Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 12 2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями 2017– 2016 гг. 2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 3. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, оздоровления детей и молодежи» 5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. 6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности «Литературного клуба «Лира»» направлена на воспитание духовно развитой личности через творческую деятельность. В статье представлено содержание программы: теоретическая и практическая часть. А также разделы внеурочных занятий. В рамках программы обучающиеся учат стихи, смотрят фильмы, много читают и участвуют в конференциях. Актуальность программы заключается в том, что в наше время технического прогресса, всеобщей компьютеризации наблюдается значительный спад чтения художественной литературы. Развитие интереса к литературе, творчеству является важной задачей для учителя. Одним из средств мотивации к чтению является работа литературного клуба, созданного в образовательной организации МБОУ СОШ №154. Читающие ученики выгодно отличаются от нечитающих большим объемом памяти, более высоким уровнем развития речи, скоростью установления контакта с собеседниками и ориентировкой в нестандартных ситуациях (принятие решения и т. п.). Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся 10-11 классов. Срок реализации программы – 1 год. Объём общеразвивающей программы – 34 часа (1 час в неделю). Программа предполагает вариативность по формам обучения и видам занятий. Допускается фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая формы работы. Занятия могут проходить в виде беседы, обсуждений, дискуссий и диспутов, демонстрации презентаций, выступлений учащихся, практических занятий, экскурсий. Проведение литературных вечеров, конкурсов, дискуссий, создание индивидуальных и коллективных проектов — все это направлено на приобщение учащихся к осмысленному чтению художественной литературы. На занятиях литературного клуба учащиеся создают творческие работы, постигают увлекательную науку актерского мастерства, приобретают 2 опыт публичного выступления, развивают умение отстаивать свою точку зрения. Формируя собственное мнение о том или ином литературном произведении, учащиеся развивают умение критически оценивать как литературные произведения в целом, так и поступки отдельных литературных героев. Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб» реализуется в рамках социально-педагогического направления в течение одного учебного года. В основе программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» — реализация системнодеятельностного подхода при изучении художественного произведения (участие обучающихся в диспутах, дискуссиях, эвристических беседах, направленных на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота). Выполнение практических работ способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, развитию умения работать в коллективе. Цели, содержание и образовательные результаты программы соответствуют региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, а также потребностям и проблемам самих обучающихся. Цель и задачи программы Цель программы: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей личности через активную творческую деятельность. Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач: формирование основ толерантного сознания обучающихся; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности; формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека; развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в максимально благоприятных условиях организации их образовательной деятельности. Планируемые результаты внеурочной деятельности. Личностные результаты: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской и мировой литературе, к культурам других народов; ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия результатов требованиям конкретной задачи; применение полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; становление духовного мира человека; овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью; умение размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки; развитие творческих способностей учащихся через разные формы работы с художественными произведениями Метапредметные результаты: обучение детей приёмам совместной и индивидуальной деятельности в ходе 3 выполнения проектов, развитие коммуникативных навыков обучающихся путём вовлечения их в научную дискуссию, планомерное владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметные результаты Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых, формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Формы достижения результатов: викторины, познавательные игры, познавательные беседы, дидактический театр, общественный смотр знаний, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны) Результаты второго уровня: получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Формы достижения результатов: Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия Результаты третьего уровня: получение обучающимися начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально приемлемых моделей поведения. Формы достижения результатов: литературные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки. Содержание рабочей программы Вводное занятие. (3 ч) Встреча с работниками библиотеки. Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл. Эти непростые 30-е годы. (2ч) «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Годы репрессий. (2 ч.) «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской интеллигенции. Тема памяти живых и погибших. Остаться человеком в пламени войны. (2ч) Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца 4 …» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…», Женщина и война. Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза», В.Закруткин «Матерь человеческая» Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны. Береги в себе человека. (4ч) Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».Б.Екимов «Ночь исцеления».Проблема совестливости человека. Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии. Человек и природа.(3ч) Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Публицистичность и лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба». Посещение театра. Проблема подростков «Мстители» (1ч) Современная авторская песня.(4ч) Конкурсы. Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь) - открытое мероприятие. Конкурс «Живая классика- 2019». Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих конкурсах (по плану) (1ч) Человек на Земле. (2ч) Фестиваль. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение (проблема жизненного выбора). Фестиваль «Русская душа». Творческие встречи. (3ч) Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету. В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» (2ч) . Сочинения разных жанров.(1ч) Итоговое занятие.(1ч) № 1 2 3 4-5 Тематическое планирование Мероприятие и формы проведения. Кол-во часов 1 библиотеки 1 Вводное занятие. Круглый стол Встреча с работниками «Удивительный мир книги» Круглый стол «Нравственная сила древнерусской литературы». Обзор произведений. Великая сила притчи. Семинар. Эти непростые 30-е годы. 1 2 5 6-7 8-9 10 11 12 13 14 15-16 17 18 19-20 21-22 23 24 «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Читательская конференция. Годы репрессий. «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. Устный журнал. Остаться человеком в пламени войны. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В.Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца…» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война. Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» Литературная гостиная. Береги в себе человека. Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Литературная гостиная. Береги в себе человека. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». О нравственности языком поэзии. Экскурсия в Тулу (участие в мастер-классе «Медовые традиции») Диспут «Проблема совестливости человека». Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии Беседа. «О нравственности языком поэзии» Диспут. Человек и природа. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Посещение театра Диспут «Проблемы подростков» Вечер авторской песни. Современная авторская песня. Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Конкурс «Живая классика- 2022» Написание учебно-исследовательских работ. Диспут. Человек на Земле. 2 2 .1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 6 25 26 27 28-29 30 31-32 33 34 № 1 2 3 4-5 6-7 8-9 10 11 12 Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». Фестиваль «Русская душа» Литературная гостиная «Человек в кругу семьи». Г.Бакланов «Кондратий» и др. Беседа. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» Конкурс стихов «Слава - Великой Победе!» Встречи с поэтами-грязинцами. Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста) В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» Сочинения разных жанров Подведение итогов Календарно-тематическое планирование Мероприятие и формы проведения. Вводное занятие. Круглый стол Встреча с работниками библиотеки «Удивительный мир книги» Круглый стол «Нравственная сила древнерусской литературы». Обзор произведений. Великая сила притчи. Семинар. Эти непростые 30-е годы. «Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги». Читательская конференция. Годы репрессий. «Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции. Устный журнал. Остаться человеком в пламени войны. Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В.Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца…» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война. Стихи Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза» Литературная гостиная. Береги в себе человека. Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями. Литературная гостиная. Береги в себе человека. Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас». Б.Екимов «Ночь исцеления». О нравственности языком поэзии. Экскурсия в Тулу (участие в мастер-классе «Медовые традиции») 1 1 1 2 1 2 1 1 Кол-во часов 1 1 1 2 2 2 1 1 1 7 13 14 15-16 17 18 19-20 21-22 23 24 25 26 27 28-29 30 31-32 33 34 Диспут «Проблема совестливости человека». Повести В. Распутина. О нравственности языком поэзии Беседа. «О нравственности языком поэзии» Диспут. Человек и природа. Тема «Человек и природа в современной литературе». Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева. Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы «врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Посещение театра Диспут «Проблемы подростков» Вечер авторской песне. Современная авторская песня. Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Конкурс «Живая классика- 2022» Написание учебно-исследовательских работ. Диспут. Человек на Земле. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька». 1 Фестиваль «Русская душа» Литературная гостиная «Человек в кругу семьи». Г.Бакланов «Кондратий» и др. Беседа. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда» Конкурс стихов «Слава - Великой Победе!» Встречи с поэтами-грязинцами. Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста) В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» Сочинения разных жанров Подведение итогов 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 1 2 1 2 1 1 8