстрации
Ознакомление с образцами
металлов и сплавов, их
физическими свойствами .
Модели кристаллических
решѐток металлов .
Видеоматериалы: коррозия
металлов .
Лабораторные и практические
работы
Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами
сплавов металлов .
Зависимость скорости реакции
металла с кислотой от природы
металла .
Вычисления
— по уравнениям химических
реакций, если один из реагентов
содержит примеси
Щелочные металлы . Положение
в Периодической системе
химических элементов Д . И .
Менделеева, строение атомов .
Нахождение в природе .
Физические и химические
свойства (на примере натрия и
калия) . Оксиды и гидроксиды
натрия и калия . Применение
щелочных металлов и их
соединений .
Щелочноземельные металлы
магний и кальций, строение

1

1
1
1

1

1
1
1
1
1

26

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения
Важнейшие металлы и
их соединения

атомов . Положение в
Периодической системе химических элементов Д . И .
Менделеева .
Нахождение в природе .
Физические и химические
свойства . Важнейшие
соединения кальция (оксид,
гидроксид, соли) . Жѐсткость
воды и способы еѐ устранения .
Алюминий . Положение в
Периодической системе
химических элементов Д . И .
Менделеева, строение атома .
Нахождение в природе .
Физические и химические
свойства . Амфотерные свойства
оксида и гидроксида .
Железо . Положение в
Периодической системе
химических элементов
Д . И . Менделеева, строение
атома . Нахождение в природе .
Физические и химические
свойства . Оксиды, гидроксиды и
соли железа(II)
и железа(III) .
Демонстрации
Взаимодействие натрия с водой .
Окрашивание пламени ионами
натрия и калия .
Окрашивание пламени ионами
кальция .
Взаимодействие оксида кальция с
водой .
Видеоматериалы: горение железа
в кислороде и хлоре .
Лабораторные и практические
работы Лабораторные опыты:
Ознакомление с образцами
алюминия и его сплавов .
Амфотерные свойства гидроксида
алюминия .
Качественные реакции на ионы
железа .
Практические работы:
№ 6 . Жѐсткость воды и методы
еѐ устранения .
№ 7 . Решение
экспериментальных задач по теме
«Металлы» .
Вычисления
—
по уравнениям химических

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

27

62

63
64

65
66

Раздел 4. Химия и
окружающая среда
Тема 9. Вещества и
материалы в жизни
человека
Вещества и материалы
в жизни человека
Вещества и материалы
в жизни человека

Итоговая
контрольная работа
Итоговый урок

реакций, если один из реагентов
дан в избытке или содержит
примеси;
—
массовой доли выхода
продукта реакции
Новые материалы и технологии .
Вещества и материалы в
повседневной жизни человека .
Химия и здоровье .
Безопасное использование
веществ и химических реакций в
быту . Природные источники
углеводородов (уголь, природный
газ, нефть), продукты их
переработки, их роль
в быту и промышленности .
Основы экологической
грамотности . Химическое
загрязнение окружающей среды
(предельно допустимая
концентрация веществ — ПДК) .
Роль химии в решении
экологических проблем

1

1
1

1
1
Итого: 66 часов

При разработке данной рабочей программы в тематическом планировании учтены
возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов,
являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы,
электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном
(цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых
соответствует законодательству об образовании.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».