РПВД Физика вокруг нас 11 классы

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии
с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 12 2012 г. №273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями 2017– 2016 гг.
2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования».
3. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ».
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, оздоровления детей и молодежи»
5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации общеобразовательных программ, в том числе
проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017
№ 09-1672
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
В ходе изучения данного курса, учащиеся не только удовлетворят свои
образовательные потребности, но и получат навыки исследовательской деятельности,
познакомятся с методами исследования в физике и биологии, получат краткие данные о
медицинской и биологической аппаратуре. Навыки, полученные при работе с
измерительными приборами, выполнение практических работ и постановка эксперимента
пригодятся в дальнейшей научно-технической деятельности. Объяснение отдельных
процессов, происходящих в живых организмах на основе физических законов поможет им
установить причинно-следственные связи, существующие в живой и неживой природе,
сформирует интерес не только к физике, но и к науке в целом.
Данная программа способствует повышению интереса обучающихся к предметам,
как «Химия», «Физика», «Биология», носит практико-ориентированный характер с
элементами научно - исследовательской деятельности и построен с опорой на знания и
умения
Актуальность программы заключается в ее методологической значимостью развитие у школьников мотивации к изучению физики. Курс имеет общеинтеллектуальное
общекультурное направление. Физика как наука о наиболее общих законах природы,
выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему
знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном
развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.
Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у
обучающихся
умение
самостоятельно
работать,
ИКТ-компетенции,
а
также
совершенствовать навыки отстаивания собственной позиции по определённому вопросу.

Цели, содержание и образовательные результаты программы соответствуют
региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, а
также потребностям и проблемам самих обучающихся.
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся
11 классов. Срок реализации программы – 1 год. Объём общеразвивающей программы – 34
часа (1 час в неделю). Программа предполагает вариативность по формам обучения и видам
занятий.
Допускается фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая формы
работы. Занятия могут проходить в виде беседы, обсуждений, дискуссий и диспутов,
демонстрации презентаций, выступлений учащихся, практических занятий, полевых
наблюдений, экскурсий (в т. ч. виртуальных) и др. Модульная структура курса,
дифференцированность заданий позволяют варьировать содержание курса в соответствии с
особенностями ученического контингента (состав учебной группы, уровень знаний,
обучающихся), наличия оборудования.
Достижение социально-психологических целей обеспечивается организацией работы
в малых группах. Коллективная деятельность позволяет развивать у обучающихся
коммуникативные качества. Выполнение группой практических заданий обеспечивает
реализацию основных положений метода малых групп. Состав малых групп может меняется
при переходе к изучению следующего модуля. Это обеспечивает более успешную
социализацию обучающихся. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой
недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, научно- популярной литературе,
в Интернете и др.
Среди форм подведения результатов фигурирует защита проектов учащихся, которые
они готовят под руководством педагога в течение года.
Курс “Занимательная физика” является интегрированным и предполагает знакомство с
определённым аспектом базовой науки - физики и направлениями исследований, которые
возникли на стыке физики химии, биологии, и экологии. Он способствуют расширению
кругозора обучающихся, поддержанию интереса к изучению физики и направлен на решение
личностно значимых для ученика прикладных задач. Включение в программу вопросов,
связанных с физикой человека, позволит учащимся продвинуться по пути познания самих
себя, лучше понять природу человека и его возможностей.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении
исследовательских
работ. Подготовка
к
осуществлению
осознанного
выбора
профессиональной ориентации.
Задачи курса:
 развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся в процессе самостоятельного приобретения знаний с использованием
различных источников информации;
 повышение информационной, коммуникативной, экологической культуры, опыта
самостоятельной деятельности;
 совершенствование умений и навыков в ходе выполнения программы курса





(выполнение лабораторных работ, изучения, отбора и систематизации информации,
подготовка реферата, презентации);
овладение учащимися знаниями о современной научной картине мира, о широких
возможностях применения физических законов;
воспитания навыков сотрудничества в процессе совместной работы;
осознанный выбор профильного обучения.

Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы направлены на развитие
универсальных учебных действий, учебной и общепользовательской ИКТкомпетентности обучающихся, опыта проектной деятельности, навыков работы с
информацией.
Личностные:
 Сформированность познавательных интересов к практической и проектной
деятельности и основ социально-критического мышления на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
 Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общения, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как к элементуобщечеловеческой культуры;
 Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений понимании
их значения для дальнейшего изучения естественных дисциплин;
 Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностноориентированного подхода;
 умении определять границы собственного знания и незнания; развитии способности к
самооценке (оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,
самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач);
 Формирование ценностных отношений доуг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
 сформированности коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками и учителем;
 усвоении ТБ при проведении практических работ, сформированности бережного
отношения к школьному оборудованию.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий:
 Овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановка целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих
действий;
 Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными
учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических

моделей процессов или явлений;
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
 Формировать умения воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать
полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять
основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные
вопросы иизлагать его;
 выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными
каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для
поиска информации об объектах.
 Приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников, и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
 Осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими
методами решения проблем
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
 Развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на его точку зрения, признавать право другого человека на иное
мнение;
 Формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
 Формировать представления о закономерной связи и познания природы, об
объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития
других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрении как
результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
 Формировать первоначальные представления о физической сущности явлений
природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи
(вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать
основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества,
элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом
и символическим языком физики;
 Приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических
явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных
измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов;
понимать неизбежность погрешности любых измерений;
 Осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для
рационального природопользования;
 Овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных
электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных
и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на
окружающую среду и организм человека;
 Развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением



полученных знаний механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений
с целью сбережения здоровья;
Формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и
энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и
механизмов.

Содержание учебного курса
Содержание курса качественно отличается от базового курса физики. На уроках
законы физики рассматриваются в основном на неживых объектах. Однако очень важно,
чтобы у учащихся постепенно складывались убеждения в том, что, причинно-следственная
связь явлений имеет всеобщий характер и что, все явления, происходящие в окружающем
нас мире, взаимосвязаны. В курсе рассматриваются вопросы, направленные на развитие
интереса к физике, к экспериментальной деятельности, формирование умений работать со
справочной литературой. Во время изучения курса «Физика вокруг нас» ребята получают
возможность проводить исследовательский проект по любому из выбранных направлений.
На итоговых занятиях обучающиеся выступают и защищают свой проект.
Электромагнитные явления – 8 часов
Электростатические заряды. Бытовые электроприборы. Домашняя электропроводка.
Техника безопасности при работе с «бытовым электричеством». Знакомство с работой
индикаторной отверткой, электрическим тестером; исследование квартирной проводки на
пожароопасность, составление принципиальной и монтажной схемы электропроводки,
основы элементарного ремонта бытовых электроприборов. Электрические свойства тела
человека.
Биоэлектричество. Фоторецепторы, электрорецепторы, Биоэлектричество сна. Магнитное
поле и живые организмы. Использование магнитов в быту. Использование магнита как
металлоискателя. Радио. Телевидение. Влияние электромагнитного излучения на живой
организм.
Исследование интенсивности электромагнитного излучения электробытовых приборов с
помощью рентгеновской пленки.
Механические колебания и волны - 2 часа
Механические колебания и человек. Происхождение биоритмов. Сердце и звуки,
сопровождающие работу сердца и легких, их запись. Стетоскопи фонендоскоп.
Выстукивание – как один из способов определения размеров внутренних органов и их
состояния.
Звук как средство восприятия и передачи информации. Орган слуха. Область
слышимости звука. Голосовой аппарат человека. Характеристики голоса человека.
Ультразвук и инфразвук. Физические основы ультразвукового исследования человека.
Звуки природы. Тепловые явления - 9 часов
Виды теплопередачи в быту. Диффузия. Кипение. Вопросы безопасности в тепловых
процессах. Способы измерения температуры. Терморегуляторы. Значение цвета для
оформления бытовых приборов, посуды; проверка работы вентиляции;
ароматизация
помещения, изготовление волосяного гигрометра. Насыщенный, ненасыщенный пар.
Влажность. Значение температурного режима и влажности для жизнедеятельности
человека.

Оптические явления - 13 часов
Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Законы геометрической оптики.
Зеркало. Построение изображения в плоском зеркале и в системе зеркал. Тонкая линза:
нахождение объекта по ходу лучей. Формула тонкой линзы. Строение глаза человека.
Физические основы зрения человека. Дефекты зрения и способы их исправления.
Расчет параметров линзы и изображения. Спектральная и энергетическая
чувствительность глаза. Полное внутреннее отражение. Волновая оптика. Дисперсия
света. Интерференция и дифракция света. Световые явления в природе.
Защита проектов – 1 час
Примерное тематическое планирование курса “Физика вокруг нас”
11 класс (1 час в неделю)
№
Тема
Количество часов
Лабораторные
п/п
работы
1
Электромагнитные явления
8
1
2
Механические колебания и волны
2
3
Тепловые явления
3
9
4
Оптические явления
4
13
5
Защита проектов
2
Всего
34
8
№
Тема занятия
занят
ия
Электромагнитные явления (8 часов)
1
Электрические заряды и живые организмы. Влияние электрического поля на
живые организмы. Биоэлектричество.
2
Лабораторная работа «Определение сопротивления тканей человека»
3
Природные и искусственные электрические токи.
4
История энергетики. Энергия электрического тока и ее использование.
5
Конференция «Электрические сети проблемы и перспективы.
Альтернативные источники энергии»
6
Магнитное поле Земли и его влияние на человека.
Свойства электромагнитных волн низкой частоты. Радиоволны и человек.
7
Биологические свойства электромагнитных волн высокой частоты.
8
Механические колебания и волны (2 часа)
Колебания и волны в живых организмах. Колебания и человек. Биоритм.
9
Звук как средство восприятия и передачи информации. Ультразвук и
10
инфразвук.
Тепловые явления (9 часов)
11 Энергия топлива. Теплоэнергетика. Влияние температурных условий на
жизнь человека.
12 Лабораторная работа «Изменение температуры вещества при переходе c
твердого в газообразное состояние. Построение графика зависимости
температуры тела от времени».

13
14

15
16
17

18
19

20
21
22

23
24
25
26
27
28

29
30
31
32

33

Тепловое загрязнение атмосферы. Решение задач.
Виды транспорта. Применение различных видов транспорта в нашем
регионе. Влияние работы тепловых двигателей на экологические
процессы.
Круглый стол: «Изменение климата - парниковый эффект и глобальное
потепление климата».
Тепловые процессы в теле человека.
Лабораторная работа «Определение дыхательного объёма легких
человека»
Лабораторная работа «Определение давления крови человека»
Решение экспериментальных задач. (Основное уравнение МКТ,
количество вещества)
Решение экспериментальных задач. (Уравнение состояния идеального газа.
Влажность воздуха)
Оптические явления (13 часов)
Фотометрия. Световой поток. Законы освещенности. Лабораторная работа
«Определение уровня освещённости в классе»
Искусственное освещение. Виды электрических ламп.
Зеркальное и рассеянное (диффузное) отражение света. Экспериментальная
работа: «Построение изображения в плоском зеркале».
Экспериментальная работа: “Многократное изображение предмета в плоских
зеркалах”.
Линзы. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения.
Построение изображения в системе зеркал.
Поле зрения.
Способы исправления дефектов зрения.
Лабораторная работа: «Определение фокусного расстояния и
оптической силы очков»
Решение экспериментальных задач.
Световые явления в природе (радуга, миражи, гало).
Оптические иллюзии нашего зрения.
Биологическая оптика. (Живые зеркала, глаз-термометр, растения световоды).
Живой свет. (Свечение моря, светящиеся организмы,
хемилюминесценция, биолюминесценция). Экологические проблемы и
обеспечение устойчивости биосферы, связанные с рассеянием и
поглощением света.
Защита проектов (1 час)
Защита проектов
Программное и учебно-методическое обеспечение

учебник
(автор,
название, год
издания,
издательство)

рабочая
тетрадь,
тетради для
лабораторных
работ

Литература
1. Богданов К.Ю. «Физик в гостях у биолога» М, Наука,
1986;
2. Кабардин О.Ф «Внеурочная работа по физике» М,
Просвещение 1983;
3. Перельман «Занимательная физика» 1-3 часть М, Наука
1980;
4. Тарасов Л.В Физика в природе М, Просвещение 1988;
5. Смирнов А.П., Захаров О.В. Весёлый бал и вдумчивый урок:
Физические задачи с лирическими условиями. - М.:Кругозор,
1994;
6. Усольцев А.П. Задачи по физике на основании
литературных сюжетов. - Екатеринбург: У-Фактория,
2003;
7. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.:
Просвещение, 2006;
8. «Познай самого себя» / Библиотека «Первое сентября»
серия «Физика» выпуск №26 2009;
9. Кикоин И.К. Рассказы о физике и физиках // Библиотечка
«Квант». Вып. 53. М.: Наука; гл. ред. физ.-мат. лит., 1986;
10. Гальперштейн Л. Занимательная физика». - М.: Росмэн,
1998;
11. Маров М.Я. Планеты Солнечной системы. — М. Наука,
2011;
12. Тит Том Научные забавы. Физика: опыты, фокусы и
развлечения: пер. с фр. - М.: ACT: Астрель, 2007;
13. Уокер Дж. Физический фейерверк. - М.: Мир, 1979.
14. Леонович А.А. Физический калейдоскоп. - М.: Бюро
Кван тум, 1994;
15. Аракелян М.К., Вайнштейн Л.И. Электробезопасность в
жилых зданиях.- М.: Энергоатомиздат 1983;
16. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по
физике. М.: «Просвещение» 1965;
17. Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в
средней школе. М. «Просвещение», 1990.
1. В.Ф. Шилов Рабочая тетрадь для проведения
лабораторных работ 9 класс. – М.: Просвещение 2007
2. В.А. Касьянов, В.А. Коровин Тетрадь для лабораторных
работ 10 класс – М.: Дрофа, 2008
3. В.А. Касьянов, В.А. Коровин Тетрадь для лабораторных
работ 11 класс – М.: Дрофа, 2008

Карточки-задания для выполнения практических работ./В.Ф.
Шилов – М.: Просвещение , 2002.
Раздаточный материал по физике / Ушакова М.А. – М.:
Просвещение , 1990.
Тематические презентациипо содержанию программы
методические
внеурочной деятельности «Физика вокруг нас»
материалы
Компьютер с Выходом в
Интернет, мультимедийный
Технические
средства
проектор.
обучения
Комплекты учебно-лабораторного оборудования для
проведения практических работ.
Наглядные пособия Таблицы, макеты, действующие модели, печатные и
интерактивные плакаты по изучаемым темам
Библиотека – всё по предмету «Физика».
интернетhttp://www.proshkolu.ru
ресурсы
Видеоопыты на уроках. http://fizika-class,narod.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru
Интересные материалы к урокам физики по темам;
наглядные пособия к урокам. http://class-fizika.narod.ru
Цифровые образовательные ресурсы. http://www.openclass.ru
Электронные учебники по физике. http://www.fizika.ru
Серия дисков DVD: Мультимедийное учебное пособие
прочие
«Наглядная физика»
(диски, эл.
Серия дисков DVD: Сборник демонстрацтонных опытов для
пособия и
средней
общеобразовательной
школы «Школьный
т.п.)
физический эксперимент» / Современный гуманитарный
университет 2006
Серия дисков DVD: «Энциклопедия атома» / Госкарпорация
«Росатом», 2012
Диск
«Атом на службе человеку» Госкарпорация
«Росатом», 2001
дидактические
материалы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».