РПВД Школьное научное сообщество ЮНИС 10-11 классы

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 12 2012 г. №273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями 2017– 2016 гг.
2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».
3. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ».
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, оздоровления детей и молодежи»
5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации общеобразовательных программ, в том числе
проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017
№ 09-1672
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности «Школьное научное
сообщество ЮНИС» направлена на развитие творческих способностей обучающихся,
формирование у них основ культуры исследовательской и проектной деятельности,
системных представлений и позитивного социального опыта применения методов и
технологий этих видов деятельности, развитие умений обучающихся самостоятельно
определять цели и результаты такой деятельности. Успешность в овладении
исследовательскими умениями способствует развитию и совершенствованию
аналитических
умений
учащихся,
повышает
вероятность
самостоятельно
осуществляемого, грамотного принятия решения.
Актуальность программы заключается в том, что ШНО - добровольное
объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в
различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления,
интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к
собственной деятельности, приобретению умений и навыков экспериментальной и
научно-исследовательской работы под руководством, педагогов, учителей и других
специалистов.
Программа ШНО рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программой
предусмотрены теоретические и практические занятия, работа в группах и
индивидуальная, консультации, семинары, конференции и другие формы работы.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах,
состоящих из учащихся разных классов и параллелей.
Программа внеурочной деятельности «Школьное научное сообщество ЮНИС»
реализуется в рамках научно-исследовательское направления в течение одного учебного
года. В основе программы внеурочной деятельности «Школьного научного сообщества
2

ЮНИС» — реализация системно-деятельностного подхода при организации научноисследовательской и проектной деятельности.
Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательных интересов, интеллектуальных,
творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование
компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в
информационном обществе; создание условий для формирования познавательного
интереса учащихся, формирования навыков научно – исследовательской и творчески –
проектной деятельности.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих
задач:
Личностные:
 создать условия для самовыражения и самореализации;
 развивать творческое мышление;
 формировать аналитическое отношение к собственной деятельности.
Образовательные:
 помочь в профессиональном самоопределении и обеспечение условий
профессионального роста;
 совершенствовать навыки научно-исследовательской деятельности;
 популяризация научных знаний;
 утверждение престижа образования;
 вооружить методами осуществления научного и творческого поиска,
самостоятельной работы, рационализации и повышения эффективности
интеллектуальной деятельности;
Метапредметные:
 углубить знания в выбранных сферах науки и культуры;
 расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной
науки;
 выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их
творческих способностей;
 активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
 совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать
уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно, под
руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых
учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной,
практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
 сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления; способность к инновационной,
аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
 сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного
применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных
3

задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или
предметных областей;
 способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования,
планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации,
структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных
данных, презентации результатов.
Личностные результаты освоения учебного курса должны отражать:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
 готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
 навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, проектной деятельности;
 нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
 осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения учебного курса должны отражать:
 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
4






умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Содержание рабочей программы
Тема 1. Введение в исследовательскую деятельность. (8 часа)
Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества.
Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и
выбор консультантов. Введение, основная часть, заключение. Приложения. Правила
формулирования темы исследовательской работы.
Тема 2. Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (20
часов).
Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания.
Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с
каталогами.
Энциклопедии,
специализированные
словари,
справочники,
библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в
исследовательской работе. Библиографическое оформление работы. Формулирование
цели и конкретных задач исследования. Понятия гипотезы. Выдвижение гипотезы.
Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы. Теоретический и
эмпирический методы исследования. Анализ статистических данных. Интервью. Анализ
научных работ. Поиск информации в Интернет. Обзор видов научных работ: доклад,
творческая работа, монография, популярная статья, тезисы, рефераты, исследовательские
работы. Составление аннотаций (кратких или развернутых). Составление тезисов
работы. Критерии оценки исследовательских работ. Требования к оформлению
результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и
диаграммы. Приложения и графики.
Тема 3. Конференция научного общества учащихся (4 часа).
Разработка программы конференции. Подготовка докладов. Способы и формы
представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы
работы с большим объёмом информации. Презентация результатов работы, проведение
конференции. Анализ результатов. Риторика и культура речи. Композиция доклада.
Использование наглядности. Критерии оценки устной защиты исследовательской
работы. Оформление стендового доклада.
Этапы и календарный план выполнения исследовательской работы
Срок выполнения
Этап работы
До середины сентября
Определение
научной
(предметной)
сферы,
темы
исследования. Выбор научного руководителя.
Сентябрь-октябрь
Работа с источниками информации (библиотеки, архивы,
5

Конец октября
Ноябрь - декабрь

Январь
Февраль

Март
Апрель

Май

интернет). Чтение научной литературы и источников.
Конспектирование. Сбор информации.
Постановка цели и задач исследования. Определение
объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы.
Аналитическая часть работы. Выбор методов исследования,
частных методик. Создание структуры исследовательской
работы
(сназваниями глав, параграфов). Написание введения.
Предзащита (защита введения).
Описание теоретической части исследования.
Проведение опытно-экспериментальной части работы.
Обработка результатов опытно-экспериментальной части.
Получение и формулировка выводов.
Описание опытно-экспериментальной части.
Формирование общего текста исследовательской работы в
соответствии со структурой. Создание оглавления.
Сдача текста работы научному руководителю.
Подготовка к предзащите, публичному выступлению на
конференции. Предзащита на школьной конференции.
Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

1
2-3
4
5
6-7
8

Определение темы иследования
Работа с источниками информации (библиотеки, архивы, интернет).
Конспектирование источников информации
Чтение научной литературы и источников
Сбор информации
Постановка цели и задач иследования
Определение
объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы.
Аналитическая часть работы. Выбор методов исследования, частных
методик.
Создание структуры исследовательской работы
(с названиями глав, параграфов).
Написание введения.
Предзащита (защита введения).
Описание теоретической части исследования.
Проведение опытно-экспериментальной части работы.
Обработка результатов опытно-экспериментальной части.
Получение и формулировка выводов.
Описание опытно-экспериментальной части.

9
10-11
12
13-15
16
17-19
20
21-22
23
24-26
27-29

Кол-во
часов
1
2
1
1
2
1
1
2
1
3
1
3
1
2
1
3

Формирование общего текста исследовательской работы в соответствии
3
со структурой.
6

30

Создание оглавления.

31-33

Сдача текста работы научному руководителю. Внесение исправлений и
3
дополнений

34

Подготовка к предзащите, публичному выступлению на конференции

1

1

Список использованных источников
Для учителя
Книги
1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
2. Исследовательская деятельность студентов и школьников как фактор личностного и
профессионального развития: Материалы научно - практической конференции 9 -10 дек.
2003 г. - Вологда, 2004. - 376 с. - (ВИРО, ВГПУ)
3. Исследовательская работа школьников / Сост. Н.С.Криволап. - Минск: ИООО
"Красико-Принт", 2005.-176 с. -(Педагогическая мастерская)
4. Маслова Е.В. Творческие работы школьников: Алгоритм построения и оформления:
Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2006. - 64 с. - (Школьное образование)
5. Научно - исследовательская деятельность учащихся: Московские конференции
исследовательских и проектных работ школьников – 2002 / Отв. ред. Л.Е.Курнешова. М.: Центр "Школьная книга". Вып.2. - 2002. - 64 с.
6. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников
/ Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор
школы". Вып. 8)
7. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению:
Учебное пособие для вузов.-М.: Ось - 89, 2006. - 480 с.
8. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развить свои исследовательские
способности: Учебник - тетрадь для учащихся средней школы. - М.: Генезис, 2005. - 95 с.
9. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей
школьников: Методическое пособие для школьных психологов. - М.: Генезис, 2005. - 203
с.
Статьи
Теория и методика исследовательской работы учащихся
1. Арцев М. Н. Учебно - исследовательская работа учащихся: (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. - 2005. - № 6. - С. 4 - 29.
2. Белых
С.Л. Мотивация
исследовательской
деятельности
учащихся
//
Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 68 –74.
3. Бушковская Е.А. Методическое сопровождение в исследовательской деятельности
обучающихся и учителей, ориентированное на самореализацию индивидуальных
проявлений и использование витагенного опыта: [Академический лицей г.Томска] /
Е.А.Бушковская, И.Н. Тоболкина // Одаренный ребенок. - 2008. - № 2. - С. 70 -102.
4. Витте И. Маленькая кузница большой науки: [привитие навыков научно исследовательской работы учащимся]
// Управление школой. - 2008. - № 5. - С. 15 -17
Этапы научного исследования школьника; Как работать над рефератом; Защита
7

5. Иванов Г. А. Интегративные основы организации научно - исследовательской
деятельности учащихся
// Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22 - 28.
6. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //
Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.
7. Кудрова И. А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода //
Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 5. - С. 14 -21.
8. Кущенко И. Ю. Исследовательская деятельность как способ формирования ключевых
компетенций школьников // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С.
142 - 146.
9. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное
направление развития системы российского образования // Исследовательская работа
школьников. - 2007.- № 4.-С. 6 -10.
10. Леонтьева А.В. О критериях оценивания проектно-исследовательских работ
учащихся / А.В.Леонтьева, Ю.О.Шевяхова // Биология в школе. - 2009. - № 4. - С. 47 – 50
Критерии оценивания проектно-исследовательских работ школьников
11. Макарова М. Учебно-научные конференции - средство развития и воспитания
учащихся / Макарова М.Ф., Кузькин Н.П. // Директор школы. - 2007. - № 3. - С. 67 - 71.
12. Макотрова Г. В. Формирование учебно - исследовательской культуры учащихся как
условие устойчивого развития школьного обучения // Химия: методика преподавания. 2005. - № 2. – С. 46 -48.
13. Макотрова Г. В. Экспертная оценка учебно - исследовательской культуры
школьников // Исследовательская работа школьников. - 2008. - № 1. -С. 33 - 41
14. Макотрова Г.В. Учебно - исследовательская культура учащихся // Педагогика. 2007. – № 1. - С. 47 - 52.
15. Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития
личности. Творческая личность // Народное образование. - 2006. - № 7. - С. 123 - 127; №
9. –
С. 173 -180; Школьные технологии. - 2006. - № 2. - С . 19 – 31
16. Наливайко Е. И. Система показателей интеллектуального поведения М.А.Холодной
в педагогической диагностике исследовательской деятельности // Одаренный ребенок. 2007. - № 1.-С. 80 - 82.
17. Нинбург Е.А. Технология научного исследования: Методические рекомендации //
Биология. -2008. - № 10. - С. 15 - 21; № 11. - С. 8 - 15.
18. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности //
Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 3. - С. 18 - 38.
19. Панов В.И. Становление субъекта и субъектности в исследовательской деятельности
// Школьные технологии. - 2008. - № 4. - С. 45 - 46.
20. Пархоменко Т.Л. Исследовательский метод познания в учебной деятельности //
Физика. -2009. - № 4. - С. 3 - 4.
21. Пентин А. Учебные исследования и проекты - понятия близкие, но не
тождественные // Директор школы. - 2006. - № 2. - С. 47 - 52. - (Организация учебного
процесса).
22. Пискунова М.В. Психологическое сопровождение исследовательской деятельности
учащихся: [опыт "Лицея на Донской"] // Исследовательская работа школьников. - 2006. № 1. - С. 93 – 99
8

23. Проекты и исследования: [что такое научное исследование школьного уровня в
рамках исследовательской деятельности учащихся: Подборка материалов] // Управление
школой. - 2009.- № 5. - С. 30 – 36
24. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская
деятельность школьников
// Школьные технологии. - 2006. - № 4. - С. 108 -114.
25. Романцова Н. С. Исследовательский метод в образовательном процессе //
Исследовательская работа школьников. - 2007. - № 4. - С. 57 - 60.
26. Савенков А. Принципы исследовательского обучения // Директор школы. - 2008. - №
9. – С. 50 - 55.
27. Савенков А. Развитие исследовательских умений школьников // Школьный
психолог. - 2008.- № 18. - С. 19 - 30.
28. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников
// Школьные технологии. - 2008. - № 1. - С. 11 -20.
29. Савенков А. И. Проектирование и исследование в современном образовании //
Химия в школе. - 2008. - № 6. –
С. 2- 8.
30. Савенков А. И. Концепция исследовательского обучения // Школьные технологии . 2008.- № 4. - С. 47 -50.
31. Савенков А.И. Учебные исследования детей: [история, перспективы, условия,
механизмы развития, как способ образования] // Исследовательская работа школьников.
- 2007. - № 3. – С. 68 - 75.
32. Шноль Д.Э. О типологии исследовательских работ школьников // Исследовательская
работа школьников. - 2009. - № 1. - С. 44 - 48.
33. Штейн
А.В. Интеграция
предметов
гуманитарного
цикла
как
путь
развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа
школьников. - 2007. - № 1. - С. 92 - 97.
Организация исследовательской работы в школе
1. Алейникова И. Интеллект будущего: [организация учебно - исследовательской
работы учащихся] // Управление школой. - 2007. - № 1. - С. 25 – 27
2. Алексеев Н. Г. и др. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся:
Концепции и программы // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - C. 24 33.
3. Бессолицына Р. Организация научно - исследовательской деятельности учащихся и
педагогов // Управление школой. - 2005. - № 17. - С. 3 - 10.
4. Блинова Т. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе
интеграции учреждений общего и дополнительного образования: [опыт ЦДТ г. Ижевска]
/ Блинова Т.В., Матвеева О.Г., Ворожцова Т.В.
// Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 3. - С. 126 -130.
1. Васильева Л. П. Интеллектуальный клуб - эффективная форма организации
исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2005. - № 4. -С. 126 - 128.
Уровень программы:
 Базовый (использование форм организации материала, допускающих освоение
специализированных знаний).

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».