Приложение 3 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР ПРИНЯТО на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 11 от «26» мая 2022 Рабочая программа учебного курса «Школа волонтера» Уровень образования - ООО Срок реализации - 1 год 7 класс I Содержание учебного курса «Школа волонтера» Волонтёрская деятельность Определение понятий «доброволец» и «волонтёр». Сущность волонтёрского (добровольческого) труда. Основные причины для занятия волонтёрством (добровольчеством). История развитии волонтёрства (добровольчества). Развитие волонтёрства в мире. Развитие волонтёрства в России. Волонтёрство (добровольчество) в социальной сфере. Волонтёрство (добровольчество) в сфере физической культуры и спорта. Волонтёрство (добровольчество) в сфере культуры. Волонтёрство (добровольчество) в сфере охраны природы. Волонтёрство (добровольчество) в сфере здравоохранения. Волонтёрство (добровольчество) в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Медиаволонтёрство. Киберволонтёрство (интернет-волонтёрство, е-волонтёрство). Основные принципы волонтёрского труда. Принцип добровольности. Принцип безвозмездности. Принцип добросовестности. Принцип законности. Принцип вежливой активности. Личные качества волонтёра. Основные трудности волонтёрского труда. Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Выстраивание приоритетов: важные и срочные дела, неважные и несрочные дела. Правильные представления о содержании порученной работы и её результатах. Работа в команде. Связь волонтёрского труда с будущей профессией. Волонтёрское объединение Волонтёрское объединение. Виды волонтёрских объединений: волонтёрская группа (звено), волонтёрский отряд, волонтёрский центр (движение). Объекты волонтёрской деятельности. Направления работы волонтёрского объединения. История тимуровского движения. Лидер волонтёрского объединения. Качества лидера. Имидж волонтёрского объединения. Миссия деятельности. Общественное мнение. Бренд. Внутренняя культура. Организационная культура. Дружба в волонтёрском объединении. Соревнование в волонтёрском объединении. Квест как форма волонтёрского мероприятия. Виды квестов. Социальный квест. Методы привлечения новых волонтёров. Принципы организации мероприятий. Технологии проведения мероприятий. Проблема, которую призвано решить мероприятие. Участники мероприятия. Дата и место проведения. Необходимый реквизит. Информирование участников. Анализ итогов мероприятия. Партнѐрские отношения с другими объединениями. Виды взаимодействия с другими объединениями. Направления волонтѐрства. Профессиональное самоопределение Направления волонтѐрства. Соответствие направлений волонтѐрства и профессий. Волонтѐрство в сфере охраны природы и знакомство с профессиями (биоэколог и инженерэколог). Волонтѐрство в социальной сфере и знакомство с профессиями (социальный работник). Волонтѐрство в сфере физической культуры и спорта и знакомство с профессиями (спортивные тренер, судья, арбитр, рефери, менеджер). Событийное волонтѐрство и знакомство с профессиями (event-менеджер, культорганизатор). Волонтѐрство в сфере здравоохранения и знакомство с профессиями (врач, архитектор медицинского оборудования, валеолог). Волонтѐрство в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и знакомство с профессиями (инженер по защите в чрезвычайных ситуациях, сотрудник МЧС, спасатель). Особенности волонтѐрства в социальной сфере. Работа с пожилыми людьми. Помощь ученикам младших классов. Особенности волонтѐрства в сфере физической культуры и спорта. Особенности волонтѐрства в сфере культуры. Участие в восстановлении памятников культурного и исторического наследия, археологических исследованиях. Экскурсоведение. Другие проекты в области искусства и культуры. Особенности волонтѐрства в сфере охраны природы. Виды экологических проектов. Особенности событийного волонтѐрства. Особенности деятельности медиаволонтѐров. Технологии создания и редактирования новости. Особенности деятельности киберволонтѐров. Работа в интернет-среде, создание виртуальной группы, сообщества. Особенности волонтѐрства в сфере здравоохранения. Направления деятельности: досуговая работа, обучающая работа, хозяйственная и организационная помощь, информационная помощь. Особенности волонтѐрства в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Социальный проект в волонтерской деятельности Понятие социального проекта. Этапы социального проекта. Особенности реализации. Квест как форма социального проекта. Технология разработки содержания квеста. Принципы организации квеста. Распределение ролей. Проведение квеста. Волонтѐрский социальный проект. Ключевые пункты проекта: название, цель, задачи, целевая аудитория, мероприятия проекта и их периодичность, ресурсы, схема взаимодействия участников команды проекта, риски. Особенности реализации. Защита проекта. Этапы презентации. II Планируемые результаты освоения учебного курса «Школа волонтера» В результате освоения учебного курса «Школа волонтѐра» должны быть достигнуты личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты: • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учѐтом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • смысловое чтение; • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты: • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества; • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность; • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни; • выявлять причинно-следственные связи между общественными явлениями и характеризовать основные направления общественного развития; • осознанно содействовать защите природы; • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека; • различать отдельные виды социальных норм; • характеризовать основные нормы морали; • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества; • раскрывать сущность процесса социализации личности; • оценивать социальную значимость здорового образа жизни; • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности; • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода; • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп; • описывать основные социальные роли подростка; • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодѐжи; • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства; • раскрывать достижения российского народа; • использовать знания и умения для формирования способности уважительно относиться к правам других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ. III № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 10 11 12 13 14 Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса «Школа волонтера» Раздел (Тема) Волонтерская деятельность. В чем заключается волонтерский труд. Особенности волонтерского труда. Развитие волонтерства в России. Создание школьного волонтерского объединения. Выбираем лидера. Выбираем направление работы объединения. Формируем имидж волонтерского объединения. Учимся работать в команде. Социальный квест «Не умеешь - научись». Тимуровское движение. Создание мероприятия. Написание сценария. Создание мероприятия. Распределение обязанностей. Создание мероприятия. Проведение мероприятия. Создание мероприятия. Анализ результатов. Привлечение новых волонтеров. Создание рекламного буклета. Активное убеждение. Деловая игра «Проводим волонтерское мероприятие». Знакомство с другими организациями. Знакомство с другими организациями. Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества». 7 класс Элементы содержания Направления волонтѐрства. Профессиональное самоопределение Направления волонтѐрства. Соответствие направлений волонтѐрства и профессий. Волонтѐрство в сфере охраны природы и знакомство с профессиями (биоэколог и инженерэколог). Волонтѐрство в социальной сфере и знакомство с профессиями (социальный работник). Волонтѐрство в сфере физической культуры и спорта и знакомство с профессиями (спортивные тренер, судья, арбитр, рефери, менеджер). Событийное волонтѐрство и знакомство с профессиями (event-менеджер, культорганизатор). Волонтѐрство в сфере здравоохранения и знакомство с профессиями (врач, архитектор медицинского оборудования, валеолог). Волонтѐрство в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и знакомство с профессиями (инженер по защите в чрезвычайных ситуациях, сотрудник МЧС, спасатель). Особенности волонтѐрства в Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества». Календарь добрых дел. Итоговое собеседование Волонтерский труд и будущая профессия. социальной сфере. Работа с пожилыми людьми. Помощь ученикам младших классов. Особенности волонтѐрства в сфере физической культуры и спорта. Особенности волонтѐрства в сфере культуры. Участие в восстановлении памятников культурного и исторического наследия, археологических исследованиях. Экскурсоведение. Другие проекты в области искусства и культуры. Особенности волонтѐрства в сфере охраны природы. Виды экологических проектов. Особенности событийного волонтѐрства. Особенности деятельности медиаволонтѐров. Технологии создания и редактирования новости. Особенности деятельности киберволонтѐров. Работа в интернет-среде, создание виртуальной группы, сообщества. Особенности волонтѐрства в сфере здравоохранения. Направления деятельности: досуговая работа, обучающая работа, хозяйственная и организационная помощь, информационная помощь. Особенности волонтѐрства в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Социальный проект в волонтерской деятельности Понятие социального проекта. Этапы социального проекта. Особенности реализации. Квест как форма социального проекта. Технология разработки содержания квеста. Принципы организации 1 1 1 квеста. Распределение ролей. Проведение квеста. Волонтѐрский социальный проект. Ключевые пункты проекта: название, цель, задачи, целевая аудитория, мероприятия проекта и их периодичность, ресурсы, схема взаимодействия участников команды проекта, риски. Особенности реализации. Защита проекта. Этапы презентации. ИТОГО: 17 часов При разработке данной рабочей программы в тематическом планировании учтены возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.