РПВД Творческая мастерская 5-9 классы

1. Пояснительная записка
Актуальность исследования. Проблема развития мелкой моторики школьников
средствами различных видов изобразительной деятельности в настоящее время приобретает
особую актуальность и становится важнейшим направлением научно-теоретических
исследований. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики
является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического
развития ребёнка.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе считается развитие мелкой
моторики рук. Поэтому начинать её развитие необходимо с раннего возраста.
«Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Ещё В. А. Сухомлинский
писал, что от них (детских пальчиков), образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в
движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой,
карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче
творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее»
[53, с.92].
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и
костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных
движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев
часто используется термин ловкость.
В настоящее время у школьников имеется общее моторное отставание, но в большей
степени всё это выявляется у детей, которые живут в городах. Это связано с тем, что ещё совсем
недавно наши мамы и папы вместе с детьми выполняли руками различные виды работ:
перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют
машины. Технический прогресс освободил время для других важных дел, но это повлияло на
общую недоразвитость моторики рук.
Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие
ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным
средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Развитием мелкой моторики занимаются педагогика, психология и физиология. Данной
проблемой занимались учёные Института физиологии детей и подростков М.М. Кольцова, Е.Н.
Исенина, Л.В. Антакова-Фомина, которые своими исследованиями доказали взаимосвязь
интеллектуального развития и мелкой моторики рук. Систематизированные упражнения по
развитию мелкой моторики пальцев, по мнению М.М.Кольцовой, являются «мощным
средством» для развития головного мозга ребенка.
Все ученные изучающие детскую психику (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев,
А.В.Запорожец, М.М. Кольцова и др.) доказали, что развитие речи и мышления ребенка
находится в тесной связи с развитием мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой
моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и,
следовательно, готовности к обучению. Обычно ребёнок, у которого хорошо развита мелкая
моторика, связная речь, логическое мышление, обладает достаточно развитой памятью и
вниманием.
Поэтому, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие
навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует

использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы,
чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и
учебных действий. Предполагаемый вид образовательной деятельности оказывает большое
влияние на развитие мелкой моторики рук у детей.
Разнообразные материалы (тесто, пластика, пластилин, фетр, нитки, бисер и др.) играют
большую роль в развитии мелкой моторики рук ребенка. С раннего возраста ребёнок знаком с
пластилином - мягким и податливым материалом, из которого можно лепить всё, что угодно, но
мало кто знает, что пластилином можно ещё и рисовать. Такой вид работы требует
определённых физических усилий пальцев обеих рук, что способствует их развитию, а это, в
свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как, при этом
индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), подготавливает руки к
рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений.
Цели и задачи, реализуемые рабочей программой
Цели программы «Творческая мастерская»:
1. Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание условий для самореализации ученика в творчестве.
3. Формирование практических трудовых навыков.
4. Развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи программы:

знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения,
декоративно – прикладного искусства;

раскрыть истоки народного творчества;

формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с
помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке различных материалов;

развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника,
дизайнера;

формирование творческих способностей, духовной культуры;

воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству,
природе и окружающему миру.
Программа «Творческая мастерская» рассчитана на 1 год обучения, 34 недели, для учащихся 59 классов
2. Нормативные документы, используемые при разработке рабочей программы
a. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с
изменениями;
b. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726- р);
c. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

d. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
e. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
f. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ- 976/04 “О реализации
курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных
общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий.
3. Результаты освоения курса внеурочной деятельности (кружка)
В конце обучения дети должны получить знания:

о материалах, инструментах;

о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

в области композиции, формообразовании, цветоведения;

об особенностях текстур и при помощи чего их можно передать;

понимание выполнения плановости работы;

о масштабе и знать как его применять в работах;

сведения о знаках и символах русской вышивки;

о цветовом сочетании в изделиях;

о праздничных традициях.
Умения:

работать нужными инструментами и приспособлениями;

последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);

лепить из пластилина;

мастерить открытки в различных техниках аппликации;

шить игрушки из фетра;

декорирования;

расписывать пасхальные яйца по традиционным мотивам.
Форма подведения итогов программы – выставки и конкурсы.
4.
1.





Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности
Вводное занятие.
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Тема для беседы «Что такое инструменты. Для чего они нам нужны»
2. «Экскурсия в природу».
«Экскурсия в природу», проводится на месте с применением видео материала и иллюстраций.
Целью экскурсии является изучение мира вокруг нас. Разнообразия форм, цветов и их

сочетания, богатства текстур. Умение видеть красоту и разнообразность природы, воспитывает
любовь и бережное отношение к природе.
Тема для беседы «Природа, во всем своем многообразии»
3. Оригами.
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику,
фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного
творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного
искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира. Знакомимся с искусством оригами.

Изготовление кленовых листьев.

Тюльпаны.
Тема для беседы «Искусство оригами»
4. Работа с бумагой и картоном. «Бумажные фантазии»
Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику,
фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного
творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного
искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

Изготовление открыток.

Контурное вырезание из бумаги.

Объемные аппликации из картона.

Композиция «Цветы» (бумагопластика)
Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы»
5. Работа с пластилином. «Пластилинография»
Работа с пластилином заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной
природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых
трудовых навыков. При работе с пластилином дети учатся намазывать на основу тонкий слой
пластилина, осваивая «живописные приемы» на который потом наносят отпечатки стекой или
другими предметами, учатся делать изображение объемным. Пластилин предстает в качестве
изобразительного средства для создания объемных картин на картоне. Знакомый
конструктивный способ лепки усложняется «акварельными эффектами» и текстурами.
 Знакомимся с понятием композиция.
 Учимся рисовать эскиз.
 Осваиваем навыки планового выполнения работы.
 Прорабатываем текстуры второго плана.
 Учимся применять знания о масштабе в работе.
 Работа с первым планом. Детализация.
 Оформление работы. Паспорту.
 Аппликация «Волшебная осень»
 Аппликация «Морской пейзаж»

Темы для бесед: «Красота, гармония и разнообразие леса», «Море как целый мир».
6. Работа с фетром. «Игрушки»
В ходе работы с фетром и нитками учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания
по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется
представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать
используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются
профессиональные навыки.
 Эскиз будущей игрушки.
 Учимся кроить и осваиваем новые инструменты (нитки, ножницы, иголки, бисер).
 Осваиваем приему декорирования.
 Игрушка «Мышонок».
 Игрушка «Подарок маме»
Темы для бесед: «Приемы декорирования»
7. Работа с бумагой и картоном, солью и клеем ПВА, салфетками и т.п. «Фантазеры»
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С
помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных
материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим
навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем
мире. Техника декупаж, папье маше.
 Макетирование «домик»
 Рисуем зимний пейзаж с помощью ПВА и соли
 Нетрадиционные техники ИЗО (старые журналы, картон, гуашь).
 Бумагопластика автопортрет (картон разной текстуры, ПВА).
 Бумагопластика «Портрет папы»
 Декупаж
 Папье маше «Пасхальная композиция»
Темы для бесед: «Макетирование», «Папье маше», «Декупаж»
8. Итоговое занятие. Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
5.
№п/п

Учебно-тематический план

Тема

Всего
часов

Теория

Практика

1
2
3

Вводное занятие
«Экскурсия в природу»
Оригами

1
1
2

1
1
1

1

4

Объемные аппликации из картона 2

1

1

Формы
аттестации/контроля
Устный опрос.
Наблюдение
Наблюдение, анализ. Фото
отчет.
Групповая оценка работы.

5
6
7
8
9
10

11

12

13
14
15
16
17
18
19

Открытка «День учителя»
Пластилинография «Волшебная
осень»
Пластилинография
«Морской пейзаж»
Игрушка из фетра «Мышонок»
Объемная новогодняя открытка
Макет домика (картон и др.
материалы)

2
2

1
1

1
1

Наблюдение.
Устный опрос. Выставка.

2

1

1

Устный опрос. Выставка.

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Рисуем зимний пейзаж с помощью 2
ПВА
и соли
Бумагопластика автопортрет
2

1

1

Наблюдение. Фото отчет.
Наблюдение. Фото отчет.
Групповая оценка работы.
Фото
отчет.
Наблюдение.

1

1

Бумагопластика «Портрет папы» 2
Игрушка из фетра «Подарок маме»2
Нетрадиционные техники ИЗО
2
Декупаж
2
Папье маше «Пасхальная
2
композиция»
Композиция «Цветы»
2
(бумагопластика)
Нетрадиционные техники ИЗО
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Наблюдение, устный опрос,
фото
отчет.
Наблюдение , фото отчет.
Наблюдение, фото отчет.
Анализ работы.
Наблюдение, фото отчет.
Наблюдение, фото отчет.

1

1

Анализ работы, фото отчет.

1

1

Анализ работы, фото отчет.

Итого:

19

16

34

6.

Календарно учебный график

Месяц

Тема занятия

сентябрь
сентябрь
май
январь

Вводное занятие
«Экскурсия в природу»
Оригами
Объемные аппликации из
картона
Открытка «День учителя»
Пластилинография
«Волшебная
осень»
Пластилинография
«Морской

сентябрь
сентябрь,
октябрь
октябрь,
ноябрь

Кол-вочасов

Формы аттестации/контроля.

1
1
1
2

Устный опрос.
Наблюдение
Наблюдение, анализ. Фото отчет.
Групповая оценка работы.

2
2

Наблюдение.
Устный опрос. Выставка.

2

Устный опрос. Выставка.

пейзаж»
декабрь
декабрь
январь,
февраль
январь
февраль
февраль
март

март
апрель
апрель
май
май

Игрушка из фетра
«Мышонок»
Объемная новогодняя
открытка
Макет домика (картон и
др.
материалы)
Рисуем зимний пейзаж с
помощью ПВА и соли
Бумагопластика
автопортрет
Бумагопластика «Портрет
папы»
Игрушка из фетра
«Подарок
маме»
Нетрадиционные техники
ИЗО
Декупаж
Папье маше «Пасхальная
композиция»
Композиция «Цветы»
(бумагопластика)
Нетрадиционные техники
ИЗО
Итого:
7.

2

Наблюдение. Фото отчет.

2

Наблюдение. Фото отчет.

2

Групповая оценка работы. Фото
отчет.

2

Наблюдение.

2
2

Наблюдение, устный опрос, фото
отчет.
Наблюдение, фото отчет.

2

Наблюдение, фото отчет.

2

Анализ работы.

2
2

Наблюдение, фото отчет.
Наблюдение, фото отчет.

2

Анализ работы, фото отчет.

2

Анализ работы, фото отчет.

34

Учебно-методическое обеспечение

Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие», М., 2005 г.
Маркелова О.Н. «Технология организации кружковой работы в школе», Волгоград.
«Учитель», 2010 г.
Бахметьев А., Кизяков Т. Оч. умелые ручки. – М.: Росмэн, 1997г.
Новиков И.В. «Аппликации из природных материалов», Ярославль. «Академия развития»,
2006 г.
Носова Т.И. «Подарки и игрушки своими руками», М., 2008 г.
Царамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», Ярославль.2004 г.
Оригами, фигурки из бумаги, начиная с самых простых, и заканчивая сложными.
Фотографии готовых моделей. http://www.vostal.narod.ru/
История, современное состояние, художественные и технологические особенности
традиционных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области. Сведения о
промыслах систематизированы по направлениям: роспись и резьба по дереву (хохломская,

городецкая),
работы
по
металлу,
камню
и
кости,
гончарное
дело.
http://www.uic.nnov.ru/handicraft/
Мастерская мягкой игрушки: работы, технология изготовления, эскизы, выкройки.
http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/org/pre-school/rassvet/rassvet.html
- Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи деталей. http://www- koi8r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/
Городецкая роспись. Подборка материалов о городецкой росписи: история возникновения,
галерея
изделий,
технология
росписи,
композиция.
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1005/index.htm
Возрождение ремесел: факультативный курс для учащихся: традиционные русские
игрушки из глины, орнамент, матрешки. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project798/index.htm
- Учебники по ДПИ. http://remesla.ru/
Игрушки-сувениры. Последовательность выполнения игрушки, эскиз игрушки, чертежи
деталей. http://www-koi8-r.edu.yar.ru/russian/tvorch/ryb_dt/toy/
Декоративно-прикладное творчество. Раздел сайта Ярославского областного центра
дистанционного обучения школьников. http://www-koi8- r.edu.yar.ru/russian/tvorch/indexa.html
-Бисер и работа с ним. Создание украшений и модных вещей. Галереи работ, ссылки на
родственные сайты. http://ns.cg.ukrtel.net/~wowik/biser.htm
Игрушки из мастерских вальдорфских школ. Фотогалереи игрушек, изготовленных в
вальдорфских школах Санкт-Петербурга. Тряпичные куклы в русских народных костюмах,
изготовленные по традиционным технологиям. Деревянные конструкторы и игрушки в
народном стиле. Вальдорфские куклы. Исторические очерки о народной кукле: социокультурная
роль куклы, традиции изготовления и использования. Современная техника изготовления
тряпичной куклы. http://kenunen.boom.ru/igru/toys_1.html - Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов: http://eor.edu.ru/
База цифровых образовательных ресурсов сайта «Открытый класс»
Портал «Сеть творческих учителей»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».