Планируемые результаты освоения курса
В результате изучения этой программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей
правила
поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех
простые
правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы,
склонности,
предпочтения);
выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения.
Метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
Учиться высказывать своё предположение (версию).
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе иследовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,критика).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Вводное занятие. Предмет и задачи курса (2 часа)
Теория:
Беседа, ознакомление обучающихся с особенностями объедениядополнительного
образования.
Знакомство с целями и задачами Программы.
Обобщение анкет обучающихся.
Инструктаж по охране при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников,
концертов, фестивалей, конкурсов, конференций,слетов, брейн-рингов и др.).
Практическая работа:
Занятие-игра «Привет, я – новенький».
1. Лидер (8 часов)
1.1.Самоуправление (2 часа)
Теория:
Сущность школьного самоуправления и условия его развития.
Ученическое самоуправление как способ организацииколлективной деятельности.
Цели и задачи формирования в школе детского самоуправления.
Органы школьного самоуправления, структура, направлениядеятельности.
Функции и полномочия школьного совета старшеклассников.
Практическая работа:
Деловые игры: «Дом самоуправления», «Органысамоуправления в молодежной
организации».
Круглый стол с представителями школьного самоуправления.
1.1. Программы деятельности (2 часа)
Теория:
Содержание деятельности молодежных объединений.
Вариативно-программный подход в деятельности молодежногообъединения.
Знакомство с программами деятельности международных,межрегиональных,
профильных объединений, организаций.
Практическая работа:
Деловая игра «Сделай свой выбор».
1.2. Лидер во всех аспектах (2 часа)
Теория:
Обзор западных и отечественных теорий лидерства.
Понятия лидерства и лидера, руководителя. Составление словарикалидера, организатора,
выявление отличий и сходств.
Типология лидерства.
Основные качества лидера.
Практическая работа:
Ток-шоу «Плюсы и минусы лидерства».
Тестирование «Лидер? Лидер…Лидер!».
Игра-путешествие «Калейдоскоп открытий».
1.3. Итоги реализации раздела (2 часа)
Практика:
Беседа, обсуждение понятий «лидер», «лидерство». Подведение итоговтестирования
«Лидер? Лидер…Лидер!» и проведенных игр.
2. Методика организаторскогомастерства (9 часов)
2.1. Как организовать работу (2 часа)
Теория:
Организаторские способности. Как выявить способного организатора,его качества,
индивидуальность.
Правила организаторской работы.
Советы организатору.
Практическая работа:
Практическое занятие «Это должен знать каждый…организатор».
Деловая игра «Мы советуем».
2.2. Почерк организатора (2 часа)
Теория:
Стили работы: «Разящие стрелы», «Возвращающийся бумеранг»,
«Снующий челнок», «Плывущий плот».
Взаимосвязь между организаторскими знаниями, умениями,качествами отношениями и
практическими действиями.
Стили работы как стили взаимоотношений.
Влияние стилей работы на эффективность деятельности ипсихологический климат в
коллективе.
Практическая работа:
Дискуссия «Каким быть».
2.3. Стадии развития коллектива (2 часа)
Теория:
Понятие коллектива, группы. Основные признаки.
Уровни развития коллектива. Этапы развития коллектива.
Практическая работа:
Игры на командообразование.
2.4. Психологический климат (2 часа)
Теория:
Зоны настроения. Их особенности и влияние на поведение людей.
Особенности цветопсихологии.
Практическая работа:
Ролевая игра «Давай дружить».
2.5. Итоги реализации раздела (1 час)
Теория:
Беседа, обсуждение понятий раздела.
Практическая работа:
Игры на сплочение коллектива.
3. Если знать, как действовать (6 часов)
3.1. Искусство общения (2 часа)
Теория:
Как стать счастливым в общении, стили общения.
Темперамент, как биологический фундамент, на котором формируетсяличность.
Общение, понятие общения, общение как специфическая формавзаимодействия людей.
Структура, виды, формы общения. Уровни общения, признаки,характеристика. Позиции
в общении.
Практическая работа:
Ролевые игры «Комплимент и похвальное слово», «Как вежливоотказать», «Как
рождаются сплетни».
3.2. Личность и коллектив (2 часа)
Теория:
Секреты личного обаяния, понятие личного влияния.
Коллектив и лидер.
Взаимоотношения в коллективе: деловые и личные, совместимостьлюдей.
Влияние коллектива на личность.
Практическая работа:
Игра «Свет мой, зеркальце, скажи…».
3.3. Этикет (2 часа)
Теория:
Этика как наука о взаимопонимании людей. Нормы морали,нравственность.
Этикет как совокупность правил «хорошего тона, принятых в обществеи
устанавливающих порядок поведения и общения людей». Деловой этикет.
Речевой этикет как правила речевого поведения, определяемыевзаимоотношениями
людей.
Требования к культуре речи. Значение культуры говорящего дляформирования
отношения к нему собеседника.
Практическая работа:
Дебаты «Организаторская этика», беседы «Деловой этикет», «Как вести за собой»,
«Речевой этикет», лекция «Этика. Этикет. Нормы морали».
4. Инструментарий лидера (4 часа)
4.1. Формы организаторской деятельности (2 часа)
Теория:
Жанры публичных выступлений, формы организаторской деятельности.Ознакомление с
формами управленческой деятельности, требующих публичных выступлений: круглые
столы, конференции, дебаты, дискуссии, интервью, выступления, беседы.
Проект как форма коллективной деятельности, структура проекта, схемаанализа, правила
организации проектной деятельности, критерии эффективности.
Формы досуговой деятельности: праздник, вечер, утренник, конкурс, викторина.
Практическая работа:
Лекции «Жанры публичных выступлений», «Проект как формаколлективной
деятельности».
Ролевые игры «Интервью», «Телефон».
Деловая игра «Сами с усами».
4.2. Игра, игровые технологии (2 часа)
Теория:
История возникновения игры. Игра как один из видов деятельностичеловека.
Классификация игр. Виды и формы игр, функции игры.
Роль ведущего и водящего в игре. Игры: обучение, тренинг, досуг.
Игровая атрибутика.
Технология подготовки и проведения игр.
Практическая работа:
Формы организаторской деятельности, связанные с игрой. Беседа
«Роль игры в жизни человека», «Виды игр и их классификация», «Как вестиза собой».
5. Творческие мастерские.Мастер-классы (3 часа)
Практическая работа:
Понятие творческих мастерских, мастер-классов.
Значимость практических умений и навыков оформительского, журналистского,
декоративно-прикладного, игрового направления вдеятельности лидера.
Условия применения полученных умений и навыков в работеобъединения.
Мастерские «Журналист», «Веселый карандаш», «Очумелые ручки»,
«Затейник».
Творческие дела, конкурс презентаций «Мы зажигаем звезды»,
«Стартинейджер», деловая игра «Необычное в обычном».
6. Итоги реализации программы (2часа)
Практическая работа:
Реализация практических умений и навыков организаторскойдеятельности.
Реализация лидерского потенциала при организации и проведениимероприятий.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Количество
часов
1
2
Вводное занятие
2
Беседа. Ознакомление
1
обучающихся с особенностями
программы. Цели и задачи курса.
Инструктаж по охране
при проведении массовых
мероприятий
(вечеров,
утренников,
концертов,
фестивалей, конкурсов,
3
конференций, слетов, брейнрингов и др.)
Обобщение
анкет
Обучающихся.
Лидер
Самоуправление
Сущность школьного
самоуправления и условияего
развития.
Ученическое
самоуправление как
способ организации
коллективной
деятельности.
4
Цели и задачи
формирования в школе
детского самоуправления.
Органы школьного
самоуправления, структура,
направления
1
Форма
организации
учебных
занятий
Основные виды
учебной
деятельности
Теоретическое и
практическое
занятие.
Слушание
объяснений
учителя, анализ,
систематизация
полученного
материала.
Проведение
анкетирования,
занятие-игра
«Привет, я –
новенький».
Теоретическое
и практическое
занятие
8 часов
2 часа
1
Беседа
1
Беседа
Слушание
объяснений
учителя,деловые
игры: «Дом
самоуправления»,
«Органы
самоуправления в
молодежной
организации».
Работа с
материалом,
круглый стол с
представителями
школьного
самоуправления.
деятельности. Функциии
полномочия
школьного совета
старшеклассников.
Программы
деятельности
2
5
Содержание деятельности
молодежных объединений.
6
Вариативно-программный
подход в деятельности
молодежного объединения.
Знакомство с программами
деятельности международных,
межрегиональных, профильных
объединений,организаций.
Лидер во всех аспектах
2
Обзор западных и
1
отечественных теорий
лидерства.
Понятия лидерства и
лидера, руководителя.
Составление словарика
лидера, организатора,
выявление отличий и
сходств.
Беседа,
практическое
занятие
Типология лидерства.
Основные качества
лидера.
1
Теоретическое
практическое
занятие
Итоги реализации
раздела
2
9
Беседа, обсуждение
понятий «лидер»,
«лидерство».
1
10
Подведение итогов
тестирования «Лидер?
Лидер…Лидер!» и
проведенных игр.
1
7
8
1
Дискуссия
Дискуссия
Слушание
объяснений
учителя, работа с
раздаточным
материалом.
Деловая игра
«Сделайсвой
выбор!»
Слушание
объяснений
учителя, работа с
материалом,
Тестирование
«Лидер?
Лидер…Лидер!»,
игра-путешествие
«Калейдоскоп
открытий».
и Слушание
объяснений
учителя, ток – шоу
«Плюсы и минусы
лидерства»
Дискуссия, игровое Слушание и анализ
занятие
выступления своих
товарищей, анализ
проблемных
ситуаций,
игры
Дискуссия, игровое Слушание и анализ
занятие
выступления своих
товарищей, играпутешествие
«Калейдоскоп
открытий».
Методика
организаторского
мастерства
9
Как организовать
работу?
2
11
Организаторские способности.
Как выявитьспособного
организатора,его качества,
индивидуальность.
1
Теоретическое
практическое
занятие
12
Правила организаторской
работы.
Советы организатору.
1
Теоретическое
практическое
занятие
Почерк организатора
Стили работы: «Разящие
стрелы»,
«Возвращающийся
бумеранг», «Снующий
челнок», «Плывущий
плот».
Взаимосвязь между
организаторскими знаниями,
умениями, качествами
отношениямии практическими
действиями
Стили работы как стили
взаимоотношений.
Влияние стилей работы на
эффективность деятельности и
психологический климат в
коллективе.
Стадии развития
коллектива
2
1
Дискуссия
Слушание
объяснений
учителя, дискуссия
«Каким быть?»
1
Беседа
Анализ
проблемных
ситуаций,
дискуссия
«Каким быть?»
Понятие коллектива,
группы. Основные
признаки.
1
Дискуссия
Работа с
литературой,
слушание и анализ
выступления
товарищей, игры
на
командообразован
ие.
13
14
15
и Слушание
объяснений
учителя,
практическое
занятие «Это
должен знать
каждый…организа
тор».
и Слушание
объяснений
учителя, работа с
раздаточным
материалом,
деловая игра «Мы
советуем».
2
Уровни развития
коллектива. Этапы
развития коллектива.
1
Психологический
климат
2
17
Зоны настроения. Их
особенности и влияние на
поведение людей.
18
16
19
20
Практическое
занятие
Работа с
раздаточным
материалом, игры
на
командообразован
ие
1
Беседа
Особенности
цветопсихологии.
1
Дискуссия
Слушание
объяснений
учителя, просмотр
учебного фильма,
работа с
раздаточным
материалом
Просмотр
учебного фильма,
работа с
раздаточным
материалом,
ролевая игра
«Давай дружить»
Итоги реализации
раздела
1
Беседа, обсуждение
понятий раздела.
1
Если знать, как
действовать
6
Искусство общения
Как стать счастливым в
общении, стили общения.
Темперамент, как
биологический фундамент,
на которомформируется
личность.
2
1
Игровое
занятие
Слушание и анализ
выступления
товарищей, игры
на
сплочение
коллектива
Практическое
занятие
Работа с
раздаточным
материалом,
ролевые игры
«Комплимент и
похвальное слово»,
«Как вежливо
отказать», «Как
рождаются
сплетни».
21
22
23
24
25
26
Общение, понятие общения,
общение как специфическая
форма взаимодействия
людей.
Структура, виды, формы
общения. Уровни общения,
признаки,
1
характеристика. Позициив
общении.
Личность и коллектив
2
Секреты личного обаяния, 1
понятие личного влияния.
Коллектив и лидер.
Взаимоотношения в
коллективе: деловые и
личные, совместимость
людей.
Влияние коллектива на
личность.
Этикет
Этика как наука о
взаимопонимании людей.
Нормы морали,
нравственность.
Этикет как совокупность правил
«хорошего тона, принятых в
обществе и устанавливающих
порядокповедения и общения
людей». Деловой этикет.
Речевой этикет как правила
речевого поведения,
определяемые
взаимоотношениями людей.
Требования к культуре речи.
Значение культуры говорящего
для формирования отношенияк
нему собеседника.
Инструментарий лидера
Формы организаторской
деятельности
1
Жанры
публичных
выступлений,
формы
организаторской деятельности.
1
2
1
1
Практическое
занятие
Слушание
объяснений
учителя, ролевые
игры
«Как вежливо
отказать», «Как
рождаются
сплетни».
Практическое
занятие,
дискуссия
Просмотр
учебногофильма,
игра «Светмой,
зеркальце,
скажи…»
Слушание и анализ
выступления своих
товарищей, работа
сраздаточным
материалом.
Дискуссия,
практическое
занятие
Беседа,
практическое
занятие
Дискуссия
Работа с
раздаточным
материалом,
дебаты
«Организаторская
этика», беседы
«Деловой этикет»,
«Каквести за
собой».
Слушание
объяснений
учителя, беседы
«Речевой этикет»,
«Этика. Этикет.
Нормыморали».
4
2
Беседа
Слушание
объяснений
учителя, ролевые
игры
«Интервью»,
«Телефон».
27
Ознакомление с формами
управленческой деятельности,
требующихпубличных
выступлений:
круглые
столы,
конференции,
дебаты,
дискуссии,
интервью,
выступления, беседы.
Проект
как
форма 1
коллективной деятельности,
структура
проекта,
схема
анализа,
правила
организации
проектной
деятельности,
критерии эффективности.
Формы досуговой
деятельности: праздник, вечер,
утренник, конкурс,викторина.
Игра, игровые
2
технологии
Беседа, игровая
Слушание
объяснений
учителя, работа с
раздаточным
материалом,
деловая игра
«Сами с усами»
Слушание
объяснений
учителя, формы
организаторской
деятельности,
связанные с игрой.
Беседа «Роль игры
вжизни человека»,
«Виды игр и их
классификация»,
«Каквести за
собой».
Работа с
раздаточным
материалом,
слушаниеи анализ
выступления своих
товарищей, беседы
«Виды игр и их
классификация»,
«Каквести за
собой».
28
История возникновения игры.
Игра как один из видов
деятельности человека.
Классификацияигр. Виды и
формы игр, функции игры.
1
Беседа
29
Роль ведущего и водящегов
игре. Игры: обучение, тренинг,
досуг.
Игровая атрибутика.
Технология подготовки и
проведения игр.
1
Практическая
Творческие мастерские.
Мастер - классы
3
Понятие
творческих
мастерских,
мастерклассов.
1
30
Практическая
Слушание
объяснений
учителя,
мастерская
«Журналист»
31
32
Значимость
практических
1
умений
и
навыков
оформительского,
журналистского, декоративноприкладного,игрового
направления
в
деятельности лидера.
Условия применения
полученных умений и
навыков в работе
объединения.
Практическая
Мастерская
«Веселый
карандаш»,
«Затейник»,
деловая игра
«Необычное в
обычном».
Итоги реализации
программы
2
33
Реализация практических
умений и навыков
организаторской
деятельности.
1
Практическая
34
Реализация
лидерского
потенциала при
организации и
проведении
мероприятий.
Итого
1
Практическая
34
Мастерская
«Очумелыеручки»,
конкурс
презентаций «Мы
зажигаем звезды»
Подготовка
творческого
выступления для
обучающихся
школы
Подготовка
творческого
выступления для
обучающихся
школы