Приложение 7 (Коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда) (с исменениями) (ТНР)

Приложение 7 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования
обучающихся с ТНР

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 16
от «15» сентября 2022

Рабочая программа коррекционно-развивающих курсов:
Индивидуальные и групповые логопедические занятия
Уровень образования - ООО
Срок реализации - 5 лет
5-9 классы

Екатеринбург,
2022

1

Цель программы коррекционной работы заключается в определении комплексной
системы психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с ТНР для
успешного освоения основной образовательной программы на основе компенсации
первичных нарушений и пропедевтики производных отклонений в развитии, активизации
ресурсов социально-психологической адаптации личности обучающегося.
Задачи отражают разработку и реализацию содержания основных направлений
коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное,
информационно-просветительское). При составлении программы коррекционной работы
выделены следующие задачи:
•
определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и
оказание им специализированной помощи при освоении основной образовательной
программы основного общего образования;
•
определение оптимальных специальных условий для получения основного
общего образования обучающимися с ТНР, для развития их личностных, познавательных,
коммуникативных способностей;
•
разработка и использование индивидуально-ориентированных коррекционных
образовательных программ для детей с ТНР;
•
реализация комплексного психолого-медико-социального сопровождения
обучающихся с ТНР (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии (ПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума образовательной
организации (ППк), индивидуальной программой реабилитации/абилитации инвалида);
•
реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и
профессиональной ориентации обучающихся с ТНР;
•
обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в
комплексной работе с обучающимися с ТНР;
•
осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с
родителями (законными представителями) обучающихся с ТНР.
Содержание программы коррекционной работы, наряду с принципами, описанными в
ПООП ООО определяют следующие принципы:
–
Принцип единства диагностики и коррекции (отражает целостность процесса
оказания психолого-педагогической помощи, в том числе, логопедической помощи
обучающему с ТНР. Это один из основополагающих принципов, так как эффективность
коррекционной работы в большой мере зависит от качества проведенной диагностики.
Данный принцип реализуется в двух аспектах. Во-первых, началу осуществления
коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап прицельного комплексного
диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и
формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Во-вторых, реализация
коррекционно-развивающей деятельности требует постоянного мониторинга достижений
обучающегося в процессе коррекционной работы. Такой контроль позволяет внести
необходимые коррективы в задачи самой программы, вовремя изменить и дополнить методы
и средства психолого-педагогического воздействия.
–
Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы
тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития
обучающегося.
–
Принцип коррекционной направленности обучения, воспитания и развития
обучающихся предполагает разработку специальных педагогических мероприятий,
направленных на компенсацию или минимизацию речевого дефекта, психического и
физического развития обучающихся.
Перечень и содержание направлений работы
Содержательный раздел ПКР включает перечень и содержание индивидуально
ориентированных коррекционных направлений работы, способствующих освоению
1

обучающимися с ТНР адаптированной основной образовательной программы основного
общего образования
Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно-развивающее,
консультативное, информационно-просветительское – раскрываются содержательно в
разных организационных формах деятельности образовательной организации (учебной
урочной и внеурочной, внеучебной).
Характеристика содержания направлений коррекционной работы
Диагностическая работа включает себя следующие составляющие:
•
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР при
освоении основной образовательной программы основного общего образования;
•
проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики
нарушений в психическом и(или) физическом развитии обучающихся с ТНР; подготовка
рекомендаций по оказанию обучающимся психолого-педагогической помощи в условиях
образовательной организации и вне ее;
•
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с
ТНР, выявление его резервных возможностей;
•
изучение развития эмоционально-волевой, речевой сфер и личностных
особенностей обучающихся;
•
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающегося;
•
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося с
ТНР;
•
мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных и
коррекционных программ основного общего образования.
Коррекционно-развивающая
и
психопрофилактическая
работа,
наряду с
направлениями, обозначенными в ПООП ООО включает в себя следующее:
•
разработку и реализацию индивидуально ориентированных коррекционноразвивающих программ; выбор и использование специальных методик, методов и приемов
обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ТНР;
•
организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей
обучения;
•
коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной, коммуникативной и речевой сфер;
•
формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний;
•
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,
коммуникативной компетенции;
•
развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и
профессионального самоопределения;
•
социальную защиту обучающегося в случаях неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа предусматривает:
•
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимися с ТНР, единых для всех участников образовательного
процесса;
•
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально
ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с ТНР отбора и адаптации
содержания предметных программ;
•
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приемов коррекционного обучения обучающегося с ТНР;
•
консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие
2

свободному и осознанному выбору обучающимися с ТНР профессии, формы и места
обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными
способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа включает в себя следующее:
•
информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся с
особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей),
педагогических работников;
•
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам –
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ТНР
•
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных
представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с ТНР.
Перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих
мероприятий определяются в соответствии со следующими тематическими разделами:
–
мероприятия, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной
регуляции поведения и деятельности;
–
мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию отклоняющегося
поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных
жизненных ситуациях, формирование устойчивой личностной позиции по отношению к
неблагоприятному воздействию микросоциума;
–
мероприятия, направленные на развитие личностной сферы, развитие
рефлексивной позиции личности, расширение адаптивных возможностей личности,
формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в
условиях реальной жизненной ситуации;
–
мероприятия, направленные на развитие и коррекцию коммуникативной
сферы, освоения сценариев общения в различных ситуациях общения, способов
конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях;
–
мероприятия, направленные на развитие познавательной сферы;
–
мероприятия, направленные на предупреждение и преодоление вторичных
вербальных и невербальных нарушений в структуре учебной деятельности обучающегося;
–
мероприятия, направленные на преодоление недостатков речевого развития, на
формирование и развитие полноценной речевой деятельности;
–
мероприятия, направленные на психологическую поддержку обучающихся с
ТНР.
В учебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающие занятия со
специалистами (учитель-логопед, педагог-психолог и др.) планируются по индивидуальноориентированным коррекционно-развивающим программам (таблица 1).
Во внеучебной внеурочной деятельности коррекционно-развивающая работа может
осуществляться по программам дополнительного образования разной направленности
(художественно-эстетическая, оздоровительная и др.), опосредованно стимулирующих
преодоление трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации.
Организационный раздел содержит описание системы комплексного психологомедико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, включающая комплексное обследование, мониторинг динамики
развития, успешности освоения адаптированной основной образовательной программы
основного общего образования обучающимися с ТНР.
3

Механизмы реализации программы
Для реализации требований к ПКР может быть создана рабочая группа, в которую
наряду с основными учителями целесообразно включить следующих специалистов, в
зависимости от особенностей проявления нарушения и его динамики, в том числе, на
временной основе: педагога-психолога, учителя-логопеда, других специалистов психологопедагогического сопровождения.
ПКР может быть разработана рабочей группой образовательной организации
поэтапно. На подготовительном этапе определяется нормативно-правовое обеспечение
коррекционной работы, анализируется состав детей с ТНР в образовательной организации,
их особые образовательные потребности; сопоставляются результаты обучения этих
обучающихся на предыдущем уровне образования; создается (систематизируется,
дополняется) фонд методических рекомендаций по обучению данных категорий
обучающихся с ТНР.
На основном этапе разрабатываются общая стратегия обучения и воспитания
обучающихся с ТНР, организация и механизм реализации коррекционной работы;
раскрываются направления и ожидаемые результаты коррекционной работы, описываются
специальные требования к условиям реализации ПКР. Особенности содержания
индивидуально-ориентированной работы могут быть представлены в рабочих
коррекционных программах, которые прилагаются к ПКР.
На заключительном этапе осуществляется внутренняя экспертиза программы,
возможна ее доработка; проводится обсуждение хода реализации программы на школьных
консилиумах, методических объединениях групп педагогов и специалистов, работающих с
детьми с ТНР; принимается итоговое решение.
Для реализации ПКР в образовательной организации может быть создана служба
комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с
ТНР.
Психолого-медико-социальная помощь оказывается обучающимся на основании
заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Комплексное
психолого-медико-социальное
сопровождение
и
поддержка
обучающихся с ТНР обеспечиваются специалистами образовательной организации
(педагогом-психологом, медицинским работником, социальным педагогом, учителемлогопедом), регламентируются локальными нормативными актами конкретной
образовательной организации, а также ее уставом. Реализуется преимущественно во
внеурочной деятельности.
Одним из условий комплексного сопровождения и поддержки обучающихся является
тесное взаимодействие специалистов при участии педагогов образовательной организации,
представителей администрации и родителей (законных представителей).
Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую
стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики
учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии,
медицинских работников организации, осуществляющей образовательную деятельность,
других образовательных организаций и институтов общества, реализующийся в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности
Рекомендуется планировать коррекционную работу во всех организационных формах
деятельности образовательной организации: в учебной (урочной и внеурочной) деятельности
и внеучебной (внеурочной деятельности).
Коррекционная работа в обязательной части реализуется в учебной урочной
деятельности при освоении содержания основной образовательной программы. На каждом
уроке учитель-предметник может поставить и решить коррекционно-развивающие задачи.
Содержание учебного материала отбирается и адаптируется с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ТНР. Освоение учебного материала этими
обучающимися осуществляется с помощью специальных методов и приемов.
4

При наличии нелинейного расписания в учебной урочной деятельности возможно
проведение уроков специалистами с обучающимися со сходными нарушениями из разных
классов параллели по специальным предметам (разделам), отсутствующим в учебном плане
нормально развивающихся сверстников.
Также эта работа осуществляется в учебной внеурочной деятельности в группах
класса, в группах на параллели, в группах на уровне образования по специальным
предметам.
ПКР включает реализацию коррекционно-развивающего курса «Индивидуальные и
групповые логопедические занятия» и
предусматривает возможность проведения
дополнительных коррекционно-развивающих занятий со специалистами (учитель-логопед,
педагог-психолог, инструкторы адаптивной или лечебной физической культуры и другие
педагоги, реализующие адаптированную основную образовательную программу.) по
индивидуально ориентированным или групповым коррекционным программам при наличии
заключения ПМПК (или ППк) о необходимости их организации.
Дополнительные коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в
индивидуальной, групповой или подгрупповой форме.
Необходимость проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий
может возникнуть в следующих случаях:
–
необходимость дополнительно психолого-педагогического сопровождения
после длительной болезни или медицинской реабилитации,
–
низкая динамика формирования речеязыковых и коммуникативных
компетенций или их распад, обусловленные наличием органической патологии,
–
зачисление обучающегося с ТНР в течение учебного года,
–
недостаточная активность когнитивно-познавательной деятельности,
–
и в других ситуациях, требующих дополнительной, в том числе индивидуально
ориентированной коррекционно-развивающей помощи.
Организация сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций является
одним из основных механизмов реализации программы коррекционной работы на уровне
основного общего образования. Сетевая форма реализации программы коррекционной
работы предполагает использование ресурсов нескольких образовательных организаций
(общеобразовательная школа, государственные образовательные учреждения для
обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи и
др.), а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, спорта и иных
организаций.
Сетевое взаимодействие осуществляется в форме совместной деятельности
образовательных организаций, направленной на обеспечение условий для освоения
обучающимися с ТНР адаптированной основной программы основного общего образования.
Образовательные организации, участвующие в реализации программы коррекционной
работы в рамках сетевого взаимодействия, должны иметь соответствующие лицензии на
право осуществления образовательной деятельности. Порядок и условия взаимодействия
образовательных организаций при совместной реализации программы коррекционной
работы определяется договором между ними.
Требования к условиям реализации программы
Психолого-педагогическое обеспечение
Дополняется за счет необходимости восполнения пробелов в структуре речеязыковых
средств, а также других компонентов языковой системы, развития и совершенствования
полноценной речевой деятельности, развития мотивации общения и коммуникативных
компетенций, необходимых для жизни человека в обществе, на основе планомерного
введения в более сложную социальную среду, расширения повседневного жизненного опыта,
социальных контактов с другими людьми.
Программно-методическое обеспечение
5

Соответствует ПООП ООО.
Кадровое обеспечение
Учитель-логопед, проводящий коррекционно-развивающий курс «Индивидуальные и
групповые логопедические занятия», должен иметь высшее профессиональное
педагогическое образование в области логопедии.
Лица,
имеющие
высшее
педагогическое
(психолого-педагогическое,
психологическое) образование по другим профилям, для реализации данной программы
должны пройти профессиональную переподготовку в области логопедии с получением
диплома о профессиональной переподготовке установленного образца.
Материально-техническое обеспечение
Соответствует ПООП ООО. Наряду с этим необходимо предусмотреть наличие
следующих средств:
–
технические средства обучения, включая специализированные компьютерные
инструменты обучения, с учетом специальных образовательных потребностей обучающихся;
–
специальные учебные пособия, рабочие тетради, специальные дидактические
материалы;
–
при необходимости (в случае отсутствия устной и письменной речи)
использование альтернативных средств коммуникации.
Информационное обеспечение
Соответствует ПООП ООО
Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной
образовательной среды, обеспечивающей:
–
преемственность начального и основного уровней образования с учетом
специфики проявления речевых и неречевых дефектов у обучающихся с ТНР и проблемы их
социализации;
–
воспитание, обучение, развитие и социальную адаптацию и интеграцию
обучающихся с ТНР;
–
качество результатов освоения адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования, в соответствии с требованиями, установленными
ФГОС ООО.
Планируемые результаты коррекционной работы
Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к
результатам, определенным вариантом АООП ООО для детей с ТНР.
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный
характер и могут определяться индивидуальными программами развития детей с ТНР.
Достижения обучающихся с ТНР рассматриваются с учетом их предыдущих
индивидуальных достижений, а не в сравнении с успеваемостью учащихся класса. Это может
быть накопительная оценка (на основе текущих оценок) собственных достижений
обучающегося, а также оценка на основе его портфеля достижений. Оценка динамики
личностных, метапредметных или иных результатов осуществляется в ходе мониторинга
успешности освоения ПАООП ООО для детей с ТНР на основе диагностики,
осуществляемой специалистами, и может иметь количественно-качественный характер
(бальная оценка, уровневая оценка, описание динамики речевого развития в речевой карте).
В результате осуществления коррекционной программы у обучающихся должен быть
достигнут уровень сформированности устной и письменной речи, соответствующий
возрастному уровню, или могут сохраняться минимизированные проявления нарушений
устной и письменной речи до уровня, позволяющего освоить базовый объем знаний и
умений обучающихся в области общеобразовательной подготовки.
Система организации индивидуального
сопровождения обучающихся с ТНР
6

/

группового

логопедического

По итогам обследования, обучающиеся делятся по группам, составляются рабочие
программы и график логопедических занятий.
Речевой материал, предъявляемый на коррекционно-развивающих занятиях должен
коррелировать с программным материалом по другим предметам, но изучаться в
практическом плане (без введения терминологии) и с опережением по сравнению с
изучением теории.
Шаблон
Программа
Индивидуального/группового логопедического сопровождения обучающегося
ФИ с …. (логопедическое заключение)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Основные методы обучения, используемые на занятиях:
СОДЕРЖАНИЕ
Поставленные программой задачи отражаются в ее содержании и реализуются в ходе
изучения следующих тем:
Форма организации деятельности учащихся:
Планирование коррекционной работы
№
Тема занятия
Кол-во
часов

Представленный выше шаблон программы индивидуального / группового
логопедического сопровождения составляется на каждого обучающегося с ТНР.
Мониторинг эффективности осуществляется, как правило в конце учебного года. При
необходимости мониторинг могут осуществляться в более ранние сроки при необходимости
внесения изменений в рабочую коррекционную программу обучающегося. Результаты
мониторинга обсуждаются на ППк (консилиуме) образовательной организации, на
основании решения которого решается вопрос об адекватности выбранной программы.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».