РПВД Литературный клуб ЛИРА 10-11 классы

Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 12 2012 г. №273 - ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» с изменениями 2017– 2016 гг.
2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта
общего образования».
3. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и
реализации дополнительных общеобразовательных программ».
4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, оздоровления детей и молодежи»
5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации общеобразовательных программ, в том числе
проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 №
09-1672
7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О
реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации,
дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных
образовательных технологий».
Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности «Литературного клуба
«Лира»» направлена на воспитание духовно развитой личности через творческую
деятельность. В статье представлено содержание программы: теоретическая и
практическая часть. А также разделы внеурочных занятий. В рамках программы
обучающиеся учат стихи, смотрят фильмы, много читают и участвуют в конференциях.
Актуальность программы заключается в том, что в наше время технического
прогресса, всеобщей компьютеризации наблюдается значительный спад чтения
художественной литературы. Развитие интереса к литературе, творчеству является важной
задачей для учителя. Одним из средств мотивации к чтению является работа
литературного клуба, созданного в образовательной организации МБОУ СОШ №154.
Читающие ученики выгодно отличаются от нечитающих большим объемом памяти, более
высоким уровнем развития речи, скоростью установления контакта с собеседниками и
ориентировкой в нестандартных ситуациях (принятие решения и т. п.).
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на
учащихся 10-11 классов. Срок реализации программы – 1 год. Объём общеразвивающей
программы – 34 часа (1 час в неделю). Программа предполагает вариативность по формам
обучения и видам занятий.
Допускается фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая формы
работы. Занятия могут проходить в виде беседы, обсуждений, дискуссий и диспутов,
демонстрации презентаций, выступлений учащихся, практических занятий, экскурсий.
Проведение литературных вечеров, конкурсов, дискуссий, создание индивидуальных и
коллективных проектов — все это направлено на приобщение учащихся к осмысленному
чтению художественной литературы. На занятиях литературного клуба учащиеся создают
творческие работы, постигают увлекательную науку актерского мастерства, приобретают
2

опыт публичного выступления, развивают умение отстаивать свою точку зрения.
Формируя собственное мнение о том или ином литературном произведении, учащиеся
развивают умение критически оценивать как литературные произведения в целом, так и
поступки отдельных литературных героев.
Программа внеурочной деятельности «Литературный клуб» реализуется в рамках
социально-педагогического направления в течение одного учебного года. В основе
программы внеурочной деятельности «Литературный клуб» — реализация системнодеятельностного подхода при изучении художественного произведения (участие
обучающихся в диспутах, дискуссиях, эвристических беседах, направленных на
воспитание в каждом ученике гражданина и патриота). Выполнение практических работ
способствует раскрытию способностей и талантов обучающихся, развитию умения
работать в коллективе.
Цели, содержание и образовательные результаты программы соответствуют
региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам,
а также потребностям и проблемам самих обучающихся.
Цель и задачи программы
Цель программы: воспитание здоровой, духовно развитой и креативно мыслящей
личности через активную творческую деятельность.
Достижение поставленной цели становится возможным через решение следующих задач:
 формирование основ толерантного сознания обучающихся;
 осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям,
представляющим угрозу физическому и нравственному здоровью и духовной
безопасности личности;
 формирование чувства собственного достоинства и понимания необходимости
уважать достоинство и свободу самовыражения другого человека;
 развитие личности и творческих интересов, способностей обучающихся в
максимально благоприятных условиях организации их образовательной
деятельности.
Планируемые результаты внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства
любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской и
мировой литературе, к культурам других народов;
 ориентироваться на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, рефлексию соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
 применение полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности
при реализации различных проектов для организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
 становление духовного мира человека;
 овладение мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью;
 умение размышлять над прочитанным, извлекая из него уроки;
 развитие творческих способностей учащихся через разные формы работы с
художественными произведениями
Метапредметные результаты:
 обучение детей приёмам совместной и индивидуальной деятельности в ходе
3

выполнения проектов, развитие коммуникативных навыков обучающихся путём
вовлечения их в научную дискуссию, планомерное
 владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты
Результаты первого уровня: приобретение обучающимися социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых,
формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной
жизни.
Формы достижения результатов: викторины, познавательные игры, познавательные
беседы, дидактический театр, общественный смотр знаний, детские исследовательские
проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции
учащихся, интеллектуальные марафоны)
Результаты второго уровня: получение обучающимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
Формы достижения результатов: Этическая беседа, дебаты, тематический диспут,
проблемно-ценностная дискуссия
Результаты третьего уровня: получение обучающимися начального опыта
самостоятельного общественного действия, формирование у школьника социально
приемлемых моделей поведения.
Формы достижения результатов: литературные выставки, фестивали искусств,
спектакли в классе, школе. Социальные проекты на основе художественной деятельности
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки. Концерты, инсценировки,
праздники на уровне класса и школы. Школьные благотворительные концерты, выставки.
Содержание рабочей программы
Вводное занятие. (3 ч)
Встреча с работниками библиотеки. Нравственная сила древнерусской литературы. Обзор
произведений. Великая сила притчи. Притча о блудном сыне. Содержание, сюжет, смысл.
Эти непростые 30-е годы. (2ч)
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах Б.Можаева «Мужики и
бабы», С.Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье».
Годы репрессий. (2 ч.)
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество В.Шаламова. «Колымские
рассказы». О.Волков «Погружение во тьму». Судьба русской интеллигенции.
Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. Судьба российской
интеллигенции. Тема памяти живых и погибших.
Остаться человеком в пламени войны. (2ч)
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе Е.Носова «Костёр
на ветру». Образ молодого солдата. (В. Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца
4

…» (Повесть К.Воробьёва «Это мы, Господи…», Женщина и война. Стихи Ю.Друниной.
«Афганская и Чеченская проза», В.Закруткин «Матерь человеческая»
Углубление темы Вов в современной литературе. Духовные истоки массового героизма
народа в защите Отечества. Образ молодого бойца. Суровая правда войны.
Береги в себе человека. (4ч)
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В ту же землю».
Связь с историей, с родовыми корнями. Нравственная красота простого человека. Е Носов
«Яблочный спас».Б.Екимов «Ночь исцеления».Проблема совестливости человека. Повести
В. Распутина.
О нравственности языком поэзии.
Человек и природа.(3ч)
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина, В Астафьева.
Боль за родную землю. Экологические и нравственные проблемы. Красота природы
«врачует» душу человека. Человек, природа и будущее цивилизации. Публицистичность и
лиризм произведений В. Распутина «Прощание с Матёрой», В.Астафьева « Царь-рыба».
Посещение театра.
Проблема подростков «Мстители» (1ч)
Современная авторская песня.(4ч)
Конкурсы. Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др. Актуальность
творчества. Юбилей В.Высоцкого (январь) - открытое мероприятие. Конкурс «Живая
классика- 2019».
Написание учебно-исследовательских работ и участие в литературно-краеведческих
конкурсах (по плану) (1ч)
Человек на Земле. (2ч)
Фестиваль. Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька».
Человек в кругу семьи. Г.Бакланов «Кондратий» и др. Сердечное понимание мира.
Б.Екимов «Пастушья звезда»
Проблема ответственности человека за своё жизненное поведение (проблема жизненного
выбора).
Фестиваль «Русская душа».
Творческие встречи. (3ч)
Оформление выставок. Юбилейные даты. Статьи в газету.
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном» (2ч) .
Сочинения разных жанров.(1ч)
Итоговое занятие.(1ч)

№
1
2
3
4-5

Тематическое планирование
Мероприятие и формы проведения.

Кол-во
часов
1
библиотеки
1

Вводное занятие.
Круглый стол Встреча с работниками
«Удивительный мир книги»
Круглый стол «Нравственная сила древнерусской литературы».
Обзор произведений. Великая сила притчи.
Семинар. Эти непростые 30-е годы.

1
2
5

6-7

8-9

10

11

12
13

14
15-16

17
18
19-20

21-22
23
24

«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах
Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги».
Читательская конференция.
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество
В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во
тьму». Судьба русской интеллигенции.
Устный журнал.
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в
рассказе Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата.
(В.Кондратьев «Сашка». «Написанная кровью сердца…» (Повесть
К.Воробьёва «Это мы, Господи…». Женщина и война. Стихи
Ю.Друниной. «Афганская и Чеченская проза»
Литературная гостиная.
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и
«В ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Литературная гостиная.
Береги в себе человека.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный
спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
О нравственности языком поэзии.
Экскурсия в Тулу (участие в мастер-классе «Медовые традиции»)
Диспут «Проблема совестливости человека». Повести В.
Распутина.
О нравственности языком поэзии
Беседа. «О нравственности языком поэзии»
Диспут.
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина,
В Астафьева.
Боль за родную землю.
Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Посещение театра
Диспут «Проблемы подростков»
Вечер авторской песни.
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др.
Конкурс «Живая классика- 2022»
Написание учебно-исследовательских работ.
Диспут. Человек на Земле.

2

2

.1

1

1
1

1
2

1
1
2

2
1
1
6

25
26
27
28-29
30
31-32
33
34

№
1
2
3
4-5

6-7

8-9

10

11

12

Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони»,
«Пелагея», «Алька».
Фестиваль «Русская душа»
Литературная гостиная «Человек в кругу семьи». Г.Бакланов
«Кондратий» и др.
Беседа. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Конкурс стихов «Слава - Великой Победе!»
Встречи с поэтами-грязинцами.
Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста)
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»
Сочинения разных жанров
Подведение итогов
Календарно-тематическое планирование
Мероприятие и формы проведения.
Вводное занятие.
Круглый стол Встреча с работниками библиотеки «Удивительный
мир книги»
Круглый стол «Нравственная сила древнерусской литературы».
Обзор произведений. Великая сила притчи.
Семинар. Эти непростые 30-е годы.
«Так это было на Земле». Тема «раскрестьянивания» в романах
Б.Можаева «Мужики и бабы», С.Антонова «Овраги».
Читательская конференция.
Годы репрессий.
«Сильней надежд мои воспоминания». Жизнь и творчество
В.Шаламова. «Колымские рассказы». О.Волков «Погружение во тьму».
Судьба русской интеллигенции.
Устный журнал.
Остаться человеком в пламени войны.
Тема памяти живых и погибших. Тема исторической правды в рассказе
Е.Носова «Костёр на ветру». Образ молодого солдата. (В.Кондратьев
«Сашка». «Написанная кровью сердца…» (Повесть К.Воробьёва «Это
мы, Господи…». Женщина и война. Стихи Ю.Друниной. «Афганская и
Чеченская проза»
Литературная гостиная.
Береги в себе человека.
Слово, необходимое России. В Распутин «Прощание с Матёрой» и «В
ту же землю». Связь с историей, с родовыми корнями.
Литературная гостиная.
Береги в себе человека.
Нравственная красота простого человека. Е Носов «Яблочный спас».
Б.Екимов «Ночь исцеления».
О нравственности языком поэзии.
Экскурсия в Тулу (участие в мастер-классе «Медовые традиции»)

1
1
1
2
1
2
1
1

Кол-во
часов
1
1
1
2

2

2

1

1

1
7

13
14
15-16

17
18
19-20

21-22
23
24

25
26
27
28-29
30
31-32
33
34

Диспут «Проблема совестливости человека». Повести В. Распутина.
О нравственности языком поэзии
Беседа. «О нравственности языком поэзии»
Диспут.
Человек и природа.
Тема «Человек и природа в современной литературе».
Образы-символы и их роль в произведениях В. Распутина,
В Астафьева.
Боль за родную землю.
Экологические и нравственные проблемы.
Красота природы «врачует» душу человека.
Человек, природа и будущее цивилизации.
Посещение театра
Диспут «Проблемы подростков»
Вечер авторской песне.
Современная авторская песня.
Б. Окуджава, А.Галич, В. Высоцкий, А. Розенбаум и др.
Конкурс «Живая классика- 2022»
Написание учебно-исследовательских работ.
Диспут. Человек на Земле.
Вопросы смысла жизни. Ф Абрамов «Деревянные кони», «Пелагея»,
«Алька».

1

Фестиваль «Русская душа»
Литературная гостиная «Человек в кругу семьи». Г.Бакланов
«Кондратий» и др.
Беседа. Сердечное понимание мира. Б.Екимов «Пастушья звезда»
Конкурс стихов «Слава - Великой Победе!»
Встречи с поэтами-грязинцами.
Текстуальное изучение писем (оформление выписок из текста)
В.А.Сухомлинский «Письма о добром и вечном»
Сочинения разных жанров
Подведение итогов

1
1

1
2

1
1
2

2
1
1

1
2
1
2
1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».