РПВД Юный натуралист 5-6 классы

Пояснительная записка.
Актуальность.
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и
общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь
ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя
помочь обучающемуся и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в
обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку.
Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству,
отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с
постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек,
владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией,
обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные
способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки
исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие
временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал
исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое
значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования,
нацеленная на формирование учебных исследовательских умений.
Занятия кружка помогут ребятам
повысить интерес к наукам эколого –
биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют
профессиональной ориентации и выбору будущей профессии.
Одной из целей предлагаемой программы является также подготовка и развитие
практических умений и навыков обучающихся в области исследовательской деятельности.
Школа работает над организацией экологического образования школьников в
интересах личностного развития. Программа кружка способствует решению
определенных вопросов экологического воспитания ребят.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Цель:
 формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и
исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого
потенциала обучающегося
Задачи:
Познавательные:
 Расширить знания обучающихся по биологии и экологии;
 Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и
др.;
 Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
 Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;

 Развить умение проектирования своей деятельности;
 Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
 Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
 Способствовать развитию логического мышления, внимания;
 Развивать умение оценивать состояние окружающей среды и местных экосистем;
 Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными
источниками информации;
 Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
 Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного
отношения к людям и к природе;
 Совершенствовать навыки коллективной работы;
 Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их
актуальности;
 Усиление контактов обучающихся с природой.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
 Принцип
добровольности.
В
кружок
принимаются
все
желающие,
соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
 Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и
помогают друг другу во всех начинаниях;
 Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой
научную основу.
 Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать
темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
 Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной
жизни обучающегося.
 Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в
зависимости от интересов и потребностей ребят. Обучающиеся сами выбирают
объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая
информация, или творческие задания и т.д.
 Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те
аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те
или иные преимущества для социальной адаптации.
 Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в
соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений,
оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при
проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий.
Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами,
обладающими низким или высоким уровнем развития.

Методы обучения и развития творческих способностей:
 Групповой метод;
 Индивидуальная работа;
 Использование игровых форм;
 Использование наглядных пособий;
 Общение с "живой" природой;
 Метод экскурсионной и практической деятельности.
Виды деятельности учащихся:
 Работа с научно-популярной литературой;
 Наблюдение и постановка опытов;
 Охрана зеленых насаждений, птиц;
 Участие в работе «зеленый патруль»;
 Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.
Формы итогового отчета:
 Сообщения о результатах своих наблюдений;
 Выставка рисунков;
 Викторины;
 Конкурсы;
 Оформление наглядных пособий;
 Проведение массовых мероприятий.
Прогнозируемые результаты:
 понимание современных проблем окружающей среды;
 овладение основами классификации растительного и животного мира края;
 умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в
природе;
 овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;
 расширение первоначальных экологических представлений, понятий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
Личностными результатами изучения курса «Юный натуралист» являются:
 осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей,
сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура
поведения и взаимоотношений с окружающими;
Метапредметными результатами изучения курса являются:
 способность регулировать собственную деятельность, направленную на
познание окружающей действительности;
 способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
задач;
 способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего
мира

усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (в пределах изученного);
 владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим
школьником), необходимым для дальнейшего образования в области
естественнонаучных и социальных дисциплин;
 умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять
характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать
факты и события культуры, истории общества.
Предметными результатами изучения курса являются:
 выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
 сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
 выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей
между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их
функциями;
В ценностно-ориентационной сфере:
 знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
 анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
 знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
 соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере:
 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками
осуществления программы являются дети 5-6 классов (11 – 12 лет) средней
общеобразовательной школы, руководитель. Набор обучающихся свободный:
принимаются все желающие на бесплатной основе. Количество обучающихся в
коллективе: 10 человек.
Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте
дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они
активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В
соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.


Режим занятий: занятия в группах проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа кружка «Юный натуралист» рассчитана на 1 год обучения и включает в себя
35 часов учебного времени. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как
теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в
условиях природы и кабинетов-лабораторий.

Условия реализации программы.
Что необходимо

Что есть в наличии

Санитарно – гигиенические условия
1) Уровень освещения кабинета;
Соответствует санитарно – гигиеническим
2) Температурный режим
нормам и требованиям
Материально – технические условия
Мебель:
 Шкаф для хранения оборудования и
Все необходимое для работы
инструментов;
имеется в наличии
 Парты, стулья;



Школьная доска;
Стенды для выставок
Оборудование и материалы










Приносят дети
Тетради, ручки, бумага;
Есть только 5
10 микроскопов;
Имеется
Секундомер, тонометр, приборы для
исследований
Имеется
Компьютер;
Имеется
Мультимедийный проектор
Дидактические и методические условия
Имеются
Книжные издания;
Имеются или изготавливаются детьми
Наглядные пособия;
Частично имеются или находятся детьми
Методики для исследовательской
через Интернет
деятельности

Содержание программы.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и
опытами. Темы занятий рассчитаны на последовательное углубление и расширение
знаний, умений и навыков юннатов.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема
Вводное занятие
Осень в природе
Осенние работы в цветнике
Природа зимой.
Зимующие птицы нашего района
Охрана и привлечение зимующих
птиц.
Весна в природе
Перелетные птицы

Всего
часов
1
3
2
3
3
4

теория
1
1
1
2
2
2

4
3

2
2

В том числе
практика экскурсия
1
1
1
1
1

1

1

1
1

1

9. Культурные растения
10. Уход за овощами и цветочными
растениями
11. Полезные и вредные животные
города
12. Охрана природы.
13. Лето в природе
14.

Итоговое занятие
Итого

№
п/п

Название тем курса

1.

Введение. Что изучает
наука фенология.

2.

Осенние явления в
природе.

3.
4.

5.

Экскурсия в осенний
лес.
Конкурс поделок из
природного материала.
Осенние работы в
цветнике.

2

Осенние работы в
цветнике.
Природа зимой.

8.

Как зимуют животные?

9.

Фенологические
наблюдения зимой.

1
1

1
1

2

1

1

1
3

1
1

1

1

1

1

34

19

10

5

Учебно-тематический план.
Всего Содержание занятия и
часов
виды деятельности
учащихся
1
Организационные
вопросы. Знакомство с
планом работы кружка.
Беседа. Привитие
навыков введение
наблюдений в природе.
3
Подготовка растений и
животных к зимовке.
Сбор природного
материала для поделок и
изучения.
Развитие детского
творчества.

6.

7.

2
2

3

Техника безопасности
при выполнении с/х
работ. Многолетние и
однолетние
декоративные растения.
Практические навыки
ухода за
растениями, сбор семян.
Состояние растений в
зимний период.
Состояние животных в
зимний период.
Ведение наблюдений в
природе.

Дата проведения
план

факт

10.

Зимующие птицы
нашего района.

3

Знакомство с
зимующими, качующими
и оседлыми птицами.
Презентация.
Изготовление кормушек.
Чем подкармливать птиц
зимой.

4

Значение птиц в природе
и жизни человека.
Вывешивание кормушек.

11.
Помоги птицам зимой.
12.

13

Конкурс «Что? Где?
Когда?»
Охрана и привлечение
птиц.

14.
Операция «Кормушка».

Сообщения результатов
наблюдений.

15.

16.

17.

18.

Наблюдения за
птицами
Экскурсия в парк.
Конкурс «День птиц».
Весна в природе.
Признаки весны.
Изменения в жизни
растений весной.
Изменения в жизни
животных весной.

3

Изучение интересных
познавательных фактов
из мира флоры и фауны.

19.
20.

Экскурсия в лес.
Перелетные птицы.
Прилет.

3

21.
22.

Гнездование. Голоса
птиц.

23.

Экскурсия.
Культурные растения.

24.

Происхождение
культурных растений

Выпуск экологической
газеты «Помоги птицам
зимой».
Введение наблюдений в
природе.

2

Знакомство с
перелетными птицами
нашего района.
Поведение птиц весной.
Наблюдения.
Подготовка презентаций.
Выступления.
Изучение интересных
познавательных фактов
из мира культурных
растений.

25.

Уход за овощными и
цветочными
растениями.

2

26.
Комнатные растения.

28.

Полезные и вредные
животные города.
Животные в квартире.

29.

Аквариум.

30.

Охрана природы.

31.

«Зеленый патруль»

32.
33.

Лето в природе.
Выполнение
творческих работ.

2

34.

Итоговое занятие в
форме конференции
учащихся.

1

27.

2

2

Подготовка почвы.
Пикировка. Полив.
Уход за комнатными
растениями. Правила
размещения
декоративных растений.
Презентация.
Сообщения о содержании
животных в квартире.
Правила содержания
аквариума.
Охраняемые растения и
животные нашего
района.
Операция
«Подснежник».
Флора и фауна летом.
Формирование навыков,
оформление научных
работ.
Подготовка презентаций.
Выступления.
Проектов. Подведение
итогов работы кружка.

Методическое обеспечение.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической
деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование
экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности. Для
этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы
работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, прессконференции, ролевые игры, заседания «круглого» стола, экскурсии, рейды на природу и
т.п..
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной
педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического
состояния и настроения учащихся. Особое внимание при выборе формы проведения
занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её
охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и
эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического
материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой
работы

Результатом творческой работы объединения «Юный натуралист» становится
создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и
проведение конкурса, природоохранная деятельность, участие в научно-практической
конференции.
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической
направленности важно соблюдать несколько основных правил:
 не навязывать готового решения;
 не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
 подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению
экологических проблем;
 предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении «Юный
натуралист» способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии
и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам
окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Практические работы.
1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.
2.Наблюдения за созреванием овощных культур. Образованием плодов, их
распространением.
3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.
4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.
5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и
уходу комнатных растений.
6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах,
защищенных деревьями и кустарниками.
7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек
( пакетов из-под молока).
8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.
9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.
10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение
опытов.
11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение
опытов.
12. Определение птиц по внешнему виду.
13. Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям.
Экскурсии.
1.В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, летом, весной.
2.Фенологические изменения в природе.
3.В краеведческий музей.
4.Гнезда птиц.

Коррекция выполнения программы.
Учебная
четверть

Количество учебных
часов
по
плану

фактически

Количество
практических работ и
экскурсий
по
фактически
плану

Обоснование

I
четверть

II
четверть

III
четверть

IV
четверть

Требования к уровню подготовки учащихся
Обучающиеся должны знать:
 Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
 Методики проведения исследований по темам;
 Основные экологические понятия и термины;
 Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
 Биологические и экологические особенности обитателей почвы и леса;
 Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в
селе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
 Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
Обучающиеся должны уметь:
 проводить наблюдения за природными объектами и явлениями;
 фиксировать результаты исследований;
 составлять коллекции, изготавливать гербарии;
 знать основные понятия материала курса;
 уметь пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;
 знать правила техники безопасности при работе с острым инструментом и
сельскохозяйственным инвентарем.




самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы;

Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам
курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в
организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности,
пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,
умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить
исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности,
участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение
анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять
причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую
деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять
полученную информацию на практике.
Список использованных источников и литературы.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
 www. bio.1septеmber.ru – газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
 www.bio.nature.ru – научные новости биологии
 www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
 www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».