РПВД Мир программирования 7-8 классы

Приложение 5 к Основной общеобразовательной программе –
образовательной программе основного общего образования

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
МБОУ СОШ № 154
Протокол № 1
от 25 августа 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:
директор МБОУ СОШ № 154
____________ О.В. Валамина
Приказ № 47-0
от 25 августа 2021 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Мир программирования»
(7-8 классы)

Срок реализации: 2 года
Составитель: Часовникова Е.Н.
Учитель информатики МБОУ СОШ №154


научится применять словари, стеки, очереди, деки для решения задач
обработки дан-ных;

научится использовать деревья для организации данных;

познакомится с методами описания графов и некоторыми популярными
алгоритмамина графах;

научится использовать динамическое программирование для решения
комбинаторныхи оптимизационных задач;

познакомится с понятием выигрышных и проигрышных позиций в играх с
полной ин-формацией;
В результате изучения курса во второй год обучающийся:

познакомится с объектно-ориентированным подходом к разработке программ;

научится выполнять объектно-ориентированный анализ задачи, выделять
свойства иметоды объектов;

научится использовать инкапсуляцию для защиты данных объектов;

познакомится с понятиями «класс» и «абстрактный класс»;

познакомится с понятиями «инкапсуляция», «наследование», «полиморфизм»;

научится проектировать несложные иерархии классов для прикладных задач;

познакомится с принципами разработки событийно-ориентированных программ;

научится создавать программы с графическим интерфейсом на языках Python и C#;

научится использовать готовые и создавать новые компоненты (виджеты) для
средбыстрой разработки программ.
Содержание курса внеурочной деятельности
Программирование на языке Python.
Простейшие программы. Диалоговые программы. Переменные. Консольный ввод и вывод данных.
Компьютерная графика. Система координат. Управление пикселями. Графические
примитивы: линии, прямоугольники, окружности. Изменение координат. Анимация.
Процедуры. Процедуры с параметрами. Рефакторинг.
Обработка целых чисел. Арифметические выражения. Деление нацело. Остаток от деления.
Обработка вещественных чисел. Особенности представления вещественных чисел в
памяти компьютера. Операции с вещественными числами.
Случайные и псевдослучайные числа. Генераторы случайных чисел.
Ветвления. Условный оператор. Полная и неполная формы условного оператора. Вложенные условные операторы. Логические переменные. Экспертные системы. Сложные
усло- вия. Логические операции И, ИЛИ, НЕ. Порядок выполнения операций.
Циклы с условием. Алгоритм Евклида. Обработка потока данных. Бесконечные циклы.
Циклы по переменной. Шаг изменения переменной цикла.
Циклы в компьютерной графике. Узоры. Вложенные циклы. Штриховка.
Этапы создания программ. Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу
вверх». Интерфейс и реализация. Документирование программы.
Подпрограммы: процедуры и функции. Процедуры. Процедуры с параметрами. Локальные и глобальные переменные.

2.

2

Функции. Логические функции.
Рекурсия. Рекурсивные процедуры и функции. Фракталы.
Символьные строки. Сравнение строк. Операции со строками. Обращение к символам.
Перебор всех символов. Срезы. Удаление и вставка. Встроенные методы. Поиск в
символь- ных строках. Замена символов. Преобразования «строка — число».
Символьные строки в функциях. Рекурсивный перебор.
Массивы (списки). Массивы в языке Python. Создание массива. Обращение к элементу
массива. Перебор элементов массива. Генераторы. Вывод массива. Ввод массива с
клавиату- ры. Заполнение массива случайными числами.
Алгоритмы обработки массивов. Сумма элементов массива. Подсчёт элементов массива, удовлетворяющих условию. Особенности копирования списков в Python.
Поиск в массивах. Линейный поиск. Поиск максимального элемента в массиве. Максимальный элемент, удовлетворяющий условию. Использование массивов в прикладных
зада- чах.
Матриц. Создание и заполнение матриц. Вывод матрицы на экран. Перебор элементов
матрицы. Квадратные матрицы.
Сложность алгоритмов. Асимптотическая сложность.
Программирование на языке Python
Сортировка массивов. Метод пузырька (сортировка обменами). Метод выбора. Сортировка слиянием. Быстрая сортировка. Сортировка в языке Python.
Двоичный поиск в массиве данных. Двоичный поиск по ответу.
Обработка файлов. Типы файлов. Чтение данных. Запись данных. Обработка данных из
файла.
Целочисленные алгоритмы. Решето Эратосфена. Целочисленный квадратный корень.
Словари. Алфавитно-частотный словарь. Перебор элементов словаря.
Структуры. Классы. Создание структур. Работа с полями структур. Хранение структурв
файлах. Сортировка структур.
Стек. Использование списка. Вычисление арифметических выражений. Скобочные выражения. Системный стек. Очередь. Дек.
Деревья. Деревья поиска. Обход дерева. Использование связанных структур. Вычисле-ние
арифметических выражений.
Графы. Описание графа. Жадные алгоритмы. Минимальное остовное дерево. Алгоритм
Дейкстры. Алгорим Флойда–Уоршелла. Использование списков смежности.
Динамическое программирование. Числа Фибоначчи. Количество программ для исполнителя. Двумерные задачи. Поиск оптимального решения.
Игровые модели. Выигрышные и проигрышные позиции.
Проблема сложности программ. Процедурный и объектно-ориентированный подходы к
написанию программ.
Классы и объекты. Объектно-ориентированный анализ. Взаимодействие объектов.
Свойства и методы.
Классы и объекты в программе. Объявление класса. Поля класса. Конструктор класса.
Данные и методы класса.
Скрытие внутреннего устройства. Доступ к полям через методы. Свойства (property).
Свойство «только для чтения»
3

Иерархия классов. Наследование. Базовый класс. Доступ к полям. Классынаследники.
Полиморфизм. Разработка модулей.
Событийно-ориентированное программирование. Программы с графическим интерфейсом. Форма. Свойства формы. Обработчики событий.
Использование компонентов (виджетов). Ввод и вывод данных. Обработка
ошибок спомощью исключений.
Создание компонентов. Добавление свойств и методов. Составные
компоненты.Модель и представление.
3.Тематическое планирование
7 класс (68 часов)

№
урока

Тема
занятия

Кол-во
часов

Форма
организации
учебных
занятий

Основные
виды учебной
деятельности

урок

редактирование программ
редактирование программ
Просмотр
учебных
фильмов
программирование
Просмотр
учебных
фильмов
программирование
редактирование программ
программирование
Просмотр
учебных
фильмов
наблюдениеза
демонстрациями
учителя
программирование

Программирование на языке Python
1.

Первые программы

2
урок

2.

Диалоговые программы

3.

Компьютерная графика

4.

Процедуры

5.

Обработка целых чисел

6.

Обработка вещественных чисел

7.

Случайные и псевдослучайные числа

8.

Ветвления

9.

2
2

урок

2

урок

2

урок

2

урок

2

урок

2

урок

2

урок

2

урок

2

практикум

Сложные условия

10.

Циклы с условием

11.

Циклы с условием:

12.

13.

2

урок

2

урок

2

урок

Анимация

Циклы по переменной

14.

Циклы в компьютерной графике

15.

Выполнение проекта

2

практикум

16.

Выполнение проекта

2

практикум

17.

Выполнение проекта

2

практикум

18.

Проектирование программ

2

практикум

2

урок

2

урок

19.

Процедуры

20.

Рекурсия

21.

Функции

2

урок

22.

Символьные строки

2

урок

2

урок

23.

Обработка символьных строк

24.

Строки в функциях

2

урок

25.

Массивы

2

урок

2

урок

26.

Ввод и вывод массивов

27.

Суммирование элементов массива

2

урок

2

урок

28.

Подсчёт элементов массива,
удовлетво-ряющих условию

29.

Поиск значения в массиве

2

урок

наблюдениеза
демонстрациями
учителя
Просмотр
учебных
фильмов
наблюдениеза
демонстрациями
учителя
программирование
программирование
программирование
программирование
Просмотр
учебных
фильмов
Работа с
раздаточным
материалом
программирование
программирование
редактирование программ
программирование
программирование
редактирование программ
программирование
Работа с
раздаточным
материалом
программирование

2

урок

31.

Поиск максимального элемента в
массиве
Игра «Стрельба по тарелкам»

2

урок

32.

Игра «Стрельба по тарелкам»

2

урок

2

урок

2

урок

30.

33.

34.

Матрицы

Сложность алгоритмов

8
№
урока

Тема
занятия

класс (68 часов)
Кол-во
часов

Форма
организации
учебных
занятий

Работа с
раздаточным
материалом
программирование
программирование
Просмотр
учебных
фильмов
редактирование программ

Основные
виды учеб ной
деятельности

Программирование на языке Python
урок
1.

Простые алгоритмы сортировки

2

2.

Сортировка слиянием

2

урок
урок

3.

Быстрая сортировка

2

4.

Двоичный поиск

2

урок

5.

Обработка файлов

2

урок

6.

Обработка файлов: практикум

2

практикум

7.

Целочисленные алгоритмы

2

урок
урок

8.

Словари

2

9.

Структуры

2

урок

10.

Структуры: практикум

2

практикум

11.

Стек, очередь, дек

2

урок

редактирование программ
программирование
Работа с
раздаточным
материалом
программирование
программирование
программирование
программирование
Работа с
раздаточным
материалом
программирование
программирование
программирование

урок
12.

Деревья

2

13.

Графы

2

урок

14.

Графы: практикум

2

практикум
урок

15.

Динамическое программирование

2

16.

2

17.

Динамическое программирование:
практикум
Игровые модели

18.

Игровые модели: практикум

2

практикум

2
практикум
семинар

19.

Что такое ООП?

2

20.

Модель задачи: классы и объекты

2

урок
урок

21.

Классы и объекты в программе

2

22.

2

практикум

23.

Классы и объекты в программе:
практикум
Скрытие внутреннего устройства

2

урок

24.

Иерархия классов

2

урок

25.

Классы-наследники (I)

2

урок

26.

Классы-наследники (II)

2

урок

27.

Доработка игры

2

практикум

28.

Событийно-ориентированное
программирование
Использование компонентов (виджетов)

2

урок

2

урок

29.

урок
30.

Использование компонентов (виджетов)

2

Просмотр
учебных
фильмов
программирование
программирование
наблюдениеза
демонстрациями
учителя
программирование
программирование
программирование
наблюдениеза
демонстрациями
учителя
моделирование
редактирование программ
программирование
программирование
программирование
программирование
программирование
программирование
программирование
программирование
редактирование программ

31.

Создание компонентов

2

урок

32.

Модель и представление

2

урок

33.

Выполнение проекта

2

практикум

34.

Выполнение проекта

2

практикум

программирование
программирование
программирование
программирование


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».