Приложение 5 к Основной общеобразовательной программе – Екатеринбург, 2021 г. • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устнойформе, в том числе творческого характера; Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разныеисточники информации, свой жизненный опыт; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результатесовместной деятельности; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевойситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, бытьготовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности; задавать вопросы СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема № 1 Вводное занятие (1 час) Цели, задачи кружка ЮИД. Утверждение программы. Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Практическая работа: Оформление уголка «Дорога, транспорт, пешеход». Тема №2 Основные понятия и термины ПДД (2 часа) Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. Практическая работа: Входная стартовая диагностическая работа. Составление викторины по 2 истории ПДД в уголок для классов. Тема № 3 Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения (2 часа) Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. Обязанности водителя, пешехода, пассажира. Практическая работа: Оформление уголка безопасности по ПДД. Тема № 4 ПДД для пешеходов (3 часа) Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствиипешеходного перехода. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы с односторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов. Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей.Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. Практическая работа: Подготовка агитационные выступления. Оформление выставки рисунков по ПДД «Берегись автомобиля». Познавательная игра «Перейди улицу» Тема № 5 Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации (2 часа) Дорожные знаки – символы, устанавливаемые на дорогах для ориентирования участников дорожного движения в сложной обстановке. Группы дорожных знаков. Первые дорожные знаки. Современные дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, сервиса, информационно-указательные, дополнительной информации. Практическая работа: Рейд на перекресток «Внимание – дети!», оформление уголка «Дорожные знаки». Тема № 6 Закрепление знаний о ПДД в зимнее время (2 часа) Изучение типичных опасных дорожных ситуаций в зимнее время. Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом – опасность для пешехода- нарушителя. Аварийные ситуации для пешеходов и транспортных средств. Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок, гаражей. Создание аварийных ситуаций по причине заноса транспортного средства, неожиданного падения пешехода, плохой видимости. Невозможность мгновенной остановки автомобиля. Практическая работа: оформление уголка безопасности, викторина «Кто лучше знает ПДД», подготовка агитационные выступления «Каждому должно быть ясно – на дороге кататься опасно!». Тема № 7 Транспортная культура. Ответственность за нарушение ПДД (2часа) Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим участникам дорожного движения, дисциплинированностью Повышение культуры – источник снижения аварийности. Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних нарушителей ПДД. Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон «О безопасности дорожного 3 движения». Практическая работа: Викторина – кроссворд на знание ПДД. Тема № 8 Травмы. Виды травм, их классификация (2 часа) Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения.Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах.Оказание первой медицинской помощи при сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация.Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Практическая работа: Подготовка агитационного выступления. Рейд к проезжей части «За безопасность дорожного движения». Тема № 9 Первая мед. помощь при ДТП (2 часа) Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Практическая работа: Встреча с медицинским работником по практическим вопросам. Тема № 10 Для чего нужно знать статистику травматизма (2 часа) Наиболее распространенные виды ДТП с участием детей: переход в неустановленном месте неожиданный выход из-за предметов, закрывающих обзор пешехода и водителя; переход на запрещающий сигнал светофора, нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Разбор конкретных ДТП с участием детей и подростков. Детский дорожно-транспортный травматизм. Экономические потери государства. Моральный ущерб, причиненный родителям, родственникам, друзьям. Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия ДТП – наступившаяинвалидность, потеря зрения. Наиболее аварийное время. Практическая работа: Разбор конкретных ДТП с использованием статистики ГИБДД региона проживания учащихся. Тема № 11 Правила дорожного движения – наши друзья (2 часа) Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть хорошо видимым для водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге: дождь, снег, туман, метель, сумерки. Переход дороги близко от объектов, мешающих обзору. Ограничение обзора дороги у детей с суженным полем зрения и носящих очки. Необходимость выработки компенсирующего навыка более частого и тщательного поворота головы у детей с такими особенностями зрения. Яркая одежда и световозвращающие значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода. Практическая работа: игровая программа «Вежливый водитель», составление кроссвордов по ПДД и их разгадывание, изготовление световозвращающих элементов. Тема № 12 Светофор – мой друг (2 часа) Из истории создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование. Пешеходные светофоры. Светофор с мигающим желтым сигналом. Подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Сигналы регулировщика. Практическая работа: викторина «Светофор», познавательная игра «Перейди улицу». Тема № 13 Элементы улиц и дорог (2часа) 4 Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы, пассажиры, водители – как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной иостановочный пути. Практическая работа: подготовка агитационного выступления, оформление уголкабезопасности. Тема № 14 Правила пользования общественным транспортом (2 часа) Виды общественного транспорта. Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила ожидания прибытия общественного транспорта. Правила посадки в общественный транспорт и выхода из него. Поведение в салоне. Правила ожидания транспорта зимой. Возможные последствия посадки в переполненный салон и движения с открытой дверью Спешка при посадке. Действия при пожаре автобуса. Практическая работа: разработка и оформление памятки по ПДД. Тема № 15 Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» (2 часа) Практическая работа: подготовка агитационного выступления на конкурс. Тема № 16 Практические занятия по вождению велосипеда (2 часа) Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно. Препятствия: - змейка; - восьмерка; - качели; - перестановка предмета; - слалом; - рельсы «Желоб»; - ворота с подвижными стойками; - скачок; - коридор из коротких досок; Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение. Тема № 17 Выступление отряда ЮИД (2 часа) № 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЮИД «Золотые правила» Тема урока Количество Форма часов организации учебных занятий Вводное занятие 1 Цели, задачи кружка 1 Теоретическое и ЮИД. Утверждение практическое программы. занятие Организационные вопросы (структура отряда, положение, обязанности). Основные виды учебной деятельности Слушание объяснений учителя, анализ, систематизация полученного материала, оформление уголка «Дорога, 5 транспорт, пешеход» 2 3 4 5 Основные понятия и термины ПДД Знакомство с основными понятиями, терминами ПДД: водитель, пешеходный переход, проезжая часть, участник дорожного движения. История и развитие Правил дорожного движения. Информацияо первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках. 2 Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения Права, обязанности и ответственность участников дорожного движения. 2 1 Дискуссия Обязанности водителя, пешехода, пассажира. 1 Беседа, практическое занятие ПДД для пешеходов 3 1 Беседа 1 Беседа Слушание объяснений учителя, входная стартовая диагностическая работа. Просмотр учебного фильма, составление викторины по историиПДД в уголок для классов Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом. Работа с материалом, оформление уголка безопасности по ПДД. 6 7 Правила движения пешехода. Движение пешехода по улице (по тротуарам, пешеходной дорожке, по обочине), пересечение проезжей части на регулируемом и нерегулируемом пешеходном переходе и при отсутствии пешеходного перехода. Элементы улиц и дорог. Понятие улицы. Улицы содносторонним и двусторонним движением; тротуар, дорожки для пешеходов.Дорога, главная дорога, проезжая часть, обочина, разделительная полоса, кювет. Регулируемый перекрёсток. Раскрытие понятия регулируемого перекрёстка. Регулирование светофором и регулировщиком. Основная опасность на регулируемом перекрёстке – ограничение обзора трогающимися с места 1 беседа Слушание объяснений учителя, подготовка агитвыступления. 1 Теоретическое и практическое занятие Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов, оформление выставки «Берегись автомобиля», подготовка агитвыступления. автомобилями в начале цикла «зелёного» и проезд «с ходу» других автомобилей. 7 8 9 10 Нерегулируемый перекрёсток. Понятие нерегулируемого перекрёстка. Правила перехода в зоне нерегулируемого перекрёстка. Дорожные «ловушки», подстерегающие пешехода на перекрёстке. «Подвижный ограниченный обзор»: попутный транспорт, встречный транспорт. Ограничение обзора остановившимися автомобилями. Дорожные знаки и их виды, дополнительные средства информации Дорожные знаки – символы, устанавливаемые на дорогах для ориентирования участников дорожного движения в сложной обстановке. Группы дорожных знаков. Первые дорожные знаки. 1 Дискуссия, игровое занятие Работа с раздаточным материалом, познавательная игра «Перейди улицу», подготовка агитвыступл ения. 1 Теоретическое и практическое занятие Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом, оформление уголка «Дорожные знаки» Современные дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, приоритета, сервиса, информационноуказательные, дополнительной информации. 1 Теоретическое и практическое занятие Слушание объяснений учителя, просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом, рейд на перекресток «Внимание – дети!» 2 8 11 12 13 14 Закрепление знаний о ПДД в зимнее время Изучение типичных опасных дорожных ситуаций в зимнее время. Выход на проезжую часть перед близко идущим транспортом – опасностьдля пешеходанарушителя. Аварийные ситуации для пешеходови транспортных средств. 2 1 Дискуссия Зимний двор - опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок,гаражей. Создание аварийных ситуаций по причине заноса транспортного средства, неожиданногопадения пешехода, плохой видимости. Невозможность мгновенной остановки автомобиля. Транспортная культура. Ответственность за нарушение ПДД Признаки транспортной культуры: вежливость и отзывчивость к другим участникам дорожного движения, дисциплинированностью Повышение культуры – источник снижения аварийности. 1 Беседа 1 Дискуссия Работа с литературой, слушание и анализ выступления товарищей Ответственность за нарушение ПДД. Меры общественного воздействия в школе, в комиссиях по делам несовершеннолетних 1 Практическое занятие Работа с раздаточным материалом, викторина – кроссворд на знаниеПДД Слушание объяснений учителя, анализ проблемных ситуаций, подготовка агитвыступления «Каждому должно бытьясно – на дороге кататься опасно!» Анализ проблемных ситуаций, оформлениеуголка безопасности, викторина «Кто лучшезнает ПДД». 2 9 нарушителей ПДД. Административные взыскания для несовершеннолетних нарушителей ПДД. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». 15 16 Травмы. Виды травм, их классификация Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему.Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способыих наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловомударах. Оказание первой медицинской помощипри сотрясении мозга. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. 2 1 Беседа Слушание объяснений учителя, просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом, подготовка агитвыступления. 1 Дискуссия Просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом, рейд к проезжей части «За безопасность дорожного движения» 10 17 18 19 20 Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Первая мед. помощь при ДТП Наложение различных видов повязок. Оказаниепервой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. Для чего нужно знать статистику травматизма Наиболее распространенные видыДТП с участием детей: переход в неустановленном месте неожиданный выход из-за предметов, закрывающих обзор пешехода и водителя; переход на запрещающий сигнал светофора, нарушение Правил дорожного движения водителями транспортных средств. Разбор конкретных ДТПс участием детей и подростков. Детский дорожнотранспортный травматизм. Экономические потери государства. Моральный ущерб, причиненный родителям, 2 1 Беседа 1 Практическое занятие Слушание объяснений учителя, просмотр учебного фильма. Работа с раздаточным материалом, встреча с медработником по практическим вопросам. 2 1 Практическое занятие, дискуссия Просмотр учебного фильма, анализ проблемных ситуаций,разбор конкретных ДТП с использованием статистики ГИБДД региона проживания обучающихся. 1 Дискуссия, практическое занятие Слушание и анализ выступления своих товарищей, работа с раздаточным материалом, разбор конкретных 11 ДТП с использованием 12 родственникам, друзьям. Тяжесть травм, полученных в ДТП. Последствия ДТП – наступившая инвалидность, потеря зрения. Наиболее аварийное время. 21 22 статистики ГИБДД региона проживания обучающихся. Правила дорожного движения – наши друзья Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся на дороге, и быть хорошо видимымдля водителей. Объекты, мешающие увидеть обстановку на дороге. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимостьна дороге: дождь, снег, туман, метель, сумерки. Переход дороги близко от объектов, мешающих обзору. 2 1 Беседа, практическое занятие Просмотр учебного фильма, работа с раздаточным материалом, составление и разгадывание кроссвордов по ПДД Ограничение обзора дороги у детей с суженным полем зренияи носящих очки. Необходимость выработки компенсирующего навыка более частого и тщательного поворота головы у детей с такими особенностями зрения. Яркая одежда и светоотражающие значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода. 1 Игровое занятие Работа с раздаточным материалом, игровая программа «Вежливый водитель», изготовление световозвращающих элементов. Светофор – мой друг 2 13 23 Из истории создания средств организации дорожного движения. Светофор: создание и совершенствование. Пешеходные светофоры. Светофор с мигающим желтым сигналом. 1 Беседа Слушание объяснений учителя, просмотр учебного фильма, викторина «Светофор» 24 Подчинение сигналам светофора – обязанность каждого участника дорожного движения. Сигналы регулировщика. Элементы улиц и дорог Элементы улицы: проезжая часть, тротуар,трамвайные пути. Участники дорожного движения – пешеходы, пассажиры, водители –как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице – внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность. 1 Беседа, игровая Слушание объяснений учителя, работа с раздаточным материалом, познавательная игра «Перейди улицу» 2 1 Беседа Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступления своих товарищей, оформление уголка безопасности. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути. 1 Практическая Работа с раздаточным материалом, анализ проблемных ситуаций, подготовка агитвыступления. Правила пользования общественным транспортом 2 25 26 14 27 Виды общественного транспорта. Обозначение мест ожидания общественного транспорта. Правила ожидания прибытия 1 Дискуссия Слушание объяснений учителя, отбор и сравнение материала понескольким источникам, просмотр учебного фильма. 15 28 29 30 31 32 общественного транспорта. Правила посадки в общественныйтранспорт и выхода из него. Поведение в салоне. Правила ожидания транспорта зимой. Возможные последствия посадки в переполненный салон и движения с открытой дверью Спешка при посадке. Действия при пожаре автобуса. 1 Практическая Работа с раздаточным материалом, анализ проблемных ситуаций, разработка и оформление памятки поПДД. Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» 2 1 Практическая Изучение раздаточного материала, слушание и анализ выступления своих товарищей, подготовка агитвыступления. Подготовка агитбригады «Безопасное колесо» 1 Практическая Слушание и анализ выступления своих товарищей, подготовка агитвыступления. Практические занятия по вождению велосипеда Изучение схемы расположения препятствий в автогородке. Изучение каждого препятствия отдельно. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде. Фигурное вождение. 2 1 Практическая 1 Практическая Изучение раздаточного материала, анализ проблемных ситуаций, практическая отработка прохождения препятствий. Изучение раздаточного материала, анализ проблемных ситуаций, практическая отработка прохождения препятствий, фигурного вождения 16 3334 Выступление отряда ЮИД Выступление отряда ЮИД 2 2 Практическая Выступление отряда, анализ проблемных ситуаций.