Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир шахмат» (далее – программа) предназначена для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей в их всестороннем интеллектуальном, духовнонравственном и физическом совершенствовании в части приобщения к основам такого популярного вида спорта, как шахматы. Данная программа ориентирована на обучающихся 7–11 лет и учитывает их возрастные и индивидуальные особенности. Обучение осуществляется на основе добровольного выбора. Направленность программы: физкультурно-спортивная. Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Федеральный закон от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». 3. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р). 4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. №996-р) 5. СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41) 6. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28). 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196; в ред. приказа Министерства просвещения РФ от 30.09.2020 г. №533). 8. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. №503-ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области». 9. Государственная программа Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 г.» (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2019 г. №920-ПП) При разработке программы также учитывались методические требования и рекомендации к содержанию программ дополнительного образования: «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. №09-3242). «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования детей Свердловской области» (утв. директором ГАНОУ СО «Дворец молодежи». Екатеринбург, 2020 г.). Сухин И. Г. Программы курса «Шахматы – школе»: Для начальных классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд. Обнинск: Духовное возрождение, 2013. 40 с. Прудникова Е. А., Волкова Е. И. Шахматы в школе. Рабочие программы. 1–4 годы обучения : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2017. 35 с. Прудникова Е. А., Волкова Е. И. Шахматы в школе. Сборник примерных рабочих программ. 1–7 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2019. 64 с. Актуальность программы. В настоящее время во всѐм мире наступила эпоха компьютерной техники и информационных технологий. Это не только не снимает с человечества необходимости всесторонне физически и интеллектуально развиваться, но для повышения конкурентоспособности людей в обществе в целом и на рынке труда в частности первостепенное значение приобретают их компетенции, умения и навыки в быстрой обработке и анализе огромного объема информации и возникающих ситуаций, способность делать чѐткие логические выводы. Программа «Волшебный мир шахмат» по своему духу соответствует одному из важнейших направлений государственной политики РФ, а также тем нормативным правовым актам и программным документам, которые ориентированы на удовлетворение потребностей российского общества во всестороннем развитии и воспитании подрастающего поколения, формировании высоконравственной личности, разделяющей традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, культурой здорового и безопасного образа жизни, способной реализовать свой творческий и созидательный потенциал, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, а также в совершенствовании социокультурной среды и инструментов социализации, обновлении воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, включая сферу физической культуры и спорта. Обучение игре в шахматы стимулирует у детей когнитивные (познавательные) функции, способствует развитию интеллекта, логического и системного мышления, внимания и памяти, творческого воображения, самореализации личности обучающихся, умению концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, а также формированию нравственных качеств и ценностей, моделей поведения, навыков принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и осознания ответственности за них. В то же время популяризация шахмат позволяет помочь детям в организации их свободного времени, помогает многим из них не отстать в развитии от своих сверстников, а также выявлять и поддерживать проявивших выдающиеся результаты. Отличительные особенности программы. «Волшебный мир шахмат» представляет собой начальный курс обучения игре в шахматы, который максимально прост и доступен всем детям младшего школьного возраста, в основном строится на познавательной и игровой видах деятельности. На теоретических и практических занятиях широко используются видео и иллюстративные материалы, приѐмы создания и обыгрывания возможных ситуаций на шахматной доске. Развивающая функция обучения в программе сочетается с игровой практикой, что позволяет сделать процесс радостным, поддерживать устойчивый интерес к новым знаниям. Данная программа дополнительного образования направлена на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; профилактику асоциального поведения; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка. Новизна программы заключается в том, что данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики, методик преподавания шахмат, а также в разработке и использовании на занятиях педагогом разнообразного дидактического материала (шахматные задачи, разбор сыгранных партий), активизирующих индивидуальные особенности обучающихся, дающие каждому ребѐнку проявить себя. Педагогическая целесообразность программы. При обучении игре в шахматы у детей развиваются такие черты характера, как сила воли, усидчивость, целеустремлѐнность, дисциплина мысли, умение вести себя достойно при неудаче в партии, извлекать уроки из допущенных ошибок. Для обучающихся также особенно ценно то, что на определѐнном этапе совершенствования игры в шахматы они приучаются самостоятельно работать с книгой, добывать и эффективно применять знания, что в дальнейшей жизни позволяет им быть успешными. Адресат программы: обучающиеся 7-11 лет. Наполняемость группы: 15-30 человек. Всего 11 групп. Режим, периодичность и продолжительность занятий: 1-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу; 2-й год обучения – 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Срок освоения программы: 2 года. Форма обучения: очная. Объем освоения программы: 1-й год обучения – 2 учебных часа в неделю; 34 (68) учебных часов в год; 2-й год обучения – 2 учебных часа в неделю, 34 (68) учебных часов в год. Уровень освоения программы: стартовый. Цель программы: создание условий для гармоничного когнитивного развития и творческого потенциала умственных способностей, волевых и личностных качеств детей младшего школьного возраста, посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Общие задачи направлены на: — массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру; — приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре; — открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы; — выявление, развитие и поддержку одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные секции, к участию в соревнованиях. Образовательные задачи способствуют: — приобретению знаний из истории развития шахмат; — постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия; — овладению приѐмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приѐмами в типовых положениях; — освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле; — знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии; — изучению приѐмов и методов шахматной борьбы с учѐтом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные задачи направлены на формирование: — представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности; — первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений. Воспитательные задачи способствуют: — приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время; — воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; — формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.