СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения.. 1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения 1.4. Характерные особенности психического развития ребенка с ТНР 1.5. Методы и приемы психолого-педагогического сопровождения 1.6. Планируемые результаты освоения программы II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Диагностическое направление 2.2. Коррекционно-развивающее направление 2.3. Описание особенностей образовательного взаимодействия процесса: со психологическое всеми консультирование, психологическое просвещение и профилактика III. участниками КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Актуальность Дети с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в сопровождении и проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, 1.2. Цель и задачи психолого-педагогического сопровождения Целью психолого-педагогического сопровождения является создание системы социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, и т.п.). Задачи психологического сопровождения ребенка с ОВЗ: - определение наиболее адекватных путей и средств развивающей-коррекционной работы - с ребёнком; - прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных - особенностей развития; - реализация собственно психологической развивающей-коррекционной работы на - протяжении всего образовательного процесса - Направления: - диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); - профилактика; - консультирование (индивидуальное и групповое); - коррекционно- развивающая работа (индивидуальная и групповая); - психологическое просвещение и образование: психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей. 1.3. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения Данная программа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ТНР. Принципы психолого-педагогического сопровождения: Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение педагогов к помощи развитии ребенку с учетом его индивидуальных образовательных потребностей. Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов психологической и педагогической коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников. Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной психологической работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности. Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития. Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов^ разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы. Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество. 1.4. Характерные особенности психического развития ребенка с нарушениями ТНР Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты,влияющие на становление психики. Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например, снижение внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе. Сложные речевые нарушения охватывают все стороны речи и приводят к общему недоразвитию. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Общие особенности развития ребенка с ТНР особенностям познавательной деятельности, эмоционально – волевой сферы и характеру поведения младшие школьники с речевой патологией отличаются от сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. Мыслительная деятельность. Значительное своеобразие обнаруживается в развитии мыслительной деятельности. Оно выражается в нарушении таких операций как анализ, синтез, в неумении выделять существенные признаки предметов и делать обобщение, в низком уровне развития абстрактного мышления. Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов, возникают трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают поверхностно. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Анализ объектов у данной группы обучающихся отличается меньшей полнотой и недостаточной тонкостью. В результате этого они выделяют в изображении почти вдвое меньше признаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Деятельность детей при анализе признаков ведётся чаще всего хаотично, без плана. Подобная картина обнаруживается при изучении процесса обобщения. Умение мысленно сравнивать предметы или явления и выделять в них общий признак является одним из существенных условий овладения понятиями в процессе обучения. Недостаточный уровень сформированности операции обобщения у младших школьников с недоразвитием речи отчётливо проявляется при выполнении заданий на группировку предметов по родовой и видовой принадлежности. Для очень многих детей с особыми образовательными потребностями характерны недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения. Такие школьники в начале обучения недостаточно владеют операцией абстрагирования. В тоже время большинство детей с речевой патологией достаточно хорошо владеют элементарными формами классификации. Однако операция совмещения двух и более признаков при классификации вызывает у детей этой группы затруднение. Внимание. Внимание младших школьников с недостатками речевого развития характеризуется повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. У большинства учащихся данной категории внимание неустойчивое – быстро фиксируется и быстро переключается. Такие дети способны к усвоению только малого объёма информации. Меньшую группу составляют дети с пассивным вниманием: медленно сосредотачиваются и также медленно переключаются на другую работу. Такие учащиеся склонны к стереотипным действиям. Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для этих детей значительное смысловое и эмоциональное содержание. Посторонние раздражители вызывают значительное замедление темпа выполняемой деятельности детей и увеличивают количество ошибок. Сравнительное изучение особенностей произвольного внимания учащихся младших классов школы для детей с ТНР и нормально говорящих с помощью корректурной пробы обнаружило, что продуктивность произвольного внимания у учащихся с нарушениями речи ниже, чем у нормально говорящих. Так, количество знаков, просмотренных нормально говорящими, оказалось в 1,4 раза больше, чем у учащихся с речевой патологией. Память. У многих школьников с речевым недоразвитием наблюдаются недостатки памяти, причём они касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. В первую очередь у учащихся ограничен объём памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного материала, так и (особенно) словесного, что не может не сказываться на успеваемости. В первые годы обучения ребёнка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память. Продуктивность непроизвольного запоминания у младших школьников с недостатками речевого развития ниже, чем у нормально развивающихся детей того же возраста. Между тем по мере взросления ребёнка на первый план всё больше выступает произвольная память, реализующаяся как особая форма деятельности. Без достаточного уровня развития произвольной памяти невозможно полноценное обучение, поскольку учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. К сожалению, многие учащиеся описываемой группы вплоть до 4 класса не владеют приёмами смыслового заучивания: группировкой материала, выделением опорных слов, составлением плана, установлением смысловых связей и др. Необходимым условием высокой продуктивности деятельности запоминания является также её целенаправленность. Из–за недостаточно устойчивые внимания дети с недостатками речевого развития часто отвлекаются при заучивании материала, что неизбежно снижает эффективность запоминания. Эффективность произвольной памяти существенно зависит также от умения контролировать себя в ходе заучивания, прежде всего от умения дифференцировать воспроизведённый материал от невоспроизведённого. Успешность запоминания существенно зависит также от формы предъявления (наглядная, словесная) подлежащего заучиванию материала. Преобладание наглядной памяти над словесной у детей с речевой патологией гораздо выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Однако главный упор на этот вид памяти делать нецелесообразно, так как иначе затормозится развитие вербальной памяти, которая в перспективе должна играть центральную роль. Восприятие. Скорость восприятия у детей с недостатками речевого развития становится заметно ниже той, которая считается нормальной для данного возраста, фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывают плохое освещение, расположение предмета под непривычным углом зрения, наличие рядом других аналогичных предметов (при зрительном восприятии); частая смена сигналов (объектов), сочетание или одновременное появление нескольких сигналов (особенно характерно для слухового восприятия). Особенно следует отметить недостатки пространственного восприятия у детей – логопатов (например, направления или расположения отдельных элементов в сложном изображении). взаимодействия Пространственное зрительного, восприятие двигательного формируется и в тактильного процессе сложного анализаторов. Это взаимодействие складывается у детей с речевой патологией с опозданием и долгое время оказывается неполноценным. Недостатки данного вида восприятия затрудняют обучение чтению и письму, где очень важно различать расположение элементов. Пространственные нарушения проявляются и при рисовании, и при письме. Особенно стойко пространственные нарушения проявляются в рисовании человека: изображение отличается бедностью, примитивностью, что типично для детей не только с дизартрией, но и с алалией. Таким образом, становится ясно, что те трудности, с которыми сталкивается рассматриваемая группа школьников при усвоении программного материала общеобразовательной школы по родному языку, обусловлены не только речевым недоразвитием, но и уровнем сформированности психологических предпосылок к овладению учебными умениями. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются нередко отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Исследование самооценки у младших школьников с ТНР показывает, что учащиеся недостаточно критично оценивают свои возможности, чаще переоценивая их, не фиксируют внимания на негативных чертах характера, а положительные качества несколько переоценивают. В этом проявляется тенденция в самохарактеристике приближаться к идеальному образу. Если переоценка своих возможностей в первых вторых классах может быть объяснена возрастной закономерностью, то в аналогичном явлении среди учащихся третьих классов можно видеть личную особенность детей с ТНР . Расстройства в эмоционально - волевой, личностной сферах детей с ТНР ухудшают их работоспособность, что отрицательно сказывается на качестве их знаний. 1.5. Методы и приемы психолог –педагогического сопровождения детей 1.Ролевые игры 2.Психогимнастика 3.Прективные методики 4.Релаксационные упражнения 5.Арт-терапевтические методы 6.Музыкотерапия 7. Беседы Коррекционная программа включает задания и упражнения: по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере; на работу с эмоционально мотивационной сферой; на развитие свойств внимания; на развитие объема механической и смысловой памяти; ориентацию в пространстве тела; отвлечённую ориентировку в пространстве; пространственную ориентировку в плане; пространственную ориентировку в листе бумаги; на обучение самоконтролю; на развитие произвольности; Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Векслера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности. Цель коррекционно-развивающей работы – коррекция и развитие психических познавательных процессов учащихся, стабилизация эмоционально-волевой сферы, личностной развитие возможностей учащихся Задачи: выявлять психологические причины, вызывающие затруднения в процессе адаптации обучающихся к школьному обучению; развивать и корректировать психические функции обучающихся (память, внимание, восприятие, мышление) развивать способность обучающихся к обобщениям; развивать у нерешительных обучающихся способность бороться с проявлениями нерешительности и неуверенности; развивать обучающихся; целостную психолого-педагогическую культуру снижать эмоциональную напряженность обучающихся; создавать ситуацию успеха; корректировать поведение у обучающихся с помощью игротерапии; Формы реализации: индивидуальные занятия с учащимися или работа в мини-группах (2-8 человека с одинаковым диагнозом. Место в учебном плане: Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 66 часов для учащихся 1-х классов, 2часа в неделю, (всего 33 недели); 68 часов для учащихся 2-4 классов, 2 часа в неделю (всего 34 недели). Продолжительность одного занятия 20-40 минут (1-4 классы). 1.6. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты: У обучающегося должны быть сформированы: навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности; умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат; знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные: понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения; проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно; выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности Познавательные: проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы; устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений) и определять недостающие в ней элементы; выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям; делать выводы по аналогии и проверять эти выводы; проводить несложные обобщения; стремление полнее использовать свои творческие возможности; Коммуникативные: принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства; знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности; контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела. Основные умения и навыки: Обучающиеся 1 класса должны научиться: — Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. — Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать изображения. — Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет. — Различать и называть основные цвета. — Классифицировать геометрические фигуры. — Составлять предмет из 2—3 частей. — Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов. — Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов. —Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения. - знать 4 времени года — Различать речевые и неречевые звуки. — Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги. — Развивать коммуникативные навыки Обучающиеся 2 класса должны научиться: — Выполнять выразительные движения. — Согласовывать движения руки и глаза, обеих рук. — Рисовать и обводить по трафарету, штриховать. — Определять различия между предметами по форме, величине, цвету, обозначать их словом. — Различать и называть основные цвета и их оттенки. — Конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур. — Узнавать предмет по части. — Находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках. — Делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений. — Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания — Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении. — Соотносить времена года с названиями месяцев. Выделять части суток и определять порядок дней недели Развивать коммуникативные навыки Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к другим. Обучающиеся 3 класса должны научиться: — Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. — Дорисовывать незаконченные изображения. — Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом. — Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур. — Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом. — Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств. — Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке. — Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов. Развивать коммуникативные навыки. Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к другим. Приобретать навыки самоконтроля. Обучающиеся 4 класса должны научиться: - Целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий. — Выполнять точные движения при штриховке двумя руками. — Пользоваться элементами расслабления. — Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом. —Конструировать сложные формы из 6—8 элементов. —Находить —Определять нереальные противоположные элементы качества нелепых картинок. и свойства предметов. —Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам. — Определять на слух звучание различных музыкальных инструментов. — Моделировать расположение предметов в заданном пространстве. Адекватно воспринимать действительность и самого себя. Развивать коммуникативные навыки. Развивать личностные качества (эмпатия, доброжелательность) по отношению к другим. Приобрести навыки самоконтроля. II. Содержательный отдел Программа рассчитана на 4 год психологического сопровождения учащихся. В программе сочетаются разные направления деятельности педагога-психолога, которые объединены в блоки: 1. Диагностический блок - психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление индивидуальных особенностей ребенка. 2. Развивающий блок - развивающая психолого-педагогическая, коррекционная работа, осуществляемая: в течение всего года. З. Консультативный блок - консультативная работа с педагогами и родителями, связанная с обсуждением результатов проведенной диагностики, конкретным запросом педагога или родителя в связи с проблемами обучения, общения или психологического самочувствия. 4.Информационно —просветительский блок 2.1 Диагностическая работа обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ТНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Проведение диагностической работы предполагает осуществление: 1) психолого-педагогического обследования с целью выявления особых образовательных потребностей школьников: - развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей; - развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; - определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося; 2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении образовательной программы; 3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий. Существует большое количество методик и диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей школьников. № Диагностируемые Рекомендуемые Параметры диагностические методы Социальная ситуация методики развития Социометрия (проблемы, связанные с адаптацией Проективная ребенка к классному коллективу, общения» беседа Методика «Мой круг исследования взаимоотношениями с учителем, в межличностных отношений Р. Жиля. CMAS (модиф. А.М. Прихожан) семье) Методика Э.М. Александровской «Изучение социально- психологической адаптации» Методика «Рисунок «Кинестетический рисунок семьи» семьи» Методика Д. Ореховой «Домики». Ведущая деятельность Схемы (сформированность структуры компонентов учебной деятельности наблюдения уровня предпосылки формирования сформированности учебной деятельности деятельности, поведения учебной Проективная проба произвольность «Рисунок школы» Методика «Лесенка и познавательных побуждений» Методика «Конверты» процессов Методика Н.Г. Лускановой по мотивации Особенности познавательной Прогрессивные матрицы Дж. Равена деятельности Методика Выготского-Сахарова Предметная классификация Исключение предметов (4ый лишний) Исследование мышления словесно-логического (Э.Ф. Замбацявичене) Исследование прогностической деятельности (Л.И. Переслени) Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС). Изучение свойств (уровень внимания распределения, Методика “Проставь значки” Корректурная проба (тест Бурдона) устойчивости, Методика В.М.Когана переключения внимания) Таблицы Шульте Тест Тулуз - Пьерона диагностика скорости переработки информации Изучение свойств памяти (уровень Методика “Долговременная память” долговременной Методика “Опосредованное произвольной памяти, памяти, (осмысленной) запоминание” логической (Использована памяти методика, Лурия А.Р. Выготским Л.С., (воспроизведение логических связей Леонтьевым А.Н.) Методика “Изучение логической памяти у младших школьников” Пиктограммы Эмоционально-волевая сфера ЦТО Цветовой «Лесенка» тест отношений «Несуществующее животное» «Дом. Дерево. Человек» «Крокодил» «Волшебная «Кактус» страна чувств» «Эмоциональные лица» и пр. 2.2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психофизическом развитии и освоению ими содержания образования. В соответствии с особенностями развития ребенка, рекомендациями ЦПМПК и решением консилиума образовательного учреждения педагог-психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребенка или группы детей в целом. Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ЗПР находящимися в условиях образовательной интеграции, являются: - развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; - развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; - формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Рассмотри подробнее каждое из этих направлений. Развитие эмоционально личностной сферы и коррекция ее недостатков. Для значительной части детей с ТНР типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми. В ряде случаев указанный дефицит сопряжен с проблемами эмоциональной регуляции. В связи с этим развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков предполагают. - гармонизацию аффективной сферы ребенка, - профилактику и устранение (смягчение) возможных агрессивных и - негативистических проявлений, других отклонений в поведении; - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера - развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т.п.); - создание условий для развития самосознания и формирования адекватной - самооценки; - развитие социальных эмоций; - развитие коммуникативных способностей (в том числе стимуляция коммуникативной активности, создание условий, обеспечивающих формирование полноценных эмоциональных и деловых контактов со сверстниками и взрослыми). Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоции; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков. Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в классе. Работа психолога с детьми с ТНР по формированию уверенности в себе и снижению тревожности ведется в таких направлениях, как формирование у них оптимистического склада мышления и мироощущения, положительной установки на предстоящую деятельность, умения освобождаться от страхов, переключаться с неприятных впечатлении, а также укрепление уважения к себе, веры в свои способности и возможности. Ребенок с ТНР имеет ряд специфических черт, которые затрудняют процесс его общения со сверстниками и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его эмоционально-личностной сферы. В связи с этим в работе психолога выделяются следующие наиболее важные задачи. - воспитание у детей интереса к окружающим людям; - выработка контактности и умения извлекать опыт из неудачного общения; - обучение произвольной регуляции своего эмоционального состояния и избеганию конфликтов, важно показать, что наряду с внешним миром, который он может увидеть, почувствовать, потрогать, есть и другой, скрытый, трудно доступный, внутренний мир человека- мир желаний, настроений, переживании, чувств. У каждого человека свой внутренний мир, и чем лучше человек понимает себя и других, тем больше надежд на то, что он будет жить в мире с самим собой и будет понят, и принят другими людьми». Развитие познавательных функций является традиционным направлением работы психолога в школе. Оно предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой - познавательной мотивации; развитие - внимания (устойчивости, концентрации, повышения объема, переключения, самоконтроля и т.д.); развитие памяти (расширение объема, устойчивости, формирование приемов - запоминания, развитие смысловой памяти); развитие - восприятия (пространственного, слухового), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; формирование - активности, мыслительной формирование деятельности: мыслительных стимуляцию операций мыслительной (анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов. Занятия проводятся психологом по плану, составленному в соответствии с - программой индивидуального развития ребенка. Важным условием планирования является реализация принципов комплексного влияния на ряд высших психических функций с выделением, вместе с тем, доминирующих объектов воздействия, изменяющихся по мере формирования у детей с ТНР познавательной деятельности и ее саморегуляции. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. На пороге школьного обучения становление сферы саморегуляции имеет особое значение. Развитие возможности управлять своим поведением - один из существенных моментов, определяющих психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Характерная для детей с ТНР дошкольного и младшего школьного возраста недостаточная сформированность осознанной саморегуляции деятельности является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития ребенка, а также одной из основных причин, порождающих трудности в учебно-познавательной деятельности. Работа психолога по формированию осознанной саморегуляции познавательной деятельности у детей с ТНР ведется в нескольких направлениях, связанных с формированием определенного комплекса умений: - ставить и удерживать цель деятельности; - планировать действия; определять и сохранять способ действий; - использовать самоконтроль на всех этапах деятельности; - осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности; - оценивать процесс и результат деятельности. Для детей, характеризующихся различным уровнем сформированности осознанной саморегуляции познавательной деятельности, определена конкретная область психологопедагогического воздействия, а также разработаны направления и содержание групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в рамках психологического сопровождения. Каждое психологическое занятие характеризуется наличием вводной части, цель которой расспросить о состоянии и достигнутых успехах, настроить школьника на предстоящую работу: создать положительное эмоциональное состояние и личную заинтересованность в выполнении каждого занятия, а также заключительная часть, основу которой составляет рефлексивная практика. С помощью рефлексии можно проанализировать итог занятия, с какими эмоциями ребенок уходит с него (положительными - удовлетворение от работы, нейтральными - работа не вызвала никаких эмоций, отрицательными - неудовлетворенность проделанной работой). В практике работы специалиста-психолога имеется ряд эффективных рефлексий: «Солнышко настроения», «Термометр чувств», «Эмоциональные модальности» и другие игровые упражнения. Следующая закономерность в построении программы заключается в том, что первично предлагаются занятия по развитию высших психических функций: формирование эталонных представлений, развитие сенсорно-перцептивной деятельности, восприятия и умственных способностей ребенка. Обязательным считается ведение занятия в игровой форме, возможно, в виде сюжетноигрового занятия и занятия по сказочному сюжету. Это способствует созданию доброжелательной сплоченности всех атмосферы в труппе участвующих в «специалист-ребенок», эмоциональной коррекционно-воспитательном процессе, что способствует более эффективной результативности программы. 2.3 Описание особенностей взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: психологическое консультирование, психологическое просвещение и профилактика 1. Консультативная работа обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ТНР. Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции учителей, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Основными задачами психологического консультирования педагогов являются: - раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, - определение способов компенсации трудностей, - выработка наиболее адекватные путей взаимодействия учителя с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации занятий. - Конкретные формы психологического просвещения педагогов могут быть разнообразными: - занятия и семинары с учителями по ключевым проблемам развития ребенка с ЗПР и его особым образовательным потребностям, - подготовка к тематическим родительским собраниям, - индивидуальные консультации и т.д. . Форма и содержание работы с родителями определяется степенью их готовности к сотрудничеству. На начальном этапе взаимодействия наиболее продуктивной формой работы является индивидуальное консультирование. Оно проводится в несколько этапов. Задачей первого этапа является установление доверительных отношений с родителями, отрицающими возможность и необходимость сотрудничества. Следующий этап индивидуального консультирования проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. Психолог в доступной форме рассказывает родителям об особенностях их ребенка, указывает на его положительные качества, объясняет, какие специальные занятия ему необходимы, к каким специалистам нужно обратиться дополнительно, как заниматься в домашних условиях, на что следует обратить внимание. Очень важно дать понять родителям, что не следует осознавать трудности детей как неудачи и стыдиться проблем, что они должны стараться помочь своим детям, поддержать их. На этапе собственно коррекционно-развивающей работы родители привлекаются к выполнению конкретных рекомендаций и заданий психолога. На индивидуальных и групповых консультациях проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребенка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем (в частности, связанных с адаптацией детей к школе, взаимодействием с одноклассниками в учебной работе и во внеурочное время). Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на тематических консультациях, семинарах-практикумах и т.д. 2. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с Т Н Р , взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями) и др. Информационно-просветительская работа включает: - проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся; - оформление информационных стендов, печатных и других материалов; - психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности; - психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности. - Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ТНР. III. Календарно-тематическое планирование Тематическое планирование психокоррекционных занятий для детей с ОВЗ № занятия Дата провед ения Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития. 1 2 3 4 Примерные темы занятий Индивидуальные подгрупповые диагностические занятия Кол-во часов и Примерное содержание занятий Исследование общей 3 осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов Исследование эмоциональноличностной сферы первоклассника. Раздел 2. Адаптация первоклассников. Наш класс, наша Запоминание имен одноклассников. учительница. Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия. Рассказ-презентация об учительнице. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Рассказ-презентация о школе. Отличия школы и детского сада, учительницы и воспитательницы. Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная связь: рассказы учащихся о Наша внешность: лицо, волосы, Внешний вид одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Внешний вид школьника. Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда и обувь для осени. Вежливые слова: игры с Вежливость. включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.). Что такое хорошо и что такое плохо (Отрывки стихов российских поэтов). Детские высказывания. Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков. Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум "Весёлые забавы гномов". Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба 7 по "дорожке следов"). Развитие быстроты движений, умения Коррекция крупной контролировать сменяемость моторики действий. Игротренинг "Гномики на стадионе". Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость действий "Гномики в цирке". Развитие ловкости движений. Наша школа 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Развитие устойчивости Развитие устойчивости. Игротренинг . Морские приключения гномов". Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры гномов". Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в сказку начинается». 12 месяцев" Обводим по трафарету, 4 разукрашиваем. "Путешествие продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени". Соединяем точки и рисуем узоры. 6 Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние месяцы. Приметы весны". Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы. Приметы лета". Аппликация из полосок бумаги. АРТ тренинг "Приметы 12 месяцев" Волшебные шнуровки. Рисование по номерам. Пальчиковая гимнастика. Штриховка. Графические упражнения. Рисование пальчиковыми красками. Игры и действия с предметами (мозаика из пайеток, стикерная мозаика, аппликация из крупы) . Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов. Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Восприятие формы, Психотренинг "Гномики в пришли величины, цвета. в школу". Восприятие Количество. Столько же. Больше, целостности меньше на… Настольные игры с предмета. фишками. Игротренинг "Что Конструирование 18 возьмём в школу" предметов. Параметры предмета. Размер. Зрительное и Высота. слуховое восприятие Большой - маленький. Противоположности. Простая форма. Конструирование с опорой на образец. Психотренинг "Мир вокруг нас". Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. 29 30, 31 Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас". Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". Белый цвет. Тренинг "Снежное королевство". Конструирование снежков из бумаги. Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское путешествие гномов". Лепка на картоне «Волны» Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное царство". Аппликация «Елочка» Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная шапочка". Лепка клубнички. Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики в стране ночи". Рисунок из кляксы. АРТ-тренинг "Цветная сказка". Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо". Аудиотренинг "Слушаем звуки леса". Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. 32, 33 34 35 36 37 38 39 40 44 41 42,43 44 Восприятие пространства (5 часов) 45 5 Определение расположения предметов в пространстве (справа слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Игротренинг "Гномики ищут клад". Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). 46 47 48 49 Восприятие времени(4 часа) 50 51 Тактильнодвигательное восприятие (2 часа) 4 Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур Изучение временных показателей: времён года, Изучение временных показателей: дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже. Вчера- сегодня- завтра Определение на ощупь предметов. Игра «Волшебный мешочек» 2 53 Определение на ощупь величины предметов из разного материала 54 Восприятие эмоций Знакомство с эмоциональным миром человека. человека (6 часов) 55 Радость. Грусть/печаль. 6 Пиктограммы 56 Гнев. Страх/испуг. Игротренинг «Три поросенка» 57 Спокойствие. Пиктограммы. 58 Злость. Сказкотерапия «Заюшкина избушка» 59 Удивление. Пиктограммы. Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций. 60 Восприятие как Описание наглядно основа представленных объектов. познавательной Выделение значимых частей деятельности: анализ объекта. Значимые наглядно (функционально необходимые) и воспринимаемых украшающие элементы. Анализ предметов и явлений объектов по картинке. Угадывание окружающей предметов по признакам (мебель-4 действительности. ножки и крышкастол). Загадывание наглядно представленных объектов. 17 часов 52 61 Перцептивные группировки объектов 62 Сенсорные эталоны. 63 Перцептивное моделирование. 64 Сходства и различия (4 часа) 65 66 67 68 Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания 69 Развитие зрительной, памяти. Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию (построй «команду» – бумажные полоски, 7 шт- по росту) Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными эталонами. Описание предметов. Какой? Какая? (Помидор: круглый, красный, сочный). Сложение простых узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов). Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда. Сходство в речи: подбор синонимичных наименований для объектов, изображенных на картинках Различия в нашей речи (противоположности, обозначаемые антонимами, наглядно представлены на картинках, в т.ч. фотографиях) Перепутанные дорожки. Найди отличия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (на этом этапе легкие) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной). Зрительное запоминание (идентично методике Н.А. Бернштейна). Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось (определение 12 недостающих, перемещенных предметов). Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов. 70 71 Развитие слуховой памяти 72 73 Развитие основ абстрактнологического мышления: поиск закономерностей. 74 75 Развитие основ абстрактнологического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале. Зрительное запоминание. Игра «Повтори ряд». С использованием геометрических фигур. Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны на индивидуальных карточках). Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе). Развитие предпосылок абстрактнологического мышления. Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Учет двух признаков в нахождении места объекта (Цвет и величина, форма и величина, цвет и форма). Развитие предпосылок абстрактнологического мышления. Продолжение числового ряда . Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов. Решение логических задач (аналитические задачи 1 типа с прямым утверждением); аналитический вывод из прослушанного текста (типа «Маленький Саша») - проводится без обучения. Другие детские тексты со скрытым смыслом, угадывание загадок 76 Развитие основ абстрактно логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале. Самый непохожий. Найди четвертое. Продолжи ряд. Определи место (5 субтест теста под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской). Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. 77 78 79 80 81 82 83 84 85 Произвольное 8 длительное удержание Произвольное удержание программы деятельности и осуществление контроля за ней Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологических приемов и кинезиологических упражнений Развитие помехоусточивости внимания Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий. Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение): Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий: конструирование из строительного материала с учетом указанного размера и количества деталей. Выполнение упражнений «Срисуй правильно», «Дорисуй вторую половину», «Сделай как у меня» Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка») Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками). Раскрашивание объектов по заданным правилам. Зарисовка объекта по заданным правилам (зеркальное отображение). Попытка конструирования по условиям. Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция. Мы такие разные. Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). 86 Играем, чтобы подружиться. Игры, направленные на взаимовыборы (Каравай, Ручеек и пр.). Игры соревнования команд. (Литературная викторина: кто с кем дружит, Угадай песню) 8 часов 87 Социометрическая игра: выбор в действии. Стихи и песни о дружбе. Причины ссор (детские 88 Почему люди высказывания): жадничает, ссорятся. ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться. Дети и взрослые. Отличия детей и 89 взрослых. Чего хотят дети от Дети и взрослые. взрослых. Чего хотят взрослые от детей. Правила дружбы со взрослым 90 (цветик семицветик): помогать, предупреждать, спрашивать, просить, а не требовать, соглашаться, заботиться, говорить правду. Будь внимателен «Мы на помощь придем». Когда 91 (нужна помощь). нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью. Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница». Что один не сделает, Совместная деятельность. Сказки, 92 сделаем вместе. повести, мультфильмы: о совместной деятельности. Успешное и неуспешное взаимодействие. Правила распределения обязанностей: человек хочет делать, может делать и умеет или старается научиться делать. Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков. 93 Каким я маленьким. был 6 часов 94 Моя семья 95 Фотозагадки Я не умел, но уже умею… Рассказ обучающегося о семье. Рисунок семьи Угадывание одноклассников по их детским фотографиям. Рисование «Несуществующего животного» 96 97 98 99 100 101 102 В. Драгунский «Денискины рассказы». Самопрезентации. Я люблю и я не люблю. Я хвастаюсь (горжусь) тем, что… Лесенка самооценки. Занятие на формирование самооценки Я и другие. Как нас видят другие. Раздел 9. Итоговая диагностика. Групповое и Графомоторные методики, индивидуальные координация движений, сенсорные обследования эталоны. 4 часа Оценка кругозора и уровня развития основных операций мышления Оценка эмоционального фона и социометрического статуса Оценка успешности обучения в первом классе (с составлением рекомендаций). Самопрезентация Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 2 класса, обучающихся по адаптированной программе Примерные темы Кол-во № Примерное содержание занятия занятия занятий часов Дата проведен ия Раздел 1. Вводное занятие Психогимнатические упражнения, 1 Вводное занятие 1 создание положительной мотивации на занятия, знакомство. Раздел 2. Занятия диагностического блока 2 3 Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, объёма, произвольности. 3 Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, объёма, произвольности. Упр. на развитие внимания: «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба». Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упр: 4 заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилии Проективные тесты рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс» Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы 5 7 Развитие осязательного восприятия 3 7 10 Развитие зрительного восприятия 4 11 14 Развитие слуховое восприятие и слухомоторной координации 4 Упражнения, развивающие слуховое восприятие и слухомоторную координацию: "Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое слово", "Кружок", "Длиннее-короче". 15 16 Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия. 6 Двигательное воспроизведение ритмических структур по образцу и по инструкции («Веселый алфавит»), рисование обеими руками, выполнение графических диктантов. Срисовывание узоров, дорисовывание симметричных изображений. Выполнение упражнений «Кулакребро-ладонь», «Зеркальное рисование», «Моторчик», «Веселые карандаши». Урок-игра «Рисуем по разному» . Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). 17 18 19 20 Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов: Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино». Упражнения, развивающие зрительное восприятие: «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». Раздел 4. Развитие двигательной сферы 21 26 Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации 6 Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. 27 32 Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля двигательных программ) Развитие произвольности движений (сигналреакция). 6 Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики, Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями. 33 37 38 42 43 47 Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот» Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений Формирование 5 Упражнения на формирование собственно пространственных представлений: пространственных "Слева, справа, ниже, выше представлений нарисуешь, как услышишь", «В (умение гости к другу», ориентироваться «Мой путь», «Фигурное лото» в собственном теле, во внешнем пространстве улицы, поселка.) Формирование 5 Работа с серией сюжетных картинок, квазипространственн часами, календарем, моделью ых представлений календарного года. Сказкотерапия и (формирование коррекция квазипространственных пространственных представлений. Упражнения «Бочка и представлений в ящик», «Что находится в речи, формирование помещении», «Я – сыщик». Игра умения понимать «Внутри-снаружи» пространственные и временные логикограмматически е конструкции Раздел 6. Развитие когнитивной сферы 5 48 53 Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания) 6 Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов; произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций; развитие тактильной и кинестетической памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). 54 59 Формирование приемов умственной деятельности 6 60 65 Развитие 6 интеллектуальной сферы 66 70 Развитие логического и понятийного мышления. 5 Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Изучение особенностей творческого мышления школьников; Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик». 71 75 Анализ, сравнение, 5 классификация, обобщение. 76 81 Установление причинноследственных отношений, Обобщение и нахождение противоположностей. 6 82 87 Развитие и активизация воображения 6 88 92 Формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму 5 Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай животное». «Найди общие признаки». Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот», «Продолжи ряд» Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации Метод арт-терапии в формировании позитивного образа школьника и учебы. Игры для понимания противоречия «хорошоплохо». Формирование навыков построения внутреннего плана действий; Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. Урок-тренинг «Разведчики» Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств 93 97 Развития эмоциональной стабильности отношениях сверстниками в со 98 100 101 102 Обобщающие занятие 3 Итоговая диагностика 2 5 Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда» Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)». Обучение эффективным способам общения. Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 3 класса, обучающихся по адаптированной программе № занятия 1 2 3 Примерные темы занятий Кол-во часов Примерное содержание занятия Дата проведения Раздел 1. Вводное занятие Вводное занятие 1 1 Создание положительной Создание мотивации детей в положительной занятиях; проведение мотивации и психогимнастические заинтересованности упражнений. Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей Профилактика школьной Формирование сплоченного дезадаптации, снятие нервнодетского коллектива, психического напряжения, обучение детей 4 сплочение детского коллектива эффективным способам общения. «Мы – дружная команда». Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты» 4 5 6 8 9 11 12 14 15 16 17 19 20 22 23 25 Формирование у детей мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации. Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения Развитие и коррекция функции Развитие концентрации внимания, внимания, саморегуляции и обучение навыкам самоконтроля. произвольного внимания и Развитие переключения контроля над поведением внимания и умения действовать 11 по правилу. Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции. Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Раздел 4. Развитие мнестических способностей Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение 12 Развитие объема кратковременной оперативной памяти. Тренировка произвольного запоминания зрительно Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). Развитие ассоциативной памяти. Обучение способам эффективного запоминания. Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. 26 28 Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации 29 34 35 39 40 44 45 50 Развитие основных мыслительных операций(анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического понятийного мышления и 22 Развитие логического мышления и сообразительности. Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения. Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игрызагадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать Раздел 6. Развитие двигательной сферы 54 55 56 58 59 60 61 64 65 67 Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта Развитие умения организации и контроля двигательных программ. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики, Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями. Развитие произвольности движений (сигналреакция). Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот» Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений Формирование собственно 6 Упражнения на пространственных и формирование квазипротранственных пространственных представлений представлений: "Слева, справа, ниже, выше нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото» Формирование Формирование пространственных квазипространственных представлений в речи, представлений формирование умения понимать пространственные и временные логикограмматические конструкции Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутриснаружи» Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы Знакомство с чувствами и 12 Знакомство с базовыми эмоциями. Развитие умения эмоциями: радость, правильно выражать свои удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд 6 68 70 71 73 74 77 78 81 82 84 85 87 88 90 чувства социально способом. и эмоции приемлемым Работа с чувством страха и тревожности. Формирование умения различать и принимать эмоции других людей Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций Развитие воображения Упорядочение представлений учащихся. Стимулирование детей о том, что такое креативных возможностей 10 воображение и фантазия. детей. Изучение особенностей творческого мышления школьников. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. 10 Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам взаимодействия и сотрудничества. Тренинг «Как и почему начинаются ссоры?» Тренинг на развитие толерантности «Свои и чужие» 91 93 94 97 98 100 101 102 Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения. «Как мы все похожи!» «Какие мы все разные!» Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда» Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)». Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика. Обобщающие занятия 3 Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы Проведение итоговой Итоговая диагностика 2 диагностики с целью определения динамики Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологомдля учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе № зан яти я Примерные темы Колво занятий часов 1 Вводное занятие 2 3 Входная диагностика 4 13 Примерное содержание занятий проведени я Раздел 1. Вводное занятие. 1 Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Раздел 2. Диагностический блок. 2 Дата Тесты интеллекта, определение интеллектуального и личностного развития. Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления. Формирование произвольности зрительного Развитие 10 восприятия, дорисовывание незаконченных различных видов изображений. Развитие зрительной памяти в и форм процессе рисования по памяти. Выделение восприятия нереальных элементов нелепых картинок. (пространственны Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. х, осязательных, Развитие временных), дифференцированных осязательных ощущений развитие (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их глазомера и зрительной словесное обозначение. движения; моторной предоставление словесного отчета. координации; Моделирование расположения различных развитие объектов по отношению друг к другу в ближнем и ориентировки во дальнем пространстве. Самостоятельное времени и в моделирование пространственных ситуаций пространстве (оставление простейших схем- планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам. Раздел 4. Развитие памяти. 14 25 Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти. 12 Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение мнемотехникам Раздел 5. Развитие воображения. 26 33 Развитие видов воображения: активация свойств воображения. 8 Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули». Раздел 6. Развитие внимания. 34 43 Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания. 44 63 Развитие нагляднообразного мышления; формирование вербальнопонятийного аппарата; 10 Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик», «Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди отличия». Раздел 7. Развитие мыслительных функций. Упражнения на мышечную релаксацию 22 «Штанги»; «Графический диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции. 64 77 78 94 Формирование Тренинговые занятия «Разные настроения», 14 навыков «Учимся менять свое настроение», «Учимся построения искать выход из сложных ситуаций», внутреннего «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в плана действий, согласии с другими», «Как победить злость», овладение «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» приемами там, где это необходимо», «Саморегуляция». самоконтроля и саморегуляции; Активация способностей к преодолению гиперактивности, расторможенност и, неуправляемости ; развитие рефлексивной деятельности. Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы. Развитие 17 Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего эмоциональной выражения. Вера в себя. Формирование у детей сферы. конструктивных способов реагирования в Формирование конфликтной ситуации. Отработка приёмов рефлексии лицевой экспрессии различных эмоциональных личностных состояний. Игровая коррекция агрессивности, качеств. Развитие формирование и развитие внимания, самооценки, доброжелательности, взаимоотношений детей в умений принять группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я) себя; развитие умения дифференцирова ть чувства Раздел 10. Развитие личностно – мотивационной сферы 95 100 Коррекция мотивационной сферы 6 Формирование у детей навыков самоконтроля, нравственных представлений. Арт терапия «Остров счастья» Раздел 11. Развитие личностно – мотивационной сферы. 101 102 Итоговая диагностика 2 Подведение итогов, развития детей. определение динамики