Аннотация к ДООП Волшебный мир шахмат

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный
мир шахмат» (далее – программа) предназначена для удовлетворения индивидуальных
образовательных потребностей детей в их всестороннем интеллектуальном, духовнонравственном и физическом совершенствовании в части приобщения к основам такого
популярного вида спорта, как шахматы. Данная программа ориентирована на
обучающихся 7–11 лет и учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.
Обучение осуществляется на основе добровольного выбора.
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте
в Российской Федерации».
3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утв. распоряжением
Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р)
5. СанПиН
2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей" (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41)
6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28).
7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства
просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196; в ред. приказа Министерства просвещения РФ от
30.09.2020 г. №533).
8. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503-ПП
«О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
на территории Свердловской области».
9. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 г.»
(утв. постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 г. №920-ПП)
При разработке программы также учитывались методические требования и
рекомендации к содержанию программ дополнительного образования:
 «Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (Письмо
Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242).
 «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области» (утв. директором ГАНОУ СО
«Дворец молодежи». Екатеринбург, 2020 г.).
 Сухин И. Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов
общеобразовательных учреждений. 3-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2013. 40 с.

 Прудникова Е. А., Волкова Е. И. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы
обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2017. 35 с.
 Прудникова Е. А., Волкова Е. И. Шахматы в школе. Сборник примерных рабочих
программ. 1–7 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение,
2019. 64 с.
Актуальность программы. В настоящее время во всѐм мире наступила эпоха
компьютерной техники и информационных технологий. Это не только не снимает с
человечества необходимости всесторонне физически и интеллектуально развиваться, но
для повышения конкурентоспособности людей в обществе в целом и на рынке труда в
частности первостепенное значение приобретают их компетенции, умения и навыки в
быстрой обработке и анализе огромного объема информации и возникающих ситуаций,
способность делать чѐткие логические выводы. Программа «Волшебный мир шахмат» по
своему духу соответствует одному из важнейших направлений государственной политики
РФ, а также тем нормативным правовым актам и программным документам, которые
ориентированы на удовлетворение потребностей российского общества во всестороннем
развитии и воспитании подрастающего поколения, формировании высоконравственной
личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными
знаниями и умениями, культурой здорового и безопасного образа жизни, способной
реализовать свой творческий и созидательный потенциал, адаптироваться к постоянно
изменяющимся условиям, а также в совершенствовании социокультурной среды и
инструментов социализации, обновлении воспитательного процесса в системе общего и
дополнительного образования, включая сферу физической культуры и спорта.
Обучение игре в шахматы стимулирует у детей когнитивные (познавательные)
функции, способствует развитию интеллекта, логического и системного мышления,
внимания и памяти, творческого воображения, самореализации личности обучающихся,
умению концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, а
также формированию нравственных качеств и ценностей, моделей поведения, навыков
принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и осознания ответственности
за них. В то же время популяризация шахмат позволяет помочь детям в организации их
свободного времени, помогает многим из них не отстать в развитии от своих сверстников,
а также выявлять и поддерживать проявивших выдающиеся результаты.
Отличительные особенности программы. «Волшебный мир шахмат»
представляет собой начальный курс обучения игре в шахматы, который максимально
прост и доступен всем детям младшего школьного возраста, в основном строится на
познавательной и игровой видах деятельности. На теоретических и практических занятиях
широко используются видео и иллюстративные материалы, приѐмы создания и
обыгрывания возможных ситуаций на шахматной доске. Развивающая функция обучения
в программе сочетается с игровой практикой, что позволяет сделать процесс радостным,
поддерживать устойчивый интерес к новым знаниям.
Данная программа дополнительного образования направлена на:
 создание условий для развития личности ребенка;
 развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
 обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
 приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
 профилактику асоциального поведения;

 создание условий для социального, культурного и профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.
Новизна программы заключается в том, что данная программа учитывает передовой
опыт современных направлений педагогики, методик преподавания шахмат, а также в
разработке и использовании на занятиях педагогом разнообразного дидактического
материала (шахматные задачи, разбор сыгранных партий), активизирующих индивидуальные
особенности обучающихся, дающие каждому ребѐнку проявить себя.
Педагогическая целесообразность программы. При обучении игре в шахматы у
детей развиваются такие черты характера, как сила воли, усидчивость, целеустремлѐнность,
дисциплина мысли, умение вести себя достойно при неудаче в партии, извлекать уроки из
допущенных ошибок. Для обучающихся также особенно ценно то, что на определѐнном
этапе совершенствования игры в шахматы они приучаются самостоятельно работать с
книгой, добывать и эффективно применять знания, что в дальнейшей жизни позволяет им
быть успешными.
Адресат программы: обучающиеся 7-11 лет.
Наполняемость группы: 15-30 человек. Всего 11 групп.
Режим, периодичность и продолжительность занятий:
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу;
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Срок освоения программы: 2 года.
Форма обучения: очная.
Объем освоения программы:
1-й год обучения – 2 учебных часа в неделю; 34 (68) учебных часов в год;
2-й год обучения – 2 учебных часа в неделю, 34 (68) учебных часов в год.
Уровень освоения программы: стартовый.
Цель программы:
создание условий для гармоничного когнитивного развития и творческого
потенциала умственных способностей, волевых и личностных качеств детей младшего
школьного возраста, посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Общие задачи направлены на:
— массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
— приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарѐнных детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами,
в школьные спортивные секции, к участию в соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;
— постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных
фигур, особенностях их взаимодействия;
— овладению приѐмами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приѐмами в типовых положениях;
— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;

— изучению приѐмов и методов шахматной борьбы с учѐтом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
— представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в
частности;
— первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных
проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
— приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и
использованию их в свободное время;
— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».