Планируемые результаты освоения курса В результате изучения этой программы обучающиеся получат возможность формирования Личностных результатов: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения); выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения. Метапредметных результатов: Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе иследовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса (2 часа) Теория: Беседа, ознакомление обучающихся с особенностями объедениядополнительного образования. Знакомство с целями и задачами Программы. Обобщение анкет обучающихся. Инструктаж по охране при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций,слетов, брейн-рингов и др.). Практическая работа: Занятие-игра «Привет, я – новенький». 1. Лидер (8 часов) 1.1.Самоуправление (2 часа) Теория: Сущность школьного самоуправления и условия его развития. Ученическое самоуправление как способ организацииколлективной деятельности. Цели и задачи формирования в школе детского самоуправления. Органы школьного самоуправления, структура, направлениядеятельности. Функции и полномочия школьного совета старшеклассников. Практическая работа: Деловые игры: «Дом самоуправления», «Органысамоуправления в молодежной организации». Круглый стол с представителями школьного самоуправления. 1.1. Программы деятельности (2 часа) Теория: Содержание деятельности молодежных объединений. Вариативно-программный подход в деятельности молодежногообъединения. Знакомство с программами деятельности международных,межрегиональных, профильных объединений, организаций. Практическая работа: Деловая игра «Сделай свой выбор». 1.2. Лидер во всех аспектах (2 часа) Теория: Обзор западных и отечественных теорий лидерства. Понятия лидерства и лидера, руководителя. Составление словарикалидера, организатора, выявление отличий и сходств. Типология лидерства. Основные качества лидера. Практическая работа: Ток-шоу «Плюсы и минусы лидерства». Тестирование «Лидер? Лидер…Лидер!». Игра-путешествие «Калейдоскоп открытий». 1.3. Итоги реализации раздела (2 часа) Практика: Беседа, обсуждение понятий «лидер», «лидерство». Подведение итоговтестирования «Лидер? Лидер…Лидер!» и проведенных игр. 2. Методика организаторскогомастерства (9 часов) 2.1. Как организовать работу (2 часа) Теория: Организаторские способности. Как выявить способного организатора,его качества, индивидуальность. Правила организаторской работы. Советы организатору. Практическая работа: Практическое занятие «Это должен знать каждый…организатор». Деловая игра «Мы советуем». 2.2. Почерк организатора (2 часа) Теория: Стили работы: «Разящие стрелы», «Возвращающийся бумеранг», «Снующий челнок», «Плывущий плот». Взаимосвязь между организаторскими знаниями, умениями,качествами отношениями и практическими действиями. Стили работы как стили взаимоотношений. Влияние стилей работы на эффективность деятельности ипсихологический климат в коллективе. Практическая работа: Дискуссия «Каким быть». 2.3. Стадии развития коллектива (2 часа) Теория: Понятие коллектива, группы. Основные признаки. Уровни развития коллектива. Этапы развития коллектива. Практическая работа: Игры на командообразование. 2.4. Психологический климат (2 часа) Теория: Зоны настроения. Их особенности и влияние на поведение людей. Особенности цветопсихологии. Практическая работа: Ролевая игра «Давай дружить». 2.5. Итоги реализации раздела (1 час) Теория: Беседа, обсуждение понятий раздела. Практическая работа: Игры на сплочение коллектива. 3. Если знать, как действовать (6 часов) 3.1. Искусство общения (2 часа) Теория: Как стать счастливым в общении, стили общения. Темперамент, как биологический фундамент, на котором формируетсяличность. Общение, понятие общения, общение как специфическая формавзаимодействия людей. Структура, виды, формы общения. Уровни общения, признаки,характеристика. Позиции в общении. Практическая работа: Ролевые игры «Комплимент и похвальное слово», «Как вежливоотказать», «Как рождаются сплетни». 3.2. Личность и коллектив (2 часа) Теория: Секреты личного обаяния, понятие личного влияния. Коллектив и лидер. Взаимоотношения в коллективе: деловые и личные, совместимостьлюдей. Влияние коллектива на личность. Практическая работа: Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…». 3.3. Этикет (2 часа) Теория: Этика как наука о взаимопонимании людей. Нормы морали,нравственность. Этикет как совокупность правил «хорошего тона, принятых в обществеи устанавливающих порядок поведения и общения людей». Деловой этикет. Речевой этикет как правила речевого поведения, определяемыевзаимоотношениями людей. Требования к культуре речи. Значение культуры говорящего дляформирования отношения к нему собеседника. Практическая работа: Дебаты «Организаторская этика», беседы «Деловой этикет», «Как вести за собой», «Речевой этикет», лекция «Этика. Этикет. Нормы морали». 4. Инструментарий лидера (4 часа) 4.1. Формы организаторской деятельности (2 часа) Теория: Жанры публичных выступлений, формы организаторской деятельности.Ознакомление с формами управленческой деятельности, требующих публичных выступлений: круглые столы, конференции, дебаты, дискуссии, интервью, выступления, беседы. Проект как форма коллективной деятельности, структура проекта, схемаанализа, правила организации проектной деятельности, критерии эффективности. Формы досуговой деятельности: праздник, вечер, утренник, конкурс, викторина. Практическая работа: Лекции «Жанры публичных выступлений», «Проект как формаколлективной деятельности». Ролевые игры «Интервью», «Телефон». Деловая игра «Сами с усами». 4.2. Игра, игровые технологии (2 часа) Теория: История возникновения игры. Игра как один из видов деятельностичеловека. Классификация игр. Виды и формы игр, функции игры. Роль ведущего и водящего в игре. Игры: обучение, тренинг, досуг. Игровая атрибутика. Технология подготовки и проведения игр. Практическая работа: Формы организаторской деятельности, связанные с игрой. Беседа «Роль игры в жизни человека», «Виды игр и их классификация», «Как вестиза собой». 5. Творческие мастерские.Мастер-классы (3 часа) Практическая работа: Понятие творческих мастерских, мастер-классов. Значимость практических умений и навыков оформительского, журналистского, декоративно-прикладного, игрового направления вдеятельности лидера. Условия применения полученных умений и навыков в работеобъединения. Мастерские «Журналист», «Веселый карандаш», «Очумелые ручки», «Затейник». Творческие дела, конкурс презентаций «Мы зажигаем звезды», «Стартинейджер», деловая игра «Необычное в обычном». 6. Итоги реализации программы (2часа) Практическая работа: Реализация практических умений и навыков организаторскойдеятельности. Реализация лидерского потенциала при организации и проведениимероприятий. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Количество часов 1 2 Вводное занятие 2 Беседа. Ознакомление 1 обучающихся с особенностями программы. Цели и задачи курса. Инструктаж по охране при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, 3 конференций, слетов, брейнрингов и др.) Обобщение анкет Обучающихся. Лидер Самоуправление Сущность школьного самоуправления и условияего развития. Ученическое самоуправление как способ организации коллективной деятельности. 4 Цели и задачи формирования в школе детского самоуправления. Органы школьного самоуправления, структура, направления 1 Форма организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности Теоретическое и практическое занятие. Слушание объяснений учителя, анализ, систематизация полученного материала. Проведение анкетирования, занятие-игра «Привет, я – новенький». Теоретическое и практическое занятие 8 часов 2 часа 1 Беседа 1 Беседа Слушание объяснений учителя,деловые игры: «Дом самоуправления», «Органы самоуправления в молодежной организации». Работа с материалом, круглый стол с представителями школьного самоуправления. деятельности. Функциии полномочия школьного совета старшеклассников. Программы деятельности 2 5 Содержание деятельности молодежных объединений. 6 Вариативно-программный подход в деятельности молодежного объединения. Знакомство с программами деятельности международных, межрегиональных, профильных объединений,организаций. Лидер во всех аспектах 2 Обзор западных и 1 отечественных теорий лидерства. Понятия лидерства и лидера, руководителя. Составление словарика лидера, организатора, выявление отличий и сходств. Беседа, практическое занятие Типология лидерства. Основные качества лидера. 1 Теоретическое практическое занятие Итоги реализации раздела 2 9 Беседа, обсуждение понятий «лидер», «лидерство». 1 10 Подведение итогов тестирования «Лидер? Лидер…Лидер!» и проведенных игр. 1 7 8 1 Дискуссия Дискуссия Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом. Деловая игра «Сделайсвой выбор!» Слушание объяснений учителя, работа с материалом, Тестирование «Лидер? Лидер…Лидер!», игра-путешествие «Калейдоскоп открытий». и Слушание объяснений учителя, ток – шоу «Плюсы и минусы лидерства» Дискуссия, игровое Слушание и анализ занятие выступления своих товарищей, анализ проблемных ситуаций, игры Дискуссия, игровое Слушание и анализ занятие выступления своих товарищей, играпутешествие «Калейдоскоп открытий». Методика организаторского мастерства 9 Как организовать работу? 2 11 Организаторские способности. Как выявитьспособного организатора,его качества, индивидуальность. 1 Теоретическое практическое занятие 12 Правила организаторской работы. Советы организатору. 1 Теоретическое практическое занятие Почерк организатора Стили работы: «Разящие стрелы», «Возвращающийся бумеранг», «Снующий челнок», «Плывущий плот». Взаимосвязь между организаторскими знаниями, умениями, качествами отношениямии практическими действиями Стили работы как стили взаимоотношений. Влияние стилей работы на эффективность деятельности и психологический климат в коллективе. Стадии развития коллектива 2 1 Дискуссия Слушание объяснений учителя, дискуссия «Каким быть?» 1 Беседа Анализ проблемных ситуаций, дискуссия «Каким быть?» Понятие коллектива, группы. Основные признаки. 1 Дискуссия Работа с литературой, слушание и анализ выступления товарищей, игры на командообразован ие. 13 14 15 и Слушание объяснений учителя, практическое занятие «Это должен знать каждый…организа тор». и Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом, деловая игра «Мы советуем». 2 Уровни развития коллектива. Этапы развития коллектива. 1 Психологический климат 2 17 Зоны настроения. Их особенности и влияние на поведение людей. 18 16 19 20 Практическое занятие Работа с раздаточным материалом, игры на командообразован ие 1 Беседа Особенности цветопсихологии. 1 Дискуссия Слушание объяснений учителя, просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом Просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом, ролевая игра «Давай дружить» Итоги реализации раздела 1 Беседа, обсуждение понятий раздела. 1 Если знать, как действовать 6 Искусство общения Как стать счастливым в общении, стили общения. Темперамент, как биологический фундамент, на которомформируется личность. 2 1 Игровое занятие Слушание и анализ выступления товарищей, игры на сплочение коллектива Практическое занятие Работа с раздаточным материалом, ролевые игры «Комплимент и похвальное слово», «Как вежливо отказать», «Как рождаются сплетни». 21 22 23 24 25 26 Общение, понятие общения, общение как специфическая форма взаимодействия людей. Структура, виды, формы общения. Уровни общения, признаки, 1 характеристика. Позициив общении. Личность и коллектив 2 Секреты личного обаяния, 1 понятие личного влияния. Коллектив и лидер. Взаимоотношения в коллективе: деловые и личные, совместимость людей. Влияние коллектива на личность. Этикет Этика как наука о взаимопонимании людей. Нормы морали, нравственность. Этикет как совокупность правил «хорошего тона, принятых в обществе и устанавливающих порядокповедения и общения людей». Деловой этикет. Речевой этикет как правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями людей. Требования к культуре речи. Значение культуры говорящего для формирования отношенияк нему собеседника. Инструментарий лидера Формы организаторской деятельности 1 Жанры публичных выступлений, формы организаторской деятельности. 1 2 1 1 Практическое занятие Слушание объяснений учителя, ролевые игры «Как вежливо отказать», «Как рождаются сплетни». Практическое занятие, дискуссия Просмотр учебногофильма, игра «Светмой, зеркальце, скажи…» Слушание и анализ выступления своих товарищей, работа сраздаточным материалом. Дискуссия, практическое занятие Беседа, практическое занятие Дискуссия Работа с раздаточным материалом, дебаты «Организаторская этика», беседы «Деловой этикет», «Каквести за собой». Слушание объяснений учителя, беседы «Речевой этикет», «Этика. Этикет. Нормыморали». 4 2 Беседа Слушание объяснений учителя, ролевые игры «Интервью», «Телефон». 27 Ознакомление с формами управленческой деятельности, требующихпубличных выступлений: круглые столы, конференции, дебаты, дискуссии, интервью, выступления, беседы. Проект как форма 1 коллективной деятельности, структура проекта, схема анализа, правила организации проектной деятельности, критерии эффективности. Формы досуговой деятельности: праздник, вечер, утренник, конкурс,викторина. Игра, игровые 2 технологии Беседа, игровая Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом, деловая игра «Сами с усами» Слушание объяснений учителя, формы организаторской деятельности, связанные с игрой. Беседа «Роль игры вжизни человека», «Виды игр и их классификация», «Каквести за собой». Работа с раздаточным материалом, слушаниеи анализ выступления своих товарищей, беседы «Виды игр и их классификация», «Каквести за собой». 28 История возникновения игры. Игра как один из видов деятельности человека. Классификацияигр. Виды и формы игр, функции игры. 1 Беседа 29 Роль ведущего и водящегов игре. Игры: обучение, тренинг, досуг. Игровая атрибутика. Технология подготовки и проведения игр. 1 Практическая Творческие мастерские. Мастер - классы 3 Понятие творческих мастерских, мастерклассов. 1 30 Практическая Слушание объяснений учителя, мастерская «Журналист» 31 32 Значимость практических 1 умений и навыков оформительского, журналистского, декоративноприкладного,игрового направления в деятельности лидера. Условия применения полученных умений и навыков в работе объединения. Практическая Мастерская «Веселый карандаш», «Затейник», деловая игра «Необычное в обычном». Итоги реализации программы 2 33 Реализация практических умений и навыков организаторской деятельности. 1 Практическая 34 Реализация лидерского потенциала при организации и проведении мероприятий. Итого 1 Практическая 34 Мастерская «Очумелыеручки», конкурс презентаций «Мы зажигаем звезды» Подготовка творческого выступления для обучающихся школы Подготовка творческого выступления для обучающихся школы