Пояснительная записка Данная программа внеурочной деятельности по математике для 11 классаразработана в соответствии с требованиями 1. «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273- ФЗ с изменениями 2017- 2016 года «Об образовании в Российской Федерации». 2. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 3. «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р 6. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственногообразовательного стандарта общего образования" 7. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» 8. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 9. Устав МБОУ СОШ № 154 10. Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Цели курса: 1. Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебнойдеятельности. 2. Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся,обобщенных умственных умений. 3. Привитие учащимся практических навыков решать нестандартные задачи. 4. Углубление учебного материала, расширение представления об изучаемомпредмете. Задачи курса: 1. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. 2. Развитие мыслительных способностей учащихся: умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать. 3. Воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности, развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Основные формы работы в рамках программы курса – практикумы, исследования, консультации, работа в группах, работа в парах,индивидуальная работа. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие. Продолжительность курса внеурочной деятельности «Математика без границ» 11класс 1 год, 34 часа, из расчёта – 1 час в неделю. Программа имеет общеинтеллектуальное направление и обеспечивает создание условий для развития способностей, формирования ценностей и универсальных учебных действий (личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные). Планируемые результаты Данная программа позволяет добиваться следующих освоения образовательной программы основного среднего образования: Личностные: результатов Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений. Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. Развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметные: Овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение. обосновывать Адекватное восприятие языка средств массовой информации. Умение развёрнуто доказательства. суждения, давать определения, приводить Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологийдля обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности. Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности. Умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия. Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Предметные: Обучающийся научится: Применять теорию в решении задач. Применять полученные математические знания в решении жизненных задач. Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы. Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации. Анализировать полученную информацию. Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики. Использовать полученные выводы в конкретной ситуации. Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять ихна практике. Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи. Обучающийся получит возможность: Научиться применять разнообразные приёмы рационализации вычислений. Осваивать более сложный уровень знаний по предмету. Иметь представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы. Содержание курса 1. Метод математической индукции (2 часа) Общие и частные утверждения. Дедукция и индукция. Индукция как переход от частных утверждений к общим. Принцип математической индукции. Решение задач с использованием метода математической индукции. 2. Инвариант (2 часа) Понятие инварианта и полуинварианта. Использование инвариантов при решении задач. 3. Чётность (2часа) Чётные и нечетные числа. Чётность как инвариант. Чётность суммы и произведения чисел. 4. Принцип Дирихле (2 часа) Классическая и общая формулировки принципа Дирихле. Принцип Дирихле в арифметике и алгебре. Принцип Дирихле в геометрии. 5. Теория графов (6 часов) Основные понятия теории графов. Степень вершины. Полный граф и его свойства. Путь, маршрут и цикл в графе. Связные вершины. Компоненты связности графа. Дерево. Мост и число рёбер в дереве. Эйлеровы кривые. Эйлеров путь. Эйлеров цикл. Плоские графы. Теорема Эйлера. Ориентированные графы. 6. «Принцип крайнего» (4 часа) Выбор наибольшего и наименьшего значения. Деление на части. Принцип крайнего и теория графов. Принцип крайнего в геометрии. 7. Решение задач, уравнений и неравенств в целых числах (9 часов) Понятие диофантова уравнения. Диофантовы уравнения первого и второго порядка с двумя неизвестными. Три классические задачи, решаемые в целых числах. Задача о взвешивании. Задача о разбиении числа. Задача о размене. Диофантово уравнение А.А. Маркова. Текстовые задачи на целые числа. Оценки переменных. Организация перебора. Неравенства в целых числах. Графические иллюстрации. Задачи на делимость. Делимость и уравнения в целых числах. Опорные задачи. Целочисленные прогрессии. 8. Задачи с экономическим содержанием (7 часов) Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. Налоги, простые проценты. Текстовые задачи на проценты. Задачи о вкладах и кредитовании (банковские проценты). Проценты по вкладам. Проценты по кредиту. Производство, рентабельность и производительность труда. Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда. Задачи оптимизации производства товаров или услуг. Логический перебор в задачах оптимизации. Тематическое планирование Название темы № п/п 1 Количество часов 2 Метод математической индукции 2 Инвариант 2 3 Чётность 2 4 Принцип Дирихле 2 5 Теория графов 6 6 Принцип крайнего 4 7 Решение задач, уравнений и неравенств в целыхчислах 9 8 Задачи с экономическим содержанием 7 ИТОГО: 34