Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 12 2012 г. №273 - ФЗ «Ообразовании в Российской Федерации» с изменениями 2017– 2016 гг. 2. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». 3. Письмо МО и науки от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ». 4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, оздоровления детей и молодежи» 5. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. 6. Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельности. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 № 09-1672 7. Письмо Министерства просвещения РФ от 7 мая 2020 г. № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий». Предлагаемая рабочая программа внеурочной деятельности «Медиатворчество» является эффективным средством развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока и нацелена на развитие навыков художественно-творческой деятельности в области медиа и конкретных видов искусства. и формирование научного мышления обучающихся ОО. Данная программа способствует повышению интереса обучающихся к предметам, как «Русский язык», «Литература», «МХК», «История», «Информатика», благодаря возможности самим создавать медиапродукт, формируя культуру общения с медиа, творческие, коммуникативные способности, критическое мышление, умение полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Актуальность программы заключается в реализации проектной деятельности как наиболее перспективной формы организации внеурочной работы с учащимися. В соответствии с требованиями новых стандартов для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей, необходимо формировать положительную мотивацию у учащихся, направлять их на самостоятельное овладение знаниями, реализовывать творческий подход в обучении, развивать межпредметные связи. Все эти задачи позволяет решить проектная деятельность. Цели, содержание и образовательные результаты программы соответствуют региональным социально-экономическим и социокультурным потребностям и проблемам, а также потребностям и проблемам самих обучающихся. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на учащихся 5-8 классов. Срок реализации программы – 1 год. Объём общеразвивающей программы – 34 часа (1 час в неделю). Программа предполагает вариативность по формам обучения и видам занятий. Допускается фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая формы работы. Занятия могут проходить в виде беседы, обсуждений, дискуссий и диспутов, демонстрации презентаций, выступлений учащихся, практических занятий, полевых наблюдений, экскурсий (в т. ч. виртуальных) и др. Среди форм подведения результатов фигурирует защита проектов учащихся, которые они готовят под руководством педагога в течение года. Поскольку «Медиатворчество» своей природе синтетическое искусство, в процессе обучения будут использоваться и литературные тексты, и произведения изобразительного искусства, и музыка, и драматизация. Таким образом, основное задание данного учебного курса гораздо шире, чем просто приобретение определенного уровня знаний. Обучение основам экранной или аудиовизуальной грамотности – это воспитание гармонически развитой личности, формирование его эстетической и духовной культуры, развитие креативного мышления, творческой активности. Цели и задачи программы Цель программы: создание условий для творческого развития и профессионального самоопределения обучающихся посредством обучения современным медиатехнологиям, приобщения к основам компьютерной грамотности, рекламы, фото, киноискусству, программированию. Задачи программы: Обучающие: знакомство с основными навыками журналистского и рекламного мастерства; овладение первоначальными приемами фото и видео съемки; формирование реального представления о современных масс – медиа; формирование умения создавать креативные рекламные, фото и видеоматериалы; Развивающие: развивать творческие способности, воображение, фантазию, художественный вкус; способствовать формированию навыков самостоятельной творческой работы; способствовать развитию коммуникабельности. овладение навыками работы в команде. Воспитывающие: воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, целеустремленность и самостоятельность; формировать потребность в творческой деятельности, стремление к самовыражению через творчество; Здоровьесберегающие: формирование навыков самопознания личности и эффективного общения; приобщение к здоровому образу жизни. Планируемые результаты внеурочной деятельности. Личностные результаты: развитие творческого мышления, умения нестандартно мыслить, основы критического мышления, формирование личности безопасного типа; способность увязать содержание курса с собственным жизненным опытом, понять значимость знаний по компьютерной графике и созданию презентации для использования в дальнейшей взрослой и профессиональной жизни; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно исследовательской, творческой деятельности; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты: обучение детей приёмам совместной и индивидуальной деятельности в ходе выполнения проектов, развитие коммуникативных навыков обучающихся путём вовлечения их в научную дискуссию, планомерное владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Предметные результаты развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование представления о презентации, компьютерной презентации; средствах и методах создания компьютерной презентации для различных сфер деятельности и ситуаций; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Уровни планируемых результатов Результаты первого уровня (приобретение учащимся социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни), достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение учащимися навыков работы над проектом, принципов разработки проектов; знаний о правилах конструктивной групповой и индивидуальной работы, организации коллективной и индивидуальной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения научного исследования, грамотного представления его результатов и др. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения учащихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом), достигается в дружественной детской среде: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия), достигается во взаимодействии с социальными субъектами: учащиеся приобретают опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Содержание рабочей программы Раздел 1. Введение Теория: Знакомство с программой. Вводный инструктаж по технике безопасности. Определение значения информационных технологий в современном мире. Изучение разнообразии информационной деятельности. Интернет – поиск. Раздел 2. Информационные и компьютерные технологии Теория: Значение информационных и компьютерных технологии. Интернет в современном мире. Знакомство с программами: Power Point, Моwie Maker, Photoshop и др. Практика: Видеодайджест. Работа с изображениями в системе Photoshop. Создание презентаций Power Point. Основы компьютерного делопроизводства. Знакомство с программами Page Maker, PhotoShop, Раздел 3. Основы журналистики и реклама Теория: Основы и виды деятельности журналиста. Личность журналиста. Значение рекламы в современном мире – просмотр видео. Из чего состоит газета? Задача газеты. Газетные жанры. Формы подачи материала, информации. Знакомство с видами фоторепортажа. «Основы экранной культуры». Понятие фото- и видео – съемка. Основные виды. Правила использования в журналистике. Практика: Работа редакции. Фоторепортаж. Интервью. Проба интервью. Работа над ошибками. Создание газеты. Зарисовка, реклама, путевые заметки, обозрение. Создание рекламы, буклета. Раздел 4. Самопознание личности и психология общения Теория: Конфликты и выход из них. Классификация конфликтов. Способы решения. Компромиссы. Час занимательной психологии. Игры на внимание, воображение Практика: Тренинговые игры. Упражнения на сплочение коллектива, игры на формирование здорового образа жизни. Раздел 5. Фото, видео, кино творчество Теория: Цифровые фотокамеры. Цифровые видеокамеры. Принцип работы цифровых фото и видеокамер. Объем графических изображений. История фотографии. Правила фотосъемки. Знакомство с устройством видеокамеры. Правила видеосъемки. Практика: Знакомство с устройством фотоаппарата. Уход за фотоаппаратом. Уход за видеокамерой. Уход и работа с цифровыми носителями. Приемы работы с фотоаппаратом. Подготовка творческих работ к конкурсам. Ролевая игра - Фотоателье, Обработка полученного материала. Сезонная фото и видеосъемка (зима, весна, лето, осень). Перенос и сохранение видеосъемки на другие носители. Раздел 6. Подведение итогов Теория: Рассказ о перспективах применения знаний, полученных во время обучении по программе «Медиатворчество». Практика: Эссе-рефлексия « Мои ожидания: плюсы и минусы». Тематическое планирование № Название раздела, темы Количество часов Формы п/п Всего теория Практика аттестации/ контроля Раздел 1 Введение (2 ч.) занятие. 2 2 Коллективно 1-2 Вводное Инструктаж по технике е обсуждение безопасности. Определение значения информационных технологий в современном мире. Интернет - поиск Раздел 2 Информационные и компьютерные технологии (6 ч.) 3-4 5-7 8 Разнообразие компьютерных программ и их применение Знакомство с программами: Power Point, Моwie Maker, Photoshop и др. 2 1 1 Беседа. Обсуждение. 3 1 2 Беседа. Обсуждение. Самостоятельна я работа учащихся Создание Вставки, анимации 1 0 1 Самостоятельна я работа учащихся дизайна. переходы, Раздел 3 Основы журналистики и рекламы (6 ч.) 9 10 11-12 Основы и виды деятельности журналиста. Личность журналиста Значение рекламы в современном мире – просмотр видео Из чего состоит газета? Задача газеты. Газетные жанры. Формы подачи материала, информации. 1 1 0 Беседа. Обсуждение 1 1 0 Беседа. Обсуждение 2 1 1 Беседа, дискуссия. Понятие фото- и видео – 2 1 1 съемка. Основные виды. Правила использования в журналистике. Раздел 4 Самопознание личности и психология общения (4 ч.) Беседа, дискуссия. Самостоятельна я работа Конфликты и выход из 3 них. Классификация конфликтов. Способы решения. Компромиссы. Тренинговая игра «Найди выход». Час занимательной 18 1 психологии. Игры на внимание, воображение Раздел 5 Фото, видео, кино творчество. 13-14 15-17 1 2 Беседа, дискуссия. Игра 0 1 Коллективная работа Беседа. Обсуждение Беседа. Обсуждение 19 История фотографии. 1 1 0 20-21 Цифровые фотокамеры. 2 Цифровые видеокамеры. Объем графических изображений. Знакомство с устройством видеокамеры. Принцип работы 3 цифровых фото и видеокамер. Правила фотосъемки. Правила видеосъемки. 4 1 1 0 3 Самостоятельна я работа учащихся. 0 4 28-29 Подготовка творческих работ к конкурсам 2 0 2 Самостоятельна я работа учащихся. Самостоятельна я работа учащихся. 30 Ролевая игра - Фотоателье 1 0 1 31-32 Подготовка творческого проекта 2 0 2 33-34 Итоговое занятие. Конкурс проектов 2 0 2 22-24 25-27 Коллективная игра Самостоятельна я работа учащихся. Выступление учащихся перед коллективом, научным руководителем проекта Методическое и техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение – для реализации рабочей программы внеурочной деятельности предоставляется кабинет музыки, оборудованный всем необходимым для качественного и системного освоения настоящей программы. Информационное обеспечение – реализация предлагаемой рабочей программы проходит в сопровождении всех необходимых для этого условий, в частности, материально-технического и информационного обеспечения, в которое входят: приборы для проведения анализов состава воздуха и почвы, СИЗ различного уровня, плакаты и схемы, справочный; средства для демонстрации фотои видеоматериалов, доступ к ресурсам Интернет и пр. Методические материалы – при составлении данной программы были использованы научно-популярные, дидактические и иные методические пособия и материалы по методам и технологиям реализации проектной деятельности в школе, когда в качестве практической части проводятся реальные практические задания; виртуальные или реальные экскурсии, создание фото, видеороликов, буклетов и пр. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы В качестве итоговой аттестации по результатам освоения данной предусмотрена защита проектов учащихся. Среди форм текущей аттестации можно выделить: беседу, дискуссию-обсуждение, оформленные предварительные результаты исследований (результаты практических работ), выступления учащихся, презентация своей разработкивиртуального путешествия, презентации своей программы предложений и пр. Список литературы 1. «Час занимательной психологии» Методические указания к проведению внеклассного мероприятия по психологии- М. Издательство «Институт практической психологии»,Воронеж,1997 г. 2. «Я и все, все, все» Тренинговые занятия, В.А. Родионов, - Ярославль «Академияразвития» - 2002 г. 3. «Я и другие» - Тренинги социальных навыков, В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В.Кардашина. 4. Психодиагностика: коллекция лучших тестов» О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто, Ростов надону, «Феникс», 2006 г. Методические пособия 1. Методический инструментарий к занятиям по программе «Медиатворчество» 2. Правила, инструктажи: - Правила поведения и техники безопасности - Инструктаж для детей по электробезопасности 3. Разработки занятий по модулю «Самопознание личности и общение» 4. Сборник игр для юных журналистов. Деловые игры для журналистов. Оборудование: Компьютер, ноутбук, музыкальный центр, видеоплейер, сканер,цифровые носители: диски, флешка и т.п. Мультимедийный проектор, экран Список используемой литературы для учащихся 1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1999. 2. А.А. Дуванов Кухня Web- мастера Сидорова: Основы практического Web-дизайна.-М.:Чистые пруды, 2005. 3. Галкин С.И. Оформление газеты и журнала: От элемента к системе. М., 1984. 4. Гарапов А.Ф., Хадиев P.M., Идрисов Р.Ш. Основы Интернет создание Web страниц,Казань,2003. 5. Журнал "ПК просто", 2006г. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2002. 6. Информатика 6 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой, издательство "Питер",Санкт-Петербург, 2003 г. 7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста.М., 2000. Список используемой литературы для педагога 1. Ворошилов В.В. Журналистика. 4-е изд. СПб., 2002. 2. Ван Дейк Т.А. Структура новостей в прессе//Язык, познание, коммуникация. М., 1989. 3. Е.В. Вовк «Школьная стенгазета и издательские технологии в школе», 2004г. 4. Лазаревич Э.А., Абрамович А.В. Практикум по литературному редактированию. М., 1986. 5. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации. М.,2002. 6. Гарапов А.Ф., Хадиев P.M., Идрисов Р.Ш. Основы Интернет создание Web страниц,Казань,2003. 7. Д.Усенков Уроки Web-мастера. М: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 8. Диск Д.Усенков "Уроки Web-мастера".