Программа коррекционной работы педагога-психолога ЗПР (7.2).

СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

I.
1.1.

Актуальность

1.2.

Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения

1.3.

Основные принципы психолого-педагогическогосопровождения

1.4.

Характерные особенности психического развития ребенка с ЗПР

1.4.1

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР

1.5.

Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения

1.6.

Планируемые результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

II.
2.1.

Диагностическое направление

2.2.

Коррекционно-развивающее направление

2.3.

Описание

особенностей

образовательного

взаимодействия

процесса:

со

психологическое

всеми

участниками

консультирование,

психологическое просвещение и профилактика
III.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Актуальность
Разработка программы обусловлена необходимостью усиления образования, воспитания,
социализации, адаптации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Коррекционная
медицинских

работа

представляет

средств,

направленных

собой
на

систему психолого-педагогических и

коррекцию

недостатков

в

речевом

и

психологическом развитии школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствии с «Законом об образовании в РФ» ст.42 п.1,2 и ФГОС СОО для детей с ОВЗ
для детей с ЗПР (ВАРИАНТ 7.2) разработана программа коррекционной работы.
Законодательной базой медико- педагогического сопровождения учащихся являются
следующие документы:


Федеральный закон от 24 ноября 1995г №181-ФЗ «О защите инвалидов в РФ» N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"



Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования"



санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - СП 2.4.3648-20)
Программа коррекционной работы обеспечивает:



выявление особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР (ВАРИАНТ 7.2),
обусловленных недостаткам в их физическом, психическом развитии;



осуществление

индивидуально-ориентированной

психолого-медико-педагогической

помощи учащимся с ЗПР (ВАРИАНТ 7.2) с учетом психофизического развития и
индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии);


возможность освоения учащимися с ЗПР (ВАРИАНТ 7.2) адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования для детей с ЗПР (ВАРИАНТ
7.2).

1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения
Цель

программы: создание

системы

комплексной

помощи

учащимся

с

ЗПР (ВАРИАНТ 7.2) в освоении адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования, коррекция недостатков в физическом, психическом
развитии учащихся, их социальная адаптация.
Задачи программы:
-

своевременное выявление детей с трудностями адаптации в образовательно-

воспитательном процессе;
- определение особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР (ВАРИАНТ 7.2);
- повышение возможностей учащихся с ЗПР (ВАРИАНТ 7.2) в освоении адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования и интегрировании в
образовательный процесс с учетом степени выраженности и механизма речевого
недоразвития;
-

определение наиболее адекватных путей и средств развивающей-коррекционной

работы с ребёнком;
-

прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных

особенностей развития;
-

реализация собственно психологической развивающей-коррекционной работы на

протяжении всего образовательного процесса

1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения
Успешность и результативность реализации программы обеспечивается ее соответствием
основополагающим

принципам

коррекционно-развивающего

образования,

которые

направлены на реализацию ее цели и задач, а также регулируют содержание программы как
в целом, так и в каждом конкретном случае.
1. Соблюдение

интересов

ребенка.

Принцип

предполагает

позиции специалистов

оказывающих коррекционную помощь решать проблемы ребенка с максимальной пользой
в его интересах.
2. Преемственность. Принцип обеспечивает создание единогообразовательного пространства
и взаимосвязь коррекционной направленности обучения при переходе от начального
общего образования к основному общему образованию; связь программы коррекционной
работы с другими разделами программы основного общего образования.

3. Системность. Принцип

обеспечивает

единство

диагностики, коррекции

и

развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений
детей с ЗПР (ВАРИАНТ 7.2), а также всесторонний многоуровневый подход специалистов
различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
4. Непрерывность. Принцип

обеспечивает

непрерывность

коррекционной

помощи

для достижения максимально возможного решения проблем детей.
5. Вариативность. Предполагает создание вариативных условий для получения образования
детьми с разной структурой и степенью выраженности нарушений развития.
6. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип предполагает соблюдение прав
родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования,
формы обучения, защищать законы и права интересов детей.
7. Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность
сотрудничества с социально-культурными учреждениями муниципалитета по вопросам
преемственности обучения, развития, социализации и здоровьесбережения детей с ЗПР
(ВАРИАНТ 7.2).
8. Принцип создания

ситуации

успеха. Принцип

предполагает

создание

условий

для раскрытия индивидуальных способностей детей с ЗПР (ВАРИАНТ 7.2) в урочной и
внеурочной деятельности.
1.4. Характерные особенности психического развития ребенка с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди
причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная
недостаточность
хронические

центральной

соматические

нервной
заболевания,

системы,

конституциональные

неблагоприятные

условия

факторы,
воспитания,

психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в
усвоении

учебных

программ,

обусловленные

недостаточными

познавательными

способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных
навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими

для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в
формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное
становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции.
Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной
моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от
характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей
природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего
и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик - от практически
нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые
трудности, до обучающихся с выраженными
сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер
личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться
совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении
начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи.
АООП НОО адресована обучающимся с ЗПР, достигшими к моменту поступления в
школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но у них отмечаются
трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и
организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости.
Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой
органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в
повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной
работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в
разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений,
зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и
др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ разных
категорий,

поскольку

задаются

спецификой

нарушения

психического

развития,

определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в
структуре и содержании образования. Наряду с этим современные научные представления
об

особенностях

психофизического

развития

разных

групп

обучающихся

позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с
ОВЗ , так и специфические.

1.5. Методы и приемы психолог –педагогического сопровождения детей
1.Ролевые игры
2.Психогимнастика
3.Прективные методики
4.Релаксационные упражнения
5.Арт-терапевтические методы
6.Музыкотерапия
7. Беседы
Коррекционная программа включает задания и упражнения:


по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;



на работу с эмоционально мотивационной сферой;



на развитие свойств внимания;



на развитие объема механической и смысловой памяти;



ориентацию в пространстве тела;



отвлечённую ориентировку в пространстве;



пространственную ориентировку в плане;



пространственную ориентировку в листе бумаги;



на обучение самоконтролю;



на развитие произвольности;

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных
теоретических положений Л.М. Векслера о том, что внимание является одним из компонентов
произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.
Цель коррекционно-развивающей работы – коррекция и развитие психических
познавательных процессов учащихся, стабилизация эмоционально-волевой сферы,
личностной развитие возможностей учащихся
Задачи:


выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в

процессе адаптации обучающихся к школьному обучению;



развивать и корректировать психические функции обучающихся

(память, внимание, восприятие, мышление)


развивать способность обучающихся к обобщениям;



развивать у нерешительных обучающихся способность бороться с

проявлениями нерешительности и неуверенности;


развивать

целостную

психолого-педагогическую

культуру

обучающихся;


снижать эмоциональную напряженность обучающихся;



создавать ситуацию успеха;



корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии;

Формы реализации:

индивидуальные занятия с учащимися или работа в мини-

группах (2-8 человека с одинаковым диагнозом.

Место в учебном плане: Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана
на 66 часов для учащихся 1-х классов, 2часа в неделю, (всего 33 недели); 68 часов для
учащихся 2-4 классов, 2 часа в неделю (всего 34 недели).
Продолжительность одного занятия 20-40 минут (1-4 классы).
1.6. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:


У обучающегося должны быть сформированы:



навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей

учебной деятельности;


умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды

работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;


знать и

применять

правила

общения,

осваивать

навыкисотрудничества в учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:


понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи;

осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;


планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной

задачей для ее решения;


проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в

некоторых случаях – самостоятельно;


выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной

деятельности
Познавательные:


проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой

основе делать выводы;


устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых

выражений) и определять недостающие в ней элементы;


выполнять классификацию по нескольким предложенным или

самостоятельно найденным основаниям;


делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;



проводить несложные обобщения;



стремление полнее использовать свои творческие возможности;
Коммуникативные:



принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать

умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;


знать

и

применять

правила

общения,

осваивать

навыки

сотрудничества в учебной деятельности;


контролировать свои действия при работе в группе и осознавать

важность своевременного качественного выполнения взятого на себя обязательства
для общего дела.
Основные

умения

и

навыки:

Обучающиеся 1 класса должны научиться:
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать изображения.
— Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма,
величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым
сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

— Развивать коммуникативные навыки.
Обучающиеся 2 класса должны
научиться:
— Выполнять выразительные движения.
— Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук.
— Рисовать и обводить по трафарету, штриховать.
— Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их
словом.
— Различать и называть основные цвета и их оттенки.
— Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур.
— Узнавать предмет по части.
— Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках.
— Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их
изображений.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания
— Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении.
— Соотносить времена года с названиями месяцев.

 Выделять части суток и определять порядок дней недели
 Развивать коммуникативные навыки
 Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к
другим.

Обучающиеся 3 класса должны научиться:
— Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции
педагога.
— Дорисовывать незаконченные изображения.
— Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета,
обозначать их словом.
— Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
— Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам,
определять их словом.
— Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
— Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.

—

Адекватно

ориентироваться

на

плоскости

и

в

пространстве;

выражать

пространственные отношения с помощью предлогов.

 Развивать коммуникативные навыки.
 Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к
другим.
 Приобретать навыки самоконтроля.

Обучающиеся 4 класса должна научиться:
—

Выполнять

точные

движения

при

штриховке

двумя

руками.

— Пользоваться элементами расслабления.
— Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать
их словом.
—Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
—Находить
—Определять

нереальные
противоположные

элементы
качества

нелепых

картинок.

и свойства

предметов.

—Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
—

Определять

на

слух

звучание

различных

музыкальных

инструментов.

— Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
 Адекватно воспринимать действительность и самого себя.
 Развивать коммуникативные навыки.
 Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к
другим.
 Приобрести навыки самоконтроля.

II. Содержательный раздел программы
Программа рассчитана на 4 год психологического сопровождения учащихся. В программе
сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в
блоки:
1. Диагностический блок - психолого-педагогическая диагностика, направленная на
выявление индивидуальных особенностей ребенка.
2. Развивающий блок - развивающая психолого-педагогическая, коррекционная работа,
осуществляемая: в течение всего года.
3. Консультативный блок - консультативная работа с педагогами и родителями,
связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным
запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или

психологического самочувствия.
4.Информационно —просветительский блок

2.1 Диагностическое направление обеспечивает выявление особенностей развития и
здоровья обучающихся с ЗПР с целью создания благоприятных условий для овладения
ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального
общего образования.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:
1) психолого-педагогического

обследования

с

целью

выявления

особых

образовательных потребностей школьников:
- развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием
образования и потенциальных возможностей;
- развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
обучающегося;
2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
образовательной программы;
3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки
коррекционных мероприятий.
Существует большое количество методик и диагностического инструментария для
выявления индивидуальных особенностей школьников.
№

Диагностируемые

Рекомендуемые

Параметры

диагностические методы

методики

Социальная

Социометрия

ситуация

Проективная

развития
(проблемы,

связанные

беседа

«Мой

круг

с общения» Методика исследования

адаптацией ребенка к классному межличностных отношений Р. Жиля.
коллективу, взаимоотношениями с CMAS (модиф. А.М.Прихожан)
Методика

учителем, в семье)

Э.М.
Александровской

«Изучение

социально-

психологической адаптации»
Методика

«Рисунок

семьи»

«Кинестетический рисунок семьи»
Методика Д. Ореховой «Домики».
Ведущая

деятельность Схемы

наблюдения

(сформированность компонентов
структуры

учебнойдеятельност сформированности

и
предпосылки

деятельности
«Лесенка

учебной

Проективная

формирования «Рисунок

учебной
деятельности,

уровня
проба

школы»

Методика

побуждений»

Методика

произвольность «Конверты»

поведения и познавательных

Методика

Н.Г.

Лускановой

по

процессов

мотивации

Особенности познавательной

Прогрессивные матрицы Дж.Равена

деятельности

Методика Выготского-Сахарова
Предметная классификация
Исключение

предметов

лишний) Исследование

(4ый

словесно-

логического
мышления

(Э.Ф.

Исследование

Замбацявичене)
прогностической

деятельности (Л.И. Переслени)
Методика

экспресс-диагностики

интеллектуальных
(МЭДИС).

способностей

Изучение

свойств

(уровень

внимания

Методика

распределения,

“Проставь

Корректурная

значки”

проба

(тест

устойчивости,

Бурдона) Методика В.М.Когана

переключения внимания)

Таблицы Шульте
Тест Тулуз - Пьерона
диагностика скорости переработки
информации

Изучение

свойств

памяти

Методика

(уровень долговременной памяти,
произвольной
памяти,

“Долговременная

память”

Методика

(осмысленной)

логической

(воспроизведение

“Опосредов

памяти

анное

логических запоминание”

(Использована

методика, Лурия А.Р. Выготским

связей

Л.С., Леонтьевым А.Н.)
Методика “Изучение логической
памяти у младших школьников”
Пиктограммы
Эмоционально-волевая сфера

ЦТО

Цветовой

тест

отношений

«Лесенка»
«Несуществующее животное»
«Дом. Дерево. Человек» «Кактус»
«Крокодил»

«Волшебная

страна

чувств» «Эмоциональные лица» и пр.

2.2 Коррекционно-развивающее направление обеспечивает организацию мероприятий,
способствующих

личностному

развитию

учащихся,

коррекции

недостатков

в

психофизическом развитии и освоению ими содержания образования.
В соответствии с особенностями развития ребенка, рекомендациями ЦПМПК и решением
консилиума образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и
средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла
специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка
индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование
уже имеющихся

разработок в

соответствии

особенностями ребенка или группы детей в целом.

с индивидуально-психологическими

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР
находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших
психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и
поведения. Рассмотри подробнее каждое из этих направлений.
Развитие эмоционально личностной сферы и коррекция ее недостатков.
Для значительной части детей с ЗПР типичен дефицит социальных способностей,
проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде
случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с
этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают.
-

гармонизацию аффективной сферы ребенка,

-

профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и

-

негативистических проявлений, других отклонений в поведении;

-

предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося
характера

-

развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым
социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.);

-

создание условий для развития самосознания и формирования адекватной

-

самооценки;

-

развитие социальных эмоций;

-

развитие

коммуникативных

способностей

(в

том

числе

стимуляция

коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование
полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми).
Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в
усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоции; в
формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в
эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего
поведения на основании полученных знаний и навыков.
Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми
театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В
процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия
собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной

атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и
отношений со сверстниками в классе.
Работа психолога с детьми с ЗПР по формированию уверенности в себе и снижению
тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического
склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую
деятельность,

умения

освобождаться

от страхов,

переключаться

с

неприятных

впечатлении, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности.
Ребенок с ЗПР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения
со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на
дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе
психолога выделяются следующие наиболее важные задачи.
-

воспитание у детей интереса к окружающим людям;

-

выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения;

-

обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию
конфликтов, важно показать, что наряду с внешним миром, который он может увидеть,
почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный, внутренний мир
человека- мир желаний, настроений, переживании, чувств. У каждого человека свой
внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на
то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят, и принят другими людьми».

Развитие

познавательной

деятельности

и

целенаправленное

формирование высших психических функций.
Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы
психолога в школе. Оно предполагает
-

стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой
познавательной мотивации;

-

развитие

внимания

(устойчивости,

концентрации,

повышения

объема,

переключения, самоконтроля и т.д.);
-

развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов
запоминания, развитие смысловой памяти);

-

развитие

восприятия

(пространственного,

слухового),

пространственных

и

временных представлений, сенсомоторной координации;
-

формирование
активности,

мыслительной

формирование

деятельности:

мыслительных

стимуляцию

операций

мыслительной

(анализа,

сравнения,

обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие
элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.

-

Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с
программой индивидуального развития ребенка. Важным условием планирования
является

реализация

принципов

комплексного

влияния

на

ряд

высших

психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов
воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ЗПР познавательной
деятельности и ее саморегуляции.
Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения.
На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение.
Развитие возможности управлять своим поведением - один из существенных моментов,
определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для
детей

с

ЗПР

дошкольного

и

младшего

школьного

возраста

недостаточная

сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим
фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных
причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности.
Работа

психолога

по

формированию осознанной

саморегуляции

познавательной

деятельности у детей с ЗПР ведется в нескольких направлениях, связанных с
формированием определенного комплекса умений:
- ставить и удерживать цель деятельности;
- планировать действия; определять и сохранять способ действий;
- использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
- осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
- оценивать процесс и результат деятельности.
Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной
саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психологопедагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых
и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического
сопровождения.
Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой
расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую
работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в
выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет
рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с
какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными - удовлетворение от работы,
нейтральными

-

работа

не

вызвала

никаких

эмоций,

отрицательными

-

неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалиста-психолога

имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств»,
«Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения.
Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично
предлагаются занятия по развитию высших психических функций: формирование
эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и
умственных способностей ребенка.
Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде сюжетноигрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это способствует созданию
доброжелательной
сплоченности всех

атмосферы

в

участвующих

труппе
в

«специалист-ребенок»,

коррекционно-воспитательном

эмоциональной
процессе,

что

способствует более эффективной результативности программы.

2.3 Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного
процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и
профилактика
1. Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в
воспитании и обучении ребенка с ЗПР. Психолог разрабатывает рекомендации в
соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей,
состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия,
способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению
родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.
Основными задачами психологического консультирования педагогов являются:
-

раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития
ребенка,

-

определение способов компенсации трудностей,

-

выработка наиболее адекватные путей взаимодействия учителя с ребенком при
фронтальной и индивидуальной формах организации занятий.

-

Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть
разнообразными:

-

занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и
его особым образовательным потребностям,

-

подготовка к тематическим родительским собраниям,

-

индивидуальные консультации и т.д.

.

Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к
сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой
работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов.

Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями,
отрицающими

возможность

и

необходимость

сотрудничества.

Следующий

этап

индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования
ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их
ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные
занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как
заниматьсяв домашних условиях, на что следует обратить внимание.
Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как
неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать
их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к
выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога.
На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода
и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики
развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в
частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в
учебной работе и во внеурочное время).
Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических
консультациях, семинарах-практикумах и т. д.
Информационно-просветительская

2.

работа

предполагает

осуществление

разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам,
связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся
с ЗПР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными
представителями) и др.
Информационно-просветительская работа включает:
-

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся;

-

оформление информационных стендов, печатных и других материалов;

-

психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической
компетентности;

-

психологическое просвещение

родителей

с

целью

формирования

у них

элементарной психолого-психологической компетентности.
-

Программа

коррекционной

работы

предусматривает

специального сопровождения обучающегося с ЗПР.

индивидуализацию

III Календарно-тематическое планирование
Тематическое планирование психокоррекционных занятий для детей с ОВЗ
1класс

№
заняти я

Примерные темы
занятий

Кол-во
часов

Дата
провед
ения
Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития
1

2

3

4

5

6

7

Индивидуальные
подгрупповые
диагностические
занятия

и

Примерное содержание занятий

Исследование общей
осведомлённости и кругозора
учащихся. Исследование мелкой и
крупной моторики рук
Исследование сенсорных процессов.
Исследование восприятия (форма,
цвет,
размер,
материал,
пространство
и
время).
Представления о внешних свойствах
предметов
Исследование эмоциональноличностной сферы первоклассника.
Раздел 2. Адаптация первоклассников
Наш класс, наша
Запоминание имен одноклассников.
Оценка
мотивационных
учительница.
предпочтений.
Любимые игры, игрушки, занятия.
Рассказ-презентация об учительнице.
Рассказ-презентация о школе.
Наша школа
Отличия школы и детского сада,
учительницы и воспитательницы.
4
Экскурсии по школе, в столовую,
библиотеку (информация). Обратная
связь: рассказы учащихся о
Наша внешность: лицо, волосы,
Внешний вид
одежда. Загадки-описания.
Школьная одежда. Внешний вид
школьника. Сезонные изменения в
природе и одежде. Одежда и обувь
для осени.
Вежливые слова: игры с включением
Вежливость.
формул речевого этикета (можно,
извините, спасибо, пожалуйста,
прошу вас и т.п.). Стихи о
вежливости (С.Я.
Маршак и др.).
Что такое хорошо и что такое плохо
(Отрывки стихов российских
поэтов).
Детские высказывания.
3

Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
8
Общеразвивающие подвижные игры.
Игровой практикум "Весёлые забавы
гномов".
9
Целенаправленность выполнения
действий
и
движений
по
инструкции педагога (броски в
цель,
ходьба
по
"дорожке
7
следов"). Развитие быстроты
движений,
умения
Коррекция крупной
контролировать
сменяемость
моторики (7 часов)
действий. Игротренинг "Гномики
на стадионе".
10, 11
Развитие точности движений.
Развитие умения контролировать
сменяемость действий. Развитие
ловкости движений, умения
контролировать сменяемость
действий "Гномики в цирке".
12
Развитие ловкости движений.
13

14

15

16

17
18

19

20
21
22

4

6

Развитие устойчивости Развитие
устойчивости.
Игротренинг
.
Морские приключения гномов".
Развитие слуховой и тактильной
координации. Игротренинг "Игры
гномов".
Учимся делать штриховку.
Разукрашиваем и штрихуем.
"Путешествие в сказку начинается».
12 месяцев"
Обводим по трафарету,
разукрашиваем. "Путешествие
продолжается. Осенние месяцы.
Приметы осени".
Соединяем точки и рисуем узоры.
Контурная аппликация из
пластилина.
Психотренинг "Весенние месяцы.
Приметы весны".
Нанизываем
бусы.
Завязываем
узелки.
Психотренинг "Летние месяцы.
Приметы лета".
Аппликация из полосок бумаги.
АРТтренинг "Приметы 12 месяцев"
Волшебные шнуровки. Рисование по
номерам.
Пальчиковая
гимнастика.
Штриховка.

23
24

25

26, 27

28

29

30, 31

32, 33

34

35

36

37
38

39

40

Графические упражнения. Рисование
пальчиковыми красками.
Игры и действия с предметами
(мозаика из пайеток, стикерная
мозаика, аппликация из крупы)
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов
Назначение предметов. Школьные
предметы и принадлежности.
Восприятие формы,
Психотренинг "Гномики в пришли в
величины, цвета.
школу".
Восприятие
Количество. Столько же. Больше,
целостности
меньше на… Настольные игры с
предмета.
фишками. Игротренинг "Что
Конструирование
18
возьмём в школу"
предметов.
Параметры предмета.
Размер.
Зрительное и слуховое
Высота.
восприятие
Большой - маленький.
(18 час)
Противоположности.
Простая форма. Конструирование с
опорой на образец. Психотренинг
"Мир вокруг нас".
Составляем целое из частей.
Классифицируем по форме.
Выделение признаков формы.
Классификация предметов (круглые,
треугольные, квадратные). "Мир
вокруг нас".
Цвета предметов. Различение
основных цветов. АРТ-Тренинг
"Путешествие в страну цвета".
Белый цвет. Тренинг "Снежное
королевство".
Конструирование снежков из
бумаги.
Синий
цвет.
АРТ-тренинг
"Морское путешествие гномов".
Лепка на картоне «Волны»
Зелёный цвет. АРТ-Тренинг
"Лесное царство". Аппликация
«Елочка»
Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг
Красный
цвет.
АРТ-Тренинг
"Красная
шапочка".
Лепка
клубнички.
Черный цвет. АРТ-Тренинг
"Гномики в стране ночи". Рисунок из
кляксы.
АРТ-тренинг "Цветная сказка".

Знакомимся с миром звуков.
Мульттренинг "Эхо".
Аудиотренинг "Слушаем звуки
леса".
Ориентировка на собственном теле:
дифференциация правой (левой)
руки (ноги), правой (левой) части
тела.

44
41
42,43

44
Восприятие
пространства (7часов)

7

45

46

47

48
49

Восприятие
времени(4 часа)

4

50,51

52

Тактильнодвигательное
восприятие (2 часа)
2

53
54

Восприятие эмоций
человека (4 часа)

55
4
56
57

Определение расположения
предметов в пространстве (справа слева, выше - ниже и др.). Движение
в заданном
направлении в пространстве (вперед,
назад, т.д.). Игротренинг "Гномики
ищут клад".
Ориентировка в помещении по
инструкции педагога. Ориентировка
в линейном ряду (порядок
следования).
Пространственная ориентировка на
листе бумаги (центр, верх, низ,
правая
(левая) сторона); расположение
геометрических фигур по речевой
инструкции, перемещение их на
плоскости листа.
Составление на листе бумаги
комбинаций из полосок,
геометрических фигур
Изучение временных показателей:
времён года,
Изучение временных показателей:
дней недели.
Последовательность событий.
Раньше
- позже. Вчера- сегодня- завтра
Определение на ощупь предметов.
Игра «Волшебный мешочек»
Определение на ощупь величины
предметов из разного материала
Знакомство с эмоциональным миром
человека.
Радость. Грусть/печаль.
Пиктограммы
Гнев.Страх/испуг.Игротренинг «Три
поросенка»
Спокойствие. Пиктограммы.

Злость. Сказкотерапия «Заюшкина
избушка»
59
Удивление. Пиктограммы.
Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших
психических функций
60
Восприятие как основа
Описание наглядно представленных
познавательной
объектов. Выделение значимых
деятельности: анализ
частей
объекта.
Значимые
наглядно
(функционально необходимые) и
воспринимаемых
украшающие элементы. Анализ
предметов и явлений
объектов по картинке. Угадывание
окружающей
предметов по признакам (мебель-4
действительности.
ножки и крышкастол).
Загадывание
наглядно
представленных объектов.
17 часов
61
Перцептивные
Перцептивная
классификация
группировки объектов
(цвет
форма,
величина).
Выделение
и
вербализация
принципа классифицирования.
Задание на сериацию (построй
«команду» – бумажные полоски,
7 шт- по росту)
Соотнесение форм реальных
62
Сенсорные эталоны.
окружающих предметов с
сенсорными эталонами. Описание
предметов. Какой? Какая? (Помидор:
круглый, красный, сочный).
63
Перцептивное
Сложение
простых
узоров
моделирование.
геометрической
мозаики
(по
образцу, из индивидуальных
наборов).
64
Выделение частных и общих
Сходства и различия
признаков сходства: ряды
картинок с изображениями,
относящимися к одному классу
(4 картинки в ряду).
65
Определение различий. 2 картинки
для сравнения из каждого ранее
проанализированного ряда.
Сходство в речи: подбор
66
синонимичных наименований для
объектов, изображенных на
картинках
67
Различия в нашей речи
(противоположности, обозначаемые
антонимами, наглядно представлены
на картинках, в т.ч. фотографиях)
58

68

Развитие навыков
произвольного
сосредоточения
внимания

69
70

Развитие зрительной,
памяти.

71
72

Развитие слуховой
памяти

73
74

Развитие основ
абстрактно-логического
мышления: поиск
закономерностей.

75 Развитие основ
абстрактно-логического
мышления: поиск
связей и отношений в
вербально
представленном
материале.

Перепутанные дорожки. Найди
отличия (идентичные картинки с
незаметными отличиями). Различные
(на этом этапе легкие) варианты
графических диктантов (образцы
заданий в пособии Н.В. Бабкиной).
Зрительное запоминание
(идентично методике Н.А.
Бернштейна). Выбор
(вычеркивание) осуществляется
на индивидуальных таблицах. Что
изменилось (определение 1-2
недостающих, перемещенных
предметов).
Восстановление по памяти места
объекта: 6 объектов.
Зрительное запоминание. Игра
«Повтори
ряд».
С
использованием
геометрических фигур.
Работа в парах: повторение цифр (от
3 до 6) в прямом порядке (цифры
записаны на индивидуальных
карточках).
Повторение слов, фраз партнера по
общению «Хомяк-повторюша» с
постепенным удлинением ряда
повторяемых слов (от 1 до 5 в
произнесенной фразе).
Развитие предпосылок абстрактнологического мышления.
Продолжение числового ряда (в
пределах изученного). Учет двух
признаков в нахождении места
объекта (Цвет и величина, форма и
величина, цвет и форма).
Развитие предпосылок
абстрактнологического мышления.
Продолжение числового ряда .
Продолжение полоски с
определенной последовательностью
геометрических элементов.
Решение логических задач
(аналитические задачи 1 типа с
прямым утверждением);
аналитический вывод из
прослушанного текста (типа
«Маленький Саша») - проводится без
обучения.
Другие детские тексты со скрытым
смыслом, угадывание загадок

76 Развитие основ
абстрактно логического мышления:
учет двух оснований
вывода на наглядно
представленном
материале.

Самый непохожий. Найди четвертое.
Продолжи ряд. Определи место (5
субтест теста под ред.Л.А. Венгера,
В.В. Холмовской).

Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения

77
78,7 9

80

81

82

83
84

85

Произвольное
длительное удержание
Произвольное
удержание программы
деятельности и
осуществление
контроля
за ней
Развитие концентрации
и устойчивости
произвольного
внимания
Развитие
произвольности и
свойств внимания с
помощью
психотехнических,
нейропсихологических
приемов и
кинезиологических
упражнений
Развитие
помехоусточивости
внимания
Самостоятельное
выполнение задания с
учетом заданных
условий.

8

Развитие произвольного внимания
(концентрация, переключение):
Самостоятельное выполнение
задания с учетом заданных условий:
конструирование из строительного
материала с учетом указанного
размера и количества деталей.
Выполнение упражнений «Срисуй
правильно», «Дорисуй вторую
половину», «Сделай как у меня»
Комплекс упражнений на развитие
концентрации внимания («колечко»,
«кулак-ребро-ладонь», «лезгинка»,
«ухо-нос», «лягушка»)

Упражнение на распределение
внимания (рисовать двумя руками).

Раскрашивание объектов по
заданным правилам.
Зарисовка объекта по заданным
правилам (зеркальное отображение).
Попытка конструирования по
условиям.
Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция
Мы такие разные.
Игры, привлекающие внимание к
сверстнику. Комплименты-похвалы
(аккуратный, внимательный,
вежливый, находчивый, веселый,
честный, дружелюбный,
отзывчивый, благодарный и др.).

86

Играем, чтобы
подружиться.

Игры,
направленные
на
взаимовыборы
(Каравай, Ручеек и пр.).
Игрысоревнования команд.
(Литературная викторина: кто с кем
дружит, Угадай песню)
8
87
Социометрическая игра: выбор в
действии. Стихи и песни о дружбе.
Причины ссор (детские
88
Почему люди ссорятся.
высказывания): жадничает,
ябедничает, дерется, отнимает и
портит вещи и т.п. Обида и
прощение.
Притчи. Что помогает не ссориться.
89
Дети и взрослые. Отличия детей и
взрослых. Чего хотят дети от
Дети и взрослые.
взрослых. Чего хотят взрослые от
детей.
90
Правила дружбы со взрослым
(цветик семицветик): помогать,
предупреждать, спрашивать, просить,
а не требовать, соглашаться,
заботиться, говорить правду.
«Мы на помощь придем». Когда
Будь внимателен (нужна
91
нужно помогать (детские
помощь).
высказывания). Что называется
помощью. Кому надо помогать.
Признаки потребности в помощи.
А.Л.
Барто «Помощница».
92
Что один не
Совместная деятельность. Сказки,
сделаетсделаем вместе.
повести,
мультфильмы:
о
совместной деятельности. Успешное
и неуспешное взаимодействие.
Правила
распределения
обязанностей: человек хочет делать,
может делать и умеет или старается
научиться делать.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
93

Каким я был маленьким.
6 часов

94

Моя семья

95

Фотозагадки

Я не умел, но уже умею…
Рассказ обучающегося о семье.
Рисунок семьи
Угадывание одноклассников по их
детским фотографиям. Рисование
«Несуществующего животного»

96

97
98
99

100
101
102

В. Драгунский «Денискины
рассказы». Самопрезентации. Я
люблю и я не люблю. Я
хвастаюсь (горжусь) тем, что…
Лесенка самооценки.
Занятие на формирование
самооценки
Я и другие.
Как нас видят другие.
Раздел 9. Итоговая диагностика
Групповое и
Графомоторные методики,
индивидуальные
координация движений, сенсорные
обследования
4 часа
эталоны.
Оценка кругозора и уровня развития
основных операций мышления
Оценка эмоционального
фона и
социометрического статуса
Оценка успешности обучения в
первом классе (с составлением
рекомендаций).
Самопрезентация

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом
для учеников 2 класса, обучающихся по адаптированной программе
Примерные темы
Колво
№
Примерное содержание занятия
занятий
часов
занятия

1

2

3

Раздел 1. Вводное занятие
Психогимнатические
упражнения,
Вводное занятие
1
создание положительной мотивации
на занятия, знакомство.
Раздел 2. Занятия диагностического блока
Диагностика уровня
развития внимания,
устойчивости, объёма,
произвольности.

3

Диагностика
уровня
развития
внимания, устойчивости, объёма,
произвольности.
Упр. на развитие внимания:
«Что изменилось», «Найди 5
отличий», «Найди путь», «Муха»,
«Нарисуй по памяти», «Подсчитай
правильно», «Текст с ошибками»,
«Перепутанные буквы».
Тест «Корректурная проба».
Групповые методики диагностики
разных видов памяти (запоминание
10 слов, цифр, образов-рисунков;
отсроченное воспроизведение).
Тренинг памяти: игры «Нарисуй по
памяти», «Что изменилось», «Что
пропало», «Кто за кем». Упр:

Дата
проведен
ия

заучивание слов и пар слов,
отсроченное воспроизведение
образов, слов, цифр, имён и фамилии
Проективные тесты рисунки
«Несуществующее животное»,
«Мой класс»
Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы
Развитие
3
Упражнения,
развивающие
осязательного
осязательное восприятие формы
восприятия
объемных предметов: Чудесный
мешочек», «Угадай на ощупь
геометрические фигуры», «Что
принес Буратино».
Развитие зрительного
4
Упражнения, развивающие
восприятия
зрительное восприятие:
«Копирование точек», «Составь
предмет из геометрических фигур»,
«Кляксы», «Необычные рисунки».

4

5-7

7-10

4

14

Развитие
слуховое
восприятие и слухомоторной
координации

Упражнения,
развивающие
слуховое восприятие и слухомоторную координацию:
"Назови
слова",
"Хлоп-хлоп"
(обучение звуковому анализу слова),
"Придумай новое слово", "Кружок",
"Длиннее-короче".

6

16

Развитие
межанализаторных
систем, их
взаимодействия.

Двигательное
воспроизведение
ритмических структур по образцу
и по инструкции («Веселый
алфавит»), рисование обеими
руками, выполнение графических
диктантов.
Срисовывание узоров,
дорисовывание симметричных
изображений.
Выполнение упражнений «Кулакреброладонь»,
«Зеркальное
рисование»,
«Моторчик», «Веселые карандаши».
Урок-игра «Рисуем по разному» .
Упражнения на синхронность
работы обеих рук (работа со шнуром,
нанизывание бус).

11-

15-

1718

1920

Раздел 4. Развитие двигательной сферы

2126

2732

3337

3842

4347

Развитие
мелкой
моторики и общей
двигательной
координации

6

Упражнения с использованием
пальчиковой гимнастики, а также
рисование по шаблону и трафарету,
обводка по пунктиру, копирование
рисунков,
дорисовывание
изображений предметов, штриховка,
работа со шнуровкой, медиатором.

Динамическая
организация
двигательного
акта (развития
умения
организации и
контроля двигательных
программ)

6

Подвижные игры и упражнения на
развитие общей моторики,
Расслабляющие и релаксирующие
упражнения, упражнения с
речевыми инструкциями.

Тренинг-уроки с использованием
техник биологической обратной
связи,
аутогенной
тренировки,
методов произвольной регуляции и
саморегуляции. Урок-игра «Я –
робот»
Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений
Формирование
5
Упражнения
на
формирование
собственно
пространственных представлений:
пространственных
"Слева, справа, ниже, выше представлений
нарисуешь, как услышишь", «В
(умение
гости к другу»,
ориентироваться
в
«Мой путь», «Фигурное лото»
собственном теле, во
внешнем
пространстве
улицы,
поселка.)
Формирование
5
Работа с серией сюжетных картинок,
квазипространственн
часами,
календарем,
моделью
ых
представлений
календарного года. Сказкотерапия и
(формирование
коррекция квазипространственных
пространственных
представлений. Упражнения «Бочка и
представлений в речи,
ящик»,
«Что
находится
в
формирование умения
помещении», «Я – сыщик». Игра
понимать
«Внутри-снаружи»
пространственные и
временные логикограмматические
конструкции
Раздел 6. Развитие когнитивной сферы
Развитие
произвольности
движений
(сигналреакция).

5

4853

Формирование
мнестических процессов
и приемов мнестической
деятельности
(развитие
памяти,
формирование
различных приемов
запоминания)

6

Игры и упражнения на развитие
разных видов памяти; игры и
упражнения на развитие точности
запоминания; игры и упражнения на
развитие
умения
использовать
приемы
мнемотехники;
психогимнастические упражнения;
релаксационные упражнения.
Тренировка произвольного
запоминания зрительно
воспринимаемых объектов;
произвольное запоминание
слухового ряда: цифр, звуков, слов,
предложений, многоступенчатых
инструкций; развитие тактильной и
кинестетической памяти.
Дидактические игры и упражнения
(слуховые диктанты; игра «Запомни
звуки»; игра «Забытый предмет
(буква)»; зрительные диктанты;
запоминание и воспроизведение
многозвеньевых инструкций;
заучивание букв).

5459

6065

6670

Формирование приемов
умственной
деятельности

6

Развитие

6

интеллектуальной
сферы

Развитие логического и
понятийного
мышления.

5

Игры-загадки и ребусы; игры и
упражнения на развитие операций
мышления; игры и упражнения на
развитие логического, словесного
мышления; психогимнастические
упражнения;
релаксационные
упражнения.
Изучение особенностей творческого
мышления школьников; Игры и
упражнения
на
развитие
особенностей
творческого
мышления:
гибкость,
нестандартность,
способность
генерировать новые идеи и т.п.
Игры и упражнения: «Бывает - не
бывает», «Веселые ассоциации»,
«Чей домик».

7175

7681

Анализ,
сравнение,
классификация,
обобщение.

5

Установление причинноследственных
отношений,
Обобщение и
нахождение
противоположностей.

6

Развитие
и
активизация воображения

6

Формирование приемов
учебной
деятельности
(действовать по образцу,
следовать
указаниям, работать по
алгоритму

5

Игры (тренинг разных видов
мышления):
«Найди лишнее», «Запомни и
нарисуй», «Узнай предмет по
описанию», «Найди лишнее
слово»,
«Угадай животное».
«Найди общие признаки».
Игры
и
упражнения:
«Найди
отличия»,
«Назови, что это», «Слова
наоборот», «Продолжи ряд»
Упражнения
в
построении
умозаключений
по аналогии,
установление
закономерностей,
развитие сложных форм мышления:
логического
мышления,
абстрагирования.

Игры на снятие психологической
инертности и развитие воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое
животное»,
«Фантастическая планета», «Мои
фантастические
возможности».
Метод
дорисовывания
неопределенной
фигуры
до
узнаваемого
предмета,
дорисовывание
неопределенной
фигуры до заданного образа.
Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации

82-

87

8892

Метод
арт-терапии
в
формировании позитивного образа
школьника и учебы. Игры для
понимания противоречия «хорошоплохо».
Формирование навыков построения
внутреннего плана действий;
Тренировка объема, концентрации
внимания, умения действовать по
инструкции.
Урок-тренинг «Разведчики»

Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств

9397

Развития
эмоциональной
стабильности
отношениях
сверстниками

в со

98100
101102

Обобщающие занятие

3

Итоговая диагностика

2

5

Сказкотерапия «Качества, важные для
общения»
Тренинг: Правила дружбы.
Формирование сплоченности
и профилактики конфликтов «
Мы – дружная команда»
Проведение игр «Волшебный стул»,
«Паутинка», «Собираемся в
путешествие»,
Необитаемый
остров», «Строим дом». Игры
«Мальчики и девочки – два
разных
мира»,
«Портрет
хорошего мальчика (девочки)».
Обучение эффективным способам
общения.
Наиболее интересные детям упр. и
игры, ответы на вопросы, выводы
Проведение итоговой диагностики с
целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом
для учеников 3 класса, обучающихся по адаптированной программе
№
занятия

Примерные темы занятий

Кол-во
часов

Примерное содержание занятия

Раздел 1. Вводное занятие
1
Создание положительной
мотивации детей в занятиях;
проведение психогимнастические
упражнений.

1

2

3

Дата
проведения

Вводное
занятие
Создание
положительной
мотивации и
заинтересованности
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных
способностей
Профилактика
школьной
Формирование сплоченного
дезадаптации,
снятие
детского коллектива,
нервно-психического
обучение
детей
4
напряжения,
сплочение
эффективным способам общения.
детского коллектива
«Мы – дружная команда».
Развитие
навыков
сотрудничества,
доверительного отношения
друг к другу. Упражнение
«Комплименты»

4-5

6-8
9-11
1214

1516

1719

2022

23-

Формирование
у
детей
мотивации на совместную
работу,
развитие
навыков
коллективного
сотрудничества.
Формирование положительной
учебной мотивации.
Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения
Развитие
и
коррекция
Развитие концентрации внимания,
функции внимания,
саморегуляции и самоконтроля.
обучение
навыкам
Развитие переключения внимания
произвольного внимания и
и умения действовать по правилу.
контроля над поведением
11
Развитие
объема
внимания, произвольности,
умения действовать по
инструкции.
Тренировка
распределения
внимания. Увеличение объема
внимания и кратковременной
памяти.
Раздел 4. Развитие мнестических способностей
Развитие
разных
видов
и
модальностей
памяти, обучение

12

Развитие
объема
кратковременной оперативной
памяти.
Тренировка
произвольного запоминания
зрительно
Развитие
механической
зрительной и слуховой памяти.
Дидактические
игры
и
упражнения
(слуховые
диктанты;
игра
«Запомни
звуки»; игра «Забытый предмет
(буква)»; зрительные диктанты;
запоминание и воспроизведение
многозвеньевых
инструкций;
заучивание букв).
Развитие ассоциативной памяти.

25
2628

Обучение
способам
эффективного
запоминания.
Игры и упражнения на развитие
разных видов памяти; игры и
упражнения
на
развитие
точности запоминания; игры и
упражнения на развитие умения
использовать
приемы
мнемотехники;
психогимнастические

упражнения;
упражнения.

релаксационные

Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации
2934

3539
4044

4550

5455

Развитие
основных
мыслительных
операций(анализ, синтез,
абстрагирование).
Развитие логического и
понятийного
мышления

22

Развитие логического мышления
и
сообразительности.
Упражнения
в
построении
умозаключений по аналогии,
установление закономерностей,
развитие
сложных
форм
мышления:
логического
мышления, абстрагирования.
Развитие умения устанавливать
причинно-следственные
отношения.
Развитие умения обобщать и
находить противоположности.
Игры-загадки и ребусы; игры и
упражнения
на
развитие
операций мышления; игры и
упражнения
на
развитие
логического,
словесного
мышления;
психогимнастические
упражнения;
релаксационные
упражнения.
Развитие умения анализировать,
сравнивать, классифицировать,
обобщать

Раздел 6. Развитие двигательной сферы
6
Развитие умения организации и
контроля двигательных
программ. Подвижные игры и
упражнения на развитие общей
моторики,
Расслабляющие и релаксирующие
упражнения, упражнения с
речевыми инструкциями.

5658

59
60

61
64

65
67

68
70
71
73
74
77
78
81

Развитие
произвольности
движений (сигнал-реакция).
Тренинг-уроки
с
использованием
техник
биологической
обратной
связи,
аутогенной
тренировки,
методов
произвольной регуляции и
саморегуляции. Урок-игра «Я
– робот»
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений
Формирование собственно
6
Упражнения на формирование
пространственных и
пространственных
квазипротранственных
представлений: "Слева, справа,
представлений
ниже, выше - нарисуешь, как
услышишь", «В гости к другу»,
«Мой путь», «Фигурное лото»
Формирование
Формирование
пространственных
квазипространственных
представлений
в
речи,
представлений
формирование умения понимать
пространственные и временные
логико-грамматические
конструкции Работа с серией
сюжетных картинок, часами,
календарем,
моделью
календарного
года.
Сказкотерапия
и коррекция
квазипространственных
представлений.
Упражнения
«Бочка и ящик», «Что находится
в помещении», « Я – сыщик».
Игра «Внутри-снаружи»
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы
Знакомство с чувствами и
12
Знакомство
с
базовыми
эмоциями.
Развитие
эмоциями: радость, удивление,
умения
правильно
грусть, гордость, страдание и
выражать свои
печаль, обида, гнев, страх, вина,
стыд
чувства
и
эмоции социально
Работа
с
приемлемым способом.
чувством
страха
и тревожности.
Формирование умения различать
и принимать эмоции других
людей
Обучение
приемам
регуляции и
саморегуляции эмоций
Развитие
воображения
Упорядочение
представлений
детей о том,
что такое
учащихся.
10
воображение и фантазия.
Стимулирование

креативных возможностей
детей.

Изучение
особенностей
творческого
мышления
школьников. Игры и упражнения
на
развитие
особенностей
творческого
мышления:
гибкость,
нестандартность,
способность генерировать новые
идеи и т.п.
Развитие воображения
учащихся. Игры на снятие
психологической инертности и
развитие воображения:
«Фантастическое растение»,
«Фантастическое
животное»,
«Фантастическая
планета»,
«Мои
фантастические
возможности».
Метод
дорисовывания
неопределенной
фигуры
до
узнаваемого
предмета,
дорисовывание неопределенной
фигуры до заданного образа.
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств

82
84

85
87

8890

Развития эмоциональной
стабильности. Коррекция
эмоциональноволевых
нарушений у детей.
10

9193

Развитие
мотивации
на
осмысление причин
ссор,
обучение
навыкам
взаимодействия
и
сотрудничества. Тренинг « Как и
почему начинаются ссоры?»
Тренинг
на
развитие
толерантности
«Свои и чужие»
Формирование
умения
эффективного общения,
закрепление
правил дружеского
общения. «Как мы все
похожи!»
«Какие мы все разные!»

9497

98100
101102

Сказкотерапия «Качества, важные
для общения»
Тренинг:
Правила
дружбы. Формирование
сплоченности
и
профилактики
конфликтов
« Мы –
дружная команда»
Проведение игр «Волшебный
стул»,
«Паутинка», «Собираемся в
путешествие», Необитаемый
остров», «Строим дом». Игры
«Мальчики и девочки – два
разных мира», «Портрет
хорошего
мальчика
(девочки)».
Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика.
Обобщающие занятия
3
Наиболее интересные детям упр.
и игры, ответы на вопросы,
выводы
Итоговая диагностика
2
Проведение
итоговой
диагностики с
целью определения динамики

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологомдля
учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе
№ зан
яти я

Примерные темы
занятий

Колво
часов

Примерное содержание занятий

Раздел 1. Вводное занятие

1

2
3

Вводное занятие

Групповые игры, принятие правил
групповой работы, создание атмосферы
эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок
Входная
2
Тесты интеллекта, определение
диагностика
интеллектуального и личностного развития.
1

Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления

Дата
проведения

4
13

Развитие
различных видов
и форм
восприятия
(пространственны
х, осязательных,
временных),
развитие
глазомера и
зрительной
моторной
координации;
развитие
ориентировки во
времени и в
пространстве

10

14
25

Развитие
различных видов
памяти: слуховой,
зрительной,
моторной,
опосредованной и
проч. Овладение
приемами
осмысленного
запоминания;
развитие
смысловой
вербальной
памяти.

12

Формирование произвольности зрительного
восприятия, дорисовывание незаконченных
изображений. Развитие зрительной памяти в
процессе рисования по памяти. Выделение
нереальных элементов нелепых картинок.
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Развитие
дифференцированных осязательных ощущений
(сухое — еще суше, влажное — мокрое), их
словесное
обозначение.
движения;
предоставление
словесного
отчета.
Моделирование
расположения
различных
объектов по отношению друг к другу в ближнем и
дальнем
пространстве.
Самостоятельное
моделирование пространственных ситуаций
(оставление простейших схем- планов комнаты.
Ориентировка на листе бумаги разного формата
(тетрадный, альбомный, ватман). Определение
времени по часам.
Раздел 4. Развитие памяти
Тренировка различных видов памяти, упражнения
«Опиши картинку»,
«Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за
мной», «Запрещенное движение». Развитие
словесно-логической памяти,
упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару»,
«Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение
мнемотехникам

Раздел 5. Развитие воображения
26
33

Развитие видов
воображения:
активация
свойств
воображения.

8

Развитие активного воображения с
использованием арт-техник: «Чернильные
пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое
рисование», «Орнаменты», «Каракули».

Раздел 6. Развитие внимания
34
43

44
63

64
77

Развитие
произвольного
внимания.
Развитие
устойчивости и
концентрации
внимания.

10

Игры и упражнения на развитие произвольного
внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что
видишь», «Корректировщик», «Шифровка»,
«Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте»,
«Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди
отличия».

Раздел 7. Развитие мыслительных функций
Развитие
Упражнения на мышечную релаксацию
наглядно22
«Штанги»; «Графический диктант»; Развитие
образного
мышления (анализ через синтез). Развитие
мышления;
мышления (абстрагирование). Развитие
формирование
пространственных представлений. Развитие
вербальнословесно – логического мышления. Построение
понятийного
умозаключения по аналогии. Развитие сложных
форм мышления (логического мышления):
аппарата;
абстрагирование, установление
закономерностей.
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции
Формирование
14
Тренинговые занятия «Разные настроения»,
навыков
«Учимся менять свое настроение», «Учимся
построения
искать выход из сложных ситуаций»,
внутреннего
«Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в
плана действий,
согласии с другими», «Как победить злость»,
овладение
«Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет»
приемами
там, где это необходимо», «Саморегуляция».
самоконтроля и
саморегуляции;
Активация
способностей к
преодолению
гиперактивности,
расторможенност
и,
неуправляемости
; развитие
рефлексивной
деятельности.
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы

78
94

Развитие
17
эмоциональной
сферы.
Формирование
рефлексии
личностных
качеств. Развитие
самооценки,
умений принять
себя; развитие
умения
дифференцирова
ть чувства

Развитие представлений детей о соотношении
внутреннего состояния человека и его внешнего
выражения. Вера в себя. Формирование у детей
конструктивных способов реагирования в
конфликтной ситуации. Отработка приёмов
лицевой экспрессии различных эмоциональных
состояний. Игровая коррекция агрессивности,
формирование
и
развитие
внимания,
доброжелательности, взаимоотношений детей в
группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я)

Раздел 10. Развитие личностно – мотивационной сферы
95 100

Коррекция
мотивационной
сферы

6

Формирование у детей навыков самоконтроля,
нравственных представлений. Арт терапия
«Остров счастья»

Раздел 11. Развитие личностно – мотивационной сферы
101
102

Итоговая
диагностика

2

Подведение итогов,
развития детей.

определение

динамики


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».