Приложение 5 к Адаптированной общеобразовательной программе образовательной программе основного общего образования обучающихся с ЗПР 1 ис , ПРИНЯТО директор МВОУ СОШ } Го 154 Валамин; lO .B . Приказ № 40/1-0 _1 «19» сентября 2022 от на педагогическом совете МБОУ СОШ № 154 Протокол № 16 от «15» сентября 2022 Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» Уровень образования - ООО Срок реализации - 5 лет 5-9 классы Екатеринбург, 2022 1 Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является обязательной частью коррекционно-развивающей области. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных, подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой психолого-педагогического сопровождения. Сопровождение обучающегося с ЗПР организуется посредством реализации следующих форм профессиональной деятельности педагога-психолога: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая деятельность, психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, организационно-методическая деятельность. У обучающихся с ЗПР сохраняются трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов. Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию. Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-логопедом, учителем-дефектологом), а также с родителями обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение коррекционноразвивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных потребностей. Программа курса направлена на развитие личности подростка, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом. Организация коррекционно-развивающей работы предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30 – 40 минут и периодичностью 2 раза в неделю. Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. Задачи курса: формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов; коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки; становление личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я»; развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества; стимулирование интереса к себе и социальному окружению; развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми; 1 предупреждение школьной и социальной дезадаптации; становление и расширение сферы жизненной компетенции. Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционноразвивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность, предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции. Содержание занятий направлено на развитие и расширение жизненных компетенций обучающегося с ЗПР. Программа курса строится по модульному принципу и предусматривает гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем. Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ЗПР в соответствии с направленностью соответствующего модуля. При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с ЗПР, зачисленных на психокоррекционные занятия. За счет этого возможно формирование индивидуализированных коррекционно-развивающих программ, направленных на коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии, оптимизацию психосоциального развития обучающихся с ЗПР. В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие модули и разделы программы: Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных эмоциональных состояний у обучающихся. В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность управлять собственным эмоциональным состоянием, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение определять конкретные цели своих поступков, искать и находить адекватные средства достижения этих целей. Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов «Становление личностного самоопределения» и «Развитие профессионального самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и обучения. Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и принятия общепризнанных жизненных ценностей и нравственных норм, умения 2 анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать жизненную перспективу, жизненные планы. Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов «Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной коммуникации в социальном окружении. Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации, выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с социальным окружением. Рекомендованное распределение часов на изучение каждого раздела модуля по годам обучения приводится в тематическом планировании Примерной рабочей программы курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)». В то же время, модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся. Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение часов, ориентируясь на потребности обучающихся с ЗПР. Содержание курса на уровне основного общего образования Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. 3 Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Экономическая и правовая компетентность. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов. Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социальноэмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении 4 конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. Организация занятий Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагогпсихолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии, тренинговых занятий и деловых игр. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании курса Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться на ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционноразвивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность, предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога. Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии навыков саморегуляции. Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР. Учитывая сниженную общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагогпсихолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз. Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие определенных сфер личности 5 обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности. При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками, элементы арт-терапии и тренинговых занятий. Планируемые результаты освоения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» (психологические занятия) на уровень основного общего образования В результате изучения модуля «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» обучающийся научится и будет (сможет): планировать свою деятельность и следовать плану, контролировать и корректировать свои действия при необходимости; самостоятельно определять цели и задачи собственной деятельности; осуществлять промежуточный и итоговый контроль результата деятельности, объективно оценивать собственные достижения; регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации; сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации возникновения разногласий, дискуссии, учебного спора; владеть техниками контроля своего эмоционального состояния в ситуации экзамена, уметь минимизировать волнение; прилагать волевые усилия при трудностях в учебной работе, в ситуации пресыщения, при выполнении однообразной учебной работы, при возникновении утомления в моделируемой ситуации экзамена; сохранять устойчивость социально приемлемой позиции в ситуациях негативного воздействия со стороны окружающих. В результате изучения модуля «Формирование личностного самоопределения» обучающийся научится и будет (сможет): демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию; иметь представление о своих личностных особенностях и уметь презентировать себя социально одобряемым способом; иметь развернутое представление о социальных ролях в обществе, различных моделях поведения в соответствии с этими ролями, правилах и нормах поведения; иметь представление об ответственном и безответственном, в том числе наказуемом, поведении, уметь принимать на себя посильную ответственность; оценивать свои возможности, осознавать собственные склонности, интересы и увлечения; оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил; выстраивать с помощью взрослого жизненную перспективу, жизненные планы, включающие последовательность целей и задач в их взаимосвязи; ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда; иметь представления о собственных профессиональных склонностях, способностях и профессиональном потенциале; знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения профессиональной пригодности при выборе будущей профессии; иметь конкретные реалистичные представления о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; 6 иметь представление об экономических реалиях и адекватный уровень материальных притязаний, соотносимый с выбираемой профессией; с помощью взрослого выбирать и выстраивать дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. В результате изучения модуля «Развитие коммуникативной деятельности» обучающийся научится и будет (сможет): владеть навыками конструктивного общения; использовать вербальные и невербальные средства общения адекватные социальноэмоциональному контексту ситуации; выстраивать коммуникацию в разных жизненных ситуациях с учетом статуса, возраста, социальной роли и особенностей собеседника; владеть навыками эффективного сотрудничества в различных учебных и социальных ситуациях; конструктивно и корректно доносить свою позицию до других участников коммуникации; критически относиться к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; самостоятельно организовывать совместную деятельность в продуктивном сотрудничестве (ставить цели, определять задачи, намечать совместный план действий, прогнозировать результат общей деятельности и достигать его); находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации на основе согласования позиций и учета интересов участников группы. Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающего курса Диагностическое направление работы предполагает получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике развития обучающихся с ЗПР, позволяет оценить результаты освоения коррекционно-развивающего курса обучающимися. Диагностика проводится с использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования, психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся, а также моделирования экспериментальнопсихологических ситуаций. При оценке уровня произвольной регуляции следует обращать внимание на сформированность таких показателей, как: способность к осознанному планированию своей деятельности, выдвижению и удержанию ее целей; способность определять значимые условия для осуществления деятельности; способность к самоконтролю в процессе выполнения задания и при оценке результата; способность адекватно оценивать результат своей деятельности. Также необходимо оценивать степень самостоятельности при выполнении задания, эффективность оказываемой взрослым дозированной помощи. При оценке эмоциональной сферы подростков необходимо учитывать ее общую неустойчивость и высокий уровень ситуативной тревожности, характерный для обучающихся данного возраста. Показателями особенностей развития эмоциональной сферы выступают общее эмоциональное состояние и настроение, склонность к аффективному поведению, стрессоустойчивость, уровень эмпатии, выраженность агрессивности и личностной тревожности. При определении особенностей развития личности подростков следует оценить характерологические особенности и выраженность акцентуаций характера, уровень и структуру самооценки, ценностные ориентации, иерархию потребностей личности, уровень притязаний и уровень субъективного контроля. Для выявления профессионального самоопределения личности необходимо определить общую направленность личности, профессиональные склонности и интересы, мотивы выбора профессии, профессиональный 7 тип личности, а также тип мышления. При оценке особенностей развития коммуникативной сферы важно обращать внимание на уровень общительности, развитие коммуникативных умений, уровень коммуникативных и организаторских способностей, тип поведения в конфликте, а также учитывать явления, характерные для малой группы (социальный статус в группе сверстников, оценочные отношения членов группы, преобладающий тип отношений к окружающим). Тематическое планирование коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» № п/п Тема (раздел) занятия 5 класс Элементы содержания Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных 8 Кол-во часов 68 возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Экономическая и правовая компетентность. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов. Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. 1 2 Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социальноэмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. Определение уровня актуального и зоны ближайшего 2 Диагностика. развития обучающихся с ЗПР, выявление индивидуальных возможностей. Развитие Развитие умения обобщать и синтезировать различные 2 внимания и понятия. 9 3 4 5 6 7 8 9 мышления. Развитие пространственных представлений. Развитие слухового и зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. 2 Развитие Умение планировать пути достижения целей на основе внутреннего плана самостоятельного анализа условий и средств их действия. достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. Установление Развитие познавательной сферы закономерностей и развитие гибкости мышления. «Как работать с Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов. книгой». 2 Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие умения дифференцировать чувства. Учимся Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. 2 Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 Развитие познавательной сферы 2 Развитие познавательной сферы 2 Развитие познавательной сферы. Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. 2 Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных ситуациях. Формирование устойчивой жизненной позиции по отношению к неблагоприятному воздействию микросоциума. Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения, формирование социально приемлемых моделей поведения в различных жизненных ситуациях. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие способов конструктивного взаимодействия и 2 2 2 сравнивать. 10 11 Существенное и несущественное. Развитие внимания. 12 13 14 15 Развитие умения различать виды поведения. Познание своего поведения. Развитие умения различать виды поведения. Учимся 10 2 2 2 16 17 договариваться. сотрудничества в различных условиях. Развитие логического мышления. Чувства бывают Развитие познавательной сферы 2 Развитие рефлексивной позиции личности. 2 Развитие познавательной сферы 2 Развитие познавательной сферы 2 Формирование и развитие репродуктивного и творческого воображения. 2 разные. 18 Учимся сравнивать. 19 20 Развитие логического мышления. Развитие воображения. 21 Развитие пространственных представлений. Развитие слухового и зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. 2 22 Развитие логических форм вербального мышления. Преодоление недостатков речевого развития, формирование и развитие полноценной речевой деятельности. 2 23 Развитие пространственных представлений. Развитие слухового и зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. 2 24 Развитие Развитие познавательной сферы мышления (гибкость и анализ через синтез). 2 25 Учимся различать эмоции. Развитие рефлексивной позиции личности. 2 26 Развитие Формирование и развитие репродуктивного и творческого воображения. 2 воображения. 11 27 Учимся сотрудничать. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 2 28 Учимся договариваться и уступать. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 2 29 Учимся решать проблемы вместе. Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. 2 30 Учимся Формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных процессов. 2 Развитие рефлексивной позиции личности. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Развитие познавательной сферы 2 Развитие личностной сферы. Развитие рефлексивной позиции личности, формирование зрелых личностных установок. Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. 2 Мониторинг динамики развития 2 рассуждать. 31 Мои достоинства и недостатки. 32 Развитие логического мышления. 33 Я повзрослел. Я и мои друзья. 34 Итоговое занятие. Итоговая диагностика. 2 Итого 68 часов № п/п Тема (раздел) занятия 6 класс Элементы содержания Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков 12 Кол-во часов 68 промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Экономическая и правовая компетентность. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов. Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социально13 1 2 3 4 5 эмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. Изучение адаптивных возможностей и уровня Диагностика. психосоциального развития обучающегося с ЗПР Развитие личностной сферы. Развитие рефлексивной Я повзрослел. позиции личности, формирование зрелых личностных установок. У меня появилась Профилактика и коррекция отклоняющегося поведения. Формирование устойчивой жизненной позиции по агрессия. отношению к неблагоприятному воздействию микросоциума. Как выглядит Развитие рефлексивной позиции личности. агрессивный Стимулирование интереса к себе и социальному человек? окружению. Как звучит агрессия? Развитие рефлексивной позиции личности. Стимулирование интереса к себе и социальному окружению. 2 2 2 2 2 6 Конструктивное реагирование на агрессию. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 7 Практическая работа «Управление гневом». Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний с учетом норм и правил общественного уклада. 2 Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. 2 8 14 9 Учимся договариваться. 10 Практическая работа «Договор». 11 Зачем человеку нужна уверенность в себе. Источники уверенности в себе. 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Какого человека мы называем неуверенным в себе. Практическая работа «Признаки уверенного, неуверенного и агрессивного человека». Я становлюсь увереннее. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Уверенность и Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», самоуважение. повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Уверенность и Гармонизация психоэмоционального состояния, уважение к формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование другим. адекватной самооценки. «Эпиграф». Работа Гармонизация психоэмоционального состояния, в тетради формирование позитивного отношения к своему «Я», «Закончи повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. предложение». Уверенность в Гармонизация психоэмоционального состояния, себе и формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование непокорность. адекватной самооценки. Практическая Развитие осознания и принятия общепризнанных работа «Умение жизненных ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать сказать «нет»». обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. 15 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 21 Что конфликт? такое Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 22 Конфликты в школе, дома, на улице. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 23 Способы поведения в конфликте. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 24 Тест «Стиль поведения в конфликте». Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 25 Конструктивное разрешение конфликтов. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 26 Практическая работа «Стили поведения в конфликтах». Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 27 Конфликт как возможность развития. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 28 Готовность к разрешению конфликта. Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 29 Практическая работа «Деловая игра «Конфликт». Что такое ценности? Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. Развитие осознания и принятия общепризнанных 2 жизненных ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. Развитие осознания и принятия общепризнанных 2 жизненных ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. 30 31 Ценности и жизненный путь человека. 16 32 Тест «Ценностные ориентации». 33 Ценности подростков. Практическая работа «Мои ценности». Заключительное занятие. 34 Развитие осознания и принятия общепризнанных жизненных ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. Развитие осознания и принятия общепризнанных жизненных ценностей и нравственных норм, умения анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. Мониторинг динамики развития 2 2 2 Итого 68 часов 7 класс № п/п Тема (раздел) занятия Элементы содержания Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. 17 Кол-во часов 68 Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Экономическая и правовая компетентность. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов. Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социальноэмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения 18 5 при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. Изучение адаптивных возможностей и уровня Вводное занятие. психосоциального развития обучающегося с ЗПР Стартовая Изучение развития эмоциональной, регуляторной, диагностика познавательной, речевой сфер и личностных интеллектуальной особенностей обучающихся с ЗПР и эмоциональноволевой сфер. Формирование Формирование учебной мотивации, стимуляция учебной развития познавательных процессов. Коррекция мотивации, снятие недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование тревожности. навыков самоконтроля. Формирование Формирование учебной мотивации, стимуляция учебной развития познавательных процессов. Коррекция мотивации, снятие недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование тревожности. навыков самоконтроля. Развитие рефлексивной позиции личности Мои эмоции. 6 Мои эмоции. Развитие рефлексивной позиции личности 2 7 Развитие рефлексивной позиции личности 2 Развитие рефлексивной позиции личности 2 Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 13 Эмоциональный словарь. Эмоциональный словарь. Чувства «полезные» и «вредные». Чувства «полезные» и «вредные». Нужно ли управлять своими эмоциями? Нужно ли управлять своими эмоциями? Что такое страх? Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 14 Что такое страх? Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 1 2 3 4 8 9 10 11 12 19 2 2 2 2 2 15 16 Развитие внимания. Развитие внимания. 17 Развитие внимания. Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания 2 Развитие произвольности, устойчивости, распределения, переключения и концентрации внимания 2 2 18 Развитие памяти. Знакомство с методами эффективного запоминания 2 19 Развитие памяти. Знакомство с методами эффективного запоминания 2 20 Развитие памяти. Знакомство с методами эффективного запоминания 2 21 Развитие логического мышления. Развитие познавательной сферы 2 22 Развитие логического мышления. Развитие познавательной сферы 2 23 Развитие логического мышления. Развитие познавательной сферы 2 24 Установление закономерностей. Развитие познавательной сферы 2 25 Установление закономерностей. Развитие познавательной сферы 2 26 Установление закономерностей. Развитие познавательной сферы 2 27 Развитие словеснологического мышления. Преодоление недостатков речевого развития. Формирование и развитие полноценной речевой деятельности. 2 20 28 Развитие словеснологического мышления. Преодоление недостатков речевого развития. Формирование и развитие полноценной речевой деятельности. 2 29 «Я — образ». 2 30 Труд в жизни человека и общества. Развитие рефлексивной позиции личности. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Формирование осознанных представлений о мире труда. 31 Разнообразие профессий. Формирование осознанных представлений о мире труда. 2 32 Профессиональное Формирование у подростка качества творческой, самоопределение. активной и успешно адаптируемой личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях. Составление Формирование у подростка качества творческой, словаря активной и успешно адаптируемой личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных профессий. социально-экономических условиях. Подведение Мониторинг динамики развития итогов курса. 2 33 34 2 2 2 Итого 68 часов № п/п Тема (раздел) занятия 8 класс Элементы содержания Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, 21 Кол-во часов 68 физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Экономическая и правовая компетентность. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов. Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социальноэмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации 22 1 2 3 4 5 6 7 между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. Изучение развития эмоциональной, регуляторной, Вводное занятие. познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся с ЗПР Стартовая Изучение развития эмоциональной, регуляторной, диагностика познавательной, речевой сфер и личностных интеллектуальной особенностей обучающихся с ЗПР и эмоциональноволевой сфер. Формирование Формирование учебной мотивации, стимуляция учебной и развития познавательных процессов. Коррекция познавательной недостатков осознанной саморегуляции познавательной мотивации, снятие деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля. тревожности. Формирование Формирование учебной мотивации, стимуляция учебной и развития познавательных процессов. Коррекция познавательной недостатков осознанной саморегуляции познавательной мотивации, снятие деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля. тревожности. Развитие чувства Развитие осознания и принятия общепризнанных ответственности жизненных ценностей и нравственных норм, умения за принятое анализировать социальные ситуации, принимать решение. обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. Развитие чувства Развитие осознания и принятия общепризнанных ответственности жизненных ценностей и нравственных норм, умения за принятое анализировать социальные ситуации, принимать решение. обдуманные, взвешенные решения, нести ответственность за свои поступки. Формирование Развитие навыков целеполагания. Развитие у подростка навыков умений и навыков психофизической саморегуляции построения (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и внутреннего плана навыков владения собой в критических ситуациях. действий, овладение 23 2 2 2 2 2 2 2 8 9 10 11 приемами самоконтроля и саморегуляции. Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. 12 Формирование адекватной самооценки. 13 Развитие социального интеллекта. 14 Развитие произвольного Развитие навыков целеполагания. Развитие у подростка умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях. 2 Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 Развитие и коррекция эмоциональной регуляции поведения и деятельности. 2 Развитие рефлексивной позиции личности. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Развитие рефлексивной позиции личности. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Развитие познавательной сферы. Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. 2 Развитие познавательной сферы. Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. 2 Развитие познавательной сферы. Развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания. 2 2 2 2 внимания. 15 16 17 Развитие устойчивости и концентрации внимания. Развитие распределения, переключения внимания. Развитие слуховой, зрительной памяти. Знакомство и обучение основным приемам запоминания. 2 24 Развитие слуховой, зрительной памяти. Развитие вербальной памяти. Развитие вербальной памяти. Развитие логического мышления. Знакомство и обучение основным приемам запоминания. 2 Развитие умения обобщать и классифицировать. 2 22 Развитие логического мышления. Развитие умения обобщать и классифицировать. 2 23 Развитие логического мышления. Развитие умения обобщать и классифицировать. 2 24 Установление закономерностей. Развитие познавательной сферы 2 25 Установление закономерностей. Развитие познавательной сферы 2 26 Развитие словеснологического мышления. Преодоление недостатков речевого развития. Формирование и развитие полноценной речевой деятельности. 2 27 Развитие словеснологического мышления. Преодоление недостатков речевого развития. Формирование и развитие полноценной речевой деятельности. 2 28 Индивидуальность Развитие рефлексивной позиции личности. и неповторимость Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», личности. повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. 18 19 20 21 Знакомство и обучение основным приемам запоминания. 2 Знакомство и обучение основным приемам запоминания. 2 25 2 29 30 31 32 33 34 Индивидуальность Развитие рефлексивной позиции личности. и неповторимость Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», личности. повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Знакомство с Формирование осознанных представлений о мире труда. миром профессий, их видами и типами. Составление Формирование у подростка качества творческой, карты выбора активной и успешно адаптируемой личности, способной профессии. реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях. Знакомство с Формирование у подростка качества творческой, формулой активной и успешно адаптируемой личности, способной профессии. реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях. Соотнесение Формирование у подростка качества творческой, интересов, активной и успешно адаптируемой личности, способной склонностей и реализовать себя в будущей профессии в современных способностей с социально-экономических условиях. требованиями профессий. Подведение Мониторинг динамики развития итогов курса. 2 2 2 2 2 2 Итого 34 часа № п/п Тема (раздел) занятия 9 класс Элементы содержания Модуль 1 «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения» Определение последовательности своих действий при решении познавательных задач. Ориентировка в задании и способы определения цели. Оценка условий, необходимых для выполнения задания с помощью взрослого. Отработка навыка следования словесной инструкции (устной и письменной). Соотнесение своих действий с планом выполнения задания. Отработка выполнения программы. Корректировка своих действий на основании расхождений результата с эталоном. Отработка навыков промежуточного контроля. Оценка результатов работы группы, результативности участия в групповой работе своего и других участников группы. Работоспособность и утомление: оценка собственных ресурсов, распределение времени и сил при выполнении заданий. Эмоции и эмоциональные состояния, их соотношение с соответствующими внешними проявлениями. Различение мимики, жестов, позы, интонации, физических проявлений, соответствующих различным эмоциональным состояниям (в том числе сложным и противоречивым). Анализ и словесное 26 Кол-во часов 66 обозначение своего эмоционального состояния. Основные техники и приемы регуляции эмоций. Контроль эмоциональных состояний. Моделирование социально приемлемого поведения в эмоционально напряженных коммуникативных ситуациях, отработка способов регуляции своего поведения. Отработка навыков снижения волнения и уровня тревоги в эмоционально напряженных учебных ситуациях (самостоятельные и контрольные работы, ситуация экзамена). Состояние стресса, его проявления и влияние на продуктивность общения и деятельности. Стратегии поведения в стрессовых ситуациях. Знакомство со способами профилактики стрессовых состояний на примере ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации. Модуль 2 «Формирование личностного самоопределения» Социальные роли в обществе, вариативность моделей поведения в соответствии с социальными ролями, правилами и нормами поведения. Отработка навыков самопрезентации. Отработка навыков самооценивания в моделируемых ситуациях (учебные и коммуникативные ситуации). Индивидуальные особенности человека, психологические качества и черты характера. Характеристика задатков и склонностей человека. Знакомство с понятием «уровень притязаний», связь уровня притязаний и реальных возможностей. Способность противостоять негативным воздействиям среды, окружающих людей на собственное поведение. Экономическая и правовая компетентность. Представление об ответственном поведении, выборе способа действий в жизненных ситуациях и последствиях своего поведения. Прогнозирование возможных последствий поведения в моделируемых ситуациях, оценка различных вариантов поведения. Оценка себя и своих поступков с учетом общепринятых социальных норм и правил. Понятие жизненного плана и его временных перспектив. Планирование путей и средств достижения жизненных планов. Современный мир профессий и рынок труда. Знакомство с основными направлениями профессиональной деятельности. Значение склонностей и познавательных способностей при определении направления профессиональной деятельности. Профессиональная направленность личности. Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Выделение собственных интересов и склонностей, соотнесение их с будущей профессиональной деятельностью. Карьера как профессиональный и социальный путь в жизни человека. Профессиональная пригодность в основных направлениях профессиональной деятельности, ограничения при выборе профессии. Представления о перспективах профессионального образования и будущей профессиональной деятельности. Индивидуальная стратегия выбора будущей профессии. Модуль 3 «Развитие коммуникативной деятельности» Соотнесение вербальных и невербальных средств общения с социальноэмоциональным контекстом ситуации. Конструктивное общение в различных моделируемых социальных ситуациях. Использование позитивной лексики, комплиментов, правил этики общения. Психологические помехи в общении: психологические качества личности, особенности поведения. Особенности личности и модели поведения, способствующие продуктивному общению. Знакомство с навыками активного слушания. Способы передачи информации между собеседниками. Ведение диалога, поддержание беседы на заданную тему. Альтернативная точка зрения собеседника, способы поддержания 27 1 2 3 4 разговора, использование речевых клише. Представление собственной позиции социально приемлемыми способами. Отработка навыков ведения дискуссии в паре и группе. Учебное сотрудничество в совместной деятельности со сверстниками. Правила совместной работы в группе. Коллективное обсуждение работы в моделируемых ситуациях. Планирование и реализация общих способов работы с партнерами по совместной деятельности для достижения общей цели. Прогнозирование результата коллективных решений в моделируемых ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков согласования своих действий с действиями партнера для достижения общего результата. Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально приемлемым способом. Вводное занятие. Изучение развития эмоциональной, регуляторной, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей обучающихся с ЗПР Стартовая Изучение развития эмоциональной, регуляторной, диагностика познавательной, речевой сфер и личностных интеллектуальной особенностей обучающихся с ЗПР и эмоциональноволевой сфер. Общаться - это Развитие своевременной и точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в легко. ситуацию общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Какая бывает Развитие способности находить и применять информация? необходимую информацию 2 2 2 2 5 Как лучше подать информацию? Развитие умения преподносить информацию: Способность представить идеи и планы четко, используя доступные ресурсы 2 6 Как лучше подать информацию? Развитие умения преподносить информацию: Способность представить идеи и планы четко, используя доступные ресурсы 2 7 Барьеры на пути информации. 2 8 Барьеры на пути информации. 9 10 Стили общения. Стили общения. Развитие умения преподносить информацию: Способность представить идеи и планы четко, используя доступные ресурсы Развитие умения преподносить информацию: Способность представить идеи и планы четко, используя доступные ресурсы Развитие коммуникативных навыков Развитие коммуникативных навыков 11 Что конфликт? 2 2 2 такое Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. 28 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Что такое конфликт? Развитие и коррекция коммуникативной сферы. Развитие 2 способов конструктивного взаимодействия и сотрудничества в различных условиях. Знакомство и Развитие произвольности, устойчивости, распределения, 2 отработка методов переключения и концентрации внимания тренировки внимания. Знакомство и Развитие произвольности, устойчивости, распределения, 2 отработка методов переключения и концентрации внимания тренировки внимания. Знакомство и Знакомство и обучение основным приемам запоминания. 2 отработка с методов тренировки эффективного запоминания. Знакомство и Знакомство и обучение основным приемам запоминания. 2 отработка с методов тренировки эффективного запоминания. Знакомство с Развитие пространственных представлений. 2 методами тренировки мышления. Знакомство с Развитие умения обобщать и синтезировать различные 2 методами понятия. тренировки мышления. Отработка Развитие пространственных представлений. 2 навыков тренировки сложных форм мышления. Отработка Развитие умения обобщать и синтезировать различные 2 навыков понятия. тренировки сложных форм мышления. Развитие Развитие творческих способностей, формирование 2 творческого культуры мышления и положительных качеств творческой личности, умеющей решать нестандартные мышления. задачи в различных областях человеческой деятельности. Развитие Развитие творческих способностей, формирование 2 творческого культуры мышления и положительных качеств творческой личности, умеющей решать нестандартные мышления. задачи в различных областях человеческой деятельности. 29 23 Развитие логического мышления. Развитие познавательной сферы 2 24 Развитие логического мышления. Развитие познавательной сферы 2 25 Установление закономерностей Развитие познавательной сферы 2 26 Установление закономерностей Развитие познавательной сферы 2 27 Развитие словеснологического мышления. Преодоление недостатков речевого развития. Формирование и развитие полноценной речевой деятельности. 2 28 Развитие словеснологического мышления. Преодоление недостатков речевого развития. Формирование и развитие полноценной речевой деятельности. 2 29 Знакомство с профессиями, востребованными в стране, регионе. Учебные заведения региона. Формирование осознанных представлений о мире труда. 2 Формирование осознанных представлений о мире труда. 2 31 Определение типа будущей профессии. 2 32 Зависимость жизненных планов от состояния здоровья. Составление индивидуальной траектории профессиональног о развития. Формирование у подростка качества творческой, активной и успешно адаптируемой личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях. Формирование у подростка качества творческой, активной и успешно адаптируемой личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях. Формирование у подростка качества творческой, активной и успешно адаптируемой личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях. Мониторинг динамики развития 1 30 33 30 2 Подведение итогов курса. Итого 66 часов Приложение коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционный курс»: «Психокоррекционные занятия (психологические)» Варианты упражнений (для обучающихся с ЗПР). Осуществлять коррекционную работу с обучающимися с ЗПР на уроках помогают такие задания, как: 1. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ: A. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентирование в окружающем пространстве, определение последовательности предметов или их изображений. B. Следующее по сложности задание – вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Часто я использую такие игровые задания и упражнения: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора картинок по словесной инструкции», «Размещение набора фигур на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весѐлый мим», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечѐркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю». ЦЕЛЬ: сформировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления. 2. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ: «Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово». ЦЕЛЬ: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти. 3. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: «Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности», «Ералаш», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений». ЦЕЛЬ: формирование приѐмов синтеза, анализа, обобщения, исключения, развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления, установление межпредметных связей и отношений, классификации, умозаключения. 4. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ 31 ВНИМАНИЯ: «Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам». ЦЕЛЬ: развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации, умения устанавливать связи между предметами, явлениями, отношениями. 5. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ: «Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам» и т.д. ЦЕЛЬ: формирование речевой активности, организация речевой практики, обучение речевой деятельности, формирование понятий. 6. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ: «Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на воспроизведение статики движений, «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры», «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности». ЦЕЛЬ: формирование физической активности. 7. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ: «Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма». ЦЕЛЬ: формирование зрительной активности, долгосрочной памяти. 8. КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ: «Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» (отраженное воспроизведение, последовательное чтение, чтение вразбивку), «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото». Интерес вызывают у обучающихся задания, требующие активной мыслительной деятельности и длительного сосредоточения внимания, например, составить задачу по рисунку, предложение по заданной схеме, раскрасить рисунок в соответствии с цветовыми обозначениями, раскрасить рисунок с предварительным решением примеров, решение числовых «цепочек», складывание картинок из фрагментов, выполнение рисунка из геометрических фигур с опорой на образец. Выбор упражнений, направленных на коррекцию психических функций, личностных качеств определяется конкретными условиями обучения, психофизическими особенностями обучающихся, наличием наглядных и технических средств, должен отвечать целям и задачам конкретного урока. 32 33