сантиметр, а также название и назначение инструментов и приспособлений (линейка, треугольник). 2. Иметь представление и узнавать в фигурах и предметах окружающей среды простейшие геометрические фигуры: отрезок, угол, ломаную линию, прямоугольник, квадрат, треугольник. 3. Учащиеся должны уметь: измерить длину отрезка, определить, какой угол на глаз, различать фигуры, строить различные фигуры по заданию учителя. 4. К концу 3 класса учащиеся должны владеть терминами, изученными во втором классе. Также учащиеся должны усвоить новые понятия такие как периметр, круг, окружность, овал, многоугольник, циркуль, транспортир, «центр», «радиус», «диаметр». 5. Иметь представление и узнавать в окружающих предметах фигуры, которые изучают в этом курсе. 6. Учащиеся должны уметь с помощью циркуля построить окружность, а также начертить радиус, провести диаметр, делить отрезок на несколько равных частей с помощью циркуля, делить угол пополам с помощью циркуля, знать и применять формулы периметра различных фигур, строить углы заданной величины с помощью транспортира и измерять данные, находить сумму углов треугольника, делить круг на (2, 4, 8), (3, 6, 12) равных частей с помощью циркуля. 7. К концу 4 класса учащиеся должны владеть терминами: высота, медиана, биссектриса, основание, прямоугольный треугольник, катет, гипотенуза, параллелограмм, ромб, трапеция, куб, пирамида, параллелепипед, палетка, площадь, цилиндр. Учащиеся должны уметь: строить высоту, медиану, биссектрису треугольника, различные виды треугольников, параллелограмм, трапецию, а также проводить диагонали. 8. Строить ромб, находить центр. Иметь различие в периметре и площади, находить площадь с помощью палетки и формул. 9. Различать и находить сходство: (квадрат, куб, строить куб), (треугольник, параллелепипед, строить параллелепипед), (круг, прямоугольник и цилиндр, строить цилиндр). Личностные, метапредметные и предметные результаты курса «Занимательная математика» Личностные результаты • развитие любознательности, сообразительности при выполнении • разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения • преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности • любого человека; • воспитание чувства справедливости, ответственности; • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности • мышления. Метапредметные результаты • Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз». • Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения. • Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму). • Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже. • Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции. • Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции. • Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции. • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. • Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии. • Анализировать предложенные возможные варианты верного решения. • Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток. • Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. Предметные результаты • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. • Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. • Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. • Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. • Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. • Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). • Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. Универсальные учебные действия • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами. • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, • Использовать критерии для обоснования своего суждения. • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Ценностными ориентирами содержания данного курса являются: – формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений; – формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; – развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; – формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; – формирование пространственных представлений и пространственного воображения; – привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. На четвёртом году учёбы, учитывая психологические особенности данной возрастной группы, акцент перемещается от групповых форм работы к индивидуальным. Способы общения детей друг с другом носит дискуссионный характер. В работе с детьми нами будут использованы следующие методы: - словесные, - наглядные, - практические, - исследовательские. Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети. Для развития различных сторон мышления в программе предусмотрены разнообразные виды учебных действий, которые разбиты на три большие группы: репродуктивные, продуктивные (творческие) и контролирующие. К репродуктивным относятся: а) исполнительские учебные действия, которые предполагают выполнение заданий по образцу, б) воспроизводящие учебные действия направлены на формирование вычислительных и графических навыков. Ко второй группе относятся три вида учебных действий - это обобщающие мыслительные действия, осуществляемые детьми под руководством учителя при объяснении нового материала в связи с выполнением заданий аналитического, сравнительного и обобщающего характера. Поисковые учебные действия, при применении которых дети осуществляют отдельные шаги самостоятельного поиска новых знаний. Преобразующие учебные действия, связанные с преобразованием примеров и задач и направленные на формирование диалектических умственных действий. Контролирующие учебные действия направлены на формирование навыков самоконтроля. Виды деятельности: - творческие работы, - задания на смекалку, - лабиринты, - кроссворды, - логические задачи, - упражнения на распознавание геометрических фигур, - решение уравнений повышенной трудности, - решение нестандартных задач, - решение текстовых задач повышенной трудности различными способами, - выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления, - решение комбинаторных задач, - задачи на проценты, - решение задач на части повышенной трудности, - задачи, связанные с формулами произведения, - решение геометрических задач. 1 класс Формировать умения ориентироваться в пространственных понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и др.) Занимательные задания с римскими цифрами. Мир занимательных задач Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру», «Инфознайка». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. 2 класс. Формирование основных понятий: точка, линия, прямая линия, отрезок, длина отрезка, линейка, луч, построение луча, отрезка, сравнение отрезков, сравнение линии и прямой линии.Также изучается масса, основываясь на сравнении с массой тувинского народа. Углы. Луч, угол, вершина угла. Плоскость, перпендикуляр, прямой угол, виды углов, сравнение углов. Треугольники. Треугольник, вершина, стороны. Виды треугольников, построение треугольников, составление из треугольников других фигур. Четырехугольники. Четырехугольники, вершины, стороны, вершины, диагональ. Квадрат. Построение квадрата и его диагоналей. Прямоугольник. Построение прямоугольника и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие. Масса ( литр, грамм, килограмм) 3 класс. Символика. Построение. Обозначение буквами точек, отрезков, линий, лучей, вершин углов. Латинский алфавит. Прямая линия. Параллельныеи пересекающиеся прямые. Отрезок. Деление отрезка пополам, сумма отрезков. Замкнутая ломаная – многоугольник. Нахождение длины ломаной. Периметр. Периметр треугольника, квадрата, многоугольника. Формулы нахождения периметра. Циркуль. Круг, окружность, овал. Сходство и различия. Построение окружности. Понятия «центр», «радиус», «диаметр». Деление круга на несколько равных частей (2, 3, 4, 6, 12). Составление круга. Деление отрезка пополам с помощью циркуля. Углы. Транспортир. Углы. Величина угла. Транспортир. 4 класс. Высота. Медиана. Биссектриса. Треугольники, высота, медиана, биссектриса основание и их построение. Прямоугольный треугольник. Катет и гипотенуза треугольника. Составление из треугольников других фигур. «Новые» четырехугольники. Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Диагонали их и центр. Сходство этих фигур и различие. Площадь. Периметр и площадь. Сравнение. Нахождение площади с помощью палетки. Площадь треугольника. Площадь квадрата. Площадь прямоугольника. Нахождение площади нестандартных фигур с помощью палетки. Геометрическая фигура. Геометрическое тело. Понятие объема. Геометрическое тело. Квадрат и куб. Сходство и различие. Построение пирамиды. Прямоугольник и параллелепипед. Построение параллелепипеда. Сходство и различие. Круг, прямоугольник, цилиндр. Сходство и различие. Построение цилиндра. Знакомство с другими геометрическими фигурами. 3. Тематическое планирование 1 класс (66 часов) Кол-во № Тема занятий Содержание занятий часов Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по 1 Математика – это интересно 2 командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки). Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично Танграм: древняя китайская 2 2 заданным разбиением на части; без головоломка. заданного разбиения. Проверка выполненной работы. Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по 3 Путешествие точки. 2 алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». Построение конструкции по заданному 4 «Спичечный» конструктор 2 образцу. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без Танграм: 5 2 заданного разбиения. Составление древняя китайская головоломка. картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 6 Волшебная линейка 7 Священные числа тувинского народа Ыдыктыгсаннар 8 9 Конструирование многоугольников из деталейтанграма Игра- соревнование «Веселый счёт» Хоглугсаналга. 2 Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. 2 Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. 2 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 2 Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. 10 Игры с шахматными фигурами. 2 11 Игра «Мунгаш шыдыраа» 2 12 Игры с шахматными фигурами 2 13 Весёлая геометрия 2 14 Математические игры 2 15 «Спичечный» конструктор 2 16 Задачи-смекалки тувинского 2 народа. Бодалгалыг тывызыктар. Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль. Научить видеть шахматную доску и поле боя, маневрировать шахматными фигурами. Взаимный контроль. Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод отобратного. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10». Построение конструкции по заданному образцу.Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре» Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи». Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. 17 Прятки с фигурами 2 18 Математические игры 2 19 Числовые головоломки 2 20 Математическая карусель. 2 21 Уголки 2 22 Игра в магазин. Монеты. 2 Сложение и вычитание в пределах 20. 2 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. 23 Конструирование фигур из деталей танграма 24 Игры с шахматными фигурами 2 25 Математическое путешествие. 2 26 Математические игры 2 27 Игры с шахматными фигурами 2 28 Секреты задач 2 29 Числовые головоломки 2 30 Математические игры 2 31Математическая карусель. 33 6 № Тема занятий 1 2 3 4 5 Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. Конструирование из геометрических фигур силуэтов животных, юрта «Дороги в стране Геометрии». Линии. Прямая линия и ее свойства. Масса тела и вместимость по тувинским обычаям. Ишкиринин хемчээлдери. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Выполнение заданий по образцу, делать выводы и обосновывать их, использовать метод отобратного. Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. 1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу. 1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д. «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Делать выводы и обосновывать их, используя два типа рассуждения: доказательное и правдоподобное (догадки) Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20». Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. 2 класс (68 часов) Кол-во Содержание занятий часов 2 Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. 2 Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек. 2 Игра «Мы – точки» работа с Геоконтом. 2 Стихотворение «Тыва хемчег» 2 Задачи на развитие логического мышления. Загадки. 6 7 Кривая линия. Точки пересечения кривых линий. 4 Решение топологических задач «Дороги в стране Геометрии». 2 Пересекающиеся линии. Решение топологических задач. 9 2 Лабиринт. Направление движения. 10 Взаимное расположение 2 предметов в пространстве. Вертикальные и горизонтальные 11 2 прямые линии. Первоначальное знакомство с 12 2 сетками. 8 13 Отрезок. Имя отрезка. 14 Сравнение отрезков. Единицы длины по обычаям тувинцев. 15 Ломаная линия. Игра «Геоконт». Практические задания. Продолжение сказки. Самостоятельная работа. Понятия «За»,перед, внутри, снаружи, за под» Продолжение сказки. Практические задания. Древнегреческая легенда о Минотавре. Игра на внимание. Лабиринт. Разучивание песенки. Игра «Дорисуй». Сказка. Практические задания на Геоконте. Задания на развитие памяти, внимания. Графические диктанты. 2 Стихотворение об отрезке. Игра «Сложи фигуру». Сказка про отрезок. 2 Задание с циркулем. Игра «Сложи фигуру». 2 Сказка. Практические задания. Игра «Геоконт». 16 Ломаная линия. Длина ломаной. 2 Решение задач на развитие 17 пространственных 2 представлений. Луч. Солнечные и несолнечные 18 лучи. Спектральный анализ 2 света. Прямой угол. Вершина угла. Его 19 2 стороны. Острый угол, с вершиной в 20 центре Геоконта(точка Ц). Имя 2 острого угла. Имя прямого угла. Тупой угол с вершиной в 21 центре Геоконта. Имя тупого 2 угла. Развернутый угол. Имя 22 развернутого угла. Развернутый 2 угол и прямая линия. Острый, прямой и тупой углы с 23 вершиной в любой точке 2 на Геоконте. Практическое задание. Задачи на развитие логического мышления. Задачи на развитие пространственного представления. Игра «Одним росчерком». Сказка. Загадки. Игра «Одним росчерком». Сказка. Самостоятельная работа. Логические задачи. Практическая работа. Сказка. Геоконт. Практические задания. Сказка. Игра «Одним росчерком». Сказка. Практические задания. Сказка. Практическое задание. 24 Сказка. Практическое задание. 25 26 27 28 29 2 Математическая викторина 2 «Гость Волшебной поляны». «В городе треугольников». 2 Треугольник. Треугольник. Имя треугольника. 2 Условия его построения. Типы треугольников: прямоугольный, 2 остроугольный, тупоугольный. Треугольник. Виды 2 треугольников. «В городе четырёхугольников». 30 Четырехугольник. 2 Прямоугольник. Трапеция. Равносторонний прямоугольный 31 четырехугольник - квадрат. 2 Ромб. 32 Квадрат. 2 Игра «Найди геометрические 33 фигуры» Волшебные палочки 2 Геометрический КВН. 34 Повторение изученного во 2-м классе. 2 № Тема занятий Коллективная работа. Сказка. Задания Незнайки. Игра-путешествие в город треугольников. Головоломка. Сказка. Практические задания. Аппликация из треугольников (жители города) Сказка. Разучивание песенки. Практические задания. Игра «Найди лишнее». Музыкальная геометрия – песенки. Игра-путешествие в город четырёхугольников. Практические задания. Геоконт. Аппликация из четырёхугольников. Игра «Сложи квадрат». Задания на смекалку «Дострой квадрат». Продолжение знакомства с геометрическими фигурами. Квадрат. Введение понятия квадрат Ф. Фребеля. Сложение и изготовление квадрата. Оригами. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Командное соревнование на проверку знаний по геометрии. 3 класс (68 часов) Кол-во Содержание занятий часов 1 Путешествие в страну Геометрию. Знакомство с Веселой Точкой. 2 Загадки о геометрических инструментах. Практическая работа с линейкой. 2 Геометрические фигуры. 2 Стихотворение о геометрических фигурах. Конструирование игрушек. 3 «Жители города многоугольников». Многоугольники. 2 Продолжение сказки. Практическая работа. Аппликация. 4 Периметры многоугольников. 2 5 «Город кругов». Окружность. Круг. Циркуль-помощник. 2 Задания на нахождения периметра. Игра «Одним росчерком». Сказка. Практические задания с циркулем. Загадки. Игра «На что похожа фигура?» 6 Окружность и круг. 2 Стихотворения про окружность. Практические задания. Аппликация из 7 Радиус, диаметр круга. 2 Сказка. Практические задания. Узоры из окружностей. 8 Касательная. 2 Сказка. Практические задания. 9 Решение задач. Узлы и зацепления. 2 Самостоятельная работа. Игра «Танграм». Графические диктанты. Узоры из геометрических фигур. Типы криволинейных 10 геометрических фигур на плоскости. 2 Стихотворение. Игра со спичками. «Танграм». 11 Радиус и диаметр окружности. 2 Графический диктант. Практические задания. Аппликация. Использование геометрических 12 фигур для иллюстрации 2 долей величины. Сектор круга. Задачи на нахождение доли. Блицтурнир «Раскрась по заданию». 13 Сектор. Сегмент. 2 Сказка. Практические задания. 2 Песенка. Задачи на развитие логического мышления. 2 Алгоритм построения параллелограмма. Геометрический диктант. 2 Алгоритм построения фигуры на нелинованной бумаге. Игра «Дорисуй из частей». 2 Графический диктант. Оригами «Собачка». «Дороги на улице 14 прямоугольников». Параллельные прямые. «Жители города 15 четырёхугольников». Виды четырехугольников. Построения на нелинованной бумаге. Построение прямого 16 угла. Перпендикулярные прямые. Построение прямоугольника и 17 квадрата на нелинованной бумаге. Диагонали многоугольника. 18 Свойства диагоналей прямоугольника. Диагонали квадрата. Игра 19 «Паутинка». Деление окружности на 4, 6 20 равных частей. Вычерчивание «розеток». 2 2 2 21 Решение топологических задач. 2 22 Многоугольники выпуклые и невыпуклые. 2 Практические задания на развитие умения чертить на нелинованной бумаге. Игра «Одним росчерком». Практическая работа. Оригами «Кошка». Игра «Паутинка». Работа с циркулем – вычерчивание «розеток». Решение задач. Оригами «Волк». Игра «Пятнадцать мостов». Практическая работа. Аппликация. 23 Периметр многоугольника. 2 Геометрическая разминка. Оригами «Дед мороз». Периметр треугольника. Построение равнобедренного 24 и равносто роннего треугольников. 2 Преобразование именованных величин. Рассказ о Евклиде. Практическая работа. 25 Площадь. 2 26 Площадь. Единицы площади. 2 27 Нахождение площади 2 равностороннего треугольника. 28 Плоскость. 2 39 Угол. Угловой радиус. 2 30 Сетки. 2 «Волшебные превращения 31 жителей страны Геометрии». Игра «Пифагор». Обобщение изученного 32 материала. Урок-праздник «Хвала 33 геометрии!» Тема урока 2 Игра «Пифагор». Аппликация из геометрического материала. 2 Игра «Пифагор». Задания на развитие логического мышления. 2 Праздник. 4 класс (68 часов) Кол-во Содержание занятий часов Повторение материала, 1 изученного в 3-м классе (игра- 2 путешествие). Решение топологических задач. Подготовка учащихся к 2 2 изучению объемных тел. Пентамино. 3 Куб. Игра «Кубики для всех». 2 Прямоугольный 4 параллелепипед. Куб. Развертка параллелепипеда. Каркасная модель куба. 5 Развертка куба. Куб. Площадь полной 6 поверхности куба. Решение заданий на нахождение площади. Задача на развитие восприятия и воображения. Задачи на построение. Логическая задача. «Танграм». Игра «Настольный хоккей», «Догадайся». Практическая работа. Практическая работа, направленная на развитие умения понимать понятие «плоскость». Игра «Одним росчерком». Графический диктант. Аппликация из геометрических фигур. Игры в квадраты. Пентамино. Игра «Почтальон». Составление узоров из геометрических фигур. Игра «Сложи квадрат». Топологические задачи. Пентамино. Зрительный диктант. Игра «Не пройди дважды». Игра «Пифагор». 2 Практическая работа. Развёртка куба. Моделирование куба. 2 Работа с проволокой. Игра «Одним росчерком». 2 Сказка. Графический диктант «Лампа». Задания на смекалку. 7 8 9 10 11 12 13 14 Знакомство со свойствами игрального кубика. 2 Равносторонний и равнобедренный 2 треугольники. Измерение углов. 2 Транспортир. Построение углов заданной 2 градусной меры. Построение треугольника по 2 трем заданным сторонам. Построение равнобедренного и равностороннего 2 треугольников. Площадь. Вычисление площади фигур сложной 2 конфигурации. Площадь. Измерение площади 2 палеткой. 15 Числовой луч. 2 16 Числовой луч (закрепление). 2 17 Сетки. Игра «Морской бой». 2 18 Сетки. Координатная плоскость. 2 Игральный кубик. Задания на развитие пространственного мышления. Игра «Узнай фигуру». Графический диктант «Пирамида». Сказка. Практическая работа. Градусная мера угла. Задания на нахождение градусной меры угла. Решение задач. Алгоритм построения угла. Игра «Одним росчерком». Стихотворение. Задачи на развитие пространственного мышления. Алгоритм построения треугольника. Оригами. Песенка. Задачи на нахождение площади. Игра «Одним росчерком». Палетка. Игра со спичками. Графический диктант «Белочка». Практические задания. Задачи на развитие пространственного мышления. Игра «Собери узор». Задания на развитие памяти, внимания, логического мышления. Игра «Морской бой». Правила игры. Задания на развитие пространственного мышления. Составление рисунка по заданию. Игра «Морской бой». Игра «Выполни симметрично».. Игра «Выложи из спичек». Выполнение симметричных рисунков. Оригами «Ёжик» Игра «Сложи узор». Графический диктант «Киска». Головоломка. 19 Осевая симметрия. 2 20 Симметрия. 2 21 Симметрия (закрепление). 2 22 Поворотная симметрия. 2 Кубик Рубика. Практическая работа. 2 Сказка. Задача на развитие воображения. 2 Игра «На что похоже?». Задания с координатной плоскостью. 2 Моделирование параллелепипеда. Задание на сообразительность. Прямоугольный параллелепипед. Прямоугольный 24 параллелепипед. Прямоугольный 25 параллелепипед. Модель развёртки параллелепипеда. 23 26 Цилиндр. 27 Цилиндр. Закрепление изученного. 2 2 Стихотворение. Задание на развитие пространственного мышления. Самостоятельная работа. Графический диктант «Кувшин». 28 Конус. 2 Зрительный диктант. Загадки. Практическое задание. 29 Пирамида. 2 Моделирование пирамиды. Развёртка. 30 Пирамида. 2 31 Шар. 2 Обобщение изученного 32 материала по теме «Геометрические тела». 2 Игра «Узнай по развёртке». 33 Мониторинг ЗУН 2 Проверочные задания на сформированности геометрических понятий. 34 Геометрический КВН. 2 Игра - КВН. Графический диктант. Задание на развитие воображения. «Танграм». Геометрическая разминка. Логическая задача «Колумбово яйцо».