выделять известное и неизвестное); - развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества). Предметными результатами изучения технологии является: - получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; - усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; -приобретение навыков самообслуживания; - овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; - усвоение правил техники безопасности; - использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; - приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; - приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач. Сожержание учебного предмета «Технология» Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживания Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2–3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа. Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление). Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный). Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Культура межличностных отношений в совместной деятельности. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п. Выполнение доступных видов работ по самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам, взрослым и сверстникам. Технология ручной обработки материалов 1. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), выполнение приемов их рационального и безопасного использования. Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). 1 В начальной школе могут использоваться любые доступные в обработке учащимся экологически безопасные материалы (природные, бумажные, текстильные, синтетические и др.), материалы, используемые в декоративноприкладном творчестве региона, в котором проживают школьники. Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий (технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия). Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративнохудожественным и пр.). Конструирование и моделирование на компьютере и в интерактивном конструкторе. Практика работы на компьютере Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях. Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса компьютера, программ Word и Power Point. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение темы № п/п 1 2 3 1 класс Раздел (Тема) «Давайте познакомимся» (3 ч.) Как работать с учебником. Я и мои друзья. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Что такое технология? «Человек и земля» (21 ч.) Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Природный материал. Изделие «Аппликация из листьев» . Пластилин. Изделие: аппликация из пластилина «Ромашковая поляна». Пластилин. Изделие «Мудрая сова». Растения. Изделие «Получение и сушка семян». Растения. Проект «Осенний урожай». Изделие «Овощи из пластилина». Работа с бумагой. Изделие «Волшебные фигуры». Работа с бумагой. Изделие «Закладка из бумаги» . Насекомые. Изделие «Пчелы и соты» . Дикие животные. Проект «Дикие животные» Изделие «Коллаж». Новый год. Проект «Украшаем класс к Новому году» Изделия «Украшения на елку», «Украшение на окно». Домашние животные. Изделие «Котенок». Такие разные дома. Изделие «Домик из веток». Посуда. Проект «Чайный сервиз». Изделия «Чашка», «Чайник», «Сахарница». Посуда. Проект «Чайный сервиз». Изделия «Чашка», «Чайник», «Сахарница». Свет в доме. Изделие «Торшер». Мебель. Изделие «Стул». Одежда. Ткань. Нитки. Изделие «Кукла из ниток». Учимся шить. Изделия «Сточка прямых стежков», «Строчка стежков с перевивом змейкой», «Строчка стежков с перевивом спиралью». Учимся шить. Изделие «Закладка с вышивкой». Учимся шить. Изделия «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», «Медвежонок» . Передвижение по земле. Изделие «Тачка». «Человек и вода» (3 ч.) Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Практическая работа «Проращивание семян». Питьевая вода. Изделие «Колодец». Передвижение по воде. Проект «Речной флот» Изделия «Кораблик из бумаги», «Плот». Человек и воздух (3 ч.) Использование ветра. Изделие «Вертушка». Полеты птиц. Изделие «Попугай». Полеты человека. Изделие «Самолет», «Парашют» . 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 31 32 33 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Человек и информация (3 ч.) Способы общения. Изделие «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо». Важные телефонные номера. Правила движения. Практическая работа «Важные телефонные номера» . Компьютер. 2 класс Раздел (Тема) Основы культуры труда, самообслуживания. Здравствуй, дорогой друг! (1 ч.) Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Человек и земля (23 ч.) Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука». Посуда. Работа с пластичными материалами. Изделие «Корзина с цветами». Посуда. Работа с пластичными материалами. Изделие «Семейка грибов на полянке». Посуда. Работа с пластичны ми материалами (тестопластика). Изделие «Игрушка из теста». Посуда. Проект «Праздничный стол». Народные промыслы. Работа с бумагой. Изделие «Золотая хохлома». Народные промыслы. Работа с бумагой. Изделие «Городецкая роспись». Народные промыслы. Работа с пластилином. Изделие «Дымковская игрушка». Народные промыслы. Работа с текстильными материалами. Изделие «Матрешка». Народные промыслы. Рельефные работы. Изделие «Пейзаж «Деревня». Домашние животные и птицы. Человек и лошадь. Работа с картоном. Изделие «Лошадка». Домашние животные и птицы. Работа с природными материалами. Изделие «Курочка из крупы». Домашние животные и птицы. Проект «Деревенский двор». Новый год. Работа с различными материалами. Изделия «Елочные игрушки из яиц», «Новогодняя маска». Строительство. Работа с бумагой. Изделия «Изба», «Крепость». 1 час 1 час 1 час Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 № п/п В доме. Работа с волокнистыми материалами. Помпон. Изделие «Домовой». В доме. Проект «Убранство избы». Изделие «Композиция «Русская печь». В доме. Работа с бумагой. Плетение. Изделие «Коврик». В доме. Работа с картоном. Конструирование. Изделие «Стол и скамья». Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица». Народный костюм. Работа с тканью. Изделие«Костюмы для Ани и Вани». Народный костюм. Работа с ткаными материалами. Шитье. Изделие «Кошелек». Народный костюм. Виды швов и стежков для вышивания. Изделие «Тамбурные стежки», «Салфетка». Человек и вода (3 ч.) Рыболовство. Работа с волокнистыми материалами. Изонить. Изделие «Золотая рыбка» . Рыболовство. Проект «Аквариум». Рыболовство. Работа с бумагой и волокнистыми материалами. Изделие «Русалка». Человек и воздух (3 ч.) Птица счастья. Работа с бумагой. Изделие «Птица счастья» Использование ветра. Работа с бумагой. Изделие «Ветряная мельница» Использование ветра. Работа с фольгой. Изделие «Флюгер» Человек и информация (3 ч.) Книгопечатание. Изделие «Книжка-ширма» Поиск информации в Интернете. Поиск информации в Интернете. Правила набора текста Заключительный урок (2 ч.) Заключительный урок. Подведение итогов за год. Конференция. Подведение итогов за год. Конференция. Выставка работ. 3 класс Раздел (Тема) Основы культуры труда, самообслуживания. Здравствуй, дорогой друг! (1 ч.) 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу. Человек и земля (21 ч.) Архитектура. Изделие «Дом». Городские постройки. Изделие «Телебашня». Парк. Изделие «Городской парк». Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели». Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели». Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой» . Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие «Украшение фартука». Изготовление тканей. Изделие «Гобелен». Вязание. Изделие «Воздушные петли». Одежда для карнавала. Изделия «Кавалер», «Дама». Бисероплетение. Изделия «Браслетик «Цветочки», «Браслетик «Подковки» . Кафе. Изделие «Весы». Фруктовый завтрак. Изделия «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке». Колпачок – Цыпленок. Изделие «Колпачок-цыпленок». Бутерброды. Изделия «Бутерброды», «Радуга на шпажке». Салфетница. Изделия «Салфетница», «Способы складывания салфеток». Магазин подарков. Изделия «Соленое тесто», «Брелок для ключей». Золотистая соломка. Изделие «Золотистая соломка». Упаковка подарков. Изделие «Упаковка подарков». Автомастерская. Изделие «Фургон «Мороженое». Грузовик Изделия «Грузовик», «Автомобиль» . Человек и вода (4 ч.) Мосты. Изделие «Модель «Мост». Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Изделия «Яхта», «Баржа». Океанариум. Проект «Океанариум». Изделие «Осьминоги и рыбки». Фонтаны. Изделие «Фонтан». 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 27 28 29 30 31 32 33 34 35 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Человек и воздух (3 ч.) Зоопарк. Изделие «Птицы». Вертолётная площадка. Изделие «Вертолет «Муха». Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар». Человек и информация (5 ч.) Переплётная мастерская . Почта. Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Куклы для спектакля». Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Куклы для спектакля». Афиша. Изделие «Афиша» Итоговый тест. Заключительный урок (1 ч.) Подведение итогов. 4 класс Раздел (Тема) Основы культуры труда. Самообслуживания. Вводный урок (1 ч.) Как работать с учебником. Человек и земля (21 ч.) Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть вагона (тележка)», «Цистерна. Сборка Вагона», «Пассажирский вагон». Вагоностроительный завод. Изделия «Ходовая часть вагона (тележка)», «Цистерна. Сборка Вагона», «Пассажирский вагон». Полезные ископаемые. Изделие «Буровая вышка». Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка». Автомобильный завод. Изделия «КамАЗ», «Кузов грузовика». Автомобильный завод. Изделия «КамАЗ», «Кузов грузовика». Монетный двор. Проект «Медаль». Изделия «Стороны медали», «Медаль». Монетный двор. Проект «Медаль». Изделия «Стороны медали», «Медаль». Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза». Фаянсовый завод. Изделия «Основа для вазы», «Ваза». Швейная фабрика. Изделие «Прихватка». Швейная фабрика. Изделия «Новогодняя игрушка», «Птичка». 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви». Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви». Деревообрабатывающее производство. Изделия «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений». Деревообрабатывающее производство. Изделия «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений». Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». Кондитерская фабрика. Изделия «Пирожное «Картошка», «Шоколадное печенье». Бытовая техника. Изделия «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Бытовая техника. Изделия «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы». Тепличное хозяйство. Проект «Цветы для школьной клумбы». Человек и вода (3 ч.) Водоканал. Изделие «Фильтр для очистки воды». Порт. Изделие «Канатная лестница». Узелковое плетение. Изделие «Браслет». Человек и воздух (3 ч.) Самолётостроение и ракетостроение. Изделие «Самолет». Самолётостроение и ракетостроение. Изделие «Ракетаноситель». Летательный аппарат. Воздушный змей. Изделие «Воздушный змей». Человек и информация (6 ч.) Издательское дело. Создание титульного листа. Изделие «Титульный лист». Издательское дело. Изделие «Работа с таблицами». Издательское дело. Создание содержания книги. Издательское дело. Создание содержания книги. Издательское дело. Создание содержания книги. Издательское дело. Создание содержания книги. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Итоговый урок (1 ч.) Итоговый урок. 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час 1 час